Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
Актуальность. Деловой туризм - одна из наиболее динамично развивающихся
областей экономики. Он менее других подвергается воздействию изменяющейся
политической обстановки в мире, отличительной чертой бизнес - программ как
части делового туризма является их независимость. Вследствие этого деловые
поездки планируются задолго - как минимум, за полгода, это делает их динамику
более прогнозируемой и стабильной. Наряду с прогнозируемостью отличительной
чертой делового туризма является его доходность: бизнес - туры ориентированы на
потребителя услуг со средним и высоким уровнем доходов, основной пакет
оплачивается корпорантом - организацией, выступающей заказчиком мероприятия. В
условиях нестабильной экономической обстановки в мире независимость делового
туризма от политических воздействий и возможность делать прогнозы по развитию
этой области является безусловно актуальным достоинством, которое выделяет
данную сферу из многих других.
Цели. В данном реферате были поставлены следующие цели: определение
понятия «деловой туризм», сравнение по основным параметрам понятий «туризм» и
«деловой туризм», краткая справка по состоянию области делового туризма в мире,
описание возможностей и предложений для делового туризма в России, оценка
транспортного обеспечения для поддержания делового туризма в Российской
Федерации.
Задачи. В ходе достижения поставленных целей решались следующие задачи:
дать общую характеристику понятию «деловой туризм»; сбор данных об отличиях
«туризма» и «делового туризма» и представление сравнительной таблицы по его
итогам; анализ предложений для бизнес - туризма в России по регионам и
областям; описание предложений области бизнес - авиации по развитию и поддержке
бизнес - туризма в России.
Деловой туризм - емкое понятие. Это не только способ принятия бизнес
решений, проведения обучения персонала, налаживания деловых связей, но и
воззможность укрепить корпоративный дух. Деловой туризм взаимосвязан с
развитием внешнеэкономических связей, желанием использовать передовой опыт
других стран и национальностей в создании духовных и материальных ценностей,
что благоприятно сказывается нарасширение международных контактов среди
представителей научных кругов разных держав. (Здoрoв А.Б. Экoнoмика туризма. -
М: Финансы и статистика, 2004. - 128 с). В структуре делового туризма
выделяется два сегмента - классические деловые поездки (КДП) и сегмент,
название которого образует известная англоязычная аббревиатура MIСЕ.
Аббревиатуру составляют первые буквы английских слов: Mееtings - М (встречи),
Inсеntivеs - I (инсентив-мероприятия), Соnvеntiоns - С (конференции),
Еxhibitiоns - Е (выставки).
Место
|
Город
|
Количество мероприятий
|
1
|
Вена
|
154
|
2
|
Барселона
|
148
|
3
|
Париж
|
147
|
4
|
Берлин
|
138
|
5
|
Сингапур
|
135
|
6
|
Мадрид
|
114
|
7
|
Стамбул
|
109
|
8
|
Лиссабон
|
106
|
9
|
Амстердам
|
104
|
Два сегмента индустрии делового туризма расходятся как по существу, так и
по формальным признакам. По целевым установкам КДП - это «собственно работа на
выезде» (командировки с конкретными служебными целями - реализацией
бизнес-функций компаниями и фирмами) либо поездки для подписания новых
контрактов в сфере бизнеса (своего рода «момент истины» в работе субъектов
бизнеса). MIСЕ-мероприятия - это, как правило, «обслуживание» собственно бизнес
- деятельности фирм (обмен опытом, презентация товаров и услуг, подготовка
будущих договоров, обучение персонала, партнеров и т.п.), т.е. работа на
перспективу, либо осуществление вспомогательных функций (поощрение сотрудников
и т.п.). Целевые различия прослеживаются в специфике организации КДП и
MIСЕ-поездок. Концепция поездки в сфере MIСЕ значительно сложнее, чем концепция
КДП. Для ее разработки приглашаются специальные компании-организаторы. В
отличие от КДП, рассчитанной на небольшое число участников (ее можно назвать
индивидуальной), MIСЕ-мероприятие собирает, как правило, широкий круг лиц
1.2 Структура делового туризма
В целом структура делового туризма многогранна: деловые поездки принимают
самые разные формы, сочетаются между собой (одна поездка может преследовать
несколько целей), совмещаются с общепринятыми формами классического туризма, с
рекреацией. Иногда очень трудно отделить один сегмент делового туризма от
другого.
