Исследование спортивного фанатизма в молодежной среде

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,35 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование спортивного фанатизма в молодежной среде

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы данной работы обусловлена характером социальных процессов, происходящих в современном мире. Глобализация, ведущая к размыванию границ, формированию единого информационного пространства, а, следовательно, интенсивному столкновению полярных идей и идеологий; интеграция, немыслимая без взаимовлияния разных социальных систем и культур, которое часто осуществляется как противостояние, формируют объективные условия для развития спортивного фанатизма, хотя, как социальный феномен, он возникает на начальном этапе цивилизационного развития общества. Особенности современного социального функционирования спортивного фанатизма проявляются в том, что интересы власти, могущества, богатства, контроля, приводят к сознательной «ставке на фанатизм».

Еще одним важным фактором, способствующим формированию фанатичного сознания, является духовный вакуум, создающийся в результате крушения стабильных социальных систем, устойчивых принципов, приоритетов и ценностей, моральных ориентиров, которые характерны для традиционных обществ.

Фанатизм как социальный феномен вызывает множество проблем в обществе: с одной стороны, фанаты - это организованная группа активных болельщиков той или иной команды, активно поддерживающих ее на домашних и выездных матчах, а с другой стороны - это массовые драки между членами фанатских группировок, хулиганские действия, разгромленные трибуны стадионов, рост преступности, рост негативного отношения не только со стороны работников правоохранительных органов, но и рядовых членов общества. В результате подобных действий обычные люди перестают ходить на матчи, а любые массовые драки, в которых участвуют подростки, начинают называть фанатскими разборками. Отсюда следует, что существование данной субкультуры может вести к социальной дезорганизации. И такие явления, как спортивный фанатизм, необходимо изучать для того, чтобы избежать дезорганизации общества, нарушения общественного порядка, гибели людей, а также для того, чтобы помочь молодежи в выборе жизненных позиций.

Объект исследования - фанатизм как социальное явление.

Предметом исследования является спортивный фанатизм.

Цель - исследование спортивного фанатизма (на примере населения г. Тюмени).

Согласно цели курсовой работы были поставлены следующие задачи:

. Раскрыть понятие и сущность фанатизма;

. Рассмотреть виды и причины фанатизма;

. Раскрыть понятие и сущность спортивного фанатизма;

. Выявить в каких видах спорта фанатизм выражен наиболее ярко;

При написании данной работы были использованы труды таких исследователей как: Н. Бердяев, Д. Запольская, Д. Ольшанский, С. Фролов, А. Швецов, Ф. Вольтер, Э. Дюркгейм, Й. Хейзинг. Кроме того, был проанализирован опыт исследователей таких авторов, как Т. Латышева, Ю. Зубок, В. Чупров, А.П. Бутенко.

Структура работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассмотрена проблема фанатизма в молодежной среде. Дана характеристика понятию «фанатизм», рассмотрены виды и причины фанатизма. Во второй главе рассмотрены подходы к изучению спортивного фанатизма, а также разработана программа исследования и приводятся результаты исследования спортивного фанатизма в молодежной среде города Тюмени.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФАНАТИЗМА

.1 Понятие и сущность фанатизма

Впервые понятие «фанатизм» ввел Ж. Боссюэ (1627 - 1704), католический епископ, бывший одним из главных идеологов французского абсолютизма. Для него фанатиками были протестанты, поскольку они полагали, что все их «мечтания» вдохновлены Богом. Они думали, что их вера зависит только от Бога, но никак не от церковных установлений или утвержденных правил, принятых и одобренных кем бы то ни было.

В 1777 г. автор статьи о фанатизме М. Делейр, дает принципиально иное определение фанатизма. Это «введенное в действие суеверие или плод незнания, примитивной души, иррационального … сознания. Фанатизм … воздвиг первые языческие храмы» [4].

П. Бейль и «Французская энциклопедия» предлагают под фанатизмом понимать все, что касается ранних форм религии, а шире - религиозного чувства вообще. Однако как Ж. Боссюэ, так и П. Бейль связывают фанатизм с теми ощущениями, которые переживает верующий. В сущности, при всей кажущейся несовместимости двух определений фанатизма и в том, и в другом случае речь идет о самостоятельном религиозном чувстве, не регулируемом никакой богословской системой или церковной структурой.

Новое определение фанатизма, ставшее классическим, дает Ф. Вольтер в вышедшем в 1764 г. в Женеве «Философском словаре». Суть фанатизма по Ф. Вольтеру заключается в том, что фанатик, отстаивая ту ортодоксию, хранителем которой он себя считает, готов казнить и убивать, при этом он всегда и исключительно опирается на силу. «Наиболее отвратительным примером фанатизма» является для Ф. Вольтера Варфоломеевская ночь. Ф. Вольтер говорит о фанатиках так: «это судьи, которые выносят смертные приговоры тем, кто думает иначе, чем они. Фанатики всегда убеждены в том, что все их идеи внушены им свыше» [12].

Ф. Вольтер определяет и некоторые черты психологии фанатизма. «Книги гораздо меньше возбуждают фанатизм, нежели собрания и публичные выступления. Фанатизм всегда мрачен и жесток, это одновременно суеверие, лихорадка, бешенство и злоба»[12].

Н. Бердяев в написанной в 1937 г. статье «О фанатизме, ортодоксии и истине» подчеркивает, что «нетерпимый фанатик совершает насилие, отлучает, сажает в тюрьмы и казнит, но, в сущности, слабый, а не сильный, он подавлен страхом, и его сознание страшно сужено, он меньше верит в Бога, чем терпимый» [3]. Феномен фанатизма заключается в том, что, несомненно, опирающийся на силу и на власть фанатик убежден в том, что спасает мир, человечество, своих собратьев или истину от врагов. Вот почему фанатизм всегда агрессивен и дефенсивен и, главное, не может существовать без образа врага. [3].

Однако, было бы неверным утверждать, что фанатизм есть род коллективного безумия, а все фанатики психопаты. На это справедливо указал А. Асмолов «Скорее, фанатизм является вполне закономерным «побочным» продуктом развития сознания в переломные эпохи» [2].

