Особенности проведения внутреннего аудита

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    70,09 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности проведения внутреннего аудита

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Заочный финансово-экономический институт

Кафедра: Экономической экспертизы и аудита

Факультет: Заочный факультет экономики

Специальность: Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: "Внутренний аудит"



Исполнитель: Батенюк Е.В.

Курс 6, группа 3С2-БУ623

Руководитель: д.э.н., профессор

Кеворкова Жанна Аракеловна




Москва - 2013

Содержание

1. Теоретические основы проведения внутреннего

.1 Особенности методики внутреннего аудита

.2 Внутренний аудит филиалов: особенности проведения. Особенности организации внутреннего аудита в малом предприятии

. Практическая часть

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Список литературы

. Теоретические основы проведения внутреннего аудита

.1 Особенности методики внутреннего аудита

Методология - это учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. Предметом познания аудита, в том числе внутреннего, является содержание фактов хозяйственной деятельности организации, позволяющих оценить степень достоверности показателей бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также (при внутреннем аудите) подготовить проекты управленческих решений по использованию ресурсов, повышению эффективности функционирования систем хозяйственного механизма организации. Для этого в процессе аудита необходимо применять современные научные способы, методические приемы и процедуры аудита. Это зависит от целей аудита (внутреннего или внешнего), стоящих перед ним задач и выполнения функций.

Первой и самой главной функцией внутреннего аудита, на наш взгляд, является функция верификации. Эта функция должна обеспечивать формирование в организациях информации о фактах хозяйственной жизни, адекватной реальному положению дел и заданной системе управления хозяйственными процессами. Информация систем учета, планирования и других экономических систем носит условно точный характер, что связано с использованием в этих системах знаково-символического языка, а также допущенными ошибками в ходе получения и обработки информации. Кроме того, для системы внутреннего управления необходимо иметь данные, позволяющие вскрыть причины возникновения фактов хозяйственной жизни, выявить существенные их свойства и установить закономерную связь между ними. Именно такая информация может стать основой для принятия научно обоснованных управленческих решений. Осуществление функции верификации обеспечивается за счет системного использования форм, методических приемов и процедур аудита.

Следующей функцией внутреннего аудита должна стать информационная функция. Данная функция внутреннего аудита обеспечивает систему внутреннего управления и бюджетирования на всех уровнях организационной структуры организации ступенчатости управления хозяйствующим субъектом в достоверной, уместной и полезной информации. Информационная функция и функция верификации тесно взаимосвязаны, так как они обусловлены самой сущностью внутреннего аудита и обеспечивают достижение его целей и задач в системе внутреннего управления.

Важную роль при внутреннем аудите играет аналитическая функция, которая позволяет в процессе внутреннего аудита осуществлять комплексный производственно-хозяйственный, инвестиционный и финансовый анализ показателей организаций для оперативного, тактического и стратегического управления ресурсами, хозяйственными процессами.

Следующей функцией внутреннего аудита в современных условиях является проектно-методическая функция. Она связана с подготовкой внутренними аудиторами проектов обоснованных управленческих решений, бизнес-планов, бюджетов, смет, хозрасчетных заданий, методических рекомендаций, положений и других документов внутренней регламентации.

Функция прямой и обратной связи обеспечивает взаимодействие всех перечисленных функций и эффективность функционирования системы управления производством в целом.

Одной из главных функций внутреннего аудита в условиях рыночной экономики должна стать функция правовой защиты законных имущественных интересов собственников организации при хозяйственных спорах.

Перечисленные функции внутреннего аудита в достаточной степени раскрывают наиболее существенные характеристики внутреннего аудита и его свойства в системе управления предприятием.

Для осуществления функций внутреннего аудита как в методологическом, так и в практическом аспектах существенное значение имеют основополагающие принципы. Принципы представляют собой основные, исходные положения аудита как науки и составляющие его структуры как организованной системы.

Главными принципами внутреннего аудита в системе управления должны быть:

-  системность,

-       целостность,

-       законность,

-       регулярность,

-       функциональная независимость,

-       объективность,

-       своевременность,

-       целенаправленность и результативность,

-       рациональность.

Системность. Система внутреннего аудита должна иметь организованную, устойчивую структуру. Она может быть относительно дифференцирована на взаимосвязанные подсистемы внутреннего управленческого аудита и внутреннего операционного аудита. Дифференциация зависит от состояния и ступенчатости системы управления хозяйствующим субъектом, необходимости степени систематизации и специализации контрольно-аудиторской информации для принятия управленческих решений.

Целостность. Система внутреннего аудита полностью должна отвечать задачам управления хозяйственными процессами и информационными потребностями эффективного функционирования составляющих элементов хозяйственного механизма (экономического) организации.

Законность. Должны соблюдаться правовые нормы действующего законодательства, положения документов внутренней регламентации внутреннего аудита, регулирующих среду контроля.

Регулярность. Внутренний аудит должен проводиться в строгом соответствии с планом и детализированной программой контроля объектов наблюдения и познания. Регулярно должны составляться и представляться отчеты, справки, акты, проекты управленческих решений по стратегии развития деятельности организации.

Функциональная и организационная независимость. Этот принцип означает необремененность служебной подчиненностью, а также организационной и финансовой независимостью.

Объективность. Результаты осуществления внутреннего аудита должны быть достоверны.

Своевременность. Проведение конкретных процедур и выявление недостатков в деятельности организации для их немедленного устранения должны быть своевременными.

Целенаправленность и результативность. Аудит должен быть направлен на выработку конкретных мер по устранению недостатков, по предупреждению возможных убытков, сбоев в системе финансового механизма.

Рациональность. Этот принцип означает понимаемость, простоту системы внутреннего аудита; соизмеримость затрат на осуществление аудита с экономическими выгодами, получаемыми от его проведения. Понимание степени действительной реальности проверяемых объектов аудита зависит, прежде всего, от знания и понимания принципов, с помощью которых внутренние аудиторы эту реальность формируют.

Большое значение имеет также знание требований к внутреннему аудитору, а также требований, предъявляемых к внутренним аудиторам, и последовательности осуществления основных процедур внутреннего аудита.

Требования, предъявляемые к внутреннему аудиту:

-  определение объектов контрольного наблюдения и специализации в процессе аудита;

-       высококвалифицированное проведение аудиторских проверок;

-       улучшение коммерческой деятельности сельскохозяйственной организации и обеспечение роста

-       авторитета внутренних аудиторов;

-       расширение сферы услуг в системе управления организацией;

-       оснащение работы аудиторов и рабочих мест вычислительной и организационной техникой;

-       обеспечение полной информационной базы отдела внутреннего аудита;

-       привлечение на работу в отдел внутреннего аудита высококвалифицированных аудиторов;

-       вдумчивый, осторожный и тщательный подход к проверке объектов контроля.

Требования, предъявляемые к внутренним аудиторам:

-  независимость;

-       честность;

-       объективность аудитора;

-       профессионализм;

-       компетентность и добросовестность;

-       ответственность аудитора.

Успешное выполнение требований к внутреннему аудиту, целей и задач аудита невозможно без строгого соблюдения последовательности основных процедур аудита (см. Табл. 1):

-  определение объема аудита;

-       планирование аудита;

-       оценка системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

-       сбор (получение) аудиторских доказательств;

-       ведение аудиторской документации;

-       составление аудиторского заключения и отчета аудитора, разработка проектов управленческих решений.

Рисунок 1. Основные процедуры аудита

Таким образом, теоретической основой внутреннего аудита должны стать его основополагающие принципы и концепции.

.2 Внутренний аудит филиалов: особенности проведения. Особенности организации внутреннего аудита в малом предприятии

Открытие филиалов приносит компаниям множество серьезных проблем. Это и удаленность от головного офиса, и увеличение административно-хозяйственных расходов, и возможные финансовые ошибки руководителей филиалов, и различия в законодательной базе регионов, и рост количества бухгалтерских документов, и др. Это может увеличить риск ошибок и нецелевых затрат компании. Отсюда вытекает необходимость осуществления постоянного и эффективного контроля деятельности филиалов и других обособленных подразделений со стороны головной организации.

Лишь на первый взгляд может показаться, что контроль за филиалами мало чем отличается от управления внутрифирменными подразделениями. На самом деле практика показывает, что здесь нужны качественно иные подходы. Недостаточно внедрять отдельные элементы или принципы контроля. Существенный эффект может принести только хорошо продуманная и четко функционирующая система внутреннего контроля (СВК).

В настоящее время практически на любом российском предприятии применяются те или иные формы внутреннего контроля. Однако рост предприятий, усложнение их организационных структур за счет создания сети филиалов в различных регионах предъявляет более широкие требования к системам внутреннего контроля и делает особо актуальной задачу повышения их качества. Поэтому задача формирования эффективной системы внутреннего контроля должна стать одной из главных частей бизнес-стратегии головной организации.

