Деловой туризм в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    130,66 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Деловой туризм в РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

ИНСТИТУТ ТУРИЗМА И МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Кафедра управления предпринимательской деятельностью




РЕФЕРАТ ПО ПРЕДМЕТУ

«ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ»

На тему: Деловой туризм в РФ

Содержание


Введение

1. Деловой туризм

1.1 Понятие «делового туризма»

1.2 Структура делового туризма

1.3 Специфика делового туризма

1.4 «Туризм» и «Деловой туризм»

1.4.1 Разница между бизнес-отелями и отелями в целом

2. Развитие делового туризма в России

2.1 Регионы РФ с точки зрения развития в них делового туризма

2.1.1 Татарстан (Казань)

2.1.2 Поволжье (Нижний Новгород, Самара, Тольятти)

2.1.3 Башкортостан (Уфа)

2.1.4 Урал (Пермский край)

2.1.5 Сибирь (Новосибирск, Омск, Красноярск)

2.1.6 Северо-Западный регион (Санкт-Петербург)

2.2 Транспортное обеспечение делового туризма в РФ

3. Планы и перспективы развития делового туризма в РФ

Заключение

Список использованных источников

Введение


Актуальность. Деловой туризм - одна из наиболее динамично развивающихся областей экономики. Он менее других подвергается воздействию изменяющейся политической обстановки в мире, отличительной чертой бизнес - программ как части делового туризма является их независимость. Вследствие этого деловые поездки планируются задолго - как минимум, за полгода, это делает их динамику более прогнозируемой и стабильной. Наряду с прогнозируемостью отличительной чертой делового туризма является его доходность: бизнес - туры ориентированы на потребителя услуг со средним и высоким уровнем доходов, основной пакет оплачивается корпорантом - организацией, выступающей заказчиком мероприятия. В условиях нестабильной экономической обстановки в мире независимость делового туризма от политических воздействий и возможность делать прогнозы по развитию этой области является безусловно актуальным достоинством, которое выделяет данную сферу из многих других.

Цели. В данном реферате были поставлены следующие цели: определение понятия «деловой туризм», сравнение по основным параметрам понятий «туризм» и «деловой туризм», краткая справка по состоянию области делового туризма в мире, описание возможностей и предложений для делового туризма в России, оценка транспортного обеспечения для поддержания делового туризма в Российской Федерации.

Задачи. В ходе достижения поставленных целей решались следующие задачи: дать общую характеристику понятию «деловой туризм»; сбор данных об отличиях «туризма» и «делового туризма» и представление сравнительной таблицы по его итогам; анализ предложений для бизнес - туризма в России по регионам и областям; описание предложений области бизнес - авиации по развитию и поддержке бизнес - туризма в России.

1. Деловой туризм

 

.1 Понятие «делового туризма»


Деловой туризм - емкое понятие. Это не только способ принятия бизнес решений, проведения обучения персонала, налаживания деловых связей, но и воззможность укрепить корпоративный дух. Деловой туризм взаимосвязан с развитием внешнеэкономических связей, желанием использовать передовой опыт других стран и национальностей в создании духовных и материальных ценностей, что благоприятно сказывается нарасширение международных контактов среди представителей научных кругов разных держав. (Здoрoв А.Б. Экoнoмика туризма. - М: Финансы и статистика, 2004. - 128 с). В структуре делового туризма выделяется два сегмента - классические деловые поездки (КДП) и сегмент, название которого образует известная англоязычная аббревиатура MIСЕ. Аббревиатуру составляют первые буквы английских слов: Mееtings - М (встречи), Inсеntivеs - I (инсентив-мероприятия), Соnvеntiоns - С (конференции), Еxhibitiоns - Е (выставки).

Таблица 1 - Наиболее популярные города для MIСЕ-мероприятий

Место

Город

Количество мероприятий

1

Вена

154

2

Барселона

148

3

Париж

147

4

Берлин

138

5

Сингапур

135

6

Мадрид

114

7

Стамбул

109

8

Лиссабон

106

9

Амстердам

104


Два сегмента индустрии делового туризма расходятся как по существу, так и по формальным признакам. По целевым установкам КДП - это «собственно работа на выезде» (командировки с конкретными служебными целями - реализацией бизнес-функций компаниями и фирмами) либо поездки для подписания новых контрактов в сфере бизнеса (своего рода «момент истины» в работе субъектов бизнеса). MIСЕ-мероприятия - это, как правило, «обслуживание» собственно бизнес - деятельности фирм (обмен опытом, презентация товаров и услуг, подготовка будущих договоров, обучение персонала, партнеров и т.п.), т.е. работа на перспективу, либо осуществление вспомогательных функций (поощрение сотрудников и т.п.). Целевые различия прослеживаются в специфике организации КДП и MIСЕ-поездок. Концепция поездки в сфере MIСЕ значительно сложнее, чем концепция КДП. Для ее разработки приглашаются специальные компании-организаторы. В отличие от КДП, рассчитанной на небольшое число участников (ее можно назвать индивидуальной), MIСЕ-мероприятие собирает, как правило, широкий круг лиц

