Школа как функционирующая система
Реферат
Школа
как функционирующая система
1.
МКОУ Джогинская СОШ
(Муниципальное общеобразовательное
учреждение Джогинская средняя общеобразовательная школа)
Адрес, местонахождение:
Иркутская область, Тайшетский район,
село Джогино, улица Школьная, дом №16.
Цель школы:
«Формирование разносторонней
социально активной личности на основе сочетания качественного уровня образования
и занятий дополнительного образования, активизация воспитывающей среды»
Задачи школы:
. Развитие благоприятной и
мотивирующей на учебу атмосферы в школе, обучение школьников навыкам
самоконтроля, самообразования.
. Введение инноваций образования и
новых форм контроля ЗУН учащихся в школьный процесс.
. Совершенствование работы,
направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и привитие навыков
здорового образа жизни.
. Развитие творческих способностей
учащихся.
. Совершенствование материально-технической
базы школы. Эстетическое и техническое обновление учебных кабинетов.
. Повышение уровня воспитанности и
сознательной дисциплины учащихся, формирование культуры поведения.
. Продолжить работу над проблемой
успешного применения в УВП эффективных форм и приемов воспитания и обучения.
Приоритетными
направлениями работы школы:
· усиление личностной
направленности образования
· обновление
содержания образования
· расширение
психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса
· совершенствование
работы школы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся и
привитие навыков здорового образа жизни.
s Количество учащихся 1 -
11 классов: 114 человек
s В школе работает -
17 педагогических работников
s Из них имеют первую
квалификационную категорию - 5 человек.
s Из них имеют вторую
квалификационную категорию - 6 человек
s Не имеют категории
- 6 человек.
В работе школы прослеживаются
следующие положительные тенденции:
· в использовании
элементов современных педагогических технологий обучения
· дозировке домашнего
образования
· повышении
профессионального мастерства через обучение в высших учебных заведениях и
курсовую переподготовку
· формировании навыка
самостоятельной работы учащихся на уроке
· формировании
общеучебных и специальных навыков
· создании
психологически комфортного климата на уроке
· использовании
информационных технологий педагогами школы
· использование
элементов передовых педагогических технологий в учебно-воспитательной работе
Методическое обеспечение в полном
объеме обеспечивает качественный учебный процесс, УМК - соответствует
требованиям учебного плана
Но по-прежнему нуждаются в
контроле вопросы: формирования ОУУН, внедрение в урок интенсивных методов и
приемов работы, технологий развивающего и разноуровневого обучения, повышение
качества ЗУН на основе индивидуализации и дифференциации обучения.
Педагоги нашей школы активно делятся
накопленным опытом. Принимают участие в работе городских методических
объединений по теме самообразования или методической теме.
Большая часть педагогов в
совершенстве владеют содержанием учебных предметов.
Современная школа в
условиях модернизации образования
нуждается в новом типе учителя, творчески думающем, обладающем современными
методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической
диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического
процесса в условиях конкретной практической деятельности, умением
прогнозировать свой конечный результат. Ориентируясь на гуманизацию обучения,
на формирование личности учащегося, признание ее ценности и необходимости для
современного общества, мы, прежде всего, должны помнить, что она формируется
личностью самого педагога. Поэтому, роль методической работы школы,
заинтересованность руководства образовательного учреждения значительно
возрастают в современных условиях в связи с необходимостью создания действенной
и эффективной структуры методической службы в образовательном учреждении.
Цели и задачи методической работы
тесно связаны с системой внутришкольного контроля. Прежде всего, главное ее
назначение - организация эффективной познавательной деятельности всех учащихся
в меру их способностей и подготовленности:
· организация
деятельности творческих и проблемных групп в рамках МО
· продолжение
создания необходимых условий для освоения инноваций
· изучение и
внедрение в практику работы ОУ здоровьесберегающих технологий.
Образовательная политика работы МОУ
Джогинская СОШ строится исходя из: комплексной научно-методической темы школы:
«Дидактический процесс как система
управления познавательной деятельностью учащихся». Она определена с учетом
практической значимости для школы, сориентирована на повышение творческого
потенциала учителя и учащихся, интенсификацию учебно-воспитательного процесса и
мотивацию учения школьников.
