Воспитание основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    93,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Воспитание основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности

Министерство образования и науки Российской Федерации

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного

учреждения высшего профессионального образования

«Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко» в г. Ижевске

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин









Курсовая работа

Воспитание основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности


Выполнил:

студентка 3 курса «ПиМНО»

Игнатова Анна Игоревна





Ижевск 2013

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности

1.1 Сущность понятия «национальная культура»

1.2    Психофизиологические особенности учащихся второго класса

.3      Педагогические условия воспитания основ национальной культуры у учащихся второго класса

Выводы по 1 главе

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности

.1 Организация опытно-экспериментальной работы. Констатирующий этап

.2 Воспитание основ национальной культуры у учащихся второго класса посредством изодеятельности

.3 Контрольный этап. Анализ результатов исследования

Выводы по 2 главе

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Актуальность. В России проживает множество народов, каждый из которых невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни этого народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории. Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о предоставлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства.

Национальное воспитание является одной из важных составляющих проблемы воспитания личности. Эта проблема весьма многогранна.

В опыте каждой нации, любого малочисленного народа, есть свое неповторимое, добытое собственной мыслью, собственными усилиями, собственной национальной энергией. Знакомство и приобщение к культуре, традициям, обычаям других народов делает человека более обогащенным и духовно, и эмоционально.

Сегодня не вызывает сомнения мысль о том, что определяющим в работе общеобразовательной школы должен стать принцип диалектического единства общечеловеческого и национального; политика национальной замкнутости, искусственной самоизоляции, равно как и идея национального превосходства, неизбежно ведет к духовному оскудению, к серьезным нравственным потерям.

Культура народа располагает разнообразными формами своего сохранения и выражения, а также признаками национальной принадлежности (язык, история, литература, музыка и т.п.). Существует и такой источник сохранения, как фольклор, аккумулирующий вкусы, склонности, интересы народа; его мировоззренческие, нравственно-эстетические, исторические, философские, художествено-эстетические взгляды. В фольклоре отражены представления народа о целях, задачах, содержании и средствах воспитания.

Национальная образовательная и воспитательная системы в России всегда строились на основе особой ментальности. Эта особенность носит национально ориентированный характер, который проявляется в том, что человек думает и как он поступает. Национальная система воспитания определяется национальным менталитетом, демонстрирующим свои ценности миру в целом, другому народу, другому человеку. Проблема национальных ценностей в образовании, региональное своеобразие воспитания должны рассматриваться на основе общечеловеческих, философских, гуманистических подходов. С точки зрения ученых, национальное воспитание и образование являются органической частью развития общества. Национальные ценности только тогда становятся ценностями образования, когда они не допускают противопоставления одного ребенка другому, когда они учат каждого из них понимать национальные чувства другого, видеть величие и историческую значимость вклада каждого народа в культуру и духовное развитие человечества. Школа способна не только решить проблему использования национальных ценностей как средства объединения детей на уровне человеческого эмоционально-насыщенного общения, но и раскрыть перед каждым из них возможности внесения своего вклада в укрепление и обогащение этих ценностей. Благодаря образованию и воспитанию каждый ребенок может понять, как можно научиться использовать то, что до тебя и для тебя наработано, открыто, достигнуто, решено, и то, что ты лично можешь для себя, для своего народа, для своей страны сделать. Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие народы, другие семьи и других людей.

Актуальность проблемы определяется возросшими требованиями к самосовершенствованию, саморазвитию личности, ее эстетической культуры; необходимостью наибольшего использования национально-особенного в культурном достоянии народа, в целях овладения личностью богатством общечеловеческой культуры.

В исследовании затронуты такие темы как сущность понятия национальной культуры, психофизиологические особенности учащихся в начальной школе, педагогические условия национального воспитания, взаимосвязь школы и семьи, а также создание среды способствующей воспитанию основ национальной культуры.

Научная проблема исследования заключается в том, как организовать работу по воспитанию основ национальной культуры детей младшего школьного возраста в процессе изобразительной деятельности.

Объектом данного исследования является процесс воспитания основ национальной культуры.

Предмет исследования - это педагогические средства изобразительной деятельности, способствующие воспитанию основ национальной культуры.

