Разработка бизнес-плана по оказанию услуг в сфере коммуникации

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    218,71 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка бизнес-плана по оказанию услуг в сфере коммуникации











Разработка бизнес-плана по оказанию услуг в сфере коммуникации

1.     
Теоретические основы бизнес планирования

1.1    Понятие и функции бизнес-плана

В условиях быстрых изменений в экономике очень важно своевременно принимать соответствующие меры реагирования. Неоценимую помощь здесь оказывает планирование, позволяющее проанализировать весь комплекс будущих операций бизнеса. Именно на основе планирования дальнейшего развития предприятия появляется реальная возможность минимизировать внутренние и часть внешних рисков компании, сохранить гибкость управления производством. Если работа без плана является вынужденной реакцией на уже произошедшие события, то деятельность на основе плана - управленческая реакция на ожидаемые и запланированные явления.

Любая конструкция создается сначала на бумаге. Дом, самолет, космический корабль и компьютер начинаются с чертежей и расчетов.

Бизнес-план - это план построения бизнеса, и к нему надо относиться с соответствующим вниманием. Точно так же, как чертеж или расчет, бизнес-план - это размышление перед действием. Именно он позволяет проверить все «за» и «против», прежде чем браться за дело и искать ресурсы. Обращение к бизнес-плану, как правило, происходит тогда, когда компании необходимы перемены и когда для их осуществления не хватает ресурсов компании. Важнейшим фактором, влияющим на судьбу обращения за необходимыми ресурсами и часто определяющим судьбу проекта, является качество предоставляемых материалов. По данным журнала «Эксперт», примерно 90% предлагаемых проектов отвергается уже на этапе рассмотрения бизнес-планов. Стандартная доля отсева проектов на самой первой стадии (когда вы впервые приходите в банк или к инвестору и беседуете с рядовым клерком отдела кредитования) составляет 95%. Клерк может не принять 95 из 100 приходящих к нему заявок. Как только он доложит начальству о том, что «проект представляет интерес», шансы получить ресурсы значительно повышаются. Фактически все зависит от вашего первого визита, от первой встречи. Для того чтобы с вами говорили как с серьезным потенциальным партнером, необходимо предоставить бизнес-план.

Ценность бизнес-плана тем не менее не ограничивается необходимостью убедить инвесторов в том, что у предприятия есть достойная поддержки бизнес-идея. Он имеет важное значение и для управленческого персонала фирмы, поскольку точно определяет содержание целей предприятия, а также время и пути их достижения.

Существуют четыре основные причины составления бизнес-плана:

1. Возможность обнаружить проблемы «на бумаге» до того, как они возникли. Бизнес-план в первую очередь нужен тому, кто задумывает изменения в своем бизнесе, и для того, чтобы взглянуть на себя со стороны. Новое дело всегда предполагает некоторый прогноз развития событий. Здесь обязательна попытка для самого себя уяснить основные направления бизнеса, его сильные и слабые стороны, прикинуть примерный объем денег. Все это необходимо для того, чтобы, трезво оценив ситуацию, иметь представление о реальных перспективах развития бизнеса. В качестве примера можно рассмотреть случай из истории одной фирмы: «Один из первых заказов на бизнес-план для кредита привел к отрицательному результату. По всем расчетам получалось: чтобы отдать кредит в реальные сроки, каждая торговая точка организации должна иметь оборот в размере 3 млн. рублей, а она имела не более 1 миллиона. Чудес в бизнесе не бывает: поднять оборот втрое нереально. Кредит брать было нельзя. Но заказчик был доволен результатом: «Если бы я не просчитал все и как-то получил бы кредит, - сказал он, - то не смог бы его отдать. Уж если на бумаге не получается, то в жизни еще сложнее. На мне повисли бы 500 000 долларов невозврата. Вот тогда был бы повод расстроиться». Именно составление бизнес-плана заставило его отказаться от рискованной идеи, оказавшейся только поверхностно привлекательной».

