Дюрренматт Фридрих Йозеф

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,87 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Дюрренматт Фридрих Йозеф

Дюрренматт Фридрих Йозеф

(5 января 1921, Конольфинген - 14 декабря 1990, Нёвшатель) - известный швейцарский писатель, публицист, драматург и художник-экспрессионист; один из мастеров психологического детектива.

Фридрих Дюрренматт родился 5 января 1921 года в Конольфингене, деревне в швейцарском кантоне Берн. Его дед Ульрих Дюрренматт был консервативный политик, отец Рейнгольд Дюрренматт - протестантский священник в деревне. Спустя 3 года родилась сестра Врони. В 1935 году предположительно из-за экономических соображений семья переехала в Берн. Мировой экономический кризис к этому времени достаточно ощущался также и в Швейцарии, средний класс буржуазии становился всё беднее. Фридрих Дюрренматт сначала посещал Бернскую Свободную гимназию, потом Гумбольтианум, где в 1941 сдал выпускные экзамены. Он не был особенно хорошим учеником (средняя оценка: «3 с минусом») и сам описывал школьные годы как «самое дурное время» своей жизни. Он менял школы, потому что-то то ему не нравился метод преподавания, то плохие оценки, то вызывал своим поведением неудовольствие учителей. Впоследствии окончил Цюрихский и Бернский университеты, где изучал философию, филологию, естественные науки, историю искусства и живопись.

Ещё в Конольфингене он начал рисовать кистью и карандашом - склонность, которую он ощущал на протяжении всей своей жизни. Позже он иллюистрировал некоторые из своих собственных произведений, делал наброски, иногда даже эскизы декораций и костюмов для спектакля. Его картины были выставлены в 1976 и 1985 в Нойнбурге, в 1978 в Цюрихе. Несмотря на свой талант к живописи Дюрренматт в 1941 году начал изучать философию, естественные науки и германистику; сначала в Цюрихе, но после первого семестра уже в Берне. Там он жил в у своих родителей на Лаубеггштрассе в мансарде, которую обставил большими панно, которые позже были закрашены и только в начале 1990-х годов были обнаружены и отреставрированы. С учёбой он не торопился и уже в 1943 году предпочёл карьере в университете карьеру писателя.

В 1945-1946 гг. была опубликована первая пьеса «Ибо сказано». В 1947 г. она была поставлена на сцене. В 1946 г. Дюрренматт женится на актрисе Лотти Гайслер, и они переезжают в Лигерц на озере Билер. Там в 1950 г. был написан криминальный роман «Судья и его палач», который, однако, в узком смысле криминальным романом не является. Это произведение принадлежит сегодня к обязательным для прочтения в немецких школах. Первые годы Дюрренматта как свободного писателя (до 1952 г.) были тяжелы в финансовом отношении как для него самого, так и для его большой, состоявшей из 5 человек, семьи. Потом ситуация улучшилась, особенно за счёт заказов радиостанций; появились некоторые радиопостановки. Кроме того, издательство «Verlag der Arche» стало для него постоянным. В дальнейшем Дюрренматт начал писать детективы, которые частично публиковались как романы с продолжением в швейцарской газете «Der Schweizerische Beobachter». В 1952 г. семейство Дюрренматтов поселилось надолго в Невшателе.

Признание как драматурга

В 1950 году вышла в свет его пьеса «Брак господина Миссисипи», которую можно было бы обозначить как его первый большой успех на сцене немецкого театра. Всемирную известность он получил с комедией «Визит старой дамы» (1956). [1] «Физики», пьеса, которую он сам относил к комедии, стала самой успешной постановкой театральных сезонов 1962/63 и 1982/83 годов. Дюрренматт получает премии и призы за своё творчество, которое включает в себя наряду с пьесами, детективами, рассказами и радиопостановками также эссе и доклады. Например, литературная премия Шиллера (1959), большая литературная премия Шиллера (1960) и медаль Бубера-Розенцвейга (1977) во Франкфурте. В 1969 году ему была присуждена степень почётного доктора Темплского университета в Филадельфии, также Дюрренматт получил звание доктора наук в Иерусалиме и Ницце. В шестидесятых годах Дюрренматт был на вершине общественного признания. Дюрренматт частично посвятил себя практической театральной деятельности, сначала на подмостках Баслера, после инфаркта, перенесённого в октябре 1969, на сценах Цюриха, и в конце концов в Дюссельдорфе. Там состоялись 2 его пьесы «Портрет планеты» и «Titus Andronicus». Он повторно поставил многие скандальные пьесы, такие, как «Метеор» (1964-1965) в Вене. В восьмидесятых награды следовали одна за другой: австрийская государственная премия для европейской литературы, премия Георга Бюхнера…

