Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности ее использования

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    35,4 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности ее использования

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Виды розничной торговой сети, их характеристика

. Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

. Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности ее использования

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Торговля - это отрасль национальной экономики, назначением которой является продвижение товаров из сферы производства в сферу обращения и доведение их до конечного потребителя. Ее роль заключается в выполнении двух важнейших функций: экономической и социальной.

Розничная торговля - вид торговли товарами, предназначенными для личного, семейного, домашнего потребления и иного подобного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Торговой сетью называется инструмент деятельности субъектов товарного рынка по реализации товара непосредственно населению, конечное звено продвижения товара от производителя к потребителю.

Розничная торговая сеть - это совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц (магазин, павильон, киоск, автомат, автомагазин и др.), размещенных на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания.

Главная цель деятельности любой торговой организации получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре обслуживания. Это требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке. Эта цель в развивающейся экономике достигается на основе эффективной организации производства с применением современных достижений научно-технического прогресса, разделения и организации труда.

Успешно осуществлять коммерческую деятельность в сложных и многообразных условиях рыночных отношений смогут лишь хорошо подготовленные высококвалифицированные кадры коммерческих работников торговли, прошедших глубокую подготовку или повышение квалификации в области современной организации и технологии коммерческой работы, маркетинга, менеджмента. Во главе торговых организаций, коммерческих служб должны стоять квалифицированные коммерсанты-организаторы, коммерсанты-товароведы, коммерсанты-менеджеры, хорошо знающие коммерческую работу. На оптовых базах, в торговых организациях и на организациях следует создавать коммерческие службы или отделы, возглавляемые первыми заместителями директоров организаций или, как принято называть, коммерческими директорами.

Актуальность темы объясняется появлением конкурентов с развитием рыночных отношений у потребительской кооперации. В связи с этим в отдельных регионах потребительская кооперация стала терять свои позиции на рынке. Для сохранения и повышения конкурентоспособности необходимо совершенствовать работу по формированию ассортимента, выбору форм и методов продаж, что позволит повысить эффективность коммерческой работы.

Эффективность торговой сети - показатели эффективности, влияющие на развитие и совершенствование торговли, в достижении наиболее оптимального результата при реализации товаров и услуг.

Значительное внимание на развитие розничной торговой сети уделяется со стороны государства, приоритетными являются вопросы создания новых магазинов в стране, увеличение торговой площади на 1000 жителей, что еще раз подчеркивает важность данной темы.

Цель написания курсовой работы - исследование состояния розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и разработка направлений ее совершенствования на ближайшую перспективу.

В процессе исследования необходимо решить поставленные задачи:

в теоретическом аспекте раскрыть сущность видов розничной торговой сети потребительской кооперации в Республике Беларусь, дать им характеристику;

провести анализ состояния розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010-2012 г.;

проследить динамику развития розничной торговой сети потребительской кооперации;

отразить роль розничной торговли потребительской кооперации в обслуживании сельского населения;

выявить основные тенденции развития розничной торговой сети по Республике Беларусь в целом, в том числе потребительской кооперации;

- проанализировать количественные и качественные показатели состояния торговой сети потребительской кооперации;

определить пути повышения эффективности использования розничной торговой сети системы потребительской кооперации.

Объектом исследования в курсовой работе является розничная торговая сеть потребительской кооперации Республики Беларусь, ее качественные и количественные показатели.

При написании работы использовались как общенаучные методы, так и прикладные (специальные). В качестве общенаучных методов были взяты на вооружение такие как, сравнение, аналогия, логический метод и др. Они в основном используются для анализа информации. Специальные методы так же пригодны для анализа информации (сравнение, цепные подстановки и др.), но еще они служат для сбора (наблюдение) и обработки информации (группировка, таблицы, графики).

Информационной базой исследования являются материалы Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, оперативные данные управления торговли Белкоопсоюза. Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили законодательные и нормативные акты Республики Беларусь по исследуемой проблеме, научные труды отечественных авторов, разработки НИИ Белкоопсоюза, материалы периодической печати.

Курсовая работа включает введение, заключение, три раздела, список использованных источников.

1. Виды розничной торговой сети, их характеристика

С учетом особенностей торгового обслуживания населения, характера устройства и оборудования торговых предприятий различают три основных вида розничной торговой сети: стационарную, передвижную и посылочную торговлю. [1]

Ведущая роль в обслуживании населения принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины и мелкорозничная сеть. Через магазины реализуется основная часть товаров. Они имеют наибольший удельный вес в общем количестве розничной торговой сети. К мелкорозничной торговой сети относятся павильоны, палатки, киоски, а так же торговые автоматы. В отличие от магазинов они не имеют торговых залов и сооружены из легких конструкций, в них меньше удобств для обслуживания покупателей и имеется узкий ассортимент товаров.

Передвижная торговая сеть дает возможность быстро обслуживать покупателей там, где нет предприятий стационарной торговой сети, также в местах большого скопления людей. Она подразделяется на развозную (автомагазины, судолавки) и разносную (тележки, лотки). Используется она для обслуживания сельских местностей, не имеющих стационарной торговой сети. [1]

Посылочная торговля осуществляется предприятиями-изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми фирмами через почту, интернет-магазинами, а также отдельными розничными торговыми предприятиями.

Розничная торговля завершает процесс товарного обращения, с ее помощью товары, произведенные в промышленности и сельском хозяйстве, доводятся до потребителей.

Основным звеном, завершающим процесс обращения, является розничная торговая сеть, составляющая основную часть материально- технической базы розничной торговли.

Розничная торговая сеть представляет собой совокупность пунктов розничной продажи товаров.

В ее состав входят магазины, палатки, павильоны, киоски, торговые автоматы, автомагазины, предприятия посылочной торговли, и т. п.

Основными функциями розничной торговой сети являются:

·закупка товаров у поставщиков;

·организация завоза товаров в магазины;

·приемка и хранение товаров;

·финансовая деятельность;

·подсортировка и подготовка к продаже;

·продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;

·наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.

Основными требованиями, предъявляемыми к розничной торговой сети, являются:

·реализация всевозрастающих масс товаров народного потребления с наименьшими затратами;

·обеспечение высокой культуры торгового обслуживания;

·сокращение издержек потребления, связанных с приобретением товаров;

·взаимосвязь с развитием сети предприятий культурно- бытового и коммунального обслуживания населения;

·учет принципов современного градостроительства.

Очень большое внимание в розничной торговой сети уделяется изучению экономической эффективности. Об экономической эффективности торговой сети можно судить по таким показателям, как:

·общая численность торговых предприятий;

·количество торговых предприятий и торговой площади, приходящихся на 1 тыс. человек;

·численность населения на одно торговое предприятие и на 1м² торговой площади;

·удельный вес специализированной торговой сети;

·средний размер торговой площади на один магазин;

·прибыль на 1м².

Социальная эффективность может определяться:

·средним радиусом обслуживания одним магазином;

·затратами времени покупателей на ожидание обслуживания;

·показатели завершенности покупки.

О количественном состоянии розничной торговой сети судят в основном по показателю обеспеченности, выражающимся размером торговой площади на 1 тыс. человек. Основная проблема розничной торговой сети заключается в обеспеченности торговыми площадями, что отражается на качестве торгового обслуживания населения, которое обычно ниже там, где торговой сети недостаточно.

Нигде не установлена оптимальная норма обеспеченности торговыми площадями. Если в странах СНГ обеспеченность составляет около 200 м2 на 1000 человек, то у нас в республике она достигает примерно 600 м2 на 1000 человек. Количественная потребность в торговой сети определяется в настоящее время в основном ограниченным объемом и ассортиментом реализуемых товаров.

Поэтому развитие торговой сети осуществляется по принципу разумной достаточности. Но эта разумная достаточность понимается не с точки зрения покупателя, а с точки зрения органов управления торговлей. Это, по сути, означает остаточный принцип в развитии сети.