В своей работе «Детство и общество» на примере нацистской Германии Э. Эриксон показал, каким образом формируется авторитарным лидером массовый фанатизм у молодежи в тоталитарном обществе за счет целенаправленной эксплуатации дефицита доверия и психосоциальной. Как он отмечал, «в детях А. Гитлер старался заменить сложный конфликт отрочества, мучивший каждого немца, простым шаблоном гипнотического действия и свободы от размышлений. Чтобы добиться этого, он создал организацию, систему воспитания и девиз, которые бы отводили всю юношескую энергию в национал-социализм»[14].

В фашистской Германии, как и в Советском Союзе и в якобинской Франции - то есть в обществах, где фанатизм не только процветал, но и культивировался на государственном уровне, целенаправленно подавлялся институт религии. Данный факт показателен согласно концепции Э. Эриксона, религия является тем самым базисным институтом общества, «...который на протяжении всей человеческой истории боролся за утверждение базисного доверия...»[14]. Однако, как и другие базисные институты, в определенных условиях институт религии может утратить свою институциональную функцию и в этом случае он будет объективно способствовать деструктивному разрешению первого психосоциального кризиса в данном обществе.

Это происходит в тех случаях, когда конкретная религиозная организация сращивается с государством, превращаясь таким образом, по сути дела, в идеологический придаток института политики.

Следует особо отметить, что для представителей политического и религиозного фанатизма, так же как и для «идейных» террористов характерно полное пренебрежение к человеческой жизни - как окружающих, в том числе близких, так и своей собственной.

Наряду с политическим и религиозным фанатизмом все более широкое распространение в современном обществе получают его менее глобальные, так сказать, «бытовые» проявления - спортивный и музыкальный фанатизм. Хотя спортивные и музыкальные фанаты, без сомнения, гораздо менее социально опасны, чем политические и религиозные фанатики, тем не менее, они также требуют к себе повышенного внимания, во-первых, представители подобных течений также нередко склонны к асоциальному поведению, и, во-вторых, одни формы фанатизма легко «перетекают» в другие. К примеру, многие из спортивных «фанатов» одновременно являются членами экстремистских группировок националистического толка.

При этом нужно помнить, что фанатизм не нуждается даже в сильной личности, но только в «сильной» идее, которая быстро овладевает массами. Вспышки фанатизма приводят к весьма серьезным последствиям, о которых предупреждал еще Вольтер, когда писал, что фанатизм «разрывает все связи в обществе», иными словами, обладает огромной деструктивной силой, разрушающей общество.

«Вера фанатика, его беззаветная и бескорыстная преданность идее нисколько не помогает ему преодолеть эгоцентризм... фанатик какой-либо ортодоксии отождествляет свою идею, свою истину с собой»[3]. Отсюда Н. Бердяев делает чрезвычайно важный вывод: «Эгоцентризм фанатика... выражается в том, что он не видит человеческой личности, невнимателен к личному человеческому пути»[3].

Таким образом под фанатизмом мы будем понимать твердую и не признающую никаких аргументов безальтернативную приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру. Фанатизм - социально-психологический феномен, характеризующий личностную позицию и систему отношений этой личности с референтными группами и группами членства в логике неприятия даже обоснованной, но противоречащей жестким установкам фаната информации, отражающий некритичный подход индивида к любой информации, которая в той или иной степени подкрепляет его позицию, установки, представления и убеждения, готовность к жертвенному поведению во имя последних вне зависимости от того, является подобная активность нравственной или аморальной [6].

Необходимо понимать, что фанатизм сегодня широко распространен по всему миру и существует в различны видах.

1.2 Виды и причины фанатизма

В настоящее время существуют различные виды фанатизма, но наиболее распространенными являются такие виды фанатизма как: религиозный, спортивный, музыкальный, политический, идейный, научный фанатизм. Рассмотрим подробно некоторые из них.

Музыкальный фанатизм. +Многие поклонники, особенно в юном возрасте, проходят стадию фанатизма по отношению к любимому исполнителю. Обычно целью музыкальных фанатов является физическая близость к своему кумиру: дружба, общение, любовь [5].

Музыкальный фанатизм начинается со стирания границ между творчеством исполнителя и его личностью. Легко отличить поклонников, просто с удовольствием слушающих новую музыку и тех, что расписывает стены дома известного человека, караулит каждый его выход из подъезда.

Музыкальных фанатов можно разделить на четыре категории по углублённости в процесс, эмоциональной окраске и отношению к кумиру.

Первый тип - это фанат-романтик. Фанат-романтик в первую очередь ориентирован на сценический образ кумира. Он чаще всего испытывает к кумиру чувство влюблённости и духовно-эмоционального расположения. Для него кумир - это идеал поведения, внешности, музыкальной экспрессии и человека.

Второй тип - сексуально-ориентированный фанат. Для этого типа характерно отношение к кумиру как к носителю мужской (чаще всего) сексуальности. Кумир воспринимается как идеальный сексуальный партнёр, большое внимание фанат такого типа уделяет его внешности, физическим чертам, личной жизни, в меньшей - музыке как таковой.

Третий тип фаната - фанат-рационалист. Такой тип позиционирует себя в первую очередь как любитель музыкального творчества кумира. Он в меньшей степени сосредоточен на сценическом образе и сексуальности кумира, однако чаще всего за расположенностью к музыке скрывается всё тот же фанат-романтик.

Самый крайний тип фаната - это фанат-сталкер. Обычно сталкеры преследуют кумира, ищут с ним встречи, посылают письма с угрозами, просьбами, признаниями в любви. Данный тип фаната чаще всего представлен одинокими, несостоявшимися личностями, для которых кумир становится частью смысла жизни. [5]

Явление фанатизма не ограничивается влиянием только лишь на музыкальную сферу. Очень часто фанат одной группы является фанатом другого музыкального коллектива или фанатом киноактёра, спортсмена. Как таковой фанатизм в обыденном понимании этого явления наносит вред только самому фанату, ограничивая его кругозор, сужая рамки сознания, поглощая полезную духовную энергию и настраивая агрессивно по отношению к иной части аудитории.

Религиозный фанатизм - это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из нее культа, поклонением и растворением в группе единомышленников.

Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя Бога. Его психологическая основа - вера. В основу понимания веры теологи обычно кладут слова, приписываемые еще апостолу Павлу: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». То есть, по сути, религиозный фанатизм - групповой фанатизм.