Подытоживая мнения различных специалистов в области внутреннего контроля и аудита, можно охарактеризовать понятие СВК для многофилиальных компаний как совокупность организационной структуры управления, методик и процедур, принятых и постоянно осуществляемых головной организацией, руководителями филиалов, службой внутреннего аудита и сотрудниками компании, направленных:

) на совершенствование финансово-хозяйственной деятельности компании и ее филиалов и обеспечение ее результативности;

) сохранность имущества и других активов;

) предотвращение или снижение степени внутренних и внешних рисков;

) обеспечение полноты и достоверности всех видов отчетности;

) соблюдение требований российского законодательства и внутренних регламентов компании;

) результат эффективности и экономичности управления бизнес-процессами.

Система внутреннего контроля должна обеспечивать не только сбор информации обо всех аспектах деятельности филиалов, но и принятие эффективных управленческих решений на основе ее анализа, а также обратную связь. В систему контроля деятельности филиалов включаются также известные процедуры проверки документирования хозяйственных операций, предотвращения ошибок и искажений, своевременности и достоверности бухгалтерской отчетности, обеспечения сохранности имущества, исполнения приказов и распоряжений, соблюдения российского законодательства и т. п.

Нельзя рекомендовать какие-то единые подходы к организации системы корпоративного контроля деятельности структурных подразделений. Однако сегодня российские компании уже имеют наработанную практику в этой сфере.

Контроль деятельности филиалов, как считают многие бизнесмены, должен осуществляться по двум главным направлениям: финансы и управление. Кроме контроля за работой менеджеров филиалов (особенно находящихся в других регионах), головная организация должна создать эффективную систему финансового контроля, основанную на разработке своих особенных подходов к организации и ведению бухгалтерского учета.

Прежде всего, необходим постоянный мониторинг деятельности филиальной сети. Этому, как показывает практика, способствует налаженная оперативная связь «филиал - головной офис». Причем хороший эффект приносит внедрение такого элемента контроля за филиалами, когда в головной организации по каждому функциональному направлению назначается «главный» сотрудник, к которому должны поступать абсолютно все данные из филиалов, так как любая функция напрямую связана с контролем.

Ошибки управления возникают в филиалах довольно часто. Чтобы они выявлялись оперативно, менеджмент головной организации может применять как личный (инспекционные поездки в филиалы специалистов головной компании или других филиалов), так и дистанционный контроль (изучение отчетной документации, электронная почта, телефонная связь).

Практика показывает, что эффективному управлению региональными финансами способствует создание специальных внутрикорпоративных сетей с использованием информационно-технической базы для контроля бизнес-процессов в филиалах, находящихся в различных регионах. Это позволяет головной бухгалтерии получать ежедневные, еженедельные и ежемесячные сводные отчеты.

Так, например, крупный дистрибьютор продуктов питания «Планета удачи», имеющий филиалы и представительства в городе Санкт-Петербурге и других регионах РФ, использует для учета операций между филиалами и головной организацией решение, предложенное компанией NaviCon. Благодаря этому информационному проекту компания, например, может формировать консолидированный отчет по анализу продаж на основании отчетов, поступающих в автоматизированном режиме от всех филиалов.

Как говорит генеральный директор компании «Планета удачи» Анна Вовк: «Благодаря решению по формированию управленческой отчетности, предложенному NaviCon, стало возможным получать фактические данные по практически любым разрезам. Компания NaviCo№реализовала специфичные требования учета внутрифирменных операций, сохранив при этом единые для компании бизнес-процессы. Таким образом, филиал работает в системе с использованием полной функциональности, реализованной в ходе автоматизации главного офиса „Планета удачи“. В рамках программы Microsoft Navisio№внедрены финансовый блок, блок управления цепочками поставок, а также ряд других ключевых модификаций: планирование, контроль платежей и поступлений денежных средств; расчет и контроль минимально допустимых цен; финансовый контроль просроченной задолженности и кредитного лимита и др. С внедрением программы все филиалы и другие подразделения компании функционируют в едином информационном пространстве. Работа ведется в единой базе данных Microsoft Navision, связь с которой осуществляется через терминальный доступ. Решение, предложенное консультантами NaviCon, соответствует требованиям российского законодательства по учету таких операций между филиалами и головной организацией, как учет и перемещение основных средств, передача товаров через счет 79, зачет НДС филиала головной организацией».

Существуют иные корпоративные информационные системы, позволяющие анализировать и контролировать финансы компании по каждому обособленному подразделению. Это специальные компьютерные программы: автоматизированные системы бюджетирования (АСБ). На российском рынке информационных услуг в настоящее время представлено более десяти отечественных и зарубежных АСБ. Надо отметить, что АСБ российских разработчиков дешевле и совмещаются с другими российскими программами, например с популярной отечественной программой «1С». Средним предприятиям с разветвленной сетью региональных подразделений специалисты рекомендуют использовать более дорогие, но и более качественные зарубежные продукты. Наиболее известными из них являются: Oracle Financial Analizer, Hyperio№Pillar, Adaytum e.Planning, Comshare MPC и др.

Процедуры передачи финансовых данных из филиалов в головной офис с использованием единой системы учета и внутрикорпоративной компьютерной сети легче всего внедряются и контролируются путем заключения договора франчайзинга с филиалами в регионах. Это дает возможность главному бухгалтеру компании предоставлять всю необходимую информацию налоговым службам как по основному офису, так и по филиалам.

В применении к взаимоотношениям с филиалами под франчайзингом подразумевается передача головной фирмой по договору своего имени, марки, брендов своих выгодных поставщиков сырья, специально обученного персонала, а также других исключительных прав. Таким образом, франчайзинг не только помогает упорядочить финансы всей филиальной сети, но и позволяет обучать специалистов в головном офисе и распределять их по филиалам.

Другие предприниматели предлагают осуществлять контроль за филиалами в два этапа.

На 1-м этапе применяется усиленный контроль. Он заключается в тщательной проверке финансовой деятельности вновь открытого филиала, включая ежедневную проверку проводимых им платежей, а также анализе всех решений, принимаемых его руководителем. Этот вид контроля применяется в течение первого полугодия работы филиала.

На 2-м этапе применяется плановый контроль. Его головная организация может применять, когда руководство уверено, что руководитель и команда филиала могут работать профессионально, не совершая финансовых ошибок. Такой контроль осуществляется выборочно подразделением внутреннего аудита. И это не означает ослабления контроля, так как внутренние аудиторы в большинстве крупных российских компаний подчиняются непосредственно главному руководителю или собранию акционеров. Это обеспечивает максимальную достоверность и объективность информации о работе филиалов.

В настоящее время не существует какого-то универсального рецепта формирования СВК. Но опыт создания таких систем крупными российскими компаниями позволяет определить общие черты СВК.

В организационной структуре СВК могут существовать несколько служб. К основным из них относятся:

) служба экономической безопасности (внутреннего контроля или внутреннего аудита);

) контрольно-ревизионная служба.

В крупных российских компаниях это могут быть контрольно-ревизионные управления или комитеты по аудиту при советах директоров. В СВК обычно также включаются функциональные подразделения:

) финансово-экономическая служба;

) юридическая служба;

) служба персонала.

Регламентацию процедур управления осуществляет служба корпоративного управления.

Эффективная работа внутренней системы контроля, особенно в крупных многофилиальных компаниях, невозможна без формализации всех направлений их деятельности. Все процедуры должны быть регламентированы путем разработки и внедрения положений, инструкций и т. п.

СВК компании должна решать следующие важные задачи финансового контроля за филиалами и структурными подразделениями:

) достижение целей компании. Правильно разработанная СВК позволяет определить, насколько деятельность филиала или иного обособленного подразделения способствует достижению общих целей компании;

) обеспечение надежности финансового учета. СВК должна обеспечивать точность, полноту и достоверность всех учетных данных в филиалах, а также их своевременное поступление в головную организацию;

) обеспечение точности учета и защиты активов. СВК должна обеспечивать точный учет активов, переданных в филиалы или приобретенных ими, для анализа степени риска, связанного с каждым типом или группой активов, а также сохранность активов путем периодических проверок их наличия, обеспечения процедур оценки, списания и др.;

) обеспечение соблюдения требований законодательства и других внешних обязательств. СВК должна отслеживать изменения в законодательстве, нормативных актах для своевременного изменения самой системы контроля;

) исключение преднамеренных искажений в учете, минимализация непреднамеренных ошибок. СВК должна обеспечивать такое разделение ответственности и полномочий, которое мешало бы совершению руководителями и сотрудниками подразделений случайных или умышленных ошибок и нарушений или затрудняло бы их обнаружение. Финансовый контроль распределяется между головной организацией и руководителем обособленного структурного подразделения. При определении объема и степени контроля, делегируемого руководителю филиала, учитываются стадия развития филиала, оборот филиала, особенности регионального рынка. Немаловажное значение имеет также степень доверия головной организации к руководителю структурного подразделения. С ростом уровня доверия к финансовым решениям руководителя филиала формы и степень контроля за данным подразделением могут изменяться. Однако все решения руководителя филиала относительно крупных финансовых операций должны обязательно согласовываться с головным офисом.

