Природодоцільне ведення сільського господарства. Сидерати

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Сельское хозяйство
  • Язык:
    Украинский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,51 Мб
  • Опубликовано:
    2014-01-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Природодоцільне ведення сільського господарства. Сидерати

Содержание

 

Введение

1. Роль электронных образовательных ресурсов в управлении персоналом

1.1 Инновационность использования ЭОР в образовательном процессе

1.2 Существующие средства разработки тестирующих компьютерных систем

1.2.1 Программа HyperTest

1.2.2 Система проверки знаний

1.2.3 Программа SunRav TestOffice Pro

1.2.4 Универсальный тестовый комплекс TestMaster

1.2.5 Программа UniTest System

1.3 Общие сведения о программе "VinEx"

1.3.1 Возможности АКОС "VinEx"

1.3.2 Характеристики программы

1.3.3 Условия применения программы

2. Анализ служб организации по управлению персоналом

2.1 Характеристика организации

2.2 Анализ работы отдела охраны труда и охраны окружающей среды в ИЯФ СО РАН

3. Разработка электронного образовательного ресурса для проведения инструктажа по технике безопасности

3.1 Рекомендации по автоматизации работы ООТ и ООС ИЯФ СО РАН

3.2.1 Работа на основном (0) уровне доступа

3.2.2 Выбор теста (электронного учебника)

3.2.3 Работа на первом (1) уровне доступа

3.2.4 Работа на административном (2) уровне доступа

3.2.5 Печать вопросов и ответов

3.2 Оценка экономической эффективности ИТ-проекта

3.3.1 Экономический эффект

3.3.2 Расчет экономической эффективности внедрения ИТ-проекта

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность. В современных условиях в России внедрение компьютерной техники и телекоммуникаций не смогло не затронуть такую глобальную социально-ориентированную систему как образование. Электронные образовательные ресурсы являются элементом модернизации современного образовательного пространства, они ориентированы на повышение уровня профессиональной культуры специалиста. Создание ЭОР по основам безопасности труда позволит автоматизировать работу отдела охраны труда и охраны окружающей среды и будет способствовать лучшему усвоению материала.

Цель исследования. Создание и внедрение образовательных технологий на базе электронных образовательных ресурсов, что, в конечном счете, повысит качество знаний при сокращении времени обучения и контроля знаний работников. Для достижения поставленной цели поставлены и решены следующие задачи:

систематизированы теоретические и методические аспекты по созданию и внедрению электронных образовательных ресурсов учебного назначения;

в качестве инструментария для создания электронных образовательных ресурсов выбрана оболочка VinEx;

разработан электронный образовательный ресурс.

Объектом наблюдения является Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт ядерной физики им.Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук.

Объектом исследования выступают электронные образовательные ресурсы.

Предметом исследования являются инструментальные средства к разработке электронных образовательных ресурсов.

образовательный ресурс электронный управление

Методы исследований. В процессе исследований применялись методы анализа документов, наблюдения, сравнения.

Практическая значимость. Электронный образовательный ресурс "Основы безопасности труда" передан для внедрения в ИЯФ СО РАН, о чем свидетельствует акт о внедрении (Приложение Г) и может использоваться в качестве электронного образовательного ресурса учебного назначения при проведении инструктажа по технике безопасности как в ИЯФ СО РАН, так и в других заведениях.

Объем и структура работы. Работа изложена на 60 страницах основного текста, состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

В первой главе приведен обзор методологических основ образовательных технологий на базе электронных образовательных ресурсов.

Во второй главе приведен анализ работы отдела охраны труда и охраны окружающей среды Института ядерной физики СО РАН.

В третьей главе осуществлена разработка электронного образовательного ресурса.

1. Роль электронных образовательных ресурсов в управлении персоналом


1.1 Инновационность использования ЭОР в образовательном процессе


Обучение персонала является одним из важнейших направлений деятельности по управлению персоналом и факторов успешной деятельности производства. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.

О необходимости смены традиционных педагогических технологий на инновационные в нашей стране заговорили во второй половине ХХ века. [6]

Электронные образовательные ресурсы являются элементом модернизации современного образовательного пространства, ориентированы на использование ресурсов сети Internet и повышение уровня профессиональной культуры специалиста. Современные исследования в области эффективности электронных ресурсов и технологий в образовательном процессе позволяют выстраивать приоритеты развития педагогических технологий. [21]

Многие понятия, связанные с электронным образовательным ресурсом (ЭОР), существенно изменялись в течение последних двадцати лет. Авторам неоднократно приходилось наблюдать, как в дискуссиях об ЭОР одни участники, исходя из устаревших представлений, выдвигали и отстаивали тезисы, давно ставшие очевидными для других. В практическом плане устаревшие концепции часто приводят к созданию электронных продуктов, выдаваемых за ЭОР, но на самом деле бесполезных ровно постольку, поскольку они ЭОР не являются. Поэтому представляется целесообразным начать изложение с уточнения основных понятий. [7]

Из разных источников следуют следующие определения электронного образовательного ресурса:

.        "ЭОР - образовательный контент, облеченный в электронную форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением электронных ресурсов". [31]

2.      "С технической точки зрения ЭОР - это совокупность программ и данных, с точки зрения потребителя - это контент, т.е. совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются предметом изучения". [9, с.11]

.        Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - это учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства и/или телекоммуникации.

ЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные.

К традиционным относятся [16]:

соответствие программе обучения (школьной, вузовской и др.);

научная обоснованность представляемого материала;

соответствие единой методике ("от простого к сложному", соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);

отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;

оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии).

При оценке ЭОР традиционные критерии, безусловно, должны использоваться, экспертиза по этим критериям хорошо отработана (пример - учебники), поэтому разумно вынести эти оценки за рамки, и сосредоточится на инновационных качествах ЭОР и соответствующих критериях оценки.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

а) Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

)        получение информации;

2)      практические занятия;

)        аттестация (контроль учебных достижений) [10].

б) Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить два типа заданий: получить из книги описание путешествия, эксперимента, музыкального произведения или самому совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, послушать музыку с возможностью воздействовать на изучаемые объекты и процессы, получать ответные реакции, углубляться в заинтересовавшее, попробовать сделать по-своему и т.д.

Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:

-              интерактив;

-              мультимедиа (аудиовизуальное преставление фрагмента реального или воображаемого мира);

-              моделинг (имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объекта);

-              коммуникативность (обеспечивается телекоммуникациями);

-              производительность (в данном случае - производительность труда пользователя).

Теперь остановимся на каждом пункте подробней:

Интерактив. В переводе английского interactive - взаимодействие. Заметим, что именно взаимодействие (путем согласия или противодействия) с окружающей природной и социальной средой есть основа разумного существования. Поэтому в образовательном процессе роль интерактива трудно переоценить. Достаточно часто используют словосочетание "интерактивный режим работы". Однако, как и с определением "мультимедийный", нужно разбираться, в чем именно заключается интерактивность.

Вообще говоря, работа с компьютером имеет сама по себе интерактивный характер: с помощью клавиатуры и манипулятора "мышь" пользователь продуцирует некоторые результаты, в частности - разыскивает определенный фрагмент текстовой информации. Но с точки зрения образования в таком варианте он в интерактивном режиме решает учебные задачи информатики. Найденный текстовый фрагмент, разумеется, может быть посвящен другой предметной области, но чтение текста, во-первых, не интерактивно, а во-вторых, не эффективно, если та же информация имеется в учебнике.

Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс - интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы - полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.

Поэтому вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету необходим интерактивный электронный контент. Иными словами - содержание предметной области, представленное учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться.

Таким образом, интерактив является главным педагогическим инструментом электронных образовательных ресурсов.

Мультимедиа. Английское слово multimedia в переводе означает "много способов". В нашем случае это представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Иными словами, используется всё, что человек способен воспринимать с помощью зрения и слуха.

Если к интерактиву и мулитимедии добавить еще и моделинг - имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.

Четвертый инструмент - коммуникативность - это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль за состоянием процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.

Наконец, пятый новый педагогический инструмент - производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

Понятно, что оценить качество ЭОР можно по степени использования новых инструментов, однако на деле это не так просто - слишком трудно определиться в пятимерном пространстве. Требуется максимально формализовать процедуру, резко уменьшить размерность задачи. Для этого можно воспользоваться зависимостью всех других инструментов от первого. Дело в том, что интерактив является стержневым, всегда (но в разной степени) присутствующим инструментом. Все другие новые педагогические инструменты используются только вместе с первым, создавая ему среду применения. [14]

1.2 Существующие средства разработки тестирующих компьютерных систем


Задача построения тестирующих программ как составной части интеллектуальной обучающей системы обусловлена следующими преимуществами тестирования как способа проверки знаний:

.        Простота решения исходной задачи построения системы.