Цель исследования заключается в выявлении и экспериментальной проверке возможности воспитания основ национальной культуры в процессе изобразительной деятельности.

В соответствии с поставленной целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи:

·        Охарактеризовать понятие национальной культуры;

·        Выявить влияние изобразительной деятельности на воспитание основ национальной культуры;

·        Создать и апробировать комплекс занятий по изобразительной деятельности необходимых для национального воспитания и рекомендовать данное исследование учителям начальных классов, руководителям изобразительной деятельности и родителям.

Гипотеза заключается в том, что развитие национального воспитания у детей в начальной школе может осуществляться посредством изобразительной деятельности.

Противоречие возникает между необходимостью воспитания основ национальной культуры и отсутствием целенаправленной программы по изобразительной деятельности.

Так же мы определили методы исследования:

1.      Теоретические методы применяются при изучении письменных источников и при проектировании практики. К этим методам относятся: анализ литературы, синтез, сравнение, обобщение, классификация, схематизация, интеграция, моделирование.

2.      К практическим (эмпирическим) методам относятся: все виды экспериментов; наблюдение, опрос, тест; беседа, изучение продуктов деятельности.

.        Методы математической обработки - это количественные, качественные расчеты.

Базой исследования является 2 «А» класс Муниципального общеобразовательного учреждения гимназия.

финансовый ликвидность кредитоспособность

Глава 1. Теоретические основы воспитания основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности

1.1    Сущность понятия «национальная культура»

Структура культурной жизни России представляет своеобразную триаду. Во-первых, это отечественная, общенациональная культура как составная часть мировой культуры; во-вторых, смешанная культура, рождающаяся в национальных образованиях на территории России на основе взаимодействия проживающих здесь представителей различных наций и народностей; и в-третьих, собственно национальная культура живущей в регионе нации.

Национальная культура - душа народа. Национальные ценности в духовной сфере - огромное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый резерв воспроизводства общечеловеческих ценностей, культурных и нравственных традиций народов, процесса общенационального созидания. Культура сегодня существует в национальной форме самовыражения. Национальное же рождается из конкретно-исторических особенностей жизни народа, его биосоциальной сущности.

Национальная культура - это совокупность символов, верований убеждений ценностей, норм образцов поведения, которые характеризуют духовную жизнь человеческого сообщества в той или иной стране, государстве. В государстве однородном в лингвистическом и этническом отношении может быть одна национальная культура. Однако в большинстве стран земного шара имеется несколько национальных культур, как правило, в этих странах можно выделить культуру большинства населения и национальных меньшинств, между которыми устанавливаются либо отношения диалога, либо культурных конфликтов.

Являясь социальным организмом, социальной общностью, нация самостоятельно определяет свое культурное развитие, но при этом следует учитывать чрезвычайно важный фактор - мировую культуру, влияющую на это развитие. Рассматривая национальную культуру во всем богатстве ее содержания и многообразии красок, как закономерную ступень в развитии мировой культуры и необходимый вклад в общечеловеческую цивилизацию, можно определить ее как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого (мирового), переработанного и освоенного национальным. Отсюда наблюдается два вида развития каждой национальной культуры: во-первых, как неповторимой, уникальной по форме, и, во-вторых, как части мировой культуры, осознающей и проявляющей себя в ней. Но и в том и в другом случае она содержит и выражает в той или иной форме общечеловеческое начало.

Самая главная и самая привлекательная особенность национальной культуры - это ее удивительное разнообразие, самобытность и неповторимость. Развивая особенности своей культуры, нация избегает подражания и униженного копирования, создает свои формы организации культурной жизни. Если культура не имеет особого, только ей присущего аромата, она подобна безликому человеку. Как и любое проявление индивидуальности, самобытность национальной культуры обогащается одновременно с общим расцветом нации, уверенностью в своем будущем месте в мировой цивилизации.

