ведение коллективных переговоров;
обеспечивают подготовку проектов коллективного договора, соглашений, их заключения;
организуют контроль за выполнением коллективного договора и соглашений.
Такими органами являются комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, которые создаются на всех уровнях на равноправной основе.
Российская модель социального партнерства, основывающаяся на общих закономерностях и принципах, международных правовых нормах регулирования социально-трудовых отношений, рационально использующая мировой опыт, безусловно, имеет свои национальные особенности. Во-первых, традиционно значительной остается роль государства в процессе регулирования социально-трудовых отношений; нестандартно и участие в социальном партнерстве профессиональных союзов и объединений работодателей. Во-вторых, сфера отношений, регулируемых на принципах социального партнерства, шире, чем в других странах. В-третьих, российская система социального партнерства отличается особой сложностью (многоуровневый характер, высокая структурированность - шесть уровней, семь видов соглашений). В-четвертых, обилие норм сопровождается относительной слабостью законодательного обеспечения и сравнительно небольшим числом ратифицированных конвенций МОТ.
Если говорить о перспективах развития российской модели, то в ближайшее время, очевидно, следует ожидать совершенствования структуры системы трипартизма (что предполагает повышение статуса органов социального партнерства на федеральном уровне, развитие межрегионального и территориального уровней взаимодействия, укрупнение отраслевого уровня, сокращение числа отраслевых секторов за счет расширения сфер их влияния, конкретизацию колдоговорных обязательств на локальном уровне); содержания взаимодействия субъектов социального партнерства (наполнение соглашений более конкретным содержанием, передача государством части своих полномочий в регулировании социально-трудовой сферы в систему социального партнерства); функций (развитие существующих функций и распространение их за пределы сферы трудовых отношений, в частности участие органов социального партнерства в решении вопросов приватизации, в формировании и реализации государственной политики в сфере труда и др.).
На настоящий момент создана законодательная база, регулирующая взаимодействие основных субъектов экономики через систему социального партнерства. Законодательно определено понятие социального партнерства как системы взаимоотношений между работниками, работодателями и органами государственной власти, местного самоуправления. В постоянном режиме работает РТК, в рамках которой ведется согласование социально-экономических интересов сторон, готовится и заключается генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством РФ. В настоящее время действует Генеральное соглашение на 2005-2007 гг. (девятое за все годы существования системы социального партнерства), начинается подготовка следующего. Несмотря на внешнюю статичность этого важнейшего правового акта, содержание его разделов и обязательств отражает сложившуюся на данный момент социально-экономическую ситуацию и определяет круг проблем, решение которых необходимо для сохранения социальной безопасности. Среди элементов социального партнерства можно выделить отраслевые тарифные, региональные трехсторонние соглашения и коллективные договоры на предприятиях. Все остальные - необходимые, но сопутствующие документы, уточняющие отдельные параметры общих положений. Они тоже очень важны, поскольку подключают к формулированию задач и контролю за их исполнением все новые силы.
Совершенствование системы социального партнерства чрезвычайно важно для повышения эффективности социальной политики. По тому, насколько активно ведется социальный диалог, можно судить о согласованности действий партнеров, уровне организованности труда, а также о зрелости социально-трудовых отношений. Государство - одна из сторон социального диалога. Нередко его упрекают в пассивности, в поддержке позиции профсоюзов либо, наоборот, в том, что оно пытается переложить свою ответственность на работодателей.
2. Система управления социальной защитой работников Дирекции управления движением Южно-Уральской железной дороги
Профсоюз ЮУЖД постоянно совершенствовал свою деятельность, учитывая условия жизни страны: были ли это суровые военные годы или мирные времена. Профсоюз претерпевал и структурные изменения. Несколько раз менялось название организации, но основная цель - забота о тружениках магистрали - не изменится и в следующие 100 лет. 5 марта 2010 года в Дирекции создана первичная профсоюзная организация аппарата и линейных станций Челябинского региона. Профсоюзный комитет объединяет 1300 членов профсоюза аппарата Дирекции управления движением и линейных станций Челябинского региона. В соответствии с Уставом Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей комитет первичной профсоюзной организации (профком) осуществляет руководство первичной организацией и обеспечивает выполнение уставных задач, решений территориальной, дорожной территориальной профсоюзных конференций, Центрального комитета профсоюза.
