Архитектоника плоских систем (арки, рамы)

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,09 Мб
  • Опубликовано:
    2013-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Архитектоника плоских систем (арки, рамы)

Оглавление

 

Введение

Сущность архитектоники

Краткое описание

Архитектоника моды и архитектуры

Арки и рамы в архитектронике

Заключение

Список литературы

Введение


В архитектуре (как прародительнице архитектроники) архитектоника является важнейшим свойством общей композиционности строения, зримым образом показывающее удельный вес и назначение основных конструктивных частей и отдельных материалов, из которых построено каждое конкретное здание. Архитектоника проявляет себя прежде всего через ясно выраженное членение и соотношение частей целого произведения (или строения): как внешних, так и конструктивных

Именно архитектоника формирует главное впечатление от восприятия объекта (что не теряет своё значение даже в случае объектов живой природы, также имеющих свою видимую архитектонику). Через цельность внешнего образа архитектоника выражает главную композиционную идею (или, иначе говоря, составляет образ объекта). Именно этим архитектоника отличается от тектоники, представляющей собой только эстетическое воплощение несущей формы конструкции и материала.

Сущность архитектоники


Архитекто́ника (от др. - греч.  <#"667309.files/image001.gif"> 

Рис. 1. Текучие линии балконов Casa Battlo (1905-1907)

Архитектор Антонио Гауди напоминают о мягких формах живой природы, им вторят гофрированные баски и шлейфы в женских платьях из коллекции GFF

Вышивка на кринолинах из коллекции Yohji Yamamoto словно заимствована с фасада ренессанского собора (Флоренция, сер. XV века) (рис. 2). Йоджи Ямамото в коллекции весна-лето 2002 почти копирует легкий и праздничный рисунок фасада собора Санта-Мария Новелла итальянского архитектора Леона Баттиста Альберти. Изящные детали в последней коллекции Gucci похожи на круглые окна, типичные для итальянского средневековья.

Рис. 2. Вышивка на кринолинах из коллекции весна-лето 2002 Yohji Yamamoto словно скопирована с фасада ренессансного собора Санта-Мария Новелла архитектора Леона Баттиста Альберти

Многие образы и жесткая геометрия моды 60-х годов XX века перекликаются с известными архитектурными сооружениями. Мини-платье, созданное Андре Куррэжем в 1968 году, очень похоже на Villa Savoye в Пуаси, Франция (1928-1929) - одноэтажное здание на ногах-сваях, построенное Ле Корбюзье. Отстроченные, геометрической формы карманы на модели платья Куррежа, представленные на рис.3, напоминают окна, а шляпы - крыши.

 

Рис. 3. Жесткая геометрия мини-платья, созданного Андре Куррэжем (1968).

Она напоминает Villa Savoye - одноэтажное здание на ногах-сваях, построенное Ле Корбюзье в Пуаси, Франция (1928-1929)


 

Рис. 4. Техногенные формы в моде и архитектуре: балаклава Пьера Кардена (1967) и терминал аэропорта Джона Кеннеди в Нью-Йорке (1962) архитектора Эро Сааринена

Аналогия в декоративно-пятновых членениях костюма и архитектурных сооружениях проявляется в меньшей степени. Примером может служить представленный на рис.5 лоскутный калейдоскоп на платье Christian Lacroix из коллекции осень-зима 2001-2002 гг. и фасад дома в Вене (1983-1986) архитектора Хундертвассера.

 

Рис. 5. Лоскутный калейдоскоп на платье Christian Lacroix из коллекции осень-зима 2001-2002 и на фасаде дома в Вене (1983-1986) архитектора Хундертвассера

В коллекции Viktor & Rolf весна-лето 2002 г. многочисленные бантики и драпировки напоминают о богатом и избыточном стиле рококо. На рис. 6 сопоставлены гигантская перфорация и своды пальмовой оранжереи в Лондонским ботаническом саду (1870-е годы), архитекторы Десимау Бертон и Ричард Тернер.

 

Рис. 6. Перфорация в модели Viktor&Rolf и своды пальмовой оранжереи в Лондонском ботаническом саду (1870-е годы), архитекторы Десимау Бертон и Ричард Тернер

Связь между одеждой и архитектурой имеет и более глубокие корни: и архитектура и костюм функционально определены человеком. Как и костюм, архитектурное сооружение служит средством прикрытия человека, его очага, семьи от действия непогоды. Принципы организации архитектурных масс, линий, формы, пропорциональности членений здания, проявление свойств материалов - не только тектонических, но и фактурных - являются непосредственными носителями образного содержания, которые затем преломляются в линиях и членениях объемов костюма, его ритмическом построении, характере применения материала. Так купол собора или крыша пагоды напоминает головной убор; линия арки - символ устойчивости проема или перекрытия, - может преломиться в линиях широкой поясной или плечевой одежды овальной или трапециевидной силуэтной формы. Между костюмом и архитектурой существует стилевая связь, которая выражается в общности, единстве образного решения, похожести силуэта, принципиальной схеме внутренних членений.

