Творчество Леонида Парфенова: жанровое своеобразие деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Журналистика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,51 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Творчество Леонида Парфенова: жанровое своеобразие деятельности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ В г.НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ»

ФАКУЛЬТЕТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ЖУРНАЛИСТИКИ





КУРСОВАЯ РАБОТА

ТВОРЧЕСТВО ЛЕОНИДА ПАРФЕНОВА: ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Введение

На сегодняшний день телевидение остается лидирующим каналом информации. Как известно, по своим техническим возможностям телевидение заведомо превосходит иные средства коммуникаций, в пользу того, что почти каждый человек умеет пользоваться телевизором. Телевидение для современного информационного общества является источником повседневной информации.

Как и любая система телевиденье имеет собственную структуру, которая включает в себя три основных принципа передачи информации: аналитический, информационный, документально-художественный. На современном этапе развития телевидения происходит сильное стирание границ между жанрами медийной продукции. Для того, чтобы раскрыть проблему исследования во всей её полноте мы проанализировали журналистскую деятельность Леонида Парфенова, в которой прослеживается соблюдение границ телевизионных жанров. Всё выше изложенное определило актуальность курсовой работы.

Объектом исследования является журналистская деятельность Леонида Парфенова.

Предметом исследования данной работы - жанровое своеобразие его журналистских продуктов.

Цель работы состоит в раскрытии жанровых особенностей телевизионных программ Л. Парфенова. В соответствии со сформулированной целью, ставятся следующие задачи:

рассмотреть телевидение в системе средств массовой информации России;

исследовать жанры телевизионной журналистики;

проанализировать телевизионную деятельность Леонида Парфенова;

рассмотреть жанровое своеобразие программы Леонида Парфенова «Намедни».

Теоретическая и методологическая основа. При проведении исследования мы опирались на работы таких авторов, как Л.Б. Корконосенко, В.Л. Цвик, М.Н. Ким, Г.В. Лазутина. При работе над данной курсовой работой мы использовали методы анализа и описания.

Эмпирическую базу работы составляют ежегодные итоговые выпуски программы «Намедни» за 1990, 1993, 2003 года.

Практическая значимость: данная курсовая работа может быть использована при дальнейшем исследовании творческой деятельности Леонида Парфенова.

Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и научной литературы.

Глава 1. Жанровая система российского телевидения

.1 Телевидение в системе СМИ России

Предшественником телевидения является кинематограф. Отсюда и столь яркое сходство двух этих видов искусства. Телевиденье, как и кино отображает реальную действительность на экране посредством движущихся зрительных образов, сопровождаемых звуком. Кроме того оно заимствовало богатейших арсенал гибких, емких, сильных выразительных средств и приспособило его к своим особенностям. Основа языка тоже общая, ведь и здесь и там перед зрителем двухмерный экран. Но всё же эстетические различия между ними существуют.

Стоит отметить и яркое родство телевиденья с его «старшими» собратьями - печать и радио. Они наделили телевиденье общественными функциями. Без них невозможно понять природу телевиденья.

Понять все плюсы и минусы телевиденья мы сможем лишь, изучив специфику данного средства массовой информации. Способность телевиденья охватить самые широкие слои населения, даже те, которые остаются за пределами влияния других средств массовой коммуникации, объясняется особенностями его физической природы, определяющим специфику телевиденья как средства создания и передачи сообщения.

Вездесущность телевидения (телевидения) - способность электромагнитных колебаний, несущих телевизионный сигнал, принимаемый телевизором, проникать в любую точку пространства.

Экранность - способность передавать сообщения в форме движущихся изображений, сопровождаемых звуком. Благодаря экранности телевизионные образы воспринимаются непосредственно-чувственно, а потому доступны самой широкой аудитории.

Непосредственность - способность сообщить в звукозрительной форме о действии, событии в момент самого совершения его. Одновременность действия, события и отображения его на экране - уникальное качество телевиденья. Оно, однако, обнаруживается только в процессе прямой передачи, когда изображение идет в эфир непосредственно с телевизионных камер, без опосредования предварительной фиксацией, т. е. в настоящее время.

