Ввоз и вывоз культурных ценностей

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,32 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ввоз и вывоз культурных ценностей

ВВЕДЕНИЕ

Культурные ценности всегда были объектом пристального внимания со стороны людей, как различных национальностей, так и различных слоев населения, независимо от их уровня жизни, политического или социального статуса. Для одних это предметы удовлетворения своих культурных потребностей, для других - способ существования или средство наживы.

Интерес к проблеме сохранения культурных ценностей можно считать показателем уровня культурного развития населения любой страны. Сегодня развивающиеся страны требуют возвращения культурных ценностей, и эта проблема активно обсуждается международными организациями и на международных форумах. Обмен для целей образования, науки и культуры расширяет знания о человеческой цивилизации, обогащает культурную жизнь всех народов и вызывает взаимное уважение и понимание между странами. При этом важно заметить, что культурные ценности, являясь одним из основных элементов цивилизации и культуры народов, приобретают свою подлинную ценность только в том случае, если точно известны их происхождение и история.

Для перемещения культурных ценностей через таможенную границу Таможенного союза определяется порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ «КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ» И ЕГО ПРАВОВЫЕ ПРИЗНАКИ

Международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности". Впервые определение "культурная ценность" было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца:

а)"ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;

б)здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);

в)центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (б), так называемые центры сосредоточения культурных ценностей".

Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия "культурная ценность" было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности". С точки зрения этой Рекомендации, "культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы". Существенным является то, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые.

Деление вещей на две категории, а именно на недвижимые и движимые было известно еще в римском праве и в эпоху средневековья. В отношении движимости применялась известная формула "движимость следует за лицом" ("mobilia personam sequuntur"). Исключительно движимые культурные ценности стали предметом регулирования Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Согласно статье 1 Конвенции: "для целей настоящей Конвенции культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки". Необходимо отметить, что значение этого определения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, и науки отнесено к компетенции государства - участника Конвенции. Отсюда следует, что именно к компетенции каждого государства отнесено и определение перечня категорий культурных ценностей.

В Российском законодательстве впервые понятие "культурные ценности" было закреплено в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и формулировалось как "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты".

В 1988 году Союз Советских Социалистических Республик (далее - СССР) ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и в соответствии с ней был принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон), в котором уже более четко разграничиваются категории предметов, которые относятся к культурным ценностям. В соответствии с этим законом, под культурными ценностями понимаются "движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

-культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;

-культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;

-культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;

-культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно - научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;

-культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;

-культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности".

"Предметы материального мира", упомянутые выше, перечислены в другой статье Закона, в соответствие с ней "к культурным ценностям относятся следующие категории предметов:

а)исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);

б)предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;

в)художественные ценности, в том числе:

1)картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;

2)оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;

)оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;

)художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;

)гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;

)произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;

)изделия традиционных народных художественных промыслов;

)составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;

г)старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;

д)редкие рукописи и документальные памятники;

е)архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;

ж)уникальные и редкие музыкальные инструменты;

з)почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;

и)старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;

к)редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;

л)другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры".

Таким образом, данным Законом исчерпывающим образом оговариваются практически все предметы, которые прямо или косвенно могут относиться к культурным ценностям.

Не смотря на то, что международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности", общая специфика остается неизменной: культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений. Понятие "культурные ценности" охватывает как материальные объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью могут обладать средства труда и его вещественные продукты, произведения духовного творчества, философские идеи, достижения науки, традиции, моральные и правовые нормы и т. д.

Разнообразие применяемых терминов объясняется той сложностью, которая возникает при использовании общепринятых по отношению к культурным ценностям понятиям применительно к таможенному законодательству. Эта грань, за которой уникальное творение, выражающее творчество народа, его язык, обычаи, вероисповедание и т. д. становится, с точки зрения буквы закона, товаром, перемещаемым через таможенную границу.