У каждой национальной культуры есть свои плоды: духовные обретения и открытия, свои драмы и трагедии, свое видение мира. Развитие ее совершается не в стерильной колбе, а в условиях социальных противоречий, борьбы прогрессивных традиций с отсталыми и консервативными явлениями. Свое будущее каждый народ сегодня связывает с национальной культурой, являющейся для него гарантом жизни и интеграции в общемировую культуру. Эта идея обладает своей имманентной логикой: именно она поддерживает духовный и интеллектуальный потенциал нации, выступает импульсом творческой деятельности человека, укрепляет духовное здоровье народа, создает его национально-нравственный идеал.

Каждая национальная культура принадлежит всему человечеству и обязана самовыразиться перед всем миром. Каждой из наших национальных культур еще предстоит сказать свое слово в мировой культуре нового времени. Ведь единой национально-культурной модели нет. Прибалтийским государствам присуща своя культурная модель, республикам среднеазиатским - другая и т. д. Но каждая из этих культур идет своим оригинальным и своеобразным путем к общечеловеческим ценностям.

Без общения и открытости нация обречена на ограниченную культурную жизнь, в известном смысле - на культурное обнищание. Опасный путь культуры в самоизоляцию ведет к затхлой, ограниченной провинциальности, тормозит встречу с мировой цивилизацией. Даже из школьной физики известно, что система, не потребляющая энергии извне, обречена на «крутую» энтропию, на вырождение и распад. Замкнутых культур нет, они задохнутся в отдельных национальных норах. Культура - словно ожерелье из ряда культур-жемчужин. В духовно взаимосвязанном мире каждая национальная культура многочисленными нитями неизбежно связана с другими и зависит от них. Помышлять о своей изолированной культуре - это не только дань национальному мещанству и бессмыслию, это путь к гибельному изоляционизму, самоубийственному для культуры любого народа.

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества. Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным мерилом духовности и эстетической ценности всегда оставался труд. Эстетическое воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно, главным образом, осуществлялось в процессе труда. Возьмем, например, песни бурлаков, ткачих, грузчиков и др. Пряли - пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели... Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики искусно и тонко украшали и любовно отделывали орудия труда. Эти орудия должны были быть не только удобны, но и настолько красивы, чтобы радовать глаз, поднимать настроение. Украшения орудий труда, таких, например, как упряжь, сани, телега, веретено, прялка, гребень, мялка и т.д. и т.п. носили характер массового всенародного художественного творчества. Народ искал радость в труде. В подневольной работе радости, конечно, было мало, но эстетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь труженика, делала жизнь полнокровней.

Столь же высокая, как эстетика быта, была нравственность у простого народа. Самоотверженная любовь к родине и ненависть к угнетателям - характерная черта морального облика трудящегося человека.

Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей. Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они преследовали педагогические цели, одна из которых - умственное развитие детей. Если бы народная система воспитания не проявляла заботу об интеллектуальном развитии подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых, изобретателей, художников и писателей.

Культура является действенным фактором формирования нового международного типа духовного производства, рождающегося в содружестве культур. Общечеловеческие ценности - это не абстрактное понятие, они конкретно воплощаются в каждой национальной культуре. Николай Бердяев говорил: «Качество национальности зависит от раскрывающейся в ней человечности». В наше время, когда в различных странах и на континентах проживают сотни тысяч людей разных национальностей, заброшенных судьбой далеко от своих родных мест, прогрессивная национальная культура призвана от имени тех, кого объединяет общее этническое происхождение или культурное наследие, связывать их духовные интересы, сохранять и поддерживать национальные традиции.

Духовные связи с национальной диаспорой требуют к себе серьезного внимания. Постоянные контакты помогут сохранить живительные силы наций, поддержат национальную культуру как живую целостную систему. Этот процесс международного взаимодействия носителей национальных культур помогает преодолевать существующую тысячелетиями или только что наметившую культурную изоляцию наций и отвечает пробивающей себе дорогу универсальной потребности в сохранении, сбережении и освоении общечеловеческого культурного «генофонда». В этом проявляется сила национальной культуры, как выразителя, охранителя и носителя гуманистических ценностей человечества.

Вполне естественно и закономерно стремление людей к познанию своей самобытной национальной культуры. Значение национального самосознания состоит в том, что оно морально укрепляет человека, пробуждает его интерес к отечественной истории, своим ценностям и традициям. Отрыв от национальных корней неизбежно приводит к духовному оскудению. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Начальная школа непременно должна быть последовательно национальной, это - школа родного языка, естественное продолжение «школы материнской».

