Гладиаторские игры. От жертвоприношений к официальным кровавым представлениям

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,95 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гладиаторские игры. От жертвоприношений к официальным кровавым представлениям

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Кубанский государственный университет»

Факультет истории, социологии и международных отношений






КУРСОВАЯ РАБОТА

Гладиаторские игры. От жертвоприношений к официальным кровавым представлениям

Выполнила

студентка 1 курса

Сидер Л.А.

Научный руководитель

к.и.н., доцент Перенижко О.А.





Краснодар, 2013г.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время исследователи говорят о многообразном семиотическом сохранении на протяжении последних полутора тысяч лет в культуре Западной Европы, а в последние столетия и России, культурно-исторического наследия Древнего Рима, его коренных констант.

В последние годы «гладиаторская тема» получает новую социальную и политическую окраску. Гладиатор всегда играл в обществе глубоко символическую роль; в связи с этим в контексте реалий наступившего XXI в. разного рода «гладиаторские зрелища» представляются особенно актуальными и для многих привлекательными. В 2008 году историческое общество «Vadis Al Maximo» вышло с инициативой и проводило переговоры с администрацией столицы Италии о том, чтобы возобновить в Большом цирке ежегодные гонки на колесницах. В Великобритании была создана лига активистов за включение в программу Олимпийских игр боев гладиаторов.

Актуальность темы курсового проекта состоит в том, что в последнее время нередко говорится о возобновлении старых традиций Римского мира, а именно проведение гладиаторских игр. Речь идет, с одной стороны, о традиционной характеристике гладиаторских боев ставших символическим обозначением потребительских настроений и духовного упадка. С другой - об историческом опыте для современной ситуации в странах, столкнувшихся с огромными проблемами постиндустриальной фазы своего развития.

Предмет исследования являются эпоха гладиаторских игр.

Объектом исследования являются непосредственно гладиаторские бои.

Методологической основой являются методы анализа, дедукции, обобщения, синтеза. При написании курсовой работы использовались научно-теоретический анализ источников литературы, анализ документов и системный подход.

В работе рассматривается период с VI век до н. э по IV век н.э., времени прекращения гладиаторских игр.

Географические рамки охватывают территории Древнего Рима, различные города Италии и территории средиземноморских стран.

Цель и задачи работы определяют ее структуру. Курсовая работа состоит из трех разделов, введения, заключения, библиографического списка.

В первом разделе автор рассматривает вопросы происхождения гладиаторских игр, их профессиональные организации.

Во втором разделе описывается изменения в проведении гладиаторских боев, связанные с ними сооружения, политическое значение гладиаторских игр, система обучения гладиаторов.

В третьем разделе рассматриваются основные причины завершения эпохи гладиаторов.

Целью курсового проекта является исследование культуры Римского мира на примере гладиаторских боев, определение значения гладиаторских игр.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи:

·Проанализировать факторы, повлиявшие на появление гладиаторских игр;

·Дать характеристику первым гладиаторским играм;

·Проанализировать причины изменения проведения гладиаторских игр;

·Проанализировать причины завершения проведения гладиаторских боев.

При написании курсовой работы были использованы следующие источники: официальные документы, указы римских императоров, вещественные и визуальные источники.

К документальным источникам можно отнести документ о делах и свершениях Августа «Res gestae divi Augusti», в котором он описывает свою деятельность в наиболее выгодном свете и создает образ идеального принцепса, радующего публику боями гладиаторов.

Сенека Младший в сборнике «Письма к Луцилию» отрицательно отзывается о гладиаторских боях.

Одним из источников по данной теме - свидетельство римского комедиографа Теренция: в 160 г. до н. э. пришлось внезапно прервать представление его пьесы «Свекровь», так как распространился слух о том, что именно в это время начнется бой гладиаторов на погребальных играх в честь Эмилия Павла.

Представление приговоренных к гладиаторской службе и аналогичным наказаниям, дает случай, о котором идет речь в переписке императора Траяна (98-117 гг. н. э.) и Плиния Младшего.

К вещественным источникам можно отнести Колизей, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Долгое время Колизей был для жителей Рима и приезжих главным местом увеселительных зрелищ, таких, как бои гладиаторов, звериные травли, морские сражения.

Красноречивое свидетельство существования гладиаторов представляют собой помпейские надписи, запечатлевшие предвыборную борьбу, заботы городских властей о благоустройстве, объявления о гладиаторских боях и других представлениях. Также росписи VI в. до н. э. в Тарквиниях запечатлели людей, брошенных диким зверям.

В курсовом проекте приведены работы зарубежных и российских исследователей, которые выделили общие ракурсы видения большой темы. Приведены точки зрения различных писателей античности и современного времени. Историография данной темы обширна. Гладиаторы постоянно присутствовали в мыслях миллионов отечественных и зарубежных историков на протяжении практически всего XX века.

На протяжении всего XIX века шел процесс накопления знаний. Появились первые работы, посвященные гладиаторам. В 1940 г. появилась работа Л.Роберта «Гладиаторы на Греческом Востоке». Она послужила отправной точкой для дальнейших исследований гладиатуры в Греции и Малой Азии. Затем появилось несколько статей Ж. Билля, а в 1981 г. вышла его монография «Гладиаторы на Западе от возникновения до смерти Домициана».

В 1967 г. увидела свет книга М.Гранта «Гладиаторы», а тремя годами позже работа Р. Огэ «Жесткость и цивилизация. Римские игры». Обе книги представляют собой работы общего плана, их отличает подбор материалов по истории и социальный аспектам гладиатуры.