Для разработки эффективной системы внутреннего контроля можно рекомендовать использовать следующие принципы:

) организационной структуры, означающий, что в головной организации должна быть разработана и утверждена четкая организационная структура, включающая в себя данные обо всех структурных подразделениях, в том числе филиалах и представительствах. Положение об организационной структуре должно описывать их функции, а также функциональную и методическую подчиненность;

) сбалансированности, который означает, что структурному подразделению должны быть предписаны только те контрольные функции, которые обеспечены соответствующими средствами для их выполнения;

) своевременного сообщения об отклонениях, который означает, что информация об отклонениях представляется в максимально короткие сроки лицам, уполномоченным принимать соответствующие решения;

) интеграции, означающий, что для осуществления контроля должно обеспечиваться взаимодействие работников различных функциональных направлений;

) соответствия контролирующей и контролируемой систем, который означает, что СВК компании должна быть адекватна системе внутреннего контроля структурного подразделения;

) постоянства - означает, что СВК должна быть способна своевременно реагировать на возможные отклонения;

) комплексности, означающий, что все объекты контроля должны быть охвачены контролем в одинаковой степени;

) согласованности передачи данных различных звеньев СВК.

Он предполагает применение компьютерных программ, обеспечивающих необходимую скорость обмена информацией между подразделениями и головной организацией;

) разделения обязанностей - означает, что основные финансовые функции (регистрация хозяйственных операций, отражение хозяйственных операций в бухгалтерском учете, обеспечение сохранности активов, проведение их инвентаризации, выдача разрешений на осуществление операций с активами, непосредственный доступ к активам) распределяются между разными лицами. Это необходимо, с одной стороны, для устранения злоупотреблений, с другой - для эффективности контроля;

) разрешения и одобрения, означающий, что в СВК должны быть четко зафиксированы процедуры санкционирования руководителями всех финансово-хозяйственных операций.

Малые предприятия наиболее быстро и экономно способны решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров с небольшим капиталом. Развитие малого бизнеса способствует формированию гибкой смешанной экономики России.

Успешное хозяйствование малого бизнеса заключается в совершенствовании управления на основе стратегии развития и эффективного контроля над его деятельностью. Эффективность контроля может быть достигнута посредством создания службы внутреннего аудита.

Внутренний аудит как одна из высокоорганизованных форм контроля существует в международной практике более половины века. Целесообразность функционирования внутреннего аудита оценивается наличием рекомендаций по решению имеющихся и будущих проблем малого бизнеса. Показателем качества внутреннего аудита являются организация, значимость, компетентность, профессионализм, функциональность и эффективность аудирования.

Экономическая эффективность определяется наличием разработанной технологии проверки. Методические действия внутренних аудиторов в малом бизнесе позволят по этапам выявить и предупредить нарушения, своевременно внести изменения в налоговые расчеты, применить налоговые льготы, оптимизировать учетную политику, значительно сократить штрафы налоговых и административных санкций.

Технология проведения внутреннего аудита должна определяться документами, регламентирующими положение службы внутреннего аудита в субъектах малого бизнеса (см. Табл. 1).

1. Положение об отделе (службе) внутреннего аудита определяет обособленное место внутреннего аудита в системе управления предприятием, его цели и задачи, ответственность и взаимоотношения с другими функциональными службами предприятия. Основной принцип деятельности внутреннего аудита - независимость - определен четким установлением прав, обязанностей и ответственности, подотчетностью и подчиненностью только руководителю предприятия.

2.      Должностные инструкции специалистов службы внутреннего аудита регламентируют права, обязанности и ответственность специалистов отдела (службы), а также их квалификационные требования.

3.      Календарные и индивидуальные планы, содержащие виды работ службы внутреннего аудита в целом и его специалистов.

4.      Программы внутренних аудиторских проверок, включающие систему приемов и процедур проверки обоснованности и законности, полноты и своевременности, достоверности и реальности операции.

Стандарты внутреннего аудита. В целях повышения качества внутреннего аудита субъект малого бизнеса должен с учетом особенностей его бизнеса разработать и утвердить стандарты

Таблица 1

Технология проведения внутреннего аудита в субъектах малого предпринимательства

Этапы работы

Содержание

Источники информации

Служебные документы, составляемые на данном этапе аудирования

1. Организация проведения внутренней аудиторской проверки

Установление основных параметров состояния и деятельности малого бизнеса, качественная оценка факторов влияние на него. Оценка системы внутреннего контроля

Первичные документы, от- четы материально- ответственных лиц, ин- формация руководителя и специалистов

Служебная записка руководителю о состоянии учета, экономической работы и других направлений деятельности малого бизнеса в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и внутреннего регламента

2. Информационное обеспечение

Определение состава документов правового, экономического, организационно- технологического обеспечения. Разработка реестра законов и нормативных актов

Законодательные и нормативные акты, внутренние правила и распорядки, внутрихозяйственные регламенты

Составление реестра законов и нормативных актов. Формулировка предложений по плану и порядку проведения работы

3. Описание плана проведения работы

Получение необходимой информации по задачам проверки. Определение состава рабочих документов (рабочая тетрадь, бланки тестов, вопросник)

Первичные документы, сводные регистры, внутренняя и внешняя отчетности

Общий план внутреннего аудита в соответствии с задачами проверки, достаточные для ее выполнения

4. Составление программ внутреннего аудита для каждой задачи работы

Составление календарного графика работ и распределение обязанностей. Определение уровня существенности. Оценка внутреннего аудиторского риска. Выбор методик внутреннего аудита (выборка, определение уровня ошибки). Определение состава рабочих документов

Состав первичных документов, отчетностей

Программы внутреннего аудита в соответствии с задачами общего плана

5. Сбор аудиторских доказательств и их оценка

Определение методов выполнения работы по каждой задаче. Получение необходимой ин- формации и ее систематизация

Первичная документация, регистры, финансовая (бухгалтерская) отчетность

Перечень процедур для получения аудиторских доказательств, достаточных для формирования мнения внутреннего аудитора

6. Анализ и оценка аудиторских доказательств. Сбор дополни- тельной информации при вы- явлении существенных искажений в учете и отчетности

Получение дополнительной информации и ее систематизация

Первичная документация, регистры, финансовая (бухгалтерская) отчетность

Перечень дополнительных процедур для снижения внутреннего аудиторского риска, достаточных для формирования мнения внутреннего аудитора

7. Обсуждение предварительных отчетов (заключений), предложений с руководством, специалистами отделов, работниками структурных подразделений

Представление предварительных отчетов (заключений) и предложений. Получение дополнительной информации, для обоснования выводов и предложений

Аудиторские доказательства, полученные в ходе внутренней аудиторской проверки. Рабочие документы внутреннего аудитора

Аудиторские свидетельства, требующие дополнительной информации. Корректировка хода работы, обоснование предложений и рекомендаций

8. Подготовка отчета (заключения) и предложений внутреннего аудитора

Систематизация аудиторских выводов по задачам, формулировка обобщающих заключений и предложений

Свидетельства по процедурам проверки, протокол обсуждения предварительных заключений, предложения и замечания аудитора

Отчет (заключение) о результатах работы внутреннего аудитора, справки к отчету, подписанные специалистами субъекта малого бизнеса

9. Внедрение решений, предложений по результатам проверки

Подготовка приказов и распоряжений в соответствии с программой устранения нарушений в работе субъекта малого бизнеса

Отчет (заключение) аудитора о результатах проверки, служебные записки

Приказы и распоряжения администрации об устранении выявленных нарушений в системе внутреннего контроля; разработке мер по предотвращению нарушений и искажений; усилении внутри-хозяйственного контроля

10. Анализ и оценка действенности мер по выявлению и предотвращению нарушений и искажений в системе внутреннего контроля и учета

Составление отчета о действенности мер внутреннего контроля и учета, разработанных по результатам проверки

Приказы и распоряжения администрации по результатам внутреннего аудита. Отчет (заключение) аудитора

Отчет о действенности мер внутреннего контроля и учета разработанных по результатам проверки


На первом этапе идет подготовка проведения внутренней аудиторской проверки, где устанавливаются основные параметры состояния и деятельности малого бизнеса, качественная оценка факторов влияния на него. Оценивается система внутреннего контроля.

