Формирование и развитие трудовых ресурсов в Республике Казахстан

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,2 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование и развитие трудовых ресурсов в Республике Казахстан

Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова

Факультет «Экономика и Управление»

Кафедра «Менеджмент»










КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление персоналом»

на тему: «Формирование и развитие трудовых ресурсов в РК»

Выполнил:

студентка III курса очного обучения

специальности «5В050700-Менеджмент»

Абдолдинова Айсулу

Научный руководитель:

Старший преподаватель

Токарева Е.Г.


Алматы 2013

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты развития трудовых ресурсов

1.1 Понятие, сущность трудовых ресурсов

.2 Структура рынка труда

2. Особенности и проблемы формирования трудовых ресурсов в республике Казахстан

2.1 Состояние рынка труда Казахстана в настоящее время

.2 Анализ данных по безработице в Казахстане

3. Современные аспекты развития рынка труда в республике Казахстан

.1 Проблемы развития рынка труда в Казахстане

.2 Современные подходы к развитию рынка труда

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В данной работе рассмотрена тема «Формирование и развитие трудовых ресурсов в РК».

На данный момент времени это очень актуальная тема, т.к. рынок труда - это важнейший элемент рыночной экономики. Еще в 90-х годах в Казахстане и положение на рынке труда стало напряженным и неустойчивым. Так в нашей жизни появилось негативное явление, как безработица.

В период перехода к рыночным отношениям во всех сферах экономики Казахстана происходят значительные преобразования. Претерпевает изменения и сфера труда. В этой ситуации актуальной становится проблема обеспечения занятости, решение которой немыслимо без целенаправленной государственной политики, взаимодействия всех структур по регулированию процессов и снижению напряженности на рынке труда.

Главной проблемой на рынке труда по-прежнему остается безработица, т.е. трудоустройство граждан (безработных) затруднено дефицитом вакансий, заявленных предприятиями и организациями в службу занятости, несмотря на их значительный рост.

Сложность ситуации еще и в том, что безработица существует на фоне крайне низкого уровня заработной платы. Поэтому надо искать пути повышения заработной платы (за счет максимального использования резервов, сокращения издержек производства и т.п.) увеличение доходов населения (которое, в свою очередь, создает условие для расширения производства и занятости).

Рынок труда является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Он, в свою очередь, актуализирует проблему воспроизводства трудовых ресурсов. Рынок труда представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы. Основные элементы рынка труда: субъекты рынка труда, правовые аспекты, регламентирующие отношения субъектов на рынке труда; конъектуру рынка труда; систему социальной защиты и др.

Цель курсовой работы - рассмотреть особенности формирования трудовых ресурсов в Республике Казахстан.

Задачи курсовой работы:

дать общую характеристику трудовых ресурсов ;

оценить сегодняшнее состояние рынка труда;

оценить проблемы и пути их решения.

1. Теоретические аспекты развития трудовых ресурсов

1.1 Понятие, сущность трудовых ресурсов

Рынок труда, как и рынки капиталов, товаров, ценных бумаг и т.д., является составной частью рыночной экономики. На нем предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, по поводу трудоустройства, условий труда и заработной платы.

Рынок труда представляет собой систему общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между присутствующими на рынке силами: предпринимателями, трудящимися и государством.

Организационной формой выражения таких интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, и профсоюзы - с другой. Государство же выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты и программы развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решений и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты, и система стимулирования развития производительных сил.

Занятость является одной из существенных характеристик экономики, благосостояния народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чистое экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т.е. имеет демографическое и социальное содержание.

Как экономическая категория, занятость представляет собой совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. С этих познаний занятость выступает как важнейшая характеристика рынка труда.

По роду деятельности всех занятых можно разбить на три большие группы:

-занятые в экономике оплачиваемой деятельностью;

-военнослужащие;

учащиеся с отрывом от производства.

По поводу вовлечения в трудовую деятельность занятых в экономике:

наемные работники;

работодатели;

самозанятые.

Достижение полной и эффективной занятости является одной из ключевых задач социально - экономической политики государства, важнейшей проблемой экономической науки.

Понятие «полная занятость» не имеет однозначного толкования. В зависимости от критерия, положенного в основу его характеристики, оно трактуется по разному.

