Ни один другой народ древности
не уделял столь пристального
внимания загробному миру, как
египтяне, для которых смерть
была продолжением жизни.
|
смысле
бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы
умереть. И умираешь, чтобы жить». Смерть была для египтян продолжением
земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же
потребности и желания, что и живущий. Гробницу, «дом вечности»,
обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. А для будущего
воскрешения человека необходимо было сохранить его тело - то есть мумифицировать.
Изощренную процедуру бальзамирования описал еще Геродот, побывавший
в Египте в V веке до нашей эры. Первым делом удаляли крюком
через ноздри часть мозга, его остаток растворялся специальными составами.
После этого из тела извлекали внутренности - легкие, печень, желудок,
кишки. Их тоже бальзамировали и помещали в специальные каменные
сосуды - «канопы». Брюшная полость очищалась растертыми специями
и пальмовым вином, после чего заполнялась растолченной миррой и
другими благовониями. Наконец тело зашивали и, судя по некоторым
признакам, засыпали природной содой - натроном, которая вытягивала остатки
жидкости.
Процесс бальзамирования продолжался около семидесяти дней. После этого
тело в последний раз обмывали и обматывали льняными бинтами,
которые пропитывали смолами и благовониями для лучшей сохранности
мумии. Под эти бинты клали амулеты, призванные защитить покойного
на сложном пути в потусторонний мир. Пальцы, руки и ноги
пеленались отдельно, а иногда на пальцы даже надевали золотые
футляры.
По рисункам на гробницах сановников и жрецов из Фив (1500-1000 годы
до нашей эры) мы можем представить себе, как выглядела траурная
процессия в Древнем Египте. Ее непременно сопровождали плакальщицы -
специально нанятые девушки и женщины, которые издавали пронзительные вопли
и рычания, рвали на себе волосы и посыпали голову песком.
Слуги несли за гробом различные погребальные принадлежности: ложе,
стулья, подголовники, сандалии, отделанные драгоценными камнями сундуки с
одеждой, алебастровые сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже
настольные игры.
|
Такими крючками
у умершего удаляли
мозг, готовя тело
к процессу
бальзамирования.
Амулеты (например
око Хора, скарабей,
сердце) служили
магической защитой
мумии.
|
|
Крышки канопов
исполнены в виде
голов шакала, сокола,
человека и павиана
- божеств-защитников
и сыновей Хора.
|
|
гробницы
перед мумией совершали «ритуал отверзания уст и очей»: жрец прикасался
к глазам, носу, ушам и рту усопшего особым жезлом в виде
крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств
покойного обрели новую жизнь и он мог и дальше видеть,
слышать, обонять, есть и пить, то есть жить. Все это сопровождалось
заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал черед заупокойной
службы; проводили ее специально обученные жрецы. В ходе этой церемонии
внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные
гроздья, хлеб, пиво или вино - чтобы усопший мог питаться. Правда, лишь
символически - ведь египтяне вряд ли на самом деле верили, будто
покойник станет есть эти дары. За него это делали жрецы - в счет
вознаграждения за свои труды.
Религиозная идея мумификации умерших восходит к мифу об Осирисе -
судье мертвых и боге загробного мира. Осирис был на земле коварно
убит своим братом Сетхом, расчленившим его тело. Исида, сестра и супруга
Осириса, собрала эти части и передала их Анубису, богу бальзамирования.
Он мумифицировал Осириса, чтобы тот мог ожить и получить власть над
загробным миром, поскольку сохранность мумифицированного тела обеспечивала
вечную жизнь.
Но прежде чем умерший окончательно обретал способность к вечной
жизни, то есть, как писали египтяне, становился «оправданным»,
он представал перед судом Осириса и произносил так называемую
«отрицательную исповедь»:
«Я не чинил зла людям.
Я не нанес ущерба скоту.
Я не творил дурного.
Я не поднимал руку на слабого.
Я не делал мерзкого пред богами.
Я не был причиною слез.
Я не убивал и не приказывал убивать.
Я не отнимал молока от уст детей...»
Исповедь была частью комплекса магических текстов, которые писали
на льняном или папирусном свитке и помещали в гробницу.
В новое время эти тексты получили широкую известность под названием
«Книга мертвых», хотя сами египтяне называли их «Выход в день».
|