Симультанность - способность ТВ рассказывать о событии в момент его совершения - прямой эфир. Одновременность наблюдения и показа трансляции. Он неразрывно связана с непосредственностью, это две стороны одного феномена. Проявляется в реальных программах и имеет весьма существенное значение для психологии зрительского восприятия, так как обуславливает особую достоверность телевизионного действия. При этом телепрограмма разворачивается параллельно с текущей жизнью телезрителя.

В последнее время всё заметнее отсутствие интереса читателя к личности автора. Молодые люди редко обращают внимание даже на журналистов - газетчиков. Но это свидетельствует лишь о стандартности текстов, написанных как бы одним безликим журналистом. В случае телевиденья ситуация другая. Человек может не всегда запомнить текст, но рассуждает о том, каков он, мотивы его появления, в каком он сегодня настроении и самочувствии. Все это относиться к невербальной информации, которую необходимо учитывать при анализе содержания той или иной телепередачи.

Звукозрительный характер телевидения восстанавливает личностные контакты аудитории с коммуникатором, чтобы составить суждение о нем и значимости его сообщения. Именно это объясняет привлекательность для аудитории телевизионной информации, персонифицированной её автором и участниками события. Это объясняет стремление телекомпаний иметь постоянных ведущих и репортеров, личность которых привлекала бы симпатии и доверие зрителей. Высокий уровень персонификации тогда, когда зритель начинает сопереживать герою истории, как бы представляя себя на его месте.

Высший уровень персонификации - когда журналиста ждут на экране ради него самого, ждут как лидера мнения, истолкователя сложных проблем, как личность значительную в нравственном, духовном плане. Грамотное применение принципа персонификации возможно даже в так называемом «специальном репортаже» современных новостей наличие главного персонажа считается необходимым. Прохожий на улице и свидетель необычного факта, человек переживший сложную травму или потерю, студент, учитель, повар, депутат - таковы носители персонифицированной информации. Все они несут с экрана не только прикладную информацию о данном событии, но и нечто большее: настроение народа, его духовный облик.

Таковы признаки телевидения как средства и канала передачи сообщений. Значение их велико. От них зависят многие функциональные. структурные, выразительные, эстетические особенности и возможности телевиденья.

Особая, уникальная документальность телевизионного изображения объясняется, во-первых, тем, что оно формируется (подобно фото- и книгоизображению) в результате процессов, протекающих объективно, вне вмешательства человека, а во-вторых (и это особенно существенно), тем, что в отличие от фотографии и кино техника телевиденья обеспечивает симультанность формирования изображения и его восприятия зрителем. Именно в этом причина феномена особой достоверности, документальности телеизображения, в этом смысле не имеющего себе равных ни в одном из видов изобразительного искусства и массовой коммуникации.

По причине вездесущности телевидения образуется непрерывность связи программы с телезрителем, что и определяет функциональные различия между кино и телевиденьем, что в свою очередь отражается на структуре сообщений, затрагивает сферу использования средств выражения. Поэтому и не может быть и речи о полном тождестве телевиденья и кино. Кроме того, непосредственность телевиденья определяет принципиальную возможность предельно оперативного получения и распространения информации; это разуметься, исключительно важно для телевиденья как рода журналистики. Не менее важно, что симультанность прямой телепередачи выступает как фактор, придающий телевизионному сообщению особую достоверность, документальность - качество также чрезвычайно существенное для успешного решения информационных и социальных задач. Главное же отличие заключается в том, что из всех возможностей отражения действительности, которыми располагает телевиденье, кинематограф лишен только одной - возможности показать на экране событие в момент его совершения.

Отличительной чертой между кино и телевидением также является непосредственное различие между функциями автора и журналиста, как создателей данных продуктов информации. Тертычный выделяет следующие функции журналиста:

создание определенной информационной «модели» отображаемого явления;

установление причинно-следственных отношений;

выявление значимости явления;

определение будущего состояния исследуемого явления (прогноз);

формулирование программ, планов действия, связанных с анализируемым явлением.

Выбирая жанр в качестве важнейшего ингредиента авторского замысла, журналист руководствуется тремя основными факторами: предмет отражения, цель отражения, метод отражения. В качестве предметов отражения выступают: новость, проблема, личность. Методами отражения служат: изложение, описание, изображение.

