«Здоровый» портрет
«Здоровый» портрет
Александр Мидовский
Из
всех задач обработки изображений самая востребованная — портретная ретушь.
Этому есть простое объяснение: главные объекты фотосъёмки — люди. Вспомните
«Солярис» Тарковского: «Человеку нужен человек!» Себе подобные всегда
интереснее, что подтверждают бегемоты в зоопарке и думские депутаты,
занимающиеся исключительно своими проблемами, несмотря на пристальное внимание
окружающих.
Почему
в рекламе не переводятся «весёлые кефирщики», бабули из деревни и розовощекие
малыши? Ну, какие эмоции может вызвать пасторальный пейзаж — тоска... Другое
дело — физиономия с нетривиальным выражением или замысловатая поза! Гнев,
страх, радость, умиление — лицо способно выразить (и вызвать!) любые эмоции,
чем активно пользуется жёлтая пресса. Образ человека обладает огромной
убеждающей силой, и сексуальный аспект тут играет важную роль: есть лица и
фигуры, на которые просто приятно смотреть. На том стоит модельный бизнес.
Не
забудем о бессознательном восприятии: мы всегда оцениваем образ человека — его
физическое и эмоциональное состояние, здоровье и привлекательность. Так
формируется отношение к человеку (точнее, к созданному образу).
Значительное
внимание мы уделяем признакам здоровья анализируемого субъекта. Попробуем
сформулировать, что же такое визуальный образ здоровья и как его «выводят»
ретушёры.
1)
Фигура, соответствующая половозрастным особенностям субъекта. (Убрать лишних 10
кило для Photoshop давно не проблема. С женской фигурой, конечно, возни
побольше, но «волшебных» колготок или «бюстгалтеров на подтяжках» точно не
понадобится)
2)
Лицо — симметрия, правильность черт. Биологи утверждают, что это признаки
благоприятного сочетания генов. Конечно, перекошенная физиономия не украшает, но
возникает этическая проблема: на фото любое лицо можно сделать идеальным, но
вправе ли мы тогда говорить о принадлежности его конкретному человеку?
Вспомните историю с портретом Дориана Грэя.
3)
Кожный покров — чистота, отсутствие шрамов, дефектов и т. п. Я уже писал об
алгоритмах т. н. «гламуризации», а в Photoshop CS2 она выполняется на
принципиально новом уровне.
4)
Отсутствие признаков болезней и других проблем (мешков под глазами, слишком
глубоких морщин, родимых пятен).
5)
Зубы — их наличие и белизна. Несложная, но обязательная операция для ретуши.
6)
Волосы, прическа, растительность на лице. Убрать лишнее, закрасить седину,
пересадить волосы с одного места на другое — не самые тривиальные операции.
В
практической части колонки продемонстрирую интересный приём локализации лиц,
кожных участков в изображении и создания эффекта загара.
***
Цветоразностная
маска
Цветовой
тон кожи человека можно охарактеризовать как красный, точнее —
оранжево-красный. В модели RGB лицо — наиболее светлое в канале Red (красном),
а наиболее тёмное в канале Blue (синем). Поскольку каналы RGB сильно
коррелируют по светлоте, если из 100% канала красного вычесть 100% синего,
получим цветоразностный красно-синий канал (R-B), в котором кожные участки
будут наиболее светлыми. Если аналогично из канала зелёного вычесть канал
красного, получится инструмент для выделения зелени в изображении (G-R). А если
нужно выделение для неба, можно использовать (B-R) или даже (B+G-2R). Остаётся
только вывести требуемые области в чистый белый цвет, а окружение — в чёрный и
цветоразно-стная маска готова.
Идея
не нова, её давно используют в научных приложениях для локализации лиц в
задачах распознавания. Но кто мешает применять те же методы для ретуши?!
Цветоразностные маски имеют большой потенциал для алгоритмов работы в
Photoshop.
***
Эффект
загара
Принцип
создания прост: берём дубликат изображения, накладываем в режиме Multiply
(умножение) и подкрашиваем командой Color Balance для придания золотистого
оттенка. Но без использования специальной маски эффекта не добиться! Её-то мы и
создадим как цветоразностный канал R-B. Возьмём фото на рис. 1 — ни малейших
признаков загара. 1) Создаём корректирующий слой Channel Mixer. Можно, конечно,
обойтись командой, но слой удобнее для экспериментов.
2)
В диалоговом окне Channel Mixer включаем опцию Monochrome и настраиваем веса
каналов Red +100%, Green 0%, Blue -100% (рис. 2). Получаем изображение на рис.
3. (Если же лицо на фоне зелени, лучше взять Red +100%, Green -100%, Blue 0%.)
3)
Сводим видимое ч/б изображение (цветоразностную маску) в слой командой
контекстного меню палитры Layers, Merge Visible, удерживая <Alt>. Это
позволяет применять к нему тоновую коррекцию.
4)
Применяем к полученному ч/б слою команду Image, Adjustment, Levels и белой
пипеткой (рис. 4) щёлкаем по лицевой части. Нужно найти такую точку, при
которой лицо станет полностью белым, а окружающий фон — чёрным. Цветоразностная
маска готова (рис. 5).
5)
Загружаем любой цветовой канал как выделение. Для этого в палитре Channels
щёлкаем, например, но каналу красного <Ctrl>.
6)
Выключаем все созданные слои (можно даже их удалить).
7)
Дублируем исходное изображение.
8)
Применяем к слою-дубликату наше выделение как маску щелчком по кнопке в палитре
Layers (рис. 6).
9)
Назначаем слою режим наложения Multiply (рис. 6). Эффект затемнения в лице уже
заметен, но остаётся добавить оттенок для загара.
10)
Применяем к слою-дубликату команду Image, Adjustment, Color Balance. He
промахнитесь, вам нужен именно слой, а не его маска!
11)
В диалоговом окне Color Balance тянем нижний ползунок (жёлто-синий) в сторону
жёлтого (Yellow) (рис. 7). Имеет смысл также снять опцию Preserve Luminosity
(Сохранять яркость). Во избежание слишком «желтушного» эффекта иногда
приходится незначительно подвинуть верхний регулятор в сторону красного (Red).
Результат
— на лице (рис. 8). Усилит эффект дублирование слоя, ослабит непрозрачность.
Иногда цветораз-ностная маска даёт осечки, поскольку захватывает не только
лица, но и все оранжево-красные цвета. Как правило, маску приходится править:
берём кисточку и рисуем в ней чёрным (где нужно убрать эффект) и белым (где
надо добавить загорелый участок).
Та
же самая Цветоразностная маска создаст эффект «гламуризации». Локализованные
описанным образом участки лиц и кожи не имеют цветовых и тоновых ореолов,
значит, могут быть подвергнуты более сильному разравнивающему эффекту.
Подробнее об этом на грядущем мастер-классе...
Список литературы
Журнал
Publish 02 2007