2. Без бизнес-плана практически невозможно привлечение инвестиций. Термин «бизнес-план» стал модным в 1991-1992 гг. Это было время «отрицательных» банковских ставок: инфляция больше, чем проценты по кредиту, поэтому отдавать нужно «пустые» деньги. В таких условиях получение кредита часто определялось личными взаимоотношениями банкира и заемщика, а не качеством бизнеса. Поэтому в ответ на предложения по разработке бизнес-плана можно было услышать: «Скажите, пожалуйста, а есть ли гарантии, что по нему дадут деньги?» Уже тогда правильный ответ звучал так: «Гарантировать можно только то, что без бизнес-плана денег не дадут». И это было сущей правдой. Чем ближе к цивилизованному рынку, тем жестче становится это правило.

. Бизнес-план - это стандартный документ ознакомления с предприятием и обязательное требование со стороны цивилизованного рынка. Как и всякое явление, бизнес-планирование переживает взлеты и падения. Сейчас на Западе уже само собой понимается, что у фирмы должен быть бизнес-план. Его отсутствие является в глазах иностранных партнеров существенным недостатком предприятия, отражающим слабость управления компанией.

Бизнес-план - это элемент имиджа вашего предприятия. Значительно убедительнее выглядит человек, который знает, как будет развиваться его фирма в течение ближайших лет, чем тот, который затрудняется ответить на этот вопрос. Не удивительно, если зарубежные партнеры попросят разрешения ознакомиться с бизнес-планом фирмы, основными направлениями ее развития на ближайшее время или с другими аналогичными документами. На Западе принято, что такой документ существует и с ним идет постоянная работа.

. Бизнес-план - это инструмент контроля и управления.

Итак, подводя итог можно отметить, что бизнес-план - это стартовая точка и базис плановой и исполнительской деятельности предприятия, единый источник стратегической информации о нем. Бизнес-план прямо воздействует на все результаты работы предприятия.

В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции:

1)      Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

)        Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

)        Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в развившейся практике невозвращения кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

)        Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени.

Бизнес-план обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом менеджмент данной компании намерен использовать этот потенциал. Велико его значение и для привлечения деловых партнеров, создания совместных предприятий, а также для получения финансирования.

1.2    Назначение и функции бизнес-плана

Бизнес-план - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности фирмы и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса фирмы и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.

Он составляется при постановке научных исследований и опытно-конструкторских разработках новых изделий, товаров, продуктов, услуг (в дальнейшем НТ), проектировании строительства новых объектов, создании новых предприятий, производств, торговых точек, объектов сервисного обслуживания и т.п. и для организации деятельности действующих предприятий различных форм собственности и выполняет следующие функции:

         оценка перспективы развития фирмы или проекта, которая позволяет быть готовым к изменениям рыночной и экономической ситуации;

         повышение квалификации аппарата управления, заставляя менеджеров практически думать о возможностях фирмы, ее конкурентах и других проблемах, что ведет к принятию более квалифицированного решения;

         защита средств инвесторов, что является моральным и юридическим долгом предпринимателя;

         определение основных потребителей НТ и стратегии конкурентной борьбы;

         информирование инвестора о состоянии дел предпринимателя, что очень важно для преодоления возможных финансовых проблем;

         обеспечение поставок сырья и комплектующих изделий без предоплаты, так как поставщик, благодаря бизнес-плану, может увидеть своего потенциального надежного клиента;

         рекламирование и формирование убеждения потенциальных потребителей в способности фирмы производить свою продукцию в достаточном количестве и достаточного уровня качества;

         снижение вероятности банкротства в связи с обнаружением возможных дорогостоящих ошибок.

Процесс составления бизнес-плана вынуждает предпринимателя критически оценивать собственные силы, так как ему приходится отвечать на такие вопросы, как:

         Так ли уж хороша сама идея?

         Будет ли положительный результат?

         На кого рассчитана новая техника, продукт или услуга?

         Найдет ли она своего покупателя?

         С кем придется конкурировать?

         Смогу ли защитить свои права на новизну или конкурентам не представляет труда ее скопировать?

         По силам ли организовать такой проект?

Для составления бизнес-плана необходима следующая информация:

         идея и цель нового проекта;

         объем потенциального спроса;

         оценка производственных возможностей для реализации проекта;

         оценка управленческой команды.

Цель разработки бизнес-плана - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

-        определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

-        сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

         выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

         выявит соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

         определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

         оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

         предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

1.3    Структура и содержание бизнес-плана

Бизнес-план должен быть достаточно подробным, чтобы, ознакомившись с ним, его потенциальный инвестор смог получить полное представление о предлагаемом проекте и понять его цели (табл. 1).