Добавим, что в профессионально-практическом смысле нет ничего зазорного в том, чтобы рассматривать журналистскую деятельность как служение человеку и даже обслуживание его. Это означает не только удовлетворение его запросов в тематике или формах выступлений. Необходимо также учитывать интеллектуальный уровень конкретных потребителей журналистской продукции и способность воспринимать предлагаемые материалы, всячески избегать отчуждения человека от мира массовой коммуникации.

Не стоит забывать и том, что для наполненности информационных потоков телевидения, необходимо сотрудничество представителей самых разных видов деятельности, самых разных видов информационного производства, начиная от администрации Президента и заканчивая отделами прогнозов погоды метеослужб. Организатором такого сотрудничества и «участком сборки» является журналистика.

Непосредственность вызывает у человека психологическую установку на «эффект присутствия», на особое доверие к программе и телеведущему. В силу данной установки даже заранее зафиксированная передача будет восприниматься зрителем, как, безусловно, достоверное сообщение.

Функции телевидения:

реализует концепцию социальной информации, интегрирующую в себе три основных направления: просветительское, познавательное и прогностическое;

создает фон нашего быта, досуга деловой активности, всей нашей жизни;

объединяет общество вокруг острых проблем, национальных интересов;

привлекает к обсуждению насущных социальных проблем, воспитывает взгляды, гуманистическую позицию, экологическую этику, формирует жизненную позицию каждого члена общества и создает оперативную обратную связь с многомиллионной аудиторией, эти контакты формируют общественное сознание, способствует всестороннему и гармоничному развитию общества, дают чувство нравственной связи с эпохой;

способно стать общественной трибуной, и местом, с которого власть, центральная и региональная, законодательная и исполнительная, может отчитаться перед народом, разъяснить свою политику, мобилизовать ряды своих сторонников;

решая главную задачу социальной информатизации общества, пытается реализовать направления психологических законов взаимодействия общества и информатики, основанных на использовании чувственной, логической и парадигматической информации;

сообщает телезрителю информацию о широком спектре противоречивых мнений, представляя тем самым возможность выбора.

В итоге мы можем сделать вывод, что система средств массовой коммуникации нуждается в средствах, наиболее адекватно отображающих действительность, телевиденье в этом плане наиболее эффективно, как синтез устного слова и движущегося изображения.

1.2 Жанровая структура экранной продукции

Жанры телевизионной продукции - это ряд наиболее формализованных признаков журналистского творчества в телевидении.

Журналистика как явления и как профессия подразделяется на информационную, аналитическую и документально-художественную. Это три способа освоения жизненного материала, проявляющиеся в трех группах жанров. Вне системы жанров наша профессия не существует. Серьезное представление о жанрах - свидетельство профессиональной квалификации журналиста.

В основу жанровой структуры телевиденья заложена не только мера типизации. Кроме того учитываются способы отражения реальной действительности, функциональные особенности тех или иных передач, тематическое своеобразие, технические условия создания телепроизведения.

В понимании жанрового своеобразия заложены возможности и реализация мастерства, выполнение редакционного задания. Жанровая структура никогда не стояла на месте, вместе с живой и изменчивой практикой, развивалась, становилась всё более сложной и многоаспектоной, находясь в процессе развития. Это исторически неизбежный процесс - появление новых жанров и отмирание старых, давно забытых. Застывшая жанровая схема современности не совсем соответствует запросам реалии, возможно в этом и заложена основная причина, не соблюдения жанровой структуры молодым поколением журналистов.

В теории различают, как уже говорилось выше, три основных принципа изображения реальности, закрепленных в композиционной организации материалов.

Первая группа - стремление к фиксации реальности в целом. Перед журналистом ставиться задача освещения конкретного события или явления. Поэтому композиция такого материала диктуется строем происходящего события. К этой группе относятся информационные жанры.

Жанр информационного сообщения не допускает драматизации или беллетризации материала не только словом, но и средствами экранной выразительности.

Чем больше соответствует оригиналу показываемый сюжет, тем он достоверней, не оставляет возможности упрекнуть телевиденье в авторской субъективности.