1.2    Психофизиологические особенности учащихся второго класса

Младший школьный возраст - это период с 6-7 до 9-10 лет, принято характеризовать как один из кризисов развития, в связи с тем, что в этот период происходят глубокие многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. Именно на этом этапе, ребёнок попадает в новую для него социальную ситуацию, часто испытывает интенсивное умственное, физическое, эмоциональное напряжение, что создаёт предпосылки для перегрузок и развития психосоматических нарушений. Поэтому очень важно организовать процесс обучения в соответствии с психофизиологическими особенностями ребёнка, определяющими его функциональные возможности.

Психические процессы ребёнка в период 6-7 лет ещё во многом не произвольны, что связано с незрелостью регулирующих систем организма, поэтому поддерживать высокий уровень работоспособности длительное время ребёнок не может. В связи с чем, быстро утомляется при физических и умственных нагрузках. Кроме того, ещё продолжается рост и окостенение почти всех костей скелета, которые остаются ещё мягкими и эластичными. Поскольку позвоночный столб очень чувствителен к воздействиям деформирующих факторов, в котором костная основа ещё окончательно не сформирована, коррекция и профилактика нарушений осанки в обязательном порядке должна быть предусмотрена в процессе занятий. Эти особенности детей младшего школьного возраста требуют внимания педагогов, так как накладывают большие ограничения на формы учебных занятий, потому что неподвижное сидение за партой, необходимость длительного поддержания соответствующей позы предъявляют к организму ребёнка неадекватные требования. Поэтому урок должен быть насыщен разнообразными видами деятельности, в процессе выполнения которых стараться избегать длительного сидения учащихся за партой, периодически поддерживая их двигательную активность.

Младший школьный возраст требует определенного уровня психофизиологического развития, обеспечивающего оптимальную адаптацию ребенка к режиму школы и возможность усвоения учебных программ. В этих условиях решающим показателем, определяющим возможность обучения, служит не паспортный возраст, а степень функциональной готовности ребенка к требованиям школы.

Длительность, постепенность и неравномерность развития определяют различия функциональных возможностей организма при взаимодействии с факторами обучения и воспитания, поэтому одной из главных задач является разработка физиологических и психических основ эффективной организации учебного процесса, психофизиологического обоснования новых методик обучения.

Актуальность изучения показателей психофизиологической адаптации младших школьников определяется необходимостью разработки психологически и физиологически обоснованных здоровье сберегающих подходов к созданию педагогических условий для оптимального обучения, воспитания и развития детей на начальных этапах обучения.

До семилетнего возраста у детей можно обнаружить лишь репродуктивные образы-представления об известных объектах или событиях, не воспринимаемых в данный момент времени, причем эти образы в основном статичные.

Продуктивные образы-представления результата новой комбинации некоторых элементов появляются у детей после 7--8-летнего возраста, и развитие этих образов связано, вероятно, с началом обучения в школе.

Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго, особенно в начальных классах, сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки "детскости". Свои наиболее совершенные черты внимание у детей обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка.

В школьные годы продолжается развитие памяти. А.А. Смирнов провел сравнительное исследование памяти у детей младшего и среднего школьного возраста и пришел к следующим выводам:

. С 6 до 14 лет у детей активно развивается механическая память на не связанные логически единицы информации;

. Вопреки распространенному мнению о существовании увеличивающегося с возрастом преимущества запоминания осмысленного материала фактически обнаруживается обратное соотношение: чем старше становится младший школьник, тем меньше у него преимуществ запоминания осмысленного материала над бессмысленным. В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три-четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредствованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Неустойчивы черты характера младшего школьника. Особенно это относится к нравственным чертам личности ребенка. Нередко дети бывают, капризны, эгоистичны, грубы, недисциплинированны. Эти нежелательные проявления личности ребенка связаны с неправильным дошкольным воспитанием.

Несмотря на прогрессивное развитие, система переработки информации 7-8-летних детей не достигает достаточно еще зрелого типа функционирования и к началу обучения в школе ее возможности довольно ограничены. Так, запоминание и опознание геометрических фигур в этом возрасте осуществляется по типу взрослого, а идентификация и различение букв еще затруднены.

