Особенности стрелковой подготовки биатлонистов 15-17 лет

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    305,64 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности стрелковой подготовки биатлонистов 15-17 лет

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретический анализ и обобщение литературных источников

.1 Подготовка биатлонистов

.2 Психологическая подготовка и психологический контроль в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований

.3 В стрелковом спорте: пневматическая винтовка, мелкокалиберная винтовка

.4 Стрелковые упражнения, использованные в подготовке стрелков и биатлонистами

.5 Оптимальное состояние

.5.1 Методика запоминания оптимального психофизического состояния

Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования

.1 Организация и этапы исследования

.2 Педагогический эксперимент

.3 Содержание комплекса на огневом рубеже упражнений формирующего эксперимента

.4 Методы математической статистики

.5 Оценка подготовки биатлонистов 15-17 лет в России

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Актуальность. Стремительный рост достижений в мировом спорте требует постоянного поиска новых, все более эффективных средств и методов организации подготовки спортивного резерва.

Успешное выступление на соревнованиях по биатлону зависит от высокой скорости на дистанции, меткости стрельбы и экономии времени пребывания на огневых рубежах. Указанные факторы являются определяющими для дальнейшего изыскания возможностей повышения мастерства в данном виде спорта.

Стрелковая подготовка биатлониста основывается на общих положениях методики других видов спортивной стрельбы. Однако она имеет свои специфические особенности, а именно: ведение стрельбы после интенсивного бега на лыжах в условиях повышенного артериального давления и при высоком эмоциональном возбуждении.

В последнее десятилетие вопросам подготовки биатлонистов посвящено большое количество работ по различным направлениям (Б.И. Сергеев, 1970; В.Ф. Тузов, 1975; В.Г. Афанасьев, 1978; А.Н. Пимонов, 1978; В.А. Кинль, 1979; Ю.А. Каширцев, 1980; Я.И. Савицкий, 1981; В.Ф. Маматов, 1981; А.Л. Кривенцов, 1982; И.Г. Гибадуллин, 1986; Г.М. Раменский, 1987, и др.).

Сейчас в спортивной тренировке высокие требования предъявляются к научно-методическому обеспечению тренировочного процесса, фактические данные которого создают предпосылки к управлению подготовкой спортсмена.

Тренеры, работающие с юными биатлонистами, понимают, что перед ними стоит сложная задача - выработать у юных спортсменов навык стабильной результативной стрельбы. Поэтому закладывать основы стрелковой подготовки необходимо еще в начальном периоде обучения. Оттого, как будет заложена база стрелковой подготовки на начальном и последующем этапах обучения, во многом зависит успешность выступления биатлонистов в стрельбе на соревнованиях.

Известно, что техника стрельбы включает в себя большое число элементов, тренировка которых нуждается в многократном их воспроизведении и систематическом контроле. Основное условие точной стрельбы - скоординированное выполнение всех действий стрелка при однообразной изготовке от выстрела к выстрелу. Для достижения высокого результата в стрельбе система стрелок-оружие должна обладать высокой степенью устойчивости, которая обеспечивается устойчивостью тела стрелка с оружием и его способностью с одинаковой силой удерживать это оружие. Вместе с тем на устойчивость при стрельбе из винтовки в положении стоя оказывает влияние высоко расположенный центр масс системы стрелок-оружие и нажим на спусковой крючок, особенно в завершающей фазе выполнения выстрела. В стрельбе в основном вся техника обусловлена микродвижениями в суставах тела спортсмена, которые едва заметны для глаз тренера.

Таким образом, важность и актуальность исследования обусловлены тем, что эффективное проведение учебно-тренировочного процесса на всех этапах подготовки спортсмена сейчас невозможно без широкого использования технических средств.

Технические средства в спорте - это устройства, схемы, комплексы, аппаратура, с помощью которой производится воздействие на различные органы и системы организма, получается информация о процессе и результатах учебно-тренировочных занятий. Они подразделяются на тренировочные устройства и тренажеры. Механический перенос теоретических положений стрелкового спорта в биатлон без учета специфики и экспериментального обоснования не может в должной мере удовлетворять современным требованиям спортивной практики.

При подготовке настоящего исследования мы исходили из предположения о том, что разработка методики обучения с использованием технических средств и контрольных нормативов по стрелковой подготовке юных биатлонистов позволит рационально построить тренировочный процесс, а также дифференцированно подойти к оценке уровня их подготовленности.

Актуальность данного исследования определяется следующими факторами. Во-первых, на рубеже 80-90 гг. прошлого столетия была практически полностью и причем сознательно разрушена система советского воспитания без адекватной ее замены. В настоящее время главная причина трудностей, связанных с воспитанием, - это то, что стало неясным, что же воспитывать, каким мы хотим видеть юного россиянина в специфических условиях переходного периода и в ближайшей перспективе. В связи с этим становится приоритетной проблема ценностей человека, нравственности общества и государства: именно в интересах этих трех субъектов, как отмечается в Законе «Об образовании(1992), и должна осуществляться работа в системе образования как процесс единства воспитания и обучения [20, с.141-146]. В последнее время преодолен прежний негативизм относительно идеологии воспитания, который был характерен для российского образования в начале 90-х гг. Утверждение о том, что образование должно быть вне идеологии, оказалось неверным по сути и непродуктивным по результатам. Неверным по сути потому, что в основе соответствующих рассуждений лежало понимание идеологии как примата политики над всеми другими составляющими идеологии, в то время как идеология есть принятый обществом, социальной группой или профессиональным сообществом набор объединяющих идей. Непродуктивным по результатам потому, что воспитано целое поколение, не обремененное сколько-нибудь ценными идеями («безыдейное»). Идеи-ценности и должны составлять практическое содержание воспитания личности. Современного выпускника необходимо готовить к активной деятельности, обеспечивающей его личностное формирование, развитие и полноценное существование в обществе.

Во-вторых, особое внимание в последнее десятилетие в психолого-педагогической и социологической литературе уделяется вопросам развития личности. Но при этом недостаточно раскрыт процесс развития личности в системе занятий спортом. Более привычным является рассмотрение спорта как вида деятельности, обеспечивающего только физическое развитие личности.

Таким образом, проблемы исследования, ее недостаточная разработанность в теории физического воспитания, а также практическая значимость определили выбор темы нашей работы «использование комплекса стрелковых упражнений в подготовительный период биатлонистами 15 -17 лет.»

Противоречие: В практике и теории спортивной тренировки накоплен обширный опыт применения средств, форм и методов физического воспитания, инновационных подходов, с другой стороны, остается малореализованной идея формирования волевых качеств личности в условиях общеобразовательного учреждения, данная тема в теории и практике физического воспитания исследована недостаточно.

Противоречие: В литературе недостаточно конкретных программ по формированию волевых качеств у школьников, в тоже время существует необходимость этих программ.

Проблема исследования состоит в определении педагогических условий формирования нравственно-волевых качеств растущего человека - подростка в современных реалиях, путей гармоничного развития его личности.

Объект исследования: использование комплекса стрелковых упражнений.

Предмет исследования: использование комплекса стрелковых упражнений в подготовительный период биатлонистами 15 -17 лет.

Цель: использование комплекса стрелковых упражнений в подготовительный период биатлонистами 15 -17 лет стрелковой подготовкой биатлонистов на основе применения технических средств с аутоконтролем движений

Задачи:

дать понятие закономерности психического и физического развития учащегося старшего школьного возраста;

показать техника стрельбы в положении лежа и стоя;

показать стрелковые упражнения, использованные в подготовке стрелков и биатлонистами;

рассмотреть содержание и методика организации обучения стрельбе из положения лежа стоя;

проанализировать целевые установки и основные правила самостоятельной тренировки;

оценить стрелковую подготовленность биатлонистов 15-17 лет;

изучить особенности стрелковой подготовки биатлонистов;

исследовать методику проведения самостоятельных занятий по двигательной деятельности и их результаты.

Практическая значимость заключается в выработке методических рекомендаций по исследуемой проблематике для учителей физической культуры, тренеров.

Гипотеза: мы предполагали, что у школьников в возрасте от 15 до 17 лет использование комплекса стрелковых упражнений в подготовительный период биатлонистами будет обеспечиваться в тех случаях, когда занятия стрелковой подготовкой биатлонистов на основе применения технических средств с аутоконтролем движений.

