Общая картина эволюции мира
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………...3
Глава I. Глобальный эволюционизм………………………….
………...5
Глава II. Антропный принцип в
космологии……………………………8
Заключение ………………………………………………………………11
Литература ……………………………………………………………….14
ВВЕДЕНИЕ
Естественнонаучное миропонимание (ЕНМП) - система знаний о природе,
образующаяся в сознании человека в процессе изучения естественнонаучных
предметов, и мыслительная деятельность по созданию этой системы.
Понятие
"картина мира" является одним из фундаментальных понятий философии и
естествознания и выражает общие научные представления об окружающей
действительности в их целостности. Понятие "картина мира" отражает
мир в целом как единую систему, то есть "связное целое", познание
которого предполагает "познание всей природы и истории..." (Маркс К.,
Энгельс Ф., собр. соч., 2-е изд. том 20, с.630).
В основе
построения научной картины мира лежит принцип единства природы и принцип
единства знания. Общий смысл последнего заключается в том, что знание не только
бесконечно многообразно, но оно вместе с тем обладает чертами общности и
целостности. Если принцип единства природы выступает в качестве общей
философской основы построения картины мира, то принцип единства знаний,
реализованный в системности представлений о мире, является методологическим
инструментом, способом выражения целостности природы.
Система знаний в научной картине мира
не строится как система равноправных партнеров. В результате неравномерного
развития отдельных отраслей знания одна из них всегда выдвигается в качестве
ведущей, стимулирующей развитие других. В классической научной картине мира
такой ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим
аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной
строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического
естествознания, а методология сведения придала всей научной картине мира
явственную физическую окраску. Однако острота этих проблем несколько сгладилась
в связи с глубоким органическим взаимодействием методов этих наук и пониманию
соотнесённости установления того или иного их соотношения.
В соответствии с
современным процессом "гуманизации" биологии возрастает ее роль в
формировании научной картины мира. Обнаруживаются две "горячие точки"
в ее развитии... Это - стык биологии и наук о неживой природе.., и стык
биологии и общественных наук...
Представляется, что с решением вопроса о соотношении социального и
биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы знаний
о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений. Если речь идет о
ЕНКМ, то должны иметься в виду наиболее общие закономерности природы,
объясняющие отдельные явления и частные законы.
ЕНКМ - это
интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучных
знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий
представления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени.
1.
Глобальный эволюционизм
Одна из важнейших
идей европейской цивилизации - идея развития мира. В своих простейших и
неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантовская космогония) она начала
проникать в естествознание еще в ХVIII веке. И уже ХIХ век по праву может быть
назван веком эволюции. Сначала геология, затем биология и социология стали
уделять теоретическому моделированию развивающихся объектов все большее и
большее внимание.
Но в науках о
неорганической природе идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть
до второй половины ХХ века в ней господствовала исходная абстракция закрытой
обратимой системы, в которой фактор времени не играет никакой роли. Даже
переход от классической ньютоновской физики к неклассической (релятивистской и
квантовой) в этом отношении ничего не изменил. Правда, некоторый робкий прорыв
в этом направлении был сделан классической термодинамикой, которая ввела
понятие энтропии и представление о необратимых процессах, зависящих от времени.
Так в науки о неорганической природе была введена “стрела времени”. Но, в
конечном счете, и классическая термодинамика изучала лишь закрытые равновесные
системы. А на неравновесные процессы смотрели как на возмущения, второстепенные
отклонения, которыми следует пренебречь в окончательном описании познаваемого
объекта - закрытой равновесной системы.
И только к концу
ХХ века естествознание находит в себе теоретические и методологические средства
для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов
природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез),
возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение
жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества
(антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального
эволюционизма.
Необходимо
остановиться на выяснении смысла употребления термина "универсальная"
по отношению к понятию "эволюция". Понятие универсальности используют
в двух смысловых значениях: относительном и абсолютном. Относительно
универсальные понятия применимы ко всем объектам, известным в данную
историческую эпоху, абсолютно универсальные применимы как ко всем известным
объектам, так и к любым объектам за пределами данного исторически ограниченного
опыта. На какой же тип универсальности претендует понятие "глобальный
эволюционизм"?
Известно, что такие относительно
универсальные понятия, как качество, количество, пространство, время, движение,
взаимодействие и т.п. являются результатом обобщения истинных теорий,
относящихся как к природе, так и к обществу. Понятие "глобальный
эволюционизм" имеет аналогичное происхождение, являясь обобщением эволюционных
знаний разных областей естествознания: космологии, геологии, биологии. Таким
образом, можно утверждать, что понятие "эволюция", аналогично
изложенному выше, является относительно универсальным. Все такие относительно
универсальные понятия содержат абсолютно универсальную компоненту. Термин
"глобальный" в контекст понятия "эволюция" и указывает на
наличие такой компоненты. "Глобальный эволюционизм" объясняет такое
известное понятие, как, например, "эволюция" и предсказывает новое
понятие, например, "самоорганизация". Главный вопрос состоит в том,
проявляет ли это новое понятие эвристическую функцию при построении новой
фундаментальной теории.