2.      Возможность дополнения тестирующей системы в процессе использования.

.        Достаточно простая схема практического использования.

.        Привлекательность для пользователя за счет времени и усилий, затрачиваемых на проверку знаний.

Основной задачей тестирующих программ является, так или иначе, проверка знаний пользователя. Причем наиболее простые тесты имеют фиксированное количество стандартных вопросов, неизменную систему оценки полученных ответов.

Тесты достаточно привлекательны, так как существенно сокращают время ответа на вопросы, а проверку тестов позволяют вообще полностью автоматизировать. Результаты тестов могут сохраняться автоматически и использоваться в дальнейшем.

Небольшой обзор и анализ некоторых программ приводится ниже.

1.2.1 Программа HyperTest

Впечатление от программы

Программа представляет собой качественно сделанный модуль для проведения тестирования методом случайного предъявления заданий из заранее подготовленного файла тестов. Благодаря продуманному интерфейсу пользователя и оптимальному количеству настроек, возможности данной программы, покрывают большинство потребностей в тестировании как методе контроля знаний. Но её применение возможно только под неусыпным надзором преподавателя для исключения различных вариантов фальсификации со стороны тестируемых.

Внешний вид программы приведен на рис. 1.1.

Рис. 1.1 - Окно тестирования

Достоинства программы

·        простой и понятный интерфейс тестируемого;

·        возможность временного ограничения продолжительности теста;

·        простая система форматирования файла теста;

·        возможность показа тестируемому правильных ответов по окончании тестирования;

·        три системы выставления оценок;

·        наличие системы именования и градуировки оценок.

Недостатки программы

·        ответы делятся только на правильные и неправильные;

·        можно закончить тест без того, чтобы в предъявленных вопросах был выбран хотя бы один ответ;

·        отсутствие следующих настроек:

o   возможность свободного перехода пользователя по уже выполненным заданиям (переходить можно всегда, что может служить подсказкой при содержании в одном задании ответа на предыдущее);

o   случайное/последовательное предъявление заданий (по умолчанию - случайное);

Выводы по программе

Благодаря простому и понятному интерфейсу, программа обеспечивает быстрое освоение оболочки тестируемым. Реализованная форма проведения тестов покрывает большую часть потребностей в данном виде контроля, что обуславливает возможность широкого распространения данной программы.

Однако чтобы стать полноценным инструментом в руках преподавателя, ей не хватает ряда функциональных особенностей, связанных с управлением пользователями, результатами их тестирования и системы подготовки тестовых заданий. Другими словами, если эту программу использовать в комплексе с системой регистрации пользователей и их результатов, то она способна занять свое место в системе контроля знаний.

1.2.2 Система проверки знаний

Система проверки знаний предназначена для автоматизации процесса тестирования знаний студентов, абитуриентов и любых других групп тестируемых по любым направлениям.

Система позволяет:

. Создавать любые темы тестирования

. Вводить различные задания и варианты ответов на вопросы

. Оценивать результат тестирования

. Устанавливать необходимый балл для оценки знаний

. Накапливать и обрабатывать результаты тестирования

. Вести список тестируемых

. Устанавливать время ответа на вопросы темы

. Ограничивать доступ тестируемых к просмотру и редактированию заданий

. Сопоставлять ответы тестируемых с правильными вариантами ответов

. Использовать любые изображения в заданиях по темам тестирования и т.д.

Впечатление от программы

Эта разработка обладает рядом недостатков, препятствующих её широкому распространению и использованию.

Минимум или полное отсутствие подсказок в главном окне программы (рис. 1.2), однообразное серое поле приводит к выводу о том, что интерфейс не продуман никаким образом. Возможно, поэтому программа носит статус демо-версии, но, судя по заявлению, в файле справки full версия отличается отнюдь не интерфейсом, а количественными ограничениями тем и заданий.

Рис.1.2 - Главное окно программы

Разграничение прав имеется и призвано добавить побольше раздражения тестируемому. На действия, которые он не уполномочен, а это почти всё кроме непосредственно тестирования, выдается табличка (рис. 1.3).

Рис.1.3 - Диалог уведомления о недостаточности прав

Убрав лишние элементы интерфейса с глаз тестируемого, можно было бы не раздражать его подобными сообщениями.

Сам диалог, предназначенный для тестируемого, также ничем порадовать не может. Убедиться в этом можно посмотрев на рис. 1.4.

Рис. 1.4 - Диалоговое окно тестирования

Таким образом, общение с программой вызывает её естественное отторжение и неприятие.

Достоинства программы

Достоинствами данной программы могут являться только заложенные при её разработке концептуальные моменты, связанные с аутентификацией пользователей системы, системой их управления (распределение по группам) и фиксацией результатов тестирования.

Недостатки программы

Так как общение с программой не доставило никакого удовольствия и пользоваться ею смысла не представляет, отметим ей как один большой минус её непригодность для эксплуатации в отрыве от энтузиаста-разработчика (или энтузиаста-заказчика).

Выводы по программе

Рассматриваемая система представляет собой лабораторный образец. Широкому распространению данной программы мешает интуитивно непонятный интерфейс окна главного приложения и его ограниченная функциональность. Если к этому творению приложит руку хороший и требовательный заказчик, возможно, со временем эта система сможет занять своё место в системе контроля знаний.

1.2.3 Программа SunRav TestOffice Pro

Пакет SunRav TestOfficePro - программа для создания тестов, проведения тестирования и обработки результатов тестирования. С помощью SunRav TestOfficePro возможна организация и проведение тестирования, экзаменов в любых образовательных учреждениях (вузы, университеты, школы) как с целью выявить уровень знаний по любым учебным дисциплинам, так и с обучающими целями. Предприятия и организации могут осуществлять аттестацию и сертификацию своих сотрудников.

Программы пакета:

·              tMaker - программа для создания тестов. Позволяет создавать и редактировать тесты пользователю ПК с любым уровнем подготовки. Возможно импортирование тестов, созданных в текстовом редакторе или редакторе электронных таблиц.

·              tTester - программа для проведения тестирования. Имеет максимально простой интерфейс. Обширные настройки программы и параметры командной строки позволяют приспособить ее работу под любые требования.

·              tAdmin - программа для удаленного администрирования пользователей и обработки результатов тестирования. Позволяет просматривать/печатать результаты тестирования пользователя, а так же создавать, печатать, редактировать, экспортировать отчеты по тестированию групп пользователей.

Технические данные:

·              Количество вопросов: не ограничено

·              Количество ответов: не ограничено

·              Количество пользователей: не ограничено

·              Количество тестов: не ограничено

·              Количество тем в тесте: до 256 тем

·              Тесты и результаты хранятся: в файлах

Впечатление от программы

Начиная с интерфейса всех модулей, входящих в состав данного комплекса, впечатления остаются самые приятные. Регулярные выходы новых версий программы и её коммерческая направленность дают основания надеяться, что в будущем это будет один из лидирующих продуктов в своём классе.

Но для программы подобного уровня недостает качественно подготовленной методической части в виде инструкции и большего количества тестов различной направленности.

Программы, входящие в состав комплекса tAdmin приведены на рис. 1.5, tMaker - рис. 1.6, tTester - рис. 1.7.

 

Рис. 1.5 - Окно модуля администрирования

 

Рис. 1.6 - Главное окно модуля составления тестов

 

Рис. 1.7 - Главное окно модуля тестирования

Достоинства программы

·        подготовка печатных тестов;

·        возможность настройки большого количества параметров теста (отображение различной статистики в ходе тестирования, возврат к ранее отвеченным тестам, индикация правильного, неправильного ответа и т.д.);

·        просмотр и печать результатов тестирования в достаточно подробном виде;

·        постоянно продолжающееся развитие комплекса.

Недостатки программы

·        для достаточно долго разрабатываемого проекта небольшое количество типов вариантов ответа (например, на последовательность);

·        достаточно простая, для комплекса такого уровня, система выставления отметок;

·        невозможность присвоения весовых коэффициентов ответам в случае, если тест не психологический (ответ может быть верным или неверным).

Выводы по программе

Данный комплекс покрывает наибольшую часть потребностей пользователей данного класса программ. Развиваться этому комплексу можно и дальше. Как сообщил первоисточник, в следующих версиях планируется добавление нового типа ответа - на сопоставление.

За исключением вышеупомянутых в обзоре небольших недочётов, этот программный комплекс оставляет одно из самых благоприятных впечатлений.