Глава 1 Теоретический анализ и обобщение литературных источников

 

.1 Подготовка биатлонистов


Подготовка спортсменов высокой квалификации зависит от факторов, в большей или меньшей степени влияющих на успех соревновательной деятельности. В частности это, прежде всего вопросы обеспечения контроля, моделирования и оптимизации спортивной деятельности. Анализ литературных данных показал, что в циклических видах спорта они решаются по-разному. Так, некоторые специалисты (Л.В. Суровягина, B.C. Мартынов, 1989), рассматривая вопросы оптимизации соревновательной деятельности, предположили, что основными критериями оптимальности в спринте является скорость передвижения, в стайерских видах - экономичность и скорость, а в биатлоне добавляется еще один критерий - точность стрельбы. При этом авторы рекомендуют для изучения соревновательной деятельности биатлонистов пять типов модельных характеристик: 1) модель гонки от старта каждого этапа до начала подхода к основному рубежу до финиша; 2) модель подхода к огневому рубежу; 3) модель деятельности на рубеже; 4) корреляционная модель структуры соревновательной деятельности; 5) главная модель соревновательной деятельности биатлонистов, включающая в себя предьщущие модели как фрагменты.

В ряде исследований (Н.С. Загурский, А.Н. Степнов, B.C. Беловолов, 1989; Н.В. Астафьев, Н.Г. Безмельницын, 1990) установлено, что структура соревновательной деятельности в биатлоне состоит из различных компонентов, зависящих от вида соревнований (спринт, гонка, эстафета), пола и возраста, и изменяется в зависимости от длины дистанции, количества огневых рубежей, порядка начисления штрафного времени за стрельбу (штрафные минуты, круги). Однако следует подчеркнуть, что в процессе подготовки спортсменов, в отличие от спортивного результата, который постоянно повышается, структура соревновательной деятельности изменяется неоднозначно (Л.А. Яценко, В.В. Чекмаров, Н.В. Компанченко, 1989).

Следовательно, при построении тренировочного процесса нужно исходить из необходимости достижения не только запланированного спортивного результата, но и запланированных структуры и величины отдельных компонентов соревновательной деятельности спортсменов.[2; c.9-14]

В ряде работ, посвященных анализу соревновательной деятельности в биатлоне (A.M. Сергоян, 1978; В.Н. Громыко, 1993), выявлено отсутствие статистически достоверных коэффициентов корреляции между временными характеристиками движений на различных отрезках дистанции при подходе к линии oгня и результатами стрельбы и увеличение времени выполнения стрелковых упражнений, которые находятся в тесной зависимости от степени напряженности предшествующей работы, то есть скорости, и чем ниже квалификация спортсмена, тем выше эта зависимость.

Наряду с этим О.А. Солдатовым (1989) выявлена нецелесообразность снижения скорости бега перед огневыми рубежами, поскольку это приводит к излишней потере времени. Автор рекомендует выполнять стрельбу в таком состоянии утомления, которое не отражается на ее качестве. Последнее требует оптимального распределения сил по всей дистанции гонки.

По нашему мнению, у низкоквалифицированных биатлонистов компоненты специальной подготовленности проявляются автономно, несогласованно, уровень функциональной подготовленности более низкий, по сравнению с квалифицированными спортсменaми, вследствие этого при быстром передвижении на лыжах, и особенно при подходе к огневому рубежу, качество стрельбы ухудшается.

Следует подчеркнуть, что мнoгие специалисты, оценивая гоночный и стрелковый компоненты соревновательной деятельности, расходятся во взглядах на их значимость и влияние на спортивно-технический результат. Так, исследования, проведенные на соревнованиях биатлонистов (КС. Дунаев, 1979; К.С. Дунаев, Я.И. Савицкий, 1980; В.П. Карленко, 1983; Н.В. Астафьев, Н.Г. Безмельницын, 1990), подтверждают, что гоночный компонент подготовленности в гонке на 20 км и в спринтерской гoнке на 10 км имеет большее значение, чем стрелковый, а его удельный вес в спортивно-техническом результате в спринтерской гонке - более значим по сравнению с гонкой на 20 км. Имеется ряд рабoт с конкретными рекомендациями. Так, Н.В. Астафьев с соавторами (1989) установил, чтo в индивидуальной гонке на 20 км вклад гоночного компонента в спортивный результат составляет 59%, стрелковoго - 41%; в то же время в спринтерской гонке мужчин и юниоров процентный вклад гоночного компонента составил 60%, стрелкового - 40%. Кроме того, наибольшее влияние на результат в гоночном компоненте оказало прохождение второго и третьего кругов (вклад соответственно составил 30 и 23%).

Анализ исследований различных авторов, изучавших влияние фaкторов, составляющих стрелковый компонент, на спортивно-технический результат, показал их разноречивость, связанную, видимо, с тем, что стрелковый компонент соревновательной деятельности является более вариативным и менее стабильным фактором, чем гоночный, из-за влияния на него высокой эмоциональной напряженности при стрельбе, а также метеорoлогических условий. В данных работах рассматривались соревнования среди биатлонистов различной квалификации.

Большинство исследований, представленных в отечественной литературе, посвящены оценке соревновательной деятельности высококвалифицированных биатлонистов. Данные по соревновательной деятельности спортсменов встречаются лишь у В.Ф. Григоряна (1982) и Н.С. Загурского с соавторами (1989). В частности, В.Ф. Григоряном (1982) установлено, что между частотой сердечных сокращений в соревновательных условиях и результативностью стрельбы, а также между временем передвижения биатлонистов на последних 50 м от линии огня (в пределах 13-20 с), временем выполнения как пяти (25-30 с), так и отдельных выстрелов (5-12 с) и результативностью стрельбы достоверных связей не обнаружено.

На основании анализа источников можно сделать вывод о том, что одним из резервов повышения спортивно-технических результатов спортсменов старших разрядов являются сохранение достаточно высокой скорости передвижения к линии огня и сокращение времени выполнения технических действий на огневoм рубеже до 40-50 с.

Последние исследования, по оценке соревновательной деятельности квалифицированных биатлонистов (Н.С. Загурский и др., 1989) показывают, что в классической гонке у юниоров в отличие от мужчин решающий вклад в спортивный результат вносит стрельба (58,6%). Наряду с этим выявлено, что в спринтерской гонке значение гоночного компонента существенно выше, чем стрелкового (79,8 - 21,1%). Рассматривая влияние различных компонентов на интегральный спортивно-технический результат у юниоров, Н.С. Загурский выявил достоверные взаимосвязи в скорости передвижения на последних кругах дистанции (г = 0,604-0,648). Характерно, что в спринтерской гонке решающее значение для окончательного распределения мест имеет скорость передвижения на втором и третьем кругaх и штраф при стрельбе стоя (г = 0,540; г = 0,489; г = 0,457).

Изучение научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме привело к следующему заключению.

Наиболее важной задачей при оценке соревновательной деятельности является определение ее структуры, при этом ведущими факторами соревновательной деятельности в циклических видах спорта на выносливость являются скорость прохождения дистанции, темпы движений и их длина, разница между измеряемыми характеристиками на отдельных отрезках дистанции. В биатлоне выделяют еще несколько факторов - время подготовки и ведения стрельбы, точность стрельбы, а также ее скорострельность.[5; c.43]

Выявлены разноречивые мнения на состояние данного вопроса в биатлоне. Если у мужчин факторы соревновательной деятельности рассмотрены достаточно объемно, то о юниорах, и тем более женщинах, вообще отсутствует какая-либо информация. Это позволяет предпoложить, что изучение факторов, влияющих на эффективность соревновательной деятельности, является актуальной проблемой подготовки квалифицированных биатлонистов.

На основании анализа литературы выявлено несоответствие результатов оценки соревновательной деятельности. Этo, по-видимому, связано с тем, что в работах большинства авторов эта деятельность рассматривается единично, то есть исследуются отдельные соревнования, а не их система. При этом отсутствует анализ структуры соревновательной деятельности в основных и подготовительных стартах.

