Строитель - профессия будущего

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,45 Мб
  • Опубликовано:
    2014-01-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Строитель - профессия будущего

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Реферат на тему:

"Строитель - профессия будущего”

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

Студент группы ПГС-1

Брейдаков Максим Витальевич

ПРОВЕРИЛ:

К. т. н., доцент

Чураков Алексей Александрович



ВОЛГОГРАД, 2014

План выполнения работы

 

Введение

Строительство в эпоху первобытно-общинного строя

Развитие строительного образования

Развитие ПГС

Объекты профессиональной деятельности, виды проф. /деятельности

Введение

Что такое строительство? Обратимся с этим вопросом к свободным энциклопедиям:

Строительство - возведение зданий <#"696570.files/image001.gif">

Рисунок 1. Мегалитические сооружения: а) менгир (V-II тыс. до н.э.);

б) дольмен; в) кромлех в Стоунхендж (1600 г. до н.э.)

С возникновением государств сложилась и новая форма поселения - город как центр управления, ремесленного производства и торговли. Увеличивалось количество типов построек, различие между которыми стало определяться не только их функцией, но и предназначенностью для господствующего класса или эксплуатируемых масс. В классовом обществе определяющими для архитектуры стали общественные взаимоотношения, а не взаимоотношения человека и природы. В крупных рабовладельческих деспотиях средоточие власти и материальных ресурсов в руках немногочисленной верхушки, эксплуатация огромного количества рабов, успехи в области науки и техники стали основой строительства крупных ирригационных сооружений, монументальных дворцов и храмов, призванных утверждать незыблемость и могущество власти божества и обожествленных правителей (пирамиды в Гизе и храмы в Карнаке и Луксоре - все в Египте; зиккураты Ассирии и Вавилонии, дворцы древнего Ирана, ступы Индии, храмы и дворцы Центральной и Южной Америки, рис. 2).

Рисунок 2. а) египетские пирамиды; б) зиккурат (храм) бога Мардука в Вавилоне.

В эпоху рабовладения началось строительство и крупнейшего в мире фортификационного сооружения - Великой китайской стены (рисунок 3). Строительство грандиозных построек, подавляющих массивностью конструкций, основывалось на громадных затратах примитивного физического труда. Создание таких сооружений свидетельствует о накоплении строительного опыта, о сложившихся принципах композиции здания и ансамбля.

Рисунок 3. Великая китайская стена.

В условиях рабовладельческой демократии Древней Греции создаётся целостная среда городов-государств (полисов). Развивается система регулярной планировки города, с прямоугольной сеткой улиц и площадью - центром торговой и общественной жизни. Был разработан тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему пространственному ядру - дворику. Культовым и архитектурно-композиционным центром города был храм, который воздвигался на вершине акрополя. Классически завершенным типом храма стал периптер (например, Парфенон в Афинах), Развитая общественная жизнь полиса породила такие типы сооружений, как театр, стадион и др. Сложилась система классических ордеров.

В Древнем Риме, огромной средиземноморской державе, унаследовавшей традиции греческой архитектуры, ведущее значение приобрели сооружения, выражавшие могущество республики (позже империи) и удовлетворявшие потребностям рабовладельческого государства. Расширился круг инженерных сооружений, достигло большого совершенства строительство мостов и акведуков. Для возведения крупных построек большую роль сыграло внедрение новых строительных материалов (бетон). Были разработаны рациональные методы строительства, получившего гигантский размах. Создавались крупные ансамбли (общественные центры - форумы) и общественные сооружения, рассчитанные на огромные массы народа: амфитеатры (Колизей в Риме), театры, термы, крытые рынки, базилики. Тип жилого дома с помещениями, обращенными к внутреннему замкнутому пространству (атрию, перистилю), был развит и усовершенствован; в перенаселённых городах возникли 5-6-этажные жилые дома для малоимущих - инсулы. Получили широкое применение арочные и сводчатые конструкции (храм Пантеон в Риме, перекрытый огромным куполом), развившиеся также в архитектуре эллинистической Парфии. Архитектура Римской империи от строгих и целесообразных переходит к тяжеловесным, пышным, иногда преувеличенным формам, усложнённым планам; усиливаются элементы декоративности. Ордер, ставший неотделимым от представления о прекрасном в архитектуре, часто накладывается на стеновую или арочную конструкцию из бетона как часть её облицовки.