Фанатизм и религия тесно связаны между собой. Справедливо писал

Э. Дюркгейм: «Когда более или менее сильное возбуждение разделяется группой людей, оно неизбежно принимает религиозный характер» [5]. Однако Э. Дюркгейм не сводил религию или даже «религиозное возбуждение», экстаз исключительно к вере в Бога. «И современное общество, по Дюркгейму, религиозно, даже если интеллектуальные функции религии отступают на задний план в пользу моральной интеграции, которая находит свое выражение в национальных и политических символах» [5]. Э. Дюркгейм считал совершенно однотипными собрания христиан, ритуально отмечающих главные события из жизни Христа, или иудеев, празднующих исход из Египта, провозглашение десяти заповедей, с собраниями и митингами граждан в память какого-нибудь национального события. Основной функцией религии Э. Дюркгейм считал не столько объяснение мира, сколько возбуждение эмоций и чувств радости и экзальтации, связанного с фанатизмом побуждения к действию. Он считал, что именно религия отвечает устойчивым «коллективным потребностям», имеющимся в каждом обществе.

Фанатизм, замешанный на вековой безграмотности и отсталости, подкрепленный средневековым фанатизмом духовенства, оторванного даже от исламских реформаторских идей и течений, приверженного тактике и методам раннего ислама тысячелетней давности, - опасная вещь... Один из лозунгов моджахедов звучит весьма однозначно: «Ни Запад, ни Восток, а канонический ислам!» [5].

Религию надо рассматривать не только как фанатизм, но и как истинную веру.

Политический фанатизм отстаивает исключительность своих политических целей и взглядов, определенной политической системы, режима, власти и требует жертв ради них (например, во имя «Великой Германии» или во имя советской власти, ради «торжества демократии»). Можно привести многочисленные примеры политического фанатизма и связанного с ним терроризма как в борьбе за власть, так и, напротив, в отстаивании своего права на сохранение власти. Борьба за власть, если она становится ожесточенной, всегда в той или иной степени носит признаки фанатизма. От Цезаря до Брута, от В. И. Ленина до Б. Ельцина фанатическая тяга к власти и приверженность идеям террора и осуществления отдельных террористических актов пронизывает всю историю борьбы за власть. Практически не имело особого значения, какой именно строй намеревались установить те или иные люди или, напротив, с каким строем они боролись, - при наличии определенной степени фанатизма, такая борьба неизбежно включала, в той или иной степени, акты террора [1].

В психологических истоках политического фанатизма всегда скрывается жажда власти, стремление к подчинению людей практически любой ценой. Поэтому наиболее яркие фанатичные политики так или иначе всегда обращались к террористическим методам и, в конце концов, очень часто сами становились жертвами террора [1]. Однако существует и другая точка зрения, что не жажда власти сама по себе как таковая является основой политического фанатизма. А фанатичная борьба за власть, которая, становясь хронической, ведет к своеобразной утрате цели. Как писал А. Леонтьев, происходит «сдвиг мотива на цель».

Причины фанатизма могут быть следующими:

. Неудовлетворительная личная или социальная ситуация.

.Уход от неприятной реальности, посредством вызывания идеалистического воодушевления, сочетающегося с реализацией стремления к «праведной» цели. Аддиктивное поведение также сопровождается уходом человека от неустраивающей его реальности посредством изменения своего психического состояния. Фанатический уход от реальности отличается от аддиктивного возникновением в сознании и подсознании человека воодушевления и идеалистической восторженности.

. Снятие запретов superego или его замена. Происходящее при этом формирование системы, основанной на алгоритме «приказ-послушание», срабатывает как анормальный импульс к действию [11]

Так же причины фанатизма могут быть: политические (как помощь в управлении государством или народом), психологические (как средство ухода от реального мира или поиск своего «я»), религиозные (как норма некоторых религий или излишняя требовательность к верующим в связи с неправильным пониманием заповедей).

Итак, основными признаками фанатизма являются:

наличие определенной атрибутики, отражающей приверженность какому-либо клубу, музыкальному направлению или вере: одежды и аксессуаров,

особый сленг (гимны и «кричалки» на стадионе, песнопения в храме и т.д.)

проявление агрессии,

объединение в фан-клубы,

«зацикленность» на одних взглядах и убеждениях, их догматичность, навязывание образцов поведения окружающим,

наличие определенной субкультуры, т.е. особый образ жизни, во имя общей деятельности (например, сбор и обсуждением фактов личной жизни Бритни Спирз).

1.3 Спортивный фанатизм как разновидность фанатизма

Само по себе явление - российский спортивный фанатизм - многогранное и малоизученное. Фанаты каждой команды - это как мини-армия, отправляющаяся в поход брать города, и возвращающаяся иногда с победой, а иногда с шишками и с синяками. Но как бы тяжело или наоборот легко ни было на выезде, чувство с которым фанат возвращается в родной город несравнимо ни с чем.

Спортивный фанатизм является одним из самых вредных пристрастий, так как он «направлен прежде всего на неокрепшие души молодёжи и уводит их от злободневных проблем национальной жизни государства» [8]. Чтобы правильно понять сущность спортивного фанатизма надо углубиться в историю и увидеть, откуда взялось это явление и как оно развивалось. Спортивные игры как зрелище зародились ещё в древнем дохристианском мире. Страсти, кипевшие на ристалищах, были настолько сильны, что они оказывали влияние на политическую обстановку тогдашних государств. В дохристианском мире, когда все народы кроме иудеев поклонялись идолам, спортивные игрища были как бы священнодействием ложным богам. Древние эллины считали, что их боги тоже состязаются в физических упражнениях, и они этим всего лишь подражают своим кумирам. В средние века, когда влияние церкви на повседневную жизнь народов было велико, спортивные состязания проводились в виде рыцарских турниров и национальных народных игр. Они носили любительский статус и помогали людям развивать их профессиональные навыки. В нашей стране спортивное движение стало интенсивно развиваться после революции, когда к власти пришло коммунистическое правительство. Поначалу оно носило массовый любительский характер и служило делу развития физической культуры среди населения. Интенсивная профессионализация спорта началась после Второй Мировой войны, когда спортивные состязания всё больше стали выходить на международную арену, а победа национальных команд приносить денежные дивиденды и престиж их клубам и государствам. Спортсмены любители уже не могли на равных конкурировать с профессионалами, и постепенно весь спорт высших достижений перешёл на профессиональную основу. В советском государстве официально все спортсмены числились любителями, т.к. коммунистическая идеология стыдливо запрещала жить людям неинтеллектуальным или непроизводительным трудом. После 1991 года в России стал отвергаться массовый любительский спорт. Но профессиональный спорт и накал околоспортивного фанатения только подогревался. Больше стало выходить околоспортивных газет, изданий, передач на телевидении и телеканалов, целиком посвящённых спорту. Появились фирмы специализирующиеся на выпуске спортивных знамён, одежды и другой атрибутики для спортивных фанатов.