На втором этапе подготавливается информационное обеспечение аудита. Определяется состав документов правового, экономического, организационно-технологического обеспечения, формируется реестр законов и нормативных актов, регулирующий бизнес-процессы малого бизнеса.

Планирование - третий этап проведения аудита - состоит в разработке общего плана аудита с указанием ожидаемого объема работы, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность аудиторских процедур, необходимых для формирования объективного и обоснованного мнения о проверяемом объекте.

Внутренний аудитор осуществляет проверку на основе действующей на предприятии учетной политики. Источниками получения информации о предприятии, его структурных подразделениях и филиалах являются:

-    положение о структурном подразделении, филиале, должностные инструкции и трудовые контракты работников под- разделения;

-              протоколы заседаний совета директоров и других аналогичных органов управления предприятия;

-              статистическая, бухгалтерская, внутрифирменная отчетность и оперативные сведения о выполнении заданий и договоров предприятием, подразделением и филиалом;

-              внутрифирменные инструкции, методические пособия, график документооборота и другие документы, регламентирующие производственную деятельность и организационную структуру предприятия, подразделения и филиала;

-              материалы служебных расследований, акты рекламаций, судебные и арбитражные документы;

-              визуальный осмотр помещений предприятия, подразделения и филиала.

Ежегодно, до наступления отчетного года, работники службы внутреннего аудита составляют общий план аудиторских проверок, ревизий, инвентаризаций.

В общем плане внутреннего аудита рекомендуется предусмотреть:

- формирование аудиторской группы, ее численность, включая специалистов других подразделений, привлекаемых к проведению аудита;

-              распределение проверяющих в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам;

-              инструктирование всех членов группы об их обязанностях и правах, доведение информации о проверяемом объекте;

-              ведение рабочей документации;

-              документальное оформление проведенной работы и по- рядок ее согласования с должностными лицами проверяемого объекта.

Общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита.

Четвертый этап технологии внутреннего аудита заключается в подготовке программы аудита. Программа аудита - это совокупность методов и приемов внутреннего аудита, оформленная документально в установленной форме. Программа аудита включает в себя перечень аудиторских процедур, применяемых в дан- ной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнителей.

По каждому разделу аудиторской программы формируются документально подтвержденные выводы, которые и являются основанием для формирования мнения аудитора и представления его в отчете внутреннего аудитора.

При наличии структурных подразделений составляется План-график проверок филиалов.

Перед проведением проверки следует определить объем аудиторской выборки (оценочно, по аналогии с прошлыми проверками, либо статистическими методами, основанными на вероятности появления ошибок), также необходимо ознакомиться с имеющимися аудиторскими документами на проверяемое управление.

Как известно, эффективность деятельности хозяйствующего субъекта во многом зависит от уровня автоматизации бухгалтерского учета организации. В настоящее время широко применяются компьютерные технологии, офисные программы (MS Word, MS Excel и др.), программы по бухгалтерскому учету (1С:Предприятие 7.7, 1С:Предприятие 8.0, Инфобухгалтер 8.0).

Появление ошибок, искажающих показатели деятельности малого бизнеса, возникает в области использования систем компьютерной обработки данных с упрощенной программой учета для единичного бухгалтера или ограниченного числа учетных работников.

Появляется возможность вводить несогласованные данные в систему учета, произвольным образом менять программную оболочку и базы данных, вносить в систему операции «задним числом», проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке.

В этой связи внутренние аудиторы обязаны осуществлять оценку состояния внутреннего контроля в системе компьютерной обработке данных (КОД).

Проверка надежности системы КОД включает несколько этапов:

-  составление программы проверки;

-       тестирование состояния внутреннего контроля;

-       проведение аудиторских процедур;

-  разработка предложений по устранению недостатков, вы- явленных в процессе проведения аудита.

Программа проверки системы компьютерной обработки данных позволит определить перечень процедур и возможные нарушения.

Внутренним аудиторам необходимо разработать мероприятия и рекомендации по устранению недостатков системы КОД (см. Табл. 2).

Таблица 2

Программа проверки системы компьютерной обработки данных

Перечень процедур

Возможные нарушения внутреннего контроля в системе КОД

Проверка документального оформления функционирования программного обеспечения

Нарушения документально- го оформления функционирования программного обеспечения

Проверка наличия приказов на ввод в эксплуатацию программного обеспечения

Отсутствие приказов на ввод в эксплуатацию программного обеспечения

Проверка наличия лиц, ответственных за эксплуатацию системы КОД

Не определен перечень лиц, ответственных за эксплуатацию системы КОД

Проверка разделения пользователей программного обеспечения по уровню доступа в соответствии с их должностными инструкциями

Отсутствие разделения пользователей программного обеспечения по уровню доступа в соответствии с их должностными инструкциями

Проверка легитимности используемого программного обеспечения

Применяется не лицензированное программное обеспечение

Проверка правильности использования паролей

Отсутствие использования паролей

Проверка плана мероприятий по восстановлению программного обеспечения

Отсутствие плана мероприятий по восстановлению программного обеспечения

Проверка уровня квалификации пользователей

Низкий уровень квалификации

Проверка возможности проводить операции, не получившие одобрения или утверждения в установленном порядке

Наличие возможности проводить операции, не полу- чившие одобрения или утверждения в установлен- ном порядке

Проверка возможности вносить в систему операции «задним числом»

Наличие возможностей вносить операции «задним числом»


На основании плана работ аудитор составляет программу проверки, в которой определяются:

-    цель аудита;

-              основные участки учета, подлежащие проверке;

-              характер и методы проверки (сплошной или выборочный, фактический или документальный);

-              сроки выполнения работ;

-              форма отчетности и порядок оформления результатов проверки.

Программы внутреннего аудита могут составляться по блокам (см. Табл. 3).

В систему управления продажами товара входят политика продаж организации и аудиторские процедуры продаж. Применительно к системе продаж товара задачами внутренних аудиторов, автор считает:

-    оценка эффективности политики продаж организации;

-              оценка эффективности и целесообразности процедур внутреннего контроля над продажами.

Таблица 3

Программа внутреннего аудита эффективности политики продаж малого бизнеса

Виды аудиторских процедур

Источники получения аудиторских доказательств

Методы получения аудиторских доказательств

Пояснения

Анализ политики товародвижения

Товарные отчеты материально ответственных лиц, аналитические отчеты структуры товародвижения, формы товародвижения

Документальная проверка, аналитические процедуры, метод фактического контроля, инвентаризация, статистический метод

Анализируется соответствие организационных документов целям предприятия (увеличение доли рынка, определение объема реализации и т.п.) и разработанным рекомендациям по оптимизации политики товародвижения

Анализ стратегии продаж

Организационные документы, товарные отчеты материально ответственных лиц, аналитические отчеты структуры товародвижения, формы товародвижения

Документальная проверка, аналитические процедуры, метод фактического контроля, инвентаризация, статистический метод

Анализируется стратегия продаж, включающая ряд характеристик - уровень цен, уровень затрат на продажу, нацеленность на определенные сегменты рынка; выявляются отклонения от принятых организацией стратегий продаж по отдельным видам товара; разрабатываются предложения по совершенствованию стратегии реализации товара

Анализ ценовой политики

Договоры купли-продажи, приходные накладные, товарные отчеты материально-ответственных лиц, аналитические отчеты структуры товародвижения

Документальная проверка, аналитические процедуры, метод фактического контроля, инвентаризация, статистический метод

Анализируется стратегия ценообразования на виды товара, обоснованность и правильность расчета розничной цены, возможность преднамеренных и непреднамеренных искажений и недочетов

Анализ товарной политики

Ассортиментный перечень, договоры купли-продажи, приходные накладные, товарные отчеты материально ответственных лиц, аналитические отчеты структуры товародвижения

Документальная проверка, аналитические процедуры, инвентаризация, арифметический расчет

Анализируется структура товарного ассортимента, качество товара, уровень цен, уровень затрат на продажу, нацеленность на определенные сегменты рынка; выявляются отклонения от принятых организацией стратегий продаж по отдельным видам товара, возможность преднамеренных и не- преднамеренных искажений и недочетов

Анализ рекламной политики

Договоры на рекламное обеспечения, счета-фактуры, акты о выполненных работах

Документальная проверка, аналитические процедуры

Анализируется масштабность рекламы и эффективность каналов ее распространения, объемы продаж в зависимости от масштабов и типов рекламных мероприятий, формируются рекомендации по совершенствованию рекламной политики

Анализ политики транспортировки закупок

Договоры купли-продажи, товарно-транспортные накладные, приходные накладные, счета-фактуры, аналитические отчеты структуры товародвижения

Документальная проверка, аналитические процедуры, арифметический расчет, прослеживание

Осуществляется анализ расчетов по оптимизации форм транспортировки, маршрутов перевозок и параметров поставок