Возникает вопрос: при каком уровне вовлеченности в профессиональный труд может быть достигнута полная занятость? Видимо, при соответствии рабочих мест потребности в них населения. Однако не каждое рабочее место может удовлетворить потребность в нем. Об этом говорит наличие вакантных рабочих мест одновременно с наличием безработных. Поэтому речь должна идти о предлагаемых экономически целесообразных рабочих местах.

Под экономически целесообразным понимается продуктивное рабочее место, позволяющее человеку реализовать свой личный интерес, добиться высокой производительности труда, используя достижения науки и техники, и иметь достойный заработок, гарантирующий нормальное воспроизводство работника и его семьи.

Следовательно, если спрос на экономически целесообразные места будет удовлетворяться соответствующим по профессионально - квалификационной структуре предложением рабочей силы, то это и будет означать полную занятость.

Особенность товара «труд» заключается в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а следовательно, и средств к существованию, которые нужны ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом.

Существенная особенность товара труд заключается также в его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует (по теории предельной производительности) в создании благ.

.2 Структура рынка труда

Исходя из данного выше определения рынка труда, установим составные части или элементы рынка труда. Ими будут:

1.Стороны рыночных отношений или субъекты рынка: работодатели или их представители и ищущие работу люди.

2.Правовые акты, регламентирующие отношения субъектов рынка труда.

.Конъюнктура рынка - соотношение спроса и предложения труда, определяющая ставки заработной платы на конкретные виды труда и уровень занятости населения.

.Службы занятости населения (центры, биржи, бюро и др.).

.Инфраструктура рынка труда: службы профориентации, подготовки и переподготовки работников, фонды занятости, рекламные фирмы и др.

.Система социальных выплат и гарантий для высвобождаемых из производства, переводимых на новое место работы, безработных.

.Альтернативные временные формы обеспечения занятости: общественные работы, надомный труд, сезонные работы и др.

  1. Организация встречи продавцов и покупателей труда.
  2. Обеспечение конкурентной среды внутри каждой из сторон рыночного взаимодействия.
  3. Установление равновесных ставок заработной платы.
  4. Помощь в решении вопросов занятости населения.
  5. Осуществление социальной поддержки безработных.

Как уже отмечалось, на рынке труда продают труд. Работник оказывается производителем труда. Но не любой человек является трудоспособным. На рынке труда существует несколько групп трудоспособных людей:

  1. Те, кто не имеет работы, но хочет работать и ищет работу (здесь могут быть безработные, имеющие соответствующий статус; лица, впервые вступающие в трудовую деятельность; лица, ищущие занятие после перерыва в работе).
  2. Те, кто хоть и имеют работу, но неудовлетворен ею и подыскивает другое место основной или дополнительной работы.
  3. Занятые, но явно рискующие потерять работу и поэтому ищущие другое место работы.

Указанные категории людей определяют предложение труда на рынке труда.

Основой трудового потенциала страны является ее экономически активное население, состоящее из занятых и безработных. Рынок труда опосредует отнюдь не все процессы распределения и перераспределения рабочей силы. Через него движется только та рабочая сила, которая выступает товаром, то есть наемная рабочая сила. Часть ее находит рабочие места, становится занятым населением и покидает рынок, перемещаясь в сферу производства (сферу труда). Другая часть продавцов рабочей силы остается на рынке труда, дожидаясь нанимателя.

Что же касается тех носителей рабочей силы, которые являются в то же время собственниками рабочих мест (работодатели, самозанятые, члены кооперативов и иные коллективные собственники), то в этих случаях для соединения факторов производства купля-продажа рабочей силы не нужна. Это соединение осуществляется непосредственно а процессе распределения рабочей силы минуя рынок труда.

Реформирование экономики на рыночных началах способствовало тому, что работа по найму оказалась основной формой занятости. Через рынок трудоустраиваются 86,9% рабочей силы. Не по найму работают 13,1% занятых, являющихся индивидуальными и совместными собственниками средств производства. Наиболее многочисленная группа из них - члены кооперативов и других коллективных предприятий и организаций (около 7 млн. человек).

Рынок рабочих мест как составная часть рынка труда, характеризующий потребность в труде или спрос на него, складывается из числа вакансий как на действующих, так и на вновь вводимых в действие предприятиях и организациях и количества рабочих мест, занятых работниками, не удовлетворяющими работодателя и потому ищущему им замену.

В зависимости от соотношения между спросом и предложением труда конъюктура рынка труда может быть трех типов:

1.Трудодефицитной, когда рынок труда испытывает недостаток предложения труда.

