Внешнеторговая политика государства и направления совершенствования товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Мировая экономика, МЭО
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Внешнеторговая политика государства и направления совершенствования товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Экономический факультет

Кафедра международного менеджмента










КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Международная экономика

«Внешнеторговая политика государства и направления совершенствования товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь»


Студента 3 курса заочного отделения Каленик В.В.





Минск 2013

Объект исследования: внешнеэкономическая политика и структура внешней торговли Республики Беларусь.

Предмет исследования: тенденции во внешнеторговой политике Республики Беларусь.

Цель курсовой работы: на основе анализа внешнеторговой политики разработать направления совершенствования товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь.

Задачи исследования:

) рассмотреть внешнеторговую политику: сущность, виды и основные инструменты;

) изучить структуру внешней торговли Республики Беларусь;

) исследовать направления совершенствования внешней торговли Республики Беларусь.

Методы исследования: системный подход, анализ и синтез.

Введение

В условиях развития международных экономических отношений огромное значение имеет оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Грамотно построенная система таможенных тарифов способствует развитию внутреннего рынка страны. Поскольку внешняя торговля является одной из важнейших форм международных связей и от того, насколько эффективна внешнеторговая политика государства, зависит его место на мировом рынке. Основными задачами внешнеторговой деятельности Республики Беларусь на данном этапе развития и в будущем являются создание условий для обеспечения устойчивого сбалансированного экономического роста и повышение уровня благосостояния народа.

Актуальность данной темы:

)в перспективе расширения экспортно-импортных операций количество стран-участниц внешнеторговых отношений с республикой увеличивается;

)Республика Беларусь имеет импортную зависимость, при этом ориентируется на экспорт.

В соответствии с вышеуказанными задачами построена и структура курсовой работы, которая включает введение, три основных раздела, заключение и список использованных источников.

В перовой главе рассмотрена внешнеторговая политика: сущность, виды и основные инструменты.

Второй раздел имеет два подраздела, в котором анализируется внешнеторговая политика РБ.

В третьей главе рассматриваются перспективы развития внешней торговли РБ, пути совершенствования географической и товарной структуры внешней торговли РБ.

1. Внешнеторговая политика: сущность, виды и основные инструменты

Разные страны занимают в мировой экономике в целом и на отдельных товарных рынках различное положение. Для защиты своих интересов каждый участник международной торговли старается совершить определенные действия, т.е. проводит определенную политику в данной сфере.

В условиях развития международных экономических отношений все большую значимость приобретает оптимальная внешнеторговая политика каждой страны. Современные внешнеэкономические отношения вносят много нового и специфического в процесс развития национальных экономик. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Структурные сдвиги, происходящие в экономике стран под влиянием научно-технической революции, специализация и кооперирование промышленного производства усиливают взаимодействие национальных хозяйств. Это способствует активизации международной торговли.

Под термином «внешнеторговая политика» понимается государственная политика, непосредственно влияющая на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг [3, с. 664].

Исторически сформировались два типа внешнеторговой политики - протекционизм и фритредерство (свободная торговля). Протекционизм (protectionism) - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики [2, с. 199]. Протекционизм способствует развитию в стране определенных отраслей производства. В аграрных странах он часто является необходимым условием индустриализации. При протекционизме сокращается безработица. Однако слишком длительное применение этой политики может привести и приводит к экономическому застою, т.к. если устранить иностранную конкуренцию, то ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.

Свобода торговли (free trade) - политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложения [2, с. 199]. Однако, это не означает, что государство вообще устраняется от влияния на это направление хозяйственной деятельности. Оно заключает договоры с другими странами, чтобы предоставить максимальную свободу своим хозяйствующим субъектам. Проведение политики свободной торговли позволяет получить наибольшую выгоду от международного экономического обмена в основном странам экономически более развитым, хотя в чистом виде она никогда и нигде не применялась.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;

изменение объемов экспорта и импорта;

изменение структуры внешней торговли;

обеспечение страны необходимыми ресурсами (сырьем, энергией и т.д.);

изменение соотношения экспортных и импортных цен [5, с. 87].

Все государства мира имеют в своем арсенале механизмы, позволяющие им поддерживать свои торговые связи с одними странами и ограничивать импорт из других стран. Эти механизмы иначе называются инструментами торговой политики.

Все инструменты торговой политики можно классифицировать на несколько основных групп:

·тарифы или таможенные пошлины;

·импортные квоты;

·нетарифные барьеры;

·добровольные экспортные ограничения;

·экспортные субсидии и компенсационные пошлины;

·демпинг, антидемпинговые мероприятия.

К наиболее распространенным формам относятся:

а) таможенные пошлины;

б) импортные квоты.

Остановимся более подробно на каждом из инструментов внешнеторговой политики.

Таможенные пошлины - фактический налог на импортируемую продукцию. Сущность этого инструмента выражается в акцизном налоге на импортируемый товар. В отдельных случаях тариф или таможенную пошлину вводят для того, чтобы ограничить, или свести к минимуму ввоз отдельных импортных товаров.

Импортные квоты - ограничение объемов иностранных товаров, которые могут быть проданы внутри страны. Этот инструмент протекционистской политики государства обеспечивает установление максимально возможных объемов импорта по отдельным товарам и за определенный период времени. Эксперты в сфере мировой экономики считают импортную квоту одним из самых эффективных инструментов сдерживания международной торговли. Это обусловлено тем, что она полностью запрещает импорт товара сверх определенного лимита.

Нетарифные барьеры представляют собой ограничения международной торговли с помощью системы лицензирования, то есть приобретения лицензий на торговлю определенным товаром. Повышая цену лицензий, а также ограничивая их количество, государство может в оптимальных границах ограничивать импорт того или иного товара.

Добровольные экспортные ограничения - инструмент ограничения экспорта на добровольных началах. Цель - стремление избежать введения более жестких барьеров в отношении импорта.

Экспортные субсидии и компенсационные пошлины - это нетарифные инструменты торговой политики, с помощью которых стимулируется экспорт товаров с использованием государственных дотаций и льгот.