Арки и рамы в архитектронике


Широкое применение получили арки и арочные сооружения в современной зарубежной архитектуре. О масштабах их дают представление железобетонные параболические арки ангаров парижского аэропорта Орли (пролет 90 ж), арки в системе покрытия главного выставочного зала в Турине (пролет 95 ж), арки, несущие перекрытие стадиона в Монтгомери (США) пролетом 116 ж, и, наконец, арки треугольного в плане павильона Национальной промышленности в Париже пролетом 206 ж.

Деформированное и напряженное состояния арки зависят от типа конструкции и вида опорных закреплений. Различают арки: одно - пролетные и многопролетные, трехшарнирные, двухшарнирные и бесшарнирные системы.

Расчет арок начинают с определения величин расчетных нагрузок. Зная закон изменения постоянной нагрузки по длине пролета, устанавливают очертание оси арки и характер изменения размеров поперечного сечения по длине арки Ось считается рациональной, если арки только сжата. Затем производится определение внутренних усилий: продольной силы N, поперечной Q, изгибающего момента М в сечениях арки В статически определимой арки (трех - шарнирной) эта задача решается применением "метода сечений": по условиям равновесия внутренние силы уравновешивают внешние, лежащие по одну сторону от сечения. Расчет начинают с определения опорных реакций; из уравнений 2F=0 и 1М-0 находят вертикальные (балочные) реакции RA И JRB. Ур-ние 2Х=0 при наличии лишь вертикальной нагрузки приводит к условию НА = НВ. Дополнит, ур-ние получают, используя отсутствие в ключевом шарнире К момента внутренних сил, равного моменту внешних сил, лежащих по одну сторону от К.

Влияние временной нагрузки можно учесть, располагая ее на арки в различных положениях и производя для каждого из них независимый расчет с тем, чтобы затем построить огибающие эпюры внутренних сил. Взамен этого чаще строят линии влияния усилий для ряда сечений и загружают их временной нагрузкой, располагаемой самым невыгодным для сооружения способом.

После определения внутренних усилий можно произвести проверку прочности или подбор сечений арки по формулам вне - центренного сжатия. Расчет арки на прочность дополняется расчетом на устойчивость как в плоскости арки, так и из ее плоскости; при этом находятся критические нагрузки и устанавливается коэффициент запаса.

Рама в архитектуре это рельефный бордюр, окружающий на стене или плафоне здания четырехугольное, круглое, овальное или какой-либо другой формы пространство, занятое лепным орнаментом, декоративной живописью или совершенно пустое и гладкое. рамы обыкновенно состоит из ряда тяг, валиков, желобков, каблучков и других архитектурных обломов и нередко украшается каннелюрами, рядами перлов и различными мотивами растительного орнамента с прикрытиями в виде листьев, раковин и т.п. по углам, если она четырехугольная. Вообще архитектурная рамы должна соответствовать своим стилем отделке помещения, в котором она употреблена и вместе с тем содействовать эффекту окружаемой ею скульптуры или живописи.