2.Трудоизбыточной, когда на рынке труда имеется большое число безработных и, соответственно, избыток труда.

.Равновесной, когда спрос на труд соответствует его предложению.

Каждый из типов рыночной конъюнктуры может относится к тому или иному региону или сфере приложения труда, образуя в совокупности общий рынок труда в стране.

Рынок труда - явление многообразное, имеющие различные аспекты. Различают модели или типы рынков труда, его виды и разновидности, а также сегменты. Важно понять, что под этим подразумевается. Имеются общие для любых рыночных условий характеристики рынков труда, но каждый региональный или национальный рынок труда имеет и свои особенности.

Среди типов выделяют внешний, или профессиональный, рынок труда и внутренний - внутрифирменный рынок. Среди разновидностей выделяются открытый и скрытый рынок труда. Каждый из рынков подразделяются на части, называемые сегментами.

Внешний - профессиональный рынок труда характеризует отношения между продавцами и покупателями труда в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Для этого необходимо, чтобы у предлагающих услуги труда было наличие профессий и специальностей, в которых нуждаются многие предприятия. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров, то есть предполагает возможность свободного перехода с одного места работы на другое.

Внутренний рынок труда образуется в связи с перемещением работников с одной должности на другую пределах одного предприятия. Это перемещение может происходить по горизонтали - переводом на другое рабочее место и по вертикали - переходом с повышением в должности или ростом квалификации. Внутренний рынок ориентирован на работников, специализированных для работы в условиях конкретного предприятия с учетом его особенностей. Предприятие, если нет против этого каких-то конкретных причин, заинтересовано в сохранении людей, знающих специфику его производства. Поэтому развитие внутреннего рынка работает на снижение текучести кадров.

Открытый рынок труда охватывает все трудоспособное население, представленное на рынке труда. Этот контингент, в свою очередь, делится на:

1.Организованную, или официальную, часть открытого рынка, которая замыкается на государственную службу занятости населения и включает в себя также выпускников официальной или государственной службы профессионального образования.

2.Неофициальную часть - тех граждан, которые занимаются своим трудоустройством путем прямых контактов с предприятиями или негосударственными структурами трудоустройства и профессионального образования.

Скрытый рынок труда слагается из работников, занятых на предприятиях и в организациях, но имеющих большую вероятность потерять занятость и оказаться без работы. К этой разновидность рынка труда могут быть отнесены и работники, формально числящиеся на предприятиях, но не работающие и не получающие заработную плату. Такое положение сегодня наблюдается в казахстанской экономике в большом масштабе. Оно вызвано ликвидацией прежней системы экономических отношений и производственных взаимосвязей, потерей традиционных поставщиков или потребителей и недостаточностью предпринимаемых усилий по переориентации производства, его конверсии, выводу предприятий из кризисного состояния.

Рынок труда представляет собой сложную систему отношений, которая подразделяется на части - подсистемы в виде конкретных целевых рынков, называемых сегментами.

Сегментация рынка труда - это процесс разделения работодателей и продавцов труда на группы по объединяющим их признакам. Сегментарный рынок труда - это рынок с четко обозначенными частями - сегментами, на которых сосредотачиваются определенные категории конкурирующих между собой работников. Такие сегменты образуются, например, на рынках женского труда, труда инвалидов, пожилых трудящихся и др.

Сегментирование рынка труда имеет большое значение для: анализа рынка; изучения его структуры и емкости; выявления контингента, образующего предложение труда и спрос на него; определения перспектив рынка труда. Подобное изучение составляет содержание маркетинга рынка труда.

Сегментирование производится по разным категориям и в зависимости от различных признаков. Ими могут быть: географическое положение, демографические характеристики, социально-экономические показатели, психографические показатели, поведенческие характеристики.

Особое значение имеет выделение сегментов, в которых сосредоточены мало конкурентоспособные группы лиц, нуждающихся в работе: молодежь, вступающая в трудоспособный возраст; пожилые работники; инвалиды 3-й группы; женщины с детьми, то есть все те, кто особо нуждается в социальной поддержке со стороны государства.

Таким образом, рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рынков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психологические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене рабочей силы - заработной плате.