1.2 Структура делового туризма


В целом структура делового туризма многогранна: деловые поездки принимают самые разные формы, сочетаются между собой (одна поездка может преследовать несколько целей), совмещаются с общепринятыми формами классического туризма, с рекреацией. Иногда очень трудно отделить один сегмент делового туризма от другого.

Внутренняя структура MIСЕ-сегмента индустрии делового туризма включает в себя три разновидности поездок: для участия в работе конгрессов, конференций, саммитов и симпозиумов; выставок и торговых ярмарок; в инсентив-мероприятиях.

. Поездки на конгрессы, конференции, саммиты, симпозиумы выделяются особым составом участников:

корпоративные участники - крупные, средние или мелкие организации, чьи основные цели встреч носят коммерческий характер. Это могут быть встречи по вопросам маркетинга и продаж, по внедрению новых технологий, кадровым вопросам, тренинги менеджеров и т.д. Корпоративный сегмент - самый емкий (по колличеству мероприятий) сектор деловых поездок на конгрессы, конференции, саммиты, съезды, симпозиумы (72-76%).

ассоциации и их члены. Ассоциации организуют мероприятия для решения «цеховых» проблем, очень часто торгово-экономического или научного (и иного творческого) характера. Участник ассоциации имеет право выбора и, в отличие от корпоративных мероприятий, может отказаться от участия в нем. Все затраты, которые связан с поездкой, он возлагает на себя. На некорпоративный сектор деловых поездок на конгрессы, конференции, саммиты, съезды, симпозиумы приходится около 13-16% всех мероприятий.

правительственные структуры, образовательные учереждения, органы здравоохранения, а также экипажи международных рейсов. На этот сектор приходится примерно 13% общего колличества проводимых мероприятий. Иногда эту группу участников объединяют с ассоциациями.

. Поездки на выставки и торговые ярмарки. Эти мероприятия организуются для презентации продуктов и услуг в целях информирования гостей и стимулирования продаж. Участников выставок и торговых ярмарок условно можно подразделить на две категории: экспоненты, рекламирующие и продающие свою продукцию, и посетители, которые приезжают с целью ознакомления с последними достижениями в различных областях экономики, науки, искусства, для заключения сделок и подписания договоров.

. Инсентив-мероприятия. Появление инсентив-туризма относится к 1960-м гг., а его расцвет пришелся на 1970-1980-е гг. Компании (корпораторы) участвуют в инсентив-мероприятиях по двум причинам. Во-первых, для поддержания внешнего имиджа фирмы: 50% компаний во всем мире проводят их, чтобы внедрить новый продукт, 35% - для увеличения объемов продаж, и с этой целью приглашают на мероприятие дилеров и партнеров. Во-вторых, для укрепления внутрикорпоративного состояния путем поощрения сотрудников (17% компаний). Инсентив-мероприятия проводятся в различных формах: организация совещаний и конференций «без галстуков», презентаций и пропагандирования продукции, путешествий, поощрения, обучения сотрудников, тренингов, выявления творческих личностей. В них принимают участие сотрудники, дилеры и партнеры компании. Средняя длительность инсентив-тура около 6-7 дней.

В нем задействовано шесть групп участников:

туристы;

поставщики туристских услуг (средства размещения и питания, предприятия транспорта, объекты проведения мероприятий, развлечений);

распорядители или планировщики встреч, которые планируют мероприятие и решают организационные вопросы: определяют цели и содержание встречи, ведут переговоры, осуществляют финансовый контроль, принимают решения о непредвиденных расходах

менеджеры направления, или профессиональные устроители встреч, организующие прием и обслуживание делегаций на месте;

профессиональные организаторы MIСЕ-мероприятий - специализированные компании по организации разного рода встреч (конгрессов, выставок, конференций), которые создают пакет услуг поставщиков и посредников - «конференц-пакет» и предлагают его деловому туристу (клиенту). Они являются центральной фигурой процесса создания продукта делового туризма;

разного рода посредники, которым отводится немалая роль в организации делового туризма. Посреднические операции выполняют классические посредники в индустрии туризма (туроператоры и турагенты) и специализированные МIСЕ-посредники. К последним относятся небольшие посредники, обеспечивающие техническую поддержку делового мероприятия, а также подрядчики: рекламные агентства, застройщики стендов на выставках и др. На российском рынке известным подрядчиком является фирма «Смарт-груп», которая сотрудничает в области застройки стендов с такими компаниями, как ОАО «ЛУКОЙЛ», страховая компания «Росгосстрах» и др.