В феодальную эпоху архитектура развивается на основе более дифференцированного разделения труда. Труд рабов сменяется деятельностью ремесленников-профессионалов. При феодализме область распространения монументальной архитектуры значительно расширяется, охватывая Европу, Азию, большую часть Африки, часть Америки. Однако неравномерность развития, влияние местных условий и традиций оказывают на архитектуру эпохи феодализма более значительное влияние, чем на архитектуру рабовладельческих цивилизаций. Феодальные войны вынуждали к широкому развитию фортификационных сооружений, защищавших города и резиденции феодалов (замки и дворцы Франции, Германии, Испании и др. европейских стран, Средней Азии и Закавказья; русские кремли и монастыри-крепости). Идеологическое господство религии дало толчок широкому строительству культовых зданий. Новой задачей, решавшейся в архитектуре Византии <http://sapr.mgsu.ru/biblio/arxitekt/_private/architect.style/vizantia.htm>, было формирование внутреннего пространств христианских храмов, способных вместить тысячные толпы, и создание в них особой среды, отвлечённой от мира. Наряду с унаследованными от Рима типами базилики и центрического купольного здания формировались купольные базилики и крестово-купольные храмы. Сферические купола сочетались с прямоугольной в плане системой опор (храм Софии в Константинополе). Конструкция получала ясное выражение а архитектурной форме крестово-купольных храмов. Архитектура Византии оказала широкое влияние на зодчество славянских государств на Балканах (Болгарии, Сербии), Закавказья (Армении, Грузии) и Др. Руси. Специфический характер архитектуры региональных древнерусских школ, развившихся после распада киевской державы, определялся местными социальными особенностями, строительными традициями и применявшимися материалами. Архитектуру Владимиро-Суздальского княжества характеризует богатая пластика белокаменных сооружений (дворцовый ансамбль в Боголюбове, Успенский и Димитриевский соборы во Владимире), постройкам Новгорода присущ суровый лаконизм величественных форм (Георгиевский собор Юрьева монастыря), непринуждённо живописны асимметричные выложенные из плитняка постройки Пскова. Архитектура Древней Руси замечательна своей правдивостью, ясным выявлением конструкции и пространственной организации здания в его облике. После полувекового перерыва в архитектурном развитии (1240-90-е гг.), вызванного монголо-татарским нашествием, главными архитектурными центрами становятся Новгород, Псков, Москва, своеобразно развивающие древнерусские традиции. С объединением русских земель под властью Москвы складывается единая русская архитектурная школа. Ансамбль Московского Кремля явился прообразом для кремлей других городов и послужил ядром радиально-кольцевой структуры растущей Москвы. Ярко своеобразен тип шатровых храмов-башен, сложившийся в 16 в. (церковь Вознесения в с. Коломенском, ныне в черте Москвы). Для русской архитектуры 17 в. характерны многообразие форм, праздничная живописность. Наряду с каменной архитектурой большое место занимало деревянное зодчество, достигшее в 17-18 вв. высокого совершенства (церкви: Преображенская в Кижском погосте, Успенская в с. Кондопога и др.).

В странах Западной и Центральной Европы с возрождением городов в конце 10 в. начинает развиваться тип каменного жилого дома в 2-3 этажа с мастерскими и лавками внизу. Складывается архитектура романского  <http://sapr.mgsu.ru/biblio/arxitekt/_private/architect.style/romansky.htm>стиля. В культовой архитектуре появляются монастырские комплексы с замкнутыми двориками, окруженными аркадами ("клуатры"), и с массивными тяжёлыми храмами базиликального типа. Во 2-ой половине 12 в. во Франции зародилась архитектура готики  <http://sapr.mgsu.ru/biblio/arxitekt/_private/architect.style/gotika.htm>, отразившая наиболее высокий этап развития производительных сил феодального общества и усиление городов, с которым связано возникновение новых типов общественных зданий (ратуши, дома ремесленных цехов и гильдий). Массивные конструкции заменила каркасная система, в которой с предельной рациональностью используется материал; освобождается пространство интерьера, получающее активное развитие по вертикали (соборы: в Париже, Реймсе и Амьене - во Франции; во Фрейбурге и Кельне - в Германии; в Кентербери - в Великобритании; в Бургосе - в Испании; в Праге, Кракове). В жилищном строительстве наряду с каменными конструкциями применяется фахверк - деревянный каркас, заполненный кирпичом или камнем.

