Страхование в международном коммерческом обороте

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,06 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Страхование в международном коммерческом обороте

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра гражданского права и процесса



КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Контракты в международной торговле»

на тему «Страхование в международном коммерческом обороте»


Выполнила: студентка 4-го курса

очной формы обучения экономического факультета, группа 441

К. М. Белякова

Проверил: М.М. Колесникова





Санкт-Петербург

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

ГЛАВА 1. Общая характеристика правового регулирования международной страховой деятельности

1.1 Анализ российской нормативно-правовой базы в сфере международной страховой деятельности

1.2 Анализ зарубежной нормативно-правовой базы в области страхования в международном коммерческом обороте

Глава 2. Деятельность в области страхования в международном коммерческом обороте

2.1 Российские и зарубежные институты, регулирующие международный коммерческий оборот

2.2 Проблемы и перспективы развития страхования международного коммерческого оборота
Заключение
Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Тема выбранной работы является актуальной, поскольку международная страховая деятельность направлена на обеспечение формирования и развития эффективно функционирующего международного рынка страховых услуг, создание необходимых условий для деятельности страховых организаций различных организационно-правовых форм и защита интересов страхователей. Находясь на высоком уровне развития, данные факторы ключевым образом влияют на благополучное развития международных экономических отношений, что в условиях современной глобализации играет немаловажную роль. Прогресс отечественного страхового рынка невозможен без интеграции в мировую систему. Расширение ассортимента проводимых видов международного страхования, изучение особенностей организации страхового дела в зарубежных странах и богатого опыта коммерческого страхования являются одной из наиболее важных предпосылок достижения российскими страховщиками мировых уровней и стандартов. В настоящее время международные экономические отношения утвердились и реализуются в следующих основных формах: международная торговля товарами и услугами, обмен в области науки и техники, движение капиталов и зарубежных инвестиций, валютно-кредитных отношений и т.п. Цель международного страхования - решение проблемы зашиты валютных интересов нашей страны, связанных с экспортно-импортными операциями, туризмом и автотуризмом деятельностью совместных предприятий.

Предмет исследования в данной работе - страхования в международном коммерческом обороте.

Объектом исследования выступают непосредственно особенности правового регулирования международной страховой деятельности, и современные тенденции развития страхования в сфере международного коммерческого оборота.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение теоретических аспектов правового регулирования международной страховой деятельности и подведение выводов относительно основных направлений развития страхования в международном коммерческом обороте в будущем.

Для достижения поставленной цели в ходе исследования темы курсовой работы предполагается решение следующих задач:

анализ зарубежных нормативно-правовых актов в области страхования в международном коммерческом обороте;

ознакомление с основными российскими нормативно-правовыми актами, регулирующими международную страховую деятельность;

обзор деятельности российских и зарубежных институтов в сфере регулирования международного коммерческого оборота;

идентификация проблем развития страхования международного коммерческого оборота

страхование международный коммерческий

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Анализ зарубежной нормативно-правовой базы в области страхования в международном коммерческом обороте

Прежде чем проводить анализ нормативно-правовой базы в сфере международного страхования, необходимо выделить некоторые его особенности.

Международное страхование регулирует отношения в сфере страхования с иностранным элементом:

отношения, субъекты которых имеют разную государственную принадлежность;

отношения, субъекты которых имеют одну государственную принадлежность, а объект (например, наследственное имущество) находится за границей;

отношения, возникновение, изменение или прекращение которых связаны с юридическим фактом, имеющим место за границей (например, заключение договора).

Так, в соответствии со ст. 1186 ГК РФ, право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо к гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров РФ, ГК РФ, других законов и обычаев, признаваемых в России. В данном параграфе будут рассмотрены исключительно международные договоры.

Также, следует иметь в виду, что международная страховая деятельность опосредуется двоякого рода отношениями:

отношениями гражданско-правового характера (имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения с участием иностранцев, осуществляющих предпринимательскую деятельность в форме внешней торговли товарами, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников),

отношениями публично-правового характера (отношения по публичной организации международной страховой деятельности).

Поэтому и источниками международного страхового права следует признать любые внешние формы выражения права, содержащие как нормы частного права, так и нормы публичного права, предназначенные для регулирования международной страховой деятельности.

Далее рассмотрим подробнее систему законов, регулирующих международное страхование в коммерческом обороте. Стоит также отметить, что значительный вклад в нормативно-правовую базу вносят и документы, регулирующие международное торговое право, поскольку именно данная отрасль права регулирует отношения в сфере международного коммерческого оборота.

Международные договоры. Среди международных договоров как источников международного коммерческого права следует, прежде всего, выделить многосторонние и двусторонние международные договоры. Многосторонние международные договоры заключаются группой стран, и тем самым создается универсальный международно-правовой режим отношений для лиц, имеющих соответствующую государственную принадлежность. В качестве примера, можно назвать Бреттон-Вудские соглашения и созданные ими Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк, Марракешские соглашения, учредившие Всемирную торговую организацию (ВТО), и многие другие.

На протяжении многих лет ведется активная работа различных международных организаций по подготовке и принятию многосторонних международных соглашений. Среди таких организаций следует упомянуть Гаагскую конференцию по международному частному праву, Комиссию ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), Международный институт по унификации частного права (УНИДРУА), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС) и ряд других. Ими разработаны десятки многосторонних международных соглашений в различных областях международного коммерческого права. К числу многосторонних международных договоров следует отнести также соглашения, которые хотя и не носят межгосударственного характера, но заключены самими участниками международных экономических отношений - транснациональными корпорациями, профессиональными ассоциациями.

Такие источники в сфере страхования в международном коммерческом обороте, не относящиеся ни к внутреннему (национальному) правопорядку, ни к межгосударственному правопорядку, получили название источников третьего правопорядка, поскольку появились как результат объединенных усилий участников международных экономических отношений.

Рассмотрим конкретные примеры. Страхование международных рисков и ответственности перевозчиков, страхование крупных проектов, включая проекты с участием иностранных инвестиций, уже сейчас контролируются зарубежными страховщиками либо напрямую, либо по каналам перестрахования. На этих сегментах очень часто отечественные компании используются иностранными страховщиками в качестве «фронтеров», полностью передающих ответственность за рубеж. Мощный иностранный капитал может оказаться сильнее национальных органов страхового надзора. Генеральное соглашение определяет возможности регулирования торговли услугами в соответствии с международными правилами. Сектор страхования включен в обязательства по открытию рынков, принятые членами Генерального соглашения в рамках Соглашения по финансовым услугам ВТО, заключенного в декабре 1997 г. Документы, содержащие эти обязательства, были распространены ВТО 26 февраля 1998 года. Генеральное соглашение не предписывает формы регулирования, применяемые на внутреннем рынке. Оно содержит общие принципы, которые должны соблюдаться при разработке регулирующих мер, затрагивающих международную торговлю. Это касается, прежде всего, доступа на рынок иностранных поставщиков услуг (режим наибольшего благоприятствования) и предотвращение дискриминации против тех, кто уже представлен на рынке (национальный режим).

