Совершенствование работы Фонда социального страхования РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,05 Мб
  • Опубликовано:
    2014-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование работы Фонда социального страхования РФ

Содержание

Введение

Глава 1. Фонд социального страхования РФ, его назначение и место в реализации социальной политики государства

1.1 История развития системы социального страхования в России

1.2 Сущность, задачи работы фонда социального обеспечения Российской Федерации

1.3 Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Фонд

Глава 2. Механизм функционирования ФСС РФ

2.1 Управление Фондом социального страхования Российской Федерации

2.2 Контроль за средствами государственного социального страхования и финансово-хозяйственной деятельностью Фонда

2.3 Анализ доходов и расходов Фонда социального страхования       

3 Совершенствование работы Фонда социального страхования РФ

3.1 Реформирование системы социального страхования

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

фонд социальное страхование

Введение

Современная рыночная экономика создает адекватную систему социальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальное страхование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечивать преемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественной солидарности и социальной справедливости.

К задачам социального страхования относятся: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.

Тема курсовой работы " Фонд социального страхования: роль, функции, эффективность деятельности ". Актуальность выбранной темы заключается в первостепенной важности самого фонда для обеспечения гарантированных государством пособий. Целью данной работы является рассмотрение Фонда Социального Страхования как важнейшего внебюджетного фонда в финансовой системе государства.

Существование государственного социального страхования - это объективная необходимость и условие нормального, устойчивого развития современного общества. Поэтому и был создан Фонд Социального Страхования, посредством которого государство концентрирует значительные финансовые ресурсы и тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны. Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть историю развития системы социального страхования в России;

изучить сущность, задачи работы фонда социального страхования;

рассмотреть порядок уплаты страховых взносов работодателями;

рассмотреть основы управления фондом;

изучить особенности контроля за деятельностью фонда;

проанализировать доходы и расходы Фонда;

- изучить направления реформирования деятельности Фонда социального страхования.

Глава 1. Фонд социального страхования РФ, его назначение и место в реализации социальной политики государства

.1 История развития системы социального страхования в России

июня 1903 года с высочайшего соизволения императора Николая II в Российской империи были введены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Этот день считается официальной датой рождения государственного социального страхования в России.

Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Оно гарантировало обеспечение всех наемных работников независимо от характера труда пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем. С 1922 года выплата пособий была передана непосредственно предприятиям в счет страховых взносов.

В 1929 году государственное социальное страхование обрело единый бюджет. А с 1931 года за счет соцстраховских средств начато финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха в специализированных учреждениях (санатории, пансионаты, дома отдыха), а также финансирование детских оздоровительных лагерей. В лексиконе профсоюзных деятелей появляется понятие «профилактики заболеваемости». Начато строительство советской санаторно-курортной «фабрики здоровья». С 1933 года социальное страхование перешло под управление советских профсоюзов.

С 1 января 1991 года на основании Постановления Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов от 25 декабря 1990 года 600/9-3 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» был образован внебюджетный Фонд социального страхования Российской Федерации. С 1993 года Фонд становится финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.

Фонд социального страхования России как самостоятельная организация был образован с 1 января 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации Независимых Профсоюзов РСФСР «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» от 25 декабря 1990 года № 600/9-3. Управление Фондом социального страхования России было возложено на Совет Федерации Независимых Профсоюзов.

Под руководством профсоюзов в короткие сроки была сформирована организационная структура управления социальным страхованием, построенная по такому же территориально-отраслевому принципу, как и организационная структура самих профсоюзов. В субъектах Российской Федерации были созданы региональные отделения, а при отраслевых профсоюзах - отраслевые отделения Фонда, подчиненные центру.