В развитие архитектуры эпохи феодализма большой вклад внесли народы арабского Востока. Крупными центрами феодальной культуры были города Средней Азии - Бухара, Мера, Термез, Хива, Самарканд. Их монументальные здания - крытые рынки, караван-сараи, медресе, купольные мечети и мавзолеи - возводились из обожжённого кирпича с широким использованием в облицовке т. н. керамической резной мозаики (ансамбли Шахи-Зинда и площади Регистан, мавзолей Гур-Эмир - в Самарканде). Строгая симметрия композиции выделяла крупные торговые и культовые сооружения среди живописных кварталов низких глинобитных или сырцовых жилых построек.

Важный этап развития архитектуры связан с культурой Возрождения, возникшей в начале 15 в. в городах Тосканы (Италия) и развивавшейся в 15-16 вв. во многих странах Западной и Центральной Европы. Социально-экономических процесс разложения феодальных и становления буржуазных отношений породил мощное культурное движение. Средневековый религиозной идеологии был противопоставлен гуманизм, который искал опору в античном наследии, что ярко отразилось в архитектуре общественных зданий, дворцов, загородных поместий. Строителя-ремесленника сменяет широко образованный специалист-архитектор, опирающийся на все достижения современной ему культуры. Непроизвольно возникавшей асимметрии постепенно развивавшихся ансамблей были противопоставлены ясные, завершенные геометрические системы как выражение волевого, организующего начала (новый подход к архитектуре выражен в палаццо - типе дома-дворца, в котором каждому элементу присуща выраженная законченность, проявляющаяся и в сосредоточенности здания вокруг замкнутого симметричного двора, и в строгой симметрии фасада).

 

Развитие строительного образования


Строительное образование - высшее, среднее и профессионально-техническое образование, имеющее целью подготовку специалистов для проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений различного назначения.

Строительное искусство зародилось в глубокой древности. Подготовка строителей вначале осуществлялась под руководством мастеров непосредственно в процессе строительства различных сооружений, в Древней Греции и Древнем Риме появились специальные школы <http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0134586:article>, дающие архитектурное образование.

Истоки строительного образования в России относятся к 10 в. Обучение мастеров-строителей осуществлялось непосредственно на стройке.

В 1724 по предписанию Петра I в Москве было создано несколько архитектурных команд, ученики которых изучали арифметику, черчение, рисование и получали практические навыки по архитектуре, ремонту и перестройке зданий. По мере совершенствования мастерства их производили в сержанты (что давало право проектировать и строить), из сержантов - в гезели (производители работ).

М.Ф. Казаков основал в Москве архитектурную команду, которая в 1788-89 была реорганизована в Первое архитектурное училище, а с 1814 - в Московское дворцовое архитектурное училище.

В 1773 в Петербурге учреждено горное училище (впоследствии Ленинградский горный институт), студенты которого изучали проектирование и строительство каменных и деревянных плотин, шлюзов, фундаментов и т.д. В училище в начале 19 в. преподавал И.И. Свиязев - автор первого русского руководства по архитектуре (с основами строительного искусства).

В горнозаводских школах Урала, особенно в Екатеринбургском училище, кроме горного производства, изучались также механика <http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01128:article>, архитектура, фортификация и др. предметы строительного искусства.