Качественное состояние розничной торговой сети определяется следующими показателями:

·соотношением предприятий и торговой площади по продовольственным и непродовольственным товарам;

·удельным весом специализированных предприятий в общем количестве;

·соотношением торговых площадей, используемых для реализации отдельных групп товаров;

·соотношением торговой площади предприятий, расположенных в отдельно стоящих и встроенных зданиях;

·средним размером магазина.

Выделяют основные факторы, влияющие на развитие и состояние розничной торговой сети:

·экономические (развитие производства товаров, транспорта, жилищного строительства, социально- культурной сферы рыночных отношений и т. п.)

·социальные (объем доходов населения и покупательского спроса, объем и структура розничного товарооборота и т. п.);

·градостроительные (размер города, численность и плотность населения, размещение предприятий промышленности и социально- культурной сферы и т. п.);

·транспортные (направления и интенсивность транспортных потоков).

Изучение количественной и качественной сторон розничной торговой сети потребительской кооперации позволяет определить состояние ее материально- технической базы.

Анализ материально- технической базы розничной торговой сети Республики Беларусь, в том числе потребительской кооперации начинают с изучения динамики и структуры торговой сети.

Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь произведена в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь за 2010-2012 гг.

ПоказателиГодыДинамика, %Отклонение (+;-)2010201120122012 к 20102012 к 20112012 от 20102012 от 2011123456781. Число объектов розничной торговли (магазинов и палаток), всего, тыс. единиц. В том числе:43,445,747,1108,53103,063,71,41.1 Объектов розничной торговли (магазинов и палаток) потребительской кооперации, тыс. единиц10,910,610,899,08101,89-0,10,21.2.Доля объектов розничной торговли потребительской кооперации, %25,123,222,9---2,2-0,32. Число магазинов, всего, тыс. единиц34,937,341,9120,06112,3374,6В том числе: 2.1.Магазинов потребительской кооперации, тыс. единиц10,610,310,397,17100-0,302.2 Доля магазинов потребительской кооперации, %30,3727,6124,58---5,79-3,033. Торговая площадь магазинов, всего, тыс. м². В том числе:3112,43315,83940,5126,61118,84828,1624,73.1 Торговая площадь магазинов потребительской кооперации, тыс. м²1010,01000,0996,298,6399,62-13,2-3,83.2 Доля торговой площади магазинов потребительской кооперации, %32,4530,1625,28---7,17-4,88

Примечание - Источник: составлено автором на основе [16, 17, 18].

Данные таблицы 1.1 свидетельствуют о росте числа объектов розничной торговли на период с 2010 по 2012 гг. на 3,7 тыс. ед. Также площадь магазинов увеличилась на 828,1 тыс. м² за аналогичный период.

Что касается потребительской кооперации, то здесь мы видим, что доля объектов розничной торговли уменьшается. На период с 2010 по 2012 гг. количество магазинов уменьшилось на 300 единиц, также сократилась торговая площадь на 13,2 тыс. м².

Так как торговая сеть потребительской кооперации неотъемлемая часть розничной торговой сети Республики Беларусь приведем данные о развитии розничной торговой сети по областям.

Таблица 1.2

Динамика развития розничной торговой сети Республики Беларусь по областям за 2010-2012 гг.

ОбластиЧисло объектов розничной торговой сети, ед.Магазинов, ед.Торговая площадь магазинов, тыс. м22010201120122012 в % к 20102010201120122012 в % к 20102010201120122012 в % к 201012345678910111213Брестская738176728554115,9670270547818116,7503,8526,9571,2113,4Витебская635067036929109,1561660596208110,5476,0498,4520,8109,4Гомельская637665976791106,5553958256024108,8522,7549,5583,7111,7Гродненская536356785777107,7478751215236109,4395,9414,6428,4108,2Минская736277587567102,8641968676796105,9553,0577,4620,0116,3Могилевская605963226395105,5508254665523108,7425,3449,4466,3109,6Итого по Республике Беларусь433554565747149108,8349453739241930119,93112,43315,83940,5126,6

Примечание - Источник: составлено автором на основе [16,17,18].

Данные таблицы 1.2 показывают положительную тенденцию роста количества объектов розничной торговой сети и магазинов. На протяжении 2010-2012 гг. число объектов розничной торговли по Республике в целом увеличилось на 8,8%, что связано с увеличением количества магазинов на 19,9%. Это в свою очередь привело к расширению торговой площади на 26,6%.

Увеличение количества розничных объектов и магазинов по областям происходило неравномерно. За период 2010-2012 гг. наибольший прирост объектов розничной торговой сети приходится на Брестскую область. Этот показатель равен 15,9%. Наибольший прирост количества магазинов наблюдается так же в Брестской области, данный показатель равен 16,7%. Наибольший прирост торговой площади приходится на Минскую область. Он равен 16,3%. Наименьший прирост числа объектов розничной торговой сети и магазинов приходится на Минскую область, а торговой площади - на Гродненскую область.

В процессе доведения товаров от производителя до потребителя, продажа товаров является завершающей стадией технологического процесса. Работники магазина на этой стадии выполняют комплекс операций, обеспечивающих торговое обслуживание покупателей.

В Республике Беларусь используются две формы организации торговли: магазинная и внемагазинная.

Следует более подробно изучить структуру розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь, для этого составим таблицу 1.3.

Таблица 1.3

Структура розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010-2012 гг.

ПоказателиГодыДинамика, %Отклонение (+;-) 2012 г. от 2010 г.2010201120122012 г. к 2010 г.К-во, ед.Уд. вес, %К-во, ед.Уд. вес, %К-во, ед.Уд. вес, %по к-ву, ед.по уд. весу, %123456789101. Стационарная торговая сеть. В том числе:1084795,121056094,931012194,5993,31-726-0,531.1 Магазины1057497,481030992,67990292,5593,88-672-4,931.2 Мелкорозничная торговая сеть (палатки, ларьки, киоски)2732,522512,26214278,39-59-0,522. Передвижная торговая сеть. В том числе:5574,885645,075785,4103,77+210,522.1 Автомагазины5484,815554,995745,36104,74+260,553. Всего розничных торговых объектов11404100111241001069910093,81-705-

Примечание - Источник: составлено автором на основе [16, 17, 18].

Как показывают данные, наибольший удельный вес в торговой сети потребительской кооперации занимает стационарная торговая сеть.

Количество объектов стационарной торговой сети потребительской кооперации за период 2010-2012 гг. сократилось на 726 единиц, за счет уменьшения количества магазинов на 672 единиц и мелкорозничной торговой сети на 59 единиц. Но следует отметить, что количество передвижной торговой сети за этот период увеличилось на 21 единицу, в основном за счет ввода новых автомагазинов.

Это привело к уменьшению общего количества розничных торговых объектов потребительской кооперации за 2010-2012 гг. на 705 единиц.

Важнейшим направлением управления торговой сетью является ее специализация, которая предполагает ограничения торговли отдельными видами, группами товаров или комплексами при одновременном расширении внутригруппового ассортимента с целью максимального удовлетворения спроса населения на товары и услуги.

Объективной основой специализации является сложность и разнообразие ассортимента товаров, систематическое его расширение, что требует дифференцированного распределения товарной массы между магазинами.

Специализация розничной торговой сети имеет ряд преимуществ. Она способствует росту производительности труда, улучшению изучения требований покупателей к товару, повышению эффективности использования торговых площадей и оборудования, обеспечивает возможность предоставления покупателю широкого выбора товаров в пределах одной товарной группы или ее части.

Вместе с тем специализация имеет некоторые отрицательные стороны: уменьшается число предприятий, торгующих отдельными товарами, соответственно они территориально удаляются от покупателя. Это приводит к увеличению затрат времени на совершение покупки, ограничению возможности комплексного обслуживания населения.

Специализация розничной торговой сети в сельской местности обусловлена спецификой условий, в которых потребительская кооперация осуществляет торговую деятельность. На нее оказывают влияние особенности сельскохозяйственного труда, быта, расселения.