 

1.2.4 Универсальный тестовый комплекс TestMaster

Впечатление от программы

Данный комплекс состоит из двух компонент: TestPlay и TestMaster. Они предназначены для тестирования и составления тестов соответственно. TestMaster, также, позволяет экспортировать разработанные тесты в файл или распечатать на принтере. В этом режиме можно задать выборку определенного числа вопросов из имеющихся и, таким образом, провести бумажное безкомпьютерное тестирование. Недостатком реализации данной функции служит с одной стороны то, что данную операцию необходимо повторить вручную столько раз, сколько нужно создать вариантов теста. А если Вы при создании банка тестов пользовались всеми возможностями системы по подготовке различных вариантов заданий, то некоторые из них на бумаге теряют большую часть смысла (например, с использованием конструктора вопросов).

Ещё один компонент, входящий в поставку, называется TestReport. Однако заставить его работать не удалось.

Несмотря на столь критическое вступление, стоит заметить, что во всём остальном имеющимся в программе, разработчикам удалось достичь гармонии интерфейса и функциональных возможностей. Другими словами связка двух упомянутых в самом начале модулей обеспечит подготовку тестов с заданиями самых разных типов. Причём некоторые из вариантов заданий, которые есть в этой программе, являются уникальными.

Достоинства программы

·        большое количество типов заданий;

·        хорошо продуманный интерфейс пользователя.

Недостатки программы

·        непонятная работа с файлами отчётов;

·        отсутствие системы управления пользователей;

·        сложная система конструирования одного из типов заданий с помощью "Конструктора вопросов" (это упущение обещают исправить после процедуры регистрации);

·        не очень понятная для составителя методология работы с параметрами заданий.

Выводы по программе

Ознакомившись с данной программой, понимаешь, что разработчики в очередной раз предлагают что-то, очень близкое к идеалу. К тому, что нужно для проведения тестирования как новой формы контроля знаний в учебном процессе. Но отсутствие системы управления пользователями и статистического модуля обработки файлов статистики делает её лишь прекрасным экспериментальным образцом. И работать она сможет только в руках энтузиаста, как впрочем, и большинство программ данного обзора.

1.2.5 Программа UniTest System

Система UniTest System - это комплексное программное решение для проведения компьютерного тестирования. Система поддерживает шесть типов тестовых заданий ("Выбор одного варианта ответа", "Выбор нескольких вариантов ответа", "Соответствие множеств", "Последовательность", "Ввод текста с клавиатуры", "Ввод числа с клавиатуры"), ведение виртуального журнала и визуализацию результатов.

Для исключения несанкционированного доступа к системе и её составляющим предусмотрена многоуровневая информационная защита, основанная на использовании электронной подписи и элементов криптографии.

Система UniTest System позволяет:

создавать неограниченное количество банков тестовых заданий;

разбивать банк тестовых заданий на секции;

наполнять банк шестью типами тестовых заданий: "Выбор одного варианта ответа", "Выбор нескольких вариантов ответа", "Соответствие множеств", "Последовательность", "Ввод текста с клавиатуры", "Ввод числа с клавиатуры";

формировать произвольный набор сценариев тестирования;

осуществлять резервное копирование с последующим восстановлением банка тестовых заданий;

проводить тестирование с целью определения уровня знаний;

визуализировать результаты тестирования;

экспортировать как сами тестовые задания, так и результаты тестирования в текстовый процессор MS Word;

обеспечивать необходимую степень информационной защиты данных.

Впечатление от программы

Впечатление от данного пакета программ изменяются по мере более глубокого знакомства с отдельными его компонентами. Самые радостные и восторженные моменты в начале и понимание о полной сырости данного продукта в конце знакомства.

Достоинства программы

·        приятный интерфейс в большинстве модулей комплекса (рис.1.8);

·        задержка в активности курсора мыши при демонстрации вопроса, исключающая случайное нажатие на поле выбора ответа;

·        отчёт о тестировавшихся, реализованный как программа просмотра таблицы базы данных, с навигацией по записям, их фильтрацией системой и печати отчётов;

Рис. 1.8 - Окно модуля просмотра результатов

·        четыре варианта типов ответов на вопрос (простой, упорядоченный набор, неупорядоченный набор, соответствие);

·        полноценный редактор тестов (правда, запутанный и непонятный).

Недостатки программы

·        не отключаемая возможность пропуска ответа тестируемым;

·        хотя и настраиваемая, но только пятибалльная система оценки;

·        непонятно каким образом начисляются проценты (которые учитываются при выставлении балла) при различных типах ответов на вопрос (простой, упорядоченный набор, неупорядоченный набор, соответствие);

·        при запуске поставляемого демонстрационного теста появляется сообщение об ошибке (рис. 1.9);

 

Рис. 1.9 - Ошибка при запуске демонстрационного теста

 
Выводы по программе

Приятный интерфейс программных модулей во всём, что не касается интерфейса тестируемого, отсутствие системы управления пользователями и цельной системы защиты от фальсификации результатов, не дают возможность говорить о логической завершенности данной системы. Только как о хорошо делающейся и отлаживающейся в лаборатории разработчика версии.

Общие выводы по обзору программ

По разнообразию отмечаемых достоинств и недостатков рассмотренных программ (табл. 1.1) может сложиться мнение о явном превосходстве одной программы над другой. Действительно, превосходство в ряде случаев имеется, но ситуация представляется несколько более сложной, чем может показаться на первый взгляд.

Все рассмотренные здесь программы не могут претендовать на универсальность. И в каждой из них это выражается по-разному. В самом деле, если использовать эти программы не для самоконтроля и не рассчитывать на высокий уровень честности тестируемых, то их применение целесообразно только с той точки зрения, что тестироваться надо.

Во многих случаях проще и привычнее обойтись другими, традиционными методами контроля. Причина такого вывода в отсутствии цельной проработки всех нужд учебного процесса по части контроля знаний в рамках единого программного комплекса, в котором кроме модуля тестирования обязательно должен присутствовать некоторый способ контроля за истинностью получаемых результатов - система управления пользователями и их аутентификации. Серьезным подспорьем, без которого регулярное и массовое тестирование теряет большую часть смысла, является система протоколирования хода тестирования.

Таблица 1.1 - Сводная таблица параметров рассмотренного программного обеспечения

 Название

Подготовка твердых копий тестов

Иллюстрации

Форматирование текста вопроса и ответов

Видео-/Аудиофрагменты

Многовариантный ответ

Ответ на последовательность (упорядочение)

Ответ на сопоставление (соответствие)

Редактируемая система выставления баллов

Ограничение теста/вопроса по времени

Защита от просмотра пользователем правильных ответов в базе тестов

HyperTest <file:///F:\XpressTest\programms\hypertest.htm>-++-/-+--++/+просмотр в любом текстовом редакторе











Система проверки знаний  <file:///F:\XpressTest\programms\SPZ.HTM>-+--/-----+/-закрывается паролем администратора











UniTest System

-

+

+

-/-

+

-

+

+

+/-

закрывается паролем администратора

SunRav TestOffice Pro <file:///F:\XpressTest\programms\SRTOP.HTM>++++/++--++/+закрывается паролем администратора











TestMaster <file:///F:\XpressTest\programms\testmaster.htm>++--/-+-+++/+закрывается паролем












Примечание

+ наличие в рассматриваемом комплексе указанного параметра;

отсутствие в рассматриваемом комплексе указанного параметра;

Тесты смогут дать реальную отдачу от их применения, когда процесс тестирования не будет каждый раз предваряться проблемами для инструктирующего сначала по части их составления, а затем контроля над тестируемыми с целью предотвращения подтасовки ими результатов.

Далее будет описана система подготовки тестов и компьютерных учебников VinEx, в которой автор постарался учесть и избежать многих недостатков рассмотренных программных продуктов.

 

1.3 Общие сведения о программе "VinEx"


Широкое внедрение во все отрасли компьютерной техники не могло не затронуть образования, издавна использующего методику тестирования для оценки знаний обучаемых. В настоящее время существует немало программных средств, автоматизирующих этот процесс, однако большинство из них обладает ограниченными возможностями настройки параметров тестирования, и практически отсутствуют такие, которые позволяли бы сочетать контроль полученных знаний с процессом обучения.

В контрольно-обучающей системе по созданию тестов и компьютерных учебников VinEx были учтены недостатки рассмотренных выше программных продуктов. Автоматизированная контролирующе-обучающая система "VinEx" (далее АКОС "VinEx") предназначена для создания электронных учебников, тестов, а также для осуществления с их помощью обучения и проверки знаний учащихся.