Генеральное соглашение в сфере услуг и финансовых операций содержит Приложение с перечнем финансовых услуг, включая страхование и связанные с ним услуги: прямое страхование (страхование жизни и страхование иное, чем страхование жизни); перестрахование; деятельность страховых посредников (страховые агенты и брокеры); услуги, сопутствующие страхованию (консультации, актуарные расчеты, аудит, услуги по урегулированию претензий).

Принятый в соответствии с Генеральным соглашением перечень финансовых услуг, в том числе страховых, включает в себя 4 группы услуг: оказание услуг в трансграничной форме; предоставление услуг за границей; коммерческое присутствие; присутствие физических лиц. Наряду с режимом наибольшего благоприятствования и национальным режимом, прозрачностью законодательства и регулирования, Генеральное соглашение предусматривает: обеспечение надлежащей внутренней процедуры в отношении контроля над деятельностью страховых компаний (включая арбитраж и процедуры обращений); разработку механизмов признания лицензий, удостоверения профессиональной квалификации, которые предоставляются в других странах-участницах; гарантии того, что монополисты и другие эксклюзивные поставщики не нарушат принцип наибольшего благоприятствования и другие обязательства Генерального соглашения на внутреннем рынке.

Непосредственный режим доступа иностранных операторов на страховые рынки различается в зависимости от заинтересованности конкретного государства в сохранении «суверенитета» национальной страховой системы. Некоторые государства-члены ВТО приняли решение об отказе от такого «суверенитета». Чаще всего это было вызвано фактическим отсутствием на момент вступления в ВТО как самой национальной страховой отрасли, так и приоритетов в создании конкурентоспособного национального финансового сектора (страны Центральной Африки, Латинской Америки и др.).

Правовое регулирование страховой деятельности в странах Европейского Союза осуществляется в основном на основании таких нормативных актов: Договора об основании Европейского экономического сообщества (Рим, 25 марта 1957г.), общего Европейского Акта (Люксембург, 17 февраля 1986 г.), Договора о Европейском Союзе (Маастрихт, 17 февраля 1992г.), Первой Директивы Совета №73/239ЕЭС от 24 июля 1973г., Второй Директивы Совета №88/357/ЕЭС «Относительно согласования законов, подзаконных и административных положений относительно прямого страхования, кроме страхования жизни, и определяет положения для упрощения эффективного пользования свободой предоставления услуг и о внесении изменений в Директиву № 73/239/ЕЭС» от 22 июня 1988 г., Директивы Совета № 90/619/ЕЭС «Относительно согласования законов, постановлений и административных положений, которые касаются прямого страхования жизни, определяет положения для упрощения эффективного использования свободы предоставления услуг и вносит изменения в Директивы 79/267/ЕЭС» от8 ноября 1990 г., Рекомендаций Комиссии относительно страховых посредников (Брюссель, 18 декабря 1991 г.), Директивы Совета № 91/674/ ЕЭС «О годовой отчетности и консолидации счетов страховых предприятий» от 19 декабря 1991 г., Директива Совета №92/96/ ЕЭС «Относительно согласования законов, подзаконных и административных положений, которые касаются прямого страхования жизни и о внесении изменений в директивы 79/267/ЕЭС и 90/267/ЕЭС (третья директива которая касается страхования жизни)» от 10 ноября 1992 г., Директивы 2000/26/ ЕЭС Европейского Парламента и Совета «О сближении законов государств-членов относительно страхования гражданской ответственности собственников автотранспортных средств и о внесении изменений и дополнений в Директивы Совета №73/239/ЕЭС и №88/357/ ЕЭС (четвертая Директива страхования ответственности)» от 16 мая 2000 г.

Начиная с 1973года, Комиссия Европейского Союза приняла ряд директив с целью достижения гармонизации, дерегулирования и либерализации на страховых рынках Европы.

Основные направления принятых решений - отмена существующих ограничений на проведение различных видов страхования, а также более лояльные действия органов страхового надзора, которые касаются условий проведения страхования и установления тарифов для иностранных страховых компаний на внутренних рынках стран-членов ЕС. При этом право контроля за финансовой деятельностью иностранных страховых компаний остается исключительной прерогативой органов страхового надзора страны.

Такие инициативы являются результатом роста конкуренции в сфере тарифной политики и услуг, которые предлагаются страховщику. Одновременно менее значительные и более слабые компании были вынуждены оставить рынок европейских страховых услуг. На сегодня количество страховщиков, которые недавно насчитывали 4000 страховых компаний, начинает стремительно уменьшаться, и такая тенденция поглощения мелких страховых организаций длится почти десять лет. Одновременно большинство современных значительных страховщиков завоевали многие европейские рынки, размещая там свои филиалы или дочерние компании. Предоставление услуг вообще регламентировано Договором об основании Европейского сообщества, а именно разделом III «Свободное перемещение лиц, услуг и капиталов».

Договором предусмотрено постепенное снятие всяких ограничений на свободное предоставление услуг в границах Сообщества относительно граждан государств-членов, которые осуществляют свое право на предпринимательскую деятельность в государстве-члене Сообщества, кроме той, гражданину которой предоставляются услуги. Не нарушая положений об основании, лицо, которое предоставляет определенные виды услуг, имеет право временного ведения той или иной экономической деятельности в государстве, где предоставляются такие услуги, на тех же самих условиях, что и гражданин этой страны.

.2 Обзор правовых актов Российской Федерации, регулирующих международную страховую деятельность. Анализ общего содержания норм

В данной главе представлена общая характеристика российских нормативно-правовых актов, регулирующих международную страховую деятельность.

Прежде всего, стоит отметить, что в Российской Федерации под источниками страхового права (как международного, так и на уровне отдельного государства) следует понимать внешние формы выражения правовых норм, регулирующих страховую деятельность.

Справедливо полагать, что совокупность норм страхового права, законов, подзаконных актов и др. весьма внушительна: «она охватывает сегодня очень широкий круг регламентируемых объектов, исчисляется десятками тысяч единиц». К источникам страхового права относятся международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента и постановления Правительства России, ведомственные правовые акты, которые в совокупности образуют страховое законодательство, локальные правовые акты и обычаи делового оборота.

Что касается судебной практики, то, на наш взгляд, она не является источником страхового права. Однако в литературе можно встретить и другие мнения. Многие специалисты в области юриспруденции указывают, что авторы, придерживающиеся подобной позиции, не учитывают тот факт, что судебная практика во всех ее проявлениях «представляет собой, согласно Конституции Российской Федерации 1993 г., не правотворческую, а лишь правоприменительную деятельность. Это однозначно следует из конституционной концепции российской правовой государственности и конституционной регламентации принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную». Заметим, что отечественная правовая система является континентальной, в ней, в отличие от англосаксонской системы права, судебная практика источником страхового права быть не может.