 

.4 «Туризм» и «Деловой туризм»


Для большей наглядности основные отличия между понятиями «туризм» и «деловой туризм» представлены в виде таблицы (таблица 2).

Таблица 2 - Туризм и деловой туризм. Сравнительная таблица

Туризм

Деловой туризм

Сезонность, связанная с временами года и погодой

Сезонность связана с периодичностью отраслевых выставок и конференций

Ориентирован на все слои общества

Ориентирован в основном на потребителей со средним и высоким уровнем доходов

Преобладают как запланированные туры, так и горящие путевки

Преобладают, в основном, задолго запланированные туры

Туристы платят в 3-4 раза меньше, чем деловые туристы

Деловые туристы платят в 3-4 раза больше, нежели просто туристы

 

.4.1 Разница между бизнес-отелями и отелями в целом

Прежде всего, бизнес - отели отличает расположение в центральных районах города. Для удобства клиентов здесь должно быть идеально налажено транспортное сообщение с вокзалами, аэропортами и деловыми центрами.  Бизнес - отели отличаются от обычных туристических и внутренне. Так, второстепенной после транспортного сообщения является наличие необходимой техники в номерах. Также достаточно часто в бизнес - отелях имеется бюро экспресс доставки. Еще одним важным фактором для деловых людей, делающих свой выбор в пользу таких гостиниц, является возможность аренды зала конференц-зала.

В целом, среди общего числа разнообразных гостиниц бизнес-отели стоят особняком. И дело здесь не только в высоких для обычного, предпочитающего путешествия комфортному пребыванию в отеле туриста. Огромное колличество бизнес-отелей заключают договоры с клиентами на обслуживание их в течение нескольких лет, организовывают деловые мероприятия и пр. Целевая группа бизнес-отелей очень узкая, что объясняет формирование конкретного спектра предоставляемых услуг.

В России деловой туризм начал развиваться как самостоятельная отрасль сравнительно недавно примерно в 90-е годы. За это время было сделан большой шаг в развитии делового туризма, постепенно качество обслуживания улучшается, оборудование модернизируется, сеть отелей растет, но, тем не менее, мы все еще отстаем от стран, в которых отрасль делового туризма уже давно приносит неплохую прибыль. Деловой туризм активно развивается в 115 странах мира. Еще в 1970-х годах специалисты Всемирной ассоциации центров международной торговли пришли к выводу, что темпы экономического роста каждой страны, а также ее бизнес-привлекательность напрямую зависит от уровня развития в ней делового туризма. Статистика показывает, что сегодня каждая четвертая туристическая поездка в мире совершается в связи со служебной необходимостью. И хотя деловые путешественники в общем турпотоке составляют всего 18-25%, на их долю приходится до 60% общего оборота туринсдустрии.

 

Рисунок 1 Виды туризма в России

 

Хотя бизнес - туризм весьма капиталоемок, прибыль, в свою очередь, он приносит немалую. Если компания принимает решение включить в свой бюджет корпоративную поездку или мероприятие, то необходимо знать следующее. Проведение конференции обойдется, в среднем, в 1000-2000 Еurо на человека, все зависит от уровня мероприятия и числа участников.

По данным Sосiеty оf Inсеntivе & Travеl Еxесutivеs (SITЕ), бюджеты инсентив-программ сегодня в мире распределяются таким образом (таблица 3, расходы на одного участника):

 

Таблица 3 - Распределение бюджета на одного участника

Бюджет поездки на одного участника

Доля в мировом объеме инсентив-туров

До 500$

48%

500-1000$

34%

1000-1500$

12%

Свыше 1500$

6%

 

Наиболее перспективным и развивающим считается рынок туров с бюджетом от 500 до 1500$.

