Взаимодействие компьютера и человека как социальное явление
Взаимодействие компьютера и человека как социальное
явление
О.Г.Левина
Двадцатый
век обнаружил симптомы новой цивилизации. Человек породил сверхсложные машины,
вышел в космическое пространство, покорил термоядерную реакцию и сам стал ее
жертвой, научился потреблять в огромных масштабах ценности природы, хотя
гораздо менее успел в ликвидации последствий своих успехов.
Формирование
единого глобального экономического, социального и культурного пространства —
это объективная реальность современного мира. Сегодня компьютеры, объединенные
обширной сетью, берут на себя функции и всемирного банка информации и самого
мобильного средства связи. Человечество вступило в новый этап развития, этап,
презентующий новое информационное общество, новую информационную этику и
культуру.
Информация
вышла на приоритетное место среди критериев прогресса, как и средства ее
получения и переработки и использования — компьютер и компьютерная технология,
с помощью которой усиливаются интеллектуальные возможности и способности
человека. В развитых странах более половины трудящихся заняты в информационном
секторе (в США — 80%), причем информация, технические и программные средства ее
переработки превратились в главный товарный продукт.1
В
то же время от внедрения интеллекта и модели окружающего мира внутрь
компьютера, то есть от формирования в его недрах “виртуальной реальности”, люди
переходят к воплощению виртуальности вокруг себя — микропроцессоры в автомобилях,
телевизорах, кредитных карточках, даже шариковых ручках и т.д. Благодаря
развитию телекоммуникаций человек попадает в среду, в которой есть места, где
размножается “информационная грязь” человеческого бытия, в которой есть свои
болезни. И зачастую человек оказывается неприспособленным к новому темпу
развития цивилизации.
Эти
технологические изменения существенно преобразуют не только среду обитания
человека, но и влияют и на самого человека, на организацию всех видов его
деятельности, на взаимоотношения между сообществами людей на рынке сырья,
товаров и услуг, на систему образования и, наконец, на нормы и законы,
фиксируемые и развиваемые законодательной, судебной и исполнительной властями.
Таким
образом, проблема “Компьютер и человек” становится одной из главных проблем
современного общества.
Новая
информационная эпоха демонстрирует глобальные преимущества, которые определяют
развитие современного общества и человека.
Во-первых,
это высокий уровень взаимодействия компьютеров с человеком. Компьютер выступает
в роли персонального помощника человека, отвечающего практически всем органам
чувств человека. Относительно беспроблемное сращивание компьютера с различными
техническими средствами (телефоном, радио, видео- и фотосредствами,
диагностической аппаратурой и т. п.) обеспечивает компьютерный слух, зрение,
осязание, способность речевого воспроизведения.
Следующее
преимущество определяется способностью компьютеров взять на себя функции всех
существующих средств массовой информации сразу, включая книги и музыкальные
инструменты. Это означает, что человек получает возможность выбирать те виды
средств массовой информации, через которые он хочет получать и передавать идеи.
Такие конструкции и явления, как тексты, изображения, звуки и кино — почти недоступные
в традиционных средствах массовой информации — становятся легко управляемыми
самим человеком.
В-третьих,
поскольку информация может быть представлена во многих различных аспектах,
человеку предоставляется возможность многосторонне рассмотреть идеи или
проблемы и свести воедино информацию различных источников.
В-четвертых,
суть компьютерных расчетов состоит в построении динамической модели идеи
посредством имитации условий. С помощью компьютера можно получить не просто
статистические выкладки, а наглядные модели, которые описывают и проверяют
противоречащие друг другу теории. Обеспечение возможности более ясного
“видения” мира становится все более реальным сегодня и является столь же
революционным продвижением вперед, как переход человека от простой житейской
мудрости к овладению языком, математикой, наукой.
Пятое
преимущество состоит в том, что компьютеры можно наделить мышлением.
Способность компьютера к построению моделей позволяет ему соперничать с
человеческим разумом.
Эти
пять преимуществ представляют собой могущественную информационную среду,
центральным инструментом которой является компьютер, а центральным субъектом
действия — человек. В рамках этой системы реализуется взаимодействие двух
инстанций — человека и компьютера — противоположных по своей сущности, по
способу и целям существования. Однако, как показывает опыт нескольких последних
десятилетий, это взаимодействие стало органичным, взаимно обогащающим и
развивающим.