Сам профессиональный спорт превратился в коммерческое предприятие и играет по правилам извлечения из него наибольшей денежной выгоды. Многие спортсмены после завершения своей карьеры становятся инвалидами, а бывают случаи смертельных исходов от физических перегрузок. Талантливые игроки покупаются и перепродаются, становятся гражданами других, более экономически развитых и богатых государств. Все спортсмены высших достижений поголовно употребляют допинги анаболики, без которых им не показать результатов мирового класса и не победить своих соперников. Нередки случаи подкупа судей и, как результат, необъективного судейства. Можно сказать, что предела своих физических возможностей человечество уже достигло и ему больше не к чему стремиться. Спортивный фанатизм - явление особое, некоторые считают фан-движение отдельным видом экстремального спорта со своей уникальной культурой, правилами соревнований и спортивными знаниями. А участников этого движения называют суппортерами, или спортивными хулиганами [13].

Среди спортивных фанатиков сильно распространены: пивной алкоголизм, наркомания, разнузданность в поведении.

Однако, нужно различать простых болельщиков от спортивных фанатов. Для этого нужно классифицировать болельщиков. Рассмотрим классификацию предложенную специалистом по работе с болельщиками Денисом Федоровичем Семеновым и председателем регионального отделения Всероссийского объединения болельщиков Дмитрием Анатольевичем Хрисановым, применительно к футбольным болельщикам. Всех их можно разбить на пять видов. К первому относятся самые многочисленные - телевизионные. Они наблюдают за своей любимой командой исключительно по телевизору. Второй тип болельщиков - это взрослые, сформировавшиеся в плане психологии и системы ценностей люди, которые постоянно или время от времени ходят на стадион поддержать свою команду. Нежелание их вникать в суть футбольного фанатизма естественно. Они имеют работу, семью. Футбол стал не смыслом их жизни, а своеобразной отдушиной, где можно либо зарядиться дополнительными эмоциями, либо выплеснуть лишние. Третий тип футбольных болельщиков - как правило, несовершеннолетние, использующие футбол как предлог для участия в драках. В фанатской среде их называют либо «карликами», либо «фантомасами». Относятся к ним крайне негативно потому что они - абсолютно не имеющая индивидуальности масса людей, которая, в общем-то, равнодушна к команде, за которую болеют, и к словам старших товарищей. Эта прослойка людей есть почти в любой молодежной субкультуре, и она имеет собирательное определение: «гопники». Четвертым типом футбольных болельщиков можно считать как раз пресловутых футбольных фанатов. Это люди, чей средний возраст приближается к двадцати одному году. Они осознанно принимают культуру футбольного фанатизма, т.е. те правила, по которым играют люди, относящиеся к этому движению. Пятый тип футбольных болельщиков представлен футбольными хулиганами. Это - главные участники сражений до, после и во время матчей, члены хорошо организованных бригад, со своей идеологией, уставом, врагами и друзьями, целями и задачами. Именно их СМИ пытаются постоянно выставить «группой обкурившихся (пьяных) подростков »[7].

Таким образом, мы рассмотрели сущность и понятие фанатизма, под фанатизмом мы будем понимать твердую и не признающую никаких аргументов безальтернативную приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру. Также мы ознакомились с основными видами и причинами фанатизма. Все это позволит нам разработать программу исследования и провести анкетный опрос.

ГЛАВА 2. СПОРТИВНЫЙ ФАНАТИЗМ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ


В отечественной и зарубежной социологии имеется опыт исследования спортивного фанатизма.

В качестве примера можно привести исследование Т.В. Латышевой «Феномен молодежной субкультуры: сущность, типы». В данной статье описаны результаты социологического исследования, проведенное центром изучения общественного мнения НИИ Исследования общества Тюменского государственного нефтегазового университета, была изучена степень осведомленности студентов о существовании популярных современных молодежных субкультур, качества отношения к ним, а также возможной субкультурной самоидентификации респондентов.

Объектом социологического исследования являются студенты ТюмГНГУ, студенты филиалов ТюмГНГУ в ХМАО и ЯНАО, студенты Иркутского, Ульяновского университета, студенты Северо-Западной академии государственной службы, студенты Российского государственного гуманитарного Университета.

Предметом социологического исследования явилась степень осведомленности студентов о существовании популярных современных молодежных субкультур, качества отношения к ним, а также возможной субкультурной самоидентификации респондентов.

Цель - исследовать степень осведомленности студентов о существовании популярных современных молодежных субкультур, качества отношения к ним, а также возможной субкультурной самоидентификации респондентов.

Задачи:

. Проанализировать степень осведомленности и отношение студентов к современным молодежным субкультурам и движениям.

. Определить возможную субкультурную самоидентификацию респондентов.

В корпорации ТюмГНГУ, включающий базовый вуз и филиалы, репрезентативность исследования обеспечивалась моделью и расчетом выборочной совокупности, сформированными ЦИОМ НИИ исследования общества для мониторинга качества учебно-воспитательного процесса. В других вузах выборочная совокупность формировалась на основании двух базовых признаков: курс (2-4) и специальность (естественнонаучные, технические и гуманитарные).

В ходе исследования был использован метод анкетного опроса.

Проанализировав степень осведомленности и отношение студентов к современным молодежным субкультурам и движениям, исследователи установили, что нейтральное отношение является преобладающим. Устойчивое положительное отношение опрошенных студентов вызывают субкультуры престижного развлекательного молодежного мэйнстрима, а также футбольные фанаты и байкеры. Крайне отрицательно опрошенные студенты относятся к скинхедам, гопникам, сатанистам [10]

Следующим примером исследования спортивного фанатизма является работа Зубок Ю.А. и Чупрова В.И. «Молодежный экстремизм: сущность и особенности проявление» описаны результаты исследования проведенного отделом социологии молодежи ИСПИ РАН в 2006 г. в 12 регионах Российской Федерации.

