Метод свертывания. Определение тока в линии электропередачи. Электромагнитная сила
Задача 1
Цепь, состоящая из пяти резисторов, присоединена
к источнику электрической энергии, напряжение на зажимах которого UAB. Токи в
резисторах соответственно равны: I1, I2, I3, I4, I5.
Определить величины, отмеченные знаками вопроса
Рис. 1
Дано:= ?Д = ?= ?СД = ?
R1 = 3 Om;
R2 = 30 Om;
R3 = 15 Om;
R4 = 30 Om;
R5 = 6 Om
I1 = ?= 2 A= ?= ?= ?
Решение:
Рис. 2
Метод свертывания.
В соответствии с методом свёртывания, отдельные
участки схемы упрощаем и постепенным преобразованием приводим схему к одному
эквивалентному (входному) сопротивлению, включенному к зажимам источника. Схема
упрощается с помощью замены группы последовательно и параллельно соединенных
сопротивлений одним эквивалентным их сопротивлением. Определяем ток в
упрощенной схеме, затем возвращаемся к исходной схеме и определяем в ней токи.
Последовательно упрощаем схему:
Рис. 3
R45 = =
=
5 Ом (рис. 2)
Рис. 4
= R3 + R45 = 15 + 5 = 20 Ом (рис 3)
Рис. 5
СД = =
=
12 Ом (рис. 4)
По заданию задан ток I2 = 2 А, тогда
СД = I2 * R2 = 2 * 30 = 60 В
Из схемы рис. 3 находим:
= I45 = UСД /R345 = 60/20 = 3 А
Тогда, по закону Киркхгофа:
= I2 + I345 = 2 + 3 = 5 A
Рис. 6
Результирующее сопротивление:
Э = RAB = R1 + RСД = 3 + 12 = 15 Ом (рис 5)
Находим входное напряжение:
АВ = I1 * RAB = 5 * 15 = 75 В
Находим падение напряжения на резисторе R3
= I3*R3 = 3*15 = 45 B
Тогда, находим напряжение UДЕ
ДЕ = UДС - UСЕ = 60 - 45 = 15 В
Теперь находим токи:
I5 = UДЕ/R5
= 15/6 = 2.5 A= UДЕ/R4
= 15/30 = 0.5 A
Проверим по закону Кирхгофа для узла Е:
I4 + I5 - I3 = 0.5 + 2.5 - 3 = 0
Ответ:СД
= 60 В
UАВ = 75 В= 15 ОмСД = 12 Ом
I1 = 5 A= 3 A= 0.5 A= 2.5 A
Метод пропорциональных
величин:
Возьмем электрическую схему 2, зададимся
произвольным значением тока в сопротивлении
R45, наиболее удаленном от источника питания.
Рис. 7
По заданному току =
=
1 А и сопротивлению R345 = 20 Ом определим напряжение
СД/ = R345
= 1*20 = 20 В.
Далее определяем
/ = UСД/ /R2 = 20/30 = 0,66(6)A
Далее по закону Кирхгофа:
/ - I3/ - I2/ = 0
I1/ = I3/ + I2/ = 0.66(6) + 1 =
1.66(6) A
Находим UAB/
/ = I1/ * RЭ
= 1,66(6)*15 = 25 ВСЕ/
= I3/ * R3 = 1,0*15 = 15 ВДЕ/
= UДС/
- UСЕ/
= 20 - 15 = 5 В/ = UДЕ//
R4 = 5/30 = 0.16(6) A
I5/ = UДЕ// R5 = 5/6 = 0.83(3) A
Вычислим коэффициент подобия К = I2/ I2/ =
2/0.66(6) = 3 и умножаем на него полученные при расчете значения токов и
находим действительные значения токов цепи:
UCD = kUСД/
= 3*20 = 60 В.= kUAB/ = 3*25 =
75 В=
kI1/ = 3*1.66(6) = 5 A
= 3* 1 = 3 А=
kI4/ = 3*0.16(6) = 0.5 A
I5 = kI5/ = 3*0.83(3) = 2.5A
Таким образом, получили те же результаты!!!
Задача 2
Задана схема воздушной линии электропередачи к
потребителю мощностью Р2 и напряжением потребителя U2. Длина линии l.
Определить ток в линии І и площадь поперечного
сечения S проводов линии, если известно допустимое относительная потеря
напряжения линии е, материал и удельная проводимость γ
проводов линии.
Определить сопротивление проводов линии Rnp,
абсолютную потерю напряжения , потерю мощности в
линии и коэффициент полезного действия линии η.