К жанрам информационной публицистики сегодня принято относить заметку (устное сообщение и видеохронику), выступление, интервью (и его разновидность - пресс конференцию), событийный репортаж.

Основа данной типологической структуры, в разработках ученых, сделанных лет сорок тому назад. В изданиях же более свежих редакций типологическая схема немного изменена.

Хотя исследовав литературу по данной теме, осознаешь, что единой схемы не существуют, да в основном они схожи, но нет и идентичных вариантов. Стараясь придерживаться схемы данной в телевизионной журналистике под редакцией Цвика, рассмотрим информационную группу в отдельных её жанрах.

К информационным жанрам относят оперативные устные сообщения, видеосюжеты, короткие интервью и репортажи.

Информационное сообщение (видеосюжеты).

Заметка - простейшая форма оперативного сообщения, в основе которой лежит злободневный, оперативный, общественно значимый факт. Её характеризует новизна и краткость. Наиболее краткой формой заметки является хроника или новость.

Видеосюжеты же в свою очередь можно разделить на 2 вида:

сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции;

сценарная, здесь больше ощутимо участи журналиста в создании сюжета, его влияние на композицию и качество содержания.

Отчет. Это, как правило, официальное социально-значимое событие, нередко и государственного значения. Это и объясняет фиксации и детального, длительного показа в эфире. Отчет также может быть прямая трансляция того или иного официального события.

Выступление (монолог в кадре). Обращение индивидуума к аудитории с телеэкрана, при этом сам он я является центром показа. Оно может быть проиллюстрировано про помощи кинокадров, фотографий, графических материалов, документов. Если выступление происходит за пределами студии, может быть использован показ окружающей обстановки, ландшафта. Выделяют 3 основные формы выступлений на телеэкране:

текстовое;

тезисное;

импровизированное.

Интервью. Жанр публицистики, представляющий собой разговор журналиста со значимой фигурой общества по актуальным вопросам. Для журналиста, это с одной стороны - источник информации, а с другой - публицистический жанр в форме беседы, диалога. Существует 7 разновидностей интервью:

интервью - мнение (высказывание по какому-либо поводу);

интервью - факт (сообщение о чем-либо известном аудитории );

интервью - анкета (выявляет различные точки зрения или пути решения социально важных проблем);

протокольное интервью (комментарии официального лица по компетентному вопросу);

информационное интервью (распространенная форма экранного диалога);

портретное интервью (главная составляющая фильма - очерка);

проблемное интервью (некий поиск истины).

Репортаж. Оперативно сообщающий для средств массовой информации о каком-либо событии, очевидцем и или участником которого является сам журналист. Основными характеристиками репортажа являются: приближенность к реалиям жизни, возможность передачи события и явления действительности в движении.

Вторая группа - где журналист проводит анализ прошедших событий, фактов относительной своей поставленной творческой задачей. Композиция всего сообщения зависит лишь от замысла автора. Сюда относятся жанры аналитической публицистики.

Комментарий. Одна из форм аналитического материала, разъясняющего смысл актуального общественно-политического события, документа и т.п.

Обозрение. Традиционный, устойчивый жанр журналистики. Строго фактологично, факты строятся и отбираются в зависимости от замысла автора; факты рассматриваются в взаимодействии. Предметом данного жанра являются общественные события, целью - представление зрителям причинно-следственных связей, понимание их значения и пути развития.

Беседа. Передача, в которой несколько человек рассказывают что-либо, обмениваются мнениями, дополняют друг друга. Противопоставление разных точек зрения, присутствие конфликта, обсуждение и развитие мысли по намеченному сценарию, а в итоге - разрешение конфликта путем приведения весомых аргументов, реалистичность, актуальность - всё это объясняет популярность передач данного формата.

Дискуссия. Демонстрирует процесс живой мысли, рождение и развитие мысли, движение к цели. Противопоставление многообразных мнений заставляет участников принимать участие в процесс поиска правды, пробуждая интеллектуальную деятельность, минуя пассивность, которая характерна для понимания готовой истины. Всё это характеризует высокий интеллектуальный потенциал дискуссии как жанра.