Продолжая управлять социальным страхованием, профсоюзы укомплектовали Фонд и его исполнительные органы квалифицированными кадрами, которые до создания Фонда работали в сфере социального страхования профсоюзных органов. Назначение руководящих кадров региональных и отраслевых отделений Фонда осуществлялось Советами территориальных профсоюзных объединений и ЦК отраслевых профсоюзов. На эти должности в порядке перевода были назначены председатели, заместители председателей, а также заведующие отделами социального страхования территориальных и отраслевых профсоюзных органов. Практически все специалисты по социальному страхованию, работавшие в профсоюзах, перешли в центральный аппарат и исполнительные органы Фонда социального страхования.

Однако уже через полтора года указом Президента Российской Федерации Фонд был выведен из-под управления профсоюзов и приобрел статус автономного государственного финансово-кредитного учреждения со своим бюджетом.

февраля 1994 года постановлением Правительства Российской Федерации № 101 было утверждено Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации - основной нормативный документ, который и по сей день (с соответствующими изменениями и дополнениями) определяет организационную структуру Фонда и основные направления его деятельности.

Управление социальным страхованием от профсоюзов перешло к Правительству Российской Федерации. Структура управления социальным страхованием выглядела в 1994 году как показано на схеме № 1 Приложение А.

По мере расширения функций и увеличения объема работы в сфере этого взаимодействия, координацию совместной работы осуществлять из центра становилось все сложнее. Поэтому приказом Фонда часть функций по координации взаимодействия с аппаратом полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (информационного характера и функции по проведению совместных совещаний) были переданы в региональные отделения Фонда, расположенные в центрах федеральных округов (г. Новосибирск, г. Екатеринбург и г. Ростов-на-Дону).

К началу 2000 годов окончательно сформировалась территориальная организационная структура управления социальным страхованием (схема № 2, Приложение Б), определились основные направления деятельности Фонда, в том числе в сфере организационно-кадровой работы. Она стала системной и носит плановый характер.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Ныне Фонд представляет собой специализированную структуру, обеспечивающую функционирование всей многоуровневой системы государственного социального страхования. Фонд финансирует выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и ежемесячного пособия до достижения ребенком возраста полутора лет, а также пособия на погребение умерших.

Кроме того, Фонд финансирует санаторно-курортное обслуживание работающих и членов их семей, детскую летнюю оздоровительную кампанию. <#"698143.files/image001.gif">

Рисунок 2.1 - Динамика доходов и расходов Фонда социального страхования РФ в период с 2004 по 2010гг.

Сопоставление динамики доходов и расходов ФСС РФ с 2004 по 2010гг. приводит к следующим выводам:

На протяжении 2004-2006 гг. объемы доходов превышают объемы расходов фонда. С 2007 года наметилась тенденция превышения расходов фонда над его доходами. необходимо выяснить причины такого явления:

повышение размеров выплат пособий гражданам;

уменьшение объемов собранных взносов;

неграмотное управление доходами фонда и т.д.

Рассмотрим более подробно расходы фонда на выплату каждого из пособий.

Рисунок 2.2 - Динамика расходов и количества оплаченных дней пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию за 2004 -2010 годы.

Анализ динамики расходов и оплаченных дней пособий по временной нетрудоспособности ФСС за 2004 по 2010гг. показал рост данного вида расходов с 68,6 млр. руб. до 182,5 млр. руб. при этом количество оплаченных дней уменьшилось с 435,9 млн. дней до 392,6 млн. дн.. Это связано с тем, что с 2005 года оплата больничного за счет Фонда происходит с третьего дня болезни. С 2011 года с четвертого дня.

Рассмотрим расходы на выплату пособий по беременности и родам и количество оплаченных дней.

Рисунок 2.3 - Динамика расходов и количества оплаченных дней пособий по беременности и родам за 2004-2010 гг.

Динамика расходов и количества оплаченных дней пособий по беременности и родам за 2004 -2010гг. положительна наблюдается рост с 12 млр. руб. до 67,3 млр. руб. или 5,6 раза. Количество оплаченных дней также увеличилось с 103,8 млн. дней до 145,4 млн. дней.