ГЛАВА 2. ВВОЗ И ВЫВОЗ КУЛЬТУРНАХ ЦЕННОСТЕЙ

2.1 Ввоз культурных ценностей

Ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Таможенного союза культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза.

Физические лица при следовании через таможенную границу РФ могут ввозить культурные ценности, необходимые этим лицам для личного пользования в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Ввоз культурных ценностей, в том числе в МПО, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством без представления таможенным органам специальных разрешительных документов.

Культурные ценности, ввозимые физическими лицами, подлежат обязательному письменному декларированию (декларация ТД-6).

При проведении таможенных операций ввозимых культурных ценностей должностное лицо таможенного органа обязано проинформировать декларанта о необходимости проведения специальной регистрации этих культурных ценностей в Министерстве культуры РФ или в его территориальном органе по сохранению культурных ценностей.

В случае если у должностного лица таможенного органа возникает сомнение в правильности отнесения ввозимых товаров к культурным ценностям, оно вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных платежей. Вернуть обеспечение можно только на основании подтверждения Минкультуры РФ или его территориального органа об отнесении данного товара к культурным ценностям.

Ввоз на территорию РФ культурных ценностей, в отношении которых объявлен розыск, не разрешается. При наличии информации о таких культурных ценностях и в случаях их обнаружения они подлежат задержанию таможенными органами с уведомлением органов, которыми был объявлен розыск.

Все другие произведения искусств (за исключением тех, что пропагандируют насилие, войну, расизм, фашизм, национализм и т.п.) ввозить на территорию страны разрешается.

По действующим на сегодняшний день правилам, в МПО можно беспошлинно переслать в Россию антиквариат на сумму в 10 тыс. руб., все ценности, стоящие дороже этой суммы, облагаются налогом в 30%.

2.2 Вывоз культурных ценностей

Вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Таможенного союза культурных ценностей, находящихся на территории РФ, без обязательства их обратного ввоза.

Физические лица при следовании через таможенную границу Таможенного союза могут вывозить культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Вывоз культурных ценностей, в том числе в МПО, осуществляется на основании свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории РФ, выдаваемого Министерством культуры РФ или его территориальными органами по результатам проведенной экспертизы.

Свидетельство предъявляется таможенному органу в двух экземплярах ("Экземпляр для таможни" и "Экземпляр для заявителя"), каждый из которых должен быть заверен печатью Министерства культуры РФ или его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству в обязательном порядке прилагаются сброшюрованные и заверенные указанной печатью список и фотографии разрешаемых к вывозу культурных ценностей. Список и фотографии также заверяются подписью выдавшего свидетельство должностного лица Министерства культуры РФ или его территориального органа по сохранению культурных ценностей и являются неотъемлемой частью свидетельства.

В случае вывоза архивных документов, печатных изданий, предметов филателии, нумизматики, бонистики и фалеристики предоставление фотографий не требуется.

Культурные ценности, вывозимые физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, подлежат обязательному письменному декларированию (декларация ТД-6).

При этом номер и дата выдачи свидетельства, а также орган, его выдавший, указываются в таможенной декларации.

Вывоз может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником, сведения о котором указаны в свидетельстве.

Автор культурных ценностей независимо от того, выезжает он за пределы РФ временно или на постоянное место жительство, имеет право вывезти созданные им культурные ценности в любом количестве на основании свидетельства. Лица, вывозящие при жизни автора либо в течение 50 лет после его смерти созданные им культурные ценности, обязаны представить доказательства законности их приобретения. Федеральная служба по сохранению культурных ценностей обязана известить автора или его наследников о факте законного вывоза его произведений другими лицами.

Запрещены к вывозу: - движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную или иную культурную ценность и отнесенные в к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ независимо от времени их создания;

движимые предметы, независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры;

культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других государственных хранилищах культурных ценностей;

культурные ценности, созданные более 100 лет назад.

Запрет на вывоз культурных ценностей по иным основаниям не допускается.

В соответствии с международными договорами и законодательством РФ культурные ценности, незаконно вывезенные с ее территории и незаконно ввезенные на ее территорию, подлежат возвращению.

лицензия культурный ценность граница


3.1 Временный ввоз культурных ценностей

Временный ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Таможенного союза культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства с обязательством их обратного вывоза в оговоренный срок.

Физические лица при следовании через таможенную границу Таможенного союза могут временно ввозить культурные ценности, необходимые этим лицам для личного пользования, а также вывозить обратно временно ввезенные культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Временно ввезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.

При наличии оснований полагать, что временно ввезенные физическими лицами культурные ценности могут быть обратно не возвращены, таможенный орган предоставляет разрешение на временный ввоз/вывоз культурных ценностей только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

При проведении таможенных операций ввозимых культурных ценностей должностное лицо таможенного органа обязано проинформировать декларанта о необходимости проведения специальной регистрации этих культурных ценностей в Министерстве культуры РФ или в его территориальном органе по сохранению культурных ценностей.

Культурные ценности, ввозимые физическими лицами, подлежат обязательному письменному декларированию (декларация ТД-6).

К ТД-6 на временно ввозимые культурные ценности дополнительно прилагаются:

два комплекта фотографий временно ввозимых культурных ценностей;

два экземпляра списков с описанием временно ввозимых культурных ценностей, составленных в произвольной форме собственником или уполномоченным им лицом, в которых должны указываться авторство, название произведения, место и время создания, материалы и техника исполнения, размеры (вес), состояние сохранности, страховая оценка и срок обратного вывоза культурных ценностей. При отсутствии фотографий в списках собственником или уполномоченным им лицом дается максимально детализированное описание временно ввозимых культурных ценностей.

Списки составляются на русском языке. В случае если список составлен на иностранном языке, к нему прилагается перевод на русский язык.

Должностное лицо таможенного органа после принятия ТД-6 проводит идентификацию временно ввозимых культурных ценностей по представленным спискам и фотографиям. При этом на лицевой стороне каждого листа списка и оборотной стороне фотографий проставляет дату и оттиск личной номерной печати.

После завершения таможенных операций первые экземпляр списка и комплект фотографий вместе с декларацией возвращаются лицу, осуществившему временный ввоз культурных ценностей, а вторые экземпляр и комплект фотографий остаются и хранятся вместе с декларацией в таможенном органе для контроля их вывоза.

В случае указания в списках неполной информации должностное лицо таможенного органа на лицевой стороне каждого листа списка делает запись: "При обратном вывозе подлежит экспертизе в Минкультуры России", проставляет дату и оттиск личной номерной печати.

При обратном вывозе культурных ценностей должностное лицо таможенного органа на последней странице списка под текстом проставляет штамп "Выпуск разрешен" или производит запись "Вывоз разрешен" с проставлением даты и оттиска личной номерной печати.

Сроки временного ввоза культурных ценностей устанавливаются таможенными органами РФ в зависимости от целей и обстоятельств такого перемещения и не могут превышать одного года. Продление сроков временного ввоза культурных ценностей осуществляется в соответствии с таможенным законодательством без представления дополнительных разрешений из Министерства культуры РФ.

3.2 Временный вывоз культурных ценностей

Временный вывоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через таможенную границу Таможенного союза культурных ценностей, находящихся на территории РФ, с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок.

Физические лица при следовании через таможенную границу Таможенного союза могут временно вывозить культурные ценности, необходимые этим лицам для личного пользования, а также ввозить обратно временно ввезенные культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности.

Временно вывезенные культурные ценности не могут отчуждаться, передаваться в пользование, владение или распоряжение другим лицам.

При наличии оснований полагать, что временно вывезенные физическими лицами культурные ценности могут быть обратно не возвращены, таможенный орган предоставляет разрешение на временный вывоз только при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов.

Временный вывоз культурных ценностей, в том числе в МПО, осуществляется на основании свидетельства на право вывоза культурных ценностей с территории РФ, выдаваемого Министерством культуры РФ или его территориальными органами по результатам проведенной экспертизы.

Свидетельство предъявляется таможенному органу в двух экземплярах ("Экземпляр для таможни" и "Экземпляр для заявителя"), каждый из которых должен быть заверен печатью Министерства культуры РФ или его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству в обязательном порядке прилагаются сброшюрованные и заверенные указанной печатью список и фотографии разрешаемых к вывозу культурных ценностей. Список и фотографии также заверяются подписью выдавшего свидетельство должностного лица Министерства культуры РФ или его территориального органа по сохранению культурных ценностей и являются неотъемлемой частью свидетельства.

В случае вывоза архивных документов, печатных изданий, предметов филателии, нумизматики, бонистики и фалеристики предоставление фотографий не требуется.

ГЛАВА 4. ЭКСПЕРТИЗА

Заявленные к вывозу или временному вывозу с территории РФ, а также возвращенные после временного вывоза культурные ценности подлежат обязательной экспертизе.

Экспертизу культурных ценностей осуществляют уполномоченные на это Министерством культуры РФ и Федеральной архивной службой России специалисты музеев, архивов, библиотек, реставрационных и научно-исследовательских организаций, иные специалисты, являющиеся внештатными экспертами Министерства культуры РФ и (или) членами экспертных комиссий Министерства культуры РФ или его территориальных органов по сохранению культурных ценностей.

Результаты экспертизы являются основанием для принятия Министерством культуры РФ или его территориальными органами решения о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей с территории РФ.

В случае принятия решения о возможности вывоза/ временного вывоза Министерством культуры или его территориальными органами по сохранению культурных ценностей выдается Свидетельство на право вывоза.

Экспертиза осуществляется по заявлению собственника культурных ценностей либо уполномоченного им лица, представляемому в Министерство культуры РФ или его территориальные органы.

В заявлении указывается:

информацию о собственнике;

информация об основании возникновения у него права собственности;

описание культурных ценностей.

При временном вывозе в заявлении также указываются - цель, условия и сроки их нахождения за пределами РФ.

К заявлению прилагаются:

список с описанием культурных ценностей, если предметов более двух (3 экземпляра);

по 3 фотографии каждой культурной ценности размером не менее 8х12 см (при вывозе и временном архивных документов, печатных изданий, предметов филателии, нумизматики, бонистики и фалеристики представления фотографий не требуется);

копии документов, подтверждающих право собственности на вывозимые культурные ценности (с представлением оригиналов);

документы, удостоверяющие стоимость культурных ценностей;

копия документа, удостоверяющего личность гражданина РФ за пределами РФ (загранпаспорта), или документа, удостоверяющего личность гражданина или подданного иностранного государства на территории РФ.

При временном вывозе к заявлению прилагаются также:

свидетельство о внесении временно вывозимых культурных ценностей в охранные списки или реестры;

подтверждение об извещении соответствующего государственного органа, взявшего культурные ценности на государственную охрану, об их временном вывозе;

договор с принимающей стороной о целях и условиях временного вывоза;

документально подтвержденные гарантии принимающей стороны и гарантии государственных органов страны назначения в отношении сохранности и возврата культурных ценностей.

Заявление и прилагаемые к нему документы регистрируются Министерством культуры РФ или его территориальными органами в установленном Министерством порядке в специальном журнале. Заявителю выдается уведомление о получении заявления с указанием его регистрационного номера.

Выявление в процессе рассмотрения заявления и документов, обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии у заявителя правомочий, позволяющих осуществить вывоз или временный вывоз культурных ценностей, является основанием для отказа в их вывозе или временном вывозе.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о незаконности владения заявленной культурной ценностью, Министерство культуры РФ или его территориальные органы информируют об указанных обстоятельствах соответствующие правоохранительные органы.

На основании заявления и прилагаемых документов Министерство культуры РФ или его территориальные органы определяют целесообразность и сроки представления культурных ценностей на экспертизу или, по согласованию с собственником (владельцем), организации экспертизы по месту их нахождения.

Срок проведения экспертизы устанавливается Министерством культуры РФ по согласованию с Федеральной архивной службой России в зависимости от сложности экспертных работ и объема представляемых материалов, но не должен превышать 30 дней. При необходимости с согласия заявителя могут проводиться дополнительные исследованию в музейных, архивных и реставрационных учреждениях Министерства культуры РФ или Федеральной архивной службы России. В этом случае срок проведения экспертизы может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

Экспертное заключение (в письменной форме) выносится на основе всестороннего анализа культурных ценностей с определением их подлинности, авторства, наименования, места и времени создания, материала и техники исполнения, с фиксацией размеров (веса), отличительных особенностей, состояния сохранности, а также рассмотрения представленных документов.

Экспертное заключение должно содержать обоснованные выводы о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза представленных культурных ценностей и предложения по их оценке, основанные на их рыночной стоимости.

При несогласии заявителя с экспертным заключением культурные ценности представляются на рассмотрение Государственной экспертной комиссии Министерства культуры РФ или Центральной экспертно-проверочной комиссии Федеральной архивной службы России, которые выносят решение о согласии (несогласии) с экспертным заключением.

Министерство культуры РФ или его территориальные органы осуществляют проверку заявленных культурных ценностей по государственным охранным спискам или реестрам. Если результаты экспертизы дают основание для внесения в государственные охранные списки или реестры, материалы экспертизы передаются в соответствующие государственные органы независимо от согласия лица, ходатайствующего об их вывозе.

На основании экспертного заключения, решения Государственной экспертной комиссии Министерства культуры РФ или Центральной экспертно-проверочной комиссии Федеральной архивной службы России, а также по результатам проверки по государственным охранным спискам или реестрам принимается решение о возможности или невозможности вывоза или временного вывоза.

Экспертиза культурных ценностей, возвращенных после временного вывоза, осуществляется на основании представляемого в 10-дневный срок собственником или уполномоченным им лицом в Министерство культуры РФ или его территориальные органы, выдавшие свидетельство на право временного вывоза, извещения о возврате таких ценностей. В извещении указывается состояние сохранности каждой культурной ценности после ее возврата.

Экспертное заключение в отношении культурных ценностей, возвращенных после временного вывоза с территории РФ, должно содержать обоснованные выводы относительно состояния их сохранности после возврата. В случае выявления в результате экспертизы изменения состояния сохранности культурных ценностей, Министерство культуры РФ или его территориальные органы, выдавшие свидетельство на право вывоза, определяют меры, направленные на обеспечение восстановления состояния поврежденных культурных ценностей и на привлечение лиц, обеспечивавших их сохранность, к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Экспертиза культурных ценностей проводится на платной основе.

Размер платы за экспертизу культурных ценностей определяется с учетом прямых затрат на проведение экспертизы (оплата труда экспертов, командировочные), накладных расходов (материально-техническое обеспечение экспертизы и т.д.), а также налогов и сборов, установленных действующим законодательством РФ.

Размер платы за экспертизу культурных ценностей рассчитывается для каждого заказчика экспертизы в отдельности. На проведение экспертизы культурных ценностей составляется калькуляция затрат.

Оплата работ (услуг) по проведению экспертизы производится заказчиком экспертизы по наличному или безналичному расчету на основании "Счета (Счета - фактуры)" либо приходного кассового ордера, выставляемого подразделением, специализирующимся в области обеспечения экспертизы культурных ценностей, Министерства культуры РФ или его территориальными органами по сохранению культурных ценностей.