С понятием самоорганизации связывают
некоторые надежды в плане объяснения содержания космологического антропного
принципа. Полагают, что в рамках широкой теории, описывающей процессы
организации в системе Вселенная-Человек, антропный принцип получит объяснение
или даже будет возведен в ранг закона.
Подобная надежда
обусловлена тем, что в современную эпоху можно констатировать наличие
определенного результата такой самоорганизации. Тот факт, что жизнь, разум
пришли к современному состоянию своею отношения с окружающей природой в
процессе организации не вызывает сомнений, исходя из исторического анализа этой
организации на уровне геогенеза, биогенеза, социогенеза
В концепции
глобального эволюционизма Вселенная представляется в качестве развивающегося во
времени природного целого. Вся история Вселенной от “Большого взрыва” до
возникновения человечества рассматривается в этой концепции как единый процесс,
в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции
преемственно и генетически связаны между собой. Космохимия, геохимия, биохимия
отражают здесь фундаментальные переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежности
их превращения в органическую материю.
Концепция
глобального эволюционизма подчеркивает важнейшую закономерность -
направленность развития мирового целого на повышение своей структурной
организации. Вся история Вселенной, от момента сингулярности до возникновения
человека, предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации,
саморазвития материи. Важную роль в концепции универсального эволюционизма
играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных
формообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим
процессом; качественное новый уровень организации материи окончательно
самоутверждается тогда, когда он оказывается способным впитать в себя
предшествующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность
характерна не только для биологической формы движения, но и для всей эволюции
материи. Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного
порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики
развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого.
2. Антропный принцип в космологии
На этом пути
очень важную роль играет антропный принцип. Содержание этого принципа в том,
что возникновение человечества, познающего субъекта (а значит, и предваряющего
социальную форму движения материи органического мира) было возможным в силу
того, что крупномасштабные свойства нашей Вселенной (ее глубинная структура)
именно таковы, какими они являются; если бы они были иными, Вселенную просто
некому было бы познавать. Данный принцип указывает на наличие глубокого
внутреннего единства закономерностей исторической эволюции Вселенной,
Универсума с предпосылками возникновения и эволюции органического мира вплоть
до антропосоциогенеза.
Антропный принцип указывает на
существование некоторого типа универсальных системных связей, определяющих
целостный характер существования и развития нашей Вселенной, нашего мира как
определенного системно организованного фрагмента бесконечно многообразной материальной
природы. Понимание же содержания таких универсальных связей, глубинного
внутреннего единства структуры нашего мира (Вселенной) дает ключ к
теоретическому и мировоззренческому обоснованию программ и проектов будущей
космической деятельности человеческой цивилизации Таким образом, можно
утверждать, что антропный принцип участия фиксирует относительно универсальный
признак (размерность) атрибута пространства, а в силу самосогласованности
системы атрибутов фиксирует тип реальности. Отождествляя наблюдаемость-участие
с представлением Вселенной в виде пространственно-временного явления, возможно
дать модифицированную версию антропного принципа участия:
"Простейшая предгеометрическая
Вселенная должна быть таковой, чтобы было возможно конструирование пространственно-временного
представления ее внутри неё". Отсюда можно вывести, что антропный принцип
участия фиксирует не только тип макроскопической реальности, но и все другие
типы реальности, онтологически независимые, но, согласно концепции "суперпространства",
лежащие в основе первой. Тем самым получает дальнейшее развитие концепция
онтологического негеоцентризма: антропный принцип констатирует отбор содержания
относительно универсальных признаков, соответствующих типов реальности,
связанных между собой. Возникновение, генезис Вселенной означает
конституирование объективного содержания понятия Вселенной в форме мышления
человеческой цивилизации.
Итак, анализ
концепции антропного принципа участия показывает, что
здесь в логически резюмированном виде
представлена эволюция, историячеловекского знания и познания и на конкретных
примерах вскрыта диалектика содержания и формы познания Человеком нашей
Вселенной. Глобальный эволюционизм проявился здесь в предсказании таких
понятий, как "самосоотносимость", "наблюдаемость",
"необратимость", "неравновесность". В этой концепции
эволюции подвержен сам процесс познания: "Физика, наконец, становится
столь же историчной, как сама история". Обращение к истории дало толчок к
самосознанию физикой самой себя, к выработке нового типа физической
рациональности, или, выражаясь словами И.Пригожина и И.Стенгерс, нового диалога
человека с природой.