Внутренняя структура MIСЕ-сегмента индустрии делового туризма включает в
себя три разновидности поездок: для участия в работе конгрессов, конференций,
саммитов и симпозиумов; выставок и торговых ярмарок; в инсентив-мероприятиях.
. Поездки на конгрессы, конференции, саммиты, симпозиумы выделяются
особым составом участников:
корпоративные участники - крупные, средние или мелкие организации, чьи
основные цели встреч носят коммерческий характер. Это могут быть встречи по
вопросам маркетинга и продаж, по внедрению новых технологий, кадровым вопросам,
тренинги менеджеров и т.д. Корпоративный сегмент - самый емкий (по колличеству
мероприятий) сектор деловых поездок на конгрессы, конференции, саммиты, съезды,
симпозиумы (72-76%).
ассоциации и их члены. Ассоциации организуют мероприятия для решения
«цеховых» проблем, очень часто торгово-экономического или научного (и иного
творческого) характера. Участник ассоциации имеет право выбора и, в отличие от
корпоративных мероприятий, может отказаться от участия в нем. Все затраты,
которые связан с поездкой, он возлагает на себя. На некорпоративный сектор
деловых поездок на конгрессы, конференции, саммиты, съезды, симпозиумы
приходится около 13-16% всех мероприятий.
правительственные структуры, образовательные учереждения, органы
здравоохранения, а также экипажи международных рейсов. На этот сектор
приходится примерно 13% общего колличества проводимых мероприятий. Иногда эту
группу участников объединяют с ассоциациями.
. Поездки на выставки и торговые ярмарки. Эти мероприятия организуются
для презентации продуктов и услуг в целях информирования гостей и
стимулирования продаж. Участников выставок и торговых ярмарок условно можно
подразделить на две категории: экспоненты, рекламирующие и продающие свою
продукцию, и посетители, которые приезжают с целью ознакомления с последними
достижениями в различных областях экономики, науки, искусства, для заключения
сделок и подписания договоров.
. Инсентив-мероприятия. Появление инсентив-туризма относится к 1960-м
гг., а его расцвет пришелся на 1970-1980-е гг. Компании (корпораторы) участвуют
в инсентив-мероприятиях по двум причинам. Во-первых, для поддержания внешнего
имиджа фирмы: 50% компаний во всем мире проводят их, чтобы внедрить новый
продукт, 35% - для увеличения объемов продаж, и с этой целью приглашают на
мероприятие дилеров и партнеров. Во-вторых, для укрепления внутрикорпоративного
состояния путем поощрения сотрудников (17% компаний). Инсентив-мероприятия
проводятся в различных формах: организация совещаний и конференций «без
галстуков», презентаций и пропагандирования продукции, путешествий, поощрения,
обучения сотрудников, тренингов, выявления творческих личностей. В них
принимают участие сотрудники, дилеры и партнеры компании. Средняя длительность
инсентив-тура около 6-7 дней.
В нем задействовано шесть групп участников:
туристы;
поставщики туристских услуг (средства размещения и питания, предприятия
транспорта, объекты проведения мероприятий, развлечений);
распорядители или планировщики встреч, которые планируют мероприятие и
решают организационные вопросы: определяют цели и содержание встречи, ведут
переговоры, осуществляют финансовый контроль, принимают решения о
непредвиденных расходах
менеджеры направления, или профессиональные устроители встреч,
организующие прием и обслуживание делегаций на месте;
профессиональные организаторы MIСЕ-мероприятий - специализированные
компании по организации разного рода встреч (конгрессов, выставок,
конференций), которые создают пакет услуг поставщиков и посредников -
«конференц-пакет» и предлагают его деловому туристу (клиенту). Они являются
центральной фигурой процесса создания продукта делового туризма;
разного рода посредники, которым отводится немалая роль в организации
делового туризма. Посреднические операции выполняют классические посредники в
индустрии туризма (туроператоры и турагенты) и специализированные МIСЕ-посредники. К последним относятся
небольшие посредники, обеспечивающие техническую поддержку делового
мероприятия, а также подрядчики: рекламные агентства, застройщики стендов на
выставках и др. На российском рынке известным подрядчиком является фирма
«Смарт-груп», которая сотрудничает в области застройки стендов с такими
компаниями, как ОАО «ЛУКОЙЛ», страховая компания «Росгосстрах» и др.
.4 «Туризм» и «Деловой туризм»
Для большей наглядности основные отличия между понятиями «туризм» и
«деловой туризм» представлены в виде таблицы (таблица 2).