Ток-шоу. Это первый жанр, который был перенесен с подмостков эстрады на телеэкран и сразу же завоевал популярность аудитории. Сочетая в себе признаки интервью и дискуссии, формируется вокруг личности ведущего. Именно поэтому он обязан обладать такими качествами, как ум, находчивость, обаяние, юмор, умение заинтересованно слушать, пластично двигаться и т. д. Таким образом можно смело сказать, что ток-шоу создает звезд, а звезды делают ток-шоу. Но его непременным компонентом являются также гости - люди, чем-то прославившиеся или просто интересные своими поступками, мыслями, или обстоятельствами жизни. На современном телевидении очень часто можно встретить ток-шоу посвященные проблеме той или иной личности, как результат - их разрешение.

Пресс-конференция. Разновидность интервью с большим количеством интервьюеров. Отличается наличием брифинга для журналистов, может стать телевизионной передачей, подразумевает наличие ведущего. Как правило она посвящается самым актуальным вопросам в важнейших экономических политических или научных проблемах или быть приручено к только что прошедшему событию, например к футбольному матчу, после которого устраивается пресс-конференция с тренерами команд и т. д. Это один из непростых жанров, ведь задать публичный вопрос - это не так просто как может показаться на первый взгляд, вопрос есть главная составляющая пресс-конференции.

Передача (корреспонденция). Как и многие другие жанры аналитической публицистики пришел на экраны телевиденья из печати и радио. Это самый распространенный жанр на телевидении, не обращаясь к художественной образности, передает факты проанализированные и обобщенные. Кроме того тематика охватываемого материала практически безгранична, что делает данный жанр публицистики универсальным в данном плане.

Третья группа - материал, композиция которого зависти только от замысла автора. Если материал сохраняет документальность автор использует средства художественной выразительности, вплоть до постановки сюжета. Эти жанры относят к художественной публицистике.

Очерк. Был заимствован из теории литературы, это пограничный жанр, лежит между исследованием и рассказом. В телевизионной журналистике граничит также с репортажем и сообщением. В очерке отражаются факты и события реальных людей, в реальном времени, с реальными именами и фамилиями, именно эти характеристики и отличают его от рассказа. От жанров телевизионной публицистики его отличает драматичность, приобретенная особым композиционным построением, похожим на композиционное построение драматических произведений.

Зарисовка. Жанр, где образность преобладает над информационностью, более упрощенный вариант очерка. Часто так называют видовые съемки, например «Виды Камы по весне». Здесь отсутствует событийный повод и преобладает высокая художественность операторской работы. Часто нет и самого журналистского текста, все говорит изображение.

Эссе. Жанр философской, эстетической литературно-критической публицистики, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, подчас парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Лишь в начале нашего века тематика эссе стала ограничиваться только литературой и искусством. Но при всё при этом жанр эссе представляет авторам широкие возможности - содержательные, формальные, выразительные.

Программы. Чаще жанры выступают частями единого целого, например программы. Это более сложная, многообразная телевизионная форма, которая позволяет использовать такие возможности, как постоянство аудитории, возможность последовательно возвращаться к темам, героям, проблемам. Зачем создавать новое, если можно перепахать старое - это и есть фундамент программ и передач на телевидении в жанровой форме. пример такой новой формы является телевизионный журнал - периодическое издание, где под одним названием собраны материалы на разные темы. Не стоит забывать и о таком виде передачи как шоу, в последнее время в большинстве своем музыкальное или развлекательное. Создание такого продукта телевидения требует незаурядной выдумки и знаний технических возможностей. Также существует «викторины», к которым мы можем отнести КВН, «Что? Где? Когда» и т. д. Велика роль автора в работе над такими сложными жанрами, порой он же является ведущим и модератором такой передачи.

В заключение, мы видим, что телевиденье как любое другое средство массовой информации имеет свою четко выстроенную жанровую структуру, которая изменяется в большей степени идентичных систем газет, радио и интернета. Объясняется это преимущество развитием технических средств и возможностью развития творческого потенциала журналиста в полной его мере. Бесспорно также положение телевидения, как самого популярного средства массовой информации. Обусловлено это в первую очередь наличием телевизора в каждом доме, простотой пользования данным техническим средством. Заинтересованность зрителя наличием движущейся картинки и звука - это наиболее удобный метод получения различного рода сведений.