Демпинг - серьезный инструмент проведения протекционистской политики. Сущность - в международной ценовой дискриминации. Демпинг относится к так называемым запрещенным приемам ведения торговой политики. Особенную опасность представляет долговременный демпинг. Для борьбы с этим инструментом могут вводиться антидемпинговые пошлины. Эти пошлины приносят существенные выгоды импортирующей стране, заставляя импортера еще больше снижать цену.

Главной целью внешнеторговой политики является защита национальных интересов на мировом рынке. Также задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентоспособными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

Методы и формы государственного регулирования, рассмотренные выше, это лишь основные инструменты внешнеторговой политики. На практике их гораздо больше. В последнее время широкое распространение получили технические барьеры, которые представляют собой административное регулирование, в результате которого происходит дискриминация импортных товаров в пользу отечественных при помощи специфических стандартов качества, норм безопасности, санитарных ограничений и др.

внешнеторговый экспорт импорт

2. Внешнеторговая политика Республики Беларусь

.1 Состояние внешней торговли

Беларусь относится к числу малых индустриальных стран с ограниченными природными ресурсами и незначительной емкостью внутреннего рынка. В связи с этим активная внешнеэкономическая деятельность приобретает в республике приоритетное значение и во многом определяет общий характер развития хозяйственного комплекса. Важным условием экономического роста становится расширение экспортного потенциала, с которым связаны валютные поступления, необходимые для структурной перестройки экономики, модернизации производства, закупок топливно-сырьевых ресурсов. Экспорт является одним из основных приоритетов развития белорусской экономики. В структуре экономики экспорт традиционно составляет более половины валового внутреннего продукта, в силу чего является одним из основных источников обеспечения устойчивого экономического роста в стране. Внешняя торговля Республики Беларусь подверглась определенной структурной трансформации в посткризисный период развития мировой торговли. Сегодня взят курс на увеличение доли наукоемкой и высокотехнологичной продукции в структуре экспорта, диверсификации поставок на новые рынки.

Расширение внешнеэкономических связей Республики Беларусь является одной из узловых проблем стабилизации и развития национальной экономики на современном этапе. В РБ внешнеторговая политика строится на основе сочетания принципов свободной торговли и протекционизма, что позволяет реализовать стратегию формирования экспортоориентированного и импортозамещающего производства и соответствует стране, которая решает проблемы открытости своей экономики. Экспортоориентированными отраслями белорусской промышленности являются машиностроение, металлообработка, нефтехимическая, деревообрабатывающая, целлюлознобумажная, легкая и пищевая промышленность. Отраслями экспортоориентированных услуг - транспортные и деловые услуги. Среди предприятий - «Беларусь-калий», «Гродно-Азот», Минский тракторный завод, «Гомсельмаш», МАЗ, БелАЗ и др. Объектами импортозамещения выступает продукция отраслей, которые обладают максимальным потенциалом в замещении импортируемых товаров, обеспечены ресурсами и могут дать быстрый эффект при их ориентации на экспорт. Среди таких отраслей можно выделить: быстро окупаемые отрасли промышленности, ориентированные на прямой потребительский спрос (пищевая, легкая промышленность, производство дешевой мебели); организация импортозамещающих производств на неэффективно используемых производственных площадях предприятий; развитие трудоемких и наукоемких отраслей и производств (оборудование, машины, отдельные виды комплектующих изделий, узлов). Товарным сегментом импортозамещения являются: продукция машиностроения и металлургии, химического комплекса, деревообрабатывающей отрасли, пищевой и табачной промышленности, товары лесной и целлюлозно-бумажной отрасли.

В соответствии с Основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2015 года главной целью внешнеэкономической деятельности является создание благоприятных условий для повышения эффективности экономики, ее модернизации на основе углубления взаимодействия страны с мировым рынком.

Структура промышленного комплекса Республики Беларусь определяет высокую степень открытости экономики, ее ориентированность на внешние рынки. Более 50% производимых в стране товаров поставляется на экспорт. В последнее десятилетие динамика внешней торговли Республики Беларусь характеризуется стремительным увеличением объемов товарооборота и услуг. Это обусловлено высокими темпами экономического роста, повышением научно-технического и транзитного потенциала, участием в интеграционных процессах в рамках СНГ, а также диверсификацией торгово-экономических отношений с другими регионами мира [11].

Однако в 2006-2010 годах экономика Республики Беларусь столкнулась с проблемами на внешнем рынке, спровоцированными как мировым финансово-экономическим кризисом, усиливающимися тенденциями глобализации и либерализации мировой экономики, так и внутренними факторами развития.

Важнейшие из них:

.возрастание глобальной конкуренции на рынках товаров (услуг), капиталов, технологий;

.ужесточение условий доступа к сырьевым, энергетическим, водным и продовольственным ресурсам, а также транспортным коридорам;

.усиление роли инновационного экономического роста и наращивания экспорта на фоне снижения значимости традиционных факторов развития национальных экономик [13].

Республика Беларусь в торгово-экономических отношениях с другими странами использует 3 вида торговых режимов:

2)Режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ):

предполагает установление в международных договорах и соглашениях положений, при которых каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне не менее благоприятные условия в области экономических, торговых и иных отношений, какие она предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству. РНБ устанавливается на взаимной основе путем заключения много- и двусторонних международных договоров. Список стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, определен в приложении 3 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2007 г. № 699 «Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин» (Приложение 1);

)Преференциальный режим (система преференций):

Преференциальный режим предусматривает предоставление развитыми странами в одностороннем порядке торговых преференций развивающимся и наименее развитым странам на принципах всеобщности, недискриминации и невзаимности. В рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации в целях содействия экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран на таможенной территории государств-членов Таможенного союза применяется единая система тарифных преференций Таможенного союза. В отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран-пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в Перечень, применяется ставка ввозной таможенной пошлины в размере 0 (ноль)%.

Тарифные преференции предоставляются только при условии:

·непосредственной закупки таких товаров в этих странах;

·прямой поставки их на единую таможенную территорию;

·предоставления декларации-сертификата о происхождении товара по форме «А» (за исключением партий товаров таможенной стоимостью, эквивалентной не более 5000 долларов США) [11].