Для подготовки инженеров по строительству дороги искусственных сооружений в 1809 в Петербурге основан институт корпуса инженеров путей сообщения (впоследствии Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта). В институте изучались математика, геодезия <http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0133951:article>, рисовальное искусство и архитектура, производство строительных работ, основы механики и гидравлики, составление проектов и смет и др., проводилась практика по строительству. Институт окончили ставшие впоследствии известными учёными и инженерами, построившими крупные сооружения и создавшими научно-педагогические школы: М.С. Волков (строительное искусство), С.В. Кербедз и Н.Ф. Ястржембский (организаторы механической лаборатории по испытанию материалов), Ф.С. Ясинский (теория упругости), П.П. Мельников (прикладная механика), П.И. Собко, Д.И. Журавский и Н.А. Белелюбский (строительная механика).

Первым специализированным высшим учебным заведением по подготовке кадров для строительства инженерных сооружений было училище гражданских инженеров, основанное в 1832 в Петербурге, с 1882 - институт гражданских инженеров (ныне Ленинградский инженерно-строительный институт). Изучение теоретических курсов сочеталось с практическими и лабораторными работами, курсовым проектированием, практикой на строительных объектах. В институте были созданы научно-педагогической школы по проектированию и строительству жилых, гражданских и промышленных зданий, санитарно-технических устройств и др. (В.В. Эвальд, С.Б. Лукашевич, В.А. Косяков, И.А. Евневич, А.К. Павловский и др.). В начале 20 в. началась специализация в подготовке инженеров строительного профиля, и с 1905 институт стал выпускать инженеров-архитекторов, инженеров санитарной техники и дорожников.

В 1907 в Петербургском политехническом институте открылось инженерно-строительное отделение (с гидротехническим и сухопутно-дорожным подотделениями), где сформировались научно-педагогические школы в области механики сыпучих тел, гидравлики и гидротехники (С.П. Белзецкий, В.Л. Кирпичёв, Б.Г. Галёркин, К.Г. Ризенкампф, Б.А. Бахметсв, Н.Н. Павловский).

В 1902 в Москве академик И.А. Фомин организовал первые женские строительные курсы, а в 1905 профессор Н.В. Марковников открыл женские техническо-строительные курсы. В 1909 эти курсы объединились и в 1916 были преобразованы в женский политехнический институт с архитектурными и инженерно-строительными отделениями (после Октябрьской революции 1917 - Московский политехнический институт, затем Московский институт гражданский инженеров). Выпускникам института присваивались звания инженера-архитектора или инженера-строителя.

Существенную роль в становлении строительного образования сыграли основанные в Москве в 1905 среднее строительное училище и в 1907 среднее строительное училище Товарищества инженеров и педагогов, членами которого были В.Н. Образцов, Е.Р. Бриллинг, И.В. Рыльский, А.Е. Ильин и др. (в 1921 на базе этих училищ создан Московский практический строительный институт, объединённый затем с Московским институтом гражданских инженеров).

В 1907 в Московском высшем техническом училище (МВТУ) введено преподавание курса архитектуры (проектирование, конструирование и строительство зданий и инженерных сооружений), в 1918 открылся инженерно-строительный факультет с архитектурным отделением (в 1924 в состав факультета влился Московский институт гражданских инженеров), который стал центром подготовки инженеров-строителей. Значительный вклад в развитие строительного образования внёс основанный в 1896 Московский институт инженеров транспорта (МИИТ).

В 30-е гг. созданы самостоятельные инженерно-строительные институты и в ряде политехнических институтов - строительные факультеты; началась подготовка инженеров-строителей на вечерних и заочных факультетах. Учебные планы строительных специальностей (промышленное и гражданское строительство, гидротехническое строительство речных сооружений, гидроэлектростанций, портов и водных путей, теплогазоснабжение и вентиляция, водоснабжение и канализация, строительство железнодорожных путей и путевое хозяйство, автомобильные дороги, мосты и тоннели, производство строительных изделий и конструкций и др.) включают общенаучные дисциплины (общественные науки <http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0112:article>, иностранный язык, высшая математика, физика, химия <http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01339:article>, теоретическая механика <http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:01135:article> и др.), общеинженерные (инженерная геодезия, сопротивление материалов, строительная механика, электротехника, теплотехника, гидравлика и др.) и специальные (архитектура, строительные конструкции, водоснабжение, канализация, теплогазоснабжение, вентиляция, технология строительного производства, организация, планирование и экономика <http://lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0124925:article> строительства, автоматика и автоматизированные системы управления, вычислительная техника и т.д.).