Таблица 1. Укрупненная структура разделов бизнес-плана

№ раздела (подраздела)

Наименование раздела (подраздела)


Титульный лист


Резюме

1

Описание бизнес среды

1.1

Обзор рынка

1.2

Сегменты рынка

1.3

Прогнозы и тенденции

1.4

Нормативные положения

2

Описание компании

3

План по трудовым ресурсам

3.1

Штатное расписание

3.2

Организационная структура

3.3

Заработная плата и премии

4

Оперативный план

4.1

Помещения

4.2

Оборудование и материалы

5

Маркетинговый план

5.1

Цели по объему рынка

5.2

Организация деятельности предприятия

5 3

Анализ потребителей

5.4

Продвижение компании на рынке

5.5

Реклама

6

Риски и пути их разрешения

7

Финансовый план

 

Цель резюме - вызвать интерес читателя, показать основы вашего плана и заставить прочитать его до конца. Если план составлен только для собственных интересов, можно не развивать этот раздел. Этот раздел должен суммировать цель любых фондов, показать вид и условия возможного финансирования, включая условия возврата платежей или инвестиций.

Описание бизнес среды описывает в общих словах ту среду, в которой планируется действовать. В данном разделе рассматриваются следующие позиции исследования:

Рынок - отражает текущий размер рынка услуг, предоставляемых компанией, крупнейшие региональные сегменты рынка и ожидаемые будущие темпы роста.

Тенденции - определяет главные направления (например, технологические изменения, моду и т.п.), влияющие на промышленность или бизнес. Информацию относительно этих направлений можно получить путем ознакомления с соответствующей литературой и обсуждений с покупателями и поставщиками.

Политика и нормативные положения - отражает как существующее законодательство влияет на виды услуг, предоставляемых компанией, на то, как они предлагаются на рынок и каким образом осуществляются.

Сведения о компании - отражают информацию относительно формы организации бизнеса, приведены краткие сведения об управляющих и консультантах своей компании.

План по трудовым ресурсам рассматривает следующие важные составляющие:

         Штатное расписание

         Организационная структура

         Заработная плата

При составлении штатного расписания описываются требования к персоналу, должностные обязанности сотрудников, структуру компании и планируемые затраты.

После составления штатного расписания, описывается организационная структура, чтобы показать иерархию подчинения.

Заработная плата - окончательный шаг при подготовке штатного расписания будет распределение заработной платы и премий.

Оперативный план, затрагивает вопросы, связанные с оборудованием, помещениями, используемыми материалами и ресурсами.

При описании помещений описывается, как компания планирует использовать помещения для производства и офисов. При описании оборудования описывается то, какое оборудование использует компания, поставщиков и дальнейшие планы по поставкам и номенклатуре. Сырье и материалы - изучить потребности в материалах, в которых нуждается компания.

Маркетинговый план является фундаментом для всех проектов. В любом случае, когда требуется сделать прогноз, следует подготовить несколько сценариев развития: оптимистический, пессимистический или наиболее реальный.

Цели по объему рынка отражают текущее положение на рынке, долю рынка, занимаемого данной компанией и прогнозируемые объемы занимаемого рынка.

Организация деятельности описывает форму организации бизнеса, которую планируется использовать. Как данная организация должна превосходить то, что делают конкуренты.

Анализ покупателей - анализируется главные критерии оценки деятельности компании со стороны потребителей. Поэтому проведение опроса среди различных групп потребителей будет необходимым фактором успеха достоверного анализа.

Продвижение компании на рынке - описание инструментов по продвижению компании в глазах потребителей и поставщиков, заказчиков.

Реклама - как будет передаваться информация о услугах потенциальным клиентам, сколько может стоить эта передача информации.

Финансовый план - последний раздел бизнес плана. Финансовый план поможет компании и каждому потенциальному инвестору определить, как много потребуется наличности и когда, чтобы начать и сохранить прибыльный бизнес. Вы также должны быть в состоянии оценить, какую прибыль можно получить при том размере капитала, который готовы или собираетесь инвестировать. Рассмотрены все основные отчеты финансового плана:

. Отчет о прибылях и убытках;

. План по наличности;

. Прогнозный баланс;

. Основные фонды;

. Финансовые коэффициенты.