Профком осуществляет свою деятельность в рамках действующего законодательства Российской Федерации в соответствии с полномочиями, определенными Уставом отраслевого профсоюза, Положением о первичной организации профсоюза на основе коллективного и свободного обсуждения, гласности, учета общественного мнения и интересов меньшинства. Профком избирается на конференциях (собраниях) сроком на пять лет. Полномочия профкома начинаются с момента его избрания и заканчиваются в момент избрания нового состава профкома, избранного конференцией.
Из состава профкома избираются комиссии: организационная комиссия; по охране труда; по защите прав работающей и учащейся молодежи; работе среди женщин.
Председатель профкома осуществляет:
общее руководство профкомом по выполнению решений территориальных профсоюзных конференций, пленумов теркома, решений Центрального комитета, Дорпрофсожа и их президиумов, профкома;
организует работу по координации деятельности первичной профсоюзной организации, выработке единой политики профкома, позиций и требований теркома и его президиума по социально-экономическим проблемам; представляет интересы первичной организации Профсоюза в территориальном комитете профсоюза и Дорпрофсоже;
реализует полномочия профкома в отношениях с руководством предприятия, по вопросам, связанным с подготовкой проектов коллективных договоров, проектов документов по оплате и условиям труда, занятости железнодорожников, другим социально - экономическим вопросам;
организует и проводит мероприятия, направленные на дальнейшее совершенствование стиля работы профкома и улучшение его деятельности; обладает правом подписи документов оперативно - распорядительного характера и самостоятельного принятия решений об использовании средств, выделенных на обеспечение финансово - хозяйственной деятельности профкома; ведет заседания профкомов, непосредственно руководит работой комиссий.
Председатель профкома наделяется правом в рабочем порядке принимать решения по текущим вопросам деятельности профкома, согласно перечня, утвержденного на заседании профкома.
Все успехи и неудачи в работе коллектива ЮУЖД дирекции управления движением разделяет профком. Традиции принципа социального партнерства, своевременного разрешения назревающих социальных проблем путем диалога Профсоюза с администрацией является инструментом согласования интересов сторон и основополагающим законом для профкома.
Основные задачи профкома это создание комфортного микроклимата в коллективе.
Работа профкома проводиться на основании планов, утвержденных на заседании профкома.
Основными задачами и приоритетными направлениями работы профсоюзного комитета являются:
социальное партнерство с хозяйственными органами;
регулирование социально-трудовых отношений на основе коллективного договора;
содействие работодателю в повышении производительности труда, укреплению трудовой и технологической дисциплины. Повышению безопасности движения и труда. Сохранности имущества и перевозимых грузов;
обеспечение социальной защищенности каждого работника;
контроль за соблюдением работодателем законодательства о труде;
защита прав трудящихся при реорганизации. Ликвидации предприятия и т.д.
Рисунок 1 - Структура профсоюзной организации
Профком организует работу в соответствии с годовыми планами основных мероприятий и детальными, квартальными планами, комплексными и целевыми программами. Работа комиссий профкома отражается в планах их работы, их заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Квартальные, годовые планы работы профкома формируются на основе приоритетных направлений деятельности отраслевого профсоюза, предложений комиссий с учетом критических замечаний, высказанных на конференциях работников предприятия. В предложениях к годовому, квартальному плану работы профкома указываются основные вопросы для рассмотрения на профсоюзных конференциях и конференциях работников отделения дороги.
Постановления, принятые профсоюзной конференцией, конференциями работников предприятия, берутся на контроль профсоюзным комитетом. Ответственность за организацию работы по выполнению принятых решений несут заместитель председателя профкома и председатели комиссий. Контроль за выполнением решений и постановлений вышестоящих профсоюзных органов осуществляют заместитель председателя профкома по поручению председателя.