Однако роль судебной практики в правовом регулировании отношений в сфере страховой деятельности неоспорима. Судебной практикой вырабатывается единообразное понимание и применение страхового законодательства судебными органами. В этой связи вызывает интерес информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 ноября 2003 г. № 75 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с исполнением договоров страхования». Информационное письмо содержит рекомендации для судебных органов по многочисленным актуальным и дискуссионным вопросам страхования, в частности касающихся наличия интереса в сохранении имущества, влияющего на действительность договора страхования имущества (ст. 930 ГК РФ); существенных условий договора страхования, его заключения и действительности; соотношения договора страхования, заявления на страхование, страхового полиса и правил страхования; отказа в осуществлении страховой выплаты; суброгации; перестрахования и т.п.

Некоторые подзаконные нормативные акты, регулирующие страховые отношения, в частности, письма и телеграммы Министерства финансов РФ и других федеральных министерств и ведомств, касающиеся вопросов страхования, не являются источниками страхового права. Точка зрения ученых придерживающихся подобной позиции, по нашему мнению противоречит действующему законодательству. Это обусловлено тем, что издание федеральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов в виде писем и телеграмм на основании п.2 Правил подготовки нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации не допускается. Так в частности, письмо Департамента страхового надзора Минфина РФ от 4 марта 2004 г. № 24-00/КП-44, разъясняющее некоторые положения Закона об организации страхового дела, несмотря на то, что содержит важные положения для толкования страховых норм, источником страхового права не является.

В отношении правил страхования как источника страхового права позиция учёных неоднозначна. ГК РФ, закрепляя общее правило о возникновении страховых обязательств из договора и возможности определения его условий в стандартных правилах страхования соответствующего вида, тем самым выдвигает данные правила в разряд специфических регулятивных норм (п. 1 ст. 943). Правила страхования (полисные правила) не могут быть признаны источником страхового права в строгом смысле слова, так как не обладают общеобязательной для страховщика и страхователя силой. Однако нельзя отрицать их регулятивного значения для конкретных страховых отношений, когда на их применение прямо указывается в самом договоре (страховом полисе) и когда они изложены в одном документе с договором (страховым полисом) либо приложены к нему, что должно быть удостоверено соответствующей записью в договоре (п. 2 ст. 943 ГК РФ). При этом по соглашению сторон отдельные положения правил могут быть изменены, дополнены или исключены (п. 3 ст. 943 ГК РФ).

Далее следует рассмотреть систему источников страхового права. В нее входит:

Конституция РФ от 12 декабря 1993 г;

законодательство о страховании;

нормы ГК РФ;

Федеральные законы РФ;

подзаконные нормативные акты;

ведомственные правовые акты;

обычаи делового оборота;

корпоративные (локальные) правовые акты;

общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры.

Конституция РФ является первоисточником для всех нормативных актов, в том числе и в сфере страхования. В ней закреплены основные принципы осуществления страхования как вида предпринимательской деятельности (ст. 8): единства экономического пространства, равенства форм собственности, свободы экономической деятельности, гарантии социальной защиты, поощрения добровольного социального страхования и т. п.

Законодательство о страховании. Страховое законодательство как подотрасль гражданского законодательства является предметом исключительной компетенции Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции РФ), а потому не подлежит регулированию законами или другими правовыми актами, принимаемыми субъектами Федерации или органами местного самоуправления. По ранее действовавшему законодательству такие акты издавались субъектами РФ, и согласно п. 3. Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ № 6/8 нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов РФ, изданных до введения в действие Конституции РФ, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции РФ и ГК РФ.

Разумеется, исключительное ведение Российской Федерации в сфере страхового законодательства исключает для ее субъектов возможность издавать не только собственные законы, но и свои иные нормативно-правовые акты. Данный вывод следует не только из существа исключительности компетенции РФ в сфере гражданского законодательства, но и из прямых указаний ГК РФ (пункты 3-7 ст.3) относительно того, что положения этого законодательства могут развиваться и конкретизироваться лишь подзаконными правовыми актами федерального уровня. Вместе с тем многие нормативные акты, регулирующие страховые отношения, содержат нормы, посвященные надзору и контролю за деятельностью страховой компании, требованиям к структуре ее капиталов и т. п., а это регулируется и нормами административного права. И соответственно подобные нормы могут содержаться не только в актах федерального значения. Субъекты Федерации и органы местного самоуправления имеют право принимать только те нормативные акты, которые определяют организационные предпосылки их участия в страховании.

Система страхового законодательства:

Нормы ГК РФ (глава 48 «Страхование», ст.ст. 927 - 970). Гражданский кодекс представляет собой основной закон в области страхового законодательства. Нормы ГК РФ регулируют лишь гражданско-правовые страховые отношения - обязательства по страхованию, устанавливая для любой их разновидности общие правила. При этом страховые обязательства урегулированы кодексом исчерпывающе, и поэтому они не могут включаться в предметную сферу каких-либо иных законов.

При применении норм ГК РФ о страховании необходимо учитывать, что страховая деятельность и возникающие в этой связи отношения, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, государственный надзор за страховой деятельностью и некоторые другие вопросы общего характера регулируются Законом об организации страхового дела. ГК РФ не содержит специальных норм-определений основных страховых понятий. В Законе об организации страхового дела такие нормы есть (например, определение страхового риска, страхового случая, страховой выплаты в ст. 9), и их необходимо иметь в виду при применении норм ГК РФ.

Кроме того, согласно ст. 970 ГК правила ГК РФ о страховании применяются в субсидиарном порядке к специальным видам страхования, установленным отдельными специальными законами (с безусловным соответствием их содержания нормам ГК РФ), принятие которых прямо предусмотрено кодексом (п. 2, 3 ст. 927, абз. 2 п. 2 ст. 968, п. 2 ст. 969, ст. 970): страхованию иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морскому страхованию (гл. XV КТМ), медицинскому страхованию (Закон РФ от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»), страхованию банковских вкладов, пенсионному страхованию взаимному страхованию, обязательному государственному страхованию.

Федеральные конституционные законы РФ. В частности, ст.36 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации» предусматривает обязательное государственное страхование судей военных судов, а также работников аппаратов военных судов, Военной коллегии и Судебного департамента из числа военнослужащих.