Анализ политики денежного обращения

Договор на банковское обслуживание, договоры материально-ответственных лиц, кассовые отчеты материально ответственных лиц, кассовая книга, кассовые документы, авансовые отчеты

Документальная проверка, инвентаризация, аналитические процедуры, арифметический расчет, прослеживание

Анализируется стратегия денежного обращения в предприятии, структура выручки от продаж, полнота оприходования выручки, возможность преднамеренных и непреднамеренных искажений и недочетов

Анализ политики расходов на продажу

Договоры купли-продажи, договоры на рекламное обеспечение, счета-фактуры, акты о выполненных работах, товарно-транспортные накладные, кассовые документы, авансовые отчеты, банковские документы, начисление заработной платы

Документальная проверка, инвентаризация, арифметический расчет, прослеживание, аналитические процедуры

Анализируется стратегия состава расходов на продажу в предприятии, структура расходов, их обоснованность, возможность преднамеренных и непреднамеренных искажений и недочетов

Анализ налоговой политики

Учредительные документы, свидетельство о предпринимательстве, учетная политика для целей налогообложения, кассовые документы, банковские документы

Документальная проверка, аналитические процедуры, арифметический расчет, прослеживание

Проверяется обоснованность применения специального режима налогообложения (упрощен- ной системы, расчета единого налога на вмененный доход), общего режима налогообложения; проводится оптимизация налогообложения


На пятом этапе технологии внутреннего аудита - сбор аудиторских доказательств и их оценка - определяются методы выполнения работы по каждой задаче, приобретается необходимая информации и осуществляется ее систематизация.

Методы внутреннего аудита представляют собой совокупность финансовых, экономических, организационных, оперативно-технических и фактических способов и приемов по проверке производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Цель применения методов внутреннего аудита - изучение состояния экономики и финансов хозяйствующего субъекта, эффективности использования материальных и финансовых ресурсов, сохранности активов и своевременности возврата обязательств, обеспечения законности, достоверности и целесообразности хозяйственных операций, а также их оформления первичными документами, служащими основанием для отражения в бухгалтерском учете.

В отличие от внешнего аудита, носящего, как правило, официальный характер и проводимого уже по оформленной финансовой отчетности, внутренний аудит на предприятии может носить как плановый, так и внезапный характер. Для внутреннего аудита характерны все три этапа контроля: предварительный - до совершения хозяйственных операции; текущий - во время осуществления хозяйственных операций и последующий - после их совершения.

Для получения аудиторских доказательств при проведении внутреннего аудита используются приемы:

-    фактического контроля (сплошная и выборочная инвентаризация, осмотр, обследование, контрольные обмеры, контрольный запуск сырья, экспертиза и лабораторные анализы);

-              документального контроля с применением юридической проверки и аналитических процедур;

-              наблюдение;

-              сравнение и сопоставление;

-              встречные проверки;

-              обзор неопределенных обязательств;

-              подтверждение;

-              опрос;

-              проверка механической прочности;

аудиторская выборка и другие

Седьмой этап технологии внутреннего аудита подразумевает обсуждение предварительных отчетов (заключений), предложений с руководством, специалистами отделов, работниками структурных подразделений.

Для внутреннего аудита нет разработанной формы отчетности. Она может иметь разные документальные формы:

- аудиторские справки;

-              аудиторское заключение;

-              справка об экспертизе;

-              докладная записка;

-              отчет о проверке;

-              акт ревизии и т.п.

Целесообразно исходить из названия «отчет», поскольку это соответствует российским стандартам, и разработать систему требований к составлению отчетов по разным направлениям деятельности службы внутреннего аудита.

Отчет внутреннего аудитора может иметь три части. Вводная часть отчета внутреннего аудита должна включать:

1. Номер отчета

2.      Название подразделения, филиала, предприятия

3.      Наименование населенного пункта, на территории которого производится проверка

4.      Дата написания отчета

5.      Срок проведения проверки в соответствии с общим планом или планом-графиком проведения внутреннего аудита

6.      Указания на вопросы проверки (в случае внеплановой проверки)

7.      Период деятельности организации, за который проведена проверка

8.      Дата начала и окончания проверки

9.      Фамилии, имена и отчества лиц, проводивших и принимавших участие в проверке

10. Фамилии, имена и отчества руководства проверяемого подразделения, филиала, предприятия

11. Иные необходимые сведения

Аналитическая часть отчета содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых, и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения по результатам проверки. правовой аудит предприятие филиал

Итоговая часть отчета должна содержать общий вывод о состоянии бухгалтерского учета, внутреннего контроля и отчетности, а также предложения по устранению выявленных нарушений.

При составлении отчета внутреннего аудитора из Письменной информации внутреннего аудитора берутся сведения о наиболее существенных нарушениях в учете, значительно искажающих отчетность, делается общий вывод о степени достоверности отчетности с указанием нарушений, которые снижают достоверность отчетности или ставят ее под сомнение. Мнение внутреннего аудитора должно быть подкреплено ссылкой на соответствующие законодательные и инструктивные документы с развернутой аргументацией причин, приведших к такому мнению.

Отчет внутреннего аудитора должен содержать раздел, посвященный анализу платежеспособности и финансовой устойчивости организации, а также прогнозной оценке ее финансового состояния на будущее.

На восьмом этапе подготавливается отчет (заключения) и предложений внутреннего аудитора.

Отчет внутреннего аудитора заполняется в трех экземплярах, один из которых передается руководству проверяемой организации, другой экземпляр - в адрес вышестоящей организации (заказчика для службы внутреннего аудита), третий - в архив службы внутреннего аудита.

Отчет подписывается руководителем службы внутреннего аудита. Все три экземпляра отчета являются первыми.

Аналитические отчеты по итогам финансово-хозяйственной деятельности филиалов и всей организации в целом составляется специалистом по расчетам с головной организацией на основании данных квартальной и годовой отчетности и документов, создаваемых в ходе выездных проверок. Аналитические справки и отчеты по отдельным вопросам, возникающим в ходе управления организацией, могут быть составлены любым штатным работником службы внутреннего аудита.

На этапе внедрения решений и предложений по результатам проверки целесообразно анализировать степень устранения выявленных искажений.

Внутренняя аудиторская проверка, как плановая, так и внеплановая, считается незаконченной, пока искажения не устранены, а решения, принятые по результатам аудирования, не внедрены в деятельность малого бизнеса.

На заключительном этапе технологии внутреннего аудита - анализ и оценка действенности мер по выявлению и предотвращению нарушений и искажений в системе внутреннего контроля и учета служба внутреннего аудита должна осуществлять следующие мероприятия последующего аудиторского контроля:

-    осуществлять методическую поддержку обособленных подразделений (выпускать информационный бюллетень с рекомендациями по ведению учета, налогообложению);

-              организовывать семинары по обучению и повышению квалификации бухгалтеров и экономистов подразделения, филиала, предприятия;

-              проводить консультации по текущим вопросам;

-              оказывать консультирование по автоматизации учетно-аналитической работы;

-              осуществлять контроль над эффективностью систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

-              осуществлять контроль над сохранностью и состоянием имущества подразделения, филиала, предприятия;

-              осуществление мероприятий по предупреждению зло- употреблений и специальных расследований.

Регламенты определяют организационную и техническую стороны внутреннего аудита. Их целесообразно разрабатывать на основе нормативно-правовых актов, исходя из условий деятельности каждого субъекта малого бизнеса, его организационной структуры, специализации с учетом квалификации специалистов и наличия материально-технической базы. Внутрихозяйственные регламенты по внутреннему аудиту утверждает руководитель предприятия, и вводят их в действие как регламенты деятельности системы управления в установленном на предприятии порядке.

Анализ оценки деятельности хозяйствующих субъектов малого бизнеса на стадии организации внутреннего аудита определили потенциальные факторы риска искажений данных бухгалтерского учета, хищений имущества собственника:

-    отсутствие разделения полномочий сотрудников, отвечающих за ведение учета и подготовку отчетности;

-              влияние собственника или руководителя на деятельность предприятия малого бизнеса;

-              нерегулярное ведение записей бухгалтерского учета, а в отдельных субъектах, перешедших на специальный режим налогообложения, - его отсутствие, повышает риск искажений бухгалтерской отчетности и системы внутреннего контроля;

-              вследствие того, что функции главного бухгалтера и других учетных работников выполняются одним лицом, невозможно обеспечить разделение их ответственности и полномочий;

-              в отдельных хозяйствующих субъектах малого бизнеса бухгалтеры ведут учет кассовых операций и исполняют обязанности кассира, ведут учет товарно-материальных ценностей и выполняют функции товароведа, то есть имеют доступ к активам, которые могут быть сокрыты, изъяты, реализованы;

-              отдельные хозяйствующие субъекты осуществляют приобретение товаров за наличный расчет, что может привести к занижению или сокрытии торговой выручки;

-              взаимные сверки учетных данных проводятся нерегулярно, что повышает риск возникновения ошибок и искажений бухгалтерской отчетности.

