Традиционная культура античного Рима и Древней Греции

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,95 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Традиционная культура античного Рима и Древней Греции

Традиционная культура античного Рима и Древней Греции

В мировой цивилизации место, занимаемое культурой Древней Греции и Рима, называемой «искусством античного мира», особое. Антик - означает «древнее, старинное». Культура античного мира лежат в глубине веков, у ее истоков находится цивилизация племен и народов, населявших в III-II тыс. до.н.э. территорию Греции и острова Эгейского моря. Эгейская цивилизация самая ранняя пора древней культуры греческого народа взаимосвязана с искусством. Эгейскую цивилизацию принято называть Крито-Мекенской, потому что во II тыс. до.э. важнейшими центрами эгейской культуры являлись остров Крит и город Микены на полуострове Пелопоннес. Следующий период древнегреческой культуры называется по имени великого Гомера - «гомеровским» (IX-VIII вв. до н.э.). Так он был назван потому, что основным источником, наиболее полных свидетельств об этом периоде, являются созданные в VII в. до н.э. поэмы «Иллиада» и «Одиссея». По словам Платона, слепой певец Гомер стал наставником всего греческого народа, потому что на протяжении всей своей истории древнеэллинские произведения питались от них. Действительно, величие поэм Гомера, наверное, в том, что этот великий человек глубоко чувствовал дыхание своей эпохи. В эпоху Гомера не существовало письменности, древнегреческие письменные памятники берут свое начало в «архаическом» периоде. В гомеровскую эпоху культура переживала и периоды упадка и застоя, но нельзя забывать, что, несмотря на это, именно в этом периоде создались благоприятные условия для развития древнегреческого общества, дальнейшего расцвета культуры. Архаический период греческой культуры охватывает промежуток между 8 и 9 вв. до.н.э. «Архайос» - греческое слово, обозначает древнее. Уже в начале эпохи начинает бурно развиваться культура, особенно материальная. В связи с окончательным распадом родового строя начала формироваться общественно-политическая форма древнего рабовладельческого строя - города - государства - полисы. Греческой религии, как и религиям стран Древнего Востока, свойствен политеизм. Главным богом, отцом богов считается Зевс. Его супруга Гера - богиня неба и покровительница брака. Зевс вручает своим братьям: Посейдону - власть над морем, Аиду - подземное царство. По преданию, богиня любви и красоты Афродита родилась из морской пены. Одна из главных богинь Древней Греции - покровительница флоры и фауны Артемида. Известный как одно из чудес света, храм Артемиды был построен в ее честь. Афина - богиня мудрости, под ее эгидой люди стремились к познанию, занимались ремеслами, она научила женщин ткачеству. Гелиос - бог солнца, Ника (Виктория) - богиня победы, Арес - бог войны, Дионис - бог вина, Гермес - бог торговли и т. д.К середине V в. город Афины стал самым крупным культурным центром Древней Греции. Талантливые скульпторы, мастера и специалисты по строительству, собиравшиеся из разных уголков Греции, внесли огромный вклад в превращение Афин в замечательный образец строительного и скульптурного искусства своего времени. Подобный расцвет в сфере искусства тесно связан с именами афинского стратега Перикла и его лучшего друга, ваятеля Фидия. Вершина античного архитектурного искусства, признанный еще в древности самым замечательным образцом дорического стиля, Парфенонский дворец. Созданные Фидием скульптуры, стоявшие в этом великолепном сооружении, -истинные сокровища красоты, правдивые свидетельства высочайших духовных порывов человека. Самобытная архаическая культура проложила широкую дорогу новому периоду в истории Эллады, сыгравшему особую роль в эпохе расцвета классики, который называется периодом классической культуры Греции(V-IVвв. до н.э.).