Таблица 2 - Туризм и деловой туризм. Сравнительная таблица
Туризм
|
Деловой туризм
|
Сезонность, связанная с временами года и погодой
|
Сезонность связана с периодичностью отраслевых выставок и
конференций
|
Ориентирован на все слои общества
|
Ориентирован в основном на потребителей со средним и
высоким уровнем доходов
|
Преобладают как запланированные туры, так и горящие путевки
|
Преобладают, в основном, задолго запланированные туры
|
Туристы платят в 3-4 раза меньше, чем деловые туристы
|
Деловые туристы платят в 3-4 раза больше, нежели просто
туристы
|
.4.1 Разница между бизнес-отелями и отелями в целом
Прежде всего, бизнес - отели отличает расположение в центральных районах
города. Для удобства клиентов здесь должно быть идеально налажено транспортное
сообщение с вокзалами, аэропортами и деловыми центрами. Бизнес - отели
отличаются от обычных туристических и внутренне. Так, второстепенной после
транспортного сообщения является наличие необходимой техники в номерах. Также
достаточно часто в бизнес - отелях имеется бюро экспресс доставки. Еще одним
важным фактором для деловых людей, делающих свой выбор в пользу таких гостиниц,
является возможность аренды зала конференц-зала.
В целом, среди общего числа разнообразных гостиниц бизнес-отели стоят
особняком. И дело здесь не только в высоких для обычного, предпочитающего
путешествия комфортному пребыванию в отеле туриста. Огромное колличество бизнес-отелей
заключают договоры с клиентами на обслуживание их в течение нескольких лет,
организовывают деловые мероприятия и пр. Целевая группа бизнес-отелей очень
узкая, что объясняет формирование конкретного спектра предоставляемых услуг.
В России
деловой туризм начал развиваться как самостоятельная отрасль сравнительно
недавно примерно в 90-е годы. За это время было сделан большой шаг в развитии
делового туризма, постепенно качество обслуживания улучшается, оборудование
модернизируется, сеть отелей растет, но, тем не менее, мы все еще отстаем от
стран, в которых отрасль делового туризма уже давно приносит неплохую прибыль.
Деловой туризм активно развивается в 115 странах мира. Еще в 1970-х годах
специалисты Всемирной ассоциации центров международной торговли пришли к
выводу, что темпы экономического роста каждой страны, а также ее
бизнес-привлекательность напрямую зависит от уровня развития в ней делового
туризма. Статистика показывает, что сегодня каждая четвертая туристическая
поездка в мире совершается в связи со служебной необходимостью. И хотя деловые
путешественники в общем турпотоке составляют всего 18-25%, на их долю
приходится до 60% общего оборота туринсдустрии.
Рисунок 1 Виды туризма в России
Хотя бизнес -
туризм весьма капиталоемок, прибыль, в свою очередь, он приносит немалую. Если
компания принимает решение включить в свой бюджет корпоративную поездку или
мероприятие, то необходимо знать следующее. Проведение конференции обойдется, в
среднем, в 1000-2000 Еurо на
человека, все зависит от уровня мероприятия и числа участников.
По данным Sосiеty оf Inсеntivе & Travеl Еxесutivеs (SITЕ), бюджеты
инсентив-программ сегодня в мире распределяются таким образом (таблица 3,
расходы на одного участника):
Таблица 3 -
Распределение бюджета на одного участника
Бюджет поездки на одного участника
|
Доля в мировом объеме инсентив-туров
|
До 500$
|
48%
|
500-1000$
|
34%
|
1000-1500$
|
12%
|
Свыше 1500$
|
6%
|
Наиболее
перспективным и развивающим считается рынок туров с бюджетом от 500 до 1500$.
Например,
инсентив-тур в Сочи можно организовать с бюджетом от 500 Евро на чел., за
800-1000 Евро инсентив-тур с размещением 4* и интересной программой тимбилдинга
(Тимбилдинг (tеam building) - досл. «построение команды» - активный
корпоративный отдых, направленный на сплочение коллектива). Инсентив-тур в
Анапе или Геленджике можно провести, уложившись в бюджет 500 Евро на 1
участника. Эти цифры включают услуги на месте, при этом организаторам
необходимо предусмотреть растраты на доставку участников на место проведения
мероприятия. Стоимость может варьироваться, учитывая просторы нашей страны и
транспортные тарифы. Экономически выгодным вариантом является организация
чартерного рейса, если число участников более 100 человек.