Глава 2. Жанровая дифференциация медийной продукции Л. Парфенова

.1 Журналистская деятельность Л. Парфенова

телевидение парфенов авторский программа

Леонид как человек и журналист это единое целое, его личные и профессиональные качества тесно сплетены друг с другом. Получив все необходимы знания в Ленинградском университете имени Жданова, работал корреспондентом во множестве изданий от «Красной звезды» до «Волгоградского комсомольца». Набираясь опыта, который так необходим в журналистике, начинает работать на Центральном Волгоградском телевидении в городе Череповце. Именно там, в родном городе, он связывает свою карьеру с телевидением.

При изучении личностных качеств обращаешь внимание на его активную гражданскую позицию. Он всегда занимался общественным делами, даже свою карьеру начав с изданий строгих советских канонов, уходит оттуда в более близкую ему стихию редакцию Центрального телевидения, к тому же параллельно работал корреспондентом программы «Мир и молодёжь».

Но его тянет к работе, он преступает к авторскому кино. Где и добивается своего первого успеха, в соавторстве с Андреем Разбашем, работой «Дети XX съезда». После чего поверив в себя, разрабатывает программу «Намедни», в которой становится ведущим. Поначалу развлекательной, но с каждым впуском меняя свою приоритетную специальность, учитывая разрыв между выпусками. Программу закрывали за недовольство «свободы слова» Леонида Парфенова. Продолжает свою работу ведущего в программах документального наблюдения и журналистского расследования.

В роли автора и ведущего программы «НТВ - новогоднее телевиденье» получает свою первую награду ТЭФИ. Далее следует череда исторических программ: «Намедни», «Российская империя» и «Живой Пушкин». «Живой Пушкин» приносит Леониду вторую победу на российской национальной премии за высшие достижения в области телевизионных искусств. Продолжает работу в документальном кино, которую начал ещё 1988 году. Большая часть работ посвящена великим людям, тем, кто творил нашу историю только вчера, а сегодня они уже история. С апреля 1997 по март 1999 года занимал пост главного продюсера НТВ, входил в совет директоров, а в 2001 становится генеральным продюсером телекомпании. Продолжает работу над уже информационно-аналитической программой «Намедни». И даже получил ТЭФИ, но летом 2004 программа была закрыта, а Леонид уволен с телеканала.

На сегодняшний день, он является автором документальных фильмов на первом канале: «О, мир - ты спорт!», «Люся», «И лично Леонид Ильич», «Зворыкин-муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России». В 2007 году начинает работу над книгой-альбомом «Намедни. Наша эра». И уже в ноябре 2008, выходит первый том будущего четырехтомника. Работу над которым Леонид заканчивает в 2010 году, объявляя, что собирается выпустить и пятый, дополнительный том. В 2009 - постоянный член жюри программы «минута славы». А в 2010 вместе с Татьяной Арно, ведет программу «Какие наши годы!» на Первом канале. Также в ноябре 2010, становиться первым лауреатом премии Владислава Листьева. На премии вручения которой, высказывает свое недовольство положением телевиденья современности. 2 декабря 2011 года Леонид Парфёнов принял участие в презентации нового тома энциклопедии «Намедни (2001-2005)» в Московском доме книги на Новом Арбате. На встрече Леонид Парфёнов заявил, что хотел создать большой том, посвящённый XXI веку, но не уложился в одну книгу, поэтому «Намедни (2001-2005)» является первым полутом, а второй полутом («Намедни (2006-2011)») выйдет в конце 2012 года.

Несмотря на то, что Парфенов уже более двух лет практически не появляется на телевидении, его не забывают. И более того, по нему отчаянно скучают.

Рассмотрев целый ряд его работ нельзя не оценить профессиональные качества Леонида Парфенова. В данной части исследования стоит уделить внимание уровню образования, который определяет приобретенные способности и умения и профессиональной этике.

Базисные характеристики Леонида Парфенова соответствуют современным требованиям. Образование, полученное в Ленинградском университете имени Жданова, заложило фундамент его будущей карьеры. Широкий кругозор и эрудицию можно оценить по его работе в различных программах. К примеру, информационно-аналитическая программа «Намедни». Его образ, созданный в этой программе, жив и сегодня. Недаром даже провинциальные коллеги-тележурналисты стараются в своих репортажах, так или иначе перенимать профессиональные черты работы в кадре Парфенова. Видимо, так соблазнителен, созданный Леонидом, стиль - емкий, динамичный и универсальный.