Дюрренматт как автор эссе, докладов, речей критиковал международную политику. Он много путешествовал, например, в 1969 в США, в 1974 в Израиль, в 1990 в Польшу и Освенцим. Так возникли «Записки из Америки» (1970) и публицистический текст «Я поддерживаю Израиль» (1973). В 1990 году широкую известность получили речи, адресованные В. Гавелу и М. Горбачеву, которые появились под заголовком «Надежда Канта».

В 1983 умирает его жена Лотти. В 1984 Дюрренматт женился на актрисе, кинопродюсере, журналистке и водителе Феррари - Шарлотте Керр. Вместе они поставили фильм «Портрет планеты» и пьесу «Ролевые игры». 14 декабря 1990 Дюрренматт умер в Нёвшателе.

Шарлотта Керр написала книгу воспоминаний «Женщина в красном пальто», в котором она рассказывает о времени, проведённом вместе с Дюрренматтом.

Дюрренматт завещал свои произведения государству, но при условии, что будет создан национальный литературный архив.

Особенности метапоэтики драматического текста Фридриха Дюрренматта

Целью данной статьи является выявление особенностей метапоэтики в произведениях Фридриха Дюрренматта. В процессе исследования были обнаружены следующие факторы, которые повлияли на творчество Дюрренматта: Вторая мировая война и послевоенное время, позиция нейтральности Швейцарии. Ведущими темами в произведениях Фридриха Дюрренматта являлись взаимоотношения судьи и обвиняемого, жертва и палач, справедливость и насилие, различные бунты и попытки анатомирования зла и т.д.

Метапоэтика Фридриха Дюрренматта сформировалась в определенной системе идей. Можно отметить в его ранних произведениях некое «мрачное отчаяние», так как он начал писать в годы Второй мировой войны, его первые книги вышли в конце сороковых годов [1, с. 252]. Уже в этих произведениях мир Дюрренматта полон, как и в дальнейшем, фантастических абсурдностей. По улицам движутся качающиеся автобусы, похожие на чудовища, тяжесть предметов кажется такой непомерной, что сравнивается со стонущим земным шаром [5, с. 38].

Изначально, Швейцария неспроста явилась первой в Европе страной многих литературных достижений, снискавших швейцарской литературе уважение и признательность во всем мире. Расцвет драматургии в послевоенной Швейцарии не случаен. Дело в том, что Женева, Цюрих, Базель, Берн и другие швейцарские города и кантоны, в течение двенадцати тревожно-тягостных лет существования «тысячелетнего рейха» были перепутьем эмигрантских дорог, средоточием культурных и, в частности, театральных сил, искавших убежища от фашизма. Здесь произошло невольное столкновение течений, стилистических и идейных поисков и новаций [1, с. 252].

Следует также отметить, что конец Второй мировой войны не был новым началом для немецкой литературы в Швейцарии. Большинство писателей работало непрерывно. Литературная сцена изменилась благодаря произведениям писателя-романиста Макса Фриша и, прежде всего, благодаря Фридриху Дюрренматту. Он изображал ужас того времени и, как пессимист, сам переживал это время [10, с. 38, 40, 45].

Дюрренматт создавал, прежде всего, пародии, и, как сам говорил, «несомненно, тот, кто видит бессмыслицу, безнадежность этого мира, может отчаяться, но это отчаяние не является следствием этого мира, а лишь ответом, который дается этому миру. А ответом была бы надежда, решение понять мир, в котором мы часто живем, как Гулливер среди великанов» [9]. Человек рассматривался в его произведениях как жалкая песчинка в мире бездушных, самодовлеющих абстракций, грозящих ему неминуемой и мучительной смертью, и задавлен сложной конструкцией неестественных отношений [4, с. 8].