Объектом социологического исследования явились молодые люди в возрасте от 14 до 29 лет.

Предметом социологического исследования тенденции изменения экстремальных настроений и социальные характеристики их проявления в молодежной среде.

Цель - исследовать тенденции изменения экстремальных настроений и социальные характеристики их проявления в молодежной среде.

Задачи:

. Рассмотреть проявление экстремальных настроений в различных сферах жизнедеятельности молодежи.

. Выявить связь экстремальных настроений с основными формами экстремистских проявлений.

В ходе исследования был использован метод анкетного опроса. А полученные результаты сравнивались с результатами данного исследования проведенного в 2002 году.

Как показал анализ, экстремальность как имманентное свойство молодости проявляется в большей или в меньшей степени во всех сферах жизнедеятельности молодежи. В высокой степени она проявляется как в форме нигилизма, так и радикализма высшим проявлением которого является фанатизм. Нигилизм в большей мере присутствует в образовании, в труде, в политической жизни. Радикальные настроения молодежи отмечены в досуге, в бизнесе. Период с 2002 г. по настоящее время отмечен значительным ростом экстремальных настроений практически во всех сферах жизнедеятельности молодых людей, что указывает на неблагополучное социальное положение молодежи. Так же данное исследование подтвердило наличие связи между экстремальностью, как сущностной характеристикой молодежи и экстремизмом в ее среде. Его природа определяется социально-групповыми особенностями сознания молодежи, а формы проявления связаны со спецификой ее социального поведения. Таким образом, авторы приходят к выводу о том, что для успешного противодействия молодежному экстремизму следует, четко различать его причины, коренящиеся в несовершенстве самого общества, в недостатках государственной молодежной политики и формы его проявления, имеющие социально-групповую специфику [9].

2.2 Анкетирование как метод изучения спортивного фанатизма

Проблема заключается в необходимости изучения отношения молодежи Тюменской области к спортивному фанатизму и разработки на этой основе практических рекомендаций, направленных на урегулирование отношений между фанатами и остальной частью молодых людей.

Объектом социологического исследования являются жители Тюменской области в возрасте от 14 до 30лет.

Предметом социологического исследования отношение молодежи Тюменской области к спортивному фанатизму.

Цель - исследовать отношение молодежи Тюменской области к спортивному фанатизму.

Задачи:

Выявить наиболее предпочтительные для молодежи Тюменской

области виды спорта.

Изучить мнения молодежи о том, представители каких видов спорта

более всего нуждаются в поддержке болельщиков.

Выявить формы объединения спортивных болельщиков и их деятельность.

Определить, факторы повышающие интерес молодежи к

спортивному фанатизму

Проанализировать, специфику функционирования отдельных

спортивных объединений.

Проанализировать влияют ли на отношение молодежи к

спортивному фанатизму такие факторы как: пол, возраст, вид спорта, уровень образования, материальная обеспеченность, место жительства, состояние здоровья, спортивную активность, личностные особенности молодых людей.

Рабочие гипотезы исследования:

.1. Перечень видов спорта достаточно широк, но наиболее предпочтительными являются 3-4 вида спорта: футбол, хоккей, биатлон.

.2. По мнению молодых людей, более всего нуждаются в поддержке болельщиков такие виды спорта, как: футбол, биатлон, хоккей.

.3. Спортивные болельщики чаще всего являются членами фан-клубов, чем легальных или закрытых объединений болельщиков.

.4. Интерес молодежи к участию в спортивных объединениях чаще всего обусловлен стремлением найти единомышленников, компанию, несколько реже - духом соперничества.

.5. Для поддержки спортсменов болельщики чаще всего используют такие средства, как: одежда с символикой команды, транспоранты во время спортивных соревнований.

.6. В качестве источников противостояний между болельщиками чаще всего выступают: давнее соперничество между поддерживаемыми командами или спортсменами, а также личная неприязнь. При этом проявляются эти противостояния чаще всего как взаимные нападки в СМИ (интернет), а также драки.

. На структуру и проявления спортивного фанатизма влияют такие факторы, как: пол, возраст, вид спорта, уровень образования, материальная обеспеченность, место жительства, состояние здоровья, спортивная активность, личностные особенности молодых людей.

.1. Юноши чаще являются спортивными фанатами, чем девушки. При этом проявление фанатизма у юношей более агрессивны, чем у девушек.

.2. Чем старше молодые люди, тем меньше среди них фанатов.

.3. Наиболее многочисленны фанаты таких видов спорта, как: футбол, хоккей, биатлон.

.4. Чем более образованными являются молодые люди, тем меньше среди них спортивных фанатов и тем менее выраженными являются проявление фанатизма.

.5. Чем выше уровень материального положения, тем больше возможностей имеют люди для поддержки спортсменов и тем более выраженной является их поддержка (поездки на соревнования, в том числе зарубеж).

.6. Более склонны к фанатизму молодые люди, живущие в городе в силу большей информационной доступности.

.7. Молодые люди, являющиеся членами спортивных объединений, чаще остальных склонны оценивать состояние своего здоровья как хорошее.

.8. Молодые люди, занимающиеся спортом в прошлом и потерявшие такую возможность, либо занимающиеся спортом не профессионально, чаще других стремятся поддержать спортсменов.

.9. Спортивными фанатами чаще других становятся молодые люди с такими личностными особенностями, как: желание быть как все, стремление к коллективизму.

Выборочная совокупность.

В ходе исследования проводится социологический опрос жителей Тюменской области методом случайного отбора респондентов.

Тип выборочной совокупности: случайная стратифицированная выборка.

Объем и формирование выборки в регионе.

При планировании выборки мы исходили из следующих принципов формирования выборки, которая, с одной стороны, должна быть репрезентативная, а с другой - иметь достаточно компактное размещение по территории.

Для изучения спортивного фанатизма могут быть использованы такие социологические методы, как: анкетный опрос, контент-анализ, метод наблюдения, интервью. При этом наиболее подходящими методами являются анкетный опрос и метод наблюдения. В опыте исследований спортивного фанатизма чаще всего использовался такой метод, как анкетный опрос. В нашем исследовании мы также будем применять метод анкетирования.