2. Особенности и проблемы формирования трудовых ресурсов в Республике Казахстан

.1 Состояние рынка труда Казахстане в настоящее время

По данным Агентства РК по статистике, во втором квартале 2004 года, как показали результаты выборочного обследования населения по проблемам занятости, численность экономически активного населения в возрасте 15 лет и старше составила 7,5 миллиона человек, по сравнению с предыдущим кварталом увеличилась на 334,3 тысячи человек (на 4,7%), передает Казахское информационное агентство. Из них мужчины составили 3,8 миллиона (50,7%), женщины - 3,7 миллиона (49,3%). В общей численности экономически активного населения городское население составило 4,2 миллиона человек и увеличилось против первого квартала на 226,5 тысячи человек (на 5,6%), сельское - 3,3 миллиона (рост на 107,9 тысячи, или на 3,4%). Численность экономически неактивного населения - 3 миллиона человек.

В экономике республики во втором квартале были заняты 6,8 миллиона человек, что на 433,3 тысячи (на 6,8%) больше, чем в предыдущем квартале, из них численность наемных работников превысила 4 миллиона человек, самостоятельно занятые - 2,8 миллиона.

В государственных организациях трудились 42,1% от общего числа наемных работников, негосударственных организациях - 38,9%, у физических лиц - 12,1%, в крестьянских (фермерских) хозяйствах - 6,9%.

Среди занятого населения численность мужчин составила 3,5 миллиона, или более половины (51,7%), женщин - 3,3 миллиона (48,3%).

В структуре занятого населения основную часть (28,8%) составляли лица в возрасте 35-44 года, 14,2% - молодежь 15-24 лет. Средний возраст работающего - 39 лет. Каждый пятый занятый имел высшее образование, каждый четвертый - среднее профессиональное, каждый третий - среднее общее.

На занятое в сфере услуг население приходится 42,7%, занятое в сельском, лесном и рыбном хозяйстве - 41,3%, в промышленности и строительстве - 16%. В промышленности наибольшая доля занятых приходится на обрабатывающую (58,1%) и горнодобывающую (21,8%) сферы. Из всех занятых в экономике в сфере торговли, ремонте автомобилей и изделий домашнего пользования были заняты 836,2 тысячи человек (12,2%), образовании - 594,6 тысячи (8,7%), на транспорте и в связи - 458,8 тысячи (6,7%), здравоохранении и социальных услугах - 289,7 тысячи (4,2%).

Число безработных (лиц, которые не имели доходного занятия, активно его искали и были готовы приступить к нему) во втором квартале составило 679,6 тысячи человек, что меньше, чем в предыдущем периоде на 99 тысяч человек.

Уровень безработицы сложился в 9% (в первом квартале - 10,8%). В структуре безработных каждая вторая (402,8 тысячи) - женщина. Три четверти безработных имели опыт трудовой деятельности, причем каждый пятый в категории служащего, каждый второй - рабочего. Каждый третий безработный во втором квартале был незанят по причине отсутствия любой работы, каждый шестой - из-за ее отсутствия после окончания учебного заведения и также в связи с увольнением по сокращению штатов, каждый девятый - по ликвидации предприятия, а после увольнения по собственному желанию - 7,8% и по окончанию срока договора - 3,5% от всех безработных. Из числа безработных имеют высшее образование 81,3 тысячи человек (12%), среднее общее - 287,6 тысячи (42,3%), среднее профессиональное образование - 168,9 тысячи человек (24,9%). Наибольшее число безработных - 251 тысяч человек (36,9%) - в возрасте 25-39 лет.

Численность граждан, состоящих на учете в органах занятости в качестве безработных (по данным Министерства труда и социальной защиты населения) на конец июня 2004 года составила 256,1 тысячи человек, что на 13,4 тысячи или на 5% меньше, чем в предыдущем периоде текущего года.

.2 Анализ данных по безработице в Казахстане

трудовой ресурс рынок безработица

Рост безработицы приводит к таким неблагоприятным социально-экономическим последствиям как:

  • рост численности граждан, относящихся к маргинальным группам населения;
  • рост психологической подавленности безработных;
  • рост числа самоубийств, численности алкоголиков, наркоманов;
  • рост числа криминальных элементов в обществе;
  • снижение естественного прироста населения и средней продолжительности жизни населения.

Для выхода из кризисной ситуации и подъема производства необходимо активное участие государства. Если оно этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Это как? Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство - что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок.

Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на данный момент располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема - отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий. Вторым ключом решения проблемы безработицы со стороны государства является улучшение работы центров занятости.

