Типологические характеристики радиоканала 'Эхо Москвы'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,26 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Типологические характеристики радиоканала 'Эхо Москвы'

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы заключается в том, что радиостанция «Эхо Москвы», эфир которой ориентирован на новостное вещание, позволяет держать людей в курсе главных событий, что, несомненно, важно в современном, постоянно развивающемся мире. Это является одним из основных факторов, способствующих тому, что «Эхо Москвы» смогла завоевать широкую аудиторию. Еженедельно в Москве эту радиостанцию слушает около 2 миллионов человек, а в российских регионах в целом - около 7,1 миллионов человек [1]. Популярность радиоканала позволяет назвать его одной из самых цитируемых радиостанций России [2]. Однако следует выяснить, чем оправдан интерес аудитории к «Эху Москвы»: направленностью радиоканала на новостное вещание или умением журналистов радиостанции грамотно анализировать события. В связи с популярностью радиоканала формулируется цель данной курсовой работы - выявление типологических характеристик радиоканала «Эхо Москвы».

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

определить место и роль радиоканала «Эхо Москвы» в системе российского радиовещания;

проанализировать информационную программу «Своими глазами» на радиостанции «Эхо Москвы»;

рассмотреть деятельность журналистки радиоканала «Эхо Москвы» Ольги Бычковой и составить её творческий портрет.

Эмпирической базой курсовой работы являются выпуски еженедельной программы «Своими глазами», выходящей на радиостанции «Эхо Москвы» за период с октября по декабрь 2013 года.

Данная курсовая работа включает в себя введение, три параграфа, заключение, список литературы.

1. Место и роль «Эхо Москвы» в системе российского радиовещания

Прежде чем определить место и роль радиоканала «Эхо Москвы» в системе российского радиовещания, нужно охарактеризовать основные радиостанции России по типологическим признакам. Я.Н. Засурский выделяет следующие типологические характеристики радиоканалов: тип собственности, охват аудитории, содержательно-тематическая направленность, характер предлагаемой информации, функциональные характеристики, адресат сообщений [3]. В данном параграфе будут рассматриваться следующие радиостанции: «Радио России», «Маяк FM», «Русская служба новостей», «Русское радио», «Комсомольская правда» и «Эхо Москвы».

Сначала рассмотрим радиоканалы, находящиеся под руководством Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. К ним относятся «Радио России» и «Маяк FM»[4]. Основными слушателями «Радио России» являются «люди старших возрастных групп, с невысоким уровнем образования, пенсионеры» [5]. Эфир "Радио России" наполнен 182 передачами. «Радио России» является на данный момент единственной федеральной радиостанцией общего формата, производящей все виды радиопрограмм - информационные, общественно-политические, музыкальные, литературно-драматические, научно-познавательные и детские [6]. Здесь нужно пояснить, что такое формат. Е.Л. Вартанова определяет это понятие, как «совокупность жанровых, тематических и прочих признаков, формирующих концепцию вещания»[7]. Основу радиостанции «Радио России» составляют 58 познавательных программ, а также музыкальные передачи, количество которых достигает числа 45.

«Радио России» выполняет информационную и рекреативную функции, которые А.В. Курейчик считает основными для радиостанций [8]. Информационная функция радиоканала осуществляется посредством информационной программы «Вести», которая выходит в эфир 6 раз в день: в 06:02, 07:12, 10:02, 13:12, 16:12 и 18:12. Длительность одного новостного выпуска составляет от 10 до 15 минут. Рекреативную функцию «Радио России» выполняют 15 развлекательных программ, наполняющих эфир радиоканала. Из них можно выделить передачу «Курьёз на бис», представляющую собой викторину для любителей классической музыки, и «Поэтический минимум» - авторскую программу Дмитрия Воденникова о поэзии.

Говоря об особенностях «Радио России», можно привести слова В.Умановского: «Три радиостанции - «Эхо Москвы», «Спорт-FM» и «Маяк-FM» - передают только информацию, и лишь одна радиостанция - «Радио России» - умудряется сочетать вещи, может быть, несочетаемые - и музыку, и информацию»[9]. Действительно, радиостанция, эфир которой наполнен именно таким образом, составляет серьёзную конкуренцию остальным радиоканалам в современной системе российского радиовещания. Однако «Радио России» не попала в рейтинг самых цитируемых радиостанций страны [10].