1.3.1 Возможности АКОС "VinEx"

·        Различные режимы работы.

o   "Создание и правка тестов".

o   "Тестирование", с различными настройками параметров тестирования.

o   "Тестирование и обучение" - при неправильном ответе на вопрос на экран выводится теоретический материал по соответствующей теме.

o   "Обучение и тестирование" - на экране показывается теоретический материал, затем производится тестирование по изученной теме. В случае неправильного ответа повторяется показ теоретического материала.

o   "Обучение" - на экране показывается теоретический материал по изучаемым темам.

·        Возможность разделения вопросов по темам и добавление теоретического материала к каждой теме.

·        Возможность использования в теоретическом материале, в вопросах и вариантах ответов графики и звука и видео.

·        Представление тем, вопросов и вариантов ответов при тестировании в случайной последовательности или по порядку.

·        Назначение количества показываемых, случайно выбираемых из всех представленных, вопросов, с учетом их принадлежности к темам.

·        Просмотр результатов тестирования, всех выбранных ответов и настроек.

·        Установка времени на тестирование.

·        Определение оценки по количеству правильных ответов или по количеству набранных баллов.

·        Назначение уровня доступа пользователям с различными правами:

o   для обучения и тестирования,

o   для просмотра результатов тестирования,

o   для создания и правки тестов.

·        Печать результатов тестирования, вопросов и ответов. Вывод как непосредственно на принтер, так и в файлы текстового формата.

·        Поддержка работы в локальной сети.

·        Графический индикатор времени тестирования, количества правильных и оставшихся вопросов.

1.3.2 Характеристики программы

·        Максимальное количество тем - 999.

·        Максимальное количество вопросов по каждой теме - 99999.

·        Максимальное количество ответов на каждый вопрос - 99.

Ограничения не регистрированной копии программы

Не регистрируемая копия АКОС "VinEx" предназначена для работы в качестве клиентской части системы. Она устанавливается на индивидуальные рабочие станции и позволяет пользователю выбрать тест и осуществить работу с ним, согласно установленным настройкам, индивидуальным, для каждого теста. Пользователь не регистрированной копии не имеет возможности изменять тесты и настройки тестирования. (Работа осуществляется с основным (0) уровнем доступа, см. Уровни доступа)

Регистрация

Зарегистрированная копия АКОС "VinEx" устанавливается на рабочее место преподавателя и предназначена для создания и правки тестов и электронных учебников, настройки параметров и анализа результатов тестирования.

Для регистрации необходимо ввести регистрационный код в поле, появляющееся на экране при выборе пункта "регистрация" в меню "помощь". После этого в появившемся окошке (см. Прил. Б, рис. 8)"добавить" нового пользователя, ввести его имя, установить уровень доступа 2 и установить пароль для входа в систему.

Если АКОС "VinEx" уже зарегистрирована, на экран будет выведено сообщение о пользователях, имеющих право администрирования.

1.3.3 Условия применения программы

Требования к составу технических средств приведены в табл.1.2.

Таблица 1.2 - Требования к составу программных средств

Наименование

Минимальный

Оптимальный

микропроцессор

Intel 80586

P-II, P-III, P-IV

оперативная память

32 Мб

128 Мб

видеоадаптер

VGA

SVGA

разрешение монитора

640x480, 256 цветов

800х600 High Color 16-bit

место на жестком диске для программы

2 Мб

2 Мб


АКОС "VinEx" предназначена для работы в среде операционных систем Microsoft Windows Vista, Microsoft Windows XP, Windows 2000, Windows NT 4.0, Windows Me, or Windows 98.

Обращение к программе

Для запуска АКОС "VinEx" следует выбрать пункт VinEx306 в меню Пуск\Программы\VinEx\. Либо в папке, куда была установлена система, запустить файл VinEx306. exe.

2. Анализ служб организации по управлению персоналом


2.1 Характеристика организации


Институт ядерной физики СО АН СССР был создан в 1958 году на базе руководимой Г.И. Будкером Лаборатории новых методов ускорения Института атомной энергии, возглавляемого И.В. Курчатовым. Полное наименование Института теперь: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт ядерной физики им.Г.И. Будкера Сибирского отделения Российской академии наук. Сокращенное наименование Института - ИЯФ СО РАН.

Общее число сотрудников института составляет примерно 2900 человек. Среди них около 417 научных сотрудников, более 60 аспирантов, 760 инженеров и техников, около 350 лаборантов и 1300 рабочих. Среди научных сотрудников института 5 действительных членов Российской академии наук, 6 членов - корреспондентов РАН, около 60 докторов наук, 160 кандидатов наук. Схема структуры управления представлена в Приложении А.

Институт является одним из ведущих мировых центров в нескольких важных областях физики высоких энергий, управляемого термоядерного синтеза и прикладной физики. По большинству своих направлений Институт является единственным в России. [22]

Основными структурными подразделениями Института являются научные лаборатории, секторы и отделы, а также Сибирский международный центр синхротронного излучения и Филиал ИЯФ СО РАН в г. Протвино. Для обеспечения деятельности Института созданы экспериментальные производства для внедрения научных разработок и другие вспомогательные подразделения.

К основным направлениям деятельности Института относятся [22]:

.        Проведение фундаментальных исследований

·        Исследования в области физики элементарных частиц на основе функционирующих и создаваемых комплексов с электрон-позитронными встречными пучками.

·        Исследования в области электро - и фотоядерной физики на основе использования накопителей заряженных частиц.

·        Исследования по физике плазмы и управляемому термоядерному синтезу на основе систем открытого типа.

2.      Разработка и создание новых уникальных установок для фундаментальных научных исследований и высоких технологий.

·        Установки со встречными электрон-позитронными пучками на сверхвысокую светимость.

·        Разработка концепции и технологии линейных электрон-позитронных коллайдеров.

·        Источники синхротронного излучения.

·        Мощные лазеры на основе электронных пучков высокой энергии (лазеры на свободных электронах).

·        Высокоинтенсивный генератор термоядерных нейтронов на основе плазменной "газодинамической" ловушки.

·        Создание мощных электронных ускорителей и разработка электронно-лучевых, в том числе экологических, технологий на их основе.

·        Создание оборудования и приборов для медицинских приложений на базе ускорительных и детекторных разработок Института.

3.      Участие в выполнении обязательств, предусмотренных межгосударственными, межправительственными, межведомственными соглашениями, договорами и другими документами о международном научно-техническом сотрудничестве.

4.      Подготовка и переподготовка высококвалифицированных научных кадров по специальностям:

·        физика ядра и элементарных частиц;

·        физика пучков заряженных частиц и ускорительная техника;

·        теоретическая физика;

·        физика и химия плазмы;

·        техника физического эксперимента;

·        физика приборов;

·        автоматизация физических исследований.

Институт осуществляет широкое взаимовыгодное сотрудничество со многими лабораториями и промышленными предприятиями:

·        более 100 экспериментальных групп из различных научных учреждений России и многих стран мира использовали и используют установки института;

·        Институт тесно и активно сотрудничает с национальными лабораториями и университетами США, Германии, Франции, Италии, Китая, Японии, Нидерландов, Финляндии, Швеции, Кореи, Индии, с международным научным центром ЦЕРН; Кроме совместных научных работ Институтом выполняются и контракты на разработку передового научного оборудования для этих лабораторий;

·        ИЯФ осуществляет совместные конструкторские и промышленные разработки со многими российскими предприятиями, оснащенными передовой технологией;

·        более 140 созданных в ИЯФ мощных электронных ускорителей работают на различных технологических линиях в России, на Украине, в Белоруссии, Германии, Японии, Китае, Польше, Чехии, Венгрии, Румынии, Южной Корее, Италии, Индии.

Институт является надежным партнером в проведении совместных исследований и разработок в области физики и пользуется во всем мире хорошей репутацией как поставщик высокотехнологичного оборудования для научных и производственных целей.

Институт в своей деятельности руководствуется действующим законодательством, уставными документами и нормативными актами РАН, СО РАН и Института. Институт работает под научно-методическим руководством Отделений ядерной физики и Общей физики и астрономии РАН и Объединенного ученого совета по физико-техническим наукам СО РАН.

Институт несет ответственность по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств собственник имущества несет субсидиарную ответственность по обязательствам Института.

Основной целью Института является проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по темам:

·        физика высоких энергий

·        развитие метода встречных электрон - позитронных пучков

·        физика плазмы и управляемый термоядерный синтез

·        синхротронное излучение и лазеры на свободных электронах.