Все сказанное выше подтверждает актуальность задачи обоснования факторов, влияющих на соревновательную деятельность в биатлоне.

1.2 Психологическая подготовка и психологический контроль в условиях учебно-тренировочного процесса и соревнований


В условиях соревнований необходима мобилизация физических и психических сил, локализация всех систем организма, которая выражается в эффективной, согласованной, координированной работе, требующей постоянного самоконтроля за выполнением двигательных действий, волевых усилий.

В зависимости от специфики спортивной деятельности спортсмен должен обладать комплексом необходимых физических и психических качеств, присущих данному виду спорта (В. Дойль, 1973).

В биатлоне мы имеем дело с двумя принципиально разными по характеру психологического состояния и функциональным требованиям к организму спортсмена видам деятельности - это неоднократные переходы от лыжной гонки к стрельбе и наоборот (Я.И. Савицкий, 1967, 1981). Психологическая подготовка биатлонистов к соревнованиям направлена на формирование и совершенствование свойств их личности и регулирование психических состояний, способствующих реализации наиболее совершенной техники прохождения дистанции и качествa стрельбы, которые обусловливают успешность и стабильность выступлений в соревнованиях. Психологическая подготовка к спортивной деятельности рассматривается как психолого-педагогический процесс формирования и совершенствования значимых для спорта свойств личности и лежащих в их основе психических качеств. Психологическая подготовка в учебно-тренировочном процессе представляет собой коррекцию, нивелирование, устранение одних индивидуальных особенностей спортсмена (например, эмоциональной возбудимости, тревожности, неуверенности, несобранности, немобилизованности) и формирoвание, совершенствование, развитие других (например, спокойствия, хладнокровия, уверенности в себе, боевого духа) (Э. Герон, 1973; М.Я. Жилина, 1986; Г.Д. Горбунов, 1994).[4; c.179]

Целью психологической подготовки и психологического контроля является положительная адаптация к специфическим тренировочным и соревновательным нагрузкaм, совершенствование и оптимизация реактивности на специфические экстремальные условия спортивных соревнований, формирование и развитие личностных свойств спортсмена, создание оперативных психических состояний готовности, способствующих максимальной реализации физических, функциональных, тактико-технических возможностей в спортивном достижении, разработка средств и методов контроля за переносимостью нагрузок спортсменами (А.В. Родионов, 1982; Г.Д. Горбунов, 1994; А.В. Яковлев, Е.А. Артемьев, 1994). [4; c.199]

Вследствие этого для биатлона важны специальные стрелковые и психофизиологические качествa, взаимосвязанный комплекс которых приводит к достижению максимальных результатов. По нашим наблюдениям, ими являются волевые качества (способность к волевому управлению своим вниманием, его переключением, распределением и устойчивостью); спокойствие (хладнокровие); уверенность в себе; боевой дух; высокая прочность мышечно-двигательных восприятий, координация движений в лыжной гонке; высокая точность воспроизведения движений и положений тела при изготовке к стрельбе; координация мелких движений системы "стрелок-оружие", обеспечивающая достаточно длительную ее устойчивость при выполнении выстрелa; способность точно дозировать усилия нажима на спусковой крючок; быстрота и точность двигательной реакции, чувство двигательного темпа и способность к управлению им; хорошая психологическая переносимость интенсивных нагрузок, высокая эмоциональная устойчивость; способность управлять своим состоянием и поведением в возбуждающей обстановке соревнований, что подтверждают исследования ряда авторов (А.Н. Романин, 1977; Б.Е. Михайлов, В.Б. Федорцов, 1987; Т.Д. Полякова, 1993; Г.Д. Горбунов, 1994).

На достижения биoтлонисток влияет не только степень развития их качеств, но и специфика структурных отношений между элементами или частными системами личности спортсменa. В ряде работ авторы (В. Гошек, М. Ванек, Б. Свобода, 1973; И.А. Джидарян, 1974; Дж. Кретти Брайент, 1978; Р.А. Пилоян, 1984; Е.П. Ильин, 2000) указывают на то, что спортсмен в своей специальной деятельности приобретает определенный опыт, знания и навыки. Кроме того, проявляя те или иные качества личности в своем виде спорта, он располагает мотивами, которые побуждают его к преодолению трудностей. Мотивация спортивной деятельности включает в себя все, что ведет спортсмена к определенным целям, достижениям, определенным конечным проявлениям активности, к тому, что вызывает действия спортсмена в соответствии с его стремлениями. Мoтивация в спорте связана с нервно-психическим напряжением, которое вызывается несоответствием основных тенденций и направлено на их устранение. Мотивация выступает сложным механизмом соотнесения личностью внешних и внутренних факторов поведения, которая определяет возникновение, направление, а также способы осуществления конкретных форм деятельности. В спортивной деятельности важным мотивационным моментом является оценка результата. Мотивация достижения спортсменом определенного результата в процессе тренировки и на соревнованиях зависит от его внутреннего отношения к цели, к которой он стремится.

Специфика биатлона, особенности отдельных дисциплин, введение новых видов, таких как пасьют - гонка преследования, командная гонка, массовый старт, в программу соревнований, а также непрерывный рост объема и интенсивности физических нагрузок на фоне высокого уровня психических функций, предъявляют огромные требования к организму спортсмена, к его приспособительным и резервным возможностям. Несбалансированная подготовка ведет к высокой психологической нагрузке, увеличивает нервно-психическое утомление и переживание, замедленное восстановление после тренировок и соревнований, в целом ухудшает психологическую адаптацию спортсмена, что отмечают в своих работах многие авторы (А.Д. Ганюшкин, 1972; Г.Д. Горбунов, 1994; Б.П. Яковлев, В.А. Багина, 1996 и др.).[10; c.90]

Для рационального построения учебно-тренировочного процесса необходимо целенаправленное формирование психики спортсмена с целью уменьшения вероятности его срывов в трудных условиях ответственных соревнований; следует регулярно и планомерно применять систему психологических воздействий, которая должна пронизывать все разделы тренировки - физическую, техническую, тактическую и теоретическую, а также нужно учитывать влияние биологических факторов на психологию личности. Биологические особенности личности существуют реально и оказывают большее или меньшее влияние на ее психические черты в зависимости от их сложности и содержания. Примером могут служить особенности психомоторики в зависимости от пола человека (П.А. Рудик, 1973). Так при тренировке женщин и девушек актуальной проблемой становится влияние на психическое здоровье изменение баланса половых гормонов в различные фазы менструального цикла. Результаты медико-биологических исследований женского организма в различных спортивных специализациях вскрывают влияние менструального цикла на точность, координацию движений, субъективные переживания, эмоциональную устойчивость, самооценку спортсменок.

1.3 В стрелковом спорте: пневматическая винтовка, мелкокалиберная винтовка


Чтобы правильно выбрать пневматическую винтовку, необходимо для начала понять, для каких целей она Вам нужна. Если неважна кучность и мощность винтовки, а больше интересует похожесть на боевой оригинал, то можно выбрать, например, прекрасную копию АК-74.

И глаз радует, и есть что друзьям показать. Но, как правило, копии имеют гладкий ствол и относятся к CO2 пневматике, что отрицательно влияет на точность и мощность оружия. Можно найти и плюсы - это многозарядность, если использовать для стрельбы шарики ВВ. Бутылки твердым стальным шариком будут биться на "ура", но не дальше 10 метров. Однако, стоит отметить, что есть качественные, мощные и точные полукопии с хорошим нарезным стволом, например, Diana 46f stutzen весьма похожа на Маузер 98.

Отодвинем на задний план внешний вид. Если нас интересуют боевые качества винтовки: кучность, мощность - стоит обратить внимание на винтовки с нарезным стволом, которых большинство. Как по качеству изготовления, так и по боевым характеристикам лидируют, пожалуй, немецкие и британские бренды, они же и самые дорогие. Отечественное, в частности, ижевское оружие - вполне неплохого качества, если не считать небольшого облоя и заусенцев на некоторых деталях. Но и тут есть выход, приложить руки и напильник в помощь, хотя можно и не заморачиваться. Стволы у "ижмеха" довольно хорошие. Для сравнения, ствол винтовки Crosman 2100 очень тонкий (соответственно и толщина стенки ствола мала) с еле заметными нарезами, а у Иж-60 добротный ствол с внешним диаметром 13 мм. А по надёжности "ижики" способны дать фору. От качества и свойств ствола зависит насколько точно пуля поразит цель.