Данный раздел покажет как объединить все прогнозы в финансовый план. Поскольку многообразие информации может привести к ее недостоверности, чтобы не ошибиться, необходимо разработать несколько вариантов прогноза:

• пессимистический,

• оптимистический.

Различия в прибылях и наличности при переходе от одного варианта к другому покажут степень риска, с которым возможно встретиться.

1.4    Российская практика бизнес планирования

Незащищенность российского бизнеса связана, в частности, с плохой организацией бизнеса, выражающейся в отсутствии системы разработки и реализации планируемых изменений.

Проблемы на предприятиях России в области планирования объясняются рядом причин:

         В условиях ценовой конкурентоспособности не было необходимости в сколь-либо серьезной аналитической работе. Ее недостаток стал ощущаться лишь в 1996-1997 годах, когда с вводом «валютного коридора эффективность экспортных поставок упала до критически низкого уровня».

         С начала реформ экономика страны еще ни разу не оказалась в стабильном состоянии, позволяющем делать надежные прогнозы. Сегодня нельзя точно сказать, сколько еще лет потребуется, чтобы восстановить утраченные позиции, хотя в последнее время положительные тенденции в экономике очевидны.

         Отсутствует достаточно действенная мотивация со стороны внешней среды на проведение регулярного планирования, особенно долговременного. Пока благоприятная обстановка на внешних рынках, выгодный обменный курс, имеющийся запас по издержкам производства в сравнении с западными конкурентами обусловлены благоприятной структурой цен на ресурсы, особенно энергетические и трудовые. Все это отвлекает внимание многих руководителей предприятий от проблем низкой эффективности производства.

Большинство российских предпринимателей склонно впадать в крайности. Одни полагают, что наличие тщательно оформленного бизнес-плана реально помогает решать проблемы и гарантирует успех. Другие считают, что «вся эта писанина» не имеет никакого отношения к реальному бизнесу, которым им приходится заниматься. По мнению Игоря Лавровского, директора консалтинговой фирмы Rapid Development Systems, российский бизнес пока что лишь копирует западный, причем копирует не фундаментальные основы, а лишь внешние признаки. Несмотря на все спонсируемые средства массовой информации, промоушн-проекты, арт-бизнесы, общая атмосфера в российском бизнесе тяжелая и гнетущая, потому что он повернут внутрь самого себя, фрагментирован, склонен не к росту и развитию, а к насильственной борьбе за непонятно кому нужное существование. Александр Малков, менеджер KPMG, считает, что в настоящий момент собственников российских предприятий можно условно разделить на две категории. Первая категория - это те, которые видят рост своего благосостояния через возможность использовать ресурсы компании в личных целях, не заботясь о выживании предприятия в долгосрочном периоде. Вторая категория - это те, которые напрямую связывают рост своего благосостояния с ростом капитала компании в долгосрочном периоде, причем последние всегда сталкиваются с проблемой нехватки капитала для достижения долгосрочных целей.

Планирование бизнеса уже сегодня существенно содействует российским предприятиям в решении их насущных задач.

Однако, к сожалению, российская специфика состояния рынка усложняет процедуры разработки бизнес-планов и учета в них ряда трудно предсказуемых факторов. К последним можно отнести уровень инфляции, плавающие банковские и налоговые ставки, перевод рублевых показателей в твердые валюты, проблемы оплаты поставок из-за кризиса неплатежей, недостаточность информационных и статистических данных и т.д. Зарубежный опыт и пока еще небольшой опыт отечественных предприятий показывает, что даже в условиях переходного периода составлять бизнес-планы вынуждает сама жизнь. Механизм делового планирования в России включает в себя теорию, методологию и практику, охватывающие все особенности российского экономического климата. Деловое планирование призвано объединить в себе все этапы реализации предпринимательских идей - от возникновения до воплощения в жизнь. Уже сейчас бизнес-план становится главным документом внутрифирменного планирования на предприятии. В условиях переходного периода подобный план должен быть плановой программой изучения рынка и конкурентов, рисковой производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и продаж, обеспечивать адаптацию деятельности фирмы к новым условиям. Такого рода подход предполагает возможность и необходимость разработки локальных бизнес-планов по отдельным проектам, продуктам (товарам) и услугам. В кризисных же условиях бизнес-план предприятия призван, прежде всего, решать задачи улучшения его финансового состояния. Формирование антикризисного бизнес-плана - одна из наиболее характерных особенностей бизнеса в России.