Для достижения этих целей Институт осуществляет следующие виды деятельности:

·        разрабатывает основные направления исследований Института, рассматривает и принимает планы научно-исследовательских работ, материально-технического и финансового обеспечения планируемых работ, а также другие планы;

·        проводит плановые и инициативные научные исследования, осуществляет научно-исследовательскую, научно-информационную и иную деятельность на основе договоров с заказчиками;

·        учреждает научные издания, осуществляет издательскую и полиграфическую деятельность, публикует информацию о результатах своей научной деятельности, обеспечивает защиту авторских прав на охраняемые законом научно-технические результаты, созданные по служебному заданию Институтом;

·        осуществляет сотрудничество с высшими учебными заведениями по вопросам проведения научных исследований и подготовки кадров;

·        осуществляет подготовку научных кадров высшей квалификации через аспирантуру, докторантуру, стажировку, организует работу по присуждению ученых степеней и присвоению ученых званий;

·        организует повышение квалификации сотрудников института и регулярно, не реже одного раза в пять лет, проводит их аттестацию в установленном порядке;

·        в установленном порядке проводит конкурсы на замещение вакантных должностей заведующих структурными подразделениями и научных сотрудников, заключает и расторгает трудовые договоры (контракты) с работниками, устанавливает квалификационный статус работников, устанавливает в соответствии с законодательством оклады и надбавки к окладам работников, премирует работников;

·        осуществляет международное научное сотрудничество: участвует в деятельности международных научных организаций, командирует научных сотрудников в зарубежные страны и принимает зарубежных ученых, принимает участие в осуществлении научных проектов, осуществляемых зарубежными и международными научными организациями, на основе межгосударственных соглашений участвует в создании научных организаций с участием иностранных ученых, проводит международные научные конференции, совещания, симпозиумы;

·        осуществляет материально-техническое обеспечение научной деятельности, принимает необходимые меры, по сохранности имущества, по обновлению основных и оборотных фондов;

·        определяет смету расходов Института; получает и расходует средства, в том числе в иностранной валюте; образует из средств специальные фонды; ведет бухгалтерский учет, представляет в установленном порядке статистическую, налоговую и иную отчетность.

·        проектирует, производит, поверяет оборудование и приборы для научных исследований, новых технологий и медицины, в том числе для работ по договорам, соглашениям о сотрудничестве;

·        осуществляет строительство, реконструкцию, а также капитальный ремонт основных фондов;

·        осуществляет в соответствии с действующим законодательством внешнеэкономическую деятельность, в том числе заключает лицензионные соглашения и контракты с зарубежными организациями

·        самостоятельно и от своего имени заключает кредитные договоры с банками и иными кредитными учреждениями и обеспечивает исполнение своих обязательств способами, предусмотренными частью 1 статьи 329 Гражданского кодекса, в том числе неустойкой, залогом, поручительством и др.;

·        в соответствии с действующим законодательством и в рамках своей компетенции самостоятельно решает экономические и организационные вопросы своей деятельности, содействует систематическому улучшению социальных условий жизни сотрудников;

·        помимо основной научной деятельности осуществляет приносящую доход предпринимательскую деятельность, служащую достижению основных целей, предусмотренных Уставом Института, и соответствующую им.

 

.2 Анализ работы отдела охраны труда и охраны окружающей среды в ИЯФ СО РАН


В отделе охраны труда и охраны окружающей среды работают 14 человек. Функции отдела охраны труда и охраны окружающей среды (ООТ и ООС):

.        Контроль за наличием опасных и вредных факторов на рабочих местах.

2.      Проведения анализа состояния и причин производственного травматизма, профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.

.        Оказание помощи подразделениям института в организации и проведении замеров параметров опасных и вредных производственных факторов, аттестации рабочих мест и производственного оборудованию на соответствии требованиям охраны труда.

.        Информирование работников от лица работодателя о состоянии условий труда на рабочем месте.

.        Участие в подготовке документов на выплату возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудников в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

.        Проведение совместно с представителями соответствующих подразделений института и с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессионального союза проверок, обследований (или участие в проверках, обследованиях) технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов на соответствии их нормативным правовым актам по охране труда, охране окружающей среды, промышленной безопасности, пожарной безопасности, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников.

.        Разработка совместно с руководителями подразделений института мероприятий по предупреждению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по улучшению условий труда и доведению их до требований нормативных правовых актов по охране труда, а также оказание организационной помощи по выполнению запланированных мероприятий.

.        Согласование разрабатываемой в институте проектной документации в части соблюдения в ней требований по охране труда, охране окружающей среды, промышленной безопасности, пожарной безопасности.

.        Оказание помощи руководителям подразделений в составлении:

списков профессий, в соответствии с которыми работники должны проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические мед. осмотры;

списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам предоставляются компенсации за тяжелые, вредные условия труда.

.        Оказание методической помощи руководителям подразделений института при разработке и пересмотре инструкций по охране труда для работников.

11.    Разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику.

.        Оказание методической помощи по организации инструктажа (первичного на рабочем месте, повторного, внепланового, целевого).

.        Организация работы комиссий по проверке знаний требований охраны труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности у работников института и участие в их работе.

.        Методическое руководство деятельностью структурных подразделений по вопросам охраны труда, охраны окружающей среды, промышленной и пожарной безопасности.

.        Организация работы кабинета по охране труда.

.        Доведение до сведения работников института вводимых в действие новых законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, охране окружающей среды, промышленной безопасности, пожарной безопасности.

Более подробно мне бы хотелось остановиться на такой функции ООТ и ООС как "Разработка программы и проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику".

При приёме на работу человека направляют на прохождение медицинской комиссии, затем оформляется прием: заполняется карточка формы Т2, составляется трудовой договор, выдается приемный лист, который человек идет подписывать в бухгалтерию, поликлинику, военно-учетный стол (при необходимости), к руководителю подразделения и табельщику, в ООТ и ООС. В ООТ и ООС принимаемый проходит инструктаж по технике безопасности. В процессе этого инструктажа работник ООТ и ООС пересказывает инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере, по пожарной безопасности, инструкцию по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве и другие, либо дает их прочитать. После этого он подписывает обходной лист, а человек, который устраивается на работу, расписывается в журнале, подтверждая тем самым то, что он прошел инструктаж.

Таким образом, процедура проведения инструктажа носит формальный характер. Все построено таким образом, что даже если работник ОТТ и ООС просто подпишет обходной лист, а человек распишется в журнале, будет считаться, что он прошел инструктаж.

Я считаю, что причина существующей проблемы в том, что инструктирующий халатно относится к своим обязанностям. А инструктируемый в свою очередь тоже пренебрегает правилами безопасности и зачастую невнимательно слушает или читает инструкцию. Все это может привести к тому, что в случае наступления обстоятельств, в которых будут требоваться эти знания, люди могут просто растеряться и не предпринять нужных действий или предпринять их позже. А ведь от них может зависеть жизнь человека.

Я думаю, что автоматизация процесса инструктирования помогла бы решить данные проблемы. Описание программы, с помощью которой я создам ЭОР для проведения инструктажа, изложено ниже.

3. Разработка электронного образовательного ресурса для проведения инструктажа по технике безопасности


3.1 Рекомендации по автоматизации работы ООТ и ООС ИЯФ СО РАН


Отдел охраны труда и охраны окружающей среды в ИЯФ СО РАН помимо всего прочего занимается проведением вводного инструктажа по охране труда со всеми вновь принимаемыми на работу, командированными, учащимися и студентами, прибывшими на производственное обучение или практику. Данный инструктаж носит формальный характер, человеку лишь рассказывают инструкцию или дают ее прочитать без каких-либо вопросов в последующем со стороны работника ООТ и ООС. После этого работник ООТ и ООС вносит дату, ФИО и подразделение, куда человек устраивается в журнал и подписывает обходной лист. Эта подпись означает, что человек прошел инструктаж. Все построено таким образом, что даже если работник ОТТ и ООС просто подпишет обходной лист, а человек распишется в журнале, будет считаться, что он прошел инструктаж. В связи с этой проблемой была поставлена задача автоматизировать процесс инструктирования. Учитывая факт наличия в институте инструкций по технике безопасности, было принято решение о создании электронного образовательного ресурса по основам безопасности труда.