Таможенно-тарифное регулирование в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с нормами Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (далее - ТС/ЕЭП) и основано на унификации международных договоров, важнейшими из которых являются:

. Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) ВТО;

. Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Заключена в Брюсселе 14.06.1983);

. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП;

.Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле).

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

.таможенный тариф;

.таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу;

.таможенные процедуры;

.Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности.

Динамика объемов внешней торговли Республики Беларусь за 2010-2013 года представлена в таблице 1 [4].

Таблица 1. Внешняя торговля товарами РБ

201020112012Январь-сентябрь 2013, млн долларов СШАянварь-сентябрь, млн долларов СШАза год, млн долларов СШАОборот66 103,594 283,177 130,4100 71367 078,7Экспорт29 301,746 537,140 506,551 860,733 353,2Импорт36 801,847 746,036 623,948 852,333 725,5Сальдо-7 500,1-1 208,93 882,63 008,4-372,3

К уровню января-сентября 2012 г. из расчета в текущих ценах объем внешней торговли товарами и услугами Республики Беларусь составил 87%, экспорт - 82,3%, импорт - 92,1%.

2.2 Анализ географической структуры внешней торговли РБ

Беларусь поддерживает торговые отношения более чем со 180 государствами мира.

Ниже приведены две таблицы географической структуры экспорта (таблица 2) и импорта (таблица 3) за январь-сентябрь 2013 года по основным торговым партнерам [7, с. 20].

Таблица 2. Географическая структура экспорта РБ

Январь-сентябрь 2013 г (млн долларов США)Январь-сентябрь 2013 г. к январю-сентябрю 2012 г. (%)К общему объему экспорта (%)Всего28 55778,7100Россия12 560105,844Украина3 28875,911,5Германия1 312100,54,6Нидерланды3 12046,810,9Китай391100,91,4Польша58678,12,1Италия704155,52,5Литва80484,92,8Соединенное Королевство553142,91,9Казахстан6391002,2Латвия43614,11,5Бразилия40757,81,4США63119,80,2Турция148138,80,5Франция6499,50,2Бельгия159108,60,6

Таблица 3. Географическая структура импорта РБ

Январь-сентябрь 2013 г (млн долларов США)Январь-сентябрь 2013 г. к январю-сентябрю 2012 г. (%)К общему объему импорта (%)Всего38 82191,4100Россия17 08579,653,7Украина1 55492,54,9Германия22751247,2Нидерланды323102,11,0Китай2 123137,36,7Польша1 1331173,6Италия785118,72,5Литва3181241,0Соединенное Королевство304113,91,0Казахстан6267,10,2Латвия108101,30,3Бразилия11873,90,4США43588,51,4Турция291122,30,9Франция368118,41,2Бельгия266104,60,8

Обобщающие данные:

Экспорт в страны СНГ снизился на 1,2%, составив 17,1 млрд. долл. США. Экспорт в страны вне СНГ снизился на 39,8%, составив 11,1 млрд. долл. США. Импорт Республики Беларусь в рассматриваемом периоде снизился на 8,5% и составил 31,8 млрд. долл. США. Импорт из стран СНГ снизился на 19,2%, составив 18,8 млрд. долл. США. Импорт из стран вне СНГ увеличился на 13,1%, составив 13,0 млрд. долл. США.

Основным приоритетным партнером Беларуси является Российская Федерация, на ее долю приходится 40% белорусского экспорта и более половины объема импорта. Товарооборот с Российской Федерацией по сравнению с январем-сентябрем 2012 года уменьшился на 10,8% и составил 29,5 млрд. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось отрицательное, величиной 4,6 млрд. долл. США. Экспорт возрос на 6,5%, импорт уменьшился на 20,2%.

Второе место в товарообороте Беларуси занимает Европейский союз, на долю которого приходится более 29 % белорусского экспорта и пятая часть импорта. К числу европейских стран, с которыми Беларусь имеет наиболее развитые торгово-экономические отношения, относятся Нидерланды, Латвия, Германия, Польша, Литва, Италия, Великобритания, Бельгия, Чешская Республика, Франция. Среди стран СНГ, после России, второе место занимает Украина, третье - Казахстан.

Товарооборот с Украиной уменьшился на 19,5% и составил 4,8 млрд. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось положительное, величиной 1,7 млрд. долл. США. Экспорт уменьшился на 24,1%, импорт - на 7,6%. Товарооборот с Казахстаном по сравнению с январем-сентябрем 2012 года уменьшился на 3,4% и составил 697,9 млн. долл. США, сальдо внешней торговли сложилось положительное, величиной 576,9 млн. долл. США. Экспорт увеличился на 1,4%, импорт уменьшился на 35,6%.

Динамично развиваются торговые отношения с традиционными партнерами в Латинской Америке - Бразилией, Венесуэлой, Аргентиной, в Азиатском регионе - Китаем, Индией, Вьетнамом.

В перспективе расширения географии экспортно-импортных операций следует уточнить, что количество стран-участниц внешнеторговых отношений с Республикой Беларусь увеличивается. Если в 2010 г. Беларусь торговала со 154 государствами, то в январе-сентябре 2013 г. зарегистрированы объемы экспортно-импортных операций со 196 странами мира. Увеличилось число стран, импортирующих из республики (со 134 до 179), экспортирующих в страну (со 140 до 156).

Однако при осуществлении внешнеторговой политики наша страна испытывает ряд серьезных проблем. Одной из них является значительное по масштабам республики отрицательное сальдо внешней торговли, размер которого в январе-сентябре 2013 года составил минус 372,3 млн. долл. США (в январе-сентябре 2012 года благодаря «растворительному бизнесу» - положительное в размере 3,883 млрд. долл. США).

На динамику белорусского экспорта негативное воздействие оказывает нестабильность денежной единицы нашей страны, ослабление курса белорусского рубля к доллару.

Даже чисто визуальный анализ потребительского рынка в нашей стране показывает, что на него во все большей степени проникают иностранные товары. Это касается даже продукции таких традиционных белорусских отраслей как мясная, молочная, пивная, швейная и даже хлебопекарная.