Относительно малая плотность сельского населения определяет и небольшие объемы товарооборота сельских магазинов, что ограничивает возможности специализации. Открытие специализированных магазинов в сельской местности должно быть экономически обоснованным.

Специализация магазинов осуществляется по товарным признакам и по потребительским комплексам.

По признаку товарной специализации магазины подразделяются на следующие группы:

универсальные, торгующие широким ассортиментом многих товарных групп с предоставлением широкого выбора услуг (универмаги, универсамы);

специализированные магазины, включающие в ассортимент одну группу товаров («Промтовары», «Продукты», «Хозтовары», «Мебель», «Культтовары», «Книги» и др.);

узкоспециализированные магазины, ассортимент которых сформирован из подгрупп или отдельного вида товаров («Мужские сорочки», «Женская обувь», «Галстуки», «Пуговицы», «Зонты», «Колбасы», «Сыры» и т. д.);

неспециализированные магазины (смешанные), небольшие по площади, торгующие товарами разных групп без специализации по отделам и секциям («Минимаркеты»). Они имеют в ассортименте продовольственные и непродовольственные товары.

Товарная специализация магазинов потребительской кооперации представлена в таблице 1.4.

Таблица 1.4

Товарная специализация магазинов потребительской кооперации

ПоказателиГодыОтклонение (+;-)Темп роста,%2010201120121234561. Продовольственные магазины- количество, ед.350234903435-6798,09- торговая площадь, тыс. м. кв.293,1299,3301,88,7102,972. Непродовольственные магазины- количество, ед.158715801558-2998,17- торговая площадь, тыс. м. кв.283,1281,1284,31,2100,423. Смешанные магазины- количество, ед.548552394909-57689,49- торговая площадь, тыс. м. кв.429,5415,7397,6-31.992,57

Примечание - Источник: составлено автором на основе [16,17,18]

Число непродовольственных магазинов в 2012 г. по сравнению с 2010 г. снизилось на 29 ед. Важная роль в системе потребительской кооперации отводится смешанным магазинам, однако в последние годы наблюдается тенденция снижения данного типа магазинов. В 2012 г их число снизилось на 576 ед.

В целом по республике число анализируемых торговых объектов потребительской кооперации за год уменьшилось на 672 ед.

Однако наиболее распространенными видами торговых объектов потребительской кооперации Республики Беларусь по прежнему являются продовольственные и непродовольственные магазины.

Специализация в торговле - процесс эволюционный. В связи с ростом благосостояния населения появилась необходимость удовлетворять комплекс требований одновременно, что потребовало универсализации сети, отказа от резкого разделения торговли продовольственными и непродовольственными товарами. Тенденция к универсализации определена качественными изменениями в спросе, стремлением удовлетворить разнообразный и растущий спрос с наименьшими затратами средств и времени, что привело к выделению нового направления в специализации - по потребительским комплексам («Детский мир», «Техника в быту», «Товары для дома»).

Такой подход к специализации является целесообразным при продаже товаров повседневного спроса (продовольственных и непродовольственных), где «под одной крышей» предоставляется максимально широкий их ассортимент и комплексное обслуживание («Универсам», «Минимаркеты» и т.п.).

Показателем, характеризующим специализацию розничной торговой сети, является уровень специализации. Он представляет собой отношение числа специализированных магазинов к общему числу магазинов. Можно также определять его по доле розничного товарооборота специализированных магазинов в общем объеме розничного товарооборота, выраженной в процентах.

На этот показатель оказывают влияние сложность ассортимента товаров, характер покупательского спроса, размер торговой площади магазина, место расположения магазина, наличие рядом других предприятий, их ассортиментный профиль.

При решении вопросов о специализации магазинов следует исходить из необходимости создания наиболее благоприятных условий для покупателей, при которых они с наименьшими затратами времени могли бы купить в магазинах все необходимые товары, а магазины потребительской кооперации получили бы достаточную прибыль для устойчивого развития торговли на селе.

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных и экономически эффективных типов магазинов для массового распространения.

На основе типизации совершенствуется управление торговой сетью, обеспечивается возможность широкого использования типовых решений по формированию торгового ассортимента, что способствует стандартизации оборудования, определению численности работников для магазина, упорядочению товароснабжения, организации труда, внедрению прогрессивных технологий.

В процессе типизации устраняется излишнее многообразие магазинов, создаются условия для рационального построения торговой сети и более эффективного ее использования, унификации строительных конструкций, индустриализации строительства.

Типизация розничной торговой сети потребительской кооперации должна базироваться на общепринятых в мировой практике принципах.

С учетом этих принципов была разработана новая номенклатура типов предприятий розничной торговли потребительской кооперации.

В ней отражены основные тенденции типизации розничной торговой сети в мировой практике и традиционные подходы к данной проблеме, используемые в республике.

Процесс типизации динамичен и зависит от происходящих социальных и экономических изменений.

Тип торгового предприятия определяется ассортиментным профилем магазина, размером торговой площади, формами и методами торговли, целевыми функциями торгового предприятия.

В таблице 1.5 представлены основные типы магазинов потребительской кооперации.

Таблица 1.5

Основные признаки, характеризующие тип объекта розничной торговли

Примечание - Источник: составлено автором на основе[2]

Характеристика основных типов:

. Универмаг - розничный торговый объект, реализующий продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента, использующий различные методы торгового обслуживания покупателей.

. Супермаркет - объект розничной торговли, реализующий продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно методом самообслуживания.

. Гипермаркет - объект розничной торговли, реализующий продовольственные и непродовольственные товары универсального ассортимента преимущественно методом самообслуживания

. Магазин формата «Дискаунт» («дискаунтер») - розничный торговый объект «низких цен», в котором розничные цены устанавливаются значительно ниже, чем в других магазинах, за счет снижения торговой надбавки и (или) закупки товаров по низким отпускным ценам. Применяется система скидок в зависимости от объема покупки.

. Специализированные магазины продовольственных товаров - розничный торговый объект, в котором реализуются одна группа продовольственных товаров или ее часть, с использованием различных методов обслуживания покупателей.

. Торговый центр - совокупность розничных торговых объектов, в которых реализуется универсальный ассортимент товаров и оказывается широкий набор услуг, расположенных на одной территории, спланированных как единое целое в одном комплексе.

. Специализированные магазины непродовольственных товаров - розничный торговый объект, в котором реализуется одна группа непродовольственных товаров или ее часть, используя различные методы обслуживания покупателей.

. Магазин-склад - торговый объект, осуществляющий оптовую продажу товаров юридическим лицам, их обособленным подразделениям и ИП по методу самообслуживания с минимальной торговой надбавкой, в том числе за наличный расчет и др. [2]

2. Состояние розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь

Огромное внимание при изучении состояния розничной торговой сети уделяется передвижной торговле. Передвижная торговля выполняет функции магазинной и мелкорозничной сети и имеет важное значение для обслуживания жителей сельской местности. Она используется для обслуживания жителей отдельных, малонаселенных пунктов, не имеющих стационарных торговых предприятий, и является основным видом торговли при обслуживании тружеников села на полевых работах, на отдельных животноводческих фермах, в местах заготовок. Ее применяют для обслуживания массовых предприятий. Такой вид торговли максимально приближает товары к потребителям и позволяет сделать покупки с минимальными затратами времени. Передвижную торговлю осуществляют автомагазины, мотоциклеты, мотороллерные и гужевые развозки.

Автомагазины являются наиболее эффективными розничными торговыми предприятиями передвижной торговли. Автомагазины имеют утвержденные ассортиментные перечни, режимы работ и маршруты. Поэтому оценка результативности автомагазинов является неотъемлемой частью изучения розничной торговой сети. Она представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Динамика развития автомагазинов потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010-2012 гг.

ОблпотребсоюзыГодыОтклонение (+;-)2010201120122012 от 20102012 от 2011К-во, ед.Уд. вес, %К-во, ед.Уд. вес, %К-во, ед.Уд. вес, %По к-ву, ед.По уд. весу, %По к-ву, ед.По уд. весу, %1234567891011Брестский367,58488,65529,06+16+1,48+4+0,41Витебский13528,4214526,1314625,44+11-2,98+1-0,69Гомельский6112,847613,697713,41+16+0,57+1-0,28Гродненский7515,798815,869516,55+20-0,76+7+0,69Минский10321,6812221,9812621,95+23+0,27+4-0,03Могилевский6513,697613,697813,59+13-0,1+2-0,1Предприятия Белкоопсоюза----------Итого по Белкоопсоюз475100555100574100+99-+19-

Примечание - Источник: составлено автором на основе [16, 17, 18].

Данные таблицы 2.1 свидетельствует, что наибольший удельный вес по количеству автомагазинов потребительской кооперации занимает на протяжении 2010-2012 гг. Витебский облпотребсоюз, наименьший - Брестский облпотребсоюз. Количество автомагазинов за период 2010-2012 гг. увеличилось на 99 единиц. Наибольшее увеличение количества автомагазинов приходится на Минский облпотребсоюз. Этот показатель равен 23 единицы. Наименьшее увеличение количество автомагазинов приходится на Могилевский и Витебский облпотребсоюзы. Данные показатели равны 13 и 11 единиц соответственно.

Важным условием развития розничной торговли является совершенствование методов продажи товаров, в первую очередь прогрессивных. Развитию методов розничной продажи в системе потребительской кооперации отводится особая роль. Это также подтверждается принятыми на государственном уровне законодательными актами.

В Республике Беларусь в системе потребительской кооперации наиболее полно используется такой метод продаж как самообслуживание.

Самообслуживание - метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, выборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета.

Опыт продажи товаров с помощью самообслуживания при правильном решении ряда организационно - технологических вопросов показывает его значительные преимущества по сравнению с другими методами розничной продажи.

Также для проведения оценки состояния розничной торговой сети потребительской кооперации необходимо выработать систему взаимосвязанных показателей и иметь всестороннюю достоверную информацию об их величине и тенденциях изменения. Но при этом большое количество самых различных показателей вызывает определенные трудности в обеспечении их надежной статистической базой, не позволяет дать обоснованную оценку состояния розничной торговой сети потребительской кооперации в целом. Поэтому из всего множества показателей, предложенных для оценки состояния розничной торговой сети, наиболее существенными являются обеспеченность населения торговой площадью на 1000 жителей, коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов, коэффициент плотности торговой сети относительно территории, средний размер магазина, средний радиус действия магазина [7, с. 120].

Оценка состояния розничной торговой сети потребительской кооперации произведена в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Оценка состояния розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010- 2012 гг.

ПоказателиГодыОтклонение (+;-)2010 г.2011 г.2012 г.123451. Обеспеченность населения торговой площадью, м2 на 1000 жителей- в целом по Республике Беларусь362391416+25- по системе потребкооперации106,09105,07103,77-1,022. Коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов- в целом по Республике Беларусь3,6744,3884,419+0,714- по системе потребкооперации1,0841,0861,044+0,0023. Коэффициент плотности торговой сети относительно территории- в целом по Республике Беларусь22,01322,68818,98+0,675- по системе потребкооперации5,1065,1064,73904. Средний размер магазина по торговой площади, м2- в целом по Республике Беларусь81,1581,7+0,55- по системе потребкооперации95,0896,5+1,425. Средний радиус действия магазина, км- в целом по Республике Беларусь1,421,34-0,08- по системе потребкооперации2,692,690

Примечание - Источник: собственная разработка

В результате проведенного анализа, из таблицы 2.2 видно, что обеспеченность населения торговой площадью в целом по Республике в 2012 г. по сравнению с 2010 г. увеличилась на 25 кв. м. По системе потребительской кооперации произошло уменьшение данного показателя в 2012 г. на 1,02кв. м.

Коэффициент плотности торговой сети по количеству магазинов по РБ в 2012 г. по сравнению с 2010 г. увеличился на 0,714. В системе потребительской кооперации за аналогичный период происходит увеличение данного показателя на 0,002, что говорит о незначительном росте количества магазинов в расчете на 1000 жителей.

В 2012 г. по сравнению с 2010 г. коэффициент плотности торговой сети относительно территории в целом по Республике Беларусь увеличился на 0,675, а в системе потребительской кооперации не произошло изменений данного показателя.

Средний размер магазинов в 2012 г. в целом по Республике Беларусь увеличился на 0,55 кв. м, а по системе потребительской кооперации на 1,42 кв. м.

По системе потребительской кооперации не наблюдается изменений радиуса действия магазина в 2012 г.

Таким образом, проведенная оценка состояния розничной торговой сети потребительской кооперации по основным качественным показателям торгового обслуживания продемонстрировала, что в системе потребительской кооперации происходит уменьшение обеспеченности населении торговой площадью, увеличение количества автомагазинов, развитие прогрессивных методов продаж, и т.д. Однако, при всех положительных тенденциях имеются и следующие негативные моменты: снижение числа розничных торговых объектов, в том числе мелкорозничной сети, за счет строительства сети дискаунтеров, гипермаркетов, супермаркетов и т. д.

А теперь следует рассмотреть основные показатели функционирования стационарной розничной торговой сети потребительской кооперации в Республике Беларусь, для того, что бы определить тенденции развития торговли в системе (таблица 2.3) [10,11].

Таблица 2.3

Основные показатели функционирования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы Белкоопсоюза за 2010-2012 гг.

Областные потребсоюзыПоказателиГодыОтклонение (+;-)Темп изменения,%2010201120121234567Гродненский ОПСРозничный товарооборот, млн р.782320,411773041291843,0509522,6165,13Количество магазинов, ед.141713541270-14789,63Общая торговая площадь, тыс. м. кв.135,1132,0127,2-7,994,15Минский ОПСРозничный товарооборот, млн р.127890219521602128014,0849112166,39Количество магазинов, ед.217520971992-18391,59Общая торговая площадь, тыс. м. кв.202199,5195,4-6,696,73Витебский ОПСРозничный товарооборот, млн р.106676916431591813948,8747179,8170,04Количество магазинов, ед.171816941625-9394,59Общая торговая площадь, тыс. м. кв.168,7168,8165,6-3,198,16Гомельский ОПСРозничный товарооборот, млн р.110444916555031881171,0776722170,33Количество магазинов, ед.179217661713-7995,59Общая торговая площадь, тыс. м.кв.172,7171,7170,1-2,698,49Брестский ОПСРозничный товарооборот, млн р.122316119324332104807,0881646172,08Количество магазинов, ед.195919381863-9695,09Общая торговая площадь, тыс. м.кв.177,6178,7175,6-298,88Могилевский ОПСРозничный товарооборот, млн р.890282,21400591,41525421,6635139,4171,34Количество магазинов, ед.149014351398-9293,83Общая торговая площадь, тыс. м.кв.143,4140,2139,5-3,997,28БелкоопсоюзРозничный товарооборот, млн р.63458839878102,510882476,54536593,5171,49Количество магазинов, ед.10578103099902-67693,61Общая торговая площадь, тыс. м.кв.1005,8996,2983,8-2297,81

Примечание - Источник: составлено автором на основе [16, 17, 18].

Данные таблицы 2.3 свидетельствуют о том, что розничный товарооборот Белкоопсоюза в 2012 г. по сравнению с 2010 г. вырос на 4536593,5 млн. р. или на 71,49%, это произошло за счет увеличения розничного товарооборота всех облпотребсоюзов, так по Могилевскому ОПС розничный товарооборот вырос на 635139,4 млн. р. или на 71,34%., по Брестскому - на 881646 млн. р. или на 72,08%, Гомельскому - на 776722 млн. р. или на 70,33%, Витебскому ОПС - 747179,8 на млн. р. или на 70,04%, Минскому ОПС - 849112 на млн. р. или на 66,39%., а Гродненскому ОПС - на 509522,6 млн. р. или на 65,13%. Следовательно, наибольший рост конечного результата торговой деятельности потребительской кооперации был в Брестском облпотребсоюзе, при этом количество магазинов в данном облпотребсоюзе снизилось на 96 ед., а вот общая торговая площадь, наоборот, увеличилась на 2 тыс. м. кв.

На основании данных таблицы 2.3 проведем анализ эффективности использования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы Белкоопсоюза за 2010-2012 гг., результаты оформим в таблице 2.4 [10,11].

Таблица 2.4

Эффективность использования стационарной розничной торговой сети отдельных хозяйствующих субъектов системы потребительской кооперации

Областные потребсоюзыПоказателиГодыОтклонение (+;-)Темп изменения%2010201120121234567Гродненский ОПСРозничный товарооборот- на один магазин, млн. р.552,09869,501017,4465,31184,28- на один квадратный метр торговой площади, млн. р.5,798,9210,164,37175,47Минский ОПСРозничный товарооборот- на один магазин, млн. р.588,0930,931068,2480,2181,67- на один квадратный метр, млн р.6,339,7910,894,56172,04Витебский ОПСРозничный товарооборот- на один магазин, млн. р.620,94969,991116,2495,26179,92- на один квадратный метр торговой площади, млн. р.6,329,7310,954,63173,26Гомельский ОПСРозничный товарооборот- на один магазин, млн. р.616,32937,431098,17481,85178,18- на один квадратный метр торговой площади, млн. р.6,399,6411,054,66172,93Брестский ОПСРозничный товарооборот- на один магазин, млн. р.624,38997,131129,79505,41180,95- на один квадратный метр торговой площади, млн. р.6,8910,811,985,09173,88Могилевский ОПСРозничный товарооборот- на один магазин, млн. р.597,50976,021091,15493,65182,62- на один квадратный метр торговой площади, млн. р.6,219,9910,934,72176,01БелкоопсоюзРозничный товарооборот- на один магазин, млн. р.599,91958,201099,01499,1183,19- на один квадратный метр торговой площади, млн. р.6,319,9211,064,75175,28

Примечание - Источник: составлено автором на основе [16, 17, 18].

Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что увеличение розничного товарооборота на 1 магазин по Белкоопсоюзу в 2012 г. по сравнению с 2010 г. составляло 83,19%, а на один квадратный метр - 75,28%, что свидетельствует о повышении эффективности использования розничной торговой сети. Данный рост наблюдался по всем облпотребсоюзам, однако, наиболее успешной была деятельность Могилевского ОПС, так как рост розничного товарооборота на 1 магазин составлял 82,62%, а на 1 м.кв. торговой площади - 76,01%.

Наименьшее увеличение показателей эффективности использования розничной торговой сети было в Гомельском ОПС, это свидетельствует о том, что при наличии одной из самых больших розничных сетей в Белкоопсоюзе, облпотребсоюз использует ее не достаточно эффективно.

Для обслуживания сельского населения, агрогородков и малых населенных пунктов торговой сетью потребительской кооперации Республики Беларусь используются автомагазины, а так же магазины, расположенные в сельской местности. Рассмотрим динамику магазинов потребительской кооперации, расположенных в сельской местности за 2010-2012 гг., результаты оформив в таблице 2.5.

Данные таблицы 2.4 свидетельствуют о том, что большинство магазинов (около 71%), потребительской кооперации находятся в сельской местности, где ограничен контингент обслуживаемого населения.

розничный торговый потребительский беларусь

Таблица 2.5

Динамика магазинов потребительской кооперации, расположенных в сельской местности за 2010-2012 гг.

Показатели2010 г.2011 г.2012 г.Отклонение (+;-)кол-во, ед.Уд. вес,%кол-во, ед.Уд. вес,%Кол-во, едУд. вес, %по кол-вупо уд. весу1. Магазины, всего- количество, ед.10574100,010309100,09902100,0-6720- торговая площадь, тыс. м. кв.1000,0100,0996,2100,0983,8100,0-16,201.1 В том числе расположенных в сельской местности- количество, ед.742470,18742870,9702370,9-4010,72- торговая площадь, тыс. м. кв.598,759,52599,058,6576,258,6-22,5-0,92

Примечание - Источник: составлено автором на основе [16, 17, 18].

В 2012 году количество магазинов расположенных в сельской местности резко снизилось на 401 единицу, что привело к тому, что в 2012 году доля магазинов обслуживающих сельское население составила 70,9%. В силу социальной направленности кооперативной торговли многие ее торговые предприятия являются убыточными, так как реализуют преимущественно товары повседневного спроса, это так же подтверждается тем фактом, что в 2006 году эта доля составляла 79%.

Анализ проведенный во второй главе показал, что имеет место сокращение стационарной и мелкорозничной видов торговой сети принадлежащих потребительской кооперации Республики Беларусь, так в 2012 году по сравнению с 2010 годом их количество снизилось на 726 единиц, также снизилась доля всех объектов розничной торговли потребкооперации в общем количестве объектов страны на 2,2 п.п.

Это произошло в основном за счет снижения количества магазинов на 0,3 тыс. ед., при том что общее количество магазинов Республики Беларусь выросло на 7 тыс. ед.

Общая торговая площадь всех магазинов потребкооперации занимает 26-30% в общей площади всех магазинов страны, а количество магазинов - 25-28%, следовательно, потребительская кооперация является самым крупным владельцем розничной торговой сети в Республике Беларусь.

Наибольший удельный вес в общем количестве розничных торговых объектах Белкоопсоюза занимают магазины 92-93%, однако в 2012 году по сравнению с 2010 годом их количество снизилось на 672 единицы. Так же наблюдалось снижение доли мелкорозничной торговой сети потребкооперации (палаток, ларьков, киосков) на 0,51 п.п., за счет чего доля передвижной торговой сети - автомагазинов, выросла на 1,14 п.п. или на 99 единиц в натуральном выражении. В целом по потребкооперации в 2012 году по сравнению с 2010 годом количество всех розничных торговых объектов снизилось на 95 единиц, что свидетельствует о закрытии части магазинов приносящих убыток.

В 2012 году по сравнению с 2010 годом снижение наблюдалось по продовольственным магазинам на 12 единиц, при этом общая торговая площадь наоборот выросла на 6,2 тыс. кв. м., следовательно, при снижении количества магазинов наблюдалось расширение торговой площади оставшихся магазинов.

По смешанным магазинам в 2012 году по сравнению с 2010 годом снижение было как по количеству магазинов на 576 единиц, так и по торговой площади на 31,9 тыс. м.кв., при этом та же ситуация наблюдалась по непродовольственным магазинам, так по данному типу магазинов наблюдалось уменьшение по количеству на 29 ед., а торговая площадь незначительно увеличилась на 1.2 тыс. м.кв.

Следовательно, до 2012 года, в системе потребительской кооперации Республики Беларусь отдавалось предпочтение смешанным магазинам, однако в 2012 году ситуация стала меняться, и увеличивалось количество четко направленных типов магазинов, либо продовольственным, либо непродовольственных.

Таким образом, сложившаяся в зоне деятельности потребительской кооперации социально-экономическая ситуация, характер происходящих в экономике преобразований потребовали существенных мер по реформированию и совершенствованию деятельности кооперативных организаций.

Для улучшения качественного состояния розничной торговой сети потребительской кооперации разрабатывается ряд мероприятий. Основные направления развития потребительской кооперации Республики Беларусь отражены в главе 3.

3. Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности ее использования

Розничная торговля потребительской кооперации Беларуси занимает в настоящее время около 10% розничного рынка и является крупной сетевой организацией, где значительный удельный вес в общем количестве магазинов занимают Товары повседневного спроса, а также магазины по продаже продовольственных товаров.

Программа развития потребительской кооперации на 2011-2015 гг. является основным документом, определяющим задачи комплексного развития потребительской кооперации на ближайшую перспективу. В данном документе определены основные направления развития кооперативной торговли.

Согласно этому документу задача кооперативной торговли - оперативно реагировать на происходящие изменения в экономической ситуации, внесение коррективов в хозяйственную деятельность системы, активное сотрудничество с государственными органами в целях защиты интересов кооперации.

Развитие торговли будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения, на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком уровне обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг.

Конечные результаты деятельности розничной торговли свидетельствуют о низкой эффективности действующей номенклатуры типов магазинов и их недостаточной адаптивности к постоянно изменяющимся условиям среды, в том числе к условиям появления крупных сетевых объединений. Ввиду этого необходима разработка концепции сетей современных мини-магазинов на селе и средних магазинов в городах с единым подходом к имиджу и определенным стандартом торгового обслуживания.

Учитывая социальную функцию потребительской кооперации, целесообразно размещать сеть в городах на основе концепции создания центров торгово-бытового обслуживания. Такие центры могут включать магазины и отдельно стоящий комплекс бытового обслуживания. Торгово-бытовые комплексы являются координаторами функций бытового обслуживания, центром сведения и обобщения заявок из всех населенных пунктов. Для этого необходимо создание сети коммуникаций (телефонная связь, электронная почта, выход в Интернет).

В небольших населенных пунктах целесообразно дислоцировать пункты сбора, обобщения и передачи заявок на бытовые услуги и покупку товаров по заявкам и работать на принципе кооперирования с населением. В перспективе такие пункты необходимо оснастить компьютерами, что позволит автоматизировать обработку заказов и повысить скорость их выполнения. Выполнение заказов осуществляется на основе принципа внедрения мобильных услуг (бытовых, сельскохозяйственных).

Одним из направлений в развитии розничной торговли является создание средних или крупных магазинов в крупных городах и районных центрах, работающих в режиме самообслуживания.

В современных условиях важным направлением в развитии розничной сети является ее размещение. Анализ размещения торговой сети показывает, что, как правило, основная часть магазинов размещена в центрах городов. Особенно бессистемно и неравномерно размещены непродовольственные магазины. Такое размещение приводит к большим потерям времени покупателей на приобретение товаров и значительному росту транспортных расходов.

Кроме того, в крупных городах магазины размещаются главным образом в первых этажах жилых домов и в помещениях, встроено-пристроенных к жилым домам. Это отрицательно влияет на организацию торговой сети в целом, не позволяет строить крупные торговые предприятия, создают неудобства для проживающих. В таких магазинах трудно применять современные торгово-технологические процессы, прогрессивные формы продажи товаров. Строительство и эксплуатация встроенных и встроено-пристроенных помещений магазинов значительно дороже, чем отдельно стоящих зданий.

Все магазины потребительской кооперации должны иметь единый координационный центр, единый торговый имидж, т.е. единые концептуальные решения.

Разработка сети магазинов может осуществляться:

. На основе договоров сотрудничества с зарубежными фирмами по опыту потребительской кооперации г. Санкт-Петербурга;

. Через заключение договоров франчайзинга;

. На основе изучения отечественного опыта и проведения конкурса идей и конференций со специалистами-практиками.

Развитие сетей магазинов требует разработки соответствующей системы подготовки кадров - продавцов-консультантов, менеджеров по продажам, логистиков, мерчендайзеров, внедрения автоматизированных систем управления товаропотоками, создания партнерских отношений с поставщиками, кардинальных изменений в работе с оптовыми предприятиями потребительской кооперации и системными поставщиками, разработку собственных торговых марок в потребительской кооперации, закупку товаров со штриховыми кодами.

В настоящее время мировые розничные рынки характеризуются активными процессами инновационного развития. Инновационные разработки для розничной торговли касаются как технической и технологической сторон торгового процесса, так и управления им. Среди таких разработок выделяют цифровые справочные системы у прилавков самообслуживания, системы самостоятельной оплаты покупок, использование интеллектуальных тележек, бесплатное проектирование интерьера в системе 3D.

Пути, формы, методы, конкретные инновационные и инвестиционные проекты, пропорции и соотношения объем капитальных вложений по отраслям и регионам отражены в отраслевых инвестиционных и инновационных программах Белкоопсоюза. В конкретном виде они представлены в материалах многочисленных республиканских семинаров и научно-профилактических конференций, приведенных в НИИ Белкоопсоюза. [4, c.14]

Важной частью является и система снабжения. Есть рекомендации вести торговлю через торгово-логистические центры, как это делается во всем мире. Закупать продукцию оптом, что, как показывает практика, дает возможность за счет скидки сделать товары до 20% дешевле, а затем развозить их по торговым предприятиям системы. Проработки этого предложения уже ведутся. Для сельского населения, у которого нет таких высоких доходов, как у горожан, возможность приобретать товары по более низкой цене чрезвычайно важна.

Привязать покупателей к магазинам можно с помощью внедрения дисконтных карт. Их уже получают пайщики потребкооперации, и на все покупки им предоставляется скидка в размере 3%. [3, с.61]

В Беларуси развитие такого торгового направления, как «вендинг», или торговля посредством торговых автоматов, находится пока в стадии зарождения. В настоящее время совокупное число автоматов по всей стране составляет примерно 500-600 единиц. В каждом областном городе насчитывается не менее 30 машин. Однако по оценкам экспертов в Беларуси возможно разместить не менее 600 тыс. торговых машин.

Современные вендинговые аппараты могут торговать практически любым товаром, принимать различные банкноты и монеты, давать сдачу и даже осуществлять размен денег. По закону в нашей и других странах, где развивается данное направление розницы, через вендинг-машины запрещено продавать только алкогольные напитки и табачные изделия, в первую очередь с целью ограничения доступа к этим товарам несовершеннолетних. [8, с. 344-345]

Для повышения эффективности деятельности и увеличения доли организаций потребительской кооперации в райцентрах и городах за последние годы введено в действие 468 новых торговых объектов типа мини-магазины или магазины у дома торговой площадью 80-120 м², ежегодный товарооборот которых составляет 300 млрд.р. Мини-магазины изготовлены из металлоконструкций, имеют стандартный набор торгово-технологического оборудования и режим работы с увеличением продолжительности рабочего дня. [12, c. 8]

Основной целью развития торговли на будущий год является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребительского спроса широким ассортиментом товаров и услуг, в первую очередь отечественного производства, на основе совершенствования методов управления товарными ресурсами, создание эффективной системы товародвижения и развития ее инфраструктуры, основанной на принципах сетевой торговли и логистики.

Для достижения поставленных целей будут решены следующие задачи:

создание сетевых структур, основанных на принципах сетевой торговли;

оптимизация ассортиментной политики торговых организаций для более полного удовлетворения потребностей населения в товарах, стимулирование их потребления;

формирование оптимального размещения сети торговли, обеспечивающей территориальную доступность товаров и услуг во всех регионах республики;

обеспечение приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства;

привлечение инвестиций, в том числе иностранных, для строительства новых торговых объектов, реконструкции действующих, внедрения прогрессивных технологий продажи товаров и оказания услуг;

развитие в торговле информационных систем, основанных на современных компьютерных технологиях;

увеличение количества магазинов, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карточек, и автоматизированными комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств.

Перспективы розничной торговли в Республике Беларусь - в создании крупных структур, применяющих сетевые технологии.

Рост показателей потребительского рынка создает в республике благоприятную ситуацию для развития торговых сетей, что, в свою очередь, является одним из путей повышения конкурентоспособности крупных торговых организаций. Меняются организационные формы управления торговыми организациями в направлении создания крупных структур, применяющих сетевые технологии.

В системе потребительской кооперации особое внимание будет уделяться улучшению торгового обслуживания жителей сельской местности, обеспечению их социально значимыми товарами, расширению ассортимента и повышению качества обслуживания. В магазинах потребительской кооперации предусматривается предоставление скидок и бонусов. В сельской местности будет возобновлена работа порядка 800 ранее закрытых магазинов в малых населенных пунктах, дополнительно открыто 400 торговых объектов, проведены реконструкция и ремонт, 160 магазинов будет переведено на новые формы обслуживания. В итоге сформируется устойчивая система обеспечения сельских жителей товарами расширенного ассортимента с повышением качества торгового обслуживания.