Используя инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере, по пожарной безопасности (ПБ) в ИЯФ СО РАН и инструкцию по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве были разработаны тестовые вопросы (Приложение Б). С помощью АКОС "VinEx", предназначенной для создания электронных учебников, тестов, а также для осуществления с их помощью обучения и проверки знаний учащихся, был создан ЭОР для ООТ и ООС ИЯФ СО РАН, который позволит автоматизировать процедуру проведения инструктажа, будет способствовать лучшему усвоению материала и позволит полностью исключить фальсификацию. Работа начинается с заполнения сведений о тестируемом: фамилии, имени, отчестве и подразделении. Без заполнения всех полей дальнейшая работа не возможна. Режим работы будет начинается с показа теоретического материала. Затем следуют вопросы и, если на вопрос будет дан неверный ответ, вновь будет показываться теоретический материал. После окончания тестирования на экран выводится окно с информацией о результатах тестирования. Результаты этого тестирования и будут подтверждать то, что человек прошел инструктаж.

Инструкция по эксплуатации

Уровни доступа пользователей определяют доступность пунктов меню.

Существует три уровня доступа:

·        Основной (0).

Доступны пункты меню, обеспечивающие работу с готовыми тестами и электронными учебниками.

·        Первый (1).

Доступны пункты меню, обеспечивающие работу с готовыми тестами, электронными учебниками и просмотр результатов тестирования.

·        Административный (2).

Доступны все пункты меню

Уровни доступа, имена и пароли для входа в систему назначаются пользователем, имеющим административный (2) уровень доступа. Для этого следует выбрать пункт меню: настройки\изменить пароль, в появившемся окне выбрать правка, затем: добавить, заполнить появившиеся поля и нажать кнопку: установить.

3.2.1 Работа на основном (0) уровне доступа

Основной (0) уровень доступа предназначен для тестирования и обучения по уже готовым тестам и электронными учебниками. АКОС "VinEx" запускается на рабочей станции сети, с помощью меню выбирается тест и вид работы: "тестирование", "тестирование и обучение", "обучение и тестирование", "обучение".

3.2.2 Выбор теста (электронного учебника)

При запуске АКОС "VinEx", а также при выборе пункта меню: файл\выбрать тест появляется диалоговое окно, в котором следует установить курсор на папку с тестом и нажать клавишу: выбрать (рис. В.1).

После этого в меню файл станут доступны пункты, определенные в индивидуальных настройках теста:

§  тестировать

§  тестирование и обучение

§  обучение и тестирование

§  посмотреть результаты

Тестирование

Работа начинается с заполнения сведений о тестируемом: фамилии, имени, отчестве и группе. Без заполнения всех полей дальнейшая работа не возможна. Далее на экран выводится окно тестирования с вопросами, вариантами ответов и другой информацией (рис. В.2).

Напротив всех правильных вариантов ответа нужно, щёлкнув левой клавишей мыши поставить галочку, а затем нажать клавишу: Следующий вопрос (можно использовать также клавиши со стрелками, пробел, клавиши Tab, Ctrl+Tab и Enter). В зависимости от настроек теста, при одном правильном варианте ответа, клавиша Следующий вопрос может отсутствовать, и тогда переход к следующему вопросу будет осуществляться сразу после выбора ответа. В правой части окна при тестировании показывается общее оставшееся время в секундах; общее, показанное и оставшееся количество вопросов; количество правильных и неправильных ответов.

Нажав клавишу: настройка, можно установить удобный размер шрифта и его цвет.

После окончания тестирования (по времени или по завершению вопросов или по нажатию клавиши выход) на экран выводится окно с информацией о результатах тестирования (рис. В.3).

Оценка определяется по формуле (2):

Оценка=P*S/К, (2)

где P - количество правильных ответов;

S - система оценок;

К - общее количество вопросов.

При 5-ти бальной системе оценок (S=5) это соответствует:

·        10 % правильных ответов - 1

·        30 % правильных ответов - 2

·        50 % правильных ответов - 3

·        70 % правильных ответов - 4

·        90 % правильных ответов - 5

Если система оценок установлена S=0, на экране будет показан процент правильных ответов.

При определении оценки по количеству набранных баллов P - количество набранных баллов; S - система оценок; К - возможное общее количество баллов.

Тестирование и обучение

Работа в этом режиме начинается с тестирования, но при этом не ограничивается время на ответы. В случае неверного ответа на экран выводится окно, содержащее теоретическую информацию, в которой обучаемый может найти правильный ответ на поставленный вопрос (рис. В.4). Затем вопрос повторяется. Цикл заканчивается только после выбора правильного варианта ответа.

Обучение и тестирование

Режим работы похож на предыдущий, но начинается с показа теоретического материала. Затем следуют вопросы и, если на вопрос будет дан неверный ответ, вновь показывается теоретический материал.

Обучение

В этом режиме на экране показывается только теоретический материал по темам.

Настройка внешнего вида рабочего окна

С помощью пунктов меню настройки\фон\цвет и настройки\фон\рисунок можно изменить цвет рабочего окна программы, либо установить в качестве фона рисунок, который будет автоматически помещён в домашний каталог под именем screen. bmp.

3.2.3 Работа на первом (1) уровне доступа

Первый (1) уровень доступа предназначен для работы оператора, без возможности изменения настроек теста. Доступны все виды работы из пункта файл, независимо от настроек теста. А также пункты посмотреть результаты и настройки принтера в меню инструменты.

Работать с первым уровнем доступа могут зарегистрированные пользователи. Регистрация пользователей производится администратором, имеющим административный (2) уровень. Для входа в систему с первым (1) уровнем доступа необходимо выбрать пункт меню настройки\пользователи, в появившемся окне ввести зарегистрированное имя пользователя и пароль.

Просмотр результатов

Выбор пункта меню инструменты\ посмотреть результаты вызывает появление на экране окна работы с текущей таблицей результатов (рис. В.5).

Здесь можно отредактировать данные каждой записи и вывести на печать, а также вызвать окно просмотра хода и результатов тестирования (рис. В.6), нажав кнопку Просмотр. (Кнопка Результат в этом окне вызовет появление окна, изображённого на рис. В.3.

Кнопка Отправить предназначена для отправки содержимого текущей таблицы результатов в сводную таблицу, расположенную на сервере результатов. Нажатие на эту клавишу вызывает стандартное окно открытия файла, в котором следует указать расположение сводной таблицы.

Кнопка Обновить используется при работе с программой, расположенной на сервере результатов. Она предназначена для обновления сведений о результатах тестирования на рабочих станциях.

Печать результатов

Выбор кнопки Печать\Результаты (рис. В.5) приведёт к распечатке в файл формата Microsoft Word сведений о результатах тестирования по текущей записи таблицы результатов.

Выбор кнопки Печать\Ведомость - напечатает на принтере ведомость тестирования (рис. В.7).

Если не установлен Фильтр, то будут напечатаны ведомости по всем группам, представленным в таблице результатов. Для того, чтобы напечатать ведомость по одной группе, следует поставить курсор в таблице на запись с нужной группой и нажать кнопку Фильтр\По группе или Фильтр\По группе и дате.

Замечание: не забывайте после работы на 1 уровне доступа, если работа с системой не заканчивается, нажать: настройки\отменить доступ!

3.2.4 Работа на административном (2) уровне доступа

Административный (2) уровень доступа предназначен для создания, изменения и настройки параметров теста и электронных учебников. Доступны все пункты меню и все возможности АКОС "VinEx". Для входа в систему с административным (2) уровнем доступа необходимо выбрать пункт меню настройки\пользователи, в появившемся окне ввести зарегистрированное имя пользователя и пароль.

Создание теста (электронного учебника)

Для создания нового теста (электронного учебника) следует выбрать пункт меню инструменты\создать новый тест, в появившемся окне ввести название папки, где будут расположены файлы теста, и нажать кнопку создать. В домашнем каталоге будет создана папка с соответствующим названием, в ней будут размещены таблицы теста.

Замечание: не рекомендуется давать слишком длинные названия папкам.

После создания пустых таблиц на экран будет выведено окно редактирования (правки).

Правка теста

Для изменения содержимого открытого теста или электронного учебника (выбранного с помощью меню файл\выбор теста), нужно выбрать пункт меню инструменты\правка теста. На экране появится окно правки теста (рис. В.8).

Работа с темами

Добавление

Для добавления новой темы следует нажать кнопку 1 (рис. В.8). После этого в появившееся поле таблицы тем в колонке Тема ввести название новой темы. В поле Код автоматически будет добавлен порядковый номер темы, который затем будет присутствовать в кодах вопросов и ответов по этой теме. Код темы можно изменять, однако делать это следует до того, как с темой будут связаны вопросы и ответы, в противном случае они могут быть потеряны.

Редактирование теоретического материала

Двойной щелчок левой клавишей мыши на слове memo откроет окно редактирования теоретического материала по теме (рис. В.9). Возможности применяемого текстового редактора невелики, позволяют лишь слегка форматировать материал, поэтому рекомендуется для полноценной подготовки теории использовать более мощные редакторы, например WinWord, и переносить затем подготовленный текст через буфер обмена (выделить - копировать - вставить).