Рисунок 2.4 - Динамика расходов на выплату пособий по материнству

Динамика расходов на выплату пособий по материнству с 2004 по 2010гг. положительна , наблюдается рост с 24,6 млр. руб. до 160,5 млр. руб. Наибольшие темпы роста данного показателя наблюдаются в 2007 году и составляют 95,6% по сравнению с 2006 годом. Это связано с наибольшим темпом роста рождаемости 8,8% по сравнению с 2006 годом.

Проанализируем динамику расходов и количества выплаченных пособий при рождении ребенка за 2004-2010годы (рисунок 2.5).

Рисунок 2.5 - Динамика расходов и количества выплаченных пособий при рождении ребенка за 2004-2010 годы.

Динамика расходов выплаченных на пособия при рождении ребенка положительная. Рост составил 9,1 млр. руб. с 4,7 млр. руб. до 13,8 млр. руб. работающему населению и 3 млр. руб. (2 млр. руб. до 5 млр. руб . ) неработающему населению.

Следующее анализируемое пособие, женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Рисунок 2.6 - Динамика расходов и числа выплаченных единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

Сопоставление расходов и числа выплаченных единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, показывает рост выплат по данному виду расходов со 143 млн. руб. до 321,2 млн. руб. Так же наблюдается и количественный рост числа выплаченных пособий с 433,5 тыс. выплат до 717,3 тыс. выплат.

Существует также система пособий и страховых выплат от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний .


Рисунок 2.7 - Динамика расходов на выплату пособий и страховых выплат от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2004 -2010гг.

Динамика расходов на оплату больничных по несчатсным случаям положительная и составляет прирост 1,6 млр. руб. с 2004 по 2010гг. При этом количество оплаченных календарных дней уменьшается с 5,2 тыс. дней до 4,3 тыс. дней.

Таким образом, проведенный анализ показал увеличение расходов Фонда на социальные выплаты гражданам различного характера, что свидетельствует о росте социальной защищенности граждан РФ. однако Доходы Фонда не покрывают расходы ,что свидетельствует о недостаточном поступлении от работодателей. Это связано с несколькими причинами, одной из которых является рост неофициальных заработков, так называемых выплат в конвертах. реформирование системы социального страхования призвано устранять недостатки этой системы.

3. Совершенствование работы Фонда социального страхования РФ

.1 Реформирование системы социального страхования

С 01.01.2010 года вступил в силу новый Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Указанный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В связи с этим, статьей 24 Федерального закона РФ от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, а именно, глава 24 «Единый социальный налог» признана утратившей силу.

Соответственно с 01.01.2010 работодатели-страхователи уплачивают страховые взносы на обязательное социальное страхование непосредственно в Фонд социального страхования РФ.

В соответствии с указанным Федеральным законом, в 2010 предусмотрен тариф страховых взносов, подлежащий уплате в Фонд социального страхования РФ в размере 2,9% от базы для начисления страховых взносов, которая устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. Выплаты в пользу работника свыше этой суммы облагаться взносами уже не будут.

Для страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, в 2010 году сохраняется действующий механизм налогообложения.

В связи с переходом с 1 января 2010 года на уплату страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством расчёты по единому социальному налогу должны были быть завершены до конца 2009 года. Для этого организациям необходимо было провести сверку данных о наличии и размере задолженности по единому социальному налогу в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ, с данными территориальных налоговых органов по итогам первого полугодия 2009 года. Особое внимание следует обратить на переплату единого социального налога, допущенную страхователем при перечислении денежных средств. По итогам сверки необходимо выяснить причины расхождений, внести соответствующие изменения.

По задолженности за Фондом социального страхования РФ, сложившейся в результате превышения расходов над начисленным единым социальным налогом, организациям необходимо своевременно обратиться за возмещением средств в отделение Фонда, по возврату допущенной переплаты по единому социальному налогу в налоговый орган по месту регистрации.

По задолженности за страхователями организациям необходимо произвести перечисления задолженности и ежемесячно до конца года уплачивать текущие платежи.