Исходя из комплексной
научно-методической темы школы, вытекают цели:
· Формирование
необходимой и достаточной информации по обновлению
функционирования деятельности
образовательного учреждения
· Утверждение
профессионально-личностного, творческого потенциала учителя
· Совершенствование
профессиональной компетентности педагогов в условиях демократизации и
гуманизации воспитания подрастающего поколения
Для успешного решения обозначенной
цели определены следующие задачи:
· Изучение и
творческое понимание всех нормативных программно-методических документов
Министерства образования и науки РФ, регионов;
· Активное внедрение
и использование в УВП прогрессивных педагогических технологий, техник,
направленных на сохранение здоровья и формирование потребности к здоровому
образу жизни
· Создание
сплоченного коллектива единомышленников, бережно сохраняющих традиции школы
· Диагностика и
прогнозирование результатов УВП
· Стимулирование
инициативы и творчества членов педагогического коллектива и активизации его
деятельности в научно-исследовательской, поисковой работе
· Выявление
предупреждение недостатков, затруднений и перегрузки в работе педколлектива
· Развитие
мировоззрения, профессионально-ценностных и личностно-нравственных качеств
педагогических работников, готовых к самообразованию и самосовершенствованию.
Для успешного решения задач в школе
были созданы следующие условия:
· Составлен учебный
план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам, обеспечить
уровень соответствующий региональному стандарту образования, дающий возможность
для успешного продолжения образования выпускниками школы:
· На средней ступени
обучения введены элективные курсы
· Создана структура
методической службы школы
· Все МО имели четкие
планы работы, вытекающие из общешкольного плана
· Мониторинг в основе
ВШК - одно из условий эффективности работы школы
· Работа по
обеспечению сохранности здоровья и здорового образа жизни
· Работа по улучшению
материально-технической базы школы
· Работа по
организации учебно-воспитательного процесса по решению главной задачи школы
носила научно-методический характер и бала построена на диагностической основе
Исходя из целей и задач, определены
были приоритетные направления методической работы школы на 2009-2010 учебный
год
· Работа
методического совета - коллективная методическая деятельность стабильной группы
учителей
· Подбор и
расстановка кадров
· Повышение
квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров
· Работа с молодыми и
вновь прибывшими специалистами - консультативно-информационная деятельность
· Работа МО -
групповая деятельность
· Индивидуально -
методическая и инновационная деятельность - обобщение опыта работы
· Диагностико-аналитическая
деятельность, психолого-педагогическая диагностика
Мастерство учителя формируется через
постоянную, систематическую, профессиональную учебу на местах. Следовательно, методическая
работа - важнейшее звено системы непрерывного образования педагогического
коллектива школы
Повседневная деятельность по
повышению квалификации тесно связана с учебно-воспитательным процессом, учитель
имеет возможность в ходе своей работы ежедневно на практике закреплять свои
теоретические познания.
Успешная реализация поставленных
целей и задач, выполнение функциональных обязанностей помогает, используя
компенсаторные, адаптационные и развивающие возможности учителя, привести его к
высотам педагогического мастерства.
Таким образом, цели, задачи и
содержание методической работы в образовательном учреждении находятся в прямой
зависимости от ее форм - разнообразных занятий (заседаний). Они определяются
структурой методической службы, взаимосвязью всех ее звеньев, хотя и обладают
некоторой самостоятельностью. Учителя школы должны быть способны поддерживать
стабильное функционирование школы, умелое выполнение своих текущих обязанностей
и обеспечить дальнейшее развитие - получение новых результатов и улучшение
имеющих.
Важнейшим условием успешной работы
каждого педагога является систематическое повышение своего профессионального
уровня. Поэтому администрация школы своими задачами считает:
· Оказание
практической помощи учителям в вопросах совершенствования теоретических знаний
и повышения педагогического мастерства
· Изучение и
внедрение в практику передового педагогического опыта
· Овладение новыми
формами, методами и приемами обучения и воспитания
· Изучение и анализ
качества знаний, умений и навыков учащихся
· Совершенствование
урока как основной формы учебно-воспитательного процесса
Основные формы работы по повышению
квалификации педагогических работников следующие:
· Школьные
методические объединения
2. Работа со школьными
методическими объединениями
общеобразовательный
школа познавательный
Цель: выявление результативности
выполнения целей и задач, возложенные на методические объединения.
Школьные методические
объединения учителей - давно сложившаяся
форма коллективной методической работы.