Анкетирование - метод сбора социологической информации, характеризующийся письменной формой ответов респондентов на поставленные и жестко фиксированные в опросном листе вопросы при непосредственном, прямом [в присутствии анкетера индивидуально-личном или групповом опросе] или опосредованном, заочном (через прессу, почту) способе взаимодействия социолога и респондента. Компонентами любого анкетирования являются: 1) социолог (анкетер); 2) сама анкета; 3) респондент.

Особенностью анкетного опроса является то, что респондент самостоятельно работает с анкетой: понимает вопрос, обдумывает и самостоятельно регистрирует ответ. Преимуществом анкетирования является то, что респондент свободен в выборе варианта ответа на вопрос, в выражении своего мнения, в выборе варианта ответа на вопрос. Влияние же исследователя на ход и результат сведено к минимуму. К тому же сама процедура анкетирования обеспечивает полную анонимность, конфиденциальность информации и полное отсутствие коммуникативного, психологического барьера между анкетером и респондентом. Главным недостатком является невозможность уточнить, конкретизировать ответ респондента, пояснить содержание вопроса. Поэтому метод анкетного опроса не является гибким.

.3 Характеристика спортивного фанатизма в молодежной среде жителей г.Тюмени

Для апробирования разработанной методики в ноябре 2012 г. было проведено пилотажное исследование. В ходе исследования было опрошено 50 человек. В том числе из них 25 мужчин и 25 женщин в возрасте от 14 до 30 лет.

По итогам проведенной работы и результатам анкетного опроса некоторые гипотезы были подтверждены, а некоторые - опровергнуты.

Гипотеза о наиболее предпочитаемых видах спорта подтвердилась. 63% респондентов отметили, что наиболее предпочтительными являются такие виды спорта как: футбол, хоккей и биатлон. Для 25% респондентов наиболее предпочитаемыми оказались баскетбол, борьба и волейбол и 12% отметили другие виды спорта. Наиболее нуждающимися в поддержке, по мнению респондентов, оказались такие виды спорта как: велоспорт, баскетбол, футбол, что противоречит выдвинутой нами гипотезе.

Респонденты, которые отнесли себя к спортивным болельщикам, а именно 64% опрошенных, являются членами легальных спортивных объединений, но при этом данные объединения не имеют названия. Остальные 36% не являются членами никаких объединений.

Интерес молодежи к участию в спортивных объединениях в большинстве случаев, (64% опрошенных), обусловлен тем, чтобы найти единомышленников или компанию, 22% опрошенных респондентов отметили, что это вызвано духом соперничества, 9% - стремление к самовыражению и 5% - стремлением иметь кумира.

Для поддержки спортсменов большинство респондентов (72%) отметили, что используют транспаранты, песни, речевки и лишь 28% - что используют одежду с символикой команды.

Также в ходе исследования было выявлено, что 42% респондентов вступают в противостояния с другими объединениями. Источниками противостояний между спортивными болельщиками выступают: давнее соперничество между поддерживаемыми командами или спортсменами, а также личная неприязнь. При этом проявляются эти противостояния как во взаимных нападках в средствах массовой информации, так и в драках. 58% опрошенных респондентов, относящих себя к фанатам, состоят в нейтральных отношениях с другими объединениями.

В основном к спортивным фанатам себя относили молодые люди от 14 до 25 лет и реже от 26 до 30 лет, что свидетельствует о том, что чем старше молодые люди, тем меньше среди них фанатов.

% респондентов, которые отнесли себя к фанатам имеют общее, полное, начальное и среднее профессиональное образование и 19% опрошенных респондентов относящих себя к фанатам имеют высшее образование. Среди опрошенных не оказалась ни одного человека, кто бы имел ученую степень. Таким образом, приходим к выводу, что чем более образованными являются молодые люди, тем меньше среди них спортивных фанатов и тем менее выраженными являются проявления фанатизма.

% опрошенных респондентов имеют достаточно высокий уровень материального положения, что позволяет поддерживать спортсменов на выездах, в том числе за границей. Тем самым их поддержка является более выраженной.

% опрошенных молодых людей, которые относят себя к фанатам, являются жителями города. Это говорит о том, что более склонны к фанатизму жители города в силу большей информационной доступности.

% опрошенных респондентов, которые являются членами спортивных объединений, чаще остальных оценивали свое состояние здоровья как хорошее.

Также в ходе исследования было выявлено, что молодые люди, занимающиеся спортом в прошлом и потерявшие такую возможность, либо занимающиеся спортом не профессионально, чаще других стремятся поддержать спортсменов.

Спортивными фанатами чаще других становятся молодые люди с такими личностными особенностями, как: желание быть как все, стремление к коллективизму.

Таким образом, приходим к выводу о том, что большая часть опрошенных молодых людей относит себя к фанатам и спортивным болельщикам. Чаще всего это молодые люди до 26 лет со средним образованием, хорошим состоянием здоровья, проживающие в городе. Наиболее предпочитаемыми видами спорта для них являются такие виды, как: футбол, хоккей, биатлон. Для поддержки чаще всего используют речевки, песни, транспаранты. Так же выявлено, что большая часть из спортивных болельщиков и фанатов вступают в противостояния с другими объединениями и чаще всего это выражается в драках и взаимных нападках в средствах массовой информации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев, в данной курсовой работе, основные подходы к определению понятия «фанатизм», причины и виды фанатизма мы выяснили, что под фанатизмом первоначально понимали введенное в действие суеверие или плод незнания, примитивной души, иррационального или, вернее, предрационального сознания. В настоящее время под фанатизмом понимают - социально-психологический феномен, характеризующий личностную позицию и систему отношений этой личности с референтными группами и группами членства в логике неприятия даже обоснованной, но противоречащей жестким установкам фаната информации, отражающий некритичный подход индивида к любой информации, которая в той или иной степени подкрепляет его позицию, установки, представления и убеждения, готовность к жертвенному поведению во имя последних вне зависимости от того, является подобная активность нравственной или аморальной [6].

Проанализировав опыт проводимых исследований посвященных спортивному фанатизму, можно отметить тот факт, что участники опроса рассуждают о спортивном фанатизме преимущественно в категориях личностных качеств. Большинство опрошенных молодых людей относятся положительно к спортивному фанатизму.