В 2000 г. появились работы немецкого исследователя М. Юнкельмана. В работе «Игра со смертью» он впервые выдвинул стройную теорию, касающуюся вооружения и типов гладиаторов.

В нашей стране основной упор в исследованиях делался на рабский характер гладиатуры. Особое внимание уделялось восстанию Спартака. На эту тему появилось несколько работ, среди них «Спартаковское восстание» А.В. Мишулина. Работы Г. Хефлинга «Римляне, рабы, гладиаторы» и П. Манникса Даниеля «Идущие на смерть» послужили отправной точкой для многих отечественных авторов, написавших статьи на тему гладиатуры.

1. Возникновение гладиаторских игр: способы проведения и цели

1.1.Появление гладиаторских игр

В 510 году до н. э. римляне свергли царя и основали республику. Главным в римской концепции гражданства было право участия в голосовании, каждый гражданин Рима имел один голос. Этот голос выступал в качестве товара. Его можно было продавать или покупать в открытую, не боясь утратить свою «добродетель». Самой грубой формой «подкупа» было денежное вознаграждение, регулярно выплачиваемое патроном клиенту. Клиент голосовал согласно инструкциям своего патрона, ходил на демонстрации в поддержку нужного кандидата или агитировал за него в общественных местах. С точки зрения современного человека, клиент выполнял обычную почасовую работу, но римляне видели в этом исключительно обмен любезностями между свободными гражданами.

Существовал и другой способ, с помощью которого политик мог завоевать голоса избирателей: воздействовать на избирателей напрямую, не прибегая к услугам клиентов. Одни завоевывали расположение людей, сокрушая варварские войска и принося Риму славу и трофеи. Другие осыпали дарами и обещаниями голосующий люд Рима. Бесплатная еда и бесплатные развлечения помогали достичь этого результата. Патриции соперничали друг с другом: каждый стремился превзойти представление своего конкурента по зрелищности. Именно это желание поразить народ привело к развитию гладиаторских игр. Хорошее представление и сытная еда были очень эффективным политическим оружием, превзойти которое не представлялось возможным. Ставки были очень высоки, поэтому ради получения заветной должности стоило пожертвовать иногда даже целым состоянием. Игры - самое эффективное средство формирования общественного мнения, известное римлянам, - стали исключительной привилегией императора. Игры были жестокими, безжалостными и зачастую использовались как карательные меры. Сотни тысяч мужчин и женщин погибали на аренах ради забавы толпы и амбиций политиков. Каждый год погибали тысячи гладиаторов, и список павших стремительно увеличивался, поскольку каждый политик или император старался превзойти своего предшественника по зрелищности игр на арене.

1.2.Гладиаторские игры как религиозный обряд

Идея отправлять людей сражаться и убивать друг друга ради развлечения народа является настолько дикой и странной, что сложно даже предположить, как эти кровопролитные игры вообще могли появиться. На самом деле у римлян было несколько иное отношение к подобным мероприятиям, чем это принято считать. Бесспорно, кровавые действия на арене были призваны развлекать, за это их и любили, но по сути своей они являлись отголосками религиозных обрядов, которые уходили корнями в такие стародавние времена, что и сами римляне не помнили об их существовании.

Римляне называли гладиаторские бои мунусом, или мунера , что означало «долг», в частности долг перед усопшим. Они являлись частью погребальных церемоний, посредством которых ныне живущие воспевали жизнь члена их семьи. Идея сделать гладиаторские бои частью мунуса, посвященного умершему родственнику, возникла не в Риме, хотя именно римляне возвели эти бои в ранг культа. Сами же римляне считали, что идея устраивать мунус пришла от этрусков. Этот высокоразвитый народ населял северные территории Рима. В течение столетий этрусская культура оказывала влияние на всю центральную Италию. Они зародили обычай приносить в жертву пленников на похоронах лучших воинов, павших в бою.

Также судя по результатам археологических исследований, именно в Кампании обычай приносить в жертву людей во время погребальных обрядов был заменен боями между предполагаемыми жертвами. Письменных свидетельств о деятельности гладиаторов в этот период не существует, поэтому неизвестно, с какой целью были сделаны эти изменения: дать возможность одной из жертв остаться в живых, развлечь гостей погребальной церемонии или по каким-либо религиозным причинам. Несомненно, что к тому времени, когда первые упоминания о гладиаторских сражениях появились в рукописях, Кампания уже была широко известна как место, где подготавливаются лучшие бойцы. Археологические раскопки показали, что гладиаторские школы в Кампании были более многочисленными и развитыми, чем где бы то ни было. Несмотря на отсутствие прямых доказательств, существует предположение, что идея этих кровопролитных сражений возникла именно на территориях греческих поселений в Южной Италии.

