Социально-политическая и духовная жизнь советского общества в послевоенные годы (1946-1953 гг.)

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,33 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-политическая и духовная жизнь советского общества в послевоенные годы (1946-1953 гг.)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт заочного образования и повышения квалификации

Кафедра: ИСТОРИИ, КУЛЬТУРОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ








Реферат по истории Отечества

Социально-политическая и духовная жизнь советского общества в послевоенные годы (1946-1953 гг.)


Выполнила:

Студентка 1 курса, группы № 4131

Ермакова Ирина Владимировна

Проверил: к.и.н. доцент Гаврилов Н.К.




Новосибирск 2012

Содержание

Введение

Восстановление народного хозяйства. Преодоление последствий войны

Противоречия общественно-политической жизни общества: созидательная деятельность и новая волна сталинских репрессий

Положение науки, литературы, искусства

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Я выбрала данную тему для выполнения работы, потому что послевоенное десятилетие - важный период в мировом развитии. В эти годы все более отчётливее стали обозначаться глобальные процессы, надолго определившие развитие мира, такие как: научно-техническая революция, крушение старого колониализма, ядерное противостояние двух самых крупных держав - СССР и США. Для советского общества это время величайшего напряжения духовных и физических сил народа, время героическое и трагическое, время надежд и разочарований.

В первые послевоенные годы основными направлениями внутренней политики были следующие: перестройка форм и методов государственно-партийного руководства; демобилизация Вооруженных Сил и репатриация советских граждан, угнанных в Германию; конверсия оборонной промышленности; проведение денежной реформы; принятие мер по улучшению жизни и быта советских граждан; осуществление 4 пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства.

Произошли перемены в руководстве страны. После смерти М. И. Калинина в 1946 году Председателем Президиума Верховного Совета СССР был избран Н. М. Шверник. Совет Народных Комиссаров - правительство СССР был преобразован в Совет Министров СССР. Его Председателем был оставлен секретарь ЦК ВКП(б) И.В.Сталин, занявший этот пост в мае 1941 года. В состав Совета Министров входило 48 союзных министров.

В результате Великой Отечественной войны советское общество трансформировалось по многим характеристикам: демографическим, социальным, психологическим, ментальным. Оно представляло собой сложный социальный феномен. Война изменила не только состав и демографический баланс общества, но и внесла коррективы в систему ценностей и жизненные стратегии людей.

В послевоенные годы появились немногочисленные работы, рассматривавшие мирный труд в четвертой пятилетке. Однако они не затрагивали тему взаимоотношений общества и власти, не раскрывали сути социально-экономических процессов и политической жизни. После смерти Сталина и последовавшей волны "культа личности" этот сюжет не подвергся.

В своей работе я освещаю вопрос восстановления народного хозяйства и преодоления последствий войны, а так же вопрос противоречия общественно-политической жизни общества: созидательная деятельность и новая волна сталинских репрессий и затронула тему о положение науки, литературы и искусства в послевоенные годы. В моей работе поднимается вопрос за счет каких факторов восстановление народного хозяйства прошло в кратчайшие сроки? Какие причины вызвали новую волну сталинских репрессий? Почему руководство ВКП(б) развернуло кампанию по "наведению порядка" в науке, литературе, музыке?

Восстановление народного хозяйства. Преодоление последствий войны

Одной из важнейших задач дальнейшего укрепления экономики страны являлось возрождение промышленности, транспорта и сельского хозяйства на освобожденной от немецко-фашистских захватчиков территории. В первой половине 1945 г. фронт восстановительных работ значительно расширился. По призыву Коммунистической партии борьба за выполнение этой задачи приобрела всенародный характер. Вся страна, все братские республики пришли на помощь пострадавшим областям и районам. Центральный Комитет партии, ЦК компартий союзных республик, краевые и областные комитеты партии проводили большую организаторскую работу по мобилизации сил и средств для восстановления народного хозяйства.