Его способность к труду и творчеству показывают нам его собственные проекты, документальные фильмы и книга-альбом «Намедни. Наша эра». Спорить о его профессиональных качествах не приходится, награды и номинации, присвоенные Леониду за его работу в журналистике, говорят сами за себя.

Осознание профессионального долга и социальной ответственности перед аудиторией сделала, четкая социально-мировоззренческая, нравственная позиция, его гуманность, отзывчивость, совесть сделали из него не просто представителя средств массовой информации, а легенду журналистики. Эталон для подражания.

Леонид обладает такими профессиональными качествами как:

умение планировать и прогнозировать результат;

коммуникабельность;

устойчивость перед чрезвычайными ситуациями;

адекватность;

красноречивость;

полнота и достоверность информации во имя благ народа, на пригибания под власть;

осознание ответственности и морального долга перед информируемой аудиторией;

инициативность.

Следует отметить, что даже его отношение к будущему и современности показывает, что он настоящий профессионал своего дела. Россия всегда есть и будет для Леонида матерью-родиной, к которой он испытывает лишь теплые чувства, все его высказывания направлены для улучшения положения: «мы пожилая страна. Очень долго приходит молодое поколение, которое априори должно хотеть самореализации, хотеть карьеры, зарабатывать, жить полной грудью, по мировым стандартам. К огромному сожалению, такой молодежи приходится ждать».

2.2 Жанровая природа авторской программы Л. Парфенова «Намедни»

При работе над данной курсовой работой, в качестве предмета исследования мы выбрали авторскую программу Леонида «Намедни». Самый первый выпуск, которой вышел в прямом эфире второй программы Центрального телевидения в 1990 году. А в период с осени 1993 по май 2004 на телеканале НТВ. За время своего существования программа сменила три жанровых направления, по которым можно разделить время её существования на периоды:

1990-1991, информационная программа неполитических новостей;

1993-1996, документальный проект. Намедни. Наша эра;

1997-2004, информационно - аналитическая.

Новые витки своей истории программа начинала сразу после закрытия. После первого отстранения Парфенова от эфира за неправильное высказывание по поводу отставки Шеварднадзе. Свой новый дом программа находит на новом, только что созданном телеканале НТВ. Но при этом Леонид оставляет первоначальный вариант жанровой структуры программы, сохраняя при этом и её политику. В 1995 «Намедни» номинированы на премию ТЭФИ, как лучшая передача об искусстве.

В 1996 году Парфенов принимает решение: изменить направление программы с неполитических новостей в документальный цикл. И уже 1 марта 1997 года в эфир телеканала НТВ выходит первый выпуск «Намедни 1961-91. Наша эра». Проект пользовался успехом среди всех слоев населения. Что позже стало основой для увеличения эфира передачи до 1999 года.

В 2000-е вышла серия передачи о 2000-ых. К этому времени, Леонидом уже была построена студия «Намедни», где он работал не только над программой, но и над другими документальными проектами, такими как «Живой Пушкин» и т. д.

После скандала произошедшего в апреле 2001 года вокруг канала НТВ, программа становится информационно-аналитической. И уже в сентябре этого же года в эфир выходит обновленные «Намедни». Теперь это еженедельная программа, подводит итоги событий прошедшей недели. А ежегодно в декабре выходит отчет самых значимых событий года. Уже в следующем году эфирное время программы с часа увеличивается до полутора часов, состоит из трех постоянных блоков:

информационный;

исследовательский;

лирический.

января 2003 года программа удостоена второй премии ТЭФИ, уже как «Информационно-аналитическая программа». В мае этого же года генеральным директором телеканала становится Николай Сенкевич, который вводит жесткую цензуру. Он просто душил передачу. И вот в мае 2004 после скандала по поводу сюжета «Замуж за Зелимхана», Сенкевич закрывает программу. Леонида Парфенова увольняют, по официальным данным при сокращении штата, за нарушение корпоративной этики. Но талантливый человек талантлив во всём, начинается работа над многотомной книгой-альбомом «Намедни. Наша эра».