Сохраняющаяся в 7-8-летнем возрасте высокая недифференцированная инвариантность опознания становится помехой для идентификации

В 7-8 лет механизмы внимания, как непроизвольного, еще преобладающего в этом возрасте, так и произвольного, носят черты незрелости.

Младший школьный возраст можно рассматривать как значимый период формирования произвольности. Формированием новых механизмов структурно-функциональной организации мозга, создающих условия последовательного осуществления операций по отбору, осмыслению и запечатлению информации, определяется совершенствование процессов запоминания.

Формируются мозговые механизмы, обеспечивающие вербальную деятельность. В формировании графических форм речи (чтение, письмо) существенное значение имеет организация зрительно-пространственной деятельности, тонкая моторика и зрительно-моторная интеграция.

.3 Педагогические условия воспитания основ национальной культуры у учащихся второго класса

Младший школьный возраст - важнейший этап в развитии ребенка. Этот период первичной социализации, приобщения его к миру общечеловеческих ценностей, время установления его отношений с природой, людьми и обществом. Именно в этом возрасте надо стремиться привить ребенку тягу к изучению культуры своего народа и народов всего мира в целом. С чего же начинать? Конечно с того, что известно ребенку «с пеленок», из первых услышанных от матери сказок, песенок, потешек. В этом возрасте у детей существует неосознанная тяга к чудесному, сказочному. К сожалению, наша система школьного воспитания направлена на усредненного ученика, в ней не остается места для чуда. Детская тяга к чудесному часто подавляется повседневной реальностью. Альберт Эйнштейн писал: « Самое прекрасное, что мы можем испытать,- это ощущение тайны. Она - источник всякого подлинного искусства и науки. Тот, кто никогда не испытывал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты…». Войти в сказку, погрузиться в волшебный мир, разрушить границы времени и пространства, почувствовать себя не просто созерцателем, а творцом должны помочь детям занятия по предмету «Народная культура».

Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со знакомства детей младшего школьного возраста с языком, историей и культурой родного края. Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания. Национальное самосознание или этническая идентичность, как осознание своей принадлежности к определенному этносу, продолжает формироваться у человека в начальной школе. Поэтому этот период является важным в становлении основ характера и выработке норм поведения, во многом зависящих от социального окружения.

Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Изучение культуры и традиций своего народа дает возможность освоения культурного пространства региона, позволяет знакомиться не только с образом жизни, но также раскрыть яркую самобытность соседствующих культур, их внутреннее сходство. Для приобщения детей к национальной культуре и традициям своего народа можно организовать предметно-развивающую среду так, чтобы заинтересовать их доступным по содержанию материалом. Создание мини-музея своего народа, где экспонируются подлинные вещи народного быта и прикладного искусства, там же возможно проведение и традиционных выставок: «Национальный орнамент», «Национальные блюда» и др.

Включаем песни и художественное слово национальных поэтов и композиторов в проведение праздников и развлечений в школе («8 Марта», «День защитника Отечества», «День Победы», «Новый год»), что расширяет представления детей о культуре народа, воспитывает любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее.

Педагоги могут провести серию классных часов по теме «Мой город», совместно с учениками составляют альбом с видами города и макет «Улицы, по которым мы ходим». Интегрированные занятия по изобразительной деятельности, выставки городской картинной галереи знакомят детей с народным прикладным искусством, творчеством художников своего региона, позволяет автоматизировать знания языка полученные на занятиях.

В результате постепенно расширяются представления детей о достопримечательностях родного города, государственных и народных праздниках, самобытности культуры, формируется уважение к людям и гордость за свою малую Родину, желание познать красоту национального языка. В этом важна также помощь родителей, так как семья является одним из основных институтов первоначальной социализации детей, осуществляет воспитательную работу на основе традиций родной культуры, влияет на становление личности, обеспечивает активность детей на всех этапах приобщения к народным традициям. Педагог может разработать план работы с родителями, где отражены все формы работы: беседы, консультации, собрания, дни открытых дверей, совместные круглые столы, праздники и развлечения; наглядные формы просвещения (тематические папки - передвижки, информационно - тематические стенды). В результате системной педагогической работы у детей младшего школьного возраста постепенно формируются такие качества личности, как отзывчивость, справедливость, скромность, гордость за свою страну; развиваются волевые качества: умение преодолевать препятствия на пути достижения цели, осознанно выполнять требования взрослых, нормы поведения и правила этикета, в своих поступках следовать положительному примеру.