1.3.Первые гладиаторские бои

Первые гладиаторские игры были проведены в Риме в 264 году до н. э. в качестве части погребальной церемонии, устроенной в честь Децима Юния Брута двумя его сыновьями. В своем завещании покойный оставил сыновьям большую сумму денег на оплату погребальной церемонии и покупку шести рабов, которые должны были сражаться парами в качестве мунуса. Мунус происходил на скотном рынке Форум Боариум предположительно на девятый день после смерти человека, когда завершались все религиозные службы, составляющие погребальный процесс. В то время проведение мунуса преследовало две цели. Завещание покойного, вплоть до мельчайших деталей, должно было тщательно выполняться, чтобы его душа могла перейти в царство мертвых. Поэтому естественным желанием любого почтительного сына было помочь душе своего отца обрести вечный покой. Если какой-либо пункт завещания игнорировался, то призрак умершего человека мог вернуться и обрушить неудачи и кару на головы своих наследников, осмелившихся не выполнить свой священный долг. Второй целью, ради которой устраивали мунус, было желание продемонстрировать обществу значительность умершего и его семьи. Люди, которые устраивали роскошные похороны своим родственникам, могли быть уверены, что сограждане отметят богатство и высокое положение их семьи. Это помогало им добиваться успехов в политике и бизнесе. Те, кто оставлял подробные указания для организации зрелищного мунуса, оказывали своим наследникам хорошую услугу, невзирая на тот факт, что это могло стоить им целого состояния. Поначалу гладиаторские бои редко включались в программу мунуса - раздача бесплатной еды и напитков всем приходящим по-прежнему оставалась самой популярной частью празднеств. Тем не менее те семьи патрициев, которые все же включали битвы гладиаторов в мунера, всеми силами стремились превзойти по уровню зрелищности предыдущие похороны, особенно если они устраивались их политическими соперниками. В 174 году до н. э. скончался прославленный и победоносный полководец Тит Квинктий Фламинин. Перед смертью он оставил завещание, которое внесло свои коррективы в привычный ход игр. Его мунера продолжалась в течение трех дней и включала в себя не менее семидесяти четырех гладиаторских сражений. Впервые в истории гладиаторские бои возобладали над пиршеством и стали основным элементом похорон. Пожалуй, это был и первый случай, когда эти игры проводились не во время похорон, а в декабре на праздновании Сатурналий, когда население Рима гарантированно не работало и могло наслаждаться представлениями.

Организация гладиаторских поединков начиналась с оповещения горожан. Профессионально составленные тексты, написанные опытными рисовальщиками, за несколько недель до начала игр красовались на стенах зданий, на центральных воротах и даже на гробницах некогда знаменитых римлян. В развалинах Помпеев археологи нашли более 80 фрагментов таких надписей, одна из которых гласила: «31 мая в Помпеях выступят гладиаторы эдила Авла Светтия Церта. Под навесом амфитеатра состоится травля диких зверей. Удачи всем бойцам из школы императора Нерона! Писал Секунд. Стену белил Виктор. Помогал Всесбин». Накануне турнира по улицам ходили рабы с табличками, представлявшими имена участников предстоящего турнира. Поскольку большинство плебеев не умело читать, глашатаи вслух выкрикивали сообщения о программе игр, называли количество участников, имена организаторов, часто употребляя рекламные уловки например излишнее восхваление устроителя или определенной гладиаторской школы.

Что касается самих участников сражений, то их экипировка была различной. Некоторые сражались одетые только в нижнее белье и вооруженные лишь копьем или мечом. Самым ранним изображением гладиаторов являются фрески, найденные при раскопках Пестума и датируемые IV веком до н.э. На них были изображены гладиаторы, одни с копьями и одетые в туники, а другие почти голые, в набедренных повязках. В результате чего сражения были короткими, а раны - смертельными. В скором времени семьи, устраивавшие мунера, начали искать способы, способные увеличить продолжительность гладиаторских сражений и сделать их более захватывающими. В играх, устроенных в честь Фламинина, гладиаторы были одеты в стандартное обмундирование римских солдат. Экипированные щитами, кольчугами и шлемами, воины получили возможность защищаться и отражать атаки, что сделало бои более похожими на состязания в силе и ловкости, чем раньше. Вскоре после этого появился обычай снимать с гладиаторов кольчугу и оставлять для защиты только щит и шлем. Удар мечом, нанесенный по корпусу тела, как правило, оказывался смертельным для воина.

Основной целью игр по-прежнему оставались человеческие жертвоприношения в честь умершего, поэтому нужно было, чтобы раны несли смерть, а не просто увечье. Именно в этот период в лексиконе римлян появляется слово «гладиатор». Отныне вооружение гладиаторов составляют не разномастные копья или пики, а основное оружие пехотных войск римской армии.

1.4.Типы гладиаторов

На протяжении семи столетий сражений гладиаторов на аренах Рима их оружие, экипировка и техника ведения боя претерпели ряд изменений. Одни из них были модны лишь короткий промежуток времени, другие прочно вошли в обиход и служили не одному поколению. Все эти многочисленные методы борьбы и виды оружия были призваны подогревать интерес толпы к играм и делать их более зрелищными. Что касается гладиаторов, то им все эти изменения не приносили ни малейшей пользы.

Независимо от типа гладиатора внешний вид всех доспехов был единым. Голову и шею защищал металлический шлем, который выдерживал удар практически любого оружия, используемого на арене. Голени были укрыты металлическими пластинами - поножами, а бедра - многослойными накладками, сделанными из ткани или кожи. На руки также одевались различные доспехи. Что касается непосредственно тела, то оно было, как правило, лишено всякой защиты. Подобная экипировка была полной противоположностью той, что использовалась в римской армии в эпоху, не знавшую огнестрельного оружия. Солдаты носили доспехи, которые защищали их тело, в то время как руки и ноги оставались незащищенными.