Федеральные законы РФ. В настоящее время страховую деятельность регулирует большое количество законов. Только обязательным видам страхования их посвящено более пятидесяти. Можно выделить следующие основные нормативные акты:

Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015 - I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» является основополагающим нормативным актом, регулирующим страховую деятельность, содержит основные понятия страхового права. Закон носит комплексный характер, поскольку помимо отношений между страховщиками и страхователями, лицами, занимающимися различными видами деятельности в сфере страхового дела или участвующими в них, призван также регулировать порядок обеспечения финансовой устойчивости страховщиков и порядок государственного надзора за деятельностью субъектов страхового дела, а также иные отношения, связанные с организацией страхового дела. Действие Закона распространяется на отношения по обязательному страхованию в части установления правовых основ регулирования указанных отношений. Закон об организации страхового дела наряду с ГК РФ, образуют фундамент российского страхового законодательства.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основы социальной защиты населения (работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения).

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125 «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Законом закреплены правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определен порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работников.

Закон Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» закрепил систему обязательного медицинского страхования.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ввёл систему ОПС в России.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы». Законом закреплены основы социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и т.д. Законодатель закрепил одинаковый объем и степень страховой защиты этих лиц.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 117-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» закрепил систему обязательного страхования вкладов, членами которой на конец 2006 года являлись около 1000 банков в России;

Подзаконные нормативные акты. Из большого количества подзаконных нормативных актов можно выделить следующие:

Указ Президента РФ от 7 июля 1992 г. № 750 «Об обязательном личном страховании пассажиров».

Указ Президента РФ от 6 апреля 1994 г. № 667 «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования».

Постановление Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 203 «Вопросы Федеральной службы страхового надзора». Этим постановлением указанная служба наделена полномочиями осуществлять функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 1996 г. № 1387 «О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации». Этим правовым актом был определен ряд мер, направленных на совершенствование законодательства, связанного со страховой деятельностью, а также предусмотрено участие международных финансовых организаций в финансировании мероприятий по развитию рынка страхования в России.

Постановление Правительства РФ от 07 мая 2003 г. № 263 «Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Следует особо выделить постановление Правительства РФ от 1 октября 1998 г.№ 1139 «Об основных направлениях развития национальной системы страхования РФ в 1998-2000 гг.», главной целью которого являлось создание эффективной системы страховой защиты интересов граждан и юридических лиц в РФ. Одним из основных направлений государства, в соответствии с этим постановлением, являлось обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования, повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, а также повышение эффективности методов государственного регулирования страховой деятельности.

В 2002 году Правительство РФ одобрило Концепцию развития страхования, в которой отмечено что на состояние экономики влияют значительные расходы, которые связаны с ликвидацией последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф и покрываются за счет бюджетных средств и средств граждан и юридических лиц. Из-за недостатка средств компенсация убытков зачастую происходит избирательно, в результате чего имущественные интересы граждан и юридических лиц в большей части ущемляются. В этой связи Правительство РФ определило шесть направлений реформирования рынка страхования: развитие добровольного и обязательного страхования; повышение капитализации рынка страховых услуг; совершенствование налогообложения и регулирования страховой деятельностью; участие иностранного капитала на рынке страховых услуг; совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью; совершенствование развития законодательства, регулирующего страхование. Заметим, что указанные направлений успешно претворяются в жизнь. С этой целью уже внесены поправки в ряд источников правового регулирования страхования.

Ведомственные правовые акты. В случаях, предусмотренных Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации», федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции могут принимать нормативные правовые акты, которые являются составной частью страхового законодательства. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7 ст.3 ГК РФ министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы, посвященные страхованию, только в случаях и в пределах, предусмотренных законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

В большей степени ведомственные правовые акты регулируют отношения обязательного государственного страхования служащих соответствующих министерств и ведомств, развивая и детализируя страховые нормы, посвященные тем или иным категориям служащих. Например, Приказ Министерства обороны РФ от 10 октября 1998 г. № 455 «Об организации в Министерстве обороны РФ обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы», Приказ Министерства юстиции РФ от 13 апреля 2006 г. № 114 «Об утверждении инструкции и проведении обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», Приказ Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ от 5 июля 2004 г. № 196 «Об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и другие.

Среди ведомственных правовых актов особое место занимают нормативные правовые акты специального органа - Федеральной службы страхового надзора (ранее - Росстрахнадзора), регулирующие важные публично-правовые стороны осуществления страховой деятельности: порядок и условия лицензирования, правила размещения страховых резервов, тарификации, статистической и бухгалтерской отчетности страховщиков и т.п. Например, Приказ Федеральной службы страхового надзора (далее - ФССН) от 24 марта 2005 г. № 26 «О размере (квоте) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций».

В результате преобразования структуры федеральных органов исполнительной власти функции Росстрахнадзора были переданы Федеральной службе страхового надзора. В этой связи специалистами в сфере страхования отмечается ряд проблем ведомственного регулирования. За время существования страхового надзора, функции которого выполнял то Росстрахнадзор, то Минфин России, было принято большое количество различных актов. Часть из них утратила силу в связи с вступлением в действие новой редакции Закона об организации страхового дела (например, Условия лицензирования страховой деятельности, Положение о порядке дачи предписания, ограничении и приостановлении действия лицензии, отзыве лицензии). Другая часть правовых актов признана недействующей, например, в виду того, что письма и разъяснения не являются нормативными правовыми актами. Некоторые приказы были признаны не подлежащими применению, поскольку не были зарегистрированы в Минюсте России. Но оставшееся сравнительно небольшая часть еще продолжает действовать (например, акты о формировании страховых резервов по видам иным, чем страхование жизни, нормативном соотношении активов и обязательств, статистической и бухгалтерской отчетности).

Характеризуя страховое законодательство в целом, необходимо отметить, что работа по его совершенствованию ведется бессистемно и с очевидным запаздыванием. Существует проблема систематизации страхового законодательства. Хотя говорить о кодификации страхового законодательства, несомненно, пока еще рано (некоторые аспекты страховой деятельности до сих пор не затронуты правовым регулированием или освещены крайне поверхностно: перестрахование, страховые пулы, вопросы ликвидации и банкротства страховых компаний, посредническая деятельность в области страхования), ввести определенную систематизацию объективно необходимо.

Как справедливо указывают Г.К. Голушко и С.В. Дедиков можно выделить следующие проблемные вопросы страхового законодательства:

во-первых, страховое законодательство не имеет стройной системы, предполагающей соответствующую конституционным принципам иерархию нормативно-правовых актов по видам и содержанию.

во-вторых, в страховом законодательстве отсутствует единообразное, четкое и исчерпывающее регулирование договорных отношений.

в-третьих, страховое законодательство, регламентирующее деятельность субъектов страхового дела, не обеспечивает достаточного для осуществления страхового надзора регулирования.

в-четвертых, в страховом законодательстве не заложены цели, задачи, принципы, общие условия и порядок проведения обязательного страхования

Далее в системе законов, регулирующих международное страхование в сфере коммерческого оборота, следуют корпоративные (локальные) правовые акты. К ним относятся уставы страховых организаций, правила внутреннего трудового распорядка, положения об оплате труда, коллективные договоры, типовые правила страхования и т.д.