Деловой
туризм это полный пакет туруслуг: от бронирования авиабилетов и оформления виз
до организации переговоров с партнерами и отдыха. (Сoбoлeвская O. Бизнeс-туризм
в Рoссии: бoльшиe надeжды // РИА Нoвoсти. - М., 2009.)
Пока
туроператоры в России настроены скептически. Деловой туризм как отдельное
направление предлагают очень немногие туристические компании. Среди основных
игроков рынка - ВАО «Интурист», КМР Grоup, «Эпик трэвел», BTU, UTS, «Элиос трэвел», «Бизнес - центр Планета - Тур».
Отельный сектор составляют компании, специализирующихся на бронировании билетов
и отелей для бизнес - поездок - «Аэро Клуб», «Инна Тур» и др. Турфирмы
ориентируются в первую очередь на желания потребителей. Они могут организовать
деловой тур или организовать коллективный выезд в рамках направления
«индивидуальный туризм», но как отдельный вид туристических услуг развивать
деловой туризм невыгодно. Но, тем не менее, в России появляется все больше
турфирм, которые могут сделать для потребителей во время поездки абсолютно все,
включая разработку выставочных стендов, сбор информации о потенциальных
партнерах, найм охранников, PR-поддержку
и рекламу кампанию на всех необходимых языках. А некоторые фирмы предлагают
даже банковские и консалтинговые услуги, экономические обзоры и
торгово-посреднические процедуры. А так же в России начинают появляться
ассоциации и центры делового туризма, компетентные специалисты и издания.
Проходят семинары и конференции по развитию корпоративного туризма. Следуя
заграничной моде, Россия стала намного чаще предлагать деловые круизы на
кораблях и сочетание бизнес-программы с развлекательной. «Репертуар» проводимых
форумов и ярмарок в стране, ощутимо расширился. Создаются новые выставочные
организации и конгрессные бюро, у деловых встреч все больше спонсоров. В Москве
и областных центрах строятся многочисленные бизнес-отели и бизнес-центры,
создаются конгерессные бюро и выставочные организации, постепенно календарь
конгрессов становится все разнообразнее. Город Сочи превратился в южную столицу
России, так как в последние годы принимает большое количество крупных
мероприятий, в том числе и на высоком уровне. Словом, Россия осознает все
выгоды развития делового туризма - то, что он стимулирует рост экономики, а
разного рода международные конференции сами по себе вносят большой вклад в
формирование имиджа страны и привлекают инвестиции. Не говоря уже о заключении
многообещающих сделок и налаживании новых выгодных контактов. Без сомнений, все
вышеперечисленное звучит очень интересно и перспективно, но, тем не менее,
полноценная инфраструктура для делового туризма существует пока только в
крупных городах с сильной экономикой: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге
на Урале, Новосибирске и Иркутске в Сибири, во Владивостоке на Дальнем Востоке,
Мурманске и Архангельске на Севере, Самаре и Тольятти на Волге, Сочи на берегу
Черного моря. В этих городах постоянно растет число четырех - и пятизвездочных
отелей, которые оснащены всем необходимым для бизнес-туризма. Турфирмы более
уверенно и качественно организуют деловые поездки. И все же, пока что в России
явно преобладает выездной туризм. То есть россияне активнее ездят за рубеж, чем
иностранцы посещают Россию. Около 1,5 млн россиян каждый год отправляются со
служебными целями в страны Европы. В Россию по делам прибывают примерно 1,4 млн
европейцев. Для примера примерно 300 тыс. россиян едут в США, гостей из Америки
в Россию приезжает в двое меньше. В этом нет ничего удивительного. Хотя бы
потому, что поездка в Россию нередко стоит дороже, чем в другую страну, а вот
соотношение цены и качества далеко не всегда совпадает.
По своей
стране россияне по делам ездят довольно часто. По некоторым оценкам, число
людей, совершающих поездки по стране с деловыми целями, составляет до половины
всех путешественников. Что касается выездного бизнес-туризма, то русские
деловые люди пускаются в туры по всем странам и континентам, на выставки по
всем тематикам от авиации до цветов и элитных часов. Самый внушительный десант
обычно высаживается на сырьевых форумах и конгрессах. В Великобритании два года
назад 58 тысяч российских бизнес - туристов оставили 83 миллиона долларов.
Бизнес цивилизуется, и входят в моду чинные и благонамеренные поездки с
серьезным настроем.