Бизнес-план - это стартовая площадка любого попавшего в затруднительное положение предприятия, фундамент его оздоровления. Но необходимо всегда помнить, что лишь тщательное исследование может привести к составлению реально выполнимого плана обеспечения рыночной стабильности фирмы. Любая ошибка может стоить дополнительных немалых средств, а, может быть, приведет к краху всего проекта.

Поскольку большинство российских предприятий и организаций находится в сложных финансовых обстоятельствах, бизнес-планы имеют, в основном, антикризисную направленность, нацелены на хозяйственное оздоровление. Плановая программа выживания и оздоровления российского предприятия обычно формируется как специальный бизнес-план. Однако его структура, а главное сама сущность всецело направлены на одну цель - удержать получившее пробоины судно на плаву, отбуксировать его в тихую гавань, капитально отремонтировать, существенно обновить и пустить в плавание на качественно новом уровне, не опасаясь более за его будущее. Далее приводится порядок и система подобной плановой программы с учетом российских условий.

.       
Анализ деятельности ООО «Сибирская информационная компания»

2.1    Характеристика ООО «Сибирская информационная компания»

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская информационная компания» начало свою деятельность в октябре 2008 года. Общество было реорганизовано из индивидуального предпринимательства для расширения деятельности и укрепления позиций на занимаемом рынке.

Предметом деятельности Общества являются:

- деятельность в области телефонной связи и документальной электросвязи;

-        прочая деятельность в области электросвязи;

         консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники;

         разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

- деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;

  техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники;

-        прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;

         рекламная деятельность;

         осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству России.

Единственным учредителем и директором Общества с ограниченной ответственностью «Сибирская информационная компания» является гражданин Российской Федерации Трифонов Михаил Алексеевич.

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская информационная компания» ставит своей целью развитие деятельности по оказанию услуг населению в сфере коммуникаций.

2.2    Анализ технико-экономических показателей ООО «Сибирская информационная компания»

За время своего существования компания прошла два отчетных периода, один из которых попал на окончание 2007 года, второй на конец первого квартала 2008 года. В первом отчетном периоде компания отчиталась по «нулевой» отчетности, так в данном периоде отсутствовала финансово-хозяйственная деятельность, не было движения на расчетном счете и заработная плата не выплачивалась. Второй отчетный период представляет информацию по деятельности предприятия с 1 января 2008 года по 31 марта 2008 года. Финансовая отчетность в этот период представлена следующими видами документов (Приложение 6):

         Бухгалтерский баланс на 31 марта 2008 года;

         Отчет о прибылях и убытках за период с 1 января по 31 марта 2008 года;

         Отчет о движении денежных средств за период с 1 января по 31 марта 2008 года;

         Приложение к бухгалтерскому балансу за период с 1 января по 31 марта 2008 года.

Баланс - это финансовый отчет, отражающий состояние средств, обязательств и капитала на определенный момент времени в денежном выражении. Баланс состоит из двух частей - актива и пассива. Актив показывает экономические ресурсы предприятия, которые должны принести прибыль в результате хозяйственной деятельности. Пассив баланса отражает право собственности на эти экономические ресурсы и состоит из капитала и обязательств, которые предприятие имеет перед кредиторами.

Активы предприятия, то есть ресурсы, которые должны принести предприятию выгоды в будущем, сформированы из основных (внеоборотных) активов и оборотных. Оборотные средства предприятия отличаются от основных активов тем, что предприятие владеет этими средствами на протяжении периода, не превышающего один год. В течение некоторого времени (менее одного года) эти средства трансформируются в деньги, затем оборотные средства пополняются, обеспечивая тем самым непрерывный процесс текущей деятельности предприятия. Используемые в процессе деятельности предприятия оборотные средства включаются в издержки предприятия и участвуют тем самым в формировании прибыли компании. Основные средства приобретаются предприятием в расчете на длительное, более одного года, использование. Это результат так называемых долгосрочных вложений (инвестиций) предприятия. Основные средства предприятия сформированы основным оборудованием и транспортом, стоящем на балансе предприятия. Основное оборудование представлено платежными терминалами, на которых и строиться деятельность всего предприятия в целом.