Жизнедеятельность
современного человека теперь реализуется на путях все более активного общения с
техническими устройствами; если раньше они являлись как бы продолжением
человеческих рук и способствовали усилению его физических потенций, то
возникновение компьютера резко изменило положение: он играет роль сотрудника,
совместно выполняющего сложную интеллектуальную работу. Это ведет к
формированию качественно другого отношения к компьютеру, нежели к технике.
Создаются условия, в которых строятся связи человека и компьютера, напоминающие
достаточно ярко эмоционально окрашенные отношения партнеров и соперников.
Стремление
постоянно использовать компьютер для решения все более широкого круга задач
имеет серьезное значение, так как позволяет человеку успешно использовать
огромные возможности машины. Компьютер позволяет резко увеличить эффективность
и качество многих форм деятельности человека, облегчает его работу, вводит в
круг новых, интересующих его событий и концептуальных представлений, что,
конечно, способствует прогрессу личности, усиливает ее интеллектуальные
возможности.
Человек
потенциально готов жить и работать в качественно новой информационной среде,
адекватно воспринимать ее реалии и, более того, успешно развивать ее. Таким
образом, это изменяет не только условия жизни человека, но и его самого. Однако
эти изменения носят противоречивый характер, что связано со многими весьма
разноплановыми факторами, например, с необходимостью выделения значительных
ресурсов общества, с неизбежной и нередко болезненной ломкой различных структур
(социально-экономических, производственно-технологических, культурных, чисто
информационных и др.), с трудностями культурно-психологической адаптации
человека к нетрадиционным информационным средствам и технологиям. Короче
говоря, этот процесс нельзя представлять как сугубо позитивное явление, без
недостатков, издержек и нежелательных последствий.
Один
из самых серьезных моментов, который необходимо учитывать в первую очередь, —
возможное негативное влияние новейших информационных средств и технологий на
здоровье людей, особенно детей и подростков.
Кроме
того, сейчас, в эпоху резкого возрастания роли компьютерной техники, проблема
сохранения самобытности человеческой личности приобретает особую важность как в
сфере теоретического осмысливания места человека в современном обществе, так и
в связи с назревшей необходимостью новых подходов к воспитанию человека.
Существует
опасение, что компьютеризация деятельности специалиста, не обладающего
фундаментальной культурой решения познавательных задач, способна превратить
человека в придаток машины, лишить его способности к творческой деятельности.
В
то же время прогресс компьютеризации сопровождается формированием еще и такого
негативного явления, как привязанность человека к компьютеру, неспособность
обойтись без него при решении даже простейших задач. У многих пользователей
развивается утрата интереса к окружающему, дисплей компьютера начинает
восприниматься как единственное окно, через которое воспринимается окружающая
реальность. Подобное состояние классифицируется как своеобразная болезнь. Лица
с ее симптомами не в состоянии сколько-нибудь длительное время обходиться без
компьютера, который часто воспринимается ими и как орудие труда, и как
собеседник на отдыхе. Такой человек, лишенный компьютера, оказывается порой
совершенно беспомощным. Особенно опасна эта болезнь для детей. Кроме того,
зачастую встает проблема нравственности и гуманности детских компьютерных игр.
Проблема
“ребенок и компьютер” представляет уже сегодня серьезный мировоззренческий и
методологический интерес. Ведь она касается формирования человека, его
умственного, физического и нравственного здоровья. Общество предпринимает
особые меры, создавая глобальные программы и даже перестраивая систему
образования, в результате которых компьютер становится эффективным средством
обучения, полноценным инструментом детского творчества. Общество осуществляет
специальные усилия в сфере гуманитарного образования, повышая уровень духовной
культуры человека, в том числе уровень мыслительной культуры.
Взаимодействие
человека и компьютера совершает радикальные преобразования и в человеческом
сознании, оно реализуется на основе решения сложнейшей задачи развития
мышления, задачи оперирования формальными понятиями и объектами. При этом
человек смотрит на мир глазами компьютера. Изучая объекты и системы, человек
представляет статистическую картину мира. Создавая алгоритмы и изучая и
формализуя процессы, он видит динамическую картину мира. Осваивая основы
искусственного интеллекта, человек вынужден оценить процесс человеческого
мышления, рассуждения и логику. Строя информационно-логические модели понятий и
явлений, в которых обобщаются объекты, алгоритмы и правила вывода, человек
видит мир в целом.