То, как выглядела экипировка гладиаторов, отражало потребности игр. Зрители хотели быть свидетелями драматического боя между искусными воинами - боя, который продолжался бы какое-то время. Нормой считались бои, длившиеся в течение пятнадцати или двадцати минут, то есть когда в течение часа зрители наблюдали три-четыре сражения.

В эпоху расцвета гладиаторских игр существовало четкое разделение участников соревнований, определявшееся именно национальными традициями. Фракийцы предохраняли лицо простым открытым шлемом с нащечниками, держали в руках небольшой круглый щит, а сражались коротким мечом с искривленным лезвием. Самниты выделялись пышными султанами на шлемах и держали прямые короткие мечи в руке, защищенной панцирной перчаткой. Их богатые доспехи состояли из большого щита, бронзовых нагрудных лат и двух поножей - металлических пластин, надеваемых на голени.

Стремительные ретиарии не нуждались в тяжелых доспехах. Они дрались с помощью сетки, трезубца и длинного кинжала; почти обнаженное тело прикрывалось твердым наплечником и легкими наручными латами.

Лаквеарии имели похожее снаряжение, но вместо сетки использовали лассо. С ретиариями обычно сражались секуторы, которые носили гладкий глухой шлем, плотно прилегавший к голове. Гопломахи сменили самнитов во времена Империи. Выходя на арену в роскошном шлеме с забралом и поножами на одной ноге, они сражались против мирмиллонов - гладиаторов, выступавших босиком. Наиболее экзотическими считались поединки андабатов, дравшихся вслепую, поскольку их голову защищал глухой шлем без прорезей для глаз. Гладиаторы этого вида вели бой, ориентируясь на слух, выкрики зрителей, однако больше полагались на покровителя судьбы - бога Фата.

В снаряжении димахеров отсутствовали шлем и прочие средства защиты, но они вооружались двумя кинжалами. Сигиттарии специализировались в дальнем бою, поражая соперников из лука. Из числа конных гладиаторов наиболее популярными были эквиты и эсседарии. Последние сражались на боевой колеснице, используя лук и стрелы, но, переходя на ближний бой, брали в руки меч.

Универсальные бойцы эквиты, одетые в туники, в одинаковой мере владели многими видами оружия. В седле они разили противника копьем, а в пешем поединке переходили на меч. В качестве средств защиты им полагался плоский шлем с забралом, легкие нагрудные латы, тугая повязка на руке и небольшой круглый щит.

В изучаемую эпоху гладиаторами становились не только по принуждению, но и абсолютно добровольно, в погоне за славой и богатством. Несмотря на все опасности этой профессии, простой, но крепкий парень с римского социального дна действительно имел шанс разбогатеть. Самые удачливые их них, помимо любви римской черни, а случалось, и римских матрон, получали солидные денежные призы от поклонников и устроителей боев, а также проценты от ставок в букмекерских конторах. К тому же римские зрители частенько бросали на арену особенно полюбившемуся победителю деньги, драгоценности и другие дорогостоящие безделушки, что также составляло немалую долю в доходах цирковой звезды.

Анализируя первую часть курсового проекта, автор сделал следующие выводы:

·Гладиаторские игры возникли из тризны, которую устраивали по умершему в убеждении, что он будет радоваться кровавому поединку;

·основной целью игр оставались человеческие жертвоприношения в честь умершего;

·игры - самое эффективное средство формирования общественного мнения, известное римлянам, - которые позже стали исключительной привилегией императора.


.1 Перемены в гладиаторских играх

После 150 года до н. э. для гладиаторских игр настало время перемен. Теперь их главной задачей было не убивать людей в честь усопшего знатного человека, а прославлять ныне живущих и приносить почет и уважение организаторам игр. Причиной этих изменений стала возросшая популярность гладиаторских боев. Смотреть на настоящие сражения с использованием смертоносного оружия между живыми людьми, пусть и рабами, было будоражащим и волнующим времяпрепровождением. Если программа мунуса включала бои гладиаторов, то такое представление собирало тысячи зрителей. Первоначально столь широкая популярность игр была выгодна только патрицианским семьям, устраивавшим гладиаторские мунера в качестве подношения прославляемому покойнику. Чем больше зрителей приходило смотреть на игры, тем лучше было для души умершего и семьи, устраивающей их. Однако в скором времени амбициозные политики начали использовать гладиаторские сражения для своего карьерного роста. Если раньше в центре внимания находился усопший человек, в честь которого устраивался мунус, то теперь все внимание было сосредоточено на человеке, организовывающем игры. И если раньше основной целью игр было убивать людей, то сейчас их первостепенной задачей стало развлекать толпы избирателей. Теперь мунера ставились не на скотном рынке, а на главной площади Рима - Форум Романум - большом открытом пространстве, расположенном в самом центре города. На этой площади было достаточно места, чтобы установить деревянные помосты с сиденьями вокруг арены, что не представлялось возможным на относительно небольшой Форум Боариум. Благодаря этим трибунам зрители могли удобно сидеть и хорошо видеть происходящее на поле битвы. Сразу же после мунуса трибуны разбирались, и площади возвращался первоначальный вид и назначение - служить центром деловой и религиозной жизни города. Затраты на организацию мунуса увеличивались с каждым годом, но вместе с тем увеличивались и выгоды, приносимые высокими политическими постами, получаемые благодаря этим представлениям.