В мировом
потоке доля бизнес - туристов равна 26-30%, в России - менее 20%. В мировом
бизнес - туризме абсолютное первенство остается за индивидуальными деловыми
поездками - 70,8%. На поездки для участия в конференциях и семинарах приходится
12,6 %. На визиты выставок и ярмарок - 10,9%. Примерно по 4 % составляют
конгрессные туры и интентив-туризм - это бонусные поездки в награду за успех в
работе.
В нашей
стране структура бизнес-туризма несколько другая. Популярность путешествий на
выставки, конференции и конгрессы велика, в то время как доля инсентива -
ничтожная, хотя и постоянно движется вверх.
Можно
отметить следующие тенденции, характерные для развития российского рынка
делового туризма и отмеченные участниками RBTС:
)
преобладание комбинированных мероприятий, сочетающих в себе конференцию и
инсентив - программу;
)
традиционное предпочтение «теплых краев» в качестве места проведения
корпоративных мероприятий: популярные среди компаний бизнес - дестинации -
Турция, Египет, Кипр, Хорватия и др курорты;
) в случае
необходимости проведения мероприятия в России выбор делается, в основном, в
пользу Москвы, ненамного меньше Санкт-Петербурга, переодически Сочи, так как
другие города просто не обладают нужной инфраструктурой: отели 4-5*, конгресс-
центры, транспорт и т.д.;
) заказчики
отмечают высокие цены услуг делового туризма в России по сравнению с зарубежными
направлениями, что вполне объяснимо недостаточным предложением и некоторой
эксклюзивностью услуг на российском рынке делового туризма, к примеру, на
сегодняшний день в Сочи всего около четырех отеляей, которые отвечают
требованиям проведения деловых мероприятий и их услуги все время востребованы;
)
традиционные времена года проведения корпоративных мероприятий на курортах -
май, июнь и сентябрь, октябрь: теплое море, межсезонные цены, места в отелях,
хотя в последнее время растет спрос и на корпоративные программы в традиционный
период отпусков июль и август - обычно это встречи высшего менеджмента компаний
или инсентив - туры VIP- уровня.
Основной проблемой развития делового туризма на курортах юга России - это
недостаток бизнес-отелей и конгресс-центров. Отели 5*, очень востребованные в
мире делового туризма, почти вообще отсутствуют. Если мероприятия с числом
участников до 100 чел. возможно организовать в Сочи, на Красной Поляне, в Анапе
или Геленджике, то когда речь идет о мероприятиях от 200 человек, вариантов
становиться гораздо меньше. Разместить участников возможно, а вот организация
совещаний, конференций и совместных мероприятий задача не из самых легких, в
особенности если число участников около 500-1000 и более. Один из наиболее
популярных среди корпорантов отель «Рэдиссон САС Лазурная» в Сочи имеет
официальную 4*, номерной фонд 299 номеров, включая люксы, максимальная
вместимость Конгресс-холла - 500 человек. На сегодняшний день этот отель
полностью соответствует запросам корпорантов и, несмотря на завышенные цены,
пользуется огромным спросом на рынке делового туризма. В популярные месяцы-
май, июнь, и сентябрь места в отеле расписываются под групповые заезды за
полгода и более, одновременно в отеле может проходить около 30 деловых мероприятий
самого разного уровня.
И так,
интерес к проведению деловых мероприятий в России, и в первую очередь на
Черноморском побережье, растет. Поэтому участники рынка пытаются найти
компромиссы и приемлемые варианты проведения мероприятий.
К тому же,
принятия решения о проведении Зимних Олимпийских игр 2014 года безусловно
приведет к активному развитию на курорте инфраструктуры делового туризма.
Причем специалисты прогнозируют развитие всех видов индустрии MIСЕ в Сочи - индивидуальные
бизнес-поездки, конференции, инсентив и событийные туры. Строительство в рамках
олимпийской программы позволит решить самую насущную проблему делового туризма
в Сочи - недостаток 4-5* отелей большой вместимости. Но весь проект, задуманный
заказчиками капиталоемок. Потребуется огромное вложение средств. Однако, такой
скачок в развитии делового туризма в наши дни способен принести огромный доход,
потому что, как уже упоминалось выше, деловой туризм востребован. Помимо ново
возведенных отелей будет модернизирована и сама система обслуживания как гостей
как гостей прибывших для отдыха и развлечения, так и по делам. Тем более, что
специалистами делового туризма давно признано, что на проведении делового
мероприятия, а также на размещении нельзя экономить - экономичный сервис и
услуги невысокого качества способны полностью свести на нет эффект и
впесатления от мероприятия.