Инфраструктура индустрии туризма в регионе (на материалах ООО 'Соловьиная роща')

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    331,52 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Инфраструктура индустрии туризма в регионе (на материалах ООО 'Соловьиная роща')

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ

Факультет социального управления и экономики

Кафедра социального менеджмента и туризма







Выпускная квалификационная работа

Инфраструктура индустрии туризма в регионе (на материалах ООО «Соловьиная роща»)

Выполнила Вышегородцева Анна Владимировна

Руководитель профессор Попкова Людмила Ивановна

Курск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

.1 Понятие и структура инфраструктуры индустрии туризма

.2 Технологическая инфраструктура размещения туристов

Глава 2. Анализ инфраструктуры индустрии туризма в России

.1 Структура туристской индустрии и механизмы поддержки развития туризма в Российской Федерации

.2 Исследование привлекательности туристской инфраструктуры в рамках международного туризма в РФ

ГЛАВА 3. ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

.1 Оценка потенциала инфраструктуры индустрии туризма в регионе

.2 Совершенствование туристской инфраструктуры региона на примере ООО «Соловьиная роща»

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время туризм является неотъемлемой частью нашей жизни. Наверняка, каждый человек на свете знает значение этого слова, будь он гражданином России, США, Японии, Венесуэлы или Багамских островов. К сожалению, на сегодня не все человечество может назвать себя туристами, но в большинстве своем, мы к этому давно стремимся и в последнее время можно заметить значительные изменения в данном направлении.

Туризм существует довольно давно и активно развивается с каждым днем. Повышение уровня жизни населения и увеличение возможностей свободного передвижения явились толчком для появления миллионов туристов. Занятие туризмом всегда было одним из важнейших элементов обмена между странами и народами на протяжении многих тысяч лет.

Туризм сегодня является мировой индустрией, а туристские ресурсы становятся объектом пристального внимания многих стран.

Туризм можно рассматривать как один из факторов повышения качества жизни населения. Проблеме повышения качества жизни населения сейчас уделяется особое внимание. Не случайно В.В. Путин сказал: «Основной чертой нового века станет не битва идеологий, а острая конкуренция за качество жизни, национальное богатство и прогресс».

Неотъемлемой частью, способствующей обеспечению нормальных условий жизни, является отдых. И здесь туризм выступает как один из способов организации отдыха. Туризм является сегодня одной из самых значительных индустрий в мире. Многие страны пытаются перераспределить значение своих природных ресурсов от сырьевого к туристскому использованию. Благодаря этому страны получат помощь в экономическом развитии, а также непосредственно улучшится эстетический вид государств.

К сожалению, в Курской области (как и в России в целом) туризм не выделен в отдельную отрасль, развивается неравномерно и регулирование туризма и туристской деятельности законодательно закрепляется только в последнее время, хотя данная отрасль требует надежного правового регулирования. Туризм охватывает разнообразные стороны общественных отношений и затрагивает многие сферы народного хозяйства.

Очевидно, что в ближайшем будущем туристский потенциал России будет использоваться, если не в полной мере, то в приближенном к этому состоянию, и необходимость поддержки данной сферы со стороны государства, различных организаций страны, населения является неоспоримой.

Быстрые темпы роста и постоянное совершенствование инфраструктуры индустрии туризма требуют четкого продуманной политики, хорошо разработанного плана действий предприятий и региона в целом.

В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что тема выпускной квалификационной работы в настоящее время является актуальной.

Целью работы является исследование инфраструктуры индустрии туризма Курской области и выделение направлений развития туристского сектора в регионе.

Для реализации вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи:

¾      рассмотреть понятие и сущность инфраструктуры индустрии туризма;

¾      проанализировать состояние инфраструктуры индустрии туризма в России;

¾      оценить потенциал индустрии туризма в Курской области;

¾      рассмотреть пути совершенствования инфраструктуры индустрии туризма в Курской области на примере ООО «Соловьиная роща».

Объектом исследования является туристская инфраструктура, а предметом - ее современное состояние, организация и перспективы развития на территории Курской области. Методологической и теоретической основой работы послужат труды отечественных и зарубежных ученых, положения экономической теории рыночной экономики, материалы научных семинаров и конференций. Кроме того, для полноценного изучения данной темы будут использованы российские и иностранные нормативные акты и материалы исследований организаций, занимающихся туристской деятельностью, использован графоаналитический и статистико-экономический виды анализа.

Работа состоит из введения, трех структурированных глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИНДУСТРИИ ТУРИЗМА

 

1.1 Понятие и структура инфраструктуры индустрии туризма


Туризм в настоящее время развивается очень стремительно. Именно туризм стал одним из доступных средств познания окружающего мира, его истории, достопримечательностей и культурного наследия.

В современной научной литературе существует много определений терминов "туризм" и "гостеприимство".

Гостеприимство - это более точное понятие, так как направлено на удовлетворение потребностей не только туристов, но и потребителей вообще.

Следует отметить, что понятия туризма и гостеприимства нельзя рассматривать в отдельности: это два взаимосвязанных термина. Туристы являются потенциальными потребителями, имеющими разнообразные желания и потребности, зависящие от целей их путешествий.