Изменения происходили не только в организации игр, но и непосредственно с самими играми. Политики из всех сил стремились сделать зрелища более запоминающимися и популярными. К 100 году до н. э. просто поставить людей сражаться друг с другом на арене стало явно недостаточным. Необходимо было придумать что-то новое. Восточную часть гор Апеннинов населяло племя самнитов. Этот народ участвовал в нескольких войнах против Рима в период между 343 и 290 годами до н. э., в результате которых они были покорены римлянами. В 90 году до н. э. самниты подняли восстание, но были без труда разбиты армией под предводительством Луция Корнелия Суллы. Волею случая Сулла являлся потомком Публия Корнелия Руфина, разбившего армию самнитов в 290 году до н. э. Желая занять пост консула, Сулла решил организовать мунус.

Чтобы привнести в свои игры новизну, Сулла вывел сражаться на арене военнопленных самнитов. Для того чтобы максимально приблизить происходящее на арене кровавое действо к реальности, самниты были снабжены тем же оружием и доспехами, которые они использовали во время недавней войны. Самниты давно уже славились отличным качеством своего оружия, поэтому толпе не терпелось увидеть его в действии. Успешное выступление самнитов, принесшее Сулле почитание толпы, привело к тому, что другие политики стали организовывать мунера с участием чужеземных воинов. Эти нововведения стали чрезвычайно популярными: когда настоящие самниты, фракийцы и галлы погибали или уходили в отставку, их оружие и доспехи переходили по наследству к новым гладиаторам. Несмотря на тот факт, что эти люди не являлись представителями тех племен, чьи доспехи они носили, их продолжали различать по названиям тех племен, которых они представляли. Теперь эти термины обозначали скорее типы гладиаторов, а не их национальность. Смерть одного из гладиаторов по-прежнему оставалась кульминационным моментом действий, происходящих на арене, однако неумелого сражения между парочкой рабов, неуклюже атакующих друг друга вплоть до смертельного исхода одного из них, было уже явно недостаточно. Теперь толпа жаждала демонстрации искусства владения мечом и великолепных бойцовских навыков. В течение какого-то времени военнопленные, будучи тренированными воинами, могли показывать необходимый уровень мастерства. Но непрерывность потока таких людей зависела от побед римлян в войнах, а этого нельзя было гарантировать. Патриции, желающие организовывать зрелищные мунера, не могли полагаться на волю случая и ждать, когда будет очередное пополнение пленников.

Это сыграло решающую роль в развитии гладиаторского движения. Приблизительно к 75 году до н. э. люди, сражающиеся на арене, больше не были дешевыми, второсортными рабами, посланными на верную погибель. Это были профессиональные, отлично натренированные воины, находящиеся на пике своих физических способностей. Тренировать, содержать и экипировать таких людей, стало крайне дорогим удовольствием. Но еще более дорогим удовольствием было их убивать. Так появился обычай помилования - миссус. Гладиатор, близкий к тому, чтобы проиграть сражение, мог отбросить щит и поднять вверх левую руку в знак капитуляции. После этого его жизнь вверялась в руки организатора игр. Если организатор считал, что этот человек сражался бесстрашно и достойно, ему даровался миссус. Это означало, что он мог покинуть арену живым. Если же этот человек сражался плохо, ему отказывали в помиловании и убивали. Ну и конечно, даже самый виртуозный воин мог пасть жертвой рокового удара мечом в любой момент сражения.

Как только обычай помилования гладиатора, проигравшего бой, закрепился, значительно увеличилось число гладиаторов, сражающихся на арене годами. И хотя большую часть гладиаторов по-прежнему составляли рабы, они могли рассчитывать на карьеру не более опасную, чем карьера солдата. Крупные, сильные мужчины, много и упорно тренирующиеся и имеющие навыки владения оружием, могли оставаться в живых в течение многих лет, становясь в конечном счете тренерами следующего поколения гладиаторов. К середине I века до н. э. полностью сформировалась система организации гладиаторских игр, которой было предначертано пережить падение Римской империи.

Уже никто не помнил об их первоначальной цели - приносить в жертву людей во время похорон, хотя официальной причиной организации мунуса по-прежнему оставалось прославление умершего человека. Канули в прошлое неуклюжие сражения рабов, которых без всякой подготовки бросали на арену и заставляли сражаться. Теперь гладиаторами стали профессионалы. Странный и жестокий институт игр сформировался. Теперь Риму предстояло вознести гладиаторские сражения до новых высот экстравагантности и жестокости.

.2 Обучение гладиаторов

Обучение гладиаторов осуществлялось в специальных школах (частных, общественных (городских) или государственных (императорских)). Самые первые из них возникли в Кампании еще в начале 1 в. до н.э. Школами руководили управляющие (ланисты), в распоряжении которых находились тренеры (магистры)

Некоторые рекруты гладиаторских школ были преступниками, приговоренными к участи гладиаторов, иногда на определенный период времени. А некоторые, и это было самым удивительным, являлись свободными людьми, иногда даже гражданами Рима, добровольно согласившимися на несладкую жизнь гладиатора.

Главным элементом любой школы был тренировочный плац, вокруг которого располагались бараки, кухни и другие строения. В некоторых школах они были окружены овальным забором, что имитировало арену амфитеатра. Это позволяло гладиаторам привыкнуть к форме и размеру будущего места сражения. Бараки были разномастные. Новобранцы жили в небольших клетушках, без окон и мебели, если не считать таковой кучи сена. Более опытные гладиаторы имели собственные комнаты, зачастую удобно обставленные. У избранных было в распоряжении даже несколько комнат, в которых жили их жены и дети.