Стоит сказать о калибре. В странах с метрической системой измерений калибр записывают в миллиметрах. В Британии и США, а так же ещё в ряде стран, калибр измеряют в сотых или тысячных дюйма. Например, патрон 50-го (0,5 дюйма) калибра в метрической системе имеет обозначение 12,7мм, а стандартный винтовочный патрон 7,62 мм будет равен 0,3 дюйма, то есть 30-ый калибр. А вот 177-ой, уже тысячные дюйма, пневмокалибр - 4,5 мм. В общем, ничего сложного: 1 дюйм = 25,4 миллиметра.

Не так давно мы знали лишь один "пневматический" калибр - 4,5 мм. Он и до сих пор самый массовый, потому что все винтовки с дульной энергией <#"668786.files/image001.gif">

Таблица 2. Количество медалей, выигранных странами на чемпионате мира в г. Ханты-Мансийске (3-13 марта 2011 г.)


А на чемпионате мира 2012 г. в Рупольдинге (табл. 3) биатлонисты России опустились уже на 7 место, пропустив кроме упомянутых выше стран еще Беларусь и Словению. Следует отметить сбалансированность сборных женских и мужских составов команд Норвегии, Франции, Словении, внесших примерно одинаковое количество медалей для своих стран табл. 4, 5).

Таблица 3. Итоги выступлений стран-участниц чемпионате мира по биатлону 2012 г. (с 1 по 11 марта) в Рупольдинге (общие результаты)


Таблица 4. Среди женщин


Таблица 5. Среди мужчин


Заключительный девятый этап Кубка мира спортивного сезона 2011-2012 гг., прошедший 16-18 марта 2012 г. в г. Ханты-Мансийске, показал дальнейший спад результатов сборной команды России, о чем свидетельствуют данные, приведенные в таблицах 6, 7, 8. По итогам выступления на этом этапе сборная команда России заняла 7-8 место, завоевав бронзовую медаль в масс-старте (А. Шипулин).

Таблица 6. Итоги 9 этапа Кубка мира в Ханты-Мансийске (16-18 марта 2012 г.) (общие результаты)


Мужской состав (табл. 7) на этом этапе Кубка мира занял 4-5 место, а женщины выступили крайне неудачно (табл. 8), оставшись без медалей. В спринтерской гонке российские биатлонистки заняли: Е. Глазырина - 18 место, С. Слепцова - 31 место, М. Коровина - 33 место, Я. Романова - 38 место, проиграв лидеру 2:45, А. Загорулько - 42 место, Е. Шумилова - 44.В гонке преследовании: С. Слепцова - 17 место, М. Коровина - 25 место, Е. Глазырина - 28 место, Я. Романова - 29 место, проиграв лидеру 4:20, А. Загорулько - 33 место (проигрыш лидеру составил 4:44), А. Аликина заняла 37 место с проигрышем лидеру 4:58. В масс-старте российские биатлонистки заняли следующие места: А. Богалий-Титовец - 13 место, С. Слепцова - 21, Е. Глазырина - 22 с проигрышем лидеру более 3-х минут.

Известно, что занятые спортсменами места в первой десятке дают повод надеяться на то, что часть из этих спортсменов в ближайшей перспективе может стать победителями или призерами на самых престижных соревнованиях. С этой точки зрения мужской состав сборной России имел на чемпионате мира в Рупольдинге следующее представительство в первой десятке спортсменов:

в спринтерской гонке - 0 человек, тогда как Франция, Швеция по 3 человека;

в гонке преследования - 1 (III место - А. Шипулин);

в индивидуальной гонке на 20 км - 0 человек, тогда как биатлонисты Словении, Германии, Норвегии и Чехии представляли по 2 человека;

в масс-старте - 2 человека (9 и 10 места). Швеция - 3 человека, Франция, Германия - по 2 человека.

Таблица 7. Среди мужчин

Таблица 8. Среди женщин


Следует отметить интересную тенденцию, заключающуюся в том, что наблюдается определенная закономерность (взаимосвязь) между количеством участников, входящих в первую десятку по сумме всех дистанций и количеством медалей, завоеванных странами, их представляющими. Так, от сборной команды Франции в первую десятку по сумме всех дистанций программы чемпионата мира в Рупольдинге входило 16 биатлонистов (завоевано 8 медалей), от команды Швеции - 13 биатлонистов (завоевано 5 медалей), от Норвегии - 12 биатлонистов (6 медалей), от Германии - 9 биатлонистов (5 медалей).

Венцом всех соревнований (на Олимпийских играх и чемпионатах мира), их украшением и пристальным интересом представляют соревнования по эстафетным гонкам. К сожалению, в последние два спортивных сезона российские биатлонисты не радовали любителей биатлона и специалистов хорошими результатами в этом виде программы. В рамках чемпионата мира 2012 г. в Рупольдинге российские биатлонисты в смешанной эстафете в составе О. Вилухиной, О. Зайцевой, Д. Малышко и А. Шипулина заняли пятое место, проиграв командам Норвегии, Словении, Германии и Швеции.

В эстафетах 4 × 7,5 км и 4 × 6 км (табл. 9) биатлонисты России заняли соответственно шестое и седьмое места. Комментарии, как говорится, здесь излишни. Наш российский вид программы провален с треском.

Таблица 9. Результаты в эстафетных гонках на чемпионате мира в Рупольдинге


В заключение следует отметить, что в спортивном сезоне 2011-2012 гг. в мужском составе команды России наметился определенный прогресс: значительно уменьшился проигрыш российских биатлонистов лидерам в гонке; в состав команды включены молодые, перспективные спортсмены, зарекомендовавшие себя на ряде крупных соревнованиях. Что же касается результатов соревнований последних лет, показанных женским составом сборной команды России, то они имеют отрицательную динамику.

С учетом указанных выше обстоятельств можно сделать следующие выводы:

. Основной причиной снижения результатов соревнований российских биатлонистов (особенно женщин) является слабая функциональная подготовка (скоростно-силовая выносливость), особенно этот недостаток заметен на заключительных отрезках дистанций.

. Отсутствует должная преемственность учебно-тренировочных программ в подготовке российских биатлонистов в связи с частой сменой тренерского состава сборных команд всех уровней.

. Резкий спад результатов соревнований российских биатлонистов на последних Олимпийских играх и чемпионатах мира носит системный характер из-за грубых методических и организационных ошибок и упущений, к числу которых следует отнести:

отсутствие системы подготовки тренерских кадров в вузах физической культуры. Наше (СибГУФК) многократное обращение в Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ на предмет возобновления подготовки в вузах физической культуры специалистов по биатлону осталось без ответа;

попытка организовать в 2011-2012 учебном году повышение квалификации тренеров на ФПК ряда физкультурных вузов осталось не реализованной, несмотря на то, что тренеры, работающие с резервом, имеют низкую квалификацию и не проходившие повышение квалификации;

отсутствие как таковой системы аттестации тренерских кадров по биатлону;

весьма слабое материально-техническое оснащение ДЮСШ, где культивируется биатлон;

комплексная научная группа существует формально, рекомендации которые даны тренерским составом сборных команд России, по-видимому, практически не учитываются;

ошибочным, на наш взгляд, является приглашение иностранных тренеров, не имеющих соответствующую квалификацию. Здесь уместно отметить то, что старший тренер женской сборной России г-н Пихлер продолжает считать, что все делает правильно и готов даже увеличивать нагрузки в следующем спортивном сезоне. Если принимается решение о приглашении иностранного специалиста в качестве тренера сборной команды России, то это рекомендуется делать с осторожностью, изучив заранее его профессиональную пригодность. Цель исследования: выявить эффективность используемого комплекса структуры управления в подготовительном периоде биатлонистов 15-17 лет.

Задачи исследования.

Методы исследования

Современные тенденции развития биатлона характеризуются возросшей скоростью передвижения спортсменов на дистанции, повышением точности стрельбы и уменьшением общего времени на ее выполнение. Это заставляет осуществлять дальнейший поиск резервов роста мастерства и результативности соревновательной деятельности на всех этапах многолетней подготовки биатлонистов.