Федеральным законом от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлен единый тариф страховых взносов, подлежащих уплате в бюджет Фонда социального страхования РФ страхователями - плательщиками страховых взносов (2,9%), и предельная величина базы для начисления страховых взносов (415 000 рублей за календарный год), которая подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации. При этом, в отличие от прежнего порядка, база для начисления страховых взносов определяется отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчётного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. Уплата страховых взносов страхователями производится на соответствующие счета Федерального казначейства.

Законом о страховых взносах предусмотрено, что в 2010 году не уплачивают страховые взносы организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог, уплачивающих единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности. Указанные страхователи уплачивают в 2010 году налоги в порядке, действующем по состоянию на 2010 год. Однако, поскольку Федеральный закон от 31.12.2002 №190-ФЗ утратил силу с 01.01.2010 года, назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам будет осуществляться вышеуказанными категориями страхователей в общем порядке, то есть, за первые два дня временной нетрудоспособности - за счёт средств работодателя, с третьего дня - за счёт средств Фонда социального страхования РФ.

Предусмотрено предоставление плательщиками страховых взносов расчётов по начисленным и уплаченным страховым взносам по установленным форматам в электронной форме с электронной цифровой подписью: для плательщиков, у которых среднесписочная численность за предшествующий расчётный период превышает 100 человек - с 01.01.2010 года; для плательщиков, у которых среднесписочная численность превышает 50 человек - с 01.01.2011 года.

Установлены состав правонарушений и меры ответственности (штрафы), применяемые за нарушение плательщиками страховых взносов законодательства по обязательному социальному страхованию.

Кроме того, Законом № 213-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию".

Во-первых, изменилось само название закона. В новой редакции закон называется "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".

Во-вторых, в Закон № 255-ФЗ включены нормы, определяющие условия, размеры и порядок обеспечения ежемесячным пособием по уходу за ребёнком лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В-третьих, изменён состав заработка, из которого будут исчисляться пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребёнком застрахованным лицам. Так, введена норма об исчислении пособий из фактического заработка застрахованного лица, на который начисляются страховые взносы на обязательное социальное страхование с учётом установленной предельной величины базы для обложения страховыми взносами (415 000 рублей в год). В результате введения такого ограничения предельные суммы выплат, которые смогут получить застрахованные лица в 2010 году, составят:

от 20 750 рублей до 34 583 рубля - предельные суммы пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от страхового стажа застрахованного лица;

34 583 рубля - предельная сумма пособия по беременности и родам;

13 833 рубля - предельная сумма ежемесячного пособия по уходу за ребёнком.

Необходимо обратить внимание на нормы, регулирующие порядок выплаты пособий застрахованным лицам, занятым у нескольких страхователей. В частности, начиная с 2010 года, выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам указанным лицам, как и до 2010 года, будет осуществляться по всем местам работы, а ежемесячного пособия по уходу за ребёнком - только по одному месту работы по выбору застрахованного лица.

Начиная с 2010 года, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, включаемыми в страховой стаж до 2010 года, будут засчитываться нестраховые периоды: прохождение военной службы или иной службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1.

Изменился порядок и срок уплаты страховых взносов для лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. С 01.01.2010 указанная категория лиц приобретает право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

Изменения коснулись и порядка расчета пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. В случае, если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

Важно отметить, что Федеральный закон № 255-ФЗ теперь регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования не только на случай временной нетрудоспособности, но и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

С 1 января 2011 внесены изменения в расчет пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до 1,5 лет.

Изменен расчетный период, за который учитывается заработок застрахованного лица при исчислении пособий. С 2011 г. в соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, который рассчитывается за два календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай. При этом в расчет берется заработок, полученный сотрудником у другого работодателя (работодателей). Исключение составляет случай, когда пособия застрахованному лицу назначаются и выплачиваются на основании ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ по всем местам его работы, службы или иной деятельности. Напомним, что до 2011 г. средний заработок для расчета пособий определялся за 12 последних месяцев, предшествовавших месяцу наступления страхового случая.

В ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрены некоторые особенности исчисления среднего заработка в расчетный период.