Преобладающее влияние собственника или руководителя на все стороны деятельности малого экономического субъекта может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие на систему внутреннего контроля и достоверность бухгалтерской отчетности такого субъекта. С одной стороны, персональный контроль руководителя может способствовать повышению надежности учета экономического субъекта в ситуации, когда альтернативные средства внутреннего контроля по объективным причинам затруднены или невозможны. С другой стороны, преобладающее влияние руководителя может способствовать нарушению общеустановленных контрольных процедур, повышать риск нарушения законодательства, способствовать появлению преднамеренных и непреднамеренных существенных искажений фактов хозяйствования.

Для оценки деятельности и экономической эффективности работы внутреннего аудита необходимо провести анализ финансовых показателей хозяйствующих субъектов, внедривших службу внутреннего аудита.

Экономический эффект от создания службы внутреннего аудита выражается в получении дополнительной чистой прибыли в торговых организациях:

Эф = (Ро.к - Ро.н) * Тк,

где Эф - дополнительная чистая прибыль от деятельности службы внутреннего аудита;

Ро.н - общая рентабельность до создания службы внутреннего аудита;

Ро.к - общая рентабельность за время деятельности службы внутреннего аудита;

Тк - товарооборот за анализируемый период.

Для расчетов экономической эффективности по предлагаемой формуле необходимо на основе Отчетов о прибылях и убытках рассчитать показатели рентабельности хозяйствующих субъектов за исследуемый период.

Расчеты должны свидетельствовать, что внедрение службы внутреннего аудита экономически выгодно.

Кроме того очень высок экономический эффект от знаний и опыта внутреннего аудитора при:

-  оценке выгодности инвестиций в капиталы других организаций, в ценные бумаги;

-  проверке правильность заключенных договоров с поставщиками, заказчиками;

-  осуществление текущего контроля над расходами и доходами.

. Практическая часть

Задание 1

Дать определение следующим ключевым понятиям: внутренний аудит и внутренний контроль, функции внутреннего аудита, компетентность внутреннего аудита, ответственность внутреннего аудита, отчетность внутреннего аудита.

Внутренний аудит - это регламентированная внутренними документами организации деятельность по контролю звеньев управления и различных аспектов функционирования организации, осуществляемая представителями специального контрольного органа в рамках помощи органам управления организации (общему собранию участников хозяйственного товарищества или общества или членов производственного кооператива, наблюдательному совету, совету директоров, исполнительному органу).

Внутренний контроль - это процесс управления данными субъектов компании, для достижения поставленных целей с минимальными затратами, предупреждение искажений и рисков в течение деятельности организации.

Функции внутреннего аудита - обеспечение бизнеса <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81> надёжной информацией <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F>, обеспечение сохранности активов <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2>, обеспечение защиты информации <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>, обеспечение эффективности хозяйственной деятельности, обеспечение соответствия учёта <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%83%D1%85%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%83%D1%87%D1%91%D1%82> принятой учётной политике <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D1%91%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0>, обеспечение соблюдения правил составления и представления бухгалтерской финансовой отчётности <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%BE%D1%82%D1%87%D1%91%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C>.

Компетентность внутреннего аудита - это знания, навыки и опыт, необходимые для оказания услуг в сфере внутреннего аудита. Таким образом, внутренние аудиторы должны:

) участвовать только в тех заданиях, для выполнения которых обладают достаточными профессиональными знаниями, навыками и опытом;

) оказывать услуги внутреннего аудита в соответствии с Международными стандартами профессиональной практики внутреннего аудита;

) непрерывно повышать свой профессионализм, а также эффективность и качество оказываемых услуг.

Ответственность внутреннего аудита - предполагает:

- обоснованность и своевременность представления заключений о состоянии бухгалтерского учета и отчетности, соответствии учредительных документов, внутрихозяйственных регламентов действующему законодательству и правовому статусу организации, а также заключений о достигнутом уровне и факторах эффективности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

обоснованность представленных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета, материальной ответственности должностных лиц, программ развития видов деятельности, проектов оптимизации производственных затрат, налогооблагаемых баз, распределения прибыли, создания и использования средств фондов и другим вопросам.

- правильность консультаций, оказанных учредителям, руководителям подразделений, специалистам и работникам аппарата управления по вопросам организации производства, системы управления по вопросам организации производства, системы управления, ведения бухгалтерского учета, методам анализа хозяйственно-финансовой деятельности, правовым и другим вопросам.

Отчетность внутреннего аудита - это результат аудиторской проверки, изложенный в письменной форме.

Таким образом, по результатам проверки службы внутреннего аудита составляется отчетный документ, который может иметь разные документальные формы - аудиторская справка, аудиторское заключение, справка об экспертизе, докладная записка, отчет о проверке и другие. Сама форма этого документа определяется в приказе о назначении аудиторской проверки.

Аудиторский отчет может состоять из вводной, аналитической и итоговой частей.

Вводная часть аудиторского заключения содержит: название документа в целом, дату и место составления, основание проведения проверки (приказ руководителя предприятия, протокол решения учредителей), фамилии, имена и отчества лиц, принимавших участие в проверке, фамилии, имена и отчества должностных лиц, ответственных за деятельность подразделения, период проверки, какие вопросы были подвергнуты документальной и фактической проверке.

Аналитическая часть адресуется должностному лицу, назначившему проверку и должна включать: наименование подразделения, объекты аудита, изложение результатов проверки, общую оценку соблюдения законодательства и установленного порядка ведения бухгалтерского учета, оценку оформления хозяйственных операций и их отражение в бухгалтерском и оперативном учете, существенные нарушения конкретных нормативно-правовых актов, арифметические, логические, документальные и вещественные доказательства установленных нарушений; фамилии, имена, отчества и должности лиц, допустивших нарушения, денежное и количественное выражение негативных последствий нарушений.

Итоговая часть аудиторского документа содержит оценку аудитора производственно-финансовой деятельности подразделения и ведения бухгалтерского учета, а также предложения по устранению выявленных нарушений, рекомендации подразделению по устранению недостатков до принятия решения по проверке должностным лицом, назначившим проверку.

При изложении своего мнения аудитор должен соблюдать строгую объективность, не допускать необоснованных утверждений, выводов и оценок деятельности отдельных лиц или проверяемого подразделения и записывать обвинительные формулировки. В тех случаях, когда необходимо принять срочные меры к устранению выявленных нарушений, составляются промежуточные аудиторские отчетные документы, направляемые руководителю, назначившему проверку, с последующим включением этих сведений в общий документ о проверке.

Задание 2

Назвать нормативные документы, регулирующие внутренний аудит в России. Перечислить внутрифирменные документы, регламентирующие деятельность внутренних аудиторов.

-       Выдержка из Закона о банках <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/Vyderzhka_iz_Zakona_o_bankah/>

-       Выдержки из Закона об организации страхового дела <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/Vyderzhki_iz_Zakona_ob_organizacii_strahovogo_dela/>

-       Федеральный закон от 23 июля 2013 г. №234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» <http://www.iia-ru.ru/files/documents_open/%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%20%D0%BE%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC%20%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%20%D0%92%D0%90.doc>

-       ГОСТ ISO 9000-2011 <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A2_ISO_9000-2011/>

-       Приказ ФАС России от 18 октября 2012г. №642 «О внутреннем аудите системы менеджмента качества в центральном аппарате ФАС России» <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/Prikaz%20FAS%20Rossii%20ot%2018_10_2012%20N%20642/>

-       Статья 20 Закона о государственной компании Российские Автомобильные дороги <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/stat_20/>

-       Статья 25 Закона о страховании вкладов физических лиц в банках <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/stat_25/>

-       Статья 32 Закона о государственной корпорации по атомной энергии Росатом <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/stat_32/>

-       Статья 8 Закона о Банке Развития <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/stat_8/>

-       Статья 95 Глава 15 Закона о ЦБ РФ <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/stat_95/>

-       Приказ Казначейства РФ от 29.06.2011 №253 "Об утверждении Стандартов внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального казначейства, применяемых контрольно-аудиторскими подразделениями при осуществлении контрольной деятельности" <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/Prikaz_Kaznachejstva_RF_ot_29_06_2011_N_253/>

-       Приказ Казначейства РФ от 25.01.2011 №19 (ред. от 17.06.2011) "Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем аудите в Федеральном казначействе" <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/Prikaz_Kaznachejstva_RF_ot_25_01_2011_N_19/>

-       Положение ЦБР № 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» <http://www.iia-ru.ru/files/documents_open/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20242-%D0%9F.RTF>

-       Правило (стандарт) аудиторской деятельности №8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/rule_8/>

-       Приказ Роструда от 24.06.2008 №118 "Об утверждении Положения о внутреннем финансовом аудите Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов" <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/Prikaz_Rostruda_ot_24_06_2008_N_118/>

-       Административный регламент Росфиннадзора <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/administrative_regulations/>

-       Правило (стандарт) аудиторской деятельности №29 «Рассмотрение работы внутреннего аудита» <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/rule_29/>

-       Положение об организации внутреннего аудита в ЦБ РФ <http://www.iia-ru.ru/inner_auditor/legislation/polojenie_va_rf/>.