Восстановительные работы осуществлялись еще в условиях, когда война продолжала отвлекать огромные людские и материальные ресурсы. На опустошенной, выжженной земле 25 млн. человек остались без крова. Они ютились в землянках и в сохранившихся подвалах домов. Личное потребление населения в 1945 г. не превышало 60 - 65 процентов довоенного уровня. Не хватало одежды, обуви. В развалинах лежали многие сотни и тысячи промышленных предприятий, шахт, железнодорожных станций, школ, различных средних и высших учебных заведений, библиотек, культурно-просветительных учреждений. Война нанесла огромный ущерб сельскому хозяйству. Наша страна, пишет Л. И. Брежнев, "вынуждена была начинать во многих областях едва ли не с нуля... вторая мировая война уничтожила треть нашего национального богатства" {819}

Страна социализма собственными силами в невиданно короткие сроки преодолела последствия войны. Это был поистине величайший трудовой подвиг советского народа. Коммунистическая партия и правительство особое значение придавали вопросам наиболее рационального распределения и использования трудовых ресурсов и материальных средств, иными словами - целенаправленному планированию всего комплекса мероприятий по возрождению в короткие сроки разрушенной экономики.

Небывало широким фронтом шло восстановление городов и сел, главным образом жилищ и культурно-бытовых учреждений. В 1943 - 1945 гг. в городах и рабочих поселках было введено в строй около 25 млн. квадратных метров жилой площади. Кроме того, было восстановлено и вновь построено 1,4 млн. жилых домов в сельской местности. Наряду с этим были восстановлены тысячи школ, больниц, детских и культурно-бытовых учреждений.

Непосредственное руководство восстановлением народного хозяйства и культуры в освобожденных и пострадавших от войны районах осуществляли видные деятели партии. К концу войны началась работа над составлением [417]пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 - 1950 гг., которая была закончена в ноябре 1945 г. {820} <#"justify">Противоречия общественно-политической жизни общества: созидательная деятельность и новая волна сталинских репрессий

После победы социалистической революции Советская страна приступила к строительству нового общественного строя. Невиданный размах и организованность приобрело движение масс. Почти ежегодно проходили съезды Советов, партии, профсоюзов и др. Это явилось подтверждением того, что социализм рождается не только как результат революционного порыва народных масс, но и может развиваться как демократическое общество. В связи с окончанием восстановительного периода в центре дискуссий, касающихся теоретических и практических проблем, встал вопрос о перспективах и путях построения социализма в СССР. В это время партия имела на вооружении ленинскую концепцию построения социализма в одной, отдельно взятой стране. В. И. Ленин оставил ценнейшие указания о путях построения социализма, но не успел разработать все проблемы. Поэтому поиск конкретных путей и способов социально-экономических преобразований был закономерен и необходим. Ни одна из участвующих в идейной борьбе групп не обладала готовыми ответами на вопрос, как строить социализм. Особенно острые разногласия существовали в партии по вопросам индустриализации, коллективизации и культурного строительства.

Идейная борьба по вопросам построения социализма осложнялась борьбой за личное лидерство в партии. Наиболее влиятельными после смерти В.И.Ленина были Бухарин, Троцкий, Зиновьев и Каменев. В. И.Ленин в "Письме к съезду" дал характеристику личных качеств шести лидеров партии (Н.И. Бухарина, Г. Б. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Г. Л .Пятакова, И. В. Сталина, Л.Д.Троцкого), среди которых не видел никого, кто мог бы заменить его на посту руководителя государства и партии. Ленин считал, что на первые роли следует выдвигать деятелей, способных принимать компетентные решения, сплачивая для их выработки талантливых специалистов, а на второй план - людей, способных к администрированию.

В. И. Ленин очень опасался трансформации демократического централизма в бюрократический, т.к. практика демократии в нашей стране была еще небогата. В последние годы жизни, он искал способ предотвращения этого, предлагал осуществить ряд перемен в политическом строе. В течение 20-х годов произошло снижение уровня политической культуры руководства партии и страны. Сталин и его окружение не могли решать усложнившиеся задачи социалистического строительства по-ленински.