Обычаи делового оборота. С учётом ст. 5 ГК РФ обычаем делового оборота, являющегося источником страхового права, признается сложившееся и широко применяемое в страховой деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Например, практика применения франшизы (убытка, который не подлежит возмещению), примерные условия договора страхования, когда в договоре нет отсылки к этим условиям (ст. 427 ГК РФ) или широко применяемый порядок оценки и возмещения вреда по количеству дней временной нетрудоспособности и страховой выплаты, исходя из количества оплачиваемых дней и установленного правилами (договором) страхования размера выплачиваемого ежедневного пособия. Можно отнести сюда и оговорки Института лондонских страховщиков по отдельным видам страхования, используемые в авиационном и морском страховании. В сфере морского страхования (marine insurance) традиционно используют специальные договоры страхования, которые заключаются обычно на стандартных английских условиях, поскольку английский страховой рынок является ведущим рынком в области морского страхования. Оговоркой о дополнительном покрытии (авиационная ответственность) AVN52D 19.09.01, опубликованной Ассоциацией авиационных страховщиков «Ллойдс», предусматривается принятие государственной гарантии, обеспечивающей обязательство страховщика по возмещению ущерба при страховании гражданской ответственности национальных авиаперевозчиков перед третьим лицом по военным и связанным с ним рискам.

Отдельно следует остановиться на профессиональной страховой терминологии, разработанной ещё зарубежными юристами. Многие термины и понятия, применяемые в международном страховании нашли свое применение в России. Например, «аддендум», «бонус», «лимит ответственности страховщика», «страховое покрытие» (insurance coverage), «абандон», «аджастер», «андеррайтер», «франшиза», «диспаша», «сюрвейер» и т.д. Совокупность понятий и терминов, применяемых в страховании и составляющих профессиональную страховую терминологию, позволяет вести разговор на одном языке между участниками страховых отношений. Указанную терминологию, как отмечает Л.А. Лунц, можно отнести к обыкновениям международного торгового оборота, которые не являются правовыми нормами и источниками права, но должны быть приняты во внимание при толковании сделок, ибо в случае сомнения надлежит считать, что смысл данного волеизъявления соответствует смыслу, который считается обычным в торговом обороте.

Обычай делового оборота выступает как средство восполнения пробелов в договоре и нормативных актах, посвященных страхованию. Следует указать, что обычаи делового оборота, согласно с п.2 ст.5 ГК РФ, занимают последнее место в иерархии источников правового регулирования страхования.

Последнее, что следует рассмотреть в данном разделе - общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры. Согласно ст. 15 Конституции РФ международные договоры, общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью правовой системы России, имеют приоритет над нормативными актами РФ и образуют особый уровень источников страхового права. Отечественное страховое право развивается во взаимодействии с международным правом. Как отмечается известным специалистом в области страхования Н.С. Ковалевской, многие страховые нормы пришли в национальное законодательство непосредственно из международных торговых обычаев либо из иностранного законодательства, закрепившего эти обычаи. Поскольку российское страховое право находится в стадии становления, оно активно впитывает в себя зарубежный трёхсотлетний опыт регулирования страховых отношений, где страховой рынок занимает достаточно большой сегмент, прочно занял своё место и давно уже показал свою состоятельность.

Нормы, регулирующие страховую деятельность, содержатся в ряде международных договоров. Следует отметить Универсальный договор от 1 января 1953 г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств», согласно которому была введена система зелёной карты; Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.), согласно которому специально предусмотрены виды страховых услуг, в отношении которых действует режим наиболее благоприятствуемой нации при трансграничном предоставлении услуг. Принятие Конвенции об учреждении Международной ассоциации страховых надзоров (IAIS) от 16 июня 1993 г. повлекло за собой не только участие России в указанной ассоциации, но и принятие Положения о Межгосударственном координационном совете руководителей органов страхового надзора государств - участников СНГ (Тбилиси, 3 июня 2005 г.). При страховании иностранных инвестиций в России необходимо учитывать положения Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МАГИ) (Сеул, 11 октября 1985 г.), согласно которым МАГИ предлагает систему защиты имущественных интересов иностранных инвесторов посредством страхования.

Международное право оказывает значительное влияние на многие виды страхования в России. Вовлечённость в международный оборот обуславливает влияние и проникновение международного права в сферу страхования нашей страны, которое впитывает в себя многие элементы мирового страхового рынка: терминологию, обычаи, виды и правила страхования и т.д.

ГЛАВА 2.ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОММЕРЧЕСКОМ ОБОРОТЕ

2.1 Российские и зарубежные институты, регулирующие страхование международного коммерческого оборота

Страхование внешнеэкономических связей осуществляется посредством проведения различных международных страховых операций. Международные страховые операции - это система хозяйственных связей между национальными экономиками различных стран по реализации страхового фонда.

Международные страховые операции по организационно-правовому признаку можно подразделить на следующие группы:

прямые международные договорные операции;

прямые страхования;

посреднические страхования;

операции международного перестрахования.

Прямые международные договорные операции означают, что полисодержатель (страхователь) одной страны заключает договор страхования со страховщиком другой страны. Данные операции заключаются как непосредственно главной конторой иностранного страховщика, так и через страховых брокеров.

Прямые страхования означают, что договоры страхования заключаются через агентские организации страховщика за границей. Эти операции осуществляются, когда отсутствует национальный страховой рынок, имеются конкретные финансово-коммерческие преимущества (более низкие тарифы, большой объем страхового покрытия, валютные факторы и т.п.) или факты юридического (фактического) принуждения (например, в соответствии с внешнеторговым контрактом на условиях СИФ), когда экспортер принимает обязательства застраховать товар у иностранного страховщика, назначенного импортером.

Посреднические страхования означают, что договоры страхования заключаются юридическими самостоятельными страховыми компаниями за границей, т.е. дочерними страховыми компаниями.

«Перестрахование - это система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания сбалансированного портфеля страхований, обеспечения финансовой устойчивости страховых операций».

Перестрахование представляет собой страхование одним страховщиком (перестрахователем) на определенных договором условиях риска исполнения всех или части своих обязательств перед страхователем у другого страховщика (перестраховщика).

На международном страховом рынке с целью передачи рисков полностью другим страховым или перестраховочным компаниям часто применяют фронтирование, или фронтинг (от англ. front - выходить на).

Фронтинг - это операция, в процессе которой компания оформляет страховой полис, но риск (часть или весь) передает другому страховщику, который не фигурирует в договоре и чаще всего остается не известным для страхователя. Другими словами, фронтинг означает принятие на страхование (в перестрахование) рисков с целью передачи их полностью или частично другим страховым компаниям, часто по просьбе последних за соответствующее вознаграждение.