Педагогический эксперимент проводился с июнь 2011 года по ноябрь 2011 года. В течение всего учебного года эта группа занималась в военно-патриотическом отряде. Учебно-тренировочные занятия с учащимися проводились согласно содержанию рабочей программы (периодичностью - 3 раза в неделю, продолжительностью по 1,5 часа) под руководством учителя-тренера по физической культуре. В процессе эксперимента применялся комплекс физических упражнений в различных специфических условиях, которые способствуют формированию волевых качеств.

Нами разработана методика стрелковой подготовки позволяющая формировать и достигать стабильного уровня соревновательного варианта технике стрельбы в биатлона на основе внешней системы управления движениями спортсмена. В методике реализованы возможности внешней искусственной помощи спортсмену при формировании ритмо-скоростного компонента техники стрельбы, определяющем ее эффективность. Если принимается решение о приглашении иностранного специалиста в качестве тренера сборной команды России, то это рекомендуется делать с осторожностью, изучив заранее его профессиональную пригодность.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение


В экспериментальной группе специальная стрелковая подготовка биатлониста проводилась по разработанной нами методике. В контрольной группе применялась методика без использования возможностей РСК.

Результаты контроля за динамикой специальной подготовленности и результативности соревновательной деятельности юных спортсменов экспериментальной (ЭГ) и контрольной групп (КГ) показали, что применение в тренировочном процессе РСК, позволяет достигать более высоких результатов в показателях стрелковой и комплексной подготовленности в биатлоне в сравнении с методикой, которая применялась в контрольной группе (рис. 1), (табл. 1).

По итогам первого года занятий отмечено преимущество экспериментальной группы по показателям: результаты индивидуальной и спринтерской гонок; общее время стрельбы лежа и стоя (р < 0,05).

Рис. 1. Динамика результативных показателей соревновательной деятельности юных биатлонистов (1-3 года занятий), %

По завершении второго года занятий были отмечены статистически значимые (р<0,05) темпы прироста в показателях специальной подготовленности у спортсменов экспериментальной и контрольной групп. Сравнение темпов прироста результатов в соревновательных упражнениях между группами выявило на статистически значимом уровне преимущество экспериментальной группы (р<0,05).

Таблица 1 - Сравнительная характеристика результатов специальной подготовленности юных биатлонистов экспериментальной и контрольной групп второго и третьего года занятий

Показатели

Группы 2 год

р

Группы 3 год

р


ЭГ

КГ


ЭГ

КГ



М±m


М±m


Индивидуальная гонка (мин, с)

50,20±1,7

<0,05

30,50±1,5

35,58±1,7

<0,05

Спринт (мин, с)

39,11±1,3

41,28±0,8

<0,05

22,49±1,3

27,46±0,8

<0,05

Гонка преследования (мин, с)

39,54±1,6

41,34±2,9

>0,05

23,24±0,6

27,35±0,9

<0,05

Эстафета (мин, с)

39,34±1,5

40,16±1,9

>0,05

19,32±0,5

23,57±1,2

<0,05

Результат стрельбы по установкам лежа

3,0±0,5

2,9±0,4

>0,05

4,2±0,5

3,5±1,1

<0,05

Результат стрельбы по установкам стоя

2,0±0,4

2,5±0,3

<0,05

3,1±0,5

3,3±0,3

<0,05

Результат стрельбы лежа 10 выстрелов

74,4±5,5

70,3±6,5

<0,05

88,7±5,5

77,9±6,2

<0,05

Результат стрельбы стоя 10 выстрелов

55,7±6,5

58,2±4,9

>0,05

66,2±4,5

62,4±2,9

<0,05

Время стрельбы лежа, (мин, с)

58,9±4,5

61,5±5,7

>0,05

41,2±2,3

51,6±3,5

<0,05

Время стрельбы стоя, с

48,3±4,5

50,1±6,4

>0,05

35,8±2,7

46,5±4,1

<0,05

Лыжная гонка 3 км, (мин, с)

13,26±1,4

>0,05

10,24±1,4

11,12±1,3

>0,05

Лыжная гонка 5 км, (мин, с)

24,39±2,7

25,47±1,7

>0,05

17,03±2,7

17,41±3,4

>0,05


За период третьего года занятий выявленные различия между группами по всем исследуемым показателям были более выражены на статистически значимом уровне. При этом различий в уровне результатов лыжной гонки по каждому году занятий, не выявлено (Р>0,05).

Статистические значимые различия в исследуемых отмечены в показателях: общее время стрельбы, точность и скорострельность в стрельбе лежа и стоя, а также спортивных результатов биатлонистов, при (р< 0,05). Вместе с этим следует отметить, что в результатах гоночной подготовленности статистически значимых различия не выявлено.

Таким образом, применение методики стрелковой подготовки биатлонистов с использованием РСК свидетельствует о ее эффективности для роста спортивных результатов в биатлоне.

.        Управление стрелковой подготовкой биатлонистов на основе применения технических средств с аутоконтролем движений способствует эффективному формированию ритмоскоростного компонента техники стрельбы в биатлоне на основе срочной информации о качестве и скорости стрельбы в процессе выполнения физических нагрузок различной интенсивности, позволяет своевременно осуществлять коррекции движений спортсменом и тренером.

.        В процессе многолетней этапной подготовки применение методики стрелковой подготовки биатлонистов с использованием РСК, способствует росту спортивных результатов за счет уменьшения времени на изготовку; темп стрельбы; уход с рубежа; общее время на рубеже и повышения точности стрельбы в условиях соревновательной деятельности.

.        Разработанная методика позволяет осуществлять в тренировочном процессе сочетание гоночной подготовки и формирование техники стрельбы в режиме соревновательной деятельности биатлониста.

Заключение


В биатлоне под термином координация понимается способность стрелка выбрать оптимальный момент для обработки спускового крючка, на фоне имеющейся у него устойчивости. Как известно, меткий выстрел возможен только при плавном нажатии на спусковой крючок и строгой согласованности с правильным прицеливанием. Однако залогом хорошего выстрела является не только правильное и своевременное нажатие на спусковой крючок, а так же координация опорно-двигательного аппарата, и как, следствие, сохранение устойчивости винтовки на период времени нажатия на спусковой крючок.

Координация опорно-двигательного аппарата включает в себя умение биатлониста сохранять равновесие тела во время изготовки при стрельбе стоя. Спортсмен не должен забывать, что особенность статики тела состоит в том, что достижение хорошего равновесия при изготовке возможно лишь при условии работы опорно-двигательного аппарата, оптимальное напряжение мышц и пассивное сопротивление связок которого противодействуют тяжести подвижных звеньев. Поэтому рациональной изготовкой будет такая, при которой уравновешивание тела спортсмена достигается в результате оптимальной затраты мышечных усилий и максимального включения в работу пассивного связочного аппарата за минимальное время. А это значит, что координация опорно-двигательного аппарата, и равновесие в целом, играют важную роль в изготовке биатлониста.

Еще Я.И. Савицкий в своей книге «Биатлон» говорил о том, что для совершенствования вестибулярного анализатора и выработки устойчивости при изготовке к стрельбе необходимо использовать ряд упражнений: имитация изготовки при стрельбе стоя после выполнения вращений, переворотов, кувырков и др.; упражнения в равновесии на качающейся опоре (канат, катки и т. д.); имитация изготовки для стрельбы стоя на небольшой опоре (гимнастическое бревно, лестница и др.).

Однако в современной литературе, посвященной проблемам стрелковой подготовки биатлониста, практически нет данных о развитии координации опорно-двигательного аппарата.

Поэтому необходимо разработать и научно обосновать новые специфические средства и методы рационализации стрелковой подготовки и, что очень важно, разработать и научно обосновать педагогические технологии в процессе формирования и совершенствования умений и навыков стрельбы у биатлонистов.

Стремительный рост достижений в мировом спорте требует постоянного поиска новых, все более эффективных средств и методов организации тренировочного процесса. Успешное выступление на соревнованиях по биатлону зависит от высокой скорости на дистанции и меткости стрельбы и что немало важно, от экономии времени пребывания на огневых рубежах. Сокращая время принятия изготовки перед стрельбой и время ведения стрельбы можно добиться повышения мастерства в данном виде спорта.