С конца 20-х годов начался процесс становления культа личности Сталина, отхода от ленинизма. В общественном, политическом и государственном развитии появились антисоциалистические тенденции. В политической сфере стало быстро происходить сращивание партийного и государственного аппаратов, ВКП(б) превращалась в своеобразный идеологизированный орден. В социально-экономической сфере возникла коллективная бюрократия, которая постепенно переросла в тотальную. В духовной сфере традиционный догматизм большевиков привел к "обмелению" марксизма, формированию слоя элементарно мыслящих людей. привязанной к нэпу силой. За допущенные ошибки велика ответственность Сталина, который всецело подчинил процесс выработки политических решений борьбе за власть. Именно она диктовала ему и политическую позицию, и выбор сторонников. Бухарин, например, считал, что чрезвычайные меры не могут быть системой, но члены ЦК поддержали Сталина, который в условиях "чрезвычайщины" получил гораздо большую свободу рук. И когда на Объединенном Пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) (январь 1933 г.) Каганович сказал, что мы мало расстреливаем и что надо ужесточить репрессии, этот чудовищный призыв ни у кого из членов ЦК уже не вызывал открытых возражений. "Теория" обострения классовой борьбы по мере успехов социализма начинает завоевывать все больше и больше формальных сторонников ЦК, увеличивая тем самым поддержку Сталина. Но, тем не менее, в партии продолжалась борьба двух тенденций. Бухарин в "Известиях" (май 1934 г.) напечатал статью "Экономика страны Советов", в которой содержалась мысль о создании социалистического рынка, о том, что в дело надо пустить материальные стимулы, которые должны действовать через механизм советской торговли. В этом Сталин увидел опасность, поэтому он обратился к членам Политбюро со специальными, но голословными толкованиями. Речь шла о том, удастся ли установить нормальные, стабильные отношения между городом и деревней или же неумение владеть ситуацией будет по-прежнему компенсироваться насилием. 1 декабря 1934 г. в Смольном был убит Киров. Большинство историков склонны считать, что Сталин не имел прямого отношения к организации убийства Кирова, совершенного Николаевым, по их мнению, по личным мотивам. Однако генсек использовал эту трагедию в своих целях. Реакция на убийство Кирова последовала мгновенно. Восстанавливается "чрезвычайщина", происходит расправа с бывшими оппозиционерами, совершаются массовые аресты, репрессии захлестнули партию и страну. В день убийства Кирова было принято постановление Президиума ЦИК СССР о порядке ведения дел по подготовке или совершении террористических актов. На следствие отводилось не более 1 0 дней, дела рассматривались без прокурора и адвоката. Приговор к смертной казни приводился в исполнение немедленно. В марте 1935 г. принят закон о наказании семей изменников Родины, а в апреле указ ЦИК СССР разрешил привлекать к уголовной ответственности детей с 12 лет. Сталину удалось создать своеобразную командно-административную систему, которая распространилась на все сферы жизни общества и нашла поддержку у основной массы рабочего класса и большей части крестьян. Произошло сращивание партийных и государственных структур. Созданный таким образом партийно-государственный аппарат сконцентрировал в своих руках законодательную, исполнительную и судебную власть. Увеличился партийный и государственный аппарат. За вторую половину 30-х годов число наркоматов с 18 увеличилось до 41. Аппарат был главной опорой Сталина в руководстве страной. С утверждением сталинского диктата круто изменилось отношение и к интеллигенции. Стал создаваться образ внутреннего врага: им стала интеллигенция, выросшая в дореволюционные годы. Началось бесцеремонное вмешательство в творческую лабораторию деятелей культуры и науки, отрицание какой-либо независимости, самостоятельности суждений. Диктаторы всех времен и их ретивые прислужники начинали глумление над народом с "вырубки" интеллигенции историю, уничтожить историческую память народа. Проводились кампании по переименованию городов и улиц. Осуществлялось закрытие церквей, изъятие церковного имущества. Но и в это суровое время продолжали существовать оазисы большого искусства, нередко в муках пробивая себе дорогу, несмотря на периодические "проработки" (творчество Д. Шостаковича, М. Шолохова, С. Эйзенштейна, С .Прокофьева, М.