Профсоюзный комитет объединяет:
цеховых комитетов детских садов и школ- 586 членов профсоюза
профгрупп аппарата НОД-1-288 членов профсоюза
профгруппы гаража и автотранспортного участка- 55 членов профсоюза
1 группа детской железной дороги - 17 членов профсоюза
1 профгруппа восстановительного поезда - 51 членов профсоюза
Охват проф.численности - 100%. Сначала отчетного периода 2010 года достигнут рост профсоюзного членства на 6,97% Правозащитная работа- главная задача профсоюза. Основа работы профсоюза - это социальная защита прав трудящихся и своевременная информированность членов профсоюза. Комиссией профкома по информационной работе направлено в цеховые комитеты и профгруппы 363 полностью оформленных профсоюзных стендов.
Всего в коллективах линейных станций Челябинского региона было избрано 152 общественных инспектора, которыми в отчетном периоде выявлено 6630 нарушений, предотвращено 6 браков, угрожающих безопасности движения поездов.
Взаимодействие с ветеранами - хранителями традиций, воспитателями нового поколения, является приоритетным направлением деятельности профкома. На учете в профсоюзной организации состоит 812 пенсионеров аппарата, школ, садиков, 1064 ветеранов линии. За неработающими пенсионерами сохранены все гарантии коллективного договора. Пенсионеры получаю ежемесячную материальную помощь через благотворительный фонд «Почет», корпоративную пенсию через НПФ «Благосостояние» и к юбилейным датам. Неработающим пенсионерам компенсируют затраты на зубопротезирование и приобретение бытового топлива, доставки бытового топлива производиться за счет предприятия. Всем обратившимся профком выделяет путевки в санатории и профилактории.
В рамках детской оздоровительной компании оздоровлены 264 ребенка работников линии и аппарата НОД-1. В том числе: в загородном лагере «Солнечный» - 8 детей; в ДОЛ «Аленушка» - 198 детей; в санаториях на Черноморском побережье - 68 детей. Приобретены абонементы в плавательные бассейны и тренажерные залы. Работа Профсоюзного комитета Дирекции управления движением и линейных станций Челябинского региона организуется на основе следующих основных законодательных документов:
Коллективный договор на 2011 - 2013 годы - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между сторонами социального партнерства - Работниками и Работодателем в лице их представителей. Настоящий Договор является единым для ОАО «РЖД», включая его филиалы, структурные подразделения и представительства. Трудовой кодекс РФ целями которого является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условии труда, защиты прав и интересов работников и работодателей. Основными задачами трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений.
Принципы социального партнерства в Южно-Уральской Дирекции управления движением обеспечивают: стабильную работу трудовых коллективов; социальную защиту работников и ветеранов компании путем формирования дифференцированных компенсационных пакетов для каждого из уровней управления, включающих в себя различные социальные услуги (медицинскую страховку, оплату проезда и др.); урегулирование коллективных и индивидуальных трудовых споров.
Основной социальный пакет на основе законодательства РФ
Индексация заработной платы.
Предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиям труда, и работникам определенных профессий и должностей за ненормированный рабочий день.
Выплата работникам (за исключением работников, получающих должностной оклад) дополнительное вознаграждение за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере 75 рублей за один день.
Установление 36-часовой рабочей недели для работников-женщин, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с выплатой заработной платы в том же размере, что и при полной рабочей неделе.
Возмещение расходов, связанных с прохождением обязательных медицинских осмотров, а также расходов, связанных со служебными командировками.
Бесплатный проезд железнодорожным транспортом:
. от места жительства до места работы (учебы) и до места лечения и обратно;
. по личным надобностям на суммарное расстояние двух направлений до 200 км в пригородных поездах;
. по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования.
Предоставление работнику и членам его семьи права бесплатного проезда и провоза домашних вещей багажом в случае перевода работника в структурные подразделения, расположенные в другой местности.
Профессиональное обучение: подготовка, переподготовка, повышение квалификации.
- Обеспечение форменной одеждой <#"justify">Поддержка семей работников, погибших на производстве
Детям работников предоставляется право бесплатного проезда:
. на железнодорожном транспорте по разовому транспортному требованию в купейном вагоне поездов дальнего следования;
. в пригородном сообщении на суммарное расстояние двух направлений до 200 км по личным надобностям.