Важнейшим фактором развития национальной экономики является внешнеэкономическая среда, ее состояние и эффективность. Её призвание обеспечивать организационное внедрение государства в мировое хозяйство, а так же защищать национальные интересы страны. Доказательством данного утверждения является высокая степень открытости национальной экономики. Эффективность внешнеэкономической деятельности обеспечивается благодаря территориально-административным единицам страны. В настоящее время значимость данных единиц достаточно велика. Регион хоть и остается подсистемой национальной экономики, но является важнейшим звеном международных отношений и частью мировой экономики. Рост регионального производства ускоряет внешнеторговый оборот, в свою очередь, его рост улучшает условия для развития производства.

В таблице 4 приведены данные (2011-2013 гг.) товарооборота по областям Республики Беларусь [8, 9].

Таблица 4. Внешняя торговля товарами по областям Республики Беларусь за 2011-2013 гг.

ПериодМиллионов долларов СШАТоварооборотЭкспортИмпортСальдоБрестская область20113900,01956,51 943,513,020124 319,42196,12123,372,8Январь-сентябрь 2012 (справочно)2 047,21591,0456,2134,8Январь-сентябрь 20132 567,31847,5719,8127,7Витебская область2011707,12 511,44 562,7-2 051,320129436,03 732,25 703,8-1 971,6Январь-сентябрь 2012 (справочно)7707,43 184,54 522,9-1 338,4Январь-сентябрь 20134936,61 572,63 364,0-1 791,4Гомельская область201110453,24799,55653,7-854,2201210348,45057,15291,3-234,2Январь-сентябрь 2012 (справочно)7 717,13794,13923,0-128,9Январь-сентябрь 20137 357,83780,43577,4203,0Гродненская область20113 759,22 077,801 681,40431,920123 803,72 077,801 725,90351,9Январь-сентябрь 2012 (справочно)2 784,21 500,801 283,40217,4Январь-сентябрь 20132 898,91 692,901 206,00486,9г. Минск201135 565,918 407,217 158,71 248,5201238 778,220 038,518 739,71 298,8Январь-сентябрь 2012 (справочно)30 015,515 934,514 081,01 853,5Январь-сентябрь 201324 433,611 472,412 961,2-1 488,8Минская область201110 374,66 611,93 762,72 849,2201212 427,97 442,44 985,52 456,9Январь-сентябрь 2012 (справочно)9 350,65 717,83 632,82 085,0Январь-сентябрь 20139 795,15 492,94 302,21 190,7Могилевская область20114 346,32 124,32 222,0-97,720124 575,12 444,42 130,7313,7Январь-сентябрь 2012 (справочно)3 410,31 844,81 565,5279,3Январь-сентябрь 20133 231,91 861,51 370,4491,1

Как видно из таблицы 4 сальдо большинства областей положительное. Это говорит о положительной динамике внешней торговли этих областей. Однако имеются также и области с отрицательным сальдо: Могилевская область - в далеком прошлом 2011 году сальдо составило - 97,7 млн. долларов США; г. Минск - на конец сентября 2013 г сальдо ушло в минус 1488,8 млн. долларов США; Гомельская область - сальдо отрицательное на конец 2011-2012 годов, однако наблюдается тенденция к преобладанию экспорта над импортом и на конец сентября 2013 уже сальдо положительное; Витебская область - за весь анализируемый период данная область имеет отрицательное сальдо, однако имеет положительную динамику, что может свидетельствовать о возможном выходе данного региона на положительно сальдо.

2.3 Анализ товарной структуры внешней торговли РБ

Экспорт продукции Республики Беларусь представлен широкой номенклатурой. Данная продукция страны разнообразна и насчитывает свыше 1 000 наименований.

Специфика внешней торговли Республики Беларусь состоит в том, что товарные структуры экспорта и импорта включают одинаковые товарные группы, но отличаются удельным весом определенных товарных позиций. Так, например, в 2012 году товарная структура экспорта и импорта состояла из следующих основных групп:

Экспорт:

·минеральные продукты - 36,2%

·продукция химической промышленности, каучук - 21,7%

·машины, оборудование и транспортные средства - 17,9%

·чёрные, цветные металлы и изделия из них - 5,5%

·продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 10,6%

·другие - 8,1%

Импорт:

·минеральные продукты - 39,4%

·машины, оборудование и транспортные средства - 22,9%

·чёрные, цветные металлы и изделия из них - 10,1%

·продукция химической промышленности, каучук - 12,4%

·продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье - 7,8%

·другие - 7,4%

По данным таможенной статистики в Республике Беларусь объем внешней торговли товарами (внешнеторговый оборот) в январе-сентябре 2013 года составил 60,0 млрд. долл. США, что на 14,9% меньше, чем за январь-сентябрь 2012 года. Товарооборот со странами СНГ составил 35,9 млрд. долл. США (59,9% общего товарооборота) и по сравнению с январем-сентябрем 2012 года снизился на 11,5%. Товарооборот со странами вне СНГ снизился на 19,5% и составил 24,1 млрд. долл. США.

Экспорт белорусских товаров за девять месяцев нынешнего года сократился на 21,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого и составил 28 млрд. 557,3 млн. долларов США. Импорт уменьшился на 8,6% до 31 млрд. 820,7 млн. долларов США. Средние цены экспорта уменьшились на 1,3%, импорта - на 0,5%. Уменьшение стоимостных объемов экспорта и импорта товаров в январе-сентябре 2013 г. обусловлено падением средних цен и физических объемов поставок. В результате чего покупательная способность белорусского экспорта по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. уменьшилась на 20,9% [9].

Дефицит внешней торговли товарами наблюдается, в частности, со странами СНГ (3.948,5 млн. долларов), в том числе партнером Беларуси по Таможенному союзу и ЕЭП Россией - минус 4 525,3 млн. долларов США.

Данные об экспорте и импорте основных видов товаров Республики Беларусь за январь-сентябрь 2013 года представлены в таблицах 5 и 6 соответственно.