В методике проведения занятий по предмету Народная культура, важное место в процессе обучения занимает обобщающий момент занятий. Необходимо в конце каждого урока дать задание, которое закрепит в памяти ребенка основные знания, полученные в классе так как, к сожалению, преподаватели до сих пор вынуждены работать без учебников по предмету народная культура. Таким обобщающим моментом может стать выражение полученных впечатлений в процессе рисования, или работе над елками и игрушками. Задания выбираются в связи с изучаемой темой и закрепляют на практике полученный теоретически материал.

Вспомнить с детьми обычаи и обряды предков - значит научить их любви к Родине, уважению к культуре, обрядам обычаям народов, не зря говорят: «Народ не знающий своего прошлого, не имеет будущего.» Уроки народной культуры - это пусть маленький, но очень важный шаг цивилизованное будущее нашей страны. Во всем мире уже пришли к пониманию, что народная культура занимает значительное место в развитии общества. А. Печин, один из основателей объединения «римский клуб», говорит: «Люди начинают все больше опасаться, что в будущем все культуры могут оказаться на одно лицо - причем лицо, как показывает сегодняшний опыт, не слишком уж привлекательное, и что это движение к обезличивающей однородности происходит сейчас. Нам сейчас просто жизненно необходимо начинать работать над воспитанием в детях национального самосознания. Огромный культурный слой, оставленный нам в наследие праславянами, должен послужить детям дверью, которая откроет им дверь в будущее страны».

В ходе занятий необходимо учитывать культурные и этнографические условия, в которых проживают дети. Следует помнить о недопустимости жесткой регламентации деятельности детей и преподавателей, предмет дает возможность раскрыть индивидуальные особенности учителя: если умеешь рисовать - рисуй, умеешь петь - пой и т.д., единая деятельность учителя и учеников позволяет достичь более глубокого эмоционального контакта. Национальное воспитание будет способствовать формированию национального самосознания, даст ребенку понятие о неразрывности человека и природы, человека и нации, различных народов и наций. Поможет развить воображение фантазию, полет мысли, дает возможность раскрыть огромный творческий потенциал, заложенный в каждом человеке.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этнонациональная культура помогает сформировать у детей эмоционально-положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Так же воспитанию основ национальной культуры может поспособствовать оформление тематических стендов.

Дети проводят в школе очень много времени - рано приходят на уроки, остаются в группах продленного дня, занимаются в кружках и в спортивных секциях. Поэтому важно, чтобы дети чувствовали себя в школе комфортно.

В современных школах дети нередко видят картину, которая не очень радует глаз. Приходится выискивать способы украсить помещение, не требующие капитальных вложений. Одним из таких способов может стать оформление стен школы аккуратными информационными стендами.

Всегда существует множество полезной и интересной информации, с которой бы мы хотели познакомить детей. В этом случае можно применить творческие способности учеников разместив всю информацию на удобных стендах. Информационные стенды <#"696463.files/image001.gif">

Рисунок 1 Констатирующий этап эксперимента

человека с высоким уровнем национального воспитания; 6 человек - со средним уровнем; 4 человека - с низким уровнем.

Рисунок 2 Результаты начальной диагностики возможности национального воспитания посредством изодеятельности

На констатирующем этапе эксперимента 23% детей обладало высоким уровнем национального воспитания, 46% - средним, 31% - низким.

Рисунок 3 Контрольный этап эксперимента

5 человек с высоким уровнем национального воспитания; 8 человек - со средним уровнем; 0 человек - с низким уровнем.

Рисунок 4 Результаты диагностики уровня национального воспитания на контрольном этапе

На контрольном этапе эксперимента 38% детей обладало высоким уровнем национального воспитания, 62% - средним, 0% - низким.

Похожие работы на - Воспитание основ национальной культуры у детей младшего школьного возраста посредством изодеятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!