Понятие "гостеприимство" во всех словарях толкуется как любезный прием гостей, радушие по отношению к гостям.

Гостеприимство - это одно из понятий цивилизации, которое благодаря прогрессу и времени превратилось в мощную индустрию, в которой работают миллионы профессионалов, создавая все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей - туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию выставок и проведение различных научных конференций.

Таким образом, индустрия гостеприимства - это комплексная сфера деятельности работников, удовлетворяющих любые запросы и желания туристов. Коммерческая направленность туристских предприятий приводит к появлению туристского и сервисного бизнеса, а также к созданию специализированной отрасли по производству сувениров и товаров туристского назначения. Это обстоятельство позволяет выделить туризм и сервис в самостоятельный комплекс сервисно-туристских предприятий.

Все это можно определить как туристскую индустрию, темпы развития которой поражают своей быстротой.

Основными факторами роста индустрии туризма в настоящее время являются [12, c.124]:

• рост доходов населения, которые позволяют сверх удовлетворения первоочередных потребностей (жилье, питание, одежда) употреблять все большую часть их на удовлетворение рекреационных потребностей. В структуре затрат потребительского комплекса жителей экономически развитых стран затраты на туристские у слуги вышли на второе место после затрат на жилье;

• растущая урбанизация и ухудшение экологической обстановки в городах, быстро активизирующие спрос на отдых в экологически чистой среде, требующие смены стереотипа урбанизированной жизни на другую деятельность, ухода от повседневных забот и бытового стресса;

• рост массива свободного времени, то есть того времени, которым человек может располагать не по принуждению, а свободно. В практике туризма экономически развитых стран сложилась следующая дифференциация туризма: обычно отпускной период времени используется на зарубежные туристские поездки, уик-энд - на экскурсии внутри страны, а вечернее свободное время - на отдых в городе. Поскольку в структуре свободного времени уик-энд занимает ведущее место, потребность во внутреннем туризме в развитых странах все более возрастает и индустрия внутреннего туризма развивается более быстрыми темпами;

• развитие организационных средств и инфраструктуры, позволяющих сделать уникальные туристские ресурсы более доступными, а туристскую деятельность по их потреблению - более комфортной;

• развитие международных торговых обменов, в которых туризм вышел на первые позиции, прежде всего, благодаря его высокой эффективности в удовлетворении быстро растущего туристского спроса;

• развитие средств массовой информации, паблик рилейшнз в туризме и телекоммуникационных системах и информационных технологиях, позволяющих не только развить рекламу, но и быстро и удобно обслужить миллионы туристов.

Современная система туризма включает ряд хозяйствующих субъектов:

• фирмы-производители туристских услуг (лечебницы, санатории, здравницы, базы отдыха, деловые консультации и др.);

• фирмы-туроператоры, то есть фирмы по разработке и реализации туристского продукта преимущественно на оптовой основе;

• фирмы-турагенты, выступающие в качестве продавцов туристского продукта, сформированного туроператорами;

• специализированные фирмы, предоставляющие услуги по размещению (пансионаты, дома отдыха, мотели, гостиницы, кемпинги и др.);

• специализированные предприятия питания (рестораны, бары, кафе, столовые и др.);

• предприятия торговли и торговые фирмы, специализирующие на товарах для туристов;

• предприятия сферы досуга в туризме (киноконцертные залы, залы игровых автоматов и др.);

• рекламно-информационные туристские учреждения (рекламные агентства и бюро, информационно-туристские центры и т.д.);

• государственные предприятия (национальные, региональные, муниципальные предприятия унитарного или акционерного характера, занимающиеся туризмом на коммерческих началах).

Можно привести следующую классификацию предприятий, производящих продукты и услуги для туристов [24, c.76]:

• первичные- предназначены непосредственно для обслуживания туристов (санатории, пансионаты, турбазы и т.д.). В условиях замкнутого туристского и курортного центра почти все предприятия, находящиеся на данной территории, относятся к этой категории;

• вторичные - предназначены для обслуживания преимущественно туристов, хотя их услугами могут пользоваться и местные жители (предприятия общественного питания, культурные заведения и т.д.);

• третичные - как правило, предназначены для обслуживания местных жителей, но их услугами также могут пользоваться для удовлетворения своих потребностей и туристы (общественный транспорт, почта и т.д.).

Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" трактует туристскую индустрию как "совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, операторов туристских информационных систем, а также организаций, предоставляющих услуги экскурсоводов, гидов-переводчиков и инструкторов-проводников".

Схематично можно представить туристскую индустрию следующим образом (рис. 1)

Рис. 1- Структура туристской индустрии

Аналогично понимает строение туристской индустрии и Дж. Уокер - автор известных в России учебников "Введение в гостеприимство" и "Управление гостеприимством" (рис. 2).

Рис. 2 - Структура туристской индустрии по Дж. Уокеру

Несмотря на некоторое различие в точках отсчета, Федеральный закон описывает объекты, а Дж. Уокер исходит из основных видов активности, предполагаемых туризмом, но не включает в структуру собственно туристские организации, - обе схемы показывают расширительное понимание туриндустрии, практически идентичное пониманию индустрии гостеприимства по Дж. Диттмеру и Дж. Гриффину. По мнению указанных авторов, в структуру индустрии гостеприимства входят собственно гостеприимство, а также путешествия и туризм (рис. 3).