Таблица 5. Основные товары экспорта РБ

ТоварыЭкспорт всегоВ том числеЯнварь-сентябрь 2013Январь- сентябрь 2013 г. в % к январю- сентябрю 2012 г.Страны СНГСтраны вне СНГКоличествоЯнварь-сентябрь 2013Январь- сентябрь 2013 г. в % к январю- сентябрю 2012 г.Январь-сентябрь 2013Январь- сентябрь 2013 г. в % к январю- сентябрю 2012 г.Калийные удобрения, тыс. т2 686,7 89,4106,588,62 580,289,5Черные металлы, тыс. т1 343,0 93,1588,3107,5754,784,3Нефть сырая, тыс. т1 209,4 97,9--1 209,497,9Нефтепродукты, млн. т10,9 77,23,491,57,572,0Сжиженный газ, тыс. т415,4 1 25,1174,5160,4240,9107,9Азотные удобрения, тыс. т178,4 122,92,1165,8176,3122,5Химические волокна и нити, тыс. т123,0 96,056,893,166,298,7Части и принадлежности для автомобилей и тракторов, тыс. т47,7 93,838,495,89,386,5Трубы стальные, тыс. т174, 8 102,662,080,8112,8120,4Мебель, включая медицинскую, тыс. т124,8 115,7110,2118,814,696,3Мясо и мясные субпродукты, тыс. т239,2 114,7239,1114,70,1102,4Молоко и молочная продукция, тыс. т709,0 111,3701,9111,57,199,6Сахар, тыс. т400,0 108,1396,9110,43,129,2Седельные тягачи, штук2 564 52,52 43751,1127114,4Холодильники, морозильники и холодильное оборудование, тыс. штук748,9 96,0730,695,718,3105,3Тракторы, тыс. штук38,5 81,531,990,66,655,0Сельскохозяйственная техника, тыс. штук24,0 92,122,292,61,885,7Грузовые автомобили, штук7 808 73,27 67874,113042,1

Таблица 6. Основные товары импорта РБ

ТоварыИмпорт всегоВ том числеЯнварь-сентябрь 2013Январь- сентябрь 2013 г. в % к январю-сентябрю 2012 г.Страны СНГСтраны вне СНГКоличествоЯнварь-сентябрь 2013Январь- сентябрь 2013 г. в % к январю-сентябрю 2012 г.Январь-сентябрь 2013Январь- сентябрь 2013 г. в % к январю- сентябрю 2012 г.Нефть сырая, млн. т16,6 100,316,6102,4--Нефтепродукты, тыс. т105,0 1,282,71,022,392,9Природный газ, млрд. м314,5 101,014,5101,0--Электроэнергия, млн. кВт ч.5 409,3 90,35 294,190,6115,278,3Черные металлы, тыс. т2 661,7 108,9 2 546,8109,2114,9101,2Грузовые автомобили, штук23 489 в 3р.2 02191,521 468в 3,8рЛегковые автомобили, тыс. штук80,5 136,512,6180,667,9130,6 Электрические двигатели и генераторы, тыс. штук1 511,9 103,3407,4 113,41 104,599,9Двигатели внутреннего сгорания, тыс. штук142,6 116,6 16,587,1126,1122,0Вычислительные машины для автоматической обработки информации, тыс. штук3 335,4 230,6237,3102,43 098,1255,0Аппаратура связи, тыс. штук2 817,1144,5876,5114,31 940,6164,1Лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи, тонн5 520 125,02 029117,23 491130,0 Зерновые культуры, тыс. т153,9 39,499,0 30,354,986,3Растительные масла, тыс. т82,5 105,879,5106,03,0100,3Сахар-сырец, тыс. т234,3 85,00,2210,6 234,184,9Рыба мороженая, тыс. т92,4 116,433,9 128,558,5110,3Продукты для кормления животных, тыс. т54,7 106,213,591,941,2111,9Каучук синтетический, тыс. т55,5 98,349,2 101,96,376,9

В январе-сентябре 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. существенно сократился физический объем экспорта седельных тягачей (в 1,9 раза), грузовых автомобилей (на 26,8%), нефтепродуктов (на 22,8%), тракторов (на 18,5%), калийных удобрений (на 10,6%). Вместе с тем, произошло увеличение физических объемов поставок на экспорт сжиженного газа (на 25,1%), азотных удобрений (на 22,9%), мебели, включая медицинскую (на 15,7%), мяса и мясных субпродуктов (на 14,7%), тары пластмассовой (на 14,1%), молока и молочной продукции (на 11,3%).

Формирование отрицательного сальдо внешней торговли товарами обусловлено, прежде всего, весьма существенным ростом дисбаланса внешней торговли промежуточными товарами (химическая продукция, сырье, материалы, комплектующие).

Согласно статистическим данным Республики Беларусь на энергетические товары приходится 51,1% стоимостного объема экспорта и 42,3% импорта промежуточных товаров. В январе-сентябре 2013 года на внешний рынок их поставлено на сумму 9 404,1 млн. долларов, что на 27,9% меньше, чем за январь-сентябрь 2012 года. Импорт энергетических товаров составил 9 489,4 млн. долларов, что на 34,9% меньше, чем за январь-сентябрь 2012 года. Сальдо внешней торговли энергоносителями сложилось отрицательное в объеме 85,3 млн. долларов. В январе-сентябре 2012 г. отрицательное сальдо составляло 1 524,5 млн. долларов.

Также в январе-сентябре 2013 года сократились поставки на внешний рынок калийных удобрений (на 510,1 млн. долларов), полуфабрикатов из нелегированной стали (на 93,6 млн. долларов), прутков из нелегированной стали горячекатаных (на 68,1 млн. долларов), шин (на 66 млн. долларов), проводов изолированных, кабелей (на 24,1 млн. долларов), казеина (на 23 млн. долларов) по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Одновременно увеличились стоимостные объемы импортных закупок отходов, полученных при извлечении растительных масел (на 50,1 млн. долларов), арматуры для трубопроводов (на 49,5 млн. долларов), частей и принадлежностей для автомобилей и тракторов (на 42 млн. долларов), проводов изолированных, кабелей (на 32,8 млн. долларов), частей и принадлежностей машин для обработки информации (на 28,6 млн. долларов).

