Езиды, курды
Езиды, курды
Прежде всего,
было бы целесообразно обратиться к вопросу самоназвания этого национального
меньшинства. В ходе исследований авторам встречались разные варианты их
самоназвания, обстоятельство, которое обсуждается по сей день, и бытуют
различные мнения. Обращаясь к этому вопросу, мы ни в коем случае не претендуем
на то, что наши версии окончательны и точны.
Часть этого
национального меньшинства в Армении называет себя "езидами", как
этническая общность (этнос). Они отрицают сходство с курдами, подчеркивая, что
езиды не являются курдами. В книге "Национальности Армении",
выпущенной в 2000 г. в первый раз были представлены езиды и курды. В статье про
езидов Джамал Садакян отмечает, что "существует точка зрения, что езиды –
это те же самые курды, но этот факт не обоснован и заслуживает осуждения и
критики. Езиды со своим языком, письменами, религией, обычаями и многими
национальными особенностями являются самобытным и отдельным народом. Ассимиляция
езидов с другими народами означает автоматическое отрицание существования
езидов в течение многих веков". В той же книге приводятся данные, что на
территории Республики Армения сегодня проживают около 60.000 езидов.
Во второй
статье, относящейся к живущим в Армении курдам, Амарике Сардар отмечает, что мы
используем понятие "курды" в широком смысле, подразумевая
курдов-мусульман, так же как ту часть езидов, которые считают себя езидскими
курдами. Вместе с этим известно, что другая часть езидов, которая до сих пор
сохранила свою веру – зороастризм, считает себя отдельным народом.
Автор статьи,
приводя факты всесоюзной переписи населения 1989 г., приводит то же самое число
– 60.000, но в этом случае подразумеваются как мусульманские курды, так и
езиды-курды.
Из этих двух
статей не становится ясным, сколько же на самом деле езидов, езидов-курдов и
курдов-мусульман живет сегодня в Армении. Это важно в сфере изучения или
практики и значения этнокультурных особенностей, связанных с деятельностью
государственных структур, общественных организаций и средств массовой
информации. Более того, горячие дискуссии вокруг данной темы часто принимают
острые формы.
Во время
исследований авторы, общаясь с разными группами населения, часто встречали
подобные явления. Так, часть населения в регионах Талина и Аштарака
Арагацотнского округа, Армавире и Эчмиадзине Араратского округа, большинство
населения Араратского округа, так же как и часть городского и сельского
населения, а также жителей Еревана, называет себя езидами, не принимая
отождествления с курдами. Одновременно в регионе Арагацского и Арагацотнского
марзов, в Ереване и некоторых городах Республики часть населения называет себя
"курдами" с этнической принадлежностью и религией зороастризма.
Большая их часть считает название "езидские курды" легальным и
допустимым.
Трудно
определить общее соотношение между этими двумя группами, у одной из которых
"езидо-курдское" самосознание, у другой – "езидское", без
новой переписи населения. В 1989 г., согласно данным переписи населения 1989 г.
проведенной Советским Союзом, количество езидов составляло 51.9 тыс., а курдов
– 4.2 тыс. человек.
Не углубляясь в
обсуждение этнокультурных аспектов изучаемой проблемы (которые не входят в
основные задачи программы), мы можем только отметить тот факт, что в течение
XIX-XX вв. были проведены многие исследования, которые поднимали вопросы
этнокультурного соотношения езидов и курдов. В исторической, этнографической,
статистической, фольклористической и художественной литературе, изданной в прошлом,
в основном, как правило, были упомянуты курды, а езиды считались отдельным
народом. Нельзя сказать, что у определенной части населения не было
собственного этнического самосознания в указанное время, оно существовало и
проявлялось в некоторых случаях. Тем не менее, в науке существовала
преобладающая тенденция, согласно которой, езиды не считались независимой
этнической единицей.
В наши дни эти
вопросы широко обсуждаются как на научном, так и на общественном уровне.
Сегодня в Республике Армения некоторые авторы по-прежнему выделяют езидов, как
независимый народ, как отдельную этнокультурную общность. На самом деле
существует компактная масса населения, у которой выражено езидское этническое
самосознание, которая не может быть отождествлена с курдским. Иногда они
противоположны друг другу. Езидское этническое самосознание широко
проповедуется некоторыми общественными организациями.
Мы не можем
отрицать тот факт, что в некоторых селах и городах Республики Армения есть
большое количество населения с ярко выраженным курдским самосознанием, но по
религии они считаются последователями Шарфадина. Эта часть населения не
приравнивает этническую принадлежность к религиозной.
Это запутанный
вопрос, и мы не имеем права решать, кто и как должен называть себя. Это право
принадлежит им – народу или той ее части, которая формировалась в течение
многих веков и осознает и решает свою принадлежность к той или иной этнической
общности. Здеь надо проявить абсолютную терпимость. В подобных случаях
дискуссии должны проходить в рамках этики. Мы думаем, что такое отношение
должно быть и со стороны правительственных структур, общественных деятелей и
ученых. Эти этнические общности всегда находились в процессе изменения, и
существуют этносы, находящиеся в процессе формирования, другие скрещиваются,
третьи распадаются на отдельные самостоятельные части, а четвертые срастаются и
создают единый этнокультурный народ. Исторические, политические, экономические,
культурные, религиозные и другие факторы отражаются на этнических процессах, значительность
которых не может быть оставлена без внимания, но мы должны обязательно принять
учесть их во время объяснения и анализа этнокультурных процессов, которые часто
получают политическую актуальность и значимость.
История
появления и распространения езидов и мусульманских курдов в Армении следующая:
Как известно,
основная часть этих народов живет преимущественно в Турции, Иране, Ираке, Сирии
и других странах Азии, и частично в Европе. Как свидетельствуют источники, их
отдельные группы могли появиться на территории исторической Армении в I в.
д.н.э., и на территории сегодняшней Республики Армения – вероятно в начале II
тысячелетия.
Согласно данным
начала XIX в. их число было небольшим. Уже в 1830 г. согласно данным И. Шопена
(после присоединения Западной Армении к России), количество мусульманских
курдов возросло до 10.413 человек, шиитов – 6.435, суннинов – 3.978, и езидов –
324 человека.
Позже, в
результате изменения политических, социально-экономических и территориальных
условий, также как и природного и механического роста, количество и места
распространения национальных групп изменились. Итак, мусульманские курды, в
основном, распространены на территориях, где живут мусульманские народы – на
сегодняшней территории Азербайджана, так же как в той части Армении, где живут
мусульманские турки, называемые азербайджанцами.
В 1926 г.
согласно всесоюзной переписи населения, в Республике Армения жили больше езидов
(курдов), чем мусульманских курдов. Количество езидов (курдов) составляло
12.237 человек, а мусульманских курдов – 3.025 человек. Сравнение сельского и
городского населения показывает, что количество обоих национальных меньшинств
довольно-таки малое.
Народ
Похожие работы на - Езиды, курды
|