Для того, чтобы перечислить внутрифирменные документы, регламентирующие деятельность внутренних аудиторов, необходимо ответить на вопрос «Какими документами должна регулироваться деятельность службы внутреннего аудита в компании?».

В общем случае, необходимо разработать и утвердить «Положение о службе внутреннего аудита», должностные инструкции сотрудников службы внутреннего аудита, «Руководство службы внутреннего аудита», внутрифирменные стандарты аудиторской деятельности. Положение определяет миссию, цели и задачи, ответственность и полномочия СВА. Руководство освещает вопросы организации работы внутреннего аудита и вопросы взаимодействия с другими функциями компании, а также содержит типовые формы и методики проведения аудитов и других аудиторских задач.

Задание 3

Составить положение о службе внутреннего аудита открытого акционерного общества, состоящее из следующих разделов:

. Общие положения. Фиксируется структурная принадлежность подразделения, его подчиненность вышестоящему руководству, какими нормативными документами руководствуются работники службы аудита, кто несет непосредственную ответственность за организацию внутреннего аудита.

. Задачи подразделения. Перечисляются главные и второстепенные задачи, стоящие перед службой аудита по комплексному контролю и оказанию консультационных (сопутствующих) услуг.

. Структура подразделения. Называются все структурные подразделения (секторы, бюро, группы), указываются взаимосвязи между ними, распределение обязанностей между работниками, квалификационные требования к начальнику отдела, штат работников и формы оплаты их труда.

. Функции подразделения. Отмечаются назначение и роль подразделения, работа, производимая им.

. Компетенция подразделения. Указывается совокупность прав и обязанностей работников.

. Ответственность. Перечисляются льготы работников по законодательству и меры ответственности за нарушение обязанностей.

. Основные взаимоотношения отдела аудита с другими подразделениями. Отмечается, какую информацию и от кого получает отдел, как и кому ее передает.

Утверждено

Наблюдательным Советом

Банка внешней торговли

Протокол №01 от 11.01.2000
ПОЛОЖЕНИЕ

о Службе внутреннего контроля

Банка внешней торговли

1. Общие положения

1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», Федеральным законом «О рынке ценных бумаг», приказом ЦБ РФ «О введении в действие Положения «Об организации внутреннего контроля в банках», другими правовыми актами Российской Федерации и определяет порядок организации Службы внутреннего контроля в Банке внешней торговли (в дальнейшем именуемом - Банк), его филиалах, дочерних банках и других дочерних структурах, образованных в соответствии с действующим законодательством.

.2 Служба внутреннего контроля формируется и действует на основании Устава Банка и Положения о Службе внутреннего контроля Банка,

2. Основные цели и задачи Службы внутреннего контроля

.1 Служба внутреннего контроля создается в целях:

мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием;

- обеспечения соблюдения всеми сотрудниками Банка при выполнении своих служебных обязанностей требований федерального законодательства и нормативных актов, включая постановления Правительства РФ, указания Банка России и иные регулятивные требования, стандартов деятельности и норм профессиональной этики, внутренних документов, определяющих политику и регулирующих деятельность Банка;

обеспечения контроля за своевременной идентификацией, оценкой и принятием мер по минимизации рисков банковской деятельности;

- разрешения конфликтов интересов, возникающих в процессе деятельности Банка;

разработки предложений по совершенствованию системы контроля и повышению эффективности ее функционирования в Банке, включая предложения по использованию специалистами Банка передовых технологий по контролю за проводимыми операциями, рекомендуемых Базельским Комитетом по банковскому надзору и ведущими западными банками и не противоречащих действующему российскому законодательству.

.2 Основные задачи Службы внутреннего контроля состоят в том, чтобы обеспечить контроль за:

выполнением Банком требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;

определением в документах и соблюдением установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы Банка, его собственников и клиентов;

выполнением требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;

сохранностью активов (имущества) Банка;

адекватным отражением операнда Банка в учете;

надлежащим состоянием отчетности, позволяющей получать адекватную информацию о деятельности Банка и связанных с нею рисках;

эффективным функционированием внутреннего аудита Банка.

Кроме того, Служба внутреннего контроля должна обеспечить эффективное взаимодействие с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности.

3. Формирование Службы внутреннего контроля

.1 Служба внутреннего контроля создается и функционирует как самостоятельное структурное подразделение.

.2 Численность Службы внутреннего контроля определяется Председателем Правления Банка, она должна быть достаточной для эффективного достижения целей и решения задач внутреннего контроля.

.3 Служба внутреннего контроля подотчетна в своей деятельности Наблюдательному Совету Банка, которому не реже одного раза в год представляет отчеты о своей деятельности.

.4 Руководитель Службы внутреннего контроля назначается и освобождается от должности Наблюдательным Советом Банка. При этом порядок назначения и освобождения от должности руководителя Службы внутреннего контроля должен обеспечивать независимость при выполнении им и Службой внутреннего контроля своих функций от исполнительного органа Банка.

3.5 В повседневной работе руководитель Службы внутреннего контроля подчиняется Председателю Правления Банка, отчитывается о проводимой работе и выполняет его отдельные поручения.

3.6 Руководитель Службы внутреннего контроля не может подписывать (визировать) от имени Банка платежные (расчетные) и бухгалтерские документы, а также иные документы, в соответствии с которыми Банк принимает на себя риски (кроме вопросов, относящихся к прямой компетенции Службы внутреннего контроля),

.7 Руководитель Службы внутреннего контроля должен иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы в подразделении кредитной организации на участках, связанных с принятием кредитной организацией рисков, анализом или защитой от рисков, в общей сложности не менее 3-х лет.

.8 Сотрудники Службы внутреннего контроля должны иметь высшее образование, соответствующее характеру выполняемых ими функций, и обладать необходимыми профессиональными навыками и квалификацией.

.9 Специалисты Службы внутреннего контроля филиалов выполняют свои должностные обязанности по организации и осуществлению внутреннего контроля непосредственно на местах.

.10 Должностные лица Банка, представляющие его интересы на акционерных собраниях, в наблюдательных советах и других органах управления и контроля дочерних банков и иных зависимых организаций (по признаку прямой или опосредствованной принадлежности контрольного пакета голосующих акций), обязаны обеспечить создание и функционирование служб внутреннего контроля этих обществ в соответствии с принципами подотчетности и независимости руководителей служб, определенными настоящим Положением.

.11 Лица, назначенные на должность в Службу внутреннего контроля, не вправе исполнять иные обязанности в Банке.

. Права Службы внутреннего контроля

Служба внутреннего контроля и ее сотрудники вправе:

.1 Получать от проверяемых структурных подразделений необходимые для проведения проверки документы, в том числе приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством Банка и его подразделений; бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы, документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности проверяемого подразделения.

4.2 Определять соответствие действий и операций, осуществляемых сотрудниками Банка, требованиям банковского законодательства, нормативных актов Банка России, внутренних документов Банка, определяющих проводимую Банком политику, процедуры принятия и реализации решений, организации учета и отчетности, включая внутреннюю информацию о проверяемых решениях, проводимых операциях (заключаемых сделках), результатах анализа финансового положения и рисках банковской деятельности.

.3 Привлекать при необходимости сотрудников иных структурных подразделений Банка, по согласованию с их руководством, для решения задач внутреннего контроля.

.4 Входить в помещение проверяемого подразделения, а также в помещения, используемые для хранения документов (архив), наличных денег и ценностей (денежные хранилища), компьютерной обработки данных (компьютерный зал) и хранения данных на машинных носителях, с обязательным привлечением руководителя либо, по его поручению, сотрудника проверяемого подразделения.

.5 С разрешения руководителя Банка снимать копии с полученных документов, в т. ч. копии файлов, копии любых записей, хранящихся в локальных вычислительных сетях и автономных компьютерных системах, а также расшифровки этих записей.

. Обязанности (функции) Службы внутреннего контроля

Служба внутреннего контроля и ее сотрудники обязаны:

5.1 Организовать постоянный контроль путем регулярных проверок деятельности подразделений Банка и отдельных сотрудников на предмет соответствия их действий требованиям законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, внутренних документов, регулирующих деятельность и определяющих политику Банка, должностным инструкциям.