Булгакова, А. Ахматовой и многих др.). Никакие надругательства и репрессии не могли остановить процесс культурного развития. Интеллигенция пронесла через все испытания верность передовым гуманистическим идеалам, и даже в разгул сталинского террора рождалось немало шедевров, которые вошли в сокровищницу мировой цивилизации. В настоящее время Родине возвращены имена многих честных советских людей, и работа по реабилитации безвинно пострадавших продолжается Сталинские репрессии не прекращались и после январского 1938г. Цели, поставленные Сталиным, были достигнуты. Общество было поставлено под контроль партии и карательных органов. Советы осуществляли лишь второстепенные хозяйственные и организаторские функции. Партия и другие институты политической системы превратились в послушные инструменты вождя. Этому утверждению как будто противоречит принятие Конституции 1936 г., в которой провозглашалось расширение демократических свобод. Однако конституционные нормы имели чисто номинальный характер, не оказывали влияния на повседневную жизнь. Конституция противоречила практике сталинщины и публично делала ее противозаконной. Конституция и жизнь резко разошлись. В самом деле, в Конституции провозглашалась неприкосновенность личности, тайна переписки, невозможность наказания без суда. А в жизни продолжались массовые аресты, произвол, внесудебные репрессии. В Конституции говорилось о равноправии классов, а колхозники не имели паспортов и были лишены права свободного передвижения. Формально новая Конституция СССР отвечала лучшим мировым образцам того времени, однако, она слабо соответствовала реальной общественно-политической ситуации в стране. Новая Конституция нужна была генсеку, так как он хотел видеть себя не только вождем партии, но и всей страны. Сталин, провозгласив в Конституции "нерушимое единство" рабочих и крестьян, трудовой интеллигенции, наций и народностей СССР, превращался в вождя многонационального советского народа, державы, раскинувшейся на просторах 1 /6 части планеты. Конституция как бы подводила итог государственного строительства и была призвана показать миру, что, возглавив страну, лежащую в руинах гражданской войны, именно он, Сталин, привел ее к победе социализма. Таким образом, к середине 30-х годов в СССР завершилось формирование административно-командной системы. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, усиление авторитарных начал в руководстве общественно-политической жизнью. Сужение демократических свобод и прав граждан и общественных институтов сопровождалось ростом и укреплением культа личности И.В.Сталина. Страна добилась впечатляющих экономических результатов. Миллионы советских людей получили образование, значительно повысили свой социальный статус, приобщились к культуре; десятки тысяч, поднявшись с самых "низов", заняли ключевые посты в хозяйственной, военной, политической сферах. Видимо, именно поэтому общественная атмосфера 30-х годов была пронизана пафосом свершений. Не следует забывать, что это были годы невиданного энтузиазма, подвижничества, массового трудового героизма советского народа, что не могло не вызывать симпатию и уважение миллионов людей различных стран мира. Но в конце 20-х годов ситуация изменилась. Стало проявляться все более нетерпимое отношение к инакомыслию. Литература и искусство все более идеологизируются в ущерб художественным достоинствам. Руководство их развитием осуществляется все в более жестких формах, через декретирование и администрирование. Это приводило многих деятелей культуры к творческому кризису, депрессии, отрицательно сказывалось на их деятельности. Что касается практического осуществления культурной революции, то исторически сложившаяся отсталость России предопределяла характер и темпы культурных преобразований. Начинать приходилось с ликвидации неграмотности. К 1 91 7 г. 76% населения в возрасте от 9 лет и старше были неграмотными. В деревне неграмотные составляли 80,4% населения. В декабре 1 91 9 г. вышел декрет о ликвидации.. Отменялась плата за обучение, упразднялось преподавание "закона божьего", вводилось новое правописание (была отменена буква "ять"). На фабриках, заводах, в деревнях, армейских частях создавались школы и пункты ликвидации безграмотности (ликбезы). К середине 20-х годов существовали следующие виды школ: начальная 4-летняя школа (I ступень), 5 - 9 классы (II ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодежи. В систему профессионально-технического образования входили школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ) на базе начальной школы. Появились в стране первые техникумы с трехлетним сроком обучения. Эта система в основном сохранилась и в последующие годы.