Так, если в расчетном периоде работница находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, то эти годы могут не включаться в расчет (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). В таком случае для исчисления среднего заработка женщина вправе использовать любой другой год (годы) при условии, что это приведет к увеличению пособия. Напомним, что до 2011 г. действовала следующая схема. Если застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением страхового случая, то сумма пособия исчислялась исходя из среднего заработка работника за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествовавших месяцу наступления предыдущего страхового случая (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п. 11 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375).

Кроме того, минимальный размер оплаты труда признается средним заработком застрахованного лица, если в расчетные периоды оно не имело заработка или средний заработок был ниже МРОТ (новая ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

В ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ предусмотрена еще одна особенность исчисления среднего заработка. Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени данного лица.

Однако, как бы ни рассчитывался средний заработок, в ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ оговаривается, что в любом случае исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше установленного минимального размера. Напомним, что с 2011 г. этот размер пособия по уходу за первым ребенком равен 2194,34 руб., за вторым и последующими детьми - 4388,67 руб. (подробнее см. "Определен размер индексации детских пособий с 2011 г.").

Следует отметить, что указанный порядок обязательно применяется только при исчислении пособия по временной нетрудоспособности (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). В период с 1 января 2011 г. по 31 декабря 2012 г. женщины вправе выбрать новый или старый порядок исчисления пособий по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). Подробнее см. "Особый порядок исчисления пособий по беременности и родам, а также по уходу за ребенком".

Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности),

При долечивании застрахованного лица в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период пребывания в санаторно-курортном учреждении, но не более чем за 24 календарных дня.

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу:

) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием;

2) в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

) в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается:

) при амбулаторном лечении ребенка - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка;

) при стационарном лечении ребенка - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи при его амбулаторном лечении, за исключением случаев ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Таблица 3.1 - Сравнение пособий 2010 и 2011

2010

2011

Источник выплаты пособия по собственной нетрудоспособности

Пособие за первые 2 дня временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ

Пособие за первые 3 дня временной нетрудоспособности выплачивается за счет средств страхователя, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ (ст. 3, п.2, п.п. 1 255-ФЗ)

Место выплаты пособия

Пособия выплачиваются по всем местам работы

Пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам выплачивается по одному месту работы с учетом заработка у других работодателей, либо по всем местам работы Пособие по уходу за ребенком выплачивается по одному месту работы

Начисления, принимаемые в расчет

В расчет включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые включаются в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ, за исключением начислений, рассчитанных исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности

В средний заработок, исходя из которого, исчисляются пособия, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы у других страхователей (ст.14 п. 1-2 255-ФЗ).

Расчет среднего заработка

Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, определяется путем деления суммы начисленного заработка за период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

Средний дневной заработок для исчисления пособий определяется путем деления суммы начислений за 2 года с учетом ограничения в 415 000 за каждый год на 730 (ст.14 п. 3 255-ФЗ).

Расчет из МРОТ

Определяется средний дневной заработок исходя из МРОТ за каждый месяц и умножается на количество дней болезни в каждом из месяцев. Полученные значения суммируются.

Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. Средний дневной заработок определяется как МРОТ*24/730


Претерпел изменения и Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В рамках обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривается финансирование медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших работников, а также предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Фонд продолжит осуществлять единовременные и ежемесячные страховые выплаты. На 2010 год установлены максимальный размер ежемесячной выплаты 49520 рублей и единовременная выплата в сумме 64400 рублей. Тарифы страховых взносов не изменились. С 2010 года из перечня расходов ФСС исключены выплаты «нестрахового» характера. Соответственно, за счет получаемых страховых взносов на обязательное социальное страхование с 2010 года Фондом социального страхования будут осуществляться расходы на следующие выплаты застрахованным (работающим) гражданам:

пособие по беременности и родам,

единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности,

пособие при рождении ребенка,

пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию,

социальное пособие на погребение.