Дано: Р2 = 25 кВт= 380 В= 400 m
γ = 34,5 Ом*мм2 (алюминий)
е = 5 %
Решение:
Вычислим наибольшие токи, протекающие по ВЛ в
нормальном режиме работы сети:
;
По расчетному току можно выбрать
сечение S= 10 мм2, т. е провод марки АС 10/1.8 с допустимым током Iдоп = 84 А.
е = = = 47,8 % е = 5 %,
поэтому:
сечение жилы провода найдем
следующим образом:
Потери напряжения (относительные)
для двухпроводной линии:
е = ⇒
s =
s = =
95,568 mm2
Принимаем ближайшее стандартное значение сечения
для провода - оно будет равно 95 мм2.
Можно выбрать провод марки АС-95/16 с допустимым
током Iдоп = 330 А. Определим сопротивление линии:
Rnp = =
=
0,244 Ohm
Из таблицы находим погонное активное
сопротивление провода АС 95/16; оно будет равно .
В нашем случае для одного провода:
0,122*2,5 = 0,305 Om, следовательно, расчет проведен верно!
Определяем потери напряжения
= I*Rnp = 65,8 * 0.244 = 16 B
Определяем потери мощности
= I2*Rnp = *0,244 = 1 056,432 Вт
Напряжение в начале линии:
= U2 + = 380 + 16
= 396 B
Находим КПД линии: η = 100% = 100% =
95,96 %
Задача 3
В равномерном магнитном поле с индукцией В = 0,5
Тл перпендикулярно к линиям поля со скоростью V = 8 м/с перемещается проводник
длиной l = 20 см. К проводнику присоединяется потребитель, сопротивление
которого R= 1 Om.
Определить электромагнитную силу, действующую на
проводник, если сопротивление самого проводника R0 = 0.2 Om.
Решение.
Рассмотрим положение проводника с током в магнитном
поле
Рис. 9
Составим расчетную схему:
Рис. 10 - Расчетная схема
В нашем случае вектор магнитной индукции В и
вектор скорости V (рис. 10) образуют прямой угол. При любом положении провода
АА1 индуцируемая в проводнике Э.Д.С. будет:
Е = B*V*l*Sin∟В
= B*V*l
Е = 0,5*8*0,2 = 0,8 В
Вычисление тока потребителя.
При замыкании ключа К (рис.2) ток пойдет так,
как показано на схеме.
Очевидно, что
= =
=
0,66(6) А
Определяем силу, действующую на проводник:
Это электромагнитная сила F, возникающая в
результате взаимодействия тока I в проводе АА1 (ключ замкнут) с магнитным полем
= I*B*l= 0.66(6)*0.5*0.2 = 0.06(6) H 0,07
Н
Задача 4
В сеть переменного тока частотой f= 50 Гц
последовательно включены резистор и конденсатор ёмкостью С = 106 мкФ. Ток в
цепи I = 6A, напряжение питающей сети U = 600 B.
Определить ёмкостное сопротивление ХС, активное
сопротивление резистора R, полное сопротивление цепи Z, активную Р, реактивную
Q, полную S мощности; коэффициент мощности цепи cosj.
Начертить схему цепи с приборами для измерения
напряжения и активной мощности. Построить векторную диаграмму тока и
напряжения, построения кратко пояснить.
Решение.
Построим схему:
Рис. 11
напряжение линия ток потребитель
Воспользуемся законом Ома для нахождения
неизвестных сопротивлений:
= U/Z, где Z - полное сопротивление, отсюда= U/I
= 600/6 = 100 Ohm,
тогда емкостное сопротивление можно найти из
соотношения:
= ⇒
R=
Находим ёмкостное сопротивление ХС:
ХС = =
=
75.111 W,
ХС = 75,111 W, тогда
R= =
=
=
66,01752 Ohm 66 Ohm
В заданной неразветвленной сети сдвиг фаз между
током и напряжением определяем как:
= R/Z = 66/100 =
0. 66 - это коэффициент мощности
tgφ = X/R = 75,111/66
= 0.1,1377
откуда φ = 48,70
Вычисление мощностей.
Активное сопротивление R имеет активную
мощность:
= R*I2 = 66*62 = 2376 Вт
а его реактивная мощность равна 0.
У конденсатора С активное сопротивление равно 0,
поэтому на емкости отсутствует активная составляющая мощности. Остается
вычислить реактивную мощность, которая равна:
Полная мощность цепи:
S = Z*I2 = 100*36 = 3600 B*A= =
=
=
3600 B*A
Построение векторной диаграммы:
По действительной оси отложим вектор тока в
масштабе в 1 см - 1.0 А.
Откладываем вектора напряжений, учитывая, что
вектор напряжения в активном сопротивлении совпадает по фазе с током; в
емкостном - отстает на угол π/2.
Для этого вычислим падение напряжения на каждом элементе цепи:
= UR = I*R = 6*66 = 396 B и совпадает по фазе с
током= UC = I*XC = 6*75,111 = 450,67 В и отстает по фазе от тока на угол 900
Чтобы получить общее напряжение, нужно сложить
два вектора напряжения: и на
участках цепи:
= =
=
=
600 В,
следовательно, расчеты выполнены верно
Выберем масштаб напряжения: в 1 см - 30 В.
Масштаб тока: в 1 см - 6 А.
Произведем сложение векторов, получаем:
Итоговое напряжение =
20 см, тогда U = *М( U) = 30*20 =
600 В φ
= 490, что
вполне совпадает с расчетным значением.
Рис. 12
Рис. 13
Задача 5
В сеть переменного тока частотой f= 50 Гц последовательно
включены резистор сопротивлением R, реактивные сопротивления XL, XC. кроме того
задана величина Q=48 Вар.
Начертить схему цепи и определить следующие
величины:
Полное сопротивление цепи Z;
Напряжение U , приложенное к цепи
Силу тока в цепи I (задан);
Коэффициент мощности цепи
Активную Р, реактивную Q и полную S мощности,
потребляемые цепью
Начертить в масштабе векторную диаграмму и
пояснить построения.
Дано:= 3 Ohm= 8
Ohm= 4 Ohm
I = 8 A.
Решение:
Составим схему цепи:
Рис. 14
Находим полное сопротивление цепи:
Z= =
=
=
5 Ohm
Находим коэффициент мощности:
= R/Z = 3/5 = 0. 6
⇒
φ
= 53,130
Задан ток цепи: I = 8 A, находим напряжение:
= I * Z = 8 * 5 = 40 B - эту величину будет
показывать вольтметр.= 40 B.
Находим мощности:
Активная мощность:
Р = R*I2 = 3 * 82 = 3 * 64 = 192, Вт - эту
величину будет показывать ваттметр
Реактивная мощность:
= (XL - XC)*I2 = (8 - 4) * 82 = 4 * 64 = 256 Вар
Полная мощность:
= =
=
=
320 B*A
Мощности можно найти и по-другому:
Зная ток и полное сопротивление находим полную
мощность цепи:
S = Z*I2
= 5 * 82 = 5*64 = 320 B*A
Тогда активная и реактивная мощности после
нахождения коэффициента мощности соответственно
будут:
P = S*Cosφ
= 320*0.6 = 192 Вт=
S*Sinφ
= 320 * 0.8 = 256 Вар
Находим падения напряжения на каждом элементе
цепи
UR = I*R = 8 * 3 = 24 B= I*XL = 8 *
8 = 64 В
UC = I*XC = 8 * 4 = 32 В
Сделаем проверку:= =
=
40 B
Построение векторной диаграммы:
По действительной оси отложим вектор тока в
масштабе в 1 см - 1.0 А.
Откладываем вектора напряжений, учитывая, что
вектор напряжения в активном сопротивлении совпадает по фазе с током; в
емкостном - отстает на угол π/2, в
индуктивном - опережает на угол π/2
Выберем масштаб напряжения: в 1 см - 5 В.
Произведем сложение векторов, получаем:
Итоговое напряжение =
8 см, тогда U = *М( U) = 5*8 = 40 В
φ = 530, что вполне
совпадает с расчетным значением.
Рис. 15
Рис. 16
Список использованной литературы
1. Алексеев
О.В., Китаев В.Е., Шихин А.Я. Электротехнические устройства. - М.: Энергоиздат,
1981.
2. Березкина
Т.Ф., Масленников В.В. Задачник по общей электротехнике с основами электроники.
- М.: Высшая школа, 1983.
. Борисов
Ю.М., Липатов Д.Н., Зорин Ю.Н. Электротехника. М.: Энергоатомиздат, 1985.
. Данилов
И.А., Иванов П.Н. Дидактический материал по общей электротехнике с основами
электроники. - М.: Высшая школа, 1987.
. Константинов
В.И., Симонов А.Ф., Федоров-Королев А.А. Сборник задач по теоретической
электротехнике. - М.: Энергия, 1975.
. Липатов
Д.Н. Вопросы и задачи по электротехнике для программированного обучения. - М.:
Энергия, 1973.
. Морозов
А.Г. Электротехника и импульсная техника. - М.: Высшая школа, 1987.
. Сборник
задач по электротехнике и основам электроники/Под ред. В.Г. Герасимова. - М.:
Высшая школа, 1987.
. Электротехника
/Под ред. А.Я. Шихина. - М.: Высшая школа, 1989.