Установка параметров показываемых тем

Колонка Не надо в таблице тем позволяет пропустить показ темы (и, соответственно вопросов по этой теме), если поставить галочку в соответствующем поле.

В поле колонки Вопросов указывается, какое количество вопросов по теме из всех представленных следует выбрать для показа на экране при тестировании. Если вопросов указано меньше, чем имеется в таблице вопросов, указанное количество будет выбрано случайным образом, если больше - будут показаны все. Если заранее известно, что нужно показать все вопросы, можно сразу поставить максимальное значение: 99999.

Работа с вопросами

Добавление

Для добавления нового вопроса следует нажать кнопку 2, (рис. В.8). И в появившееся поле таблицы вопросов ввести новое значение (рис. В.10). Вновь созданному вопросу будет автоматически присвоен код, состоящий из номера темы (три символа) и номера вопроса (пять символов). Незначащие нули впереди номеров темы и вопроса заменяются пробелами. Код вопроса можно изменить, но при этом, если изменяются первые три символа (номер темы), изменится связь с темой.

Установка параметров показываемых вопросов

Ответ на вопрос теста может не только быть выбранным из нескольких предлагаемых, но и быть введённым. В этом случае в поле Ввод ответа следует поставить галочку.

Галочка в поле Не надо запретит показ вопроса на экране во время тестирования.

Работа с ответами

Для работы с ответами на вопросы следует перейти на страницу Вопрос-ответ окна правки теста (рис. В.11). На этой странице показывается вопрос и связанные с ним ответы. С вопросом можно произвести те же действия, что и на первой странице.

Добавление

Добавить ответ можно, нажав кнопку 2 (рис. В.8). В поле код будет автоматически записан код ответа, состоящий из номера темы (три символа), номера вопроса (пять символов) и номера ответа (два символа). Незначащие нули впереди номеров темы, вопроса и ответа заменяются пробелами. Код ответа можно изменить, но при этом, если изменятся первые три символа (номер темы), изменится связь с темой, а если изменятся следующие пять символов - то изменится связь с вопросом.

Установка баллов за ответ

Неправильным считается ответ, за который назначается 0 баллов или отрицательный балл.

Если итоговая оценка определяется по количеству правильных ответов, то за правильный ответ назначается 1 балл.

В случае если на вопрос установлено несколько правильных ответов, а для правильного при этом достаточно выбрать один, то каждому правильному ответу назначается 1 балл.

В случае если тестируемый должен выбрать все правильные ответы и неполный ответ считается неправильным, то сумма баллов всех правильных ответов должна составлять 1. Например, если из 8 вариантов ответов, тестируемый должен выбрать 3 правильных, причём обязательно все, то баллы за правильные ответы можно назначить так: 0,3; 0,3; 0,4. Итого: 0,3+0,3+0,4=1.

Если итоговая оценка определяется по количеству набранных баллов, то балл назначается в зависимости от значимости ответов. При этом следует внимательно отнестись и к назначению баллов и к последующему определению оценки.

Настройка параметров теста

Настройка параметров теста производится при выборе страницы Настройки в окне правки теста (рис. В.12).

·        Оценивать по количеству набранных баллов.

Обычно результат тестирования оценивается по количеству правильных ответов, однако если есть необходимость, то можно подсчитать количество набранных баллов.

·        Тестирование

Тестирование и обучение

Обучение и тестирование

Обучение

Определяет доступность в меню файл пунктов выбора вида работ для основного (0) уровня доступа.

·        Результат

Определяет доступность в меню файл пункта посмотреть результаты для основного (0) уровня доступа.

·        Показывать …по порядку

По умолчанию вопросы и ответы показываются в случайном порядке. Это можно отменить и показывать их по порядку кодов.

·        Показывать статистику при тестировании

Определяет показывать или нет количество вопросов, ответов, время и т.д. при тестировании справа от вопросов (рис. В.2).

·        Переход к след. вопросу по одному нажатию

Если тест представляет собой просто набор вопросов и вариантов ответа, без вводимых ответов и только с одним правильным ответом, то кнопку Следующий вопрос (рис. В.2) можно убрать с экрана при тестировании, а переход к следующему вопросу будет осуществляться сразу после выбора ответа.

·        Система оценок

Здесь устанавливается максимальная оценка. Обычно это 5. Если установить 0, то в конце тестирования будет показано процентное количество правильных ответов.

·        Количество повторных тестов в сутки

Определяет количество запусков теста для сочетания Фамилия-Имя-Отчество-Группа в сутки. Если допустимо многократное повторении - поставьте 99.

·        Время на тестирование

Указывается в секундах и определяет общее время, отведённое на тестирование. Если ограничивать время нет надобности, поставьте 99999, что будет соответствовать ~ 27 часам.

Описание теста

Сведения, записываемые на странице описания теста (рис. В.13) предназначены для оформления печатных документов (инструменты\отчеты).

Групповая обработка записей и исправление ошибок теста

Окно групповой обработки (рис. В.14) вызывается нажатием кнопки 3 (рис. В.8).

Это окно позволяет произвести подстановку нескольких символов в начало и в конец тем, вопросов и ответов, например в конце каждого вопроса можно поставить точку или знак вопроса. Или, например, пронумеровать ответы, или поставить впереди каждого ответа а), б), в) и т.д. А также исправить ошибки, такие как несвязанные вопросы и ответы, пустые записи и т.п.

Информация о тесте

Окно информации о тесте (рис. В.15) показывает сведения, необходимые для назначения количества показываемых вопросов, поиска вопросов без ответов и т.п.

Информация о тесте просчитывается двумя различными способами, и не совпадение полученных результатов может свидетельствовать об ошибках составления теста. Например, на рисунке В.15 количество установленных (т.е. ответ не имеет пометки не надо) баллов в таблице показано 104, а ниже, в поле установленных баллов, показано число 117. Следовательно, имеется ошибка в простановке баллов. Поля, которые должны иметь одинаковые значения, (рис. В.15) связаны линиями. Кроме того, следует учитывать, что количество установленных вопросов не может быть больше количества установленных правильных ответов.

Удаление и восстановление записей

Для удаления темы, вопроса или ответа необходимо в таблице установить пометку об удалении слева от удаляемой записи (рис. В.16), щёлкнув левой клавишей мыши.

После обновления экрана, помеченные записи показываться не будут. Однако их ещё можно восстановить. В правом нижнем углу окна находится кнопка Удалённые, нажатие на которую вызовет режим показа всех записей. В этом режиме можно снять пометку об удалении. Вернуться в нормальный режим можно по нажатию той же кнопки, которая в этом режиме имеет название Скрыть.

Окончательное удаление всех помеченных записей производится в режиме обслуживания таблиц теста.

Сохранение теста

После редактирования, для сохранения всех изменений необходимо нажать кнопку с изображением дискеты, кнопка 6 (рис. В.8). Выход без сохранения отменит все сделанные изменения.

Обслуживание таблиц теста

Выбор пункта меню инструменты\обслуживание таблиц теста вызовет окно, позволяющее произвести прямой доступ к содержимому таблиц теста и окончательно удалить записи, помеченные для удаления (рис. В.17).

3.2.5 Печать вопросов и ответов

Осуществляется выбором пункта меню: инструменты\отчёты. Помимо ведомости тестирования на печать можно вывести список вопросов список вопросов с ответами. При печати в файл формата Word в каталоге теста создается соответствующий файл с именем "вопросы".

Общие замечания

Следует помнить, что использование мультимедиа - графики, видео, звука может значительно увеличить занимаемое место на жёстком диске, а также замедлить скорость работы программы.

Если файл мультимедиа имеет значительные размеры, он не будет помещён в таблице теста, там будет записана только ссылка на его месторасположение, тогда при перемещении теста на другую машину необходимо будет перенести и все связанные файлы.

Необходимо внимательно относится к составлению вопросов и ответов, и избегать возможной неоднозначности толкования. Вопрос должен быть по возможности кратким, но исчерпывающим и понятным.

 

3.2 Оценка экономической эффективности ИТ-проекта

3.3.1 Экономический эффект

Эффективность - одно из наиболее общих экономических понятий, не имеющих пока, по-видимому, единого общепризнанного определения. По нашему мнению, это одна из возможных характеристик качества системы, а именно ее характеристика с точки зрения соотношения затрат и результатов функционирования системы. [27] В дальнейшем будем понимать под экономической эффективностью программного изделия меру соотношения затрат и результатов функционирования. Экономический эффект - результат внедрения какого-либо мероприятия выраженный в стоимостной форме, в виде экономии от его осуществления.