Рис. 3 - Структура индустрии гостеприимства по Дж. Диттмеру и Дж. Гриффину

Собственно гостеприимство (гостеприимство в узком смысле слова) включает продовольственный сектор и сектор размещения. Путешествия и туризм, в свою очередь, предполагают развлечения и отдых, транспорт, агентства и туроператорские фирмы. В отличие от представленных точек зрения, Дж. Торкилдсен предлагает считать перечисленные компоненты единицами структуры индустрии досуга. Однако за основу автор берет критерий провайдера - поставщика услуг. Соответственно, выделяются коммерческие и некоммерческие виды досуга. Развернутая схема индустрии досуга представлена на рисунке 4.


Нетрудно заметить повторение одних и тех же составляющих во всех приведенных схемах. Как же разграничить эти понятия, четко отделить индустрию туризма от индустрии гостеприимства, а индустрию досуга от индустрии туризма? Решение находим в подходе В. Фрейера, который выделяет: а) туриндустрию в узком смысле - предприятия, производящие типичные туруслуги; б) туриндустрию в широком смысле - нетипичные предприятия, производящие типичные туруслуги; в) окраинную туриндустрию - предприятия, производящие товары и услуги, не относящиеся к типичному турпродукту (рис. 5).

Рис. 5 - Структура индустрии туризма по В. Фрейеру

В работах В.И. Азара, В.А. Квартальнова и В.М. Козырева туристская индустрия (индустрия туризма) определяется как "... экономическая система, состоящая из комплекса отраслей и подразделений, функции которых заключаются в удовлетворении разнообразного и усложняющегося спроса на различные виды отдыха и развлечений". Индустрия туризма характеризуется следующими специфическими свойствами: ресурсной ориентацией, сезонным и цикличным характером производства, необходимостью значительных капиталовложений в туристскую инфраструктуру [17, c.67].

Индустрия туризма включает производство и сбыт товаров и услуг различных отраслей народного хозяйства, выступающих в этом случае как туристские отрасли. Комплексность и многообразие рыночных отношений индустрии туризма обусловливает взаимный мультипликативный эффект развития как туристских отраслей, так и других отраслей общественного производства. Специфика индустрии туризм а - в многообразии и комплексности прямого и (или) косвенного взаимодействия в данном сегменте различных отраслей общественного производства, большая часть которых - отрасли, реализующие непроизводственные виды услуг.

Если туристскую индустрию рассматривать в более широком плане, то это самостоятельный народнохозяйственный комплекс, так как кроме перечисленных субъектов, которые непосредственно связаны с туризмом, в нее входят и различные специализированные предприятия, не имеющие ярко выраженного туристского характера. К таким отраслям относятся пассажирский транспорт (воздушный, водный, автомобильный, железнодорожный) с его разветвленной сетью технических служб, транспортное машиностроение и автомобилестроение, топливная промышленность, капитальное и дорожное строительство, производство сувениров, пищевая промышленность, многие отрасли сельского хозяйства и т.д., а также сфера услуг, которыми пользуется турист.

Особенностью туристской индустрии является технико-экономическая специфика составляющих ее туристских отраслей, исключающая возможность объединения в рамках одной отрасли всей или большей части ее материально - технической базы, поэтому индустрию туризма можно рассматривать как рынок услуг и товаров туристских отраслей.

Туристская отрасль - отрасль общественного производства, состоящая из предприятий, производящих товары или услуги, предназначенные для реализации на туристском сегменте рынка.

Особенностями предприятий туристской отрасли являются: во - первых, преимущественно непроизводственный характер деятельности и, во - вторых, специфика потребителей, в большинстве своем туристов и путешественников, отсутствие которых существенно сократило бы (рестораны, кафе, сувенирные магазины) или сделало бы полностью невозможным существование определенных видов предприятий (гостиницы, билетные агентства, курорты) в данной местности.

На базе индустрии туризма развивается туристский бизнес, который можно представить как деятельность предприятий туристской индустрии, основанную на использовании туристских ресурсов и направленную на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей туристов (туристских потребностей). Характерным признаком туристского бизнеса является то, что результатом труда в сфере туристского бизнеса становится удовлетворение туристских потребностей.

Структура отраслей, входящих в туриндустрию и в сферу турбизнеса, совпадают. И в туриндустрии, и в сфере турбизнеса достаточно четко можно разграничить своеобразную основную деятельность с одной стороны, инфраструктуру - с другой. Отличия туриндустрии от турбизнеса формальны: туриндустрия - просто совокупность отраслей и предприятий, турбизнес - та же совокупность, но с обязательным подключением видов деятельности индивидуалов-менеджеров, и с четко выраженной целевой направленностью этой деятельности.

1.2 Технологическая инфраструктура размещения туристов


Похожие работы на - Инфраструктура индустрии туризма в регионе (на материалах ООО 'Соловьиная роща')

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!