Обязательное социальное страхование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Банковское дело
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    168,93 Кб
  • Опубликовано:
    2014-01-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обязательное социальное страхование

Содержание

Введение

Глава 1.Система обязательного социального страхования в РФ

Глава 2 . Краткая характеристика деятельности страхователя

Глава 3. Порядок исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование на примере ООО «Мастер-М»

.1 Порядок регистрации и перерегистрации страхователей

.2 Порядок исчисления и уплаты взносов

.3 Отчетность страхователя

.4. Контроль над исчислением и уплатой страховых взносов

.5 Направления оптимизации отчислений на социальные

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Обязанностью каждого государства является осуществление системы мер по государственной поддержке и защите населения от социальных рисков. Социальная защита призвана ограждать людей от разного рода неблагоприятных для их жизнедеятельности воздействий со стороны социальной среды или смягчать последствия. Социальная защита является неотъемлемой частью социальной политики государства и представляет собой систему мер, направленных на соблюдение социальных прав человека и удовлетворение его потребностей за счет трансферта доходов от лиц, не имеющих социального риска, к тем, у кого он наступил.

Вместе с тем защита от социальных рисков экономически активного населения эффективнее всего осуществляется через систему социального страхования. Поэтому тема работы актуальна в настоящее время.

Материальной основой социального страхования выступают соответствующие фонды с характерными для них обязательствами, установленными законом. Фонды социального страхования являются, с одной стороны, обособленными звеньями системы финансов, а с другой - специфическими страховыми фондами.

Однородность и общность интересов застрахованных является определяющим условием для солидарного перераспределения средств для осуществления за счет общих средств страхового сообщества материальной помощи отдельному работнику или его семье при наступлении социального страхового риска.

Способы руководства системами социального страхования разнообразны, они варьируют от полного государственного контроля до самоуправляемых фондов, ассоциаций, товариществ, а также частных страховых компаний.

Однако независимо от моделей построения национальных систем социального страхования основные виды социального страхования носят в них обязательный характер.

Целью курсовой работы является изучение взносов на обязательное социальное страхование: порядок исчисления и уплаты на примере ООО «Мастер-М».

Объектом работы является ООО «Мастер-М».

Период исследования составляет 3 года.

Методами исследования является сбор, обработка и анализ теоретического материала, материала научно-практических статей, Налогового Кодекса РФ.

Глава 1. Система обязательного социального страхования в РФ

Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.[10, 256]

Социальное страхование - это особая система защиты работающих граждан и находящихся на их иждивении членов семей от потери трудового дохода при наступлении нетрудоспособности вследствие старости, инвалидности, болезни, безработицы, материнства, смерти кормильца.

Обязательное социальное страхование в России состоит из 4 частей:

Обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности (болезни) или материнства;

Обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

Обязательное медицинское страхование;

Обязательное пенсионное страхование.

Финансовые средства аккумулируются и распределяются тремя фондами[18, 149]

·   Фонд обязательного социального страхования

·   Фонд обязательного медицинского страхования

·   Пенсионный фонд Российской Федерации.

Финансовая система обязательного социального страхования регулируется Федеральным законом от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования".

Доходы фондов

Фонды имеют собственные бюджеты, независимые от бюджетной системы России. Поэтому они также называются внебюджетными фондами. Источник денежных средств - страховые взносы, которые предприятия (страхователи) перечисляют в соответствующие фонды. В случае дефицита бюджетов фондов недостаток средств покрывается трансфертными платежами из федерального бюджета России[18, 52].

Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.

Случаи, когда взносы не уплачиваются

Взносы не уплачиваются со следующих выплат работникам[16, 164]:

суточные - при условии, что в локальном акте организации установлен предельный размер необлагаемых взносами выплат

материальная помощь в любом размере:

в связи со смертью члена семьи (в соответствии с Гражданским кодексом РФ членами семьи считаются муж, жена, дети и родители)

в случае стихийного бедствия, теракта

в случае произошедшего у работника чрезвычайного обстоятельства (ограбление, потоп в квартире, и тому подобное), подтвержденного справкой компетентных органов (полиция, ЖЭК и так далее)

рождение, усыновление, удочерение детей - не более 50 000 рублей на одного ребёнка, при условии, что выплата совершена в течение первого года после наступления события

на любые цели 4 000 рублей на работника в год (можно выплачивать не единовременно)

Также взносы не уплачиваются со следующих расходов предприятия (страхователя)[17, 45]:

при медицинском страховании работника более года:

взносы по договору добровольного медицинского страхования (ДМС)

взносы на обслуживание работников в поликлинике напрямую

страхование жизни работников

страхование вреда здоровью работников

платежи по негосударственному пенсионному страхованию.

Основные расходы фондов

Выплаты пособий по больничным листам

Выплаты пособий в связи с материнством:

по беременности и родам

при рождении ребенка

по уходу за ребенком до полутора лет

Финансирование санаторно-курортного лечения и отдыха

Выплаты в связи с инвалидностью

Обеспечение заявок инвалидов на технические средства реабилитации и протезно-ортопедические изделия

Расходы на поликлиники, больницы, медицинскую помощь

Выплаты пенсий пенсионерам

Администрирование страховых взносов

Начисление страховых взносов - расчёт сумм страховых взносов, которые нужно уплатить в фонды. Начислением страховых взносов занимается бухгалтерия предприятия (страхователя). Страховые взносы уплачиваются в фонды в день выдачи зарплаты, но не позднее 15 числа месяца следующего за расчетным[12, 54].

Администрирование - это отслеживание правильности исчисления и своевременной уплаты страховых взносов в фонды, приём отчетности от предприятий (страхователей), учет платежей, зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам. Администрированием занимаются два фонда:

Фонд социального страхования (ФСС) - администрирует страховые взносы на[13, 48]

·   обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности или в связи с материнством

·   обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Пенсионный фонд России (ПФР) - администрирует страховые взносы на

·   обязательное пенсионное страхование

·   страховая часть

·   накопительная часть

·   обязательное медицинское страхование.

Предприятия (страхователи) ежеквартально сдают отчётность в фонды. Если на предприятии работает больше 50 сотрудников, то отчётность в обязательном порядке сдаётся в электронном виде с электронной цифровой подписью через Интернет.

В ФСС сдаётся отчёт «4-ФСС» не позднее 15 числа месяца, следующего за отчётным кварталом. То есть на составление и сдачу отчётности даётся 15 дней. В этом отчёте отображается информация о начисленных и уплаченных взносах, о выплаченных пособиях, оставшейся задолженности.

В ПФР сдаются отчёт «РСВ-1» и «Персонифицированная отчетность» не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчётным кварталом. То есть на составление и сдачу отчетности даётся полтора месяца. В отчёте «РСВ-1» отображается информация о начисленных и уплаченных страховых взносах, оставшейся задолженности. В «Персонифицированной отчетности» на каждого сотрудника подаётся следующая информация:

·   фамилия, имя, отчество

·   страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС)

·   почтовый адрес (для ежегодного информирования о состоянии индивидуального лицевого счета)

·   стаж

·   размеры страховой и накопительной части взносов в ПФР.

Социальное страхование возникло в XIX веке в Германии. В настоящее время национальные системы социального страхования созданы во всех без исключения экономически развитых странах мира.

Об истории ФСС смотри Фонд социального страхования Российской Федерации. Раздел История.

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию[16, 94].

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование, которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

·   правовое положение субъектов обязательного социального страхования;

·   основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей;

·   ответственность субъектов обязательного социального страхования;

·   устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы осуществления обязательного социального страхования. Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются[14, 115]:

·   устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

·   всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

·   государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

·   государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

·   паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

·   обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

·   ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

·   обеспечение надзора и общественного контроля;

·   автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» определил также виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, такие как:[11, 12]

·   оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

·   пенсия по старости;

·   пенсия по инвалидности;

·   пенсия по случаю потери кормильца;

·   пособие по временной нетрудоспособности;

·   пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

·   пособие по беременности и родам;

·   ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

·   пособие по безработице;

·   единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

·   единовременное пособие при рождении ребенка;

·   пособие на санаторно-курортное лечение;

·   социальное пособие на погребение;

·   оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» предусматривает, что конкретные виды обязательного социального страхования (для работающих и неработающих граждан) должны определять федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ, а также законы и нормативные правовые акты субъектов РФ. Такие законы и подзаконные акты должны устанавливать[15, 259]:

·   конкретные виды обязательного социального страхования;

·   круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию и имеющих право на страховое обеспечение;

·   условия назначения и размеры страхового обеспечения;

·   ответственность субъектов обязательного социального страхования;

·   другие условия такого страхования.

Примером конкретного вида обязательного социального страхования является обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний согласно ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Данный Закон устанавливает в РФ правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Законом случаях. Закон предусматривает:

обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Глава 2 . Краткая характеристика деятельности страхователя

Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ООО «Мастер-М». Предприятие находится по адресу: Россия, г. Киров ул. Комсомольская, 395В.

Компания ООО «Мастер-М» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):

·   Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами.

·   Оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом.

·   Оптовая торговля лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием.

·   Оптовая торговля лакокрасочными материалами, листовым стеклом, санитарно-техническим оборудованием и прочими строительными материалами.

Компания работает в следующих отраслях промышленности (в соответствии с классификатором ОКОНХ):

·   Материально-техническое снабжение и сбыт

·   Сбыт

Для проверки финансовой деятельности ООО «Мастер-М» образована ревизионная комиссия (ревизор).

Деятельность ООО «Мастер-М» регламентируется:

- Гражданским Кодексом РФ (ст.87-94 ГК РФ),

- Федеральным Законом РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 133 - ФЗ , другими федеральными законами РФ, а также отдельными постановлениями Правительства РФ.

- Налоговым Кодексом Российской Федерации.

В таблице 1 представлены состав и структура выручки от реализации продукции.

Таблица 1 - Состав и структура выручки от реализации

Наименование

2010

2011

2012


Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Водосточные системы

351

5,2

420

5,8

436

5,7

Термопрофили

662

9,8

666

9,2

727

9,5

Профнастил

608

9

651

9

696

9,1

Металлопрокат

547

8,1

579

8

597

7,8

Гипсокартон

534

7,9

615

8,5

627

8,2

Сайдинг

1216

18

1230

17

840

11

Утеплители

676

10

687

9,5

956

12,5

Сухие смеси

1013

15

919

12,7

765

10

Крепежные элементы

270

4

448

6,2

459

6

Уплотнители

541

8

579

8

665

8,7

Услуги

338

5

440

6

880

11,5

Выручка от продажи товаров

6756

100

7234

100

7648

100


Из таблицы видно, что основную выручку приносит продажа сайдинга, утеплителей и профнастила. Продажа сайдинга в общем объеме выручки от продаж составляет в 2012 году 11%, это ниже аналогичного показателя в 2010 и 2011 годах, которые, соответственно, составили: 18% и 17%. Продажа утеплителей в общем объеме выручки от продаж повысилась к 2012 году, по сравнению с 2010 и 2011 годами, составив 12,5% в 2012 году. Водосточные системы составляют наименьшую долю в общей структуре выпуска продукции, их доля к 2012 году составила 5,7%, так же крепежные элементы занимают небольшой объем продаж , их доля в 2012 году повысилась, составив 6,2% по сравнению с 2010 годом - 4%.

Выручка от реализации услуг предприятием увеличилась к 2012 году по сравнению с 2010 и 2011 годами, составив 11,5%.

На рисунке 1 представлена гистограмма, отражающая структуру выручки от продажи товаров ООО «Мастер-М».

Рисунок 1 - Структура выручки 2010 - 2012 гг.

ООО «Мастер-М» занимается следующими основными функциями:

-        закупка товаров;

-        хранение;

-        сбыт;

-        доставка.

Организиционная структура ООО «Мастер-М» представлена на рисунке 2.

Управлением предприятия в стратегическом плане занимается директор. Директор занимается решением основных задач предприятия (переговоры с заказчиками, заключение договоров о сотрудничестве, закупка основного и вспомогательного оборудования и др.).

Финансовый директор подчиняется непосредственно директору ООО «Мастер-М» и фактически управляет деятельностью компании на оперативном уровне. Он контролирует деятельность всех отделов. Также в его компетенции вопросы движения финансовых потоков.

Центральная проблема организации в сфере закупок состоит в координации закупок и продажи. В виду небольшого размера рассматриваемого предприятия закупка и продажа находится в одних руках. Т.е. эти отделы имеют одного руководителя, в компетенцию которого входят вопросы закупки по всему ассортименту. Преимущество этой формы состоит в том, что руководитель владеет сферой сбыта и информацией о спросе, что дает ему быстро реагировать на изменения на рынке. На предприятии не используется разделения полномочий на отдельные группы товаров, величин закупок.

Отдельно выделен бухгалтерский отдел. Этот отдел состоит из главного бухгалтера, помощника главного бухгалтера и бухгалтеров, занимающихся оформлением и регистрацией документов. В обязанности главного бухгалтера входит ведение бухгалтерского учета, формирование отчетов для налоговой инспекции, начисление налогов, решение всех вопросов связанных с налоговой отчетностью, управление отделом бухгалтерии и др.

В отделе снабжения и отделе сбыта работают менеджеры по закупкам и менеджеры по продажам. Задачи этих отделов являются наиболее важными:

·   формирование ассортимента товаров и услуг согласно потребностям клиентов и условиям поставщиков;

·   поиск наиболее выгодных поставщиков продукции;

·   организация закупок товаров;

·   приемка товаров на складе;

·   организация работы торговых представителей (агентов);

·   прием заказов на доставку товаров по городу и области;

·   организация доставки продукции по городу и области.

Каждый из менеджеров отвечает за определенные ему функции.

Так менеджер по закупкам отвечает за организацию поставок товаров, поиск поставщиков, приемку товаров, организацией распределения товарных запасов.

Менеджер по продажам решает вопросы, связанные с качеством товаров и предоставляемых услуг, вырабатывает политику поддержания связей с покупателями, следит за расчетами с покупателями.

Менеджер по сбыту координирует действия торговых агентов. Занимается приемом их на работу, увольнение, начислением зарплаты, контролирует качество их работы, готовит необходимые материалы (бланки заказов и рекламную продукцию). Он же занимается приемом заказов от покупателей по телефону.

Менеджер по доставке контролирует деятельность экспедиторов, следит за отгрузкой товара и возвратами от покупателей. Еще один менеджер занимается организационными вопросами, анализом деятельности.

На рассматриваемом предприятии для доставки товаров в магазины имеются водители и собственный автотранспорт. В их обязанности входит доставка товаров в магазины и инкассация средств за товар.

Задачей торговых агентов является посещение торговых точек согласно разработанному маршруту, прием заказов, работа с возражениями, доставка рекламных материалов, сбор информации о потенциальных покупателях, поиск новых.

Рисунок 2 - Организационная структура ООО «Мастер-М»

Отношения между отделами и их задачами характеризуются отношениями подчиненности сверху и снизу, или отношениями по горизонтали.

Состав и структура основных средств предприятия представлены в таблице 3, данные для составления которой взяты из бухгалтерской отчетности предприятия (Приложение А).

Таблица 3 - Состав и структура основных средств

Наименование

2010

2011

2012


тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Здания и сооружения

456

47,6

565

54,6

659

53,7

Производственный и хоз. инвентарь

356

37,1

257

24,8

327

26,6

Другие

147

15,3

213

20,6

242

19,7

Всего основных средств

959

100

1035

100

1228

100


В составе основных средств наибольшую долю занимают здания и сооружения. Объем основных средств за анализируемый период увеличился и составил на конец 2012 года: 1228 тыс. руб. Объем производственного и хозяйственного инвентаря снизился по сравнению с базисным 2010 годом.

Всего основных средств в 2012 году увеличилось по сравнению с 2010 годом, общая стоимость основных средств в 2011 году составила: 1 223 тыс. руб.

В таблице 4 представлена оснащенность и эффективность использования основных средств предприятия.

Таблица 4 - Оснащенность и эффективность использования основных средств ООО «Мастер-М»

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.

Выручка от реализации, тыс. руб.

6756

7234

7648

113,2

Чистая прибыль, тыс. руб.

823

655

581

70,6

Среднегодовая стоимость основных производственных средств, тыс. руб.

959

1035

1228

128,1

Среднесписочная численность работников, чел.

851

848

847

99,5

Фондовооруженность, руб

1126

1220

1450

128,8

Фондоотдача, руб.

7,05

6,23

88,3

Фондоемкость, руб.

0,14

0,14

0,16

114,7

Рентабельность (убыточность) основных фондов, %

86

63

47

54,6


Из результатов таблицы 4 видно, что рентабельность основных фондов к 2012 году снизилась, составив 47%, тем самым снизив показатель рентабельности основных фондов на 54,6 %.

Объём валовой продукции по отношению к стоимости основных фондов предприятия (фондоотдача) снизился к 2012 году по сравнению с 2010. Фондоотдача показывает, сколько продукции производит предприятие на каждую вложенную единицу стоимости основных фондов.

В таблице 5 представлена среднесписочная численность персонала ООО «Мастер-М».

Таблица 5 - Среднесписочная численность персонала

Наименование

2010

2011

2012


Чел.

% к итогу

Чел.

% к итогу

Чел.

% к итогу

Служащие

555

65,2

504

59,4

473

55,8

Торговый персонал

148

17,4

201

23,7

239

28,2

Административно-управленческий

36

4,2

35

4,1

36

4,3

Прочий персонал

112

13,2

108

12,7

99

11,7

Персонал, всего

851

100

848

100

847

100


Из данных таблицы 5 видно, что служащие (сотрудники склада, экономисты, бухгалтера и т.п.) занимают большую долю в общем объеме персонала предприятия.

В таблице 6 представлена динамика производительности труда и средней заработной платы ООО «Мастер-М».

Таблица 6 - Динамика производительности труда и средней заработной платы

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Выручка от реализации, тыс. руб.

6756

7234

7648

Годовой фонд оплаты труда, тыс. руб.

6555

7958

10578

Среднесписочная численность, чел

851

848

847

Производительность труда: по выручке от реализации, тыс. руб./чел

7939

8530

9030

Среднемесячная заработная плата, руб.

7703

9384

12489

Таким образом, производительность труда на предприятии за анализируемый период выросла и составила 9030 тыс. руб./чел. Среднемесячная заработная плата так же увеличилась и составила 12489 руб. В связи с этим и увеличился годовой фонд оплаты труда, так как предприятие заинтересовано в достойной оплате труда своих сотрудников.

Для анализа структуры доходов и расходов ООО «Мастер-М» использованы отчеты о прибылях и убытках предприятия за 2010-2012 годы, которые представлены в Приложении А.

Состав и структура полной себестоимости продукции предприятия по статьям затрат представлены в таблице 9.

Таблица 9 - Состав и структура полной себестоимости продукции предприятия по статьям затрат

Статьи затрат

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.


Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%


Аренда (проценты к уплате)

36

0,7

36

1

45

1

125

Электроэнергия

50

1

59

1

60230

1

120

Зарплата с начислениями

3635

73

4038

74

4366

74,7

120

Амортизация

22

0,4

36

1

35

1

157

Транспортные расходы

46

1

56

1

58

1

127

Лизинговые платежи

562

11

572

1

586

1

104

Цеховая себестоимость

4352

86

4797

88

5150

88

118

Управленческие расходы

435

9

476

9

500

9

115

Коммерческие расходы

70

1

99

2

105

2

149

Производственная себестоимость

4857

97

5372

98

5755

98

118

Прочие расходы

150

3

98

2

88

2

58,7

Полная себестоимость

5007

100

5470

100

5843

100

117

Как видно из таблицы, основную долю в структуре себестоимости занимают расходы на оплату труда. Цеховая и производственная себестоимость увеличилась к 2012 году по сравнению к 2010 году, соответственно: до 88% и 98%.

Себестоимость проданной продукции 2012 года увеличилась по сравнению с 2010 годом на 17%. В таблице 11 представлены состав и структура расходов ООО «Мастер-М».

Таблица 11 - Состав и структура расходов

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2012 г. в % к 2010 г.


Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%

Тыс. руб.

%


Расходы по обычным видам деятельности, всего в том числе:

4857

97

5372

98

5755

98

118

- Себестоимость реализованной продукции

5007

100

5470

100

5843

100

117

- Коммерческие расходы

70

1

99

2

105

2

149

- Управленческие расходы

435

9

476

9

500

9

115

Прочие расходы

150

3

98

2

88

2

58,7


Из таблицы 11 видно, что себестоимость реализованной продукции увеличилась, составив в 2012 году 5843 тыс. руб. Прочие расходы снизились к 2012 году и составили 88 000 руб. Коммерческие и управленческие расходы увеличились к 2012 году в общем объеме расходов по обычным видам деятельности.

Финансовые результаты ООО «Мастер-М» представлены в таблице 12.

Таблица 12 - Финансовые результаты ООО «Мастер-М»

Наименование

Абсолютные значения, тыс. руб.

Индекс роста


2010

2011

2012


Выручка от продажи товаров

6756

7234

7648

1,132

Себестоимость проданных товаров

5007

5470

5843

1,167

Валовая прибыль

1749

1764

1805

1,032

Прибыль от продаж

1243

1189

1200

0,965

Прибыль до налогообложения

1145

904

791

0,691

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

275

217

190

0,691

Прибыль от обычной деятельности

870

687

602

0,691

Чистая прибыль

823

655

580

0,706

Годовая амортизация

923

984

1078

1,165


Рост объема производства благоприятно сказывается на объеме выручки, прибыли. На протяжении всего периода растет и производительность труда, и средняя заработная плата по предприятию. Несмотря на то, что за 2010-2012 гг. наблюдается рост объема производства, финансовые результаты предприятия снизились, что отразилось на эффективности работы предприятия. В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности выявлен рост незавершенного строительства.

Уровень рентабельности хозяйственной деятельности ООО «Мастер-М» представлен в таблице 13.

Таблица 13 - Уровень рентабельности хозяйственной деятельности

Показатели

2010 г.

2011 г.

2012 г.

Отклонение 2012 г. к 2010 г.

Выручка от реализации, тыс. руб.

6756

7234

7648

1,132

Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб.

1243

1189

1200

96,5

Чистая прибыль (убыток), тыс. руб.

823

655

581

70,6

Среднегодовая стоимость активов, тыс. руб.

3195

6303

13391

419

Среднегодовая стоимость собственного капитала, тыс. руб.

1436

4326

11138

775,6

Рентабельность (убыточность):





продаж, %

18,4

16,4

15,7

85,3

производства по прибыли от продаж, %

38,9

18,9

9

активов по чистой прибыли, %

388

962

230

59

собственного капитала по чистой прибыли, %

40,5

15

5,2

110


Из таблицы 13 видно, что все виды рентабельности к 2012 году снизились и составили 15.7%, 9%, 230 %, 191.7%.

Для характеристики типа финансовой устойчивости ООО «Мастер-М» и исследования его за 2012 год составляется таблица 14.

Таблица 14 - Тип финансовой устойчивости ООО «Мастер-М»

Показатели

На начало 2012 года

На конец 2012 года

Собственный капитал

4326

11138

Долгосрочные обязательства

347

440

Краткосрочные кредиты и займы

1630

1813

Внеоборотные активы

3225

9191

Запасы и затраты

1275

1481

Наличие собственных оборотных средств

1101

1947

Функционирующий капитал

1448

2387

Общая величина основных источников финансирования запаса

1630

4200

Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств

3051

9657

Излишек (+) или недостаток (-) функционирующего капитала

173

906

Излишек (+) или недостаток (-) общих источников финансирования запасов

355

2719

Трехкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости

(1; 1;1)

(1; 1;1)

Тип финансовой устойчивости

Абсолютная устойчивость финансового состояния


По данным таблицы 14 получен результат, который свидетельствует об абсолютной финансовой устойчивости предприятия. Но по полученным данным нельзя объективно делать вывод о действительном положении дел на предприятии. Данный анализ типа финансовой устойчивости не дает конечного результата.

Оценим налоговые риски ООО «Мастер-М» по 5 критериям:

1. Для ООО «Мастер-М» налоговые риски могут быть связаны с риском налогового контроля. К ним относятся риски контроля со стороны территориальных налоговых органов в рамках обычной деятельности. Риски налогового контроля, в свою очередь, могут быть подразделены на риски «обычного» налогового контроля и риски «заказного» налогового контроля.

2. Исходя из факторов, определяющих налоговые риски: внешние и внутренние (либо систематические и несистематические). Для ООО «Мастер-М» как организации-налогоплательщика, могут существовать обе группы рисков: внешние могут возникать по причинам, вызванным изменениями в условиях налогообложения, внутренние - по причинам неэффективной налоговой политики самого общества.

3. По объекту связи с другими видами рисков: риском упущенной выгоды, риском потерь материальных и нематериальных ценностей, риском неплатежеспособности, инвестиционным риском и др. Поскольку содержание налогового риска раскрывается применительно к конкретным ситуациям, содержащим риск, и объектам их проявления, можно сказать, что для ООО «Мастер-М» налоговые издержки являются одним из таких объектов, тесно взаимосвязанным с другими объектами рисков.

4. Риски усиления налогового бремени, риски уголовного преследования налогового характера. Они быть инициированы правоохранительными органами или отдельными высокими руководителями в рамках «политического заказа», являются форс-мажором и не могут быть определены достаточно точно.

К рискам усиления налогового бремени можно было бы отнести рост налоговых баз как вследствие изменения методологии их исчисления, так и в связи с их динамикой, связанной с расширением объемов хозяйственной деятельности.

Риски уголовного преследования обусловлены тем, что для руководителей организаций-налогоплательщиков, нарушающих налоговое законодательство, существует вероятность возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности.

Однако, данный вид рисков не может быть в полной мере распространен на саму организацию-налогоплательщика (можно лишь косвенно оценить его последствия).

5. По величине возможных потерь различают налоговые риски: допустимые, критические и катастрофические риски.

Так, примером критического налогового риска для ООО «Мастер-М» является предъявление штрафных санкций в совокупности с основной суммой налога, представляющих угрозу платежеспособности предприятия, примером катастрофического риска - само существование организации.

Для каждой отрасли существует свой среднестатистический уровень налоговой нагрузки, в том числе и для предприятий оптово-розничной торговли светотехническими изделиями.

За 2009 год сумма налогов, которые ООО «Мастер-М» перечислило в бюджет, составила 180 тыс. руб. В нее включены и налоги, начисленные за 2006 год, но уплаченные в 2009 году. Выручка организации составила 6 млн. 600 тыс. руб. Налоговая нагрузка составляет 2,7% (180 тыс. руб.: 6 млн.600 тыс. х 100%). Средняя нагрузка для данной отрасли - 3,8%, то есть больше, чем у ООО «Мастер-М». Следовательно, ООО «Мастер-М» по этому критерию попало в зону риска, и ему могла грозить выездная проверка.

взнос обязательный страхователь отчетный

Глава 3. Порядок исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование на примере ООО «Мастер-М»

3.1 Порядок регистрации и перерегистрации страхователей

ООО «Мастер-М» регистрировалось в качестве страхователя в исполнительных органах Фонда по месту своей государственной регистрации.

ООО «Мастер-М», имеющее обособленные подразделения, которые исполняют обязанности этих юридических лиц по уплате налогов и сборов, включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, регистрировались в качестве страхователей также по месту нахождения указанных обособленных подразделений.

ООО «Мастер-М» для регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда по месту своего нахождения представляло заявление и копии следующих документов:

·   свидетельства о государственной регистрации ООО «Мастер-М»;

·   учредительные документы, подтверждающих его создание;

·   письма органов статистики о присвоении кодов по ОКПО, ОКОНХ и классификационных признаков;

·   свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

ООО «Мастер-М», имеющее обособленные подразделения, для регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе Фонда по месту нахождения этих обособленных подразделений представляло заявление, а также копии:

документов, подтверждающих создание обособленных подразделений (положения об обособленном подразделении, распоряжения (приказа) о создании, доверенности, выданной юридическим лицом руководителю обособленного подразделения), и документов, подтверждающих обязанность обособленного подразделения исполнять обязанности юридического лица по

уплате налогов и сборов, включая страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по месту нахождения этого обособленного подразделения;

уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;

страхового свидетельства юридического лица, выданного исполнительным органом Фонда по месту его нахождения.

Если на момент подачи заявления страхователю и (или) обособленному подразделению открыты банковские счета в кредитных организациях, страхователь также представляет справки из кредитных организаций об открытых ему и (или) обособленному подразделению банковских счетах.

Для ООО «Мастер-М» страховое свидетельство (уведомление) является также документом, подтверждающим его учет в качестве страхователя по государственному социальному страхованию.

Страховое свидетельство (уведомление) выдается исполнительным органом Фонда в пятидневный срок с момента представления работодателем всех необходимых документов.

ООО «Мастер-М» обязан письменно сообщать в исполнительный орган Фонда по месту регистрации:

1) о ликвидации (признании банкротом) страхователя - в десятидневный срок с даты назначения ликвидационной комиссии или конкурсного управляющего;

2) о реорганизации , изменении основного вида деятельности либо иных изменениях, которые могут повлиять на обязательства ООО «Мастер-М» перед застрахованными и (или) Фондом, - в десятидневный срок со дня принятия решения о соответствующем изменении;

3) об изменении своего места нахождения - в десятидневный срок со дня такого изменения;

4) о создании, преобразовании или закрытии обособленных подразделений, а также об изменении их места нахождения - в течение месяца со дня принятия решения о создании, преобразовании, закрытии обособленного подразделения или изменения его места нахождения;

5) об изменении наименования ООО «Мастер-М» (обособленного подразделения) и других сведений, представленных страхователем при регистрации, в течение месяца со дня таких изменений.

При открытии или закрытии банковских счетов в кредитных организациях ООО «Мастер-М» обязан представлять соответствующие справки из кредитных организаций.

При возникновении в процессе реорганизации новых юридических лиц они подлежат регистрации в качестве страхователей в соответствии с настоящим Порядком.

Если изменение места нахождения ООО «Мастер-М» (обособленного подразделения) влечет за собой необходимость регистрации в качестве страхователя в другом исполнительном органе Фонда.

3.2 Порядок исчисления и уплаты взносов

Расчет сумм, причитающихся к выплате работникам по заработной плате, условно состоит из нескольких этапов:

1. начисление сумм оплаты труда и других выплат работникам предприятия; отражение указанных сумм на счетах бухгалтерского учета;

2. расчет удержаний из заработной платы;

3. расчет сумм начислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ на фонд заработной платы;

4. получение наличных денег на заработную плату в отделение банка;

5. выдача заработной платы;

6. депонирование заработной платы.

В этой части проведем анализ как производится работниками бухгалтерии ООО «Мастер-М»: расчет различных удержаний из заработной платы; расчет сумм начислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ на фонд заработной платы (отчисления на травматизм 0,9%); расчет больничных листов и отпусков.

По общему правилу средний заработок начисляют в том случае, если сотрудник на предприятии не находится, но работодатель обязан оплачивать это время в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ.

Для расчета суммы среднего заработка определяется время, за которое его нужно начислить. Для этого ведется табель учета использования рабочего времени. Число дней, за которые положена такая выплата, и войдет в расчет.

Во всех случаях, кроме отпусков, средний заработок рассчитывается одинаково. Складываются суммы, которые были начислены сотруднику за предыдущие 12 месяцев (календарных или фактических), результат делится на число дней, отработанных за этот период. Это правило распространяется на всех: штатных работников, совместителей, сотрудников с неполным рабочим днем. Главное, определить какие именно дни и выплаты расчетного периода нужно включать в расчет, а какие нет.

Из начисленной работникам организации заработной платы производят различные удержания, которые можно разделить на две группы: обязательные и по инициативе организации.

Обязательными удержаниями являются налог на доходы физических лиц, по исполнительным листам и надписям нотариальных контор в пользу юридических и физических лиц. В ООО «Мастер-М» имеют место следующие вычеты: долг за работником; ранее выданные плановый аванс и выплаты, сделанные в меж расчётный период; в погашение задолженности по подотчетным суммам; за ущерб, нанесенный производству; за порчу, недостачу или утерю материальных ценностей; за брак.

Из числа обязательных удержаний в ООО «Мастер-М» имеют место удержания в виде налога на доходы физических лиц и удержаний по исполнительным листам в пользу физических лиц в виде алиментов.

Налог на доходы физических лиц удерживается со всех сотрудников, признаваемых в соответствии с законодательством налогоплательщиками данного налога.

Базой для исчисления налога являются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной так и в натуральной формах, и определяется бухгалтером в соответствии с законодательством. К наиболее распространенным из них в данной организации являются: начисленная заработная плата, материальная помощь, суммы государственных пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за ребенком), отпускные, авансы в счет заработной платы, дивиденды. Налоговым периодом признается календарный год.

Дата фактического получения дохода налогоплательщиком определяется бухгалтером согласно статье 223 гл.23 Налогового Кодекса РФ.

Наиболее часто в ООО «Мастер-М» применяется такая налоговая ставка как 13%. Работником бухгалтерии определяется общая сумма налога по каждому сотруднику, что указывается в лицевом счете, а затем определяется общая сумма налога по различным ставкам. На каждую общую сумму налога по конкретной ставке ответственным бухгалтером составляется платежное поручение для перечисления налога в бюджет. Деление общей суммы налога по ставкам необходимо в связи с разными кодами бюджетной классификации, которые необходимо указывать в платежном поручении, а также для более полного аналитического учета данного налога. По окончании налогового периода ответственным бухгалтером составляется декларация по налогу на доходы физических лиц в целом по предприятию, которая представляется в налоговый орган по месту регистрации организации не позднее 01 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Расчет удержаний по исполнительным листам осуществляется в соответствии с Семейным кодексом РФ и временной инструкцией о порядке удержания алиментов.

Алименты не взыскиваются с сумм материальной помощи, единовременных пособий, компенсационных выплат за работу во вредных и экстремальных условиях и иных выплат, не носящих постоянного характера.

Базой для исчисления алиментов берется сумма заработка (дохода) за вычетом налога на доходы с физических лиц. На сумму удержанных алиментов работником бухгалтерии составляется платежное поручение и перечисляется получателю указанному в исполнительном листе.

Расчет сумм начислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ на фонд заработной платы. Согласно статье 346 главы 26 Налогового кодекса РФ, ООО «Мастер-М» освобождена от уплаты Единого социального налога, так как он заменен уплатой Единого налога. Но, несмотря на это ООО «Мастер-М» является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и фонд социального страхования на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Уплата авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей ООО «Мастер-М» отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) в ПФРФ на страховую и накопительную части трудовой пенсии, а также задолженности по страховым взносам, включая пени и штрафы, производится ООО «Мастер-М» отдельными платежными поручениями.

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исчисляются и уплачиваются ООО «Мастер-М» независимо от применяемой ей системы налогообложения.

Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат:

- физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;

- физические лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к труду страхователем;

- физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Страховым тарифом в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходов) застрахованных ООО «Мастер-М» считает 0,9%.

Ежемесячно на общую сумму страховых взносов по всем сотрудникам ООО «Мастер-М» бухгалтером составляется платежное поручение, и перечисляется до 15 числа, месяца следующего за расчетным.

3.3 Отчетность страхователя

Суммы начисленных страховых взносов учитываются на счетах 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

К счету 69 в ООО «Мастер-М» открыты субсчета:

69.1 «Расчеты по социальному страхованию»;

69.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

69.3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Субсчет 69.1 разбит на два субсчета второго порядка:

1) 69.1.1 «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование»;

2) 69.1.2 «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Для учета взносов к субсчету 69.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению» открыты субсчета второго порядка:

69.2.1 «Расчеты по страховой части трудовой пенсии»;

69.2.2 «Расчеты по накопительной части трудовой пенсии».

Субсчет 69.3 также разбит на два субсчета второго порядка:

1)69.3.1 «Расчеты с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования»;

2)69.3.2 «Расчеты с территориальным фондом обязательного медицинского страхования».

Начисление страховых взносов производится в корреспонденции с тем счетом, на котором отражалось вознаграждение, с суммы которого рассчитаны взносы:

Дебет 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91.2) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховой части трудовой пенсии» - начислены пенсионные взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии;

Дебет 20 (08, 23, 25, 26, 29, 44, 91.2) Кредит 69 субсчет «Расчеты с ПФР по накопительной части трудовой пенсии» - начислены пенсионные взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии и т.д.

Данные бухгалтерские записи делаются в последний день месяца по итогам всех выплат, начисленных в этом периоде (ч. 3 ст. 15 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ). Если организация произвела расходы на социальное страхование (выплата больничных пособий, оплата декретного отпуска и т.д.), их сумма уменьшает сумму страховых взносов, зачисляемых в ФСС России. Эта операция отражается проводкой:

Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на социальное страхование» Кредит 70 - начислены расходы на государственное социальное страхование (больничные, пособие по беременности и родам и т.д.).

Суммы, полученные от ФСС России в счет возмещения расходов организации на обязательное социальное страхование, отражаются бухгалтерской записью, приведенной в таблице 15.

Таблица 15 - Основные проводки

Содержание операций

Дебет

Кредит

Получены деньги от ФСС России в счет возмещения расходов на обязательное социальное страхование

51

69.1.1


Таблица 16 - Уплата страховых взносов в бухучете отражается проводками

Содержание операций

Дебет

Кредит

Перечислены пенсионные взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии

69.2.1

51

Перечислены пенсионные взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии

69.2.2

51

Перечислены страховые взносы на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России и т.д.

69.1.1

51


Такой порядок отражения в бухучете расчетов по страховым взносам следует из Инструкции к плану счетов (счет 69).

Таблица 17 - Расчет страховых взносов

Должность

год рожд.

Налогооблагаемая база

Взносы в ПФР

Взносы в ФСС 2,9 %

Взносы в ФСС н.с.

Взносы ФФОМС 2,1 %

Взносы ТФОМС 3 %




страх. Часть 20 %

накопит. Часть 6 %





Директор

1970

60000

12000

3600

1740

120

1880

1200

Главбух

1965

40000

10400

-

1160

80

1240

800

Менеджер

1975

25000

5000

1500

725

50

775

500

Итого


125000

27400

5100

3625

250

3895

2500


В бухгалтерском учете суммы взносов отражают на соответствующих субсчетах к счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». Для наглядности рассмотрим конкретный пример.

Пример.

Расчет взносов, начисленных в январе 2011 года.

Рассмотрим бухгалтерские записи:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 70

- 125000 рублей - начислена зарплата работникам;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть пенсии»

- 27400 рублей - начислены взносы в Пенсионный фонд РФ (страховая часть пенсии);

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть пенсии»

- 5100 рублей - начислены взносы в Пенсионный фонд РФ (накопительная часть пенсии);

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам в ФФОМС»

- 3895 рублей - начислены обязательные страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам в ТФОМС»

- 2500 рублей - начислены обязательные страховые взносы в территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности в ФСС России»

- 3625 рублей - начислены взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС России;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты по страховым взносам в ФСС России от несчастных случаев»

- 250 рублей - начислены взносы в ФСС России по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

В соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.96 N 27-ФЗ работодатель обязан предоставлять индивидуальные сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в территориальный орган ПФР по месту регистрации.

В 2010 году индивидуальные сведения предоставлялись работодателем 2 раза в год (за I полугодие 2010 года - до 2 августа 2010 года, за II полугодие 2010 года - не позднее 15 февраля 2011 года). (см. приложение 2)

С 2011 года такие сведения предоставляются ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

В связи с выходом Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, Правлением ПФР были внесены изменения в формы документов по персонифицированному учету, а также правила их заполнения.

С 01.01.2011 года отчетность по индивидуальному (персонифицированному) учету сдается ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Страхователь (плательщик страховых взносов) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования

Сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.

Документы в электронной форме, содержащие индивидуальные сведения, должны быть заверены электронной цифровой подписью в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

С 01.01.2011 года, если численность сотрудников предприятия (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) превышает 50 человек, то организация обязана представлять сведения в электронном форме, заверенной электронной цифровой подписью. В таком же порядке могут представляться сведения страхователем менее чем на 50 работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период.

В помощь страхователям на сайте размещены программы для подготовки документов персонифицированного учета в электронной форме.

Территориальный орган ПФР при обнаружении несоответствий в представленных индивидуальных сведениях обязан уведомить предприятие об имеющихся расхождениях и необходимости их устранения. В 2-недельный срок после получения уведомления организация должна внести исправления и представить в территориальный орган ПФР уточненные данные.

Копии представляемых в ПФР сведений организации необходимо хранить по правилам, установленным для хранения документов бухгалтерского учета и отчетности.

При подаче работником заявления о назначении пенсии ООО «Мастер-М» представляет в территориальный орган ПФР индивидуальные сведения на работника по новой форме СПВ-1 в течение 10 дней со дня его обращения.

Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п (с учетом изменений, внесенных Постановлениями Правления ПФР от 23.06.2010 № 152п и от 07.07.2010 № 166п "О внесении изменений в постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. № 192п" (зарегистрированы в Минюсте России 06.07.2010, регистрационный номер № 17693 и 22.07.2010, регистрационный № 17959 соответственно)) утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета и инструкция по их заполнению. Кроме того, в работе применяется инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, зарегистрирована в Минюсте России 16.02.2010, регистрационный номер № 16440).

Представление сведений за отчетный период

Индивидуальные сведения (формы АДВ-6-2, СЗВ-6-2, АДВ-6-3, СЗВ-6-1):

-Опись сведений, передаваемых страхователем в ПФР (Форма АДВ-6-2)

-Реестр сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц (Форма СЗВ-6-2)

-Опись документов, о начисленных и уплаченных страховых взносах и страховом стаже застрахованных лиц передаваемых страхователем в ПФР (Форма АДВ-6-3)

-Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица (Форма СЗВ-6-1)

3.4 Контроль над исчислением и уплатой страховых взносов

Органы контроля в соответствии с п. 1 ст. 33 Закона N 212-ФЗ уполномочены проводить камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов. Цель проверок одна - контроль за соблюдением плательщиками законодательства РФ в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов. Кроме того, ФСС контролирует правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 2 ст. 3 Закона N 212-ФЗ). В ст. ст. 34 и 35 Закона N 212-ФЗ указан порядок проведения камеральных и выездных проверок.

В соответствии со ст. 37 Закона N 212-ФЗ проверяющие вправе истребовать для проверки документы. Истребуемые документы представляются в течение 10 дней в виде заверенных копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации. В случае необходимости сотрудники органов контроля за уплатой страховых взносов вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Органы контроля не имеют права требовать нотариального удостоверения копий представляемых им документов, а также изымать подлинники документов (п. 3 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Если плательщик не может в десятидневный срок представить документы, то он в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет об этом орган контроля. В уведомлении указываются причины и сроки представления истребуемых документов. Руководство органа контроля может принять решение о продлении срока либо отказать в нем (п. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ).

Отказ проверяемого лица представить документы или их непредставление в установленные сроки признается правонарушением - влечет ответственность в виде наложения штрафа на должностных лиц в размере:

- 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ);

- от 300 до 500 руб. (п. 3 ст. 15.33 КоАП РФ).

Перечень документов ООО «Мастер-М», по которым может быть проведена проверка достоверности индивидуальных сведений о стаже и заработке застрахованных лиц в ПФР и которые предприятие учитывает:

- учредительные документы организации;

- штатное расписание ООО «Мастер-М», список внештатных работников, список работников, работающих по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг;

- информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, имеющихся у работников организации;

- списки работников, выходящих на пенсию в текущем году и в ближайшие два года;

- расчетные, расчетно-платежные, платежные ведомости;

- лицевые счета работников;

- при необходимости - другие документы.

Перечень документов, которые могут быть запрошены проверяющими из ФСС при проверке правильности исчисления отдельных пособий.

Пособие по временной нетрудоспособности и по беременности и родам:

- листки нетрудоспособности (п. п. 5 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ);

- расчет суммы пособия;

- коллективный договор или локальный нормативный акт организации, которым установлены виды выплат работникам;

- приказы о приеме на работу;

- табели учета рабочего времени;

- расчетно-платежные ведомости на выплату зарплаты;

- трудовые книжки сотрудников;

- заявление и приказ о предоставлении отпуска по беременности и родам.

Пособие по уходу за усыновленным ребенком на период со дня усыновления ребенка и до истечения 70 календарных дней со дня его рождения (при одновременном усыновлении двух и более детей - 110 дней со дня их рождения):

- заявление о предоставлении отпуска с указанием его продолжительности;

- приказ о предоставлении отпуска в связи с усыновлением ребенка (детей);

- расчет пособия;

- копия решения суда об усыновлении ребенка (детей);

- копия свидетельства о рождении ребенка (детей);

- справка с места работы (учебы, службы) другого супруга о том, что отпуск в связи с усыновлением ребенка (детей) им не используется или что супруга не находится в отпуске по беременности и родам.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им полутора лет:

- (или) заявление о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия;

- (или) заявление матери, находящейся в послеродовом отпуске, о его замене на отпуск по уходу за ребенком (если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам);

- расчет пособия;

- копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка;

- копия свидетельства о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей);

- выписка из решения об установлении над ребенком опеки (при усыновлении или опекунстве);

- копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком;

- справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) или из органов соцзащиты о том, что она (он, они) не получает пособия.

3.5 Направления оптимизации отчислений на социальные

С начисленного фонда оплаты труда производятся отчисления в государственные внебюджетные фонды.

Синтетический учет расчетов по взносам на социальное страхование, в пенсионный Фонд и на обязательное медицинское страхование ведется на счете 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» с применением субсчетов:

субсчет 1 «расчеты по социальному страхованию»,

субсчет 2 «расчеты по пенсионному обеспечению»,

субсчет 3 «расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Из оплаты труда членов трудового коллектива работающего на ООО «Мастер-М» по трудовым договорам, договорам подряда, по совместительству, выполняющих разовые работы, производятся различного рода удержания. При этом анализ показал, что удержания производятся в соответствии с установленным законодательством.