Что касается продовольственных товаров, то произошел рост их стоимостных объемов внешней торговли, который был обеспечен увеличением физических объемов поставок и средних цен. Товарная масса экспорта увеличилась на 12,9%, импорта - на 20,1% по сравнению с январем-сентябрем 2012 года. При этом, средние цены на экспортированные продовольственные товары выросли на 4,7%, на импортированные - на 4%. Увеличение экспорта продовольствия произошло в результате роста стоимостных объемов поставок молока и сливок сгущенных и сухих (на 259,3 млн. долларов), говядины (на 100,1 млн. долларов), масла сливочного (на 34,5 млн. долларов), сыров и творога (на 33,4 млн. долларов), пахты, йогурта, кефира (на 31,7 млн. долларов). Наряду с этим, увеличились стоимостные объемы импортных закупок шоколада и прочих готовых пищевых продуктов, содержащих какао (на 34,3 млн. долларов), хлеба и мучных кондитерских изделий (на 31,9 млн. долларов), рыбы свежей или охлажденной (на 25,5 млн. долларов), рыбы мороженой (на 22,6 млн. долларов), томатов (на 17,2 млн. долларов), цитрусовых плодов (на 15,9 млн. долларов), пива (на 15,3 млн. долларов), вин виноградных (на 12 млн. долларов). Все это повлияло на формирование положительного сальдо внешней торговли потребительскими товарами. Положительное сальдо по данной группе в январе-сентябре 2013 г. составило 1 872 млн. долларов. В январе-сентябре 2012 г. величина положительного сальдо составляла 1 673,3 млн. долларов.

Внешнеторговые операции с непродовольственными товарами характеризуются сокращением экспортных поставок на фоне заметного увеличения импортных поступлений. По сравнению с январем-сентябрем 2012 г. экспорт сократился на 5,6%, или на 159,8 млн. долларов. Уменьшились стоимостные объемы вывоза легковых автомобилей (на 181 млн. долларов), телевизоров (на 23,9 млн. долларов), бытовых холодильников и морозильников (на 14,1 млн. долларов), обоев (на 13,6 млн. долларов), бытовой аппаратуры неэлектрической для приготовления пищи (на 10,8 млн. долларов). Импортные закупки непродовольственных товаров в январе-сентябре текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличились на 30,9%, или на 794,1 млн. долларов, прежде всего, в результате роста ввоза легковых автомобилей (на 201,8 млн. долларов), лекарственных средств (на 82,7 млн. долларов), телевизоров (на 32,7 млн. долларов), текстильной одежды (на 31 млн. долларов), мебели (на 24,2 млн. долларов), керамической плитки (на 21,2 млн. долларов).

Беларусь является крупным нефтеперерабатывающим комплексом, работающим в основном на закупках нефти в России и в значительных объемах реализующей нефтепродукты в Украине и Прибалтике. Однако в период с января по сентябрь 2013 года нефтеперерабатывающая промышленность снизила объемы производства на 21,3% до 76,1 трлн бел руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Также согласно статистическим данным в период с января по сентябрь текущего года промышленность Беларуси снизила объемы производства до 453,7 трлн бел руб. (в сопоставлении с текущими ценами), что на 4,6% ниже показателей с аналогичным периодом 2012 года. В целом на протяжении всего 2013 года наблюдается плавное снижение темпов роста объемов промышленного производства (прирост на 0,4% был зафиксирован лишь в январе).

Аналогично нефтеперерабатывающей промышленности произошло снижение объемов химического производства - на 26,4% до 35,25 трлн бел руб., черной металлургии - на 1,7% до 30,26 трлн бел руб., а объемы добываемой нефти и попутного газа в Беларуси сократились на 4,4% до 2,65 трлн бел руб. Для сравнения, в 2012 году объемы промышленного производства составили 621,9 трлн бел руб., что на 5,7% выше показателей 2011 года.

Прирост объемов промышленного производства в Республике Беларусь, зафиксированный в начале 2013 года, был отмечен в сфере добычи полезных ископаемых нетопливной группы - на 9,2% до 2,6 трлн бел руб., в производстве сигарет, напитков и пищевых продуктов - на 2,8% до 100,1 трлн бел руб., кожевенно-обувной продукции - на 2,1% до 3,47 трлн бел руб., в деревообрабатывающей промышленности - на 8,3% до 7,1 трлн бел руб., в производстве строительных материалов - на 9,1% до Br24,2 трлн. Также наращивание объемов зафиксировано в производстве электрического оборудования - на 11,3% до 18,12 трлн бел руб., транспортных средств и оборудования - на 1,1% до 20,3 трлн бел руб. и в производстве-сбыте газа, воды и электроэнергии - на 0,6% до 34,4 трлн бел руб.

По методологии платежного баланса экспорт услуг в январе-сентябре 2013 г. составил 5 274,5 млн. долларов и по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. увеличился на 16,1%, импорт - 3 265,8 млн. долларов и возрос на 15,4%.

Сальдо внешней торговли услугами сложилось положительное в размере 2008,7 млн. долларов. В январе-сентябре 2012 г. величина положительного сальдо составляла 1 714,9 млн. долларов.

Однако данный показатель не смог повлиять на общее сальдо внешней торговли Республики Беларусь. Если в предыдущие месяцы сальдо внешней торговли исключительно за счет услуг еще оставалось положительным, то за 9 месяцев наблюдается отрицательная динамика.

Экспорт услуг в январе-сентябре 2013 г. составил 5 274,5 млн. долларов США и по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. увеличился на 16,1%, импорт - 3 265,8 млн. долларов США и возрос на 15,4%.

Конкретные данные внешней торговли услугами представлены в таблице 2.3 [9].

Таблица 7. Экспорт и импорт услуг Республики Беларусь

Январь-сентябрь 2012 года, млн долларов СШАЯнварь-сентябрь 2013 года, млн долларов СШАЯнварь-сентябрь 2013 г. в % к Январю-сентябрю 2012 г.Оборот услуг7 372,98 540,3115,8Экспорт услуг4 543,95 274,5116,1Импорт услуг2 829,03 265,8115,4Сальдо1 714,92 008,7

Основным видом экспорта и импорта услуг являются Транспортные услуги, которые составили: экспорт - 53,7 %, импорт - 32,6% к общему объему экспортированных услуг Беларуси. Это обусловлено выгодным географическим положением Республики Беларусь. На втором месте стоит строительство и составляет экспорт - 11,2 %, импорт - 22,7%

Основными торговыми партнёрами Беларуси в сфере услуг являются ЕС (около половины от объема экспорта) и Россия (четверть экспорта).