5.2 Обеспечивать регулярный контроль за соблюдением сотрудниками Банка установленных процедур, функций и полномочий по принятию решений.

5.3 Разрабатывать рекомендации и указания по устранению выявленных нарушений и контролировать их исполнение.

.4 Обеспечивать полное документирование каждого факта проверки и оформлять заключения по результатам проверок, отражающие все вопросы, изученные в ходе проверки, выявленные недостатки и нарушения, рекомендации по их устранению, а также по применению мер дисциплинарного и иного воздействия к нарушителям.

5.5 Обеспечивать сохранность и возврат полученных от соответствующих подразделений документов.

.6 Представлять заключения по итогам проверок руководству Банка и соответствующих подразделений Банка для принятия мер по устранению нарушений, а также для целей анализа деятельности конкретных сотрудников Банка.

.7 Своевременно информировать руководство Банка:

обо всех вновь выявленных рисках;

обо всех выявленных случаях нарушений сотрудниками законодательства, нормативных актов, внутренних распоряжений;

- обо всех выявленных нарушениях установленных Банком процедур, связанных с функционированием системы внутреннего контроля;

- о мерах, принятых руководителями проверяемых подразделений Банка, по устранению допущенных нарушений и их результатах.

.8 Консультировать сотрудников Банка по вопросам компетенции Службы внутреннего контроля.

.9 Контролировать соблюдение сотрудниками установленных Банком требований по ограничению передачи служебной информации между подразделениями Банка.

.Обязанности сотрудников подразделений Банка по взаимодействию со Службой внутреннего контроля

.1 Сотрудники подразделений Банка должны оказывать сотрудникам Службы внутреннего контроля содействие в осуществлении ими своих функций. Взаимодействие сотрудников Банка со Службой внутреннего контроля устанавливается Положением о Службе внутреннего контроля.

6.2 Сотрудники Банка, которым стали известны факты нарушения законности и правил совершения операций (сделок) Банка, а также факты нанесения ущерба Банку, вкладчикам, клиентам, обязаны довести эти факты до сведения своего непосредственного руководителя и Службы внутреннего контроля.

.Отчетность перед Банком России за состоянием внутреннего контроля в Банке

7.1 В составе годового отчета Банка, представлять отчет по установленной ЦБ РФ форме о состоянии внутреннего контроля.

7.2 В течение года представлять Банку России любую интересующую его информацию, по вопросам компетенции Службы внутреннего контроля Банка.

Задание 4

Разработать должностную инструкцию внутреннего аудитора.

Закрытое акционерное общество «Альфа»

Должностная инструкция внутреннего аудитора №19

г. Москва 22.01.2007

. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

.1 Внутренний аудитор относится к категории специалистов.

.2 Внутренний аудитор назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора организации.

.3 Внутренний аудитор подчиняется непосредственно генеральному директору организации.

.4 На должность внутреннего аудитора назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (экономическое) образование, дополнительную специальную подготовку в области аудита и стаж бухгалтерской работы не менее трех лет. На эту должность могут назначаться также лица, имеющие среднее профессиональное (экономическое) образование, дополнительную специальную подготовку в области аудита и стаж бухгалтерской работы не менее пяти лет.

.5 Внутренний аудитор должен знать:

порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, международные стандарты бухгалтерского учета;

аудит, аудиторские методики и процедуры, стандарты внутреннего аудита;

методы анализа хозяйственно-финансовой деятельности организации;

правила проведения проверок и документальных ревизий;

основы налоговой системы, порядок исчисления налогов;

денежное обращение, кредит, порядок ценообразования;

нормативные и методические материалы, регламентирующие производственно-хозяйственную деятельность организации;

профиль, специализацию и особенности структуры организации;

правила организации и ведения бизнеса;

трудовое, финансовое, налоговое и коммерческое законодательство;

основы маркетинга и администрирования;

этику делового общения;

информационные технологии, средства коммуникации и связи;

правила и нормы охраны труда.

.6 В период временного отсутствия аудитора (болезнь, отпуск, командировка) его обязанности возлагаются на лицо, назначенное приказом генерального директора. Это лицо приобретает соответствующие права и несет ответственность за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

.1 Проверяет финансовую и управленческую отчетность организации, анализирует ее достоверность, оценивает своевременность ее составления и представления.

.2 Организует унификацию и стандартизацию учетных процессов.

.3 Готовит и представляет на утверждение руководству организации план и бюджет аудиторских работ.

.4 Проводит сплошные ревизии и проверки в подразделениях организации в соответствии с утвержденным планом.

.5 Контролирует выполнение бюджета организации.

.6 Проверяет сохранность и эффективность использования активов организации, контролирует доступ персонала к активам и финансовой информации.

.7 Проводит экспертную оценку проектов договоров, следит за тем, чтобы в учетных документах организации своевременно и полно отражались все совершаемые сделки и их результаты.

.8 Выявляет внутренние резервы организации и определяет пути их эффективного использования.

.9 Исследует порядок расходования фондов по разным проектам или программам, анализирует доходы и расходы организации, оптимизирует и планирует налоги.

.10 Проводит выборочные ревизии с целью выявления и ликвидации задолженностей и недостач, анализирует дебиторскую и кредиторскую задолженности, дает оперативные указания по уменьшению задолженностей.

.11 Разрабатывает рекомендации, позволяющие устранить выявленные отклонения от планов, снизить уровень риска отдельных операций или минимизировать возможные потери.

.12 Определяет и анализирует возможные риски при разработке и внедрении новых проектов в организации.

.13 Следит за работой персонала в части финансов, анализирует должностные инструкции и оптимизирует распределение обязанностей персонала. Совместно с менеджером по персоналу вносит изменения в положения о подразделениях и должностные инструкции.

.14 Разрабатывает регламенты для финансовой политики организации в целом и отдельных финансовых процедур.

.15 Принимает участие в составлении сводной и консолидированной отчетности.

.16 Готовит организацию к внешнему аудиту.

.17 Выполняет отдельные поручения генерального директора, напрямую не связанные с внутренним аудитом (консультирование работников бухгалтерии, анализ инвестиционных проектов, сверки с поставщиками и т. д.).

.18 Консультирует руководство организации по вопросам аудита.

.19 Составляет отчеты о проделанной работе, аналитические и докладные записки, дает экспертные заключения.

. ПРАВА

Внутренний аудитор имеет право.

.1 Посещать все подразделения организации и получать любую информацию, необходимую для проведения аудита.

.2 Давать персоналу указания, как привести отчетную документацию в соответствие с внутренними документами и законодательством, как исправить ошибки и неточности.

.3 Получать от ответственных сотрудников объяснения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и аудита.

.4 Давать персоналу распоряжения по вопросам подготовки организации к внешнему аудиту.

.5 Давать руководству рекомендации по изменению управленческой политики в организации.

.6 Вносить предложения по совершенствованию своей работы и требовать, чтобы в организации были созданы все условия и оформлены все документы, необходимые для выполнения должностных обязанностей внутреннего аудитора.

. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Внутренний аудитор несет ответственность.

.1 За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, установленных действующим трудовым законодательством РФ.

.2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

.3 За причинение материального ущерба организации в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

. УСЛОВИЯ РАБОТЫ

.1 Режим работы внутреннего аудитора определяется в соответствии с Правилами трудового распорядка, установленными в организации.

.2 В связи с производственной необходимостью внутренний аудитор может направляться в служебные командировки, в том числе и местного значения.

Должностная инструкция разработана в соответствии с приказом генерального директора от 27 декабря 2006 г. №16.

СОГЛАСОВАНО

Начальник отдела кадров Е.Э. Громова

.01.2007

С настоящей инструкцией ознакомлен.

Один экземпляр получил на руки и обязуюсь хранить на рабочем месте.

Внутренний аудитор В.Н. Зайцева

.01.2007

Список литературы

1. Хорохордин Н.Н. Методология внутреннего аудита в организации // Аудиторские ведомости. - 2006. - №6.

2.      Веселов Б.И. Когда нужна служба внутреннего аудита // Главбух. 2004. № 4.

.        Шохнех А.В. Совершенствование внутреннего контроля в хозяйствующих субъектах. // Материалы международной научнопрактической конференции. - М.: АНО ВПО ЦС РФ «Российский университет кооперации», 2007. - С. 336.

.        A.B. Евдокимова, И.Н. Пашкина Внутренний Аудит И Контроль Финансово-Хозяйственной Деятельности Организации Практическое Пособие

5. Статья "Каковы различия между филиалом и представительством?" интернет ресурса Audit-it.ru

6. Интернет-ресурс - Система главбух

7.      Интернет-ресурс - Некоммерческое партнерство "Институт внутренних аудиторов"

Похожие работы на - Особенности проведения внутреннего аудита

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!