Пассив баланса составляют краткосрочные обязательства, отражающие сумму задолженностей предприятия различным юридическим и физическим лицам, каждая из этих задолженностей должна быть погашена в течение срока, не превышающего один год. Долгосрочные обязательства представляют собой заемный капитал компании. Отличительной особенностью рассматриваемого предприятия является отсутствие обязательств и займов. Весь пассив состоит из собственного капитала, вкладываемого владельцами на неопределенный промежуток времени и не предполагающего возврата когда-либо в будущем. Собственный капитал предприятия сформирован уставным капиталом, который является величиной фиксированной и установлен в размере 10 000 рублей, и нераспределенной прибылью. Нераспределенная прибыль представляет вторую часть собственного капитала предприятия. По своему происхождению, это - чистая прибыль, не распределенная между участниками, а реинвестированная в предприятие.

Бухгалтерский баланс, отражающий состояние организации на 31 марта 2008 года, отражает улучшение финансового состояния, за счет увеличения основных и денежных средств. Основные средства предприятия увеличились на 104 000 рублей, благодаря дополнительному закупу оборудования, представленного платежными терминалами. На конец отчетного периода произошло увеличение денежных средств организации на 40 854 рубля, благодаря предшествующему событию.

Отчет о прибылях и убытках - финансовый отчет, в котором показаны доходы, расходы и прибыль предприятия за определенный период времени.

Отчет формируется путем последовательного вычитания издержек из выручки предприятия, при котором фиксируются промежуточные итоги:

-               валовый доход,

-              операционная прибыль,

-              прибыль до выплаты процентов и налогов,

-              прибыль до выплаты налогов,

-              чистая прибыль (конечный итог).

Выручка от реализации отражается в «чистом» виде, т.е. без налога на добавленную стоимость. В отчетном периоде выручка ООО «Сибирская информационная компания» составляет 605 828 рублей.

Себестоимость проданных товаров отображается одной строкой. Для производственных компаний она включает затраты прямого труда, затраты на прямые материалы и производственные накладные издержки. В случае по рассматриваемой компании ООО «Сибирская информационная компания» себестоимость услуг будет включать затраты на заработную плату сотрудников, арендные платежи, транспортные расходы и затраты на связь, что составляет 271 500 рублей.

Валовая прибыль представляет собой разницу между выручкой от реализации и себестоимостью реализованных услуг. В случае ООО «Сибирская информационная компания» валовая прибыль равна 334 328 рублей.

Коммерческие расходы включают в себя оплату с поставщиками и прочие расходы, связанные с деятельностью по оказанию услуг населению в сфере коммуникаций и составляют 338 000 рублей.

К прочим операционным доходам относятся денежные средства, которые имеются у предприятия на начало расчетного периода, представляющие собой личные вложения владельца бизнеса и представлены в сумме 233 958,5 рубле     й.

Налог на прибыль начисляется по упрощенной системе налогообложения в соответствии с правилами, принятыми в налоговом законодательстве. Начисленные налоги за первый квартал составляют 121 165,5 рублей.

Таким образом, на конец рассматриваемого периода чистая прибыль предприятия будет составлять 109 121 рубль. Денежные средства, отражающие чистую прибыль, могут быть использованы для увеличения оборотных средств предприятия и реинвестиций.

Основной целью отчета о движении денежных средств является обеспечение стейкхолдеров (в узком смысле слова: лицо, имеющее долю в уставном капитале предприятия; в широком смысле: одно из физических или юридических лиц, заинтересованных в финансовых и иных результатах деятельности компании: акционеров, кредиторов, держателей облигаций, членов органов управления, сотрудников компании, клиентов, общества в целом) информацией о поступлении и выплате денежных средств предприятия за отчетный период. Эта информация должна помочь дать ответы на следующие вопросы:

-              получает ли фирма достаточно средств для покупки основных и оборотных активов с целью дальнейшего роста;

-              требуется ли дополнительное финансирование из внