Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,96 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций














Реферат

Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций

В последнее время в нашей стране происходит реформа системы школьного образования. Она необходима, так как происходит смена эпохи, и важно обновить содержание школьного образования. В обновлённой системе образования одной из важных задач обучения и воспитания в школе является воспитание всесторонне развитой личности, но это невозможно вне совершенствования речи учащихся. В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания, умения ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека общества.

Так как сейчас много говорят и пишут о модернизации российской системы образования, то мы отмечаем это как сложный и многогранный процесс, результативность которого зависит и от качества учебников, и от школьных программ, и от успешности реализации их содержания в школьной практике.

Методисты и учителя всегда выступали за организацию системы развития речи, за понимание этой работы как части общей воспитательной программы.

В своё время М. Рыбникова утверждала, что пора работу над языком осознать как серьезнейшую работу воспитательного порядка.

О необходимости системы в работе над речью, создания психологических ситуаций в учебном процессе, специально организованной, последовательной и целенаправленной организации речевой деятельности учащихся говорят и крупнейшие психологи - С. Рубинштейн, Л. Выготский, Н. Жинкин.

На современном этапе для совершенствования и обогащения речи обучающихся необходимо внедрять новые педагогические технологии.

Нельзя не заметить, что в последнее время в школе имеет место тенденция снижения уровня развития речи учащихся, умения грамотно и чётко формулировать мысль, обобщать, делать умозаключения. Тем самым появляются противоречия между программными требованиями, т.е. умениями показать духовную культуру личности, богатство словарного запаса и современным состоянием уровня методической работы учителя по развитию речи учащихся. В связи с этим возникла проблема: какие же современные педагогические технологии являются наиболее эффективными в развитии речи школьников?

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Развитие - неотъемлемая часть любой человеческой деятельности. Накапливая опыт, совершенствуя способы, методы действий, расширяя свои умственные возможности, человек тем самым постоянно развивается.

Этот же процесс применим к любой человеческой деятельности, в том числе и педагогической. На разных стадиях своего развития общество предъявляло всё более новые стандарты, требования к рабочей силе. Это обусловило необходимость развития системы образования.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности.

Проблемой инновационных технологий занималось и продолжает заниматься большое число талантливых ученых и педагогов. Среди них В.И. Андреев, И.П. Подласый, профессор, доктор педагогоических наук К.К. Колин, доктор педагогических наук В.В Шапкин, В.Д. Симоненко, В.А Сластёнин и другие. Все они внесли неоценимый вклад в развитие инновационных процессов в России.

В последнее время все громче заявляет о себе новая область знания - педагогическая инноватика, сфера науки, изучающая процессы развития школы, связанные с созданием новой практики образования. Ей отводится важная роль в подготовке личности к быстро наступающим переменам в обществе, в подготовке к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления.

Стратегия инновационного обучения предполагает осознанное системное управление учебно-воспитательным процессом в школе.

Современная российская система образования ставит перед педагогом и перед учащимися довольно сложные задачи. Они должны иметь развитые умения, обладать способностью к быстрому оперированию информацией, творческому решению возникающих производственных и учебно-познавательных задач. Поэтому и педагогу и учащимся важно найти оптимальную технологию, при которой можно будет решить поставленные задачи.

Что такое педагогическая технология, зачем она нужна педагогу и его ученикам, как ее создать и заставить эффективно работать? Эти вопросы задает любой современный педагог.

Понятие «технология обучения» на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, преподавания, изменения и предъявления учебной информации, с другой, это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобразить нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:

Øцели обучения;

Øсодержание обучения;

Øсредства педагогического взаимодействия;

Øорганизация учебного процесса;

Øученик, учитель;

Øрезультат деятельности.

Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее время.

Технология - это совокупность производственных методов и процессов в определённой отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Педагогическая технология - это систематический метод планирования, организации, применения, оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний с учётом человеческих, технологических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения наиболее эффективных результатов.

Б.Т. Лихачёв отмечает, что педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса.

В педагогической и психологической литературе часто встречается понятие «технология», пришедшее к нам вместе с развитием компьютерной техники и внедрением новых компьютерных технологий. В педагогической науке появилось специальное направление - педагогическая технология.

Таким образом, понятие «педагогическая технология» может быть представлено в трех проектах: научном, процессуально - описательном, процессуально - действенном.

Понятие «педагогическая технология» в нашей стране получило широкое распространение в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. и стало широко использоваться в теории и практике обучения. Обращение к данному понятию было продиктовано необходимостью реализации основной задачи педагогической инноватики - перевода школы функциональной в школу развивающуюся.

Следует отметить, что в педагогической литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий - В.Г. Гульчевской, В.Т. Фоменко, Т.Н. Шамовой и Т.М. Давыденко. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К. Селевко.

В методической литературе выделяют следующие педагогические технологии:

vтрадиционная педагогическая технология;

vигровые технологии;

vтехнология личностно - ориентированного обучения;

vтехнология развивающего обучения;

vтехнология коллективного взаимообучения;

vпроблемное обучение;

vобучение на интегрированной основе;

vвитагенные технологии;

vэтнокультурные технологии;

vтехнология «Диалог культур»;

vкомпьютерные (информационные) технологии;

vтехнологии программированного обучения;

vтехнологии модульного обучения;

vинновационные технологии.