Контроль за уплатой страховых взносов, а также за расходованием средств на выплату пособий будет осуществляться путем проведения камеральных и выездных проверок страхователей территориальными органами Фонда. Установлены состав правонарушений и меры ответственности, которые будут применяться к плательщикам страховых взносов и банкам, при нарушении ими законодательства.

Кроме того, введены нормы, предусматривающие ответственность Фонда за нарушение сроков возврата излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, за излишнее взыскание страховых взносов, за причинение страхователям убытков вследствие неправомерных действий или бездействия Фонда.

Хотелось бы отметить, что основной целью системы обязательного социального страхования является формирование средств фонда социального страхования, направляемых на материальную поддержку нуждающихся в определенных случаях.

Важно отметить, что в переходный период 2011- 2014 годов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов. Тарифы страховых взносов в ФСС РФ на переходный период отражены в таблице 3.2.

Таблица 3.2-Тарифы страховых взносов в ФСС РФ на переходный период 2011- 2014 г.г.

ПОКАЗАТЕЛИ

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

Для основной категории налогоплательщиков и в организациях, имеющих статус организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (%)

2,9

Для сельхозпроизводителей (%)

1,9

2,4

2,9

В организациях, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (%)

-

  1,9

2,4

2,9

В организациях, использующих труд инвалидов (%)

-

1,9

2,4

2,9

В организациях, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе:

 

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения (%)

 -

2,9

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (%)

  -

2,9

Единый сельскохозяйственный налог (%)

-

1,9

2,4

2,9


Принятые законы позволят в полной мере начать реализацию основных принципов социального страхования, направленных на установление прямой зависимости между заработком работника и размером пособия, а также на формирование достаточно серьезного источника доходов Фонда социального страхования. В конечном итоге главная задача изменений - улучшение социального обеспечения граждан России.

Хотелось бы обратить внимание на еще одно важное нововведение. В случае невозможности выплаты страхователем пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком по причине недостаточности денежных средств на его счете в кредитной организации, назначение и выплата указанных пособий осуществляется территориальным органом страховщика, то есть ФСС.

Подводя итог вышеизложенному, можно особенно подчеркнуть - система обязательного социального страхования в нашем государстве постоянно совершенствуется, и это позволяет гражданам чувствовать себя более защищенными.

Заключение

Подведя итоги написанной работы, можно сделать вывод, что цель работы достигнута. Отражена огромная роль Фонда Социального Страхования РФ как важнейшего звена в системе государственного социального страхования страны.

В ходе написания работы решены следующие задачи:

рассмотрена история развития системы социального страхования в России;

изучины сущность, задачи работы фонда социального страхования;

рассмотрен порядок уплаты страховых взносов работодателями;

рассмотрены основы управления фондом;

изучены особенности контроля за деятельностью фонда;

проанализирована деятельность Фонда с 2004 по 2010гг.

Система социального страхования органически связана с системой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием на рынке труда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением в будущем. Пока формирование системы социального страхования не увязано с указанными выше факторами, которые во многом определяют качественные ее характеристики - уровень страховых выплат, качество и объем услуг по лечению и оздоровлению трудящихся, построить эффективную систему социальной защиты в стране не удастся. Страхованием, которое предполагает решение многих технических вопросов, должны заниматься профессиональные страховщики, которые дойдут до каждого предприятия, посчитают конкретный риск, возьмут конкретные суммы страховых взносов на этот риск. При этом должны быть более широко использованы актуарные расчеты при определении тарифов страховых взносов.

Организационные проблемы социального страхования в современной России

Государственно-политические

Законодательно-правовые

Кадровые

Организационно-технологические

Морально-этические

Информационно-просветительные

Управленческие

Общие проблемы системы обязательного социального страхования

Сохранение нестраховых принципов

Отсутствие зависимости уровня выплачиваемых пособий от размеров отчислений

Нет достаточного обоснования уровня социальных выплат

Неблагоприятные демографические тенденции

Новый характер приобрела наша социальная политика и будет приобретать и в дальнейшем. Во-первых, ее главным объектом должны стать не просто социальные отрасли, а, прежде всего, сам гражданин, и именно для человека должны развиваться те социальные сферы, в которые в последнее время вкладываются значительные деньги. Целевое приложение этих средств, и здравоохранение, и образование, и социальная поддержка, сфера занятости, культура, жилищная, демографическая и семейная политика.