Развитие
компьютерной техники порождает новые парадигмы в научных представлениях и
соответственные изменения в привычках и взглядах людей. Новые парадигмы
формируют новое восприятие человеком своего места по отношению к компьютеру и
соответственно новое осознание себя и своей свободы.
Уже
на первых этапах, когда стало ясно, что компьютер является самым эффективным
средством хранения и обработки информации, проблема соотношения техники и
человека выявилась как центральная. Рефлексия еще не обнаружила важные
особенности информатизации, но помогла глубже понять природу человека.
Когда
компьютер превращается в настольный инструмент индивидуального использования,
возникает возможность анализа взаимодействия человека и компьютера с более
широких научных позиций, возможность их сравнительной характеристики. Интерес
науки концентрируется вокруг исследования сознательной деятельности людей.
Потребовалось формирование новых представлений, развивавшихся в процессе
сравнения искусственного и естественного интеллектов. Сформировались две
проблемы: проблема творческого и рутинного в деятельности человека и проблема
содержательного и формального знания. Начались модельные исследования
деятельности сознания как формы переработки информации.
Сейчас
человечество переживает новый этап, когда в центре внимания философских
исследований проблема изучения человека в информационной системе современного
общества. Компьютер является одним из важнейших элементов новой среды, который
изменил сохранявшиеся в течение столетий формы отношений между людьми. Средства
телекоммуникаций все в большей мере становятся спутником человека. И если на
первых этапах человек ощущал свою зависимость от машины, то теперь он обрел
независимость и свободу.
Современный
человек — это потенциальный странник. Многие философы придавали огромное
значение путешествиям для исследователя в процессе познания. Телекоммуникационные
ресурсы позволяют человеку быть независимым от времени и пространства.
Большинство
людей имеет локальный круг общения (семья, друзья, работа, клуб и тому
подобное). В условиях подключения к разветвленным компьютерным сетям они могут
общаться с людьми в любой точке земного шара, участвовать в групповых
дискуссиях, телеконференциях.
Электронное
общение лишено многих аспектов социального контекста, присутствующего при
личном контакте. Человек, пользуясь компьютером, склонен высказываться более
свободно. В рамках электронной дискуссии участники чувствуют себя более
равноправными, так как здесь отсутствует информация о занимаемой должности,
общественной роли, социальном положении, расовой принадлежности и тому
подобное. Коллективные решения в результате носят более объективный и
независимый характер.
В
Университете Карнеги-Меллона был проведен ряд экспериментов 2 и обнаружено, что
через электронные средства связи человек склонен выражать крайние точки зрения,
доходящие до “накала страстей”. При этом снижается относительная доля
высказываний и влияние обладателей более высокого ранга. И когда члены группы с
более высоким статусом имеют меньшую компетенцию, то более высокий уровень
демократичности содействует процессу принятия решений.
Другой
возможностью рассмотрения вопроса о свободе заключается в важнейшей особенности
работы с персональным компьютером. Это диалоговый характер общения. В рамках
этого диалога человек чувствует себя более раскрепощенно, свободно.
Исследованиями Дж. Грейста из Висконского университета установлено3, что на
вопросы, заданные компьютером, а не непосредственно врачом, психологом или
другим специалистом, человек отвечает наиболее честно и открыто.
В
условиях электронного общения, то есть в отсутствие и при слабой выраженности
признаков социальной среды, человек перестает ощущать свой собственный статус и
задумываться над тем, как его оценят другие. В результате обнаруживается
наиболее объективное социальное поведение, наиболее адекватные реакции
индивида.
Компьютерная
коммуникация (как непосредственное интервьюирование, так и общение в рамках
сетевого интерфейса) является относительно безличностной, однако, как ни
парадоксально, позволяет человеку чувствовать себя в процессе общения более
комфортно.
Эти
явления неизбежно отражаются на развитии человеческого общества, которое
законодательно закрепило открытость и свободу коммуникаций, тем самым в
правовом порядке обеспечив независимость и свободу человека в новом измерении.