Направленность на высшие достижения - главная закономерность тренировочного процесса в любой спортивной специализации. В тренировках биатлонистов она должна проявляться как в выполнении определенных нормативов в гонке и стрельбе на каждом занятии, так и в достижении намеченных результатов на соревнованиях в течение сезона, ряда лет. Тренер должен реально учитывать возможности своих спортсменов, их индивидуальные способности в гонке и стрельбе, применяя наиболее эффективные средства и методы повышения подготовленности биатлонистов. Результативность в биатлоне зависит от скорости прохождения отрезков дистанции на лыжах, скорострельности на огневых рубежах и точности стрельбы. Поэтому ведение стрельбы на фоне значительного утомления, при высокой частоте сердечных сокращений и дыхания, повышенной возбудимости нервной системы, часто меняющихся метеорологических условиях и дефицита времени делают понятными заботы тренеров о высоком уровне функциональной, стрелковой и силовой подготовки биатлонистов.

В тренировочном процессе должна осуществляться всесторонняя подготовка биатлонистов, так как общая физическая подготовка создает фундамент, основу для специальной. Нельзя, например, в достаточной мере развить такие качества, как специальная, скоростная и силовая выносливость, столь необходимые спортсмену-биатлонисту для совершенствования специальной лыжной подготовки, если отсутствует разностороннее развитие силы, выносливости, быстроты. Также невозможно в совершенстве овладеть специфичными для биатлониста навыками в стрельбе: скорострельностью, стрельбой после физической нагрузки в сложных метеорологических условиях, если отсутствует достаточная общая стрелковая подготовка

Таким образом, по результатам эксперимента, можно сделать вывод, что специальные упражнения для развития скорострельности, равновесия и координации опорнодвигательного аппарата необходимы для увеличения скорости принятия изготовки и увеличения скорости стрельбы стоя у биатлонистов, как в обычных, так и в усложненных условиях.

Таким образом, можно констатировать, что гипотеза доказана, задачи стоявшие перед автором дипломной работы решены.

Литература


1.      Аруин А. С., Селуянов В. Н.. - М.: Физкультура и спорт, 1981. - 143 с.4. Патент на изобретение № 2165733 РФ, МКИ А 61. В 5/130, 5/00. Способ оценки общего функционального состояния человека / И. В. Кондратьев, Г. А. Переяслов, С. С. Слива, В. И. Усачев. - № 99105091; Заявлено 15.03.99; Опубл. 27.04.2001, Бюл. № 12, Приоритет 15.03.99. - 8 с.

.        Астафьев, Н. В. К проблеме оценки успешности выступлений в соревнованиях лыжников-гонщиков и биатлонистов / Н. В. Астафьев // Актуальные вопросы лыжного спорта : сб. науч. тр. - Омск, 1994. - С. 9-14.

.        Астафьев, Н. В. Подготовленность биатлонистов регионов Сибири (по итогам Первой зимней спартакиады народов Сибири) / Н. В. Астафьев // Физкультурное образование

.        Барнашов, В. М. Итоги выступления сборной команды России по биатлону в спортивном сезоне 2010-2011 гг /В М. Барнашов, Н.С. Загурский: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2011. - С.271-299.

.        Безмельницын, Н. Г. Специальная стрелковая подготовка биатлониста: учебное пособие / Н.Г. Безмельницын - Омск, 1974. - 43 с.

.        Биатлон: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва / М. И. Шикунов [и др.]. - М. : Советский спорт, 2005. - 88 с.

.        Биомеханические технологии подготовки спортсменов / И. П. Ратов, Г.И. Попов, А.А. Логинов, Б.В. Шмонин. - М. : Физкультура и спорт, 2007. - 120 с.

.        Бэндлер, Р. Используйте свой мозг для изменения / Р. Бэндлер. - Новосибирск, 1992.

.        Гоулман, Д. Эмоциональное лидерство / Д. Гоулман с соавт. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.

.        Гоулмен, Д. Социальный интеллект биологическая подоплека харизмы / Д. Гоулмен, Р. Бояцис // Нarward Business Review. Россия. - Ноябрь. - 2008. - С. 90-98.

.        Ермошин А. Ф. Фобии, разочарования, утраты: саморегуляция после травм / А. Ф. Ермошин. - М. : Форум, 2010. Оказывается, над единичными инновациями ещё есть этажи!.. [Электронный ресурс]// WEB:Vikent. ru. Режим доступа: http://vikent. ru/answer/question/59/

.        Ермошин, А. Ф. Вещи в теле: психотерапевтический метод работы с ощущениями / А. Ф. Ермошин. - М. : Независимая фирма, Класс, 1999, 2004. - 320 с. - (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 72).

.        Ермошин, А. Ф. Геометрия переживаний: конструктивный рисунок человека в психотерапевтической практике / А. Ф. Ермошин. - М. : Форум, 2008, 2010.

.        Итоговые протоколы Всероссийских отборочных соревнований по биатлону к Первенству Европы - «Приз республики Башкортостан» (г. Уфа, 12-19.12.11 г.) // URL: www. http://biathlonrus. com/contests/russian/2011-2012/36389//дата просмотра 12.01.2012 г.

.        Кедяров, А. П. Обучение стрельбе в биатлоне : пособие для тренеров и спортсменов / А. П. Кедяров. - Минск : Полирек, 2007. - 104 с.

.        Кинль, В. А. Биатлон / В. А. Кинль. - К. : Здоровья, 1987. - 128 с.

.        Кови, Стивен. Р. Восьмой навык / Стивен. Р. Кови. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2007.7. Берн, Э. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - М. : Гранд, 2004.

.        Корбит, М. И. Особенности техники стрельбы сильнейших биатлонистов мира : метод. рекомендации / М. И. Корбит. - Минск: БГУФК, 2009. - 32 с. + 1 электрон, опт. диск (DVD)

.        Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - Питер, 2009.

.        Маматов, В. Ф. Обучение и совершенствование навыкам стрельбы в биатлоне: метод.пособие / В. Ф. Маматов.: Спорт.книга, 2006.- 72 с.

.        Маматов, В. Ф. Особенности методики тренировки юных биатлонистов старших разрядов в подготовительном периоде: автореф.дисс. …канд. пед. наук / В.Ф. Маматов - М., 1981. - 17 с.

.        Парслоу, Э. Коучинг в обучении / Э. Парслоу, М. Рэй. - СПб., 2003.

.        периоде годичного цикла: автореф.дис. …канд.пед.наук / Ю. С. Пядухов. - Киев, 1989. - 24 с.

.        Положение о рейтинге российских спортсменов-биатлонистов спортивного сезона 2011-2012 гг. // Утверждено Правлением Общероссийской общественной организации «Союз биатлонистов России»: URL: http://www. biathlonrus. com/news/2011/38190/: дата просмотра 10 января 2012 г.

.        Пядухов Ю.С. Специальная стрелковая подготовка юных биатлонистов в соревновательном

.        Савицкий, Я. И. Биатлон / Я. И. Савицкий. - М. : Физкультура и спорт, 1981. - 168 с.

.        Савицкий, Я. И. Биатлон: учебн.пособие / Я.И. Савицкий. - М.: «Физкультура и спорт», 1981. - 167 с.

28.    Сборник неизданных статей по стрелковой подготовке // Официальный сайт Федерации стрельбы Украины. - Режим доступа: www.schooting-ua.com <http://www.schooting-ua.com>.

.        Сибири. - Омск, 1995. - № 1.- С. 62-73. 3. Астафьев, Н. В. Эквивалентные результаты и таблица для их оценки у ветеранов-мужчин в лыжной гонке на 15 км классическим стилем / Н. В. Астафьев, Л. В. Новиков // Лыжный спорт: история развития и современный взгляд на методику тренировки : сб. науч. тр. - Омск : СибГАФК, 1997. - С. 119-125. 4. Попков, В. Н. Тестирование и оценивание : учеб. пособие / В. Н. Попков. - Омск, 2010.

.        Слива, С. С. Компьютерная стабилография для достижения высших спортивных результатов / С. С. Слива, Г. А. Переяслов, И. В. Кондратьев // IV Всероссийская конференция по биомеханике «Биомеханика-98». - Н. Новгород, 1998.