Ликвидация неграмотности была лишь первым шагом. Вторым стало создание системы народного образования. В июне 1918 г. был принят декрет Совнаркома "Об организации дела народного образования". В стране вводилось бесплатное общее и политехническое образование для всех детей до 1 7 лет. Центральной проблемой в формировании новой системы школьного образования являлся всеобуч - охват всех детей обучением. Введение всеобуча помогло решить и такую социально-политическую проблему, как преодоление культурной отсталости трудящихся национальных окраин. Дети самых отсталых прежде народов получили возможность учиться на своем родном языке. В годы II пятилетки было введено обязательное семилетнее образование. Большое значение в осуществлении задач всеобуча имела подготовка учительских кадров.. Большая их часть не приняли советскую власть. Учителей надо было привлечь на свою сторону, перевоспитать. Опираться следовало на передовую часть учителей, которые приняли советскую власть. В 1924-1925 г. в настроениях учительской массы произошел поворот в сторону советской власти.. Особое внимание уделялось приему в вузы пролетарской молодежи. Каждый человек, достигший 1 6 лет, мог поступить в любой вуз. Трудность состояла в том, что не все в этом возрасте имели среднее образование.В 20-30 е годы советская наука достигла больших успехов. Научные центры были созданы в союзных и автономных республиках. К концу 30-х годов в стране было 1400 НИИ. В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент - Н.И.Вавилов), начала работать АН БССР, к концу первой пятилетки организованы филиалы АН СССР в Казахстане, Таджикистане и др.