Осуществляется в случае, когда страховщик желает попасть на рынок, куда он сам или его полисы не допускаются. Тогда страховщик обращается к местной страховой компании с предложением оформить за вознаграждение страховой полис, а затем переводит на себя риск и страховые взносы.

Страховая компания, выдающая по просьбе другого страховщика страховой полис, от своего имени, имея в виду, что 100% принятого риска будет перестраховано у того же страховщика, по просьбе которой выдается этот страховой полис, называется фронтирующей компанией, а сам страховой полис - фронт-полис (front policies).

Страховые компании весьма изобретательно подходят к оформлению фронт-полиса, поскольку юридическое лицо, выдавшее полис, считается ответчиком в случае возможных претензий.

На международном страховом рынке действует множество международных страховых институтов: ассоциации, бюро, группы, объединения, общества, комитеты, союзы, федерации. Дале представлена характеристика основных институтов, осуществляющих деятельность в области международного страхования.

международная организация актуариев (International Actuarial Association, IAA)

Год основания - 1895. Место нахождения штаб-квартиры - Брюссель. В качестве целей данная организация ставит осуществление международного сотрудничества и координацию деятельности национальных ассоциаций актуариев ряда стран. Организация издаёт материалы поконгрессов, научную литературу по актуарным вопросам. Членами организации могут быть отдельные специалисты-актуарии, разделяющие цели и задачи организации, а также её устав.

международная ассоциация страховых надзоров - МАСН (англ. International Association of Insurance Supervisors, IAIS).
Создана в 1994 году, штаб-квартира в Базеле, Швейцария. Приоритетной задачей ассоциации является сотрудничество для внедрения улучшений в процедуры надзора в страховой отрасли, как на национальном, так и на международном уровне для поддержания эффективного, справедливого, надежного и стабильного страхового рынка к выгоде и для защиты страхователей. Также организация способствует развитию хорошо регулируемых страховых рынков, внесению вклада в глобальную финансовую стабильность.
международная ассоциация по страхованию кредитов и поручительству (англ. The International Credit Insurance&Surety Association, ICISA)

Цели: содействие применению единообразного страхового покрытия по страхованию экспортных кредитов, изучение и сравнение практики проведения страхования экспортных кредитов в различных странах, обучение внутренних экспортёров различных стран практике использования страхования экспортных кредитов. Кроме того, МАСК проводит большую работу по обмену опытом и информацией, установлению связей между компаниями, занимающимися страхованием краткосрочных экспортных кредитов.

международная ассоциация обществ взаимного страхования - МАОВС

Международная ассоциация обществ взаимного страхования основана в 1963 году. Штаб-квартира находится в Амстердаме. Генеральный секретариат расположен в Париже. Ассоциация объединяет более 200 обществ взаимного страхования (ОВС) 26 стран. Цели: Координация деятельности, обмен опытом и информацией между обществами взаимного страхования различных стран

МАОВС представляет интересы своих членов в международных организациях ЕЭС, ЮНКТАД, развивает сотрудничество с национальными федерациями обществ взаимного страхования отдельных стран. Высший орган МАОВС - общее собрание членов ассоциации (собирается один раз в 2 года), которое избирает Комитет МАОВС - высший руководящий орган ассоциации (по 2 представителя от каждой страны-участницы). Комитет МАОВС избирает персональный состав Правления МАОВС, которое руководит деятельностью ассоциации в перерывах между заседаниями Комитета. При правлении ассоциации образуется Генеральный секретариат, который координирует текущую деятельность ассоциации и организует работу постоянно действующих рабочих групп по проблемам взаимного страхования в рамках Общего Рынка, налогообложения и финансовой устойчивости ОВС, гармонизации национальных законодательств о деятельности ОВС, международного сотрудничества, издательской деятельности.

МАОВС издаёт специализированные периодические издания, охватывающие широкий круг проблем методологии и практической стороны деятельности обществ взаимного страхования.

международная ассоциация страховых и перестраховочных посредников - BIPAR

Организация представляет собой объединение страховых агентов, страховых брокеров и иных посредников, связанных со страховым бизнесом. Основана в 1937 году. Штаб-квартира располагается в Париже. Организация представляет интересы 225 страховых агентов и брокеров, а также их региональных организаций.

Целями является: содействие международным контактам и обмену информацией между посредниками страхового рынка; проведение научных исследований по вопросам аквизиции, маркетинга в страховании.

Организация тесно взаимодействует с правительственными кругами ряда стран. Высший орган - ежегодно собирающаяся генеральная ассамблея, периодически проводятся международные конгрессы организации.

международная ассоциация страховых исследований - МАСИ

Представляет собой объединение научной общественности, занимающейся исследованиями в области теории и практики страхового дела. Одним из центральных вопросов исследования является анализ риска и страхования. Ассоциированными членами МАСИ являются президенты и главные управляющие 16 крупнейших страховых компаний США и Западной Европы. Организация основана в 1973 году. Штаб-квартира располагается в Женеве. Цели: Содействие прогрессу в научных исследованиях в области страхования, а также смежных областях научных знаний; распространение научных знаний о страховании; содействие росту общественного престижа профессии страховщика; организация и курирование специальных научных программ, имеющих отношение к страховому делу

МАСИ регулярно проводит научно-практические конференции, семинары, симпозиумы по страховой проблематике. Располагает обширной библиотекой по страхованию. Издаёт ряд периодических изданий. Присуждает почётные призы и награды авторам научных публикаций и исследований по страховой проблематике.

международное страховое общество - МСО

Представляет собой организацию страховщиков и центров обучения по проблемам страхования. Организация основана в 1965 году в США при содействии штатов Огайо и Техас. Цель организации - содействие в осуществлении образовательных и научных программ по вопросам страхования как части системы экономической безопасности, осуществление обмена страховой информацией между членами МСО. Организация объединяет представителей из 82 стран, состоит из приблизительно 1200 членов. Присуждает премии и дипломы за лучшие научные разработки. Проводит семинары и симпозиумы. Занимается издательской деятельностью.

международный союз морского страхования (англ. International Union of Mаrine Insurance, IUMI)

Штаб-квартира организации располагается в Цюрихе. Членами союза являются представители более чем 45 стран. Цели: проведение ежегодных конференций по вопросам морского страхования и развития морского страхования на международном рынке, организация обмена информацией между членами, осуществление мер по предотвращению убытков при морском страховании, содействие введению единообразного страхового обеспечения по договорам страхования в большинстве стран мира.