Выше уже было сказано, что «Маяк FM», как и «Радио России», находится под руководством ВГТРК. К аудитории этой радиостанции Я.Н. Засурский относит людей «среднего и пожилого возраста, со средним уровнем образования, проживающих в сравнительно небольших городах» [11]. Стоит отметить, что Я.Н. Засурский называет главным компонентом программ информационных станций «выпуски новостей, которые идут в интенсивном режиме, а также оперативные комментарии, интервью, репортажи, обозрения» [12]. Таким образом, «Маяк FM» можно назвать информационной радиостанцией, ведь выпуски «Новостей» выходят в эфир радиоканала каждые полчаса.

Однако с 2007 года концепция вещания радиостанции начала меняться и ориентироваться на молодёжь [13]. Это привело к введению на «Маяке» такого явления, как инфотейнмент. Л.А. Васильева определяет инфотейнмент как «разыгрывание новости» [14]. Данное явление можно наблюдать в таких программах на «Маяке FM», как «Профилактика» и «Ивановы». В последней, например, мы можем услышать не только новости науки, но и как ведущие проводят различные игры. В игре «100 рублей» ведущие задают друг другу вопросы на различные темы, а проигравший отдаёт сопернику 100 рублей. В игре же под названием «30 кадр» участвуют слушатели. Её смысл состоит в том, чтобы угадать фильм по подсказкам ведущих и фрагментам кинокартины, включаемым в эфире. Но, несмотря на своеобразную наполненность эфира, в списке самых цитируемых радиостанций России «Маяк FM» стоит на восьмом месте [15].

Особое место среди информационных радиостанций занимает «Русская служба новостей», занимающая первое место в рейтинге самых цитируемых радиостанций России [16]. Её учредителем является «Русское радио». «Русская служба новостей» - коммерческий федеральный радиоканал, в эфир которого каждые полчаса выходят новостные выпуски. Здесь нужно отметить уникальность информации, которую радиостанция предоставляет своим слушателям: «Русская служба новостей» - не только радиоканал, но и информационное агентство, которое занимается «рассылкой новостей и интервью средствам массовой информации» [17]. То есть данную радиостанцию можно назвать одним из первоисточников новостной информации в системе российского радиовещания. Кроме кратких выпусков новостей, 3 раза в день на радиоканале выходит информационная программа «Главное за сегодня», которая длится от 20 до 80 минут. В программе обсуждаются главные события, произошедшие за день, и приводятся, как правило, по телефону комментарии очевидцев этих событий. Также в программе участвуют эксперты, находящиеся в студии, которые высказывают свою точку зрения по той или иной проблеме, касающейся произошедшего события.

Развлекательных передач на «Русской службе новостей» немного, что объясняется форматом радиостанции. Одной из них является одночасовая программа «Молочные друзья», выходящая в эфир в ночь со вторника на среду. Это передача о новостях из мира музыки и культуры, гостями которой являются представители различных музыкальных направлений. В настоящее время «Русская служба новостей» пользуется большой популярностью.

Перейдём к одному из самых рейтинговых российских музыкальных радиоканалов - «Русскому радио», являющимся федеральным и коммерческим, как и «Русская служба новостей». По данным официального сайта «Русского радио», еженедельная аудитория радиоканала достигает более 25 миллионов человек [18]. Я.Н. Засурский говорит, что радиостанцию слушают преимущественно «молодые, высокообразованные люди, студенты, а также респонденты со сравнительно высоким уровнем дохода, предприниматели и домохозяйки» [19].