Для развития торговли на селе была разработана Государственная программа возрождения и развития села. Она уже реализуется в республике на протяжении трех лет. На её реализацию из бюджета республики выделено около 70 трлн. рублей. Основная задача программы - возрождение и развитие социальной и производственной сферы села, обеспечение устойчивого ведения сельскохозяйственного производства, повышение уровня доходов сельского населения, создание условий для улучшения демографической ситуации на селе.

В соответствии с Государственной программой возрождения и развития села средняя заработная плата на селе достигла в декабре 2012 года до эквивалента 500 долларов США. Согласно статистике в декабре 2010 года она составляла в эквиваленте 527 долларов США, в декабре 2008 года - 456 долларов США.

Для восстановления и повышения роли потребительской кооперации, иных торговых организаций в удовлетворении потребностей сельского населения в товарах и услугах намечается:

увеличение ежегодного объема розничной торговли не менее чем на 6 процентов, в первую очередь посредством выездной торговли, доставки товаров на дом и роста объемов их продаж;

полный охват сельских населенных пунктов приемозаготовительной сетью путем увеличения количества приемозаготовительных пунктов потребительской кооперации в 1,7 раза и числа разъездных заготовителей в 6,7 раза;

повсеместный переход на систему заказов сельскохозяйственной продукции в крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйствах и сельскохозяйственных организациях на основе договоров;

организация снабжения личных подсобных хозяйств населения семенами растений, саженцами плодовых деревьев, пестицидами, минеральными удобрениями, пленкой, тарой, молодняком скота и птицы и т.д.; продажа этих товаров по предварительным заказам сельских жителей;

премирование активных сдатчиков продукции сельских подворий, предоставление им скидок на приобретение ряда товаров, льготной оплаты услуг при обработке приусадебных участков;

выделение владельцам личных подсобных хозяйств кредитов под сдаваемую сельскохозяйственную продукцию и сырье;

передача пустующих или неэффективно используемых торговых помещений в аренду пайщикам, местным жителям, работникам потребительской кооперации, изъявившим желание осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность.

Реализация данных мер позволит увеличить площади торговых объектов, расположенных в городах и районных центрах, повысить производительность труда торговых работников, ускорить оборачиваемость товаров, обеспечить сокращение товарных потерь, повысить культуру обслуживания населения с предоставлением широкого набора товаров и комфортность жизненного уровня сельского населения. [11]

Согласно отраслевой Программе развития торговли потребительской кооперации на 2011-2015 годы основной целью развития торговли является стабильное удовлетворение платежеспособного населения на высококачественные товары широкого ассортимента при высоком уровне обслуживания, а также сопутствующих услуг.

Торговые предприятия организаций потребительской кооперации обладают огромным потенциалом развития. Вместе с тем они отличаются существенными особенностями, которые учтены при определении ключевых направлений развития торговли и потребительской кооперации.

Преимущества, отличающие торговые предприятия потребительской кооперации, заключаются в следующем:

в системе имеется 10,6 тысяч действующих магазинов совокупной площадью 1 миллион квадратных метров;

торговля обслуживает все сельское население;

имеются свои оптово-распределительные центры в каждом регионе (более 900 общетоварных складов);

имеются возможности для частичного обеспечения потребностей торговли за счёт производства организаций потребительской кооперации;

магазины потребительской кооперации в сельской местности являются центрами общественной жизни для многих населённых пунктов.

Вместе с тем имеются особенности, которые определяют специфику кооперативной торговли. В частности:

в большинстве районов магазины не интегрированы, практически отсутствуют торговые сети;

большинство магазинов имеет небольшие площади. Средняя площадь магазинов потребительской кооперации - 95 квадратных метров;

имеется значительное количество убыточных магазинов, в частности, расположенных в населённых пунктах с численностью населения менее 100 человек; указанные магазины зачастую имеют исключительно социальный характер и не являются коммерчески эффективными.

Потребительская кооперация обслуживает 2100 населенных пунктов с числом жителей 5 и менее человек, 1870 населенных пунктов - от 6 до 10 человек, 4000 населенных пунктов - от 11 до 25 человек, 4372 населенных пункта - от 26 до 50 человек и 4240 населенных пунктов - от 51 до 100 человек. В этих населенных пунктах потребительская кооперация содержит 1672 стационарных магазина. Количество малых населенных пунктов, обслуживаемых потребительской кооперацией, с каждым годом увеличивается в связи с происходящими демографическими процессами в сельской местности.

Обслуживание 13220 малых населенных пунктов, в которых отсутствует стационарная торговая сеть, осуществляют 549 автомагазинов, содержание которых также убыточно;

многие торговые точки находятся на значительном удалении от возможных логистических распределительных центров.

Так же данная программа рассматривает основные задачи формирования торговых сетей.

Задачи создания торговых сетей потребительской кооперации:

. Формирование единой системы сетевой торговли:

.1 Создание единого бренда торговых сетей и системы единых брендов для товаров, производимых организациями потребительской кооперации и реализуемых через кооперативную торговую сеть, единых стандартов оформления торговых объектов, обслуживания в них;

.2 Создание единой логистической системы для торговой сети потребительской кооперации (информационной системы, унификации бизнес-процессов, оптово-распределительных центров, транспортной и иной инфраструктуры). Такая логистическая система должна обслуживать как собственные торговые предприятия потребительской кооперации, так и иные организации, осуществляющие розничную торговлю, а также предоставлять логистические услуги для поставок кооперативной (в том числе сельскохозяйственной) продукции в города. Базой для формирования логистической системы должны стать как уже имеющиеся в системе потребительской кооперации, так и вновь построенные объекты, в том числе в городских поселениях;

1.3Оптимизация коммерческих условий (цен, товарных кредитов, маркетинговых и рекламных бюджетов и т.п.) за счёт централизованной закупки товаров;

1.4 Формирование ниши для продукции, закупленной и переработанной организациями потребительской кооперации, и продукции, произведённой на предприятиях потребительской кооперации;

.5 Специализация сетей - создание специализированных сетей по торговле продуктами питания, товарами повседневного спроса, аптек, сетей по торговле бытовой техникой, иными непродовольственными товарами.

Для решения этих задач предусматривается реализация следующих мероприятий:

обеспечение торговыми площадями обслуживаемого населения в соответствии с системой государственных социальных стандартов и наличие розничной торговой сети по населенным пунктам в зависимости от численности проживающего населения:

райцентры - универмаги, универсамы, специализированные магазины по торговле непродтоварами, магазины типа «Дисконт», «Дискаунтеры», мини-магазины,

областные центры и города областного подчинения - супермаркеты, магазины типа «Дисконт», «Дискаунтеры», «Строймаркеты», торговля на подведомственных рынках, открытие аптек,

в населенных пунктах с численностью до 500 человек - магазины по торговле смешанным ассортиментом товаров,

с численностью свыше 500 человек - специализированные магазины, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами, объекты общественного питания,

экономически эффективное использование и развитие материально-технической базы в городах, райцентрах путем создания новых современных высокоэффективных торговых объектов (сетевых магазинов) торговой площадью более 500 м2. Запланировано строительство 21 сетевого магазина;

строительство 201 ед. высокотехнологичных быстровозводимых торговых объектов шаговой доступности типа «мини-магазины» торговой площадью до 100 м2 в микрорайонах, на автотрассах;

создание в каждом райцентре современных торговых объектов типа «универсам» торговой площадью 250 и более м2 путем замены торгово-технологического оборудования на менее энергозатратное, установки компьютерных систем учета товародвижения и банковских платежных терминалов для осуществления безналичных расчетов с населением, расширением торговых площадей, внедрением самообслуживания, систем скидок и дисконтных карточек;

совершенствование работы магазинов типа «универмаг» за счет расширения ассортимента товаров отечественного производства, создания совместных с товаропроизводителями фирменных секций, установки компьютерных систем учета товародвижения, современного торгового оборудования, вовлечения пустующих и сданных в аренду торговых площадей;

дальнейшее развитие в областных центрах и городах областного подчинения, на рынках Сети магазинов от областных оптовых баз типа «Дисконт», «Дискаунтеры» по торговле товарами с ограниченными торговыми надбавками и предоставлением системы скидок покупателям, создание при оптовых базах складов - магазинов для продажи товаров отечественного производства оптовыми партиями по ценам предприятий - изготовителей;

ежегодное дополнительное приобретение 20 автомагазинов для улучшения организации торгового обслуживания населения малых поселений, а также крупных кооперативов и садовых товариществ, мест массового отдыха населения;

совершенствование ассортиментной политики и технологии торговых процессов, дооснащение магазинов 30 тыс. ед. холодильного оборудования;

совершенствование деятельности межрайонных оптовых баз и создание на их площадях оптово-логистических центров по высокоэффективному продвижению товарных потоков от производителей до конечного потребителя.