В 1934 г. АН СССР из Ленинграда была переведена в Москву. В естественных и ряде гуманитарных дисциплин, в литературе и искусстве коммунистическая партия в 20-е годы еще не сформулировала четкого отношения к тем или иным направлениям с позиции собственного толкования марксизма. Постепенно, начиная с 20-30-х годов, все сферы науки, культуры оказались под жестким контролем идеологии, определявшейся коммунистической партией. Ее руководство выступало высшим арбитром в научных, литературных и искусствоведческих спорах, определяло судьбу направлений в науке и культуре.

Положение науки, литературы, искусства

В 20 - 30-е годы советская наука достигла больших успехов. Научные центры были созданы в союзных и автономных республиках. К концу 30-х годов в стране было 1400 НИИ. В 1929 г. была основана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук имени В.И.Ленина (ВАСХНИЛ) с 12 институтами (президент - Н.И.Вавилов), начала работать АН БССР, к концу первой пятилетки организованы филиалы АН СССР в Казахстане, Таджикистане и др. В 1934 г. АН СССР из Ленинграда была переведена в Москву. В естественных и ряде гуманитарных дисциплин, в литературе и искусстве коммунистическая партия в 20-е годы еще не сформулировала четкого отношения к тем или иным направлениям с позиции собственного толкования марксизма. Постепенно, начиная с 20-30-х годов, все сферы науки, культуры оказались под жестким контролем идеологии, определявшейся коммунистической партией. Ее руководство выступало высшим арбитром в научных, литературных и искусствоведческих спорах, определяло судьбу направлений в науке и культуре. Мировое значение в 20-е годы имели работы С. В .Лебедева (создание синтетического каучука), А.Ф.Иоффе (ядерная физика), Н.Н.Семенова (химическая физика), К.Э.Циолковского и Ф.А.Цандера (космонавтика), Н.И.Вавилова и Н.К.Кольцова (генетика) и др. В 30-е годы в условиях индустриализации растет роль прикладных наук: геологии (академик А.Е.Ферсман), металлургии (академик И.П.Бардин), оптики (академик С. И .Вавилов), энергетики (академики Г. О. Графтио, М. А. Ша- телен). Особое внимание уделялось созданию боевой техники: самолетов (конструкторы С.В. Ильюшин, А. И. Микоян, Н. Н. Поликарпов, А. А. Туполев, А. С. Яковлев), танков (Ж. Я. Котин, А. А .Морозов), орудий (В .Г .Грабин, И. Т. Клейменов), стрелкового оружия (В. А. Дегтярев, В. Г. Федоров, Г. С .Шпагин). Летом 1937 г. летчики В.Чкалов, Г.Байдуков и А.Беляков на отечественном самолете совершили беспосадочный перелет в Америку через Северный полюс. Весь мир поразила смелая высадка на льды Северного полюса отважных исследователей Арктики И.Папанина, П.Ширшова, Э.Кренкеля и Е.Федорова. Развивалась историческая наука. Выходили труды Б.Грекова, М. Тихомирова, С. Бахрушина, М.Покровского и др. При АН СССР были созданы Институт истории и Институт философии. Развивалась и советская военная наука. политический послевоенный репрессия наука