Таким образом, мы видим что, четкое построение жанровой структуры программы построено только в первых выпусках. Ближе к закрытию же эта структура стала немного размываться. Уже нет даже четкого определения принципа изображения реальности. Что с одной стороны дало возможность для работы над разнообразными темами, а с другой вывело передачу из прежней системы работы в целом. Леонид как человек с огромным творческим потенциалом и большим опытом работы на телевидении может работать в совершенно разных жанровых формах. Необходимо рассматривать его работы как обширные проекты. Например, его богатую документальную деятельность. Всё это говорит о том, что насколько бы не был профессионален журналист, жанровое наполнение работ показывает его мастерство и умение варьировать в столь непростой структуре жанров.

Заключение

В результате проделанной исследовательской работы, мы видим, что телевидение остается самым популярным каналом получения информации, среди населения. Пока такие качества как достоверность и актуальность сюжетов будут первостепенными в работе тележурналиста, аудитория не потеряет своего интереса.

К примеру, авторские программы Леонида Парфенова по замыслу были совершенно новыми в системе телевизионной журналистики. Многие из них выходили как эксперименты, ожидая реакции зрителя. И только после получения первых результатов рейтинга принималось решение о продолжении работы.

Главной, самой популярной и значимой работой Леонида является авторская программа «Намедни». Её тематическим наполнением в самом начале являлись неполитические новости. Это была полностью развлекательная передача, но определив её как документальный проект, автор вводит себя в рамки документального фильма. Позже как информационно-аналитическая программа стирает свое четкое жанровое наполнение.

Исходя из выше сказанного, следует отметить, что работа в строгих канонах единого жанра несет в себе опасность не проявить всего творческого потенциала авторской группы, но пренебрежение ими полностью может лишить материал четкой структуры.

Список использованных источников и литературы

1.Парфенов Л. Персональный сайт Леонида Парфенова [Электронный ресурс]. - М. 2008. - Режим удаленного доступа: #"justify">2.Парфенов Л. Леонид Парфенов [Электронный ресурс]. - М. 1996. - Режим удаленного доступа: #"justify">.Kinoshit->Кино без цензуры! [Электронный ресурс]. - М. 2011. - Режим удаленного доступа: #"justify">.Футурман Е.Б. Телевизионная публицистика Леонида Парфенова [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим удаленного доступа: #"justify">.Бакулев Г.П. Конвергенция медиа и журналистика / Г.П. Бакулев - М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания, 2006. - 109 с.

.Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: учеб. пособие для студентов вузов / Н.В. Зверева. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 320 с.

.Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения / М.Н. Ким. - Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2001. - 320 с.

.Ким М.Н. Жанры современной журналистики / М.Н. Ким. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2004. - 336 с.

.Корконосенко С.Г. Основы журналистики: учебник для вузов. / С.Г. Корконосенко. - М.: Аспект пресс, 2001. - 287 с.

.Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие по журналистике/ Г.В. Лазутина. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 208 с.

.Мамчев Г.В. Основы радиосвязи и телевидения: учеб. пособие для вузов / Г.В. Мамчев. - М.: Горячая линия - Телеком, 2007. - 416 с.

.Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности «Журналистика» / С.А. Муратов. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 201 с.

.Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: учеб. пособие./ Е.П. Прохоров. - М.: Изд. РИП-Холдинг, 1998. - 310 с.

.Свитич Л.Г. Введение в специальность: Профессия: журналист. учеб. пособие / Л.Г. Свитич. - 2-е изд., и доп. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 255с.

.Тертычный А.А. Жанры периодической песачати: учеб. пособие / А.А. Тертычный. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.

.Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: учебник. 4-е издание/Редколлегия: Г.В. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. - 304 с.

.Цвик В.Л. Телевизионные новости России: учеб. пособие / В.Л. Цвик, Я.В. Назарова. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 176 с.

.Шкондин М.В. Средства массовой информации: системные характеристики / М.В. Шкондин. - М.: МГУ, 2005. - 186 с.

Похожие работы на - Творчество Леонида Парфенова: жанровое своеобразие деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!