В работе МО МОУ Джогинская СОШ
оптимально сочетаются:
· Коллективные
формы работы:
Работа над единой методической темой
ОУ
· Индивидуальные
формы:
Консультирование
Работа над личной темой
Наставничество
Самообразование
Исходя из целей и задач школы на
2009-2010 учебный год и опираясь на проблему, над которой работает весь
педагогический коллектив, при планировании работы каждое МО определило тему,
цель и задачи:
МО учителей естественного цикла «Дидактический процесс как
система управления познавательной деятельностью учащихся»
МО учителей начальных классов «Стимулирование познавательной
деятельности как средство самоутверждения и самореализации личности»
МО учителей математики «Современные образовательные технологии
как фактор совершенствования мастерства учителя»
МО учителей русского языка «Модернизация обучения предметам
(русскому языку и литературе, немецкому языку, истории) и индивидуализация
познавательной деятельности»
Каждым руководителем МО спланирована
работа по методической теме, намечены пути повышения педагогического мастерства
через посещение уроков у коллег, изучение и обсуждение периодической
педагогической литературы, участие в заседаниях МО, педагогических советах,
методических семинарах ОУ и районных, обсуждение посещенных мероприятий на
уровне ОУ и города.
Основные задачи,
решаемые МО:
· Помощь учителю в
повышении теоретического уровня
· Овладение новыми, более
современными методами и приемами обучения и воспитания детей, опытом работы
лучших учителей
· Систематическое
знакомство с достижениями науки, с педагогической и научно-популярной
литературой
· Повышение
квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров
· Развитие творческой
активности педагогов
3. Общие тенденции для
ОУ за последние годы
· Проведение
предметных недель (в данном направлении активно работают все МО)
· Проведение
экологической недели
· Проведение олимпиад
по предметам в ноябре месяце
· Проведение открытых
уроков в рамках МО
· Утверждение
практической части по предметам к экзаменам
· Рассмотрение
календарно-тематического планирования в начале сентября
· Отчеты по
самообразованию на МО
· Всесторонний анализ
стартового контроля во 2 - 11 классах, мониторингов УО
Продолжена работа по наставничеству
с молодыми учителями.
Общая цель представлена в виде
конкретных частных целей, выполнение которых приводит в свою очередь, к
достижению общей цели. Учителя поняли, как важно соотносить цели с конкретными
условиями школы. Опора в работе на сознательное определение целей помогает
разрабатывать четкие планы, принимать целенаправленные, обоснованные решения,
и, в конечном счете, повышает эффективность деятельности методического объединения,
образовательного учреждения.
Поставленные задачи в основном
выполнены.
Выполнению задач
способствовали:
· Спланированная
деятельность администрации школы по созданию условий для участников
образовательного процесса
· Анализ выполнения
принятых управленческих решений, обеспечивающих качество результативности
обученности учащихся
· Выявление
причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая
коррекция деятельности
· Спланированная
деятельность администрации школы по созданию условий для участников
образовательного процесса
· выявление
причинно-следственных связей отдельных педагогических явлений и соответствующая
коррекция деятельности.
Восьмой год работает методический
совет школы. В него входят: директор, заместители директора, опытные учителя.
В школьную практику вошла такая
форма, как методический совет. Проводим их с определенным
составом учителей по различным вопросам УВР.
Методические советы проводятся один раз в два месяца с целью координации деятельности
методических объединений образовательного учреждения.
На заседаниях методического совета
решались с руководителями МО следующие вопросы:
· утверждение плана
методической работы на 2009-2010 учебный год
· утверждение
программ вариативной части
· изучение и
разъяснение основополагающих и правовых регламентирующих документов
Министерства образования, которые регулируют требования к организации УВП,
ведения школьной документации;
· организация и
проведение методических недель, организация работы МО в рамках подготовки к
экзаменам;
· организация
внеклассной работы учителей по предмету;
· проведение
мониторинга профессиональных достижений;
· организация смотра
кабинетов
· организация
курсовой переподготовки педагогов
· подведение итогов
аттестации педагогических работников.
· организация
методической работы в ОУ по вопросам ЕГЭ
· подведение итогов
мониторинга учебных достижений обучающихся по четвертям и за год
· подведение итогов
мониторинга Управления образования учебных достижений обучающихся по предметам
· экспертная оценка
методической работы за учебный год
Задача методических
семинаров - поднять методический уровень
педагогической работы, поддерживать в учительском коллективе интерес к новым
разработкам в различных отраслях педагогической науки.
В школе идет поиск новых активных
форм и методов работы по повышению профессионального
мастерства педагогов.