Выводы внешнеэкономических операций Республики Беларусь:

.Уменьшение стоимостных объемов экспорта происходит в основном за счет падением цен экспорта и физических объемов поставок. Снижение цен на внешних рынках привело к падению экспортной выручке по целой группе товаров.

.По причине сокращения потребительского спроса по ряду экспортных позиций произошло сокращение объемов товарной массы.

.Основу отрицательного внешнеторгового сальдо является дисбаланс по операциям с промежуточными товарами (химическая продукция, сырье, материалы, комплектующие).

.Положительное внешнеторговое сальдо РБ имеет только по группе продовольственных товаров.

.Возросли импортные потоки ряда непродовольственных товаров, которые производятся на внутреннем рынке (телевизоры, холодильники, пиво, обувь и др.).

3. Пути совершенствования географической и товарной структуры внешней торговли РБ

В Республике Беларусь созданы необходимая законодательная база и институциональная основа функционирования системы поддержки экспорта. Работа по формированию дополнительных условий стимулирования экспорта ведется на постоянной основе. В целях совершенствования механизмов экспортного кредитования и страхования экспортных рисков с поддержкой государства принят Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2012 г. № 126 «О внесении дополнений и изменений в Указ № 534» <#"justify">·предоставление экспортных кредитов в белорусских рублях;

·отмена необходимости получения разрешения Национального банка на продление срока завершения внешнеторговой операции на период ожидания и выплаты страхового возмещения по договору страхования экспортных рисков с поддержкой государства;

·расширение направлений использования экспортного страхования на операции факторинга и др.

В Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы предположены конкретные мероприятия по повышению его эффективности до 2015 г. Реализация данной программы позволит устранить имеющиеся препятствия для обеспечения запланированных на пятилетие темпов экономического роста в стране. В числе таких неблагоприятных факторов отмечаются: ограниченность внутренних резервов роста, обусловленная значительным физическим и моральным износом активной части основных фондов, технологическое отставание в развитии некоторых секторов экономики, недостаточное развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, высокий уровень занятости населения, низкая доля инновационной составляющей в экспорте и, как следствие, его невысокая конкурентоспособность на внешних рынках. В противном случае импортоемкость традиционных валообразующих товарных позиций отечественного экспорта, наращивание объемов экспорта товаров в рамках инерционной, экстенсивной парадигмы экономического развития страны приведут к автоматическому наращиванию импорта промежуточных товаров, используемых в производстве. В результате не будет обеспечен выход на положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами в целом.

Одной из задач Национальной программы является обеспечение целевых параметров роста объемов экспорта товаров и услуг в 2,2 раза и достижение положительного сальдо внешней торговли товарами и услугами в 2015 году на основе модернизации и повышения конкурентоспособности экономики.

Однако эти меры не снижают импортной зависимости республики, как в целом, так и от отдельно взятой страны. Решение данной проблемы может быть найдено в переориентации отечественной экономики на внутренние ресурсы, наукоемкую продукцию и расширение сферы услуг. Для сокращения импорта необходимо также определить приоритетные направления развития потребительских товаров и повышения их конкурентоспособности на отечественном рынке.

Пойдя по пути импортозамещения, белорусские производители уже столкнулись с тем, что далеко не всегда достигается желаемый результат. Специалисты Комитета госконтроля, выявили факты откровенной неэффективности созданных производств. Например, выяснилось, что медицинские стерилизаторы белорусского производства в семь раз дороже импортных, а импортоемкость узорчатого стекла, произведенного в РБ, составляет более 80%. Также были установлены факты, когда предприятия не могли реализовать произведенную импортозамещающую продукцию.

Импортозамещающие проекты не всегда всесторонне проанализированы потому, что рождаются они не в результате маркетинговых исследований, а в связи с директивными показателями. Не секрет, что проекты в сфере импортозамещения, разработанные в кабинетах госорганов, доводятся потом до государственных предприятий.

«Вначале необходимо определить рынок сбыта новой продукции, произвести оценку ее конкурентоспособности и только потом можно запускать проект» - подчеркивает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц [10].

Согласно Национальной программе развития экспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы для снижения зависимости экономики страны от импортируемых энергоресурсов, которые в силу удорожания оказали существенное влияние на рост отрицательного сальдо внешней торговли в последние годы, предполагается реализация активной политики по изысканию и промышленной эксплуатации альтернативных источников энергии на основе современных технологий.

Таким образом, задача обеспечения опережающих темпов роста экспорта над импортом и выхода на положительное сальдо торгового баланса может быть решена только посредством снижения импортоемкости ВВП и экспорта. В противном случае инерционный прогноз роста импорта даст к 2015 году отрицательное сальдо в торговле товарами и услугами.

Анализ географической структуры внешнеторговых связей определил, что самым крупным партнером Республики Беларусь является Российская Федерация. В связи с особенностями развития экономики Беларуси доля Российской Федерации, как основного торгового партнера республики, будет существенной и в дальнейшем. Такая ситуация обозначает, что экономически республика зависит от России, а следовательно, требует поиск новых форм взаимодействия между государствами, которые смогут обеспечить устойчивость развития Беларуси.

Заключение

В заключение курсовой работы можно сделать следующие выводы:

Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на объемы экспортируемых и импортируемых товаров и услуг. Главной целью такой политики является защита национальных интересов на мировом рынке. Существует 2 типа внешнеторговой политики: политика свободной торговли и политика протекционизма, которые различаются по своим целям, задачам, инструментам.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.

Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами. Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом.

Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи со 196 странами мира. Основными внешнеторговыми партнерами республики являются: Россия, Германия, Украина, Польша, Латвия, Литва, Италия, США.