международный союз страховщиков технических рисков (англ. The International Association of Engineering Insurers, IMIA)

Союз основан в 1968 году в Мюнхене. Объединяет ряд ведущих страховых компаний. Издаёт специализированную периодику. Средства союза формируются за счёт членских взносов. Руководящие органы: постоянный Комитет, секретариат. Представляет собой организацию в сфере применения методологии анализа рисков для целей оптимизации решений в различных областях научной и практической деятельности. Основана в 1981 году в США. Объединяет более 2500 членов. Структурным подразделением организации является Исполнительный Комитет Европейского общества анализа риска (около 200 членов). Цели: Идентификация различных видов опасностей, их анализ и выявление путей и методов принятия таких решений, которые бы обеспечили безопасное проживание и устойчивое развитие общества, разработка решений вопросов анализа риска здоровью человека, разработка иерархической модели для оценки риска экологических катастроф. Интегральные оценки, данные статистического распределения и анализа риска, содержащиеся в докладах организации, используются в практике страховой работы.

международная федерация кооперативного страхования - МФКС Представляет собой объединение кооперативных страховых организаций. Объединяет кооперативные страховые организации 37 стран. Цели: содействие международному сотрудничеству в вопросах страхования и перестрахования между участниками МФКС, а также в обмене информацией, специалистами, организация стажировок специалистов, организационно-техническое и финансовое содействие в формировании инфраструктуры кооперативного страхования в развивающихся странах.

МФКС тесно взаимодействует с Международным кооперативным альянсом. Проводит технические семинары и другие формы обучения персонала кооперативных страховых организаций. Издаёт ряд периодических изданий.

европейское страхование

«Европейское страхование» (англ. Insurance Europe) (до марта 2012 года назывался Европейский страховой комитет (фр. Comité Europeen des Assurance (CEA),англ. European Insurance Committee (EIC)) - международная организация, объединяющая 34 национальные страховые и перестраховочные ассоциации Европы.

Основана в 1953 году. Штаб-квартира находится в Брюсселе, Бельгия. «Европейское страхование» объединяет 34 национальные ассоциации страховщиков и перестраховщиков, на долю которых приходится 95% всей собираемой в Европе страховой премии.

Главной задачей деятельности «Европейского страхования» является представление интересов и координация деятельности всех типов страховых и перестраховочных компаний. Наряду с этим комитет решает следующие задачи:

предоставление информации по вопросам теории и практики страхования;

содействие научным исследованиям в области страхования и перестрахования;

гармонизация национального законодательства стран-участниц;

представление интересов членов комитета в международных организациях.

В рамках «Европейского страхования» работают специализированные секции: страхования жизни; страхования "не жизни" - виды страхования, не относящиеся к страхованию жизни; медицинского страхования; международных отношений и перестрахования; взаимного страхования; экономики и финансов; налогообложения; статистики; социальных отношений и образования.

Высший орган - ежегодная Генеральная ассамблея.

Всероссийский союз страховщиков стал членом Европейского страхового комитета в 2004 году.

Бернский союз

Бернский союз - официальное название Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций (англ. International Union of Credit and Investment Insurers, IUCII).

Представляет собой неофициальное объединение страховых компаний, организаций, занимающихся страхованием экспортных кредитов и инвестиций. Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций был создан в 1934 году в Берне, Швейцария, под названием «Международный союз страховщиков для урегулирования кредитов». В 1957 году устав организации претерпел изменения и она получила название «Международный союз страховщиков кредитов».

С начала 1980-х годов носит современное название «Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций».

Союз зарегистрирован в Берне, секретариат находится в Париже.

Целью деятельности союза является выработка условий кредитования международной торговли и согласованные действия по страхованию экспортных кредитов, обмен опытом и информацией по страхованию экспортных кредитов.

Членами союза согласно его уставу могут быть только такие страховые организации, которые непосредственно занимаются страхованием экспортных кредитов. В настоящее время в союз входят около 50 организаций из разных стран.

Высшим органом управления союза является общее собрание, которое принимает новых членов союза, устанавливает размер членских взносов, утверждает бюджет и отчёт об исполнении бюджета.

Согласно уставу ни один член союза не отвечает по обязательствам союза и не несёт персональную ответственность за действия, совершаемые от имени союза.

В Российской Федерации все основные функции по регулированию страховой деятельности осуществляет Федеральная служба страхового надзора, в настоящее время находящаяся в ведении Министерства финансов. Федеральная служба страхового надзора являлась в 2004 - 2011 годах федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела). Федеральная служба страхового надзора была образована в соответствии с Указом Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и Постановлением Правительства РФ № 330 от 30 июня 2004 года «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора». До создания ФССН функции страхового надзора с сентября 1996 по март 2004 года выполнял Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ.

марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР (п. 2 Указа), которая теперь и осуществляет функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

Основные функции службы: принятие решений о выдаче или отказе в выдаче лицензий, об аннулировании, ограничении, приостановлении, восстановлении действия и отзыве лицензий;

выдача и отзыв квалификационных аттестатов;

ведение единого государственного реестра субъектов страхового дела и реестра объединений субъектов страхового дела;

осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела страхового законодательства, в том числе путем проведения проверок их деятельности;

осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела, в отношении которых принято решение об отзыве лицензии, сведений о прекращении их деятельности или об их ликвидации;

выдача предписаний субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства;

получение, обработка и анализ отчетности, представляемой субъектами страхового дела;

обращение в случаях предусмотренных законом в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

обобщение практики страхового надзора, разработка и представление в установленном порядке предложений по совершенствованию страхового законодательства, регулирующего осуществление страхового надзора.

На данный момент эти все полномочия переданы Министерству Финансов.

Согласно Закону РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 23.07.2013) «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации», к российским институтам в области страхования международного коммерческого оборота относятся различные страховые организации, общества взаимного страхования, страховые агенты, страховые брокеры, страховые акутарии, объединения субъектов страхового дела, в том числе саморегулируемые организации.

Ярким примером может послужить Российский союз автостраховщиков.

Российский Союз Автостраховщиков (РСА) является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования.

РСА учрежден 8 августа 2002 года 48 крупнейшими страховыми компаниями страны и имеет государственную регистрацию от 14 октября 2002 года. РСА осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" №40-ФЗ от 25.04.2002.

РСА внесен в единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков Министерства финансов Российской Федерации.

РСА - первое профобъединение на страховом рынке, статус которого закреплен законом. Целью Союза является обеспечение взаимодействия страховщиков и формирование правил профессиональной деятельности при осуществлении ими обязательного страхования и операций в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - международные системы страхования), представление и защита интересов страховщиков, связанных с осуществлением обязательного страхования, а также защита прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

.2 Проблемы и перспективы развития страхования международного коммерческого оборота

В данном параграфе будут рассмотрены проблемы, с которыми сталкивается страхование в сфере международного коммерческого оборота в России и будут представлены возможные перспективы развития данной сферы страхования. Начать следует с основных проблем функционирования данной отрасли.