Выводы:

Учитывая социальную функцию потребительской кооперации, целесообразно размещать сеть в городах на основе концепции создания центров торгово-бытового обслуживания. Такие центры могут включать магазины и отдельно стоящий комплекс бытового обслуживания.

Одним из направлений в развитии розничной торговли является создание средних или крупных магазинов в крупных городах и районных центрах, работающих в режиме самообслуживания.

Развитие сетей магазинов требует разработки соответствующей системы подготовки кадров - продавцов-консультантов, менеджеров по продажам, логистиков, мерчендайзеров, внедрения автоматизированных систем управления товаропотоками, создания партнерских отношений с поставщикам, кардинальных изменений в работе с оптовыми предприятиями потребительской кооперации и системными поставщиками, разработку собственных торговых марок в потребительской кооперации, закупку товаров со штриховыми кодами.

Важной частью является и система снабжения. Есть рекомендации вести торговлю через торгово-логистические центры, как это делается во всем мире. Закупать продукцию оптом, что, как показывает практика, дает возможность за счет скидки сделать товары до 20% дешевле, а затем развозить их по торговым предприятиям системы. Проработки этого предложения уже ведутся.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Розничная торговля - это завершающая форма продажи товаров конечному потребителю в небольших объемах через магазины, павильоны, лотки, палатки и другие пункты сети розничной торговли. Коммерческая работа по продаже в розничных торговых организаций в отличие от оптовых организаций имеет свои особенности. Розничные торговые организации реализуют товары непосредственно населению, то есть физическим лицам, применяя свои, специфические способы и методы розничной продажи, окончательно завершают обращение от изготовителя продукции.

В организациях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовых технологий, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых организаций и повышение культуры торговли.

Осуществляя свою деятельность в сельской местности, кооперативная торговля обслуживает не только своих членов, но и других жителей, что определяет ее социальную значимость. Услугами торговых предприятий потребительской кооперации в настоящее время пользуются 40 % населения Беларуси.

Объектом исследования выступает розничная торговая сеть потребительской кооперации Республики Беларусь. Проведя анализ состояния розничной торговой сети, а также исследовав основные показатели деятельности за 2010-2012 гг., можно сделать следующие выводы:

доля объектов розничной торговли потребительской кооперации, уменьшается. На период с 2010 по 2012 гг. количество магазинов уменьшилось на 300 единиц, также сократилась торговая площадь на 13,2 тыс. м²;

- на протяжении 2010-2012 гг. число объектов розничной торговли по Республике в целом увеличилось на 8,53%, что связано с увеличением количества магазинов на 20,06%. Это в свою очередь привело к расширению торговой площади на 26,61%;

количество автомагазинов за период 2010-2012 гг. увеличилось на 126 единиц. Наибольшее увеличение количества автомагазинов приходится на Минский облпотребсоюз;

количество магазинов потребительской кооперации, расположенных в сельской местности увеличивается. Их удельный вес в общем количестве магазинов потребительской кооперации также растет.

В целях совершенствования деятельности розничных торговых предприятий предложены следующие пути развития:

создание средних или крупных магазинов в крупных городах и районных центрах, работающих в режиме самообслуживания;

разработка соответствующей системы подготовки кадров - продавцов-консультантов, менеджеров по продажам, логистиков, мерчендайзеров, внедрения автоматизированных систем управления товаропотоками, создания партнерских отношений с поставщикам, кардинальных изменений в работе с оптовыми предприятиями потребительской кооперации и системными поставщиками, разработку собственных торговых марок в потребительской кооперации, закупку товаров со штриховыми кодами;

важной частью является и система снабжения. Есть рекомендации вести торговлю через торгово-логистические центры, как это делается во всем мире. Закупать продукцию оптом, что, как показывает практика, дает возможность за счет скидки сделать товары до 20% дешевле, а затем развозить их по торговым предприятиям системы.

Список использованных источников

1. Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова. - Минск: Выш. шк., 2009. - 464 с.

. Постановление Правления Белкоопсоюза, 2 марта 2011 г

. Германович, Г.В. Если будущее у кооперации?/ Геннадий Васильевич Германович; Владимир Миронов // Директор.-2010-№11. с. 60-61.

. Германович, Г.В. Торговая деятельность потребительской кооперации Республики Беларусь: оценка, тенденции и перспективы развития/Г.В. Германович // Потребительская кооперация.-2007.-№4.-с.10-14.

. Кохно, П.А. Состояние и направления развития торговли потребительской кооперации на 2011 год и перспективы до 2015 года / П.А. Кохно // Потребительская кооперация.-2010.-№4.-с.15-21.

. О государственной комплексной программе развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 7 июня 2007 г., №265 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - №144. - 1/8650.

. О государственной программе возрождения и развития села на 2005-2010 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 25 марта 2005 г., №150 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2005. - № 52. - 1/6339.

. Организация и технология торговли: учебник / С.Н. Виноградова [и др.]; под общ. ред. С.Н. Виноградовой. - 3-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2009. - 464 с.

. О торговле: Закон Республики Беларусь, 28 июля 2003 г., №231-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - №87. - 2/981.

. Платонов, В.Н. Организация торговли: учеб. пособие / В.Н. Платонов. - Минск: БГЭУ, 2002. - 287 с.

. Программа совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 августа 2010 года №24;

. Трусова, Р.А. Стратегические направления развития розничной торговли потребительской кооперации Республики Беларусь на период до 2010 года / Р.А. Трусова // Потребительская кооперация. - 2007. - №4. - С. 7-9.

. Торговля. Термины и определения: СТБ 1393-2003. - Введ. 1.11.03. - Минск: Белорус. гос. ин-т стандартизации и сертификации, 2003. - 17 с.

. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизм управления: учебное +пособие / В.Н. Шимов. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 844 с.

. Экономика предприятий торговли / Н.В. Максименко [и др.]; под общ. ред. Н.В. Максименко, Е.Е. Шишковой. - Минск: Выш. шк., 2005. - 542 с.

Статистические данные

16. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь за 2010 г.: стат. сб. / Белкоопсоюз. - Минск: Белкоопсоюз, 2010. - 76 с.

17. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь за 2011 г.: стат. сб. / Белкоопсоюз. - Минск: Белкоопсоюз, 2011. - 76 с.

. Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь за 2012 г.: стат. сб. / Белкоопсоюз. - Минск: Белкоопсоюз, 2012. - 76 с.

. Розничная и оптовая торговля Республики Беларусь: стат. сб./ Министерство статистики и анализа Республики Беларусь.- Минск: Информстат, 2012.-157 с.

. Розничная торговля Республики Беларусь: стат. сб. / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Минск: Информстат, 2009.- 148

. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2007: стат. сб. / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2009. - 611 с.

. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2008: стат. сб. / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Минск: Министерство статистики и анализа Республика Беларусь, 2010. - 617 с.

. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2009: стат. сб. / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2011.

. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2010: стат. сб. / Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. - Минск: Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2012.

25. Официальный сайт Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. - Минск, 2012

Похожие работы на - Перспективы развития розничной торговой сети потребительской кооперации Республики Беларусь и повышение эффективности ее использования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!