Широко известны русские научно-педагогические школы по строительной механике и строительным конструкциям (Н.С. Стрелецкий, А.Ф. Лолейт, А.А. Гвоздев, В.З. Власов, Н.М. Беляев, А.Ф. Смирнов, И.П. Прокофьев, И.М. Рабинович, Е.О. Патон, Л.И. Онищик, Г.Г. Карлсен, К.В. Сахновский и др.), по гидротехническому строительству и гидравлике (Б.Е. Веденеев, В.Е. Ляхницкий, М.М. Гришин, Р.Р. Чугаев и др.), по механике грунтов (Н.М. Герсеванов, В.А. Флорин, Н.Я. Денисов, Н.А. Цытович, Н.Н. Маслов и др.).

Развитие ПГС


Как расшифровывается ПГС, что за собой несет эта аббревиатура?

Специальность 270102.65 - "Промышленное и гражданское строительство" утверждена приказом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 05.03.94 г. № 180.

Промышленное и гражданское строительство - область материального производства, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на решение комплексных задач, связанных с проектированием, возведением" эксплуатацией и реконструкцией промышленных, гражданских, жилых и других объектов.

Промышленное и гражданское строительство, это два различных направления в строительной отрасли, поскольку к строительству гражданского и промышленного объекта нужны совершенно разные подходы. Оба направления используют одни и те же материалы и методы при строительстве, но между ними существует ряд отличий.

Все общественные сооружения и жилые здания являются объектами гражданского строительства. Производственные корпуса, складские комплексы и перерабатывающие цеха и т.д. - всё это относиться к промышленным объектам.

При строительстве промышленного или гражданского объекта, проект проходит последовательно все стадии: от проектировки до подписания акта сдачи объекта. При проектировании здания во внимание принимаются все пожелания в эргономических и конструктивных особенностях, а так же учитываются все требования СНиПов и ГОСТов.

Объекты профессиональной деятельности, виды проф. /деятельности


Объекты профессиональной деятельности:

разработка проектной, проектно-издательской и проектно-сметной документации, возведение зданий, сооружений, инженерных коммуникаций и санитарно-технических систем, эксплуатация и ремонт строительных объектов промышленного, гражданского и жилищного назначения.

Виды профессиональной деятельности.

Специалист в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

o     проектно-конструкторская;

o     организационно-управленческая;

o     производственно-технологическая;

o     экспериментально-исследовательская.

         Возможные должности, занимаемые выпускниками.

Руководители строительных и проектных организаций, главные специалисты, прорабы, мастера, руководители предприятий жилищно-коммунального хозяйства, работники управлений строительства и архитектуры муниципальных образований и др.

         Что подвергло меня поступить на эту специальность?

Мне нравится эта профессия. Нравятся дисциплины по строительству, проектированию различных зданий и сооружений.

Специальность нелегкая, но интересная и востребованная на рынке труда.

Работать планирую в проектных организациях.

         Отзывы о профессии различных людей (форум).

Боюсь, что эта специальность имеет прямое отношение к стройке. Все прорабы - в основном ПГС-ники. Но кроме того, можно работать инженером-т.е. составлять сметы, готовить чертежи (в проектном институте, например) Но ПГС может иметь и специализацию - например, технология материалов и конструкций, автодороги, градостроение и т.д.

Если Вас интересует, может ли ПГСник заниматься собственно постройкой дома (т.е. начертить проект, рассчитать объем материалов, сделать разводку воды и канализации и т.д.) - то да, может.

ПГС - это ПРОМЫШЛЕННОЕ и гражданское строительство. Специальность снова станет отличной, когда кризис закончится. Сейчас трудно. Я инженер-проектировщик, работаю как ИП по договорам. Работа есть, но вот заработанные деньги получить (даже можно сказать - вытрясти) с заказчиков за нее довольно трудно. Выдирать приходится клоками и с боем.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!