При принятии Министерством культуры РФ или его территориальными органами по итогам экспертизы решения о возможности вывоза или временного вывоза культурных ценностей ими выдается Свидетельство на право вывоза культурных ценностей.

Бланки свидетельств имеют степень защиты на уровне ценной бумаги на предъявителя, учетную серию и номер и являются документами строгой отчетности. Учет и хранение указанных бланков осуществляет Министерство культуры РФ.

Свидетельство оформляется в двух экземплярах, каждый из которых скрепляется печатью Министерства культуры РФ или его территориального органа, выдавшего свидетельство. К свидетельству прилагаются сброшюрованные и скрепленные указанной печатью список и фотографии разрешенных к вывозу или временному вывозу культурных ценностей, заверенные подписью выдающего свидетельство должностного лица.

При временном вывозе культурных ценностей в свидетельстве указываются цель и срок их вывоза, которые должны соблюдаться во время их нахождения за пределами территории РФ.

Свидетельство является основанием для пропуска вывозимых или временно вывозимых культурных ценностей через таможенную и государственную границы РФ.

Таможенные органы осуществляют таможенный контроль вывозимых или временно вывозимых культурных ценностей.

В случае несоблюдения целей и срока временного вывоза Министерство культуры или его территориальные органы принимают меры, направленные на возвращение таких культурных ценностей и привлечение лиц, осуществивших временный вывоз, к ответственности.

ГЛАВА 5. ПОРЯДОК ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ

За рассмотрение заявления, выдачу лицензии или переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, уполномоченным органом взимается государственная пошлина (лицензионный сбор) в порядке и размере, которые предусмотрены законодательством государства Стороны. Размер государственной пошлины должен соответствовать стоимости оказываемых услуг.

Лицензии и разрешения выдаются на каждый товар, классифицируемый в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, в отношении которого введено лицензирование или наблюдение.

Уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств Сторон выдаются следующие виды лицензий:

·разовые;

·генеральные;

·исключительные.

Период действия разовой лицензии не может превышать 1 года с даты начала ее действия. Срок действия разовой лицензии может быть ограничен сроком действия внешнеторгового контракта (договора) или сроком действия документа, являющегося основанием для выдачи лицензии.

Для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, период действия лицензии заканчивается в календарном году, на который установлена квота.

Срок действия генеральной лицензии не может превышать одного года с даты начала ее действия, а для товаров, в отношении которых введены количественные ограничения, заканчивается в календарном году, на который установлена квота, если иное не оговорено решением Комиссии.

Срок действия исключительной лицензии устанавливается решением Комиссии в каждом конкретном случае.

Для оформления лицензии заявителем в уполномоченный орган представляются следующие документы:

·заявление о выдаче лицензии, заполненное и оформленное в соответствии с инструкцией об оформлении заявления о выдаче лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и оформлении такой лицензии;

·электронная копия заявления в формате, утвержденном Комиссией, созданная с помощью програмного обеспечения, разработанного Комиссией и передаваемого участникам внешнеторговой деятельности на безвозмездной основе. Участник внешнеторговой деятельности может использовать собственное програмное обеспечение, которое формирует электронную копию заявления в строгом соответствии с утвержденным Комиссией форматом;

·копия внешнеторгового договора (контракта), приложения и (или) дополнения к нему (для разовой лицензии), а в случае отсутствия внешнеторгового договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерения сторон;

·копия документа о постановке на учет в налоговом органе;

·копия лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности, если такой вид деятельности связан с оборотом товара, в отношении которого введено лицензирование на единой таможенной территории;

·иные документы, если они определены решением Комиссии, на основании которого введено лицензирование данного товара.

Каждый лист представленных копий документов должен быть заверен подписью и печатью заявителя либо копии документов должны быть прошиты и заверены подписью и печатью заявителя.

Представленные заявителем документы подлежат регистрации в уполномоченном органе.