Черные или темные рамы без всяких украшений, обведенные лишь тонкой золоченой полоской по внутреннему краю. В начале настоящего столетия распространилась из Франции вместе с художественным стилем Империи мода на золоченые рамы с разделкой, заимствованной из античной архитектуры и орнаментики, сменившаяся в эпоху господства романтизма в искусстве и литературе фантастичностью и попытками подражать средневековым (готическим и романским) мотивам. Образцы старинных рамы, иногда удивительно изящные и замечательные по мастерской резьбе, можно видеть во многих картинных галереях при произведениях живописи, для которых они были некогда сделаны, равно как и в учреждаемых ныне повсюду музеях искусства, примененного к ремеслам и промышленности. В наши дни производство картинных рамы очень упростилось: они склеиваются из сделанных машинным способом деревянного багета, на который налепливаются алебастровые каннелюры, листья, гирлянды и др. рельефные орнаменты, оттиснутые также механически; приготовленная таким образом рамы вызолачивается обыкновенным путем или, что дешевле, одевается сплошь весьма тонким слоем олова, поверх которого наводится желтый лак, дающий ему вид настоящего золота. Для тех, кому и подобные рамы могут показаться дорогими, имеется в продаже огромный выбор фальшиво-золоченых, орнаментированных, широких и узких багетов, которые, чтобы сделать из них рамы, остается только распиливать на куски и склеивать. С некоторых пор художники, отправляя свои картины на публичные выставки, стали придумывать для них самые затейливые рамы - напр. такие, в которых позолота соединяется с бронзировкой и подражанием старому серебру, рамы, обтянутые бархатом или плюшем какого-либо "мореного цвета" и только обведенные по внутреннему краю золочеными деревянными или бронзовыми рантами, рамы из кожи с вытисненными на ней нежными золотыми арабесками наподобие украшающих книжные переплеты, рамы, на которых симметрично или капризно размещены букеты цветов или пучки листьев, сформованных прямо с натуры и превращенных в металлические при помощи гальванопластики, и т.д. Главную роль при компоновке таких рамы, конечно, играет желание их изобретателей быть оригинальными во что бы то ни стало. Дело доходит до того, что, напр., сколачивают рамы из грубых полугнилых досок старого ящика и драпируют ее плюшем или какой-либо другой материей; бронзируют рамы так, как будто она много лет лежала в земле и еще не вполне очищена от грязи и ржавчины; обтягивают рамы простой рогожей, которую потом покрывают лаком и, пока он еще не отвердел, обсыпают золотым или бронзовым порошком; изображение Мадонны вставляют в рамы, на которой вырезаны лягушки или уродливые, гримасничающие физиономии; картину, воспроизводящую нечистоты скотного двора, наделяют рамы, орнаментированной цветущими розами или миловидными детскими головками. Словом, у истых художников нынешнего fin de sciècle все считается позволительным, только бы отличиться от всех других; для некоторых из них рамы - вещь такой же важности, как и самая картина. Впрочем, наиболее распространенными картинными рамы продолжают быть золоченые вполне, с глянцевым лощением или с матовостью, иногда же с тем и другой вместе. Для рисунков и гравюр, обыкновенно выставляемых под стеклом, употребляются рамы гладкие, золоченые, черные, белые или какого-либо цветного дерева, причем, дабы выставленная вещь производила лучшее впечатление, ее предварительно помещения в рамы окружают так назыв. паспарту; цвет последнего, самый выгодный для акварелей, исполненных многими красками, - белый или темно-малиновый, а для однотонных рисунков и гравюр - серый или синеватый.

архитектоника арка рама строение

Заключение


Таким образом, архитектоника (от греч. - строительное искусство) - в общем виде включает единство художественного выражения закономерностей строения, соотношения нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе. В узком смысле архитектоника - единство формы, конструкции и материала.

Качество архитектоники вещи зависит от четырех основных характеристик: совершенства самого содержания, совершенства формы, взаимосвязи формы и содержания, эстетичности формы. Главная закономерность архитектоники состоит во всестороннем единстве формы и содержания. Архитектоника выявляется в распределении масс, в ритмическом строе форм, в пропорциях, отчасти - в цветовом строе произведения. Архитектоническая связь элементов формы является основным выразительным средством.

Отражение наиболее существенных сторон, устойчивых элементов системы, их абстрагированной сути называют структурой. Структура в определенном смысле статична, она отражает морфологию, т.е. строение системы. Структуру художественного произведения можно рассматривать в нескольких взаимосвязанных аспектах - тектоника, композиция и выразительность. Тектоника - художественное выражение структурных закономерностей, присущих конструкции произведения, композиции круглой скульптуры, объемных произведений декоративного искусства; композиционное строение любого произведения искусства.

2.      Архитектурная бионика / Под ред. Ю.С. Лебедева. - М.: Стройиздат, 1990. - 26 с.

.        Божко Ю.Т. Архитектоника и комбинаторика формообразования. - Киев: Выща шк., 1991. - 245 с.

.        Вахрушева Л.Л. История дизайна и современной архитектуры. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 1998.

.        Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования: Учебник для учащ. средних спец. учебных заведений.2-е изд., перераб. и доп. - Киев: Выща шк., 1988. - 192 с.: ил.

.        Данилова О.Н., Зайцева Т.А., Кравцова Т.А. Учебная программа курса "Архитектоника объемных форм". - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. - 15 с.

.        Кравцова Т.А. Архитектоника объемных форм: Программа, методические указания к контрольной работе и практическим занятиям. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 23 с.: ил.

.        Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм. - М.: ВНИИТЭ, 1974.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!