Потери по возможному фонду оплаты труда безработных - это средства, которые могли быть получены в виде заработной платы, если бы безработные были заняты в экономике. Если бы люди их получили, то истратили в основном на покупку продуктов питания, предметов первой необходимости, коммунальные платежи и т.д., а также отложили бы на «черный день» или для дорогостоящей покупки, это так называемый отложенный спрос. Все эти финансовые средства казахстанская экономика потеряла. Как потеряли их и местные и государственные бюджеты, которые при нормальном развитии событий получили бы налоги.

Рассмотрим численность безработных и уровень безработицы в 1-м полугодии 2004 г. по данным Национального статистического агентства.

Таблица 1 Население Республики Казахстан (на начало года, тыс.чел.)

2003 г.169812004 г.16891

Таблица 2 Численность безработных и уровень безработицы в 1-м полугодии 2004 г.по Казахстану

Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, тыс. чел.Уровень безработицы в %январьМартиюньЯнварьмартиюнь288,8288,6270,54,24,24,0

Таблица 3 Удельный вес трудовых ресурсов в общей численности населения в %

19992000200120032004200455,655,455,555,255,3…Численность занятого населения (млн. чел.)7,87,66,96,66,66,5Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости (в среднем за год, тыс. чел.)….33,740,570,1139,6282,4Уровень безработицы (в процентах к численности экономически активного населения)……0,40,61,12,1……

Как видно из статистических данных, ситуация на рынке труда осложняется, количество безработных неумолимо растет, все четче происходит дифференциация доходов. Но тем не менее, государственная политика регулирования рынка труда создает условия для смягчения ситуации, оказания реальной помощи в поиске работы, переобучения востребованным профессиям, социальной защиты безработных и членов их семей, находящихся на иждивении, медицинского страхования и др.

И это проблема не только государства и бирж труда. Динамичность сегодняшнего времени требует от каждого члена общества активности, постоянного поиска, движения вперед, не останавливаясь на достигнутом.

Только такая позиция может обеспечить выход из кризисной ситуации и привести к экономическому и социальному благополучию суверенного Казахстана.

3. Современные аспекты развития рынка труда в Республике Казахстан

.1 Проблемы развития рынка труда в Казахстане

В период перехода к рыночным отношениям во всех сферах экономики Казахстана происходят значительные преобразования. Претерпевает изменения и сфера труда. В этой ситуации актуальной становится проблема обеспечения занятости, решение которой немыслимо без целенаправленной государственной политики, взаимодействия всех структур по регулированию процессов и снижению напряженности на рынке труда.

Главной проблемой на рынке труда по прежнему остается безработица, т.е. трудоустройство граждан (безработных) затруднено дефицитом вакансий, заявленных предприятиями и организациями в службу занятости, несмотря на их значительный рост.

Сложность ситуации еще и в том, что безработица существует на фоне крайне низкого уровня заработной платы. Поэтому надо искать пути повышения заработной платы (за счет максимального использования резервов, сокращения издержек производства и т.п.) увеличение доходов населения (которое, в свою очередь, создает условие для расширения производства и занятости).

Наиболее проблемно трудоустройство граждан, ищущих работу впервые, в том числе выпускников профессиональных учреждений всех уровней и общеобразовательных школ - их доля среди обратившихся составляет 38%, востребованность же на рынке труда минимальная из-за отсутствия опыта работы. Молодежь - будущее станы и в частности города Барнаула, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие. Поэтому при профобучении приоритет отдается молодежи. Стабилизации на молодежном рынке труда может способствовать широкое распространение так называемых гибких или нестандартных форм занятости, которые, так же как и активная политика содействия занятости, играют высокую роль в решении проблем молодежной безработицы. Осуществление целевой программы ² Молодежная практика². В рамках ее реализации территориальные отделы должны поддерживать тесные контакты со многими предприятиями и организациями, заключать с ними договоры на создание временных рабочих мест.

Основной же проблемой трудоустройства является качественное несоответствие между спросом и предложением рабочей силы, т.е. между структурой имеющихся вакантных мест и профессиональным составом ищущих работу. Хотя увеличение числа заявленных вакансий произошло по всем отраслям экономики, однако, в большей части для замещения свободных мест требуются работники без специальной подготовки по непрестижным, низкооплачиваемым профессиям (например, грузчики, сторожа и т.д.) в городе таких вакансий порядка 86%, причем 655 из них заявлено предприятиями и организациями негосударственного сектора экономики. На долю инженерно-технических работников и служащих приходится не более 13% вакансий - это, как правило, места для работников культуры, народного образования и здравоохранения, экономистов, бухгалтеров, агентов, и других работников рыночной экономики, которым выдвигаются дополнительные требования - определенный опыт работы, знание компьютера, ограничение возраста.