Выдача лицензии или отказ в ее выдаче осуществляется уполномоченным органом на основании предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи документов в течение 15 рабочих дней со дня подачи документов.

Основанием для отказа в выдаче лицензии являются:

·наличие неполных или недостоверных сведений в документах, представляемых заявителем для получения лицензии;

·несоблюдение требований, предусмотренных статьями 3 и 5 Соглашения;

·прекращение или приостановление действия одного или нескольких документов, служащих основанием для выдачи лицензии;

·нарушение международных обязательств государств Сторон, которое может наступить вследствие исполнения договора (контракта), для реализации которого запрашивается лицензия;

·исчерпание квоты (в случае оформления лицензии на квотируемые товары).

Решение об отказе в выдаче лицензии должно быть мотивированным и представляется заявителю в письменной форме.

Уполномоченный орган оформляет оригинал лицензии, который выдается заявителю. Заявитель до таможенного оформления товаров представляет оригинал лицензии в соответствующий таможенный орган, который при постановке лицензии на контроль выдает заявителю ее копию с отметкой таможенного органа о постановке на контроль.

Отсутствие лицензии является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров таможенными органами государств Сторон.

Внесение изменений в выданные лицензии не допускается, в том числе по причинам технического характера.

Владельцы генеральных и исключительных лицензий обязаны ежеквартально, до 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в уполномоченный орган отчет о ходе исполнения лицензии.

Владельцы разовых лицензий в течение 15 дней по истечении срока действия лицензии обязаны представлять в уполномоченный орган справку об исполнении лицензии.

При снятии лицензии с контроля соответствующий таможенный орган государства Стороны выдает заявителю на основании его письменного обращения справку об исполнении лицензии в течение 5 рабочих дней.

Форма и порядок выдачи справки определяются Комиссией.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все физические и юридические лица на равных основаниях имеют право на вывоз, ввоз, временный вывоз или временный ввоз культурных ценностей, в том числе при осуществлении ВЭД, независимо от места постоянного жительства либо регистрации.

Физические лица при следовании через государственную границу РФ могут ввозить/временно ввозить культурные ценности, необходимые этим лицам для личного пользования, а также вывозить/временно вывозить обратно ввезенные/временно ввезенные культурные ценности в порядке, предусмотренном для товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования. Культурные ценности, перемещаемые физическими лицами через таможенную границу РФ, подлежат обязательному письменному декларированию с применением пассажирской таможенной декларации ТД-6.

Транзит культурных ценностей через территорию РФ осуществляется в порядке, определяемом таможенным законодательством и международными договорами РФ, при условии представления собственником культурных ценностей или уполномоченным им лицом таможенным органам, производящим таможенные операции, документальных подтверждений ввоза этих культурных ценностей исключительно с целью транзита. Декларирование таких культурных ценностей при перемещении физическими лицами в упрощенном, льготном порядке производится путем указания в п.3.11 таможенной декларации ТД-6 сведений о временно ввозимых культурных ценностях с подробным их описанием в п. 4.1 таможенной декларации.

Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются в соответствии с уголовным законодательством РФ и законодательством РФ об административных правонарушениях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые документы

. Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009.

. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года № 124 «О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза в отношении временно ввозимых культурных ценностей».

. Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

. Закон РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей».

. Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами и Положения о применении ограничений.

. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 2001 года № 322 «Об утверждении Положения о проведении экспертизы и контроля за вывозом культурных ценностей».

. Приказ Минкультуры РФ от 4 июня 2002 года № 888 «Об утверждении Положения о порядке взимания и критериях определения размера платы за проведение государственной экспертизы культурных ценностей».

Основная литература

. Баклаков П.А. Запреты и ограничения внешнеторговой деятельности:

учебное пособие. - Изд-во: Интермедия <http://my-shop.ru/shop/producer/12921/sort/a/page/1.html>, 2012.

Похожие работы на - Ввоз и вывоз культурных ценностей

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!