В настоящее время идея глобального эволюционизма - это не только
констатирующее положение, но и регулятивный принцип. С одной стороны, он дает
представление о мире как о целостности, позволяет мыслить общие законы бытия в
их единстве и, с другой стороны, ориентирует современное естествознание на
выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее
структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.
заключение
Один из старинных
девизов гласит: “знание есть сила” Наука делает человека могущественным перед
силами природы. С помощью естествознания человек осуществляет свое господство
над силами природы, развивает материальное производство, совершенствует
общественные отношения. Только благодаря знанию законов природы человек может
изменить и приспособить природные вещи и процессы так, чтобы они удовлетворяли
его потребности.
Естествознание -
и продукт цивилизации и условие ее развития. С помощью науки человек развивает
материальное производство, совершенствует общественные отношения, образовывает
и воспитывает новые поколения людей, лечит свое тело. Прогресс естествознания и
техники значительно изменяет образ жизни и благосостояние человека,
совершенствует условия быта людей.
Естествознание –
один из важнейших двигателей общественного прогресса. Как важнейший фактор
материального производства естествознание выступает мощной революционизирующей
силой. Великие научные открытия (и тесно связанные с ними технические
изобретения) всегда оказывали колоссальное (и подчас совершенно неожиданное)
воздействие на судьбы человеческой истории. Такими открытиями были, например,
открытия в ХVII в. законов механики, позволившие создать всю машинную
технологию цивилизации; открытие в ХIХ в. электромагнитного поля и создание
электротехники, радиотехники, а затем и радиоэлектроники; создание в ХХ в,
теории атомного ядра, а вслед за ним - открытие средств высвобождения ядерной
энергии; раскрытие в середине ХХ в. молекулярной биологией природы
наследственности (структуры ДНК) и открывшиеся вслед возможности генной
инженерии по управлению наследственностью; и др. Большая часть современной
материальной цивилизации была бы невозможна без участия в ее создании научных
теорий, научно-конструкторских разработок, предсказанных наукой технологий и
др.
В современном мире наука вызывает у
людей не только восхищение и преклонение, но и опасения. Часто можно услышать,
что наука приносит человеку не только блага, но и величайшие несчастья.
Загрязнения атмосферы, катастрофы на атомных станциях, повышение радиоактивного
фона в результате испытаний ядерного оружия, “озонная дыра” над планетой,
резкое сокращение видов растений и животных – все эти и другие экологические
проблемы люди склонны объяснять самим фактом существования науки. Но дело не в
науке, а в том, в чьих руках она находится, какие социальные интересы за ней
стоят, какие общественные и государственные структуры направляют ее развитие.
Нарастание
глобальных проблем человечества повышает ответственность ученых за судьбы
человечества. Вопрос об исторических судьбах и роли науки в ее отношении к
человеку, перспективам его развития никогда так остро не обсуждался, как в
настоящее время, в условиях нарастания глобального кризиса цивилизации. Старая
проблема гуманистического содержания познавательной деятельности (т.н.
“проблема Руссо”) приобрела новое конкретно-историческое выражение: может ли
человек (и если может, то в какой степени) рассчитывать на науку в решении
глобальных проблем современности? Способна ли наука помочь человечеству в
избавлении от того зла, которое несет в себе современная цивилизация
технологизацией образа жизни людей?
Наука - это
социальный институт, и он теснейшим образом связан с развитием всего общества.
Сложность, противоречивость современной ситуации в том, что наука, безусловно,
причастна к порождению глобальных, и, прежде всего, экологических, проблем цивилизации
(не сама по себе, а как зависимая от других структур часть общества); и в то же
время без науки, без дальнейшего ее развития решение всех этих проблем в
принципе невозможно. И это значит, что роль науки в истории человечества
постоянно возрастает. И потому всякое умаление роли науки, естествознания в
настоящее время чрезвычайно опасно, оно обезоруживает человечество перед
нарастанием глобальных проблем современности. А такое умаление, к сожалению,
имеет подчас место, оно представлено определенными умонастроениями, тенденциями
в системе духовной культуры.
3. Крымский С.Б., Кузнецов В.И.
Мировоззренческие категории в современном естествознании. Киев, 1983
4. Мостепаненко А.М. Физика и
космология XX века: от субъективной диалектики к объективной //Материалистическая
диалектика и пути развития естествознания. Л., 1987
- Пановкин Б.Н. Принципы самоорганизации и проблемы
происхождения жизни во Вселенной. С. 62.
- Пинмкин Б.Н. Принципы самоорганизации и проблемы
происхождения жизни во Вселенной //Проблема поиска жизни во Вселенной. М.,
1986
- Степин В.С. Философская антропология и философия
науки. - М.,1992
8.
Уилер Дж. Кнант и Вселенная // Астрофизика,кванты
итеория относительности. М., 1982