Экономное расходование фонда заработной платы является одним из важных факторов снижения себестоимости продукции (работ, услуг), следовательно, увеличения прибыли, из анализа структуры фонда заработной платы рабочих следует, что наибольшая доля приходится на повременную оплату труда. В 2010 году она составила 6838,27 тыс. руб. или 12,438% общего фонда заработной платы, что на 0,602% меньше, чем в 2009 году, а на долю сдельной оплаты приходится - 5,873%.

Значительную долю в фонде заработной платы рабочих составляют премии и различные доплаты. По основным окладам, в 2010 году по сравнению с 2009 годом их сумма возросла на 43,67 тыс. руб.

Сводный подсчет резервов свидетельствует, что сумма возможной экономии заработной платы могла бы составить 675,45 тыс. руб., в том числе за счет предотвращения непроизводительных выплат 409,52 тыс. руб. и уменьшения выплат за неотработанное время 265,93 тыс. руб.

Для дальнейшего совершенствования учета и контроля на предприятии, ООО «Мастер-М», необходимо усилить контроль за правильным использованием фонда заработной платы. Внедрить принципы нормативного учета расходов на оплату труда, которые позволяют фиксировать все случаи выплат за нарушение условий труда и формировать свободную информацию о размерах, причинах, виновниках отрицательных отклонений от норм.

Совершенствование документооборота по учету выработки и заработной платы, а именно, сокращение количества первичных документов на основе автоматизации первичного учета и внедрения вместо бумажных, машиночитаемых документов.

Внедрение предложений по улучшению учета и контроля использования фонда заработной платы позволит повысить уровень управления затратами предприятия.

Заключение

В нашей стране осуществляется обязательное социальное страхование, которое соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права. Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих и неработающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Регулирует отношения в системе обязательного социального страхования Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», но действие данного Закона не распространяется на обязательное государственное страхование, которое регулируется специальным законодательством РФ. Закон определяет:

·   правовое положение субъектов обязательного социального страхования;

·   основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей;

·   ответственность субъектов обязательного социального страхования;

·   устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Закон «Об основах обязательного социального страхования» устанавливает основные принципы осуществления обязательного социального страхования. Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:

·   устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;

·   всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;

·   государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;

·   государственное регулирование системы обязательного социального страхования;

·   паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;

·   обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;

·   ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;

·   обеспечение надзора и общественного контроля;

·   автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Рассмотрев и изучив основные принципы учета и расчета по страховым взносам с органами социального страхования и обеспечения в аспекте новых изменений в законодательстве можно сказать, что принятые законы позволяют начать полноценную реализацию принципов страхования. Особое значение это приобретает в сложившихся экономических условиях, так как позволяет более четко и адресно проводить в жизнь социальную политику государства. Для работающих граждан это важно тем, что создает прямую зависимость величины заработка, с которого уплачиваются страховые взносы и размера получаемых пособий, для работодателей - тем, что устанавливаются единые правила уплаты страховых взносов, для Фонда социального страхования РФ - тем, что упорядочивает систему выплат, четко разделяя пособия, подлежащие страховому обеспечению за счет средств Фонда и пособия, выплачиваемы за счет других источников, прежде всего, за счет средств федерального бюджета.

С 2010 года не просто отменяется ЕСН, и вместо него вводятся страховые взносы. Система обязательного социального страхования переходит по-настоящему на страховые принципы.

Во-первых, теперь законодательно четко определены страховые случаи, по которым будет осуществляться возмещение работнику утраченного заработка. За счет страховых взносов, отчисляемых работодателями за своих работников в Фонд социального страхования, выплачиваются пособия в случае временной нетрудоспособности, беременности и родов, ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и в случае смерти.

Во-вторых, размер выплаты теперь зависит от суммы страхуемого заработка работника. Таким образом, устанавливается взаимосвязь между суммой выплаты работнику пособия и суммой уплаченного за него страхового взноса.

Кроме того, с 2010 года ФСС РФ и ПФ РФ осуществляет функции по администрированию (контролю) страховых взносов (до 2010 года эти функции осуществляли налоговые органы).

Причем каждому из названных фондов предоставлен контроль строго за взносами определенного вида:

- Пенсионному фонду РФ и его органам - за взносами на обязательное пенсионное страхование и взносами на обязательное медицинское страхование (ОПС, ФФОМС и ТФОМС);

- Фонду социального страхования РФ и его территориальным подразделениям - за взносами по нетрудоспособности и материнству, страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Список литературы

·   Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.01.2010)

·   Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996г. № 129-ФЗ

·   Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонд обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.

·   Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" от 29.12.2006 N 255-ФЗ.

·   Федеральный закон « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ от 24.07.1998г.

·   Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ от 29.07.1998 №34н.

·   Приказ об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению от 31.10.200 №94н.

·   ПБУ «Расходы организации» 10/99 от 06.05.1999 № 33н.

·   Бабаев Ю.А. Бухгалтерский учет ЮНИТИ-ДАНА, Москва, 2008. - 356 с.

·   Волков Н. Г. Практическое пособие по бухгалтерскому учету. Бухгалтерский учет, Москва, 2010. - 458с.

·   Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет ИНФРА-М, Москва, 2011. - 289 с.

·   Лермонтов Ю.М. Годовой отчет 2011: бухгалтерская и налоговая отчетность без проблем. Статут, Москва, 2011. - 344 с.

·   Медведев М. Ю. Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ): Постатейные комментарии ФБК-ПРЕСС, Москва, 2010.

·   Семенихин В.В. «Страховые взносы» М.: ГроссМедиа, 2011г.

·   Турсина Е.А. Заработная плата: начисления, выплаты, налоги. Практическое пособие. ГроссМедиа, Москва, 2009г.

·   Филина Ф.Н. «Бухгалтерский и налоговый учет в строительных организациях». РОСБУХ, Москва, 2009г.

·   Беляева Н.А.: Бухгалтерский учет пособий по социальному страхованию, «Налоги» (газета) 2011, №3.

·   Климова М.А. Учет страховых взносов от несчастных случаев на производстве. «Налоговый вестник», 2010, №11.

·   Муравицкая Н.К.: отражение в учете страховых взносов в 2010 году. Бухгалтер- профессионал автотранспортного предприятия; 2010, N 1(Ж/л).

·   Нестеров С.Е.: «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение». Отражаем страховые взносы в учете, 2011, №3.

·   "Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2011, N 2.

Приложения

Приложения А

Бухгалтерская отчетность ООО «Мастер-М»

Бухгалтерский баланс <#"697809.files/image003.gif">

Похожие работы на - Обязательное социальное страхование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!