Признание получили труды Б. Шапошникова, М.Тухачевского, Д. Карбышева и др. В годы первой и второй пятилеток была расширена сеть клубов, изб-читален, библиотек, начали создаваться Дома и Дворцы культуры, парки труда и отдыха. Крупнейшим архитектурным сооружением 20-х годов стал мавзолей Ленина (авторы В.Щуко и В.Гельфрейх). В 30-е годы началась реконструкция Москвы и Ленинграда, которая привела к сносу многих архитектурных памятников, особенно религиозного назначения (храм Христа Спасителя, Сухарева башня в Москве и др.). Символом эпохи должно было стать сооружение грандиозного Дворца Советов на месте храма Христа Спасителя. В 30-е годы распространялось звуковое кино: "Чапаев" братьев Васильевых, "Броненосец Потемкин", "Александр Невский" С. Эйзенштейна, "Трилогия о Максиме" Козинцева и Трауберга, "Мать" В.Пудовкина, "Мы из Кронштадта" Е .Дзигана, "Щорс" А. Довженко и др. Огромную популярность у массового зрителя имели артисты эстрады В.Козин и Л.Утесов. В литературе в 20-е годы писателей делили на пролетарских (Д.Бедный), крестьянских (С.Есенин) и попутчиков (Н.Тихонов, И.Эренбург). В это время существуют различные литературные группы: РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) с участием А.Серафимовича, А.Фадеева и т.д., ЛЕФ (левый фронт) под руководством В.Маяковского, Н.Асеева и др., "Серапионо- вы братья", куда входили М.Зощенко, В.Каверин, К.Федин и др. Большой общественныйрезонанс вызвали произведения М.Булгакова, Б.Пильняка, А.Платонова. В 30-е годы деятели культуры и искусства были объединены в профессиональные союзы: советских писателей (1934 г.), композиторов, художников, архитекторов и т.д. с целью обеспечения полного идеологического контроля. Единственно верным методом литературы был объявлен так называемый "социалистический реализм". Широкую известность получили пьесы А.Корнейчука "Гибель эскадры" и "Платон Кречет", Н.Погодина "Человек с ружьем" и др. Детская литература была представлена произведениями С.Маршака, А.Гайдара, С.Михалкова. Во весь голос звучали произведения М.Горького, М.Шолохова, А.Толстого, А. Фадеева, В. Маяковского, Я. Купалы, Я. Колоса и др. Развивалось изобразительное искусство. Художники М.Нестеров, А. Дейнеко, К. Петров-Водкин, М. Греков, Ю. Пименов, А.Пластов; скульпторы В.Мухина, С.Коненков, Л.Голубкина и др. создали ряд замечательных произведений. Крупными событиями театральной жизни стали рождение театра Е. Вахтангова, постановки В.Мейерхольда, спектакли МХАТа "Бронепоезд 14-69" (автор Вс.Иванов) и "Дни Турбиных" (автор М.Булгаков). В 20 - 30-е годы были созданы музыкальные произведения С.Прокофьева, Д.Шостаковича, песни И.Дунаевского. Но многие настоящие таланты, которые не вписывались в стиль социалистического реализма, подвергались опале. Формалистской объявили музыку Д. Шостаковича, в 1936 г. была запрещена его опера "Екатерина Измайлова", пачкунами со злостными намерениями были названы художники К.Малевич, М .Шагал. В 30-е годы запрещаются пьесы М.Булгакова "Багровый остров" и "Мольер". Очень сложно решался вопрос становления народной интеллигенции. Как показал исторический опыт, ее формирование осуществлялось двумя путями: привлечением и перевоспитанием старых специалистов и подготовкой в высших и средних специальных учебных заведениях кадров специалистов из рабочих и крестьян. Особые трудности у советской власти были на первом пути. Следует сказать, что в силу ряда объективных и субъективных причин значительная часть дореволюционной интеллигенции не приняли советскую власть (саботировали мероприятия новой власти по коренному переустройству страны, игнорировали призывы к сотрудничеству и т.д.). Значительная часть интеллигенции оказалась вскоре за пределами Отечества. В 1922 г. из Советской России были высланы около 200 видных деятелей интеллигенции с семьями. Местожительством основной массы эмигрантов стали страны Европы (Германия, Франция, Сербия, Польша и др.) и Северо-Восточный Китай (центр - г.Харбин). В местах компактного проживания эмигрантов центрами русской культуры стали учебные заведения, библиотеки, газеты, церкви. Была создана собственная система высшего образования: Русский свободный университет в Праге, восемь вузов в Париже. Во всех этих странах выходили русские газеты и журналы: "Возрождение" (редактор П.Струве) и "Последние новости" (редактор П.Милюков) в Париже, "Воля России" в Праге (орган эсеров) и др. К началу 30-х годов за рубежом работали 5 академиков и около 150 профессоров российских вузов. По инициативе Н.Бердяева в Берлине была создана Русская религиозно-философская академия. Н.Бердяев написал в эмиграции десятки книг: "Новое средневековье", "Истоки и смысл русского коммунизма", "Смысл истории" и др. Наряду с Бердяевым в эмиграции активно работали писатели и поэты И .Бунин, К. Бальмонт, В. Набоков, З. Гиппиус, композиторы С.Рахманинов, И.Стравинский, актеры и режиссеры Ф.Шаляпин, А.Павлова, С.Дягилев, художники И.Репин, А.Бенуа, Н.Рерих, В.Кандинский, ученые А.Чичибабин, И.Сикорский, В.Зворыкин и др. Многие тосковали по России и далеко не все выдержали нелегкие испытания на чужбине. Некоторые из эмигрантов по разным причинам вскоре или с "опозданием" вернулись - А.Толстой, А.Куприн, С.Прокофьев, М. Цветаева и др. Образцом умелого подхода к старым специалистам являлось отношение к ним В.И.Ленина, который неустанно подчеркивал их ценность и необходимость использования их знаний.