К инновационным технологиям относятся интерактивные технологии обучения, технологии проектного обучения и компьютерные технологии. Инновационные технологии обучения, отражающие суть будущей профессии, формируют профессиональные качества специалиста, являются своеобразным полигоном, на котором учащиеся могут отработать профессиональные навыки в условиях, приближенных к реальным.

Как известно, время не стоит на месте, и сегодня необходимо говорить о - модели компетентностного подхода в обучении, который становится особенно актуальным в условиях модернизации образования. В этой дидактической модели своя проектировочная культура, свой понятийный аппарат, среди которого:

базовые компетенции;

опыт ребёнка;

умение решать жизненные ситуации;

психолого-педагогические ситуации и другие.

Напомним определения понятий «компетенция» и «компетентность».

«Компетенция» - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. «Компетентность» - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности».

Основой современных образовательных стандартов должно стать формирование следующих базовых компетентностей современного человека:

1.Социальная компетентность - способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

2.Коммуникативная компетентность - способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

.Предметная компетентность - способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

.Информационная компетентность - способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

.Автономизационная компетентность - способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

.Математическая компетентность - умение работать с числом, числовой информацией.

.Продуктивная компетентность - умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

.Нравственная компетентность - готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Формирование у учащихся базовых компетентностей в учебном процессе называется компетентностным подходом. Его специфика состоит в том, что усваиваются не «готовые знания», кем-то предложенные к усвоению, а «прослеживаются условия происхождения данного знания» Ученик сам формирует понятия, необходимые для решения задач. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

В свете принятия нового образовательного стандарта новые требования предъявляются и к профессиональной деятельности педагога.

Заключение

педагогический инновационный технология обучение

Проблема эффективности обучения школьников на сегодняшний день актуальна. В последнее время все чаще мы слышим об обновлении системы школьного образования, о применении новых педагогических технологий. Сегодня перед учителями стоят более сложные, чем прежде, задачи, диктующие необходимость пересмотра всего арсенала педагогических средств развития личности ребенка, с целью его быстрейшего введения в богатый мир речи во всех ее видах - чтении, говорении, аудировании, письма. Методисты и учителя на практике отметили, что одним из средств организации речевой деятельности учащихся на уроках являются инновационные педагогические технологии.

1. Дидактические требования:

1.Чёткое формирование образовательных задач

2.Определение оптимального содержания урока

.Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний

.Выбор наиболее рациональных методов, приёмов, средств обучения, стимулирования и контроля

.Реализация на уроке всех дидактических принципов.

2. Психологические требования:

1.Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения

2.Особенности самоорганизации учителя

.Организация познавательной деятельности

.Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений

.Организованность учащихся

.Учёт возрастных особенностей

3. Требования к технике проведения урока:

1.Урок должен быть эмоциональный

2.Темы и ритм урока должен быть оптимальным

.Полный контакт учителя и учащихся.

.Атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.

.Смена видов деятельности

.Обеспечение активного учения каждого ученика.

Но не следует забывать, что каждый урок несет в себе как обучающую, так и развивающую цель. Любой учитель-практик в своей работе сам выбирает, какие же современные технологии являются эффективными на данном этапе обучения.

Библиография

1.Андюхов, Б. Кейс - технология - инструмент формирования компетентностей /Б. Андюхова // Директор школы. - 2010. - №4.-С. 61-65

2.Белый, В.И. О современных тенденциях в распространении методов проектного обучения /В.И. Белый // Школьные технологии. - 2010. - №2.-С. 105-

.Брендина, Н.В. Интерактивные средства развивающие мышление /Н.В. Брендина // Физика. Газета Изд. дома «Первое сентября». - 2010. - №19.-С. 11-13

4.Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку. - М., 2006.

.Григорьев, Д.В. Технология социальной проблемно - ценностной дискуссии /Д.В. Григорьев // Классный руководитель. - 2010. - №5.-С. 51-54

6.Дмитриева, Л.В. Дистанционное обучение: разработка нормативного и методического обеспечения /Л.В. Дмитриева // Открытая школа. - 2008. - №6.-С. 75-76

.Ибрагимов, Г. Новые возможности урока: модульное обучение /Г. Ибрагимов // Народное образование. - 2008. - №7.-С. 211-216

.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. - СПб., 2002

.Кукушин В.С. Теория и методика обучения.-Ростов н/Д: Изд - во Феникс, 2005. С. 262.

10.Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно - деятельностный подход. Учебное пособие для студентов - филологов. - М., 2003.

11.Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4. - Ростов н/Д., 2007.

12.Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. - Киров, 1997.

13.Морева Н.А. Современная технология учебного занятия. - М., 2007. С. 59.

.Новикова, А.М. Методология игровой деятельности /А.М. Новикова // Школьные технологии. - 2009. - №6.-С. 77-89

.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М., 2006. С. 252.

.Рачевский, Е.Л. информационные технологии в образовании: Школа будущего /Е.Л. Рачевский // Директор школы. - 2010. - №1.-С. 55-58

17.Ягодко, Л.И. Использование технологии проблемного обучения в начальной школе /Л.И. Ягодко // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №1.-С. 36-38

Похожие работы на - Инновационные технологии в образовательном процессе и их влияние на формирование базовых компетенций

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!