Именно и для этого был создан фонд социального страхования, для реализации социальной политики Российской Федерации.

Основные направления реформирования системы обязательного социального страхования:

Соблюдение конституционных прав граждан РФ

Четкое определение целей, задач и источников финансирования по различным видам социального страхования

Соблюдение страховых принципов

Развитие персонифицированного учета во всей системе ОСС

Адекватность уровня социальной защиты размерам страховых платежей

Устранение дублирования функций

Создание условий для достижения финансовой устойчивости системы ОСС

Благоприятные социально-экономические последствия реформ в системе социального страхования

Создание условий для снижения налоговой нагрузки на ФОТ

Установление объективно обоснованных тарифов страховых взносов

Сохранение уровня государственных гарантий гражданам по временной нетрудоспособности и материнству, недопущение снижения размеров социальных пособий

Обеспечение сбалансированности между суммой обязательных платежей в рамках ОСС и размерами обеспечения по страхованию

Достижение финансовой стабилизации системы ОСС и создание предпосылок для ее устойчивого развития на основе сбалансированности доходов и расходов

Участие негосударственных институтов в системах ОМС и ОСС;

Упорядочение систем расчета и выплаты пособий по ОСС

Повышение роли сторон социального партнерства в управлении ФСС

Создание условий для роста заработной платы, вывода заработной платы из ”тени” при увеличении объемов средств на социальное страхование

Список использованной литературы

Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993.

Федеральный закон " Об основах обязательного социального страхования" от 16.07. 1999 г. №165 - ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. №29. Ст.3686.

Федеральный закон "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" от 07.08. 2000 г. №122 - ФЗ. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №33. Ст.3348.

О фонде социального страхования Российской Федерации: указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. №822 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. - 1992г. - №6. - Ст.319.

О фонде социального страхования Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994г. №101 // Собр. Актов Президента и Правительства РФ. - 1994. - №8. - Ст.599.

Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. / И.М. Александров. - М.: Дашков и К, 2010. - 486 с.

Анисимов, С.А. Бюджетная политика как источник экономического роста / С. А. Анисимов, В.А. Максимов // Финансы. - 2009. - № 1. - С. 16 - 18.

Бабич А.М., Егоров Е.В. и др. Социальное страхование в России и за рубежом. - М.: РАГС, 2008.

Бабич А.М., Егоров Е.В., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. Учебное пособие. - М.: МГТУ. - 2009. - С. 340

Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М, 2009.

Государственные и муниципальные финансы : учеб. пособие / ред. Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ. - 2010. - С. 319

Жукова, С.С. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды : учеб. пособие / С.С. Жукова, А.В. Абышева ; Тюм. гос. ун-т, Ин -т дистанц. образ., Междунар. ин-т финансов, управления и бизнеса. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ. - 2010. - С. 164

Ильюхина Т.М. Виды пособий по обязательному социальному страхованию. // Вестник государственного социального страхования. Социальный мир. - 2009. - № 7.

Коломин Е.В. Основные предпосылки и направления повышения социально-экономической эффективности страхования // - Финансы. -2010. - № 1. - С. 3 - 7.

Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учеб. - М.: ИФРА-М, 2008.

Придачук, М.П. Построение бюджетирования, ориентированного на результат / М.П. Придачук // Финансы и кредит. - 2008. - № 15. - С. 64 - 66.

Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Издательство "Экзамен" 2008.

Социальная политика: реформы социального страхования // Общество и экономика - 2007. - № 10-11.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Организационная структура Фонда социального страхования Российской Федерации (с 1994 года)

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Похожие работы на - Совершенствование работы Фонда социального страхования РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!