Заключение

Основным социально-экономическим содержанием послевоенной жизни общества стало восстановление разрушенного хозяйства. Мобилизационные возможности государства и эмоциональный подъем народа, стремление приблизить трудом по-настоящему мирную жизнь позволили довольно быстро решить основные задачи восстановления. В фокусе внимания исследования послевоенного периода находится государственная аграрная политика аграрная политика не оставляла шансов на быстрое восстановление довоенного уровня. Источники самообеспечения крестьянства и размеры торговли сократились, что стало одной из причин продовольственного кризиса 1946-47 гг. Первопричина социально- экономического кризиса 1946-47 гг. коренится в политической сфере. Обслуживание потребностей военно-промышленного комплекса, фундамент которого фактически закладывался в 1945-53 гг., превратился в главную цель функционирования СССР. Источником развития ВПК становится все народное хозяйство страны. Ограниченность производства товаров народного потребления, разоренное сельское хозяйство, низкий уровень жизни людей - все это следствие приоритетного положения военной промышленности. Объективным основанием жесткости государства в социально-экономической политике была необходимость высвободить финансовые средства для противостояния с западными станами в "холодной войне". В этом и заключалась основная сущность экономического

развития последнего этапа сталинской эпохи. Голод 1947 г. - прямое следствие деятельности властных структур. Всякий раз, когда в обществе создавалась критическая ситуация, строгость правительственной регламентации усиливалась, а централизация ресурсов и политической власти возрастали.

Крестьянский мир всегда ощущал грань, за которой разрушалась его самостоятельность и самобытность. Попытки государства управлять деревенской жизнью административными методами наталкивались на многообразные формы противодействия колхозников. Они выработали свои стратегии выживания: уклонялись от налогов, скрывали доходы, старались больше трудится в личных хозяйствах, чем в колхозах, мигрировали в города. Социальный протест был ответной реакцией сельского социума на широкомасштабное командование деревенской жизнью. С середины 1940-х гг. среди них нарастают общественная апатия, нелояльные настроений к власти. В то же время настроения не переросли в радикальный протест (открытые выступления, забастовки, выдвижение конкретных политико-экономических требований). В основе советской модели государственно-конфессиональных отношений лежала идея несовместимости социализма и религии. Но в отдельные периоды советской истории политические интересы государства определяли возможность компромисса с церковью. На смену антирелигиозному пароксизму 1920-30-х гг. в военные и послевоенные годы пришла более взвешенная религиозная политика. Конфессии в послевоенный период использовались государством в прагматических целях для достижения конкретных задач, в частности восстановления народного хозяйства. Наступление на церковь в 1948 г. было одним из проявлений кампании борьбы с инакомыслием в советском обществе. Итак, для большинства советских людей период мира в смысле выживания оказался не менее сложным, чем время войны. В послевоенный период советское общество продемонстрировало приобретенный в годы войны опыт выживания, а также такие качества как приспособляемость и сопротивляемость. Послевоенный мир осложнился многими социально-экономическими проблемами и кризисными явлениями.

Специфика развития советского общества в тот период была в том, что оно испытывало жесткое экономическое давление и идейно-политический контроль со стороны власти. В результате этого энтузиазм Победы и удовлетворение результатами восстановления смешивались у жителей с негативными реакциями. Рассогласование социально-экономических и культурно-нравственных процессов сдерживало эффективное развитие общества. Но его духовный потенциал аккумулировался в ожидании перемен.

Список используемой литературы

1.Аксенов Ю.С. Путь к коммунизму: утопии и реалии //Вопросы истории КПСС.- 1990.- №7.

.Аксенов Ю.С. Апогей сталинизма: послевоенная пирамида власти //Вопросы истории КПСС.- 1990.- №11.

.Зимарина Н. "Ленинградское дело" //Страницы истории КПСС…- М., 1988. - Кн.1.

.Зубкова Е.Ю. Общественная атмосфера после войны. (1945-1946гг.) //Свободная мысль.- 1991.- №6.

.Попов В.П. Российская деревня после войны (июль 1945 - март 1953 гг.): Сб. документов.- М., 1993.

.Рапопорт Я.Л. На рубеже двух эпох. Дело врачей 1953 года.- М., 1988.

.Суровая драма народов.- М., 1989.

Похожие работы на - Социально-политическая и духовная жизнь советского общества в послевоенные годы (1946-1953 гг.)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!