В каждой школе был свой врач и массажист, которые пристально следили за их здоровьем. Также имелись повара, в чьи обязанности входило готовить как сытную и полезную пищу для дееспособных гладиаторов, так и специальную пищу для больных или раненых. Основным блюдом была ячневая каша, которая, как считалось, повышала мышечный тонус и придавала силы.

Процесс обучения начинался с распределения новобранцев по типам гладиаторов: для этой цели использовался палус, толстый деревянный столб высотой около 1 м 83 см. Новобранец должен был наносить удары по столбу, словно по противнику, используя различные виды оружия, как наступательного, так и оборонительного. Ланиста внимательно наблюдал за новобранцем и соотносил его способности с различными боевыми техниками, свойственными тому или иному типу гладиаторов. По результатам тестирования новобранцу предписывалось изучать определенную технику ведения боя, которую ему предстояло использовать на протяжении всей своей карьеры, какой бы долгой она на была.

По прошествии нескольких месяцев начинающему гладиатору выдавалось затупленное железное оружие. Оно было гораздо тяжелее своего стального аналога - оружия, используемого на арене, - и предназначалось исключительно для развития силы и выносливости. Настоящее, остро заточенное оружие держалось в запертом на замок хранилище, расположенном на некотором удалении от школы, дабы у гладиаторов не возникло искушения убить охранников и сбежать.

Задача наставника заключалась не только в том, чтобы обучить будущего гладиатора владеть оружием, гораздо важнее было научить его доставлять удовольствие зрителям. Одним рубящим ударом можно было убить человека наповал, однако такой бой не интересовал публику. Она хотела видеть изящные взмахи, эффектные выпады и вращения. Некоторые гладиаторы даже жонглировали оружием, дабы поразить толпу и заручиться ее поддержкой на тот случай, если бой будет проигран и ему придется просить миссус.

После нескольких месяцев обучения новоиспеченный гладиатор выходил на арену. Накануне боя Гладиаторов особенно сытно кормили . В день игр они вступали торжественной процессией попарно на арену и, приближаясь к императорской ложе, произносили известное восклицание: "Ave Caesar morituri te salutant"

Очень редко новичок встречался на арене с ветераном: такая встреча заканчивалась быстро и не давала возможности организатору игр завоевать расположение толпы. Новички дрались один на один. Число смертельных исходов в таких сражениях было высоким. Новоявленным гладиаторам не хватало опыта, они не умели отражать потенциально опасные удары в корпус. Многие гладиаторы были убиты на арене или смертельно ранены.Даже если новичкам удавалось избежать серьезных ранений во время боя, то в случае поражения они все равно не могли особо надеяться на помилование.

Успешные гладиаторы часто становились объектами обожания женщин. Толпы молодых девушек собирались возле школ, надеясь хоть одним глазком увидеть своего могучего героя, да и женщины постарше не могли устоять перед чувственной притягательностью мускулов, крови.

Гладиаторов учили и убивать, и умирать с достоинством. Побежденный воин, которому отказали в миссусе, сам выбирал, как ему умереть. Он мог опуститься на колени перед своим соперником и, наклонившись вперед, обхватить его левое колено левой рукой. Это положение открывало шею для нанесения удара. Одно быстрое движение меча рассекало горло, а следовательно, и крупные артерии несчастного, что являлось залогом быстрой смерти. Если полученные раны не позволяли побежденному гладиатору встать на колени, его убивали одним ударом в спину, пронзая сердце стальным клинком.

После этого поверженного уносили с арены и хоронили без почестей и не устанавливая надгробий, хотя иногда его «товарищи по несчастью» сбрасывались и организовывали скромные похороны.

Жизнь гладиатора могла быть усыпана роскошными призами, но чаще всего эта жизнь была безрадостной, жестокой и короткой.

2.3 Политическое значение игр

Разросшиеся до гигантских размеров гладиаторские игры императоры использовали не только для укрепления своей популярности в народе, но и в качестве средства политического маневра, отвлекающего массы от мятежных настроений и укрепляющего тем самым автократию.

Желая сохранить свою абсолютную власть, императоры должны были не допускать того, чтобы толпа голодала или скучала от безделья, и для достижения этой цели они полными пригоршнями бросали деньги в народ.

Организация гладиаторских боев стала верным средством обойти политических соперников, приобрести расположение народа и обеспечить себе голоса на выборах, то есть они превратились в мощный инструмент воздействия на массы. Организация гладиаторских боев в Римской империи стала неотъемлемой частью предвыборных кампаний в городах.

Римские императоры, начиная с Октавиана Августа, по мере сил старались компенсировать римскому плебсу его отстранение от политической активности. Для этого проведение гладиаторских игр было поставлено под их контроль, а сами игры превратились в часть имперской машины зрелищ. С течением времени игры все более интегрировались в Имперский культ. Игры, финансируемые государством или императорами, служили средством получения одобрения общественности; служили они также не менее верным средством против «социальной турбулентности». Ограничив пышность игр, устраивавшихся другими нобилями, принцепс сам организовал однажды игры с участием 10 тыс. гладиаторов и тысячи диких зверей, специально привезенных для этого из Африки.

По меткому замечанию Р. Мэтьюза, гладиаторские бои оказались лучшим средством воздействия на общественное мнение, а школы гладиаторов - лучшим способом содержать личную гвардию, вооруженную и всегда готовую к действию.