Говоря об особенностях «Русского радио», нужно отметить первенство этой радиостанции в вещании только отечественной музыки [20]. Естественно, этот фактор не мог не повлиять на популярность радиоканала, а также на преемственность его концепции другими российскими радиостанциями [21]. Однако стремление «Русского радио» к лидерству привело к существенным минусам эфира, заключающимся в преобладании программ развлекательного характера. Их содержание заставляет усомниться в том, что целевой аудиторией радиоканала являются высокообразованные люди. Так, например, в выпуске программы «Русские перцы» от 31.12.2013, куда приходят звёзды российского шоу-бизнеса и делятся со слушателями своими планами, известный певец Валерий Леонтьев отвечал на вопросы ведущих. В их числе был следующий вопрос: «Как Вы относитесь к введению комендантского часа в Санкт-Петербурге?» Вопросы такого рода вызывают недоумение в том случае, когда их адресат не является экспертом. Естественно, никакой смысловой нагрузки данная передача не несёт.

Формат «Русского радио» подразумевает наличие инфотейнмента, который присутствует во всех программах радиостанции, кроме новостных выпусков. К примеру, в передаче «Русское информбюро» рассказывается о новостях без политики, в том числе о сплетнях из мира шоу-бизнеса. Таким образом, основная функция данного радиоканала - рекреативная. Однако информационная функция также выполняется «Русским радио» с помощью ежечасных выпусков новостей, материалы для которых предоставляет «Русская служба новостей».

Теперь обратимся к радиостанции «Эхо Москвы», которая, как предмет курсовой работы, будет проанализирована в данной главе более подробно, чем радиоканалы, рассмотренные выше. Если говорить о руководстве радиостанции, то необходимо упомянуть медиахолдинг «Газпром-медиа», который владеет 66% ЗАО «Эхо Москвы <#"justify">3. Творческий портрет ведущей радиоканала «Эхо Москвы» Ольги Бычковой

На «Эхе Москвы» работает много ярких и талантливых журналистов. Одним из них является Ольга Бычкова. Она родилась 4 мая 1973 года, окончила факультет журналистики Уральского государственного университета, затем начала работать в многотиражке Металлургического завода, «Московском комсомольце», «Московских новостях» [1]. Во время обоих путчей, 1991 и 1993 годов, Бычкова находилась в Белом доме [2]. Также журналистка работала на радио «Свобода» и телеканалах «НТВ» и «ТВЦ» [3]. Таким образом, можно сказать, что у Ольги Бычковой был уже богатый опыт работы до её прихода на радиостанцию «Эхо Москвы».

Что касается деятельности журналистки на «Эхе Москвы», то с декабря 1999 года она стала там ведущей «Новостей», а затем и программ «Арбатский Арс», «Меркантильный разговор», «Счётчик Бергера», «Газетный час», «Выбор за Вами»[4]. В 2000 году на радиостанции вышел выпуск программы «Сотрудники», гостьей которой стала Ольга Бычкова. В этой передаче сотрудники "Эха Москвы" рассказывают о самих себе и отвечают на вопросы слушателей. Бычкова тогда сказала следующее о журналистском образовании: «Я знаю очень много коллег, которые сроду не учились ни на каких факультетах журналистики. Я думаю, что не обязательно учиться на факультете журналистики» [5]. Такая точка зрения распространена уже давно, и ей придерживаются, в первую очередь, сами сотрудники СМИ, отсутствие журналистского образования у которых не помешало им работать журналистами. Это уже давно привело к возникновению и развитию тенденции непрофессионализма в журналистике. Но, несмотря на то, что Ольга Бычкова считает обучение на факультете журналистики необязательным, сама она, как было указано выше, окончила именно этот факультет.