- Обеспечивается обучение по целевым направлениям в высших и профессиональных учебных заведениях <#"center">социальный партнерство работник защита
Заключение
Собственно институт «социальное партнерство» является одним из критериев реальности демократизма в обществе. Как деятельность - социальное партнерство направлено на то, чтобы обеспечить на основе равноправного сотрудничества реальное участие наемных работников, работодателей и государства в разработке, принятии и реализации социально-экономической и трудовой политики, основанной на оптимальном балансе реализации интересов сторон. Демократизм социально-партнерских отношений находит проявление также в развитии и совершенствовании экономической демократии, участии трудящихся в управлении производством, распределении его результатов.
Направленность социального партнерства на социальный мир и согласие, сбалансированность в реализации интересов наемных работников и работодателей способствует социально-экономической и политической стабильности общества, устойчивости его политической системы.
С другой стороны, система социального партнерства может эффективно выполнять свои задачи, если она в процессе своего функционирования будет активно вторгаться в сферу политических отношений, в сферу деятельности различных институтов политической системы общества, и в первую очередь - государства.
Известное «вторжение» системы социального партнерства в политическую сферу не должно быть самоцелью, а лишь средством для достижения одной из главнейших своих целей - воздействия на выработку и реализацию социальной политики государства, соответствующей коренным интересам общества в целом и интересам работников, как большей части членов общества. Необходимо отметить, что именно системный аспект становления и развития института социального партнерства в России является среди других аспектов наименее изученным и отраженным в научной литературе. Как правило, при всей несомненной важности этих исследований и публикаций, в них, в качестве объекта исследования, определяется деятельность лишь одного из субъектов системы или анализируется лишь одна, хотя и очень важная сторона: государство, бизнес или представители работников.
Поэтому, по мнению диссертанта, все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что исследование системы социального партнерства, институционального аспекта этого феномена представляет собой одну из актуальных теоретических и практических проблем современной экономики труда как науки. Традиционно социальная ответственность в бизнесе реализуется через систему коллективных договоров и соглашений, положения которых, как правило, содержат нормативы, превышающие минимальный социальный стандарт, гарантированный государством. Каждый социальный партнер определяет сферу своей ответственности и ее критерии. Думаю, что для бизнеса таким критерием должен стать баланс между экономической целесообразностью и социальной приемлемостью его ведения. Повышение социальной ответственности бизнеса должна сопровождаться определением границ ответственности других социальных партнеров - государства и профсоюзов. Сегодня это, пожалуй, наиболее злободневная тема нашего диалога с представителями государственных структур.
Здесь можно выделить два момента. Во-первых, нельзя согласиться с ситуацией, когда на волне ликвидации остатков планово-распределительной системы возникает вакуум социальной ответственности государства.
Во-вторых, четко прослеживаются попытки последнего переложить всю социальную ответственность на бизнес. Поэтому представители объединения работодателей в ходе переговоров с социальными партнерами, прежде всего по вопросам проведения социальных реформ, реализации национальных проектов, придерживаются позиции четкого разделения социальной ответственности.
Список литературы
1.Афонин Ю.А., Жабин А.П. Социальный менеджмент.- М.: Издательство МГУ, 2010. - 320с.
.Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования. - М.: Логос, 2009. - 482с.
3.Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. - М.: Дело, 2010. - 623с.
.Валуев С.А., Игнатьев А.В. Организационный менеджмент. - М.: Проспект, 2009. - 297с.
.Вачугов Д.Д., Березкина Т.Е., Кислякова Н.А. Основы менеджмента. - М.: Проспект, 2011. - 524с.
.Виханский О.С. Стратегический менеджмент. - М.: Гардарики, 2009. - 493с.
7.Ворожейкин И.Е. Управление социальным развитием организации.- М.: Наука, 2010. - 176с.
.Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. - М.: Юристъ, 2009. 265с.
.Дикарева А.А. Социология труда. - М.: Знание, 2008. - 304с.
.Крылов К.Д. Правовые основы социального партнерства // Труд и право. 2010. № 4-5.
11.Пашков А. С. Договоры о труде в условиях многоукладной экономики // Государство и право. 2008. № 6.
.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Консультант Плюс