С этой же целью в Риме и других больших городах проектируются и строятся амфитеатры, которые стали зеркалом римского общества, преданного и находившегося в полном согласии с властями Империи. Важность арены Колизея заключалась в том, что именно здесь император и народ Рима встречались лицом к лицу, и все происходящее здесь символически отражало взаимодействие автократа и его подданных.

2.4. Римский Колизей

Римский Колизей, возможно, никогда бы не был построен, не реши император Веспасиан <#"justify">Подчас складывается впечатление, что история гладиаторских боев в Римской империи под копирку списана с истории политической - настолько взаимосвязана история этого «кровавого спорта» с ключевыми внутриполитическими событиями и процессами.

Анализируя вторую часть курсовой работы, автор сделал выводы:

·Гладиаторские игры в Риме - массовые зрелища, существовавшие в качестве специфической формы политического воздействия; их создали и успешно применяли для реализации конкретных политических идей.

·гладиаторские бои стали своего рода сигнификаторами римской политической и социальной истории.

3. Завершение эпохи гладиаторов

В 350 году н. э. гладиаторские бои находились на пике своей популярности. Гладиаторское искусство непрерывно развивалось и совершенствовалось в течение шестисот лет. Однако спустя «всего» столетие гладиаторы, ланисты и мунера уйдут в прошлое.

Для традиции, просуществовавшей столь длительный период времени и имевшей необычайную популярность, исчезнуть раз и навсегда было настоящей трагедией. Одни утверждают, что конец гладиаторским боям положило христианство, другие - падение Рима.

Хотя христианские писатели осуждали гладиаторские игры, они были далеко не первыми, кто негативно высказался по этому поводу. В I веке н. э. философ Луций Анней Сенека, приехавший в Рим работать адвокатом, стал впоследствии наставником молодого Нерона и главным министром. Он критиковал тех людей, которые посещали такие мероприятия, утверждая, что те, кто смотрит на убийства, «возвращаются домой более жадными, более амбициозными, более сластолюбивыми, более жестокими и бесчеловечными».

Критические высказывания Сенеки мало на что повлияли. Что касается молодого Нерона, то на него они вообще не подействовали, поскольку тот являлся большим любителем таких игр. Тем не менее Сенека выразил взгляды значительной части римских граждан. Философ и историк Плутарх, занимавший высокие политические посты во время правления Траяна, порекомендовал наместникам провинций запретить гладиаторские поединки в их областях. Большинство его проигнорировало, хотя многие последовали его совету и сократили количество представлений.

Язычники, выступающие против гладиаторского кровопролития, в основном делали упор на то, что оно развращает тех, кто их смотрит. У христиан была другая религия и другое понимание гуманности. Первым христианином, кто открыто выступил против убийства на арене, был Тертуллиан, писатель из Северной Африки, который работал в Риме адвокатом до того, как принял христианство и вернулся в родной город в качестве проповедника. Он яро осуждал игры, и главная мысль Тертуллиана сводилась к тому, что игры нужно запретить из-за пагубного воздействия, которое они оказывают на зрителей, а не из-за жестокости происходящего на арене.

Даже великий христианин Августин из Гиппон больше переживал из-за того, какое воздействие оказывают игры на зрителя, а не из-за несчастных людей, умирающих на песках арены.

Ситуация изменилась в начале IV века, когда Константин Великий стал императором. Константин был провозглашен императором в 306 году н. э., однако он получил полную власть над империей только в 324 году н. э., после того как победил всех своих соперников.

Будучи на тот момент язычником, Константин поддерживал Христианскую церковь, сознавая ее растущую силу и влияние в империи. Первым делом он созвал Вселенский собор христианских епископов в г. Никея, чтобы уладить вызывающие раскол внутри церкви различные споры и разногласия по поводу догматов. Самым известным «детищем» собора стал Никейский символ веры, который до сих пор звучит в христианских церквях всего мира. Менее известным был Бейрутский эдикт, изданный Константином.

Бейрутский эдикт затрагивал тему наказания преступников. Одно из его постановлений гласило, что магистраты больше не должны посылать осужденных преступников на гладиаторскую службу. Вместо этого им надлежало отправлять их в качестве рабов на работы в шахты. Учитывая, что условия работы в шахтах были чудовищными, а уровень смертности высоким, говорить о снисходительности судей не приходилось. Главным пунктом нового закона стал запрет на организацию гладиаторских игр. Это решение, несомненно, было принято под влиянием христианского собора.

После смерти Константина в 337 н. э. многие из его законов открыто игнорировались, и Бейрутский эдикт в том числе. К 357 н. э. волна гладиаторских игр вновь захлестнула всю империю. В тот же год император Константин II издал военный указ, запрещающий солдатам принимать какое-либо участие в гладиаторских играх - даже в качестве стражников. Безусловно, неодобрение игр со стороны властей усиливалось, однако, известно, что они продолжали свое существование.

Идея организовывать гладиаторские поединки ради развлечения народа медленно угасала. Первыми от нее отказались восточные провинции. В грекоговорящей части империи гладиаторские бои никогда не были столь популярными, как на говорящем на латинском языке Западе. Идея проводить гладиаторские сражения зародилась в Риме, откуда потом она распространилась по всей империи, теперь же наблюдался обратный процесс. Последний мунус в восточных провинциях, о котором нам известно, был организован в Антиохе в 392 году н. э.