Затруднено трудоустройство граждан, имеющих специфические профессии, ранее используемые на предприятиях военно-промышленного комплекса (химики, технологи, аппаратчики) в то же время предприятия города испытывают потребность в специалистах высокой квалификации: в промышленности - станочники, наладчики, слесари; в строительстве - электрогазосварщики, плотники.

Исходя из складывающейся обстановки в городе, приоритетным направлением в решении проблем занятости является активная политика занятости, сокращение периода безработицы, скорейшее возвращение безработных к производительному труду.

3.2 Современные подходы к развитию рынка труда

Развитие рынка труда в Казахстане на наш взгляд, характеризовалось усилением интенсивности движения рабочей силы; снижением занятости в государственном секторе экономики и ее перераспределением в сферу самостоятельной занятости; продолжающимся процессом высвобождения работников и преобладанием выбывших над прибывшими; сохранением масштабов скрытой безработицы; сокращением количеств- на вакантных рабочих мест и ростом предложения на фиксированном рынке труда; ростом официально зарегистрированной безработицы.

В данной связи отметим, что приоритетными направлениями политики занятости населения Республики Казахстан на 2004 г. являются:

поддержание занятости в государственном секторе;

развитие и расширение альтернативных форм занятости (малый и средний бизнес, предпринимательство, само занятость и т. п.);

активная политика на рынке труда по предотвращению высвобождения;

регулирование процессов высвобождения работников путем принятия упреждающих мер;

содействие трудоустройству;

создание дополнительных рабочих мест, особенно для мало конкурентных на рынке труда категорий населения;

совершенствование системы профессиональной ориентации и переобучения безработных и незанятого населения;

обеспечение социальной защиты граждан, потерявших работу.

На наш взгляд, в дальнейшем ситуация в сфере занятости в полной мере будет зависеть от хода проводимых экономических реформ. В создавшихся условиях "продолжающейся общей дестабилизации для повышения продуктивной занятости необходимо введение в действие механизма активной политики на рынке труда".

По прогнозам казахстанских ученых, численность занятых в отраслях экономики снизится особенно заметно в государственном секторе.

Отсутствие собственных оборотных средств, недостаточность инвестиций вызовут хронические простои производства и соответственно сокращение численности работников.

Опросы руководителей крупных предприятий показали, что "на стабилизацию экономики может повлиять инвестиционная активность". Ряд предприятий, не представляющих инвестиционного интереса, а их немало, находятся под риском сокращения или ликвидации.

Совершенствование структуры центральных исполнительных органов, ликвидация несостоятельных производств, выполнение мероприятий по оптимизации бюджетной сферы, а также продолжающаяся передислокация ряда министерств и ведомств в новую столицу значительно увеличат количество высвобождаемых.

Предполагается также, что дополнительный спрос на рабочую силу со стороны работодателей сократится, что еще больше осложнит проблему трудоустройства. Понизится конкурентоспособность лиц, ищущих работу, особенно среди женщин, молодежи, лиц предпенсионного возраста, а также рабочих с низкой квалификацией.

Отметим, что решение вышеперечисленных проблем имеет несколько уровней, в частности, не только общереспубликанский, но и региональный. В рамках Закона Республики Казахстан "0 занятости населения" и с учетом мероприятий концепции государственной политики занятости населения и Программ действий акимов областей по углублению реформ на 2004-2005 гг. каждым регионом разработана Программа занятости населения отражает изменения ситуации на рынке труда, дает ее анализ и прогноз, а также предусматривает меры социальной защиты граждан, потерявших работу.

В целях сдерживания роста безработицы и смягчения ее последствий службами занятости предпринимаются меры по социальной защите неработающих граждан.

В первую очередь необходимы упреждающие меры, например, в целях предотвращения высвобождения работников на конверсионных предприятиях предполагается переобучение их за счет средств ФСЗ.