В практику работы вошли:
· творческие
отчеты учителей;
· коллективный
анализ проблемы (на заседаниях школьного
методического объединения)
· семинары-практикумы (заседания предметных МО и межпредметных заседаний МО в рамках
преемственности);
· методический
день
· методический
совет
· методические
объединения
· тематические
педсоветы
· предметные
недели
· конкурс
«Учитель года»
Деятельность по
педагогической и методической поддержке профессионального развития педагогов
осуществлялась следующим образом:
Каждый учитель определил
методическую тему или продолжил работу над выявленной ранее проблемой в
осуществлении качественного обучения, оптимального развития каждого ученика,
сохранения и формирования потребности к здоровому образу жизни. По итогам
работы 2 семестра проведено заседание МСШ по преемственности учащихся 5
классов, где приняли участие педагоги, выпустившие учащихся в среднее звено и 4
классов, с целью: прослушать и принять к сведению информацию в своей работе по
подготовке выпускников школы 1 ступени и успешному их обучению в среднем звене.
В МОУ Джогинская СОШ стало традицией
ежегодно в марте месяце проводить методический день в ходе которого проводиться
школьный конкурс «Учитель года»
В рамках конкурса «Учитель года»,
учителями школы проводились открытые уроки. Конкурс прошел по следующему плану:
· Проведение открытых
уроков
· Музыкальный
калейдоскоп
· Визитка и хобби
· Педагогический ринг
· «Палата ума»
· Подведение итогов.
Награждение участников
· Посещение выставки
«Красота спасет мир»
На хорошем профессиональном уровне
был дан урок географии в 11 классе Черновой Д.В. по теме «Проблемы природных
стихийных явлений»
Данный урок получил хорошую оценку у
учителей школы. Педагогами школы были использованы элементы новых
педагогических технологий: информационные, здоровьесберегающие.
Позитивные тенденции
|
Причины позитивных тенденций
|
1. Продолжение роста профессионального уровня педагогов.
|
Составление перспективного плана повышения квалификации с учетом
потребностей школы и педагогов. Заинтересованность педагогов школя в
позитивном изменении качества учебного процесса
|
2. Повышение категорийности педагогов
|
Заинтересованность в личностном росте.
|
Имеются и некоторые трудности в
работе коллектива школы, которые можно преодолеть, используя следующие
рекомендации:
1) Учителям изучить требования
к анализу современного урока;
2) Использовать современные
подходы в проведении уроков и их обсуждение в рамках работы МО;
) Руководителям МО
распределить поручения внутри МО в соответствии с индивидуальными склонностями
и интересами учителей с целью ориентации на командную форму работы;
) Провести презентацию
открытых уроков по методической теме или теме самообразования, педагогических
идей.
В течение ряда лет учителя МОУ
Джогинская СОШ являются членами выездной бригады по приёму экзаменов у
выпускников 11 класса северного куста.
Результаты итоговой аттестации
учащихся 11 класса МОУ Джогинская СОШ показали удовлетворительную подготовку
учащихся.
Два ученика не сдали экзамен по двум
предметам: математике и русскому языку и один ученик по одному предмету:
математике.
Результаты итоговой аттестации в
текущем учебном году будут рассматриваться на всех предметных МО.
Можно сделать соответствующие
выводы:
1. Необходимо усилить
подготовку учащихся к итоговой аттестации в следующем учебном году по
математике и русскому языку.
2. Администрации школы осуществлять
всесторонний контроль за
подготовкой учащихся к итоговой
аттестации
. Провести всесторонний анализ
результатов итоговой аттестации
на совещании при директоре и МО.
Учащиеся МОУ Джогинская СОШ активно
принимают участие в различных соревнованиях и конкурсах, занимая призовые
места:
Например, в прошедшем учебном году:
s Игнатьева Людмила
(11 класс) в спортивных соревнованиях муниципального уровня 10.09 2009 г.
заняла II место (учитель физкультуры Леонова Т.М.).
s Васильев Пётр (11
класс) в районном конкурсе «Информационный бюллетень» за номинацию «Лучший
дизайн-макет» получил грамоту и занял III место (учитель информатики Васильева В.М.).
s Дубовцов Алексей (7
класс) в районном конкурсе «Край наш прекрасный» 22.02 2010 г. занял II место (учитель
информатики Васильева В.М.).
s Распопов Иван (11
класс) в районном конкурсе «Этот день победы» 14. 02. 2010 г. занял III место (учитель
информатики Распопова Т.Н.).
В ходе работы школы сформировались
следующие традиционные мероприятия:
s День рождения
школы;
s День самоуправления
(день Учителя);
s Помощь колхозу
осенью при уборке картофеля и овощей;
s Поведение весной
игры «зарница»;
s Дни здоровья;
s Проведение
различных праздников, конкурсов, соревнований, посвящённым знаменательным
календарным датам, внутри школы;
s Проведение
конкурсов и спортивных соревнований с близ лежащими школами;
s Субботники и т.д.