Ведущая обладает широким кругозором, о чём свидетельствует её интерес к кулинарным книгам на разных языках: «Мне кажется, что это один из способов познакомиться с миром и узнать много интересного. Это же интересно. Можно, не выходя из дома и не тратя деньги и время на авиационные билеты, гостиницы и поездки, расширить свой кругозор»[6].Ольгу Бычкову также можно назвать человеком, который действительно заинтересован своим делом. О том, почему журналистка ведет именно новости, она сказала следующее: «И хотя уже масса историй повторяется из года в год одними и теми же кругами, и хотя одни и те же персонажи повторяют одни и те же слова, многое происходит на новом витке, но с повтором, но, тем не менее, почему-то расстаться с этим совершенно невозможно»[7]. Бычкову интересуют, прежде всего, политические новости. Вообще специализация журналиста на отдельной теме необходима. Об этом пишет в своей работе А.А. Шерель «Заметим, что, не найдя своей оригинальной темы, корреспондент вряд ли сможет стать сколько-нибудь заметной творческой личностью даже при наличии несомненного таланта» [8]. Стоит отметить, что появление Ольги Евгеньевны на радиоканале «Эхо Москвы» было воспринято слушателями положительно. Это оправдывает сообщение одного из слушателей радиостанции: «С приходом Ольги Бычковой на "Эхо Москвы" на радиостанции появился еще один узнаваемый голос. Оля - прекрасный информационник»[9]. Однако на должности ведущей «Новостей» Ольга Евгеньевна не остановилась, что характеризует её как работоспособного человека, стремящегося к саморазвитию. Это очень важные для журналиста качества, о чём пишет в своей работе Л.Г. Свитич [10]. Сейчас Бычкова ведёт на «Эхе Москвы» 5 программ: «96 страниц <#"justify">Заключение

Подводя итог курсовой работы, нужно сказать, что цель данной работы, а именно - выявление типологических характеристик радиоканала «Эхо Москвы» - выполнена. Аудитория радиостанции стабильна, а её эфир наполнен множеством информационных передач.

Выполнены также и задачи курсовой работы. Во-первых, определены место и роль радиоканала «Эхо Москвы» в системе российского радиовещания, из чего сделан вывод, что на сегодняшний день данная радиостанция находится практически вне конкуренции.

Во-вторых, проанализирована информационно-аналитическая программа «Своими глазами» на радиостанции «Эхо Москвы». Передача полностью оправдывает высокий рейтинг: в ней сообщается актуальная, достоверная и объективная информация, рассказанная очевидцами различных событий, регулярно осуществляется обратная связь со слушателями.

В-третьих, рассмотрена деятельность журналистки радиоканала «Эхо Москвы» Ольги Бычковой и составлен её творческий портрет. Основными профессиональными качествами и навыками Бычковой являются работоспособность, настойчивость, честность, осведомлённость, эрудированность, широкий кругозор, умение формулировать свои мысли, чётко высказывать и аргументировать свою точку зрения. Благодаря этим качествам, а также внимательности и вежливости к аудитории, Ольга Бычкова давно заслужила её признательность. Таких журналистов у «Эхо Москвы» много, что свидетельствует о качественном подборе сотрудников. Это лишний раз подчёркивает важный статус радиостанции.

Список литературы

1.Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М.: Аспект Пресс, 2003.

2.Васильева Л.А. Делаем новости. Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2003.

.Виноградова С.М. Слагаемые журналистской профессии. СПб , 2000

.Засурский Я.Н. Средства массовой информации России. Учебное пособие М.: Аспект Пресс, 2002.

.Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения, СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

.Колесниченко А.В. Практическая Журналистика. Учебное пособие. Издательство Московского университета, 2008.

.Корконосенко С.Г. - Основы журналистики. М.: Аспект Пресс.

.Курейчик А.В. Функциональные особенности FM-радиостанций, Издатель: БГУ, 2010.

.Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста, М.: Аспект Пресс, 2000.

.Мельник Г.С. Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации. Психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996 г.

.«Общество профессиональных журналистов. Кодекс этических норм», 1996.

.Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Изд. РИП-холдинг, 2000.

14.Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста, Изд-во: Академический Проект <http://www.ozon.ru/brand/856528/>, Гаудеамус <http://www.ozon.ru/brand/1912566/>, 2009.

.Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия: журналист, М: Аспект Пресс, 2007.

.Умановский В. Радио России. Новый облик. Радио: музыкальное, новостное, общественное... / Под ред. В.А. Сухаревой, А.А. Аллахвердова. - М.: Фонд независимого радиовещания, 2001.

.Шерель А.А. Радиожурналистика, Издательство Московского Университета, 2000.

Похожие работы на - Типологические характеристики радиоканала 'Эхо Москвы'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!