Во-вторых, содействие в трудоустройстве, квотирование рабочих мест, то есть главенствующей формой социальной защиты будет оставаться трудоустройство. Значительное внимание будет уделено трудоустройству мало конкурентной на рынке труда категории населения, для которых устанавливается квота. Это молодежь до 20-ти лет, одинокие и многодетные родители, лица предпенсионного возраста, длительно неработающие, освобожденные из мест лишения свободы.

В-третьих, содействие в развитии предпринимательской деятельности, малого бизнеса, самозанятости. Для этого нужно тесное сотрудничество с центрами малого и среднего бизнеса при акиматах по обучению, при посредстве службы занятости, основам маркетинга в сфере Для создания дополнительных рабочих мест и открытия собственного дела безработными, прошедшими обучение, предполагается выделение кредитов на возвратной основе.

В-четвертых, организация общественных работ при непосредственном участии районных и городских акимов с частичным финансированием за счет средств ФСЗ.

В-пятых, профессиональная подготовка и переобучение безработных, так как сокращение на рынке труда повышает требования к уровню квалификации граждан, ищущих работу, необходимости владения смежными профессиями и иностранными языками, знанию принципов рыночной экономики (маркетинга и ценообразования, правового обеспечения, бухгалтерского учета и налогообложения, финансирования, инвестирования и т.д.).

Заключение

Рынок труда является одним из элементов рыночной экономики. Он представляет собой систему общественных отношений в согласовании интересов работодателей и наемной рабочей силы.

Важнейшим показателем состояния рынка труда является уровень безработицы.

Единственный фактор, сдерживающий рост безработицы с точки зрения динамических потоков на рынке труда - существенное увеличение доли безработных, перешедших в состав экономически неактивного населения (например, женщины - заняты ведением домашнего хозяйства).

В результате усиления работы с работодателями службы занятости наблюдалась тенденция к увеличению числа вакансий, заявленных в органы службы занятости. Но не смотря на это, трудоустройство граждан по-прежнему затруднено. Так наибольшие трудности в трудоустройстве испытывают:

  • женщины;
  • граждане, которые впервые вышли на рынок труда, в том числе выпускники профессиональных учреждений всех уровней и образовательных школ - из-за отсутствия опыта работы;
  • граждане старше 40-45 лет;
  • затруднено трудоустройство граждан, имеющих специфические профессии (химики, технологи, аппаратчики).

На рынке труда в большей части для замещения свободных мест требуются работники без специальной подготовки по непрестижным, низкооплачиваемым профессиям (грузчики, сторожа и т.д.). и, наоборот, на специалистов высокой квалификации выдвигаются дополнительные требования - определенный опыт работы, знание компьютера, ограничение возраста.

На рынке труда большим спросом пользуются станочники, наладчики, электрогазосварщики, плотники.

Исходя из складывающейся обстановке в Казахстане для улучшения положения на рынке труда государственная служба занятости должна развивать качества рабочей силы через образование, профессиональную подготовку и переподготовку, совершенствовать информационные системы на рынке труда, целевая поддержка мест; развитие механизмов трудоустройства вообще и в частности, поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев. Главный же путь решения проблемы безработицы на рынке труда по нашему мнению - экономический рост производства (восстановление законсервированных производственных мощностей), что приведет к увеличению темпа роста числа занятых в экономике.

В целом же, рынок труда на данный момент неустойчив, поэтому в 2006 году может произойти как увеличение безработных, так и понижение числа безработных.

Список использованной литературы

1.Закон Республики Казахстан "0 занятости".

2.Постановление Правительства Республики Казахстан от 11, 04.97. №539 "О программе занятости населения.

.Закон Республики Казахстан "Об индивидуальном предпринимательстве".

.Постановление Правительства РК от 04.06.97. № 927 "Об утверждении положения о порядке поддержки создания новых рабочих мест и развития индивидуального предпринимательства из средств государственного фата содействия занятости".

.Нурсеитов А. Госрегулирование производства в условиях рынка. Алматы, 1994, Гл. 5. С. 72-79.

.Куватов Р., Болганбаев А. Экономика и проблемы переходного периода. Алматы, 1997. Гл. 4. С. 237.

.Казахстан и страны СНГ. №1, 1997, Национальное статагентство. Ежеквартальный журнал Алматы.

.Казахстан и другие государства. Алматы, 1997. Нацстатагентство.

.Человек и труд. М., 1997, февраль.

Похожие работы на - Формирование и развитие трудовых ресурсов в Республике Казахстан

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!