Хронологические рамки существования Римской цивилизации уникальны тем, что период ее существования могу назвать не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точность до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н.э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул, варварским вождем Адаакром, это произошло 23 августа 476 года н.э. Таким образом Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода - царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э. - 5 в. н.э. Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э. - 284 г. н.э. и доминиата - 284-476 гг. н.э. Римская цивилизация по типу сходна с греческой, как тоже земледельческая, морская и торговая. Но море у берегов Италии - более бурное, гавани - похуже, чем в Греции. Греки колонизовали отдаленные земли, путешествуя по отдельности из каждого полиса. И они не завоевывали других стран, а именно поселялись в них, торгуя и взаимодействуя с местным населением. В становлении развитии Рима важную роль другое - войны. Они обеспечивали не только, (это было и у греков), но и зависимость от Рима территорий, включение их в состав римского государства. Хронологические рамки существования Римской цивилизации уникальны тем, что период ее существования могу назвать не только с точностью до столетия и даже до года, но и даже с точность до дней. Условно, днем основания Рима и всей Римской цивилизации считается 21 апреля 753 года до н.э., финал наступил тогда, когда был свергнут последний Римский император Ромул Августул, варварским вождем Адаакром, это произошло 23 августа 476 года н.э. Таким образом, Римская цивилизация просуществовала 12 веков, которые разбиваются на три периода - царский 8-6 вв. до н.э., период римской республики 4-1 вв. до н.э., период римской империи 1 в. до н.э. - 5 в. н.э. Этот последний период делится на два этапа: принципата 30 г. до н.э. - 284 г. н.э. и доминиата - 284-476 гг. н.э.Римская цивилизация по типу сходна с греческой, как тоже земледельческая, морская и торговая. Но море у берегов Италии - более бурное, гавани - похуже, чем в Греции. Греки колонизовали отдаленные земли, путешествуя по отдельности из каждого полиса. И они не завоевывали других стран, а именно поселялись в них, торгуя и взаимодействуя с местным населением. Эстетическая и художественная культура древнеримского природа античности также развивается в условиях активного диалога своего и чужого, взаимопроникновения, заимствований. Заимствуя многое у греков и варваров, Рим и в этой сфере культуры создает ценности, в которых высвечивалось сотворенное до его владычества и, в пределах римского государства, и римлянами и не римлянами. Для мировой культуры оказалось существенным то, что Рим, как бы принявший культурную эстафету от Греции, именно Рим, прежде всего и передавал ее дальше - на Восток и в средневековую, возрожденческую и после возрожденческую Европу. Античное воздействие на развитие европейского классицизма, например, шло в гораздо большей мере от Рима, чем от Греции. С древнегреческой скульптурой Европа познакомилась через римские копии греческих скульптурных памятников. Римляне очень хорошо овладевали тем, что «наработала» в сфере художественной деятельности Греция. И греческими архитектурными ордерами, и жанрами, и приемами литературного творчества. Но, во-первых, из богатейшего арсенала художественной древнегреческой культуры римляне брали в основном то, что соответствовало настрою и вкусам римского общества в каждый период его развития. Во-вторых, римляне превзошли греков в ряде цивилизационно-технических достижений. Так, в строительстве -архитектуре применение обожженного кирпича и так называемого римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и купола больших объектов. Техника обработки мрамора, облицовки мрамором достигла в Риме очень высокого уровня. Все это позволило римлянам создавать грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани-термы). И эти сооружения, помимо всего прочего, выражали идею величия Рима, особенного императорского. В скульптуре для этого наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность художественной римской культуры, - нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя. К концу империи, правда, и величественность сооружений и реалистичность скульптурных портретов - как бы смазываются. Кризисные явления в жизни вызывают в изобразительном искусстве тяготение к помпезности, эклектичности и повышенной, порой безвкусной, декоративности. Наряду с изобразительным искусством, в Риме мощно, хотя и сравнительно поздно, развивается литература. В ІІІ в. до н.э. появляются первые известные поэты и римский театр. Театр в Риме, как в Греции, был связан с культовыми действами. Это был один из видов «игр» во время празднеств. Но если в Греции появились великие трагики и социально заряженные комедиографы (Аристофан, Меандр), то в Риме явное преимущество имела комедия, которая начинает ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых ситуаций, комедию интриги. Такие римские комедиографы как Плавт и Теренций, заимствуя некоторые сюжеты и приемы у греческих драматургов, осмеивали жажду накопления, ростовщичество. Они, во всяком случае, Плавт, стремились и умели возбуждать смех и создавать яркие гротескные типажи. Римская проза в ее становлении оказалась существенно связанной с ораторским искусством, красноречием и историческими сочинениями (Цицерон, Цезарь, Тит Ливий, позже Тацит, и др.). В сравнении с греческой поэзией римская более разнообразна, более разработана в своих приемах, но и более рационализована, порой более нравоучительна. Она вроде бы несколько менее ориентирована на некоторые сферы жизненной практики, не выступает столь откровенно в качестве военной, политической. Она, пожалуй, более направлена на получение от нее чисто художественного наслаждения, рассчитана на успех у читателей, организована для этого, мастерски «выполнена», и в этом случае вполне классична. В целом римское искусство очень богато и разнообразно. Эстетические моменты и в самой жизни и в искусстве видимо ценились римлянами чрезвычайно высоко. Для Рима была характерной все более пышная театрализованность праздников, церемоний, правда, тяготеющая к безвкусице, фальшивому блеску. Римляне уважали и ценили торжественность и спокойную пластичность движений и одеяний, украшали свои жилища мозаиками и росписями. В религии римской, при всех моментах ее своеобразия, было использовано очень много заимствованного. Что-то римляне взяли еще у этрусков и сабинян, что-то с Востока и от других варваров. Но зрелое римское многобожие более всего схоже с древнегреческими верованиями. Верховный бог римлян Юпитер - громовержец стал подобным Зевсу, Марс - Аресу, Юнона - Гере, Венера - Афродите, Вулкан - Гефесту, Артемида - Диан, Меркурий - Гермесу и т.д. Это что касается олимпийской линии греческой религии. Диониссийское же начало проявилось в Риме в культе Вакха - бога живой природы, в честь которого разворачивались известные «вакханалии», веселые разгульные действа с непристойными шутками в состоянии всеобщего опьянения. Наряду со стоицизмом, в Риме постепенно расширяет свое влияние христианство, появившееся в римских провинциях. Ранее христианство, как мировоззрение, оказалось во многом близким к стоицизму. Но стоицизм был все же несколько аристократичным, обращенным к разуму. Христианство же не является философией, это религия, основанная на вере. Оно возникло как массовое явление, распространенное поначалу в низах общества, уже потом захватывая и его верхи. Христианство принесло нечто совершенно необычное в нравственность и привлекло к себе представителей самых разных социальных слоев. Нравственность христианская оказалась одновременно и индивидуализованной, личностной и всечеловеческой. Нравственное совершенство и несовершенство каждого человека и человечества оказались связанными с жизнью потустороннем, истинном бытии. Государственность и политическая жизнь Рима развивались от патриархального царства к республике и от республики - к империи. Хронологически это выглядит примерно так. Период патриархальных царств: VII-V в.в до н. э. Римская республика, возникнув после устранения царской власти, продержалась от V до I в. до н.э. и закончилась диктатурой Суллы и фактической диктатурой Цезаря, убитого Брутом в 44 г. до н. э. С конца I в. до н. э. и до V в. н. э. существовал императорский Рим, частично как бы продолженный далее в Византии.