Но
время ставит этический вопрос: насколько далеко возможно распространение этой
свободы. Имеется масса примеров преступных действий хакеров по вскрытию
засекреченной информации. Многие публикации свидетельствуют о справедливости
опасений, связанных со стремлением определенных кругов к использованию
информации для манипулирования людьми.
В
сегодняшнем информационном мире все элементы этики, морали и права пока не
укладываются в единую модель. Это требует от человека соответствующей оценки и
переосмысления, в конечном счете — нового мышления.
Правильное
представление о технике человек может иметь, если он имеет столь же верное
представление о себе и своем месте в мире. Он должен приложить особые усилия,
чтобы найти путь назад к самому себе, к саморефлексии. Это, по сути,
исследовательский акт, направленный человеком на себя. Человек не всегда
обладает достаточным умением правильно анализировать свои личностные
проявления, на этой основе возможны конфликты, порождаемые противоречием между
уровнем притязаний, мнением о себе и реальным положением в окружающей обстановке.
Современные компьютерные технологии могут быть аналогами высших человеческих
способностей, требующихся для развитого человечества, которое узнает себя в
развитых процессах коммуникации.
За
последнее десятилетие в центр внимания попадает приоритет человеческой
личности. Конкретно на первый план выходят проблемы адаптации человека для
успешной жизни в обществе, проблемы самоактуализации.
Во
всех сферах человеческой деятельности компьютер выступает не только как мощное
технологическое средство, но и как средство самореализации человека, как
инструмент творчества, стимулирующий человека лучше познать самого себя, полнее
открыть свои способности, проявить свою индивидуальность.
Таким
образом, взаимодействие человека и компьютера становится явлением социальным и
представляет собой не простое общение человека с техникой, а активный процесс
взаимодействия человека с информационным богатством накопленного веками
человеческого опыта. Компьютер — это не только окно в мир или всемирная
библиотека, но и активный партнер, соперник, помощник, учитель, судья и
адвокат. Следовательно, возможно специально организованное воздействие на
человека посредством компьютера и, прежде всего, воздействие в виде
педагогической помощи в социализации человека. В этом — ценность компьютера для
учебно-воспитательных программ. Целенаправленное педагогическое влияние на
процесс социализации может осуществляться через содержание и методику,
заложенныю в специальных компьютерных программах, нацеленных на проектирование
социальных отношений, корректирование социального взаимодействия,
стимулирование социальной деятельности и регулирование социальной защиты детей.
В этом случае взаимодействие компьютера и ребенка становится педагогическим
процессом.
Рассмотрение
философских и социальных аспектов, связанных с компьютером, может оказать
влияние и на сам способ освоения мира человеком и помочь конкретному человеку
сориентироваться в этом мире и найти все необходимое для реализации своей
индивидуальности.
Примечания
1
Урсул А.Д. Проблема информации и информатизация общества. С. 2. [См. 11].
2
Теслер Лоуренс Дж. Компьютерные сети в 90-х годах // В мире науки. 1991. № 11.
3
Там же.
Список литературы
1.
Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М., 1994.
2.
Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации //
Педагогика. 1996. №1.
3.
Венда В.Ф. О законе взаимной адаптации человека и машины // Вестник АН СССР.
1985. № 1.
4.
Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М.: Наука, 1990.
5.
Кей Элан К. Компьютеры, сети и система образования // В мире науки. 1991. № 11.
6.
Моисеев Н.Н. Компьютеризация, ее социальные последствия // Вопросы философии.
1987. № 9.
7.
Пейперт С. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.:
Педагогика, 1989.
8.
Смолян Г.Л., Шошников К.Б. Феномен персональной ЭВМ:
Философско-методологический аспект // Вопросы философии. 1986. № 6.
9.
Социальные и методологические проблемы информатики, вычислительной техники и
средств автоматизации // Вопросы философии. 1986. № 11.
10.
Теслер Лоуренс Дж. Компьютерные сети в 90-х годах // В мире науки. 1991. № 11.
11.
Урсул А.Д. Проблема информации и информатизация общества. НТИ. Сер.2. 1991. № 6.
12. Rheingold Howard. Tools For
Thought: The People and Ideas of the Next Computer Revolution. Simon
& Schuster, 1985.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yspu.yar.ru/