Участие нашей страны в международной торговле страховыми услугами в сфере коммерческого оборота предусматривает предоставление страховым организациям с иностранным капиталом право деятельности на российском страховом рынке (коммерческое присутствие), а отечественным страховым организациям - возможность осуществления страховых операций на рынках зарубежных стран. Среди отечественных страховщиков высокий международный кредитный рейтинг имеет лишь организация «Ингосстрах», располагающая примерно третьей частью активов всех имеющихся страховых организаций. Вряд ли такая ситуация позволяет говорить о готовности российских страховщиков к конкурентной борьбе на мировом рынке страховых услуг.

Дальнейшее развитие международного страхования коммерческого оборота в России серьезно сдерживает низкий уровень капитализации и, в частности, недостаточный для динамичного развития размер уставного капитала большинства страховых организаций. Согласно данным Департамента страхового надзора, в 2005 г. уставный капитал 79% страховых организаций составлял менее 10 млн.руб. Более того, у некоторых страховщиков уставный капитал не полностью оплачен денежными средствами и иногда для его оплаты используются различные, финансовые механизмы и схемы.

По итогам предварительного анализа Федеральной службы страхового надзора, изложенного в письме от 16 июня 2004 г. № 44-ИЛ, по состоянию на 1 июня 2006 г. размер уставного капитала не соответствовал предъявляемым требованиям у 437 страховых организаций. Кроме того, 367 страховых организаций, осуществляющих страхование жизни и иные виды личного и имущественного страхования, имели оплаченный уставный капитал ниже размера в 20 млн.рублей, установленного законом для этих видов страховой деятельности. В качестве последовательного шага по реализации требований закона Федеральной службой страхового надзора приказом от 16 августа 2004 г. № 18 отозваны лицензии у 151 страховщика. Для динамичного развития отечественного бизнеса сохраняется немало препятствий:

недостаточный уровень прозрачности деятельности страховых организаций;

нормативные ограничения на участие в уставном капитале иностранных инвесторов;

влияние популистских подходов к страхованию со стороны политической элиты, особенно в период предвыборных кампаний;

сфера страховых услуг в современной российской экономике продолжает развиваться, и, безусловно, отраслевая нормативная база не всегда успевает за динамикой рыночных реалий.

Помимо несовершенства страхового законодательства сохраняются и другие факторы, существенно влияющие на развитие страховой отрасли. Эксперты и специалисты ВСС выделяют несколько условий и предпосылок роста отечественного страхового бизнеса:

политическая стабильность, экономический рост и повышение благосостояния населения;

наличие платежеспособного спроса организаций и граждан на страховые услуги;

совершенствование нормативной базы страхового дела;

формирование страховой культуры населения и понимания экономической целесообразности страхования;

долгосрочное и перспективное планирование развития страхового бизнеса;

привлечение стратегических (включая зарубежных) инвесторов в сферу страхования;

обеспечение большей прозрачности страхового бизнеса, в том числе и через оценку его на фондовом рынке;

самоорганизация страхового бизнеса, развитие начал самоуправления на основе профессиональных интересов страхового сообщества;

эффективная деятельность профессиональных ассоциаций страховщиков, страховых посредников и обществ по защите прав страхователей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на современном этапе развития рынка страховых услуг в России, развитость страхования в международном коммерческом обороте сдерживают множество факторов. Но тем не менее, существуют положительные перспективы прогрессирования данной сферы услуг в нашей стране в ближайшее время при соблюдении всех перечисленных выше условий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективный рынок страхования способствует повышению устойчивости экономики, обеспечивает гибкое управление индивидуальными и общими рисками и средствами отдельных граждан. Страхование в сфере международного коммерческого оборота является немаловажным аспектом развития российской экономики и требует особого внимания к основным проблемам, стоящим на пути развития и повышения показателей данной отрасли.

В данной работе были поставлены следующие задачи:

анализ зарубежных нормативно-правовых актов в области страхования в международном коммерческом обороте;

ознакомление с основными российскими нормативно-правовыми актами, регулирующими международную страховую деятельность;

обзор деятельности российских и зарубежных институтов в сфере регулирования страхования международного коммерческого оборота;

идентификация проблем развития страхования международного коммерческого оборота;

Подводя итог, можно сказать, что в ходе работы:

читатель был ознакомлен с основными зарубежными нормативно-правовыми актами в сфере международного страхования;

были рассмотрены ключевые российские законы, регулирующие страхование в международном коммерческом обороте;

автором также были изучены основные направления деятельности российских и зарубежных организаций, регулирующих международное страхование;

в последнем параграфе был произведен анализ данных и установлены основные проблемы и перспективы развития международного страхования в сфере коммерческого оборота;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ануфриева Л.П. Международное частное право. Том третий. - М.: Издательство БЕК, 2002 - 768 с.

Богуславский М.М. Международное частное право - М.: Юристъ, 2005 - 604 с.

Васин Ю.И., Щукин В.Н. Страховое право - М.: Юристъ, 2001 - 283 с.

Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. - М.: Стаут, 2004 - 510 с.

Вилкова Н.Г. Юридические способы продвижения товаров в международном коммерческом обороте. - М.: ВАВТ, 2009 - 139 с.

Голушко Г.К., Дедиков С.В. О системе страхового законодательства // Юридическая и правовая работа в страховании. - 2006. - № 1

Ерпылева Н.Ю. Внешнеэкономическая деятельность: международное частное право и российское законодательство. Сборник нормативных документов - М.: Москва, 1999 - 888 с.

Комендантов С.В. Проблемы законодательного обеспечения вступления РФ во Всемирную торговую организацию // Международное публичное и частное право. - 2005 - № 4 [#"justify">Лунц Л.А. Курс международного частного права. Общая часть. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2005 - 384 c.

Маковский А.Л. Международное частное право. Иностранное законодательство - М.: Стаут, 2001 - 892 с.

Н.И. Марышева. Гражданский кодекс РФ. Часть третья. Раздел YI «Международное частное право». Комментарий и постатейные материалы - М.: Юридическая фирма «Контракт», 2004 - 823 с.

Нерсесянц В.С. Судебная практика как источник права - М.: Институт государства и права РАН, 1997 - 48 с.

Попондопуло В.Ф. Международное торговое право - М.: Омега-Л, 2005 - 472 с.

Распоряжение Правительства РФ от 1 октября 2004 г. № 1258-р // СЗ РФ. 2004. № 41. Ст. 4061

Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. № 1361-р «О концепции развития страхования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 39

Рассолова Т.М. Страховое право - М.:Юнити-Дана, 2008 - 368 с.

Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование - М.:ИНФРА, 2002 - 312 с.

Сухарев А.Я., Крутских В.Е. Большой юридический словарь - М.: Инфра-М, 2009 - 864 с.

Толстых В.Л. Международное частное право: коллизионное регулирование. - М.: Юридический центр Пресс, 2004 - 524 с.

Феонова Л.А. Внешнеэкономические контракты. Сборник договоров, комментарии - М.: ПРИОР, 2001 - 432 с.

Похожие работы на - Страхование в международном коммерческом обороте

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!