Характерно, что политика и другие, связанные с ней стороны жизни, в Древнем Риме достигали высокой степени цивилизованности, прежде всего путем и с помощью развития правовых отношений. В этом плане именно Рим дал очень многое, что было использовано в дальнейшем развитии европейской, а через это и мировой цивилизации в движении к так называемому "правовому государству".

Раннее римское право получило свое выражение и оформление в известных, принятых в 450 г. до н. э., законах XII таблиц (хотя до них уже были правовые акты, законы, регулировавшие жизнь в становящейся республике). Эти и последовавшие юридические документы и, главное, действия, имели большое значение. Римскими юристами постепенно все четче оформлялись права собственности, семейно-наследственные права, политические права и обязанности граждан и государства, его органов управления вырабатывались законы по уголовным и иным преступлениям. Основными источниками права становились законы (а не обычаи), эдикты (указы) римских магистратов и решения Сената, которые дополнялись декретами. В императорском Риме неограниченная законодательная власть оказалась у императоров, которые продолжали законотворческую деятельность. В результате сложились кодексы, своды законов, эдиктов и т. д., в которые включалось то, что было принято ранее, и новые юридические акты. Особенно популярным стал кодекс императора Юстиниана (527-565 гг.), послуживший источником рецепций римского права в средневековую и нововременную Европу. Ораторское искусство Древнего Рима связана с именем Цицерона, Марка Тулия, родившегося в 106 - 43 г. до н.э. Цицерон получил превосходное образование и к началу 80-х уже имел на своем счету трактат по ораторскому искусству и несколько выступлений в суде, от которых до нас дошли две речи.

античный древнегреческий древнеримский

Похожие работы на - Традиционная культура античного Рима и Древней Греции

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!