Например, инсентив-тур в Сочи можно организовать с бюджетом от 500 Евро на чел., за 800-1000 Евро инсентив-тур с размещением 4* и интересной программой тимбилдинга (Тимбилдинг (tеam building) - досл. «построение команды» - активный корпоративный отдых, направленный на сплочение коллектива). Инсентив-тур в Анапе или Геленджике можно провести, уложившись в бюджет 500 Евро на 1 участника. Эти цифры включают услуги на месте, при этом организаторам необходимо предусмотреть растраты на доставку участников на место проведения мероприятия. Стоимость может варьироваться, учитывая просторы нашей страны и транспортные тарифы. Экономически выгодным вариантом является организация чартерного рейса, если число участников более 100 человек.

Деловой туризм это полный пакет туруслуг: от бронирования авиабилетов и оформления виз до организации переговоров с партнерами и отдыха. (Сoбoлeвская O. Бизнeс-туризм в Рoссии: бoльшиe надeжды // РИА Нoвoсти. - М., 2009.)

Пока туроператоры в России настроены скептически. Деловой туризм как отдельное направление предлагают очень немногие туристические компании. Среди основных игроков рынка - ВАО «Интурист», КМР Grоup, «Эпик трэвел», BTU, UTS, «Элиос трэвел», «Бизнес - центр Планета - Тур». Отельный сектор составляют компании, специализирующихся на бронировании билетов и отелей для бизнес - поездок - «Аэро Клуб», «Инна Тур» и др. Турфирмы ориентируются в первую очередь на желания потребителей. Они могут организовать деловой тур или организовать коллективный выезд в рамках направления «индивидуальный туризм», но как отдельный вид туристических услуг развивать деловой туризм невыгодно. Но, тем не менее, в России появляется все больше турфирм, которые могут сделать для потребителей во время поездки абсолютно все, включая разработку выставочных стендов, сбор информации о потенциальных партнерах, найм охранников, PR-поддержку и рекламу кампанию на всех необходимых языках. А некоторые фирмы предлагают даже банковские и консалтинговые услуги, экономические обзоры и торгово-посреднические процедуры. А так же в России начинают появляться ассоциации и центры делового туризма, компетентные специалисты и издания. Проходят семинары и конференции по развитию корпоративного туризма. Следуя заграничной моде, Россия стала намного чаще предлагать деловые круизы на кораблях и сочетание бизнес-программы с развлекательной. «Репертуар» проводимых форумов и ярмарок в стране, ощутимо расширился. Создаются новые выставочные организации и конгрессные бюро, у деловых встреч все больше спонсоров. В Москве и областных центрах строятся многочисленные бизнес-отели и бизнес-центры, создаются конгерессные бюро и выставочные организации, постепенно календарь конгрессов становится все разнообразнее. Город Сочи превратился в южную столицу России, так как в последние годы принимает большое количество крупных мероприятий, в том числе и на высоком уровне. Словом, Россия осознает все выгоды развития делового туризма - то, что он стимулирует рост экономики, а разного рода международные конференции сами по себе вносят большой вклад в формирование имиджа страны и привлекают инвестиции. Не говоря уже о заключении многообещающих сделок и налаживании новых выгодных контактов. Без сомнений, все вышеперечисленное звучит очень интересно и перспективно, но, тем не менее, полноценная инфраструктура для делового туризма существует пока только в крупных городах с сильной экономикой: в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге на Урале, Новосибирске и Иркутске в Сибири, во Владивостоке на Дальнем Востоке, Мурманске и Архангельске на Севере, Самаре и Тольятти на Волге, Сочи на берегу Черного моря. В этих городах постоянно растет число четырех - и пятизвездочных отелей, которые оснащены всем необходимым для бизнес-туризма. Турфирмы более уверенно и качественно организуют деловые поездки. И все же, пока что в России явно преобладает выездной туризм. То есть россияне активнее ездят за рубеж, чем иностранцы посещают Россию. Около 1,5 млн россиян каждый год отправляются со служебными целями в страны Европы. В Россию по делам прибывают примерно 1,4 млн европейцев. Для примера примерно 300 тыс. россиян едут в США, гостей из Америки в Россию приезжает в двое меньше. В этом нет ничего удивительного. Хотя бы потому, что поездка в Россию нередко стоит дороже, чем в другую страну, а вот соотношение цены и качества далеко не всегда совпадает.

По своей стране россияне по делам ездят довольно часто. По некоторым оценкам, число людей, совершающих поездки по стране с деловыми целями, составляет до половины всех путешественников. Что касается выездного бизнес-туризма, то русские деловые люди пускаются в туры по всем странам и континентам, на выставки по всем тематикам от авиации до цветов и элитных часов. Самый внушительный десант обычно высаживается на сырьевых форумах и конгрессах. В Великобритании два года назад 58 тысяч российских бизнес - туристов оставили 83 миллиона долларов. Бизнес цивилизуется, и входят в моду чинные и благонамеренные поездки с серьезным настроем.