Результаты прошлого развития белорусской экономики обусловили ее место в системе международной торговли в качестве экспортера готовой продукции. Наряду с этим в стране существует необходимость в обеспечении экспортных мощностей, а также отсутствуют многие полезные ископаемые, которые не позволяют Республике Беларусь самостоятельно создать необходимую ресурсную базу, чем и определяется высокая потребность страны в импортной продукции. Беларусь имеет устоявшуюся производственную структуру, в составе которой преобладает энергоемкие и ресурсозатратные отрасли: машиностроение, металлообработка, нефтепереработка и т.д. Естественно, частично отрицательное сальдо внешней торговли товарами (а оно на сегодняшний день является одной из основных проблем внешнеэкономической деятельности страны) может быть сокращено за счет оптимизации импорта. Имеется ввиду, не его сокращение, а то, что необходимо импортировать только те товары, которые нужны для жизнедеятельности Беларуси: энергоресурсы, сырье, комплектующие, не производящиеся в республике потребительские и инвестиционные товары. Но, приняв во внимание, что возможности уменьшения объемов импорта страны ограничены, следует все усилия направить на увеличение объемов экспорта. Это позволит уменьшить отрицательное сальдо торгового баланса.

При всей значимости и обязательности входа Беларуси на международные финансовые рынки необходимо учесть, что благополучному расширению внешнеэкономических связей республики и соединение ее с системой международной торговли должно стать, прежде всего, дальнейшее увеличение экспортного потенциала во всех направления на основе повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, создания инфраструктуры торговых рынков, роста экспорта услуг.

Список использованной литературы и источников

1.Довыденко Е.Л. Внешнеторговая политика Республики Беларусь в условиях глобализации и европейской интеграции / 2010;

2.Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х ч. - Ч. I. Международная микроэкономика: движение товаров и факто ров производства. Учебное пособие для вузов. - М.: 416 с.;

.Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс - СПб: Питер Ком, 1999. - 784 с, ил.;

.Руководство по платежному балансу и международной инвестиционной позиции 6-м издание;

.Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 446 с. - (Серия «Высшее образование»);

.Беларусь в цифрах - Официальная статистика - Внешняя торговля;

.Регионы Беларуси в цифрах;

.Регионы Беларуси в цифрах - Оперативные данные - Внешняя торговля;

.Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 мая 2011 г. № 656.

Приложение 1

Приложение

к Указу Президента Республики Беларусь

.12.2007 № 699

ПЕРЕЧЕНЬ стран, в торгово-политических отношениях с которыми Республика Беларусь применяет режим наиболее благоприятствуемой нации

Австралия

Австрийская Республика

Республика Албания

Республика Ангола

Аргентинская Республика

Афганистан

Народная Республика Бангладеш

Королевство Бельгия

Республика Бенин

Республика Боливия

Босния и Герцеговина

Республика Ботсвана

Федеративная Республика Бразилия

Буркина Фасо

Республика Бурунди

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии

Венгерская Республика

Боливарианская Республика Венесуэла

Социалистическая Республика Вьетнам

Габонская Республика

Кооперативная Республика Гайана

Республика Гамбия

Республика Гана

Гвинейская Республика

Республика Гвинея-Бисау

Республика Гондурас

Гренада

Греческая Республика

Королевство Дания

Республика Джибути

Арабская Республика Египет

Заир

Приложение 1. Продолжение

Республика Зимбабве

Республика Замбия

Государство Израиль***

Республика Индия

Республика Индонезия

Иорданское Хашимитское Королевство

Республика Ирак

Исламская Республика Иран

Ирландия

Республика Исландия

Испанское Королевство

Итальянская Республика

Йеменская Республика

Республика Кабо-Верде

Королевство Камбоджа

Республика Камерун

Канада

Государство Катар

Республика Кения

Республика Кипр

Китайская Народная Республика*

Республика Колумбия

Республика Конго

Корейская Народно-Демократическая Республика

Республика Корея

Королевство Саудовская Аравия

Республика Коста-Рика

Республика Куба

Государство Кувейт

Лаосская Народно-Демократическая Республика

Латвийская Республика

Республика Либерия

Ливанская Республика

Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия

Литовская Республика

Великое Княжество Люксембург

Республика Маврикий

Исламская Республика Мавритания

Республика Мадагаскар

Республика Македония

Малайзия

Республика Мали

Мальтийская Республика

Королевство Марокко

Приложение 1. Продолжение

Мексиканские Соединенные Штаты

Монголия

Республика Союз Мьянмы

Королевство Непал

Федеративная Республика Нигерия

Королевство Нидерландов

Республика Никарагуа

Новая Зеландия

Королевство Норвегия

Султанат Оман

Исламская Республика Пакистан

Республика Панама

Республика Перу

Республика Польша

Португальская Республика

Республика Сербия

Республика Черногория

Руандийская Республика

Румыния

Республика Эль-Сальвадор

Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи

Республика Сингапур

Сирийская Арабская Республика

Словацкая Республика

Республика Словения

Сомалийская Демократическая Республика

Республика Судан

Соединенные Штаты Америки

Республика Сьерра-Леоне

Королевство Таиланд

Объединенная Республика Танзания

Тунисская Республика

Турецкая Республика

Республика Уганда

Восточная Республика Уругвай

Республика Филиппины

Финляндская Республика

Французская Республика

Федеративная Республика Германия

Республика Хорватия

Республика Чад

Чешская Республика

Республика Чили

Приложение 1. Продолжение

Швейцарская Конфедерация***

Королевство Швеция

Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

Республика Эквадор

Республика Экваториальная Гвинея

Эстонская Республика

Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

Южно-Африканская Республика

Ямайка

Япония

Европейский союз и Европейское Сообщество по атомной энергии

_____________________________

* Ввозимые на территорию Республики Беларусь товары, происходящие из Палестины (Палестинской Национальной Администрации), облагаются таможенными пошлинами по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из Израиля.

** Ввозимые на таможенную территорию Республики Беларусь товары, происходящие из Китайского Тайбэя, облагаются таможенными пошлинами по ставкам, применяемым к товарам, происходящим из Китайской Народной Республики.

*** В соответствии с Соглашением о торговле и экономическом сотрудничестве между Республикой Беларусь и Швейцарской Конфедерацией от 1 августа 1994 г. режим наиболее благоприятствуемой нации распространяется также на Княжество Лихтенштейн.

Похожие работы на - Внешнеторговая политика государства и направления совершенствования товарной и географической структуры внешней торговли Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!