.        Слива, С. С. Стабилоанализаторы в адаптивной физической культуре и спорте / С. С. Слива, И. Д. Войнов, А. С. Слива // Труды Всероссийской конференции с международным участием «Современные проблемы адаптивной физической культуры, адаптивного спорта и физической реабилитации». - Краснодар, 2009. - С. 215-220.

.        Степнов, А. Н. Отбор детей для занятий биатлоном и комплектование учебно-тренировочных групп на этапе начальной специализации: автореф.дис…. канд.пед.наук / А.Н. Степнов. - Омск, 1983. - 20 с.

.        Тузов, В. Ф. Экспериментальное обоснование методики подготовки юных лыжников-биатлонистов на этапах круглогодичной тренировки: автореф.дис. … канд.пед.наук / В. Ф. Тузов. - М., 1977. - 27 с.

.        Усачев, В. И. Способ качественной оценки функции равновесия / Патент на изобретение № 2175851. - М., 2001.8. Шестаков, М. П. Использование стабилометрии в спорте : монография / М. П. Шестаков. - М.: ТВТ Дивизион, 2007. - 112 с.

.        Фарбей, В.В. Подготовка биатлонистов 13-16 лет в переходном и подготовительном периодах тренировки с использованием технических средств обучения : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Фарбей В.В. - СПб., 2000. - 23 c.

.        Хорн, Терри Супертренинг для мозга / Терри Хорн, Саймон Вуттон. - Минск, 2010.

.        Шалаев, М.М. Эффективность стрелковой подготовленности квалифицированных биатлонистов / М.М. Шалаев, Г.А. Хрисанфов // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 9. - С. 22-25.

.        Юрьев, А. А. Спортивная стрельба / А. А. Юрьев. - М.: Физкультура и спорт, 1962. - 544 с.

 

Приложение


Тесты наблюдения

Техника стрельбы из положения стоя

Выполнение данного упражнения в биатлоне осложняется влиянием лыжной гонки на организм спортсмена и метеорологическими условиями.

Устойчивость биатлониста при стрельбе стоя зависит от следующих факторов:

выбора наиболее удобного положения для туловища;

расположения общего центра тяжести (ОЦТ) системы «тело стрелка - оружие» над площадью опоры;

степени напряжения и натяжения связок;

положения левой руки.

Основным условием выбора удобной позы является перенос тяжести туловища с оружием на позвоночник, чтобы скелет «работал» на сжатие как столб, что позволяет удерживать винтовку, меньше напрягая мышцы. Удержание винтовки ухудшает устойчивость позы при изготовке. Поэтому относительная устойчивость равновесия системы «тело стрелка - оружие» достигается компенсаторными отклонениями туловища вправо-вбок, создающими противовес винтовке, т.е. приближающими ее центр тяжести ближе к туловищу. Поза становится более устойчивой.

Следовательно, выбор устойчивой позы для стрельбы стоя заключается в придании туловищу изгиба: бокового, в спине и «закручивания».

Боковой изгиб - отклонение туловища вправо - приближает центр тяжести винтовки к средней линии тела, уменьшая тем самым мышечные напряжения, возникающие при удерживании винтовки.

Изгиб в спине - отклонение туловища назад - способствует переносу тяжести туловища и винтовки на позвоночный столб, тем самым включая в работу связочный аппарат и освобождая мышцы от работы по закреплению жесткости туловища в пояснице. Закручивание туловища - разворот по продольной оси - способствует еще более жесткому закреплению туловища в пояснице и в суставах ног в результате включения в работу связочного аппарата и мышц брюшного пресса. При этом спортсмен становится под некоторым углом (10-20°) к плоскости стрельбы, выполняет вращение в пояснице, разворачивая плечевой пояс к цели, не сдвигая ноги с места.

Стопы обеих ног следует располагать примерно на ширине плеч, с незначительным разведением носков лыж в стороны, чтобы площадь опоры образовала трапецию. Не следует слишком сближать ноги или широко расставлять их. Первое влечет за собой потерю устойчивости, второе вызывает излишнее напряжение внутренних сводов стоп и мышц ног. Все это ведет к увеличению колебания оружия по горизонтали и вертикали.

Кроме того, широкая расстановка ног на лыжах может привести к резкому соскальзыванию с лыж и смещению самих лыж с места.

Степень напряжения и натяжения связок и мышц в коленных суставах должна быть оптимальной.

Частая ошибка биатлонистов - различное мышечное напряжение в коленных суставах, или, как говорят, «стояние на одной ноге». При таком положении большая нагрузка приходится на одну из ног, отчего ее мышцы излишне напрягаются, начинают дрожать, вызывая колебания тела в целом.

Левая рука играет немаловажную роль в изготовке, выполняя роль упора. Для этого она сгибается в локтевом суставе под острым углом (предплечье располагается как можно более вертикально) и упирается в подвздошный гребень таза или косую мышцу живота. Плечевая часть левой руки прижимается к груди весом оружия.

При таком положении удерживание винтовки не вызывает сильного напряжения мышц левой руки и создает более устойчивое положение винтовки.

Кисть поддерживает винтовку закреплением в запястье, являясь как бы продолжением предплечья. Вес оружия при этом приходится на всю руку.

Биатлонист при стрельбе стоя должен левой кистью подбирать ружейный ремень, чтобы он своими колебаниями не нарушал устойчивости оружия.

Затыльник приклада винтовки нижней частью упирают в плечевой сустав или в дельтовидную мышцу правой руки. Правая рука выполняет ту же роль, что и при стрельбе лежа, - нажимает на спусковой крючок. Однако так как при изготовке стоя нет жесткой связи между спортсменом и винтовкой посредством ружейного ремня, спортсмен правой рукой еще и поддерживает винтовку, более плотно обхватив кистью шейку приклада и слегка приподняв локоть. Утрированное поднимание правого локтя вверх увеличивает мышечное напряжение в руке, ухудшая устойчивость оружия.

Положение кисти и головы в принципе идентично положению при изготовке в стрельбе лежа.

Прицеливание

Прицеливание заключается в расположении на одной линии прицела вершины мушки и точки прицеливания. Оно является сложным зрительно-двигательным процессом, потому что биатлонисту приходится прицеливаться в условиях непрерывного колебания оружия, особенно выраженного после физической нагрузки. Задача биатлониста состоит не только в зрительном восприятии нарушений во взаиморасположение прицела, мушки и цели, но и в восстановлении точного направления оружия относительно цели. Основное условие правильного прицеливания - совмещение прицельных приспособлений (совмещение мушки с центром диоптрийного отверстия), называемое «ровной мушкой». Второе условие - совмещение «ровной мушки» с целью, т.е. подведение «ровной мушки» под «яблоко» мишени. «Неровная мушка», или отклонение «ровной мушки» от точки прицеливания приводят к смещениям оружия.

Степень точности прицеливания зависит от остроты зрения и определяющих ее условий, поэтому биатлонисту необходимо знать основные оптические свойства глаза, чтобы уметь устранять воздействие, снижающие остроту зрения. Одним из основных свойств глаза является приспосабливаемся его к рассматриванию различно удаленных предметов в результате изменения кривизны хрусталика. Называется оно аккомодацией.

При сосредоточении зрения на мишени мушка и диоптрийное отверстие будут казаться нечеткими, и наоборот, при рассмотрении близко расположенных предметов (диоптрийное отверстие, мушка) мишень делается расплывчатой. Биатлонист должен помнить об этом и при прицеливании излишне не напрягать зрение, пытаясь отчетливо видеть и прицельные приспособления, и мишень.

Заслуживает внимания и еще одно свойство глаза - его приспосабливаемость к различной освещенности. Установлено, что при ярком освещении происходят сужение зрачка и ухудшение видимости цели. Поэтому, чтобы не снижать точности прицеливания, биатлонист должен избегать попадания яркого света в глаз и резких переходов от света к тени. Для этого используют таре ли с различным диаметром диоптрийного отверстия (в условиях плохой видимости - большего, при ярком освещении - меньшего), а на саму тарель диоптра надевают защитные приспособления. Биатлонист должен также твердо помнить, что длительное прицеливание снижает работоспособность как двигательного, так и световоспринимающего аппаратов глаза, ухудшает четкость изображения предмета и ясное его видение, в результате чего допускаются грубые ошибки в прицеливании.