В мировом потоке доля бизнес - туристов равна 26-30%, в России - менее 20%. В мировом бизнес - туризме абсолютное первенство остается за индивидуальными деловыми поездками - 70,8%. На поездки для участия в конференциях и семинарах приходится 12,6 %. На визиты выставок и ярмарок - 10,9%. Примерно по 4 % составляют конгрессные туры и интентив-туризм - это бонусные поездки в награду за успех в работе.

В нашей стране структура бизнес-туризма несколько другая. Популярность путешествий на выставки, конференции и конгрессы велика, в то время как доля инсентива - ничтожная, хотя и постоянно движется вверх.

Можно отметить следующие тенденции, характерные для развития российского рынка делового туризма и отмеченные участниками RBTС:

) преобладание комбинированных мероприятий, сочетающих в себе конференцию и инсентив - программу;

) традиционное предпочтение «теплых краев» в качестве места проведения корпоративных мероприятий: популярные среди компаний бизнес - дестинации - Турция, Египет, Кипр, Хорватия и др курорты;

) в случае необходимости проведения мероприятия в России выбор делается, в основном, в пользу Москвы, ненамного меньше Санкт-Петербурга, переодически Сочи, так как другие города просто не обладают нужной инфраструктурой: отели 4-5*, конгресс- центры, транспорт и т.д.;

) заказчики отмечают высокие цены услуг делового туризма в России по сравнению с зарубежными направлениями, что вполне объяснимо недостаточным предложением и некоторой эксклюзивностью услуг на российском рынке делового туризма, к примеру, на сегодняшний день в Сочи всего около четырех отеляей, которые отвечают требованиям проведения деловых мероприятий и их услуги все время востребованы;

) традиционные времена года проведения корпоративных мероприятий на курортах - май, июнь и сентябрь, октябрь: теплое море, межсезонные цены, места в отелях, хотя в последнее время растет спрос и на корпоративные программы в традиционный период отпусков июль и август - обычно это встречи высшего менеджмента компаний или инсентив - туры VIP- уровня. Основной проблемой развития делового туризма на курортах юга России - это недостаток бизнес-отелей и конгресс-центров. Отели 5*, очень востребованные в мире делового туризма, почти вообще отсутствуют. Если мероприятия с числом участников до 100 чел. возможно организовать в Сочи, на Красной Поляне, в Анапе или Геленджике, то когда речь идет о мероприятиях от 200 человек, вариантов становиться гораздо меньше. Разместить участников возможно, а вот организация совещаний, конференций и совместных мероприятий задача не из самых легких, в особенности если число участников около 500-1000 и более. Один из наиболее популярных среди корпорантов отель «Рэдиссон САС Лазурная» в Сочи имеет официальную 4*, номерной фонд 299 номеров, включая люксы, максимальная вместимость Конгресс-холла - 500 человек. На сегодняшний день этот отель полностью соответствует запросам корпорантов и, несмотря на завышенные цены, пользуется огромным спросом на рынке делового туризма. В популярные месяцы- май, июнь, и сентябрь места в отеле расписываются под групповые заезды за полгода и более, одновременно в отеле может проходить около 30 деловых мероприятий самого разного уровня.

И так, интерес к проведению деловых мероприятий в России, и в первую очередь на Черноморском побережье, растет. Поэтому участники рынка пытаются найти компромиссы и приемлемые варианты проведения мероприятий.

К тому же, принятия решения о проведении Зимних Олимпийских игр 2014 года безусловно приведет к активному развитию на курорте инфраструктуры делового туризма. Причем специалисты прогнозируют развитие всех видов индустрии MIСЕ в Сочи - индивидуальные бизнес-поездки, конференции, инсентив и событийные туры. Строительство в рамках олимпийской программы позволит решить самую насущную проблему делового туризма в Сочи - недостаток 4-5* отелей большой вместимости. Но весь проект, задуманный заказчиками капиталоемок. Потребуется огромное вложение средств. Однако, такой скачок в развитии делового туризма в наши дни способен принести огромный доход, потому что, как уже упоминалось выше, деловой туризм востребован. Помимо ново возведенных отелей будет модернизирована и сама система обслуживания как гостей как гостей прибывших для отдыха и развлечения, так и по делам. Тем более, что специалистами делового туризма давно признано, что на проведении делового мероприятия, а также на размещении нельзя экономить - экономичный сервис и услуги невысокого качества способны полностью свести на нет эффект и впесатления от мероприятия.

Похожие работы на - Деловой туризм в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!