3.3.2 Расчет экономической эффективности внедрения ИТ-проекта

Показатель эффекта определяет все позитивные результаты, достигаемые при использовании программного продукта [27]. Экономический эффект от использования за расчётный период Т определяется по формуле (3), руб.:

ЭТ = РТ - ЗТ, где (3)

РТ - стоимостная оценка результатов применения программного продукта в течение периода Т, руб.;

ЗТ - стоимостная оценка затрат на создание и сопровождение программного продукта, руб. (используем Зк).

Стоимостная оценка результатов применения программного изделия за расчётный период Т определяется по формуле (4) [28]:

, где (4)

Т - расчётный период; Рt - стоимостная оценка результатов года t расчётного периода, руб.; at - дисконтирующая функция, которая вводится с целью приведения всех затрат и результатов к одному моменту времени24.

Дисконтирующая функция, в свою очередь, имеет вид (5):

at = 1/ (1 + p) t, где (5)

- коэффициент дисконтирования (p = Eн = 0,2; где Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений).

Таким образом,


В нашей ситуации программное изделие заменяет ручной труд, следовательно, набор полезных результатов в принципе не меняется. В качестве оценки результатов применения информационной системы в год берётся разница (экономия) издержек, возникающая в результате ее использования, т.е. Pt = Эу.

Экономия от замены ручной обработки информации на автоматизированную выражается снижением затрат на ее обработку [27] и определяется по формуле (6), руб.:

Эу = Зр - За, где (6)

Зр - затраты на ручную обработку информации, руб.;

За - затраты на автоматизированную обработку информации, руб.

Затраты на зарплату работника, проводящего инструктаж определяются по формуле (7):

Зр = Ти ´ Ц ´ м ´ г, где (7)

Ти - время, потраченное работником на проведение инструктажа, час; Ц - стоимость одного часа работы, руб. /час; м - среднее число рабочих дней в месяце; г - количество месяцев в году.

Штатный состав ООТ и ООС - 12 человек, средняя заработная плата которых составляет 8000 руб.

Рассчитаем стоимость одного часа работы, при 8 часовом рабочем дне:

Ц = 8000/22/8 » 45,45 руб. /час,

Ти = 1,5 часа (установленные часы, которые выделяются для проведения инструктажа ежедневно).

Следовательно, затраты на ручную обработку информации будут равны:

Зр = 1,5 ´ 45,45 ´ 22 ´ 12= 17998,2 руб.

Затраты на автоматизированную обработку информации рассчитываются по следующей формуле (8):

За = ta ´ Цм + tо ´м + Цо), где (8)

a - время автоматической обработки, ч.;

Цм - стоимость одного часа машинного времени, руб. /час;о - время работы оператора, ч.;

Цо - стоимость одного часа работы оператора, руб. /час.

Стоимость одного часа работы оператора с средней заработной платой 8000 руб. составит:

Цо = 8000/22/8 » 45,45 руб.

Стоимость одного машинного часа работы [27] - 2 руб.

Для автоматической обработки понадобится примерно 45 минут (0,75 часа в день или 198 часов в год) (время, которое потребуется на прохождение инструктажа).

Время работы оператора составит 3 минуты (13,2 часа в год). Это то время, которое потребуется работнику отдела, чтобы распечатать ведомость.

Следовательно, затраты на автоматизированную обработку информации будут равны: За = 1 022,34 руб.

Таким образом, годовая экономия от внедрения автоматизированной системы равна: Эу = 16 975,86 руб.

Потенциальный экономический эффект от использования программы за год определяется по формуле (9), руб. [27]:

Эг = Эу - Ен ´ Зк, где (9)

Эу - экономия от замены ручной обработки информации на автоматизированную;

Ен - нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

Зк - капитальные затраты, руб.

Эг = 16 975,86 - 0,2 ´ 4000 = 16 175,86 руб.

Эффективность разработки может быть оценена по формуле (10) [27]:

Эр = Эг ´ 0,4/Зк, где (10)

Эг - потенциальный экономический эффект от использования программы за год; Зк - капитальные затраты.  Эр = 1,6

Поскольку Эр > 0, 20, наша разработка является экономически целесообразной.

Предполагается, что данный продукт без изменений и доработок будет использоваться в течение трех лет. Тогда стоимостная оценка результатов применения (экономия) за расчётный период T = 3 года составит:


Экономический эффект от использования за расчётный период T = 3 года составит:

ЭТ = 34074,1 - 4000 = 30 074,1 руб.

Очевидно, что разработка автоматизированной системы является абсолютно эффективной и ее следует рекомендовать к внедрению в учреждения для автоматизации процесса инструктирования по технике безопасности.

Таким образом, внедрение ЭОР позволит:

1.      сократить затраты;

2.      повысить качество обучения;

.        исключить вероятность того, что процедура пройдет формально.

Заключение


Одним из основных условий прочных и глубоких знаний, навыков является постоянный и целенаправленный контроль деятельности обучающихся. Данный контроль можно реализовать при помощи электронного образовательного ресурса, содержащего как теоретический материал по дисциплине, так и контрольные задания и тесты для проверки знаний. Электронные образовательные ресурсы являются элементом модернизации современного образовательного пространства, они ориентированы на повышение уровня профессиональной культуры специалиста.

Широкое внедрение во все отрасли компьютерной техники не могло не затронуть образования, издавна использующего методику тестирования для оценки знаний обучаемых. В настоящее время существует немало программных средств, автоматизирующих этот процесс, однако большинство из них обладает ограниченными возможностями настройки параметров тестирования, и практически отсутствуют такие, которые позволяли бы сочетать контроль полученных знаний с процессом обучения.

В контрольно-обучающей системе по созданию тестов и компьютерных учебников VinEx были учтены недостатки рассмотренных выше программных продуктов, и было принято решение использовать ее для создания электронного образовательного ресурса.

Автоматизированная контролирующе-обучающая система "VinEx" предназначена для создания электронных учебников, тестов, а также для осуществления с их помощью обучения и проверки знаний учащихся. АКОС "VinEx" обладает возможностями работы в локальной вычислительной сети, поэтому может применяться в качестве Единой автоматизированной контролирующе-обучающей системы уровня учебного заведения, а также для индивидуальной работы на учебных местах.

Используя инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере, по пожарной безопасности в ИЯФ СО РАН и инструкцию по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве были разработаны тестовые вопросы. С помощью АКОС "VinEx" был создан ЭОР для ООТ и ООС ИЯФ СО РАН, который позволит частично автоматизировать работу отдела охраны труда и охраны окружающей среды ИЯФ СО РАН, повысит качество обучения и исключит вероятность того, что процедура пройдет формально.

Оценка экономической эффективности предлагаемого решения показала годовую экономию в размере 16 975,86 рублей.

ЭОР был передан для внедрения в ИЯФ СО РАН, о чём свидетельствует Акт внедрения.

Список использованных источников


1.       Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. Учебная книга для преподавателей вузов, техникумов и училищ, учителей школ, гимназий и лицеев, для студентов и аспирантов педагогических вузов. М.: Центр тестирования, 2002. - 240 с.

.         Астахова Е.В. Информационно-коммуникационные технологии: учебное пособие в 3-х ч. / Е.В. Астахова; Алт. гос. техн. ун-т им.И. И. Ползунова. - Ч.2 Информационные ресурсы - Барнаул, 2010. - 74 с.

3.      Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы. - СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 2007. - 31 с.

4.      Галкин Г.В. Методы определения экономического эффекта от ИТ-проекта // Intelligent enterprise <#"696955.files/image014.gif">

Рис. В.1 - Выбор каталога с тестом (электронным учебником)

Рис. В.2 - Окно тестирования

Рис. В.3 - Результаты тестирования

Рис. В.4 - Окно теоретического материала

Рис. В.5 - Окно работы с таблицей результатов

Рис. В.6 - Просмотр хода тестирования

Рис. В.7 - Ведомость тестирования

Рис. В.8 - Первая страница окна правки теста

Рис. В.9 - Редактирование теоретического материала по теме

Рис. В.10 - Вариант вопроса с вводом ответа

Рис. В.11 - Страница работы с ответами окна правки тестов

Рис. В.12 - Страница настройки параметров теста

Рис. В.13 - Страница описания теста

Рис. В.14 - Окно групповой обработки

Рис. В.15 - Информация о тесте

Рис. В.16 - Удаление записей

Рис. В.17 - Окно прямого доступа к содержимому таблиц теста

Похожие работы на - Природодоцільне ведення сільського господарства. Сидерати

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!