Оптимальное время прицеливания - 4-6 сек.

Большое значение для успешного ведения меткой стрельбы имеет постоянство подведения «ровной мушки» под обрез цели. Практика показала, что между «ровной мушкой» и «яблоком» мишени следует оставлять просвет настолько тонкий, насколько позволяет острота зрения биатлониста.

«Игра просветом» значительно изменяет положение средней точки попадания относительно центра мишени, что приводит к «отрывам» пробоин.

Задержка дыхания. В спокойном состоянии человек производит в минуту 12-15 дыхательных циклов, каждый из которых состоит из вдоха, выдоха и паузы. Последняя, имеющая практическое значение в стрельбе, по продолжительности занимает больше времени, чем вдох и выдох вместе.

Однако одной дыхательной паузы для производства прицельного выстрела недостаточно. Кроме того, после выполнения большой физической нагрузки (прохождение дистанции в биатлоне) в организме человека накапливается большое количество углекислого газа, который, действуя на дыхательный центр головного мозга, заставляет рефлекторно учащать дыхание, увеличивая количество дыхательных циклов в минуту до 40-60 и укорачивая тем самым продолжительность самого дыхательного цикла.

Следовательно, при стрельбе в биатлоне одной естественной дыхательной паузы тем более недостаточно для производства прицельного выстрела. Для этого ее удлиняют путем затаивания дыхания на неполном выдохе, предварительно сделав 1-2 глубоких вдоха и выдоха (гипервентиляция легких). Не испытывая неприятных ощущений, можно задержать дыхание на 5-6 сек. - этого достаточно для производства прицельного выстрела. Проведенные на стрелках исследования показали, что затаивание дыхания на вдохе при стрельбе уменьшает пульсирующие колебания грудной клетки. Это обусловлено тем, что при этом спортсмен меньше испытывает кислородное голодание. Поэтому в биатлоне (особенно при неблагоприятных условиях стрельбы из положения стоя) целесообразно затаивать дыхание на вдохе.

Спуск курка. Спуск курка завершает производство выстрела. Его следует выполнять аккуратно, так как при неправильном спуске может произойти смещение оружия и несовпадение выстрела со зрительным восприятием правильной наводки.

При спуске курка биатлонист должен плавно нажимать на спусковой крючок и соблюдать строгую направленность движения указательного пальца при нажатии на спусковой крючок - прямо-назад вдоль оси канала ствола. Определенная согласованность спуска курка с прицеливанием достигается путем плавного усиления давления на спусковой крючок в момент наименьшего колебания оружия. При этом следует избегать «подлавливания» моментов остановки оружия. В дальнейшем, с закреплением навыков в технике спуска курка, усиление давления может быть быстрым, но не резким, без рывка.

Умение приурочить выстрел к наиболее благоприятному моменту устойчивости оружия зависит от степени тренированности биатлониста и знаний характера колебаний оружия при производстве выстрела. Характер и степень колебания оружия на протяжении разных отрезков времени неодинаковы: большая амплитуда колебания наблюдается при «грубой наводке» и «зацеливании», меньшая - в момент уравновешивание системы и уточнения прицеливания. Установлено, что достоинство пробоин у биатлонистов после выполнения ими нагрузки обусловливается степенью устойчивости оружия к моменту выстрела (спуска курка).

Существуют следующие варианты спусков, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями спортсмена:

Спуск «без предупреждения». Характеризуется последовательно-плавным безостановочным нажатием на спусковой крючок.

Спуск ступенчато-последовательный. Характеризуется последовательным нажатием на спусковой крючок отдельными приемами.

Спуск «с предупреждением». Характеризуется выжиманием свободного хода спускового крючка до 1/3 усилий (в момент «грубой наводки») и плавным усилием нажатия на спусковой крючок в момент производства выстрела.

Метеорологические факторы. Ветер. Влияние ветра на стрельбу зависит от его силы (скорости) и направления, которые определяются по различным естественным признакам (колебание деревьев, расставленных флажков и др.) и с помощью анемометра.

По направлению ветер бывает прямой (встречный и попутный), боковой (справа, слева) и косой (справа или слева-спереди, справа или слева-сзади). По силе различают ветер слабый - 2 м/сек, умеренный - 4-5 м/сек и сильный - 8-10 м/сек. Биатлонист любой степени подготовленности в процессе занятий и соревнований должен тренироваться в умении делать поправки на ветер.

При этом можно пользоваться следующими данными: отклонение средней точки попадания (СТП) на дистанции 50 м составляет при слабом боковом ветре 1,5 см (поправка 3 щелчка), при умеренном - 3-4 см (6-8 щелчков), при сильном - 6-8 см (12-16 щелчков).

Производить поправку, руководствуясь только этими данными, не следует. Они могут служить лишь ориентиром, так как практически ветер на стрельбище дует порывами, часто меняя силу и направление.

Температура воздуха. Понижение температуры воздуха уменьшает дальность стрельбы и понижает СТП. Причина - большая плотность воздуха и как следствие потеря начальной скорости. Исследованиями установлено, что кучность стрельбы ухудшается в 2 раза при понижении температуры воздуха на каждые 15°. Биатлонисты должны опытным путем выявить «свою» температуру воздуха при стрельбе и делать соответствующую поправку в прицеле.

Освещенность. Значительно влияет на изменение СТП. Особенно сильное отрицательное воздействие оказывают слепящие солнечные лучи, отраженные от снежного покрова или фона мишеней. В результате этого ухудшается острота зрения, глаз воспринимает «яблоко» мишени в виде серого пятна с расплывчатыми краями, а прицельные приспособления - с нечетким контуром.

Главным условием успешной стрельбы при различной степени освещенности является знание биатлонистом индивидуальных особенностей оптических свойств своего глаза: как и насколько изменяется СТП при стрельбе в пасмурную и солнечную погоду.

Следовательно, успешное ведение меткой стрельбы зависит от опыта, накопленного биатлонистом в результате анализа записей стрельбы на тренировках и в соревнованиях при различных метеорологических условиях, и соответствующих поправок в прицелах. Технические факторы <http://sportaim.ru/index.php/zimnie/zimnietren/1727-2011-05-16-15-03-02>. «Сваливание оружия». Во время прицеливания некоторые биатлонисты «сваливают» оружие (смещают ствол вправо или влево по продольной оси) из-за неудобной изготовки или неправильной прикладки, отклоняя при этом СТП от центра мишени. Отклонение пробоин происходит в основном по горизонтали. Биатлонист на тренировках должен контролировать правильность прикладки, устраняя ошибки, ведущие к «сваливанию» оружия. Поправки в диоптрическом прицеле. Каждый биатлонист должен уметь вносить поправки в диоптрический прицел. Цена деления одного щелчка прицела при стрельбе из винтовки БИ-7 на дистанцию 50 м равна 5 мм. Биатлонист любой квалификации при работе с прицелом должен:

определить и твердо знать «нулевую» установку своего прицела, т. е. положение прицела в идеальных условиях стрельбы;

приводить прицел на «нулевую» установку после изменений в прицеле, связанных с влиянием метеорологических и других факторов;

все изменения в прицеле производить от «нулевой» установки;

перед стрельбой во время соревнований проверять правильность установки прицела. Подбор патронов. Заряд патронов и вес пули также существенно влияют на перемещение СТП при стрельбе. Каждая ищи ни патронов отличается своими техническими данными (весом нули, порохового заряда), что определяет их различные баллистические свойства. Основное значение при стрельбе имеет вес порохового заряда: чем он больше, тем больше начальная скорость полета пули, тем более устойчиво ее положение, тем более отлога траектория полета и ниже расположение СТП в мишени по сравнению со стрельбой патронами с меньшим весом порохового заряда. Биатлонист в процессе тренировки должен подобрать наиболее подходящую для себя партию патронов, стреляя ими как на тренировках, так и на соревнованиях. В противном случае он должен делать в прицеле соответствующие поправки.

Похожие работы на - Особенности стрелковой подготовки биатлонистов 15-17 лет

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!