Для изучения спортивного фанатизма могут быть использованы такие социологические методы, как: анкетный опрос, контент-анализ, метод наблюдения. При этом наиболее подходящими методами являются анкетный опрос и метод наблюдения.

Проведенный в городе Тюмени анкетный опрос показал, что большая часть опрошенных молодых людей относит себя к фанатам и спортивным болельщикам. Чаще всего это молодые люди до 26 лет со средним образованием, хорошим состоянием здоровья, проживающие в городе. Наиболее предпочитаемыми видами спорта для них являются такие виды, как: футбол, хоккей, биатлон. Для поддержки чаще всего используют речевки, песни, транспаранты. Так же выявлено, что большая часть из спортивных болельщиков и фанатов вступают в противостояния с другими объединениями и чаще всего это выражается в драках и взаимных нападках в средствах массовой информации.

Подводя окончательный итог следует подчеркнуть, что спортивный фанатизм - это масштабное социальное явление. Оно имеет свою историю, свои варианты развития. Это явление глубокое и многогранное. В курсовой работе показаны лишь основные его аспекты, поднята небольшая часть проблем, но многие его стороны остаются не изученными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апшерони А. Фанатики. #"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета

Здравствуйте!

Тюменский Государственный Университет проводит социологическое исследование, целью которого является изучение отношения молодежи Тюменской области к спортивному фанатизму. Мы полностью гарантируем тайну Вашего ответа. Результаты данного исследования будут использованы только в обобщённом виде. Заранее благодарим Вас за участие!

. Чем Вы чаще всего занимаетесь в свободное время? (укажите не более 3 ответов)

1) Смотрю телевизор 2) Общаюсь с родными 3) Общаюсь с друзьями 4) Занимаюсь спортом 5) Читаю книги, журналы, газеты 6) Занимаюсь творчеством (пою, танцую, рисую и т.д.)7) Слушаю музыку 8) Хожу на дискотеки, в клубы 9) Хожу в кино, театр 10) Играю в компьютерные игры, сижу в интернете 11) Другое (указать)____________2. Занимаетесь ли Вы спортом? (при выборе варианта ответа 1 переход к вопросу №4)

1) Не занимаюсь спортом вообще 2) Занимаюсь время от времени дома 3) Занимаюсь дома постоянно4) Занимаюсь в спортивном клубе, секции, время от времени 5) Занимаюсь в спортивном клубе, секции, регулярно для себя 6) Занимаюсь в спортивном клубе, секции, регулярно для результата3.Каким видом спорта Вы занимаетесь?

1) Баскетбол 2) Биатлон 3) Бокс 4) Борьба 5) Велоспорт 6) Волейбол 7) Горнолыжный спорт8) Гонки 9) Сноубординг 10) Теннис 11) Фигурное катание 12) Фристайл 13) Футбол 14) Хоккей 15) Другое (указать)________4. Смотрите ли Вы телевизионные передачи посвященные спорту? (при выборе варианта ответа 6 переход к вопросу №6)

1) Каждый день 2) 4-5 раз в неделю 3) 2-3 раза в неделю4) Несколько раз в месяц 5) Несколько раз в год 6) Вообще не смотрю5. Какому виду спорта просвещенны данные передачи? (указать не более 5 ответов)

1) Баскетболу 2) Биатлону 3) Боксу 4) Борьбе 5) Велоспорту 6) Волейболу 7) Горнолыжному спорту 8) Гонкам 9) Сноубордингу 10) Теннису 11) Фигурному катанию 12) Фристайлу 13) Футболу 14) Хоккею 15) Другое (указать)________6. Как Вы считаете, представители каких видов спорта более всего нуждаются в поддержке? (укажите не более 5ответов)

1) Баскетбол 2) Биатлон 3) Бокс 4) Борьба 5) Велоспорт 6) Волейбол 7) Горнолыжный спорт 8) Гонки 9) Сноубординг 10) Теннис 11) Фигурное катание 12) Фристайл 13) Футбол 14) Хоккей 15) Другое (указать)________7. Посещаете ли Вы спортивные соревнования?

(при выборе варианта ответа 2 переход к вопросу №13)

1) Да2) Нет8. По каким видам спорта Вы посещаете спортивные соревнования?

1) Баскетбол 2) Биатлон 3) Бокс 4) Борьба 5) Велоспорт 6) Волейбол 7) Горнолыжный спорт8) Гонки 9) Сноубординг 10) Теннис 11) Фигурное катание 12) Фристайл 13) Футбол 14) Хоккей 15) Другое(указать)________9. Как часто, Вы посещаете спортивные соревнования?

1) Не пропускаю ни одной игры 2) Посещаю наиболее значительные игры3) Посещаю, но редко 4) Никогда не посещаю 10. На соревнованиях Вы:

1) Пассивный зритель 3) Моя позиция меняется в зависимости от вида соревнования2) Активный болельщик 11. Можно ли утверждать, что на стадионе во время спортивных соревнований Вы выплескиваете значительное количество своей энергии в том числе и отрицательной?

) Да, всегда

) Иногда да, иногда нет

) Нет, никогда

. Какие средства используете для поддержки спортсменов?

) Одежда с символикой команды или спортсмена

) Транспаранты

) Песни, речевки

) Флажки с символикой команды или спортсмена

) Другое (указать)__________

. Есть ли у Вас «кумир(ы)» среди любимой команды/спортсменов?

(при выборе варианта ответа 2 переход к вопросу №16)

) Да

) Нет

. Хотели бы Вы встретиться с ним (с ними) лично, пообщаться?

) Да, очень

) Нет мне это не нужно

. Пытались ли Вы пойти на контакт с кумиром (с кумирами)?

) Да, и неоднократно

) Да, 1-2 раза

) Нет

16. Можете ли Вы назвать себя спортивным болельщиком?

) Да

) Нет

. Относите ли Вы себя к спортивным фанатам?

) Да

) Нет

. Входите ли Вы в спортивное объединение? (при выборе варианта ответа 2 переход к вопросу №29)

) Да

) Нет

. В какое спортивное объединение Вы входите?

) Тусовки

) Легальные

) Полулегальные

) Закрытые

) Фан-клубы

. Ваше объединение имеет название?

. Да (указать какое) ________

. Нет

. Сколько Вы сами посещаете данное объединение?

) 1-2 месяца

) 2-3 месяца

) 3-4 месяца

) 5 и более

. Почему Вы вступили в данное спортивное объединение?

) С целью найти друзей, единомышленников

) Возник интерес к субкультуре, много слышал о ней

) Привели друзья

) Для разнообразия жизни

) С целью самореализации, самосовершенствования

. Как Вы относитесь к фанатам других клубов (объединений) в целом?

1) Положительно 2) Скорее положительно, чем отрицательно 3) Спокойно, нейтрально4) Равнодушно 5) Негативно 24. Вступают ли представители Вашего объединения в противостояния?

) Да

) Нет

. С какими именно объединениями вступаете в противостояния?________________

. С какими объединениями ровные, дружеские отношения?_______________

. Что выступает источником противостояний?

) Поражение команды/спортсмена

) Националистические мотивы

) Давнее соперничество между командами/спортсменом

) Личная неприязнь к представителям других фан-клубов

) Другое (указать)____________

. В чем проявляются эти противостояния?

) Драки

) Потасовки

) Взаимные оскорбления при встречи

) Взаимные нападки в СМИ

) Другое (указать) ___________

Информации о Вас!

. Ваш пол?

) Мужской

) Женский

30. Ваш возраст?

) 14-20

) 21-25

) 26-30

. Где Вы проживаете?

) Город - областной центр

) Город

) Село - районный центр

) Село

. Ваше образование?

) Общее среднее (9 кл)

) Полное среднее (11 кл)

) Начальное профессиональное

) Среднее профессиональное

) Высшее профессиональное

) Ученая степень

. Как Вы оцениваете, свое состояние здоровья?

) Абсолютно здоров

) В целом здоров, но иногда болею

) Имею значительные хронические патологии

) Имею значительные хронические заболевания

) Инвалид

. Как Вы оцениваете экономическое положение Вашей семьи?

) Нам не хватает денег даже на питание

) На питание денег хватает, но покупка одежды вызывает затруднения

) Денег хватает на питание, одежду и мелкую бытовую технику, но купить сейчас телевизор, холодильник или стиральную машину было бы трудно

) Денег хватает на крупную бытовую технику, но мы не могли бы купить новую машину

) Денег хватает на все, кроме покупки недвижимости

) Материальных затруднений не испытываем. При необходимости могли бы приобрести дачу, квартиру

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Теоретическая интерпретация

Фанат - человек, который имеет преувеличенное влечение к определённому предмету. Предмет влечения может представлять собой человека или группу людей, спортивные клубы, предметы искусства, идеи. Они организовывают встречи, во время которых обсуждают последние новости в жизни их кумира. Довольно часто странное и необычное поведение кумира порождает антифанатов.

Фанатизм - непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность индивида определенным убеждениям, которая находит выражение в его деятельности и общении.

Классификация фанатизма:

в зависимости от содержания религиозный фанатизм, политический, идеологический фанатизм; этнический, национальный, расовый фанатизм; фанатизм среди спортивных болельщиков в зависимости от степени овладения идеей - жесткий - проявляется в форме драк, мягкий фанатизм - проявляется в форме взаимного оскорбления, нападок в интернете;

в зависимости от степени вовлеченности - массовый и

индивидуальный

по личностной позиции.

Фан-клуб - сообщество людей, объединенных общими интересами, в особенности одним из них. Целью фан-клуба является, в том числе, сбор информации о центральном объекте интереса, которым может быть музыкальная группа, спортивный клуб и т. п., а также отдельные музыканты, спортсмены и другие знаменитости, предметы коллекционирования. В СССР и России такие клубы ещё называют «клубы по интересам».

Классификация фан-клубов.

Легальные - официально оформленные объединения.

Полулегальные - численность не превышает 20-30 человек, нет строгой иерархии в распределении власти.

Нелегальные - организации, в которых ограничен вход.

Структурная интерпретация.

Вид спорта-Баскетбол -Биатлон -Бокс -Борьба -Велоспорт -Волейбол -Горнолыжный спорт -Гонки -Сноубординг -Теннис -Фигурное катание -Фристайл -Футбол -Хоккей - другоеФормы объединения спортивных болельщиков-Тусовки -Легальные -Полулегальные -Закрытые -Фан-клубФакторы, повышающие интерес к спортивному фанатизму-Стремление к самовыражению -Стремление иметь кумира -Занятия спортом -Дух соперничества -КоллективизмСредства для поддержки спортсменов-Одежда с символикой команды или спортсмена -Транспаранты -Песни, речевки -Флажки с символом команды или спортсменаФормы проявления-драки -потасовки -взаимные оскорбления при встрече -взаимные нападки в СМИ

Факторная интерпретация.

спортивный фанатизм тюмень молодежь

Пол-м -жВозраст-14-20 -21-25 -26-30Вид спорта-Баскетбол -Биатлон -Бокс -Борьба -Велоспорт -Волейбол -Горнолыжный спорт -Гонки -Сноубординг -Теннис -Фигурное катание -Фристайл -Футбол -Хоккей -другоеУровень образования- общее среднее (9 кл.) -полное среднее (11 кл.) - начальное профессиональное - среднее профессиональное - высшее профессиональное - ученая степеньУровень материального обеспечения- денег не хватает даже на еду - денег хватает на еду, но покупка одежды вызывает трудности - денег хватает на еду и одежду, но покупка мелкой бытовой техники затрудняется - можем позволить себе покупку товаров длительного пользования, но покупка машины затруднительна - можем позволить себе все, кроме покупки квартиры или дома - можем позволить себе все - затрудняюсь ответитьМесто жительства-город - областной центр -город -село - районный центр -селоЛичностные особенности молодых людей- желание быть как все - стремление выделиться - коллективизмСпортивная активность- не занимаюсь спортом вообще - занимаюсь время от времени дома - занимаюсь дома постоянно - занимаюсь в спортивном клубе, секции время от времени - занимаюсь в спортивном клубе, секции регулярно для себя - занимаюсь в спортивном клубе, секции регулярно для результатаСостояние здоровья- абсолютно здоров - в целом здоров, но иногда болею - имею значительные хронические патологии - имею значительные хронические заболевания - инвалид

Похожие работы на - Исследование спортивного фанатизма в молодежной среде

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!