В 404 году н. э. произошло то, что называется переломным моментом. В один из дней в Колизее проходил мунус. Пара гладиаторов, заняв свои места на арене, готовилась к заявленному бою, как вдруг случилось нечто неожиданное. С трибун вниз по гладкой стене сполз христианский монах по имени, как потом выяснилось, Телемах из Малой Азии.

Монах бросился к гладиаторам, намереваясь воззвать к чувству христианской братской любви. Он был остановлен одним из охранников. Вслед за монахом на арену высыпала целая толпа народа, завязалась драка, приведшая в конечном счете к мятежу, в результате которого Телемах пал жертвой.

Имеются немногочисленные данные о гладиаторских играх, проведенных в Риме в 440-х годах. К этому моменту Римская империя находилась на грани полного упадка. Восточные провинции обзавелись собственным императором в Константинополе , а варвары поделили между собой западные территории империи. Титул императора Рима был немногим больше пустого звука, чтобы узаконить неприкрытую военную власть какого-нибудь варварского царя, захватившего ее.

В таких условиях никто больше не имел полномочий или желания организовывать гладиаторские игры. Римский народ потерял право голоса при распределении власти, следовательно, не было никакой необходимости покупать его поддержку и расположение. В любом случае кровавые зрелища утратили свою некогда бешеную популярность. Город постепенно обращался в христианство, а Церковь делала все возможное, чтобы запретить кровопролития.

Вскоре после 440 года н. э. гладиаторские игры прекратили свое существование.

Так или иначе, но идея проведения игр ради развлечения народа постепенно угасла. Этот процесс распространился с греческого Востока на латинский Запад, где на увлечение местного населения играми не могли повлиять никакие военно-политические катастрофы.

Распространено мнение, что гладиаторские бои были запрещены за 72 года до падения Римской империи, когда монах Телемах, вмешавшись в сражение гладиаторов, сумел прекратить его ценой своей жизни. Это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения императора Гонория, наложившего на бои официальный запрет. Некоторые видят в этом событии подтверждение того, что христианская церковь в поздней Римской империи стала не только серьезной духовной, но и политической силой. Однако есть и другое мнение: участие в гладиаторских боях для некоторых было возможностью начать новую жизнь - обрести спасение через боль, страдание и подвиг.

Анализируя третью часть курсового проекта, автор сделал следующие выводы:

·Существует две точки зрения завершения гладиаторских боев: одни утверждают, что конец гладиаторским боям положило христианство, другие падение Рима;

·Гладиаторские игры носили не только отрицательных характер, но и для некоторых людей были возможностью начать новую жизнь.

гладиатор бой обучение игра

Заключение

При написании курсовой работы были решены задачи и сделаны следующие выводы:

.Идея устраивать мунус пришла от этрусков;

.Гладиаторские игры были религиозным обрядом. Целью, ради которой устраивали мунус, было желание продемонстрировать обществу значительность умершего и его семьи;

.Через определенное время политики начали использовать гладиаторские сражения для своего карьерного роста;

.Гладиаторские игры несмотря на свою жесткость для некоторых жителей Рима имели свои плюсы;

.Две точки зрения завершения эпохи гладиаторов: конец гладиаторским боям положило христианство либо падение Рима.

Гладиаторские бои были для римлян:

1.развлечением, по сути, местом, где они могли с пользой для себя скоротать время;

2.местом, где они могли хорошо заработать (наподобие современного тотализатора, ставя на победу того или другого гладиатора);

.местом политической борьбы (на трибунах Колизея порой разворачивалась борьба между политическими противниками за голоса и поддержку народа).

Гладиаторские игры очень многим представляются чудовищным порождением нравов римского общества. Конечно, столь массовое кровопролитие и изощренная жестокость гладиаторов в бою, бездушность зрителей не могут не возмущать современного человека.

Оценивая феномен гладиаторских игр, автор приходит к выводу, что гладиаторские бои в Римской империи являют собой пример первого в истории Запада превращения зрелища в мощный политический инструмент управления. В эпоху Империи огромное пропагандистское влияние расточительных мероприятий подобного рода было не просто осознано политиками.

Несомненно, гладиаторские бои стали полноценным «политическим массовым зрелищем» это организованное театрализованное действие или совокупность действий, привлекающее внимание, воспринимаемое непосредственно одновременно большим количеством людей и выступающее в качестве средства достижения определенных политических целей.


Источники:

.Деяния Божественного Августа / Пер. В. Г. Боруховича Хрестоматия по истории древнего мира: Эллинизм. Рим. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1998

2.Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. / Пер., ст. и прим. С. А. Ошерова <#"justify">3.Теренций. Комедии Серия "Библиотека античной литературы" Перевод с латинского А. В. Артюшков М., "Художественная литература", 1985 г.

4. Плиний младший. Похвальное слово императору Траяну. СПб, 1820

Литература:

1.Лосев А. Ф. Эллинистически-римская эстетика I-II в. н.э. М., 1979.

2.Мэттьюз Р. «Гладиаторы», Мир книги, М., 2006.

.Волошин Д.А. « Гладиаторские бои как политическое массовое зрелище и средство «социальной дрессуры»

.Хефлинг Г. "Римляне рабы гладиаторы", М., 1992

5.Куманецкий К. М. «История культур Древней Греции и Рима»,М., 1990

6.Гиро П. «Частная и общественная жизнь римлян», СПб, 1995

Справочные издания:

1.Энциклопедия Кругосвет <http://www.krugosvet.ru/>

.Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

Похожие работы на - Гладиаторские игры. От жертвоприношений к официальным кровавым представлениям

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!