По словам самого Дюрренматта, «расписание нашего столетия, которое танцует последний танец белой расы, не знает ни виновных, ни ответственных. Никто не причем и никто ничего не хотел. Мы коллективно виноваты, коллективно вовлечены в грехи своих отцов и предков. Мы лишь дети своих предков. Это наша беда, а не наша вина. Вину можно расценить только как личный результат, как религиозное деяние. Нам остается только комедия. Наш мир точно так же привел к гротеску, как он привел к атомной бомбе» [3].

Раннее творчество Дюрренматта родилось из отчаяния и против войны, которая разрушила мир писателя, где господствовали религия, патриотизм, политика и принципы. Автор не был участником Войны, но видел собственными глазами зло, которое причиняли нацисты [8]. Несмотря на то, что Швейцария, по сравнению с другими странами, не перенесла губительных последствий Второй мировой войны, ее положение было сложным. Ее окружали фашистские страны, и она нуждалась в угле и зерне. Таким образом, нейтральность Швейцарии и сыграла с ней злую шутку.

По словам самого Фридриха Дюрренматта, «нейтральность Швейцарии это политический ход, и именно это меня всегда интересовало. Ее нейтральность это не моральная, а циничная позиция» [2].

Можно также отметить, что после 1945 года в литературе начался процесс критического самосознания и поиск собственной идентичности. Писатели полемизировали со швейцарским патриотизмом. Это было протестом против того мнения, что Швейцария является образцовой страной. Некоторые промышленные и военные круги были связаны с национал-социалистами [10, с. 79]. По мнению Дюрренматта, «…нынешнее государство стало неуправляемым, анонимным, бюрократичным, и это не только в Москве или Вашингтоне, но даже и в Берне» [10, с. 142].

Если обратиться к первым прозаическим произведениям Дюрренматта, можно отметить, как автор подчеркивает двойственность положения своего героя: он может стать и палачом, и жертвой или - такой поворот еще более вероятен - он палач, страж, охранник и жертва одновременно. Таким образом, ведущими темами творчества писателя в его раннем творчестве являются:

взаимоотношения судьи и обвиняемого;

жертва и палач;

справедливость и насилие;

различные бунты и попытки анатомирования зла и т.д.

По мнению швейцарского литературного критика Беда Аллеманна, «можно сказать без преувеличения, что нет ни одного произведения у Дюрренматта, где бы палач не играл ключевой роли в произведении» [10, с. 142]. Но иногда уже в названии самого произведения можно встретить понятие «палач», как, например, в названии криминального романа «Судья и его палач» [там же].

Человек заблудился не только в запутанных ходах Ф. Дюрренматта - он узник времени и узник собственного сознания. Ранние рассказы Дюрренматта отличает зыбкость границ между реальностью и внутренним состоянием героя: мир предстает как картина запутанного и мучительного сознания человека.

В своих произведениях автор представлял общество как анонимную систему управления, в котором не представлялось возможным принятие каких-либо личных решений, в котором также не существовало какой-либо личной вины. Люди в событиях являются взаимозаменяемыми. Не люди плохие, плохая сама система, которая поддерживает коррупцию и способствует лживости [1, с. 292].

Дюрренматт пользовался приемами, противопоказанными традиционной реалистической драме. Он не отображал действительность в жизнеподобных формах, а перевоссоздавал ее в условных «моделях современного мира». Крайней наивностью было бы принимать действительность в пьесах Дюрренматта за добросовестное драматургическое отражение житейской повседневности. Даже там, где автором как будто бы точно воспроизведены обстоятельства данного места (например, провинциальный город Гюллен в «Визите старой дамы»), эта локальная точность тут же размывается общим смыслом.

По мнению критиков, город Гюллен, описываемый автором в его произведении «Визит старой дамы», является маленьким городком в Швейцарии, хотя может находиться и абсолютно в другом месте. Относительно названия города можно отметить тот факт, что название происходит из швейцарско-немецкого и означает «навоз», чем и символизирует драматическое состояние [8]. Gülle (навоз) = ценнейшее органическое удобрение, символизирует экономический упадок общества, запущенность города, фальшивость жителей Гюллена и экономический подъем посредством денежных взносов.

Драматург придавал большое значение также и месту действия. Первый взгляд на сцену определял для зрителя атмосферу спектакля, а, следовательно, в общих чертах и его содержание. Дюрренматт писал, «произведение создается вместе со зрителями. Раньше я присутствовал на всех пробах, всегда принимал участие в драматическом театре Цюриха, часто сам вел постановку. А потом каждый раз шок во время генеральной пробы. Внезапно приходят зрители. Как будто в спальной комнате внезапно появляются чужие люди. После генеральной репетиции работа в театре для меня заканчивается. Премьера уже не считается, она состоится перед публикой» [3].

Дюрренматт творит, сохраняя неизменную дистанцию к материалу. Своей задачей он считает изобразить пестрый, красочный, противоречивый, не поддающийся систематизации мир, мир, который он, как художник, разумеется, интерпретирует в своем творчестве [1, с. 252].

Близкие Дюрренматту герои часто оказываются в двусмысленной ситуации. Серьезные решения, которые они принимают, оказываются бессмысленными в связи с непредвиденным оборотом событий. Сам Дюрренматт говорит о том, что «каждое произведение, которое создается, можно прочитать двояко. Каждое слово, даже в Библии, можно прочитать двояко» [3].

Дюрренматт в конечном итоге как будто бы не слишком уверен в значении душевной стойкости своих персонажей и их благородных порывов, в значении «свободного выбора». Жизнь, какой ее видит драматург, чревата осложнениями. Это настороженный скептицизм по отношению к способности людей управлять действительностью весьма характерен для дюрренматтовской концепции современной пьесы.

Дюрренматт творит, смешивая, сдвигая, перетасовывая характерные черты современного мира. Из этого материала он лепит иную реальность, существующую по своим законам, смешную, гротескную, страшную, но всегда узнаваемую. Смысл произведения выражает не позиция какого-нибудь близкого автору героя (как было у Камю или у Сартра), не истина, к которой исподволь вел своих зрителей Брехт, а вся созданная драматургом картина. «Говорит» заложенное в пьесе и предложенное зрителям сопоставление двух миров - выдуманного и реального. В их сходствах и их различиях - горечь, отчаяние, надежды автора. Этот мир драматург считает возможным изобразить только в форме комедии. «Нам остается только комедия… Трагедия», резюмирует он как результат поиска того, что еще возможно в театре, «предполагает вину, нужду, меру, ответственность» [10, с. 142].

В методе своей работы Дюрренматт видит известную параллель с методологией точных наук. «Математики и физики», писал он, «все чаще выдвигают сегодня рабочие гипотезы, которые затем отпадают или подтверждаются экспериментально. Подобно математикам и физикам, я создаю себе модели возможных человеческих взаимоотношений» [там же].

Дюрренматт-художник отнюдь не отличается недоверием к конкретной реальности. В статьях он постоянно говорит о своем пристрастии к «красочному театру». Постановки его пьес неизменно требуют зрелищности. Однако в чем-то главном современная жизнь кажется ему сомнительной: она теряет осязательно-конкретный облик, становится неуловимым фантомом.

Дюрренматт экспериментирует, но не столько с публикой, сколько с актерами, с выдуманными им фигурами на сцене. «Сцена», говорит он, «представляет для меня не поле теорий, мировоззрения и высказываний, а инструмент, возможности которого я пытаюсь узнать, играя ей» [там же].

Подводя итоги исследования, еще раз подчеркнем, что изменения в послевоенной литературе Швейцарии произошли благодаря произведениям Макса Фриша и, прежде всего, благодаря Фридриху Дюрренматту. В данной статье были выявлены особенности метапоэтики в произведениях Фридриха Дюрренматта. На первые произведения автора повлияла Вторая мировая война (в его произведениях присутствует некое «мрачное отчаяние»). В ранних рассказах Дюрренматта трудно провести границу между реальностью и внутренним состоянием героя: мир предстает как картина запутанного и мучительного сознания человека. В целом, ведущими темами в произведениях Фридриха Дюрренматта являлись взаимоотношения судьи и обвиняемого, жертва и палач, справедливость и насилие, различные бунты и попытки анатомирования зла. На основе изученной нами информации, можно назвать ключевой особенностью произведений Дюрренматта то, что из них очень сложно считать намерение, поучение и мораль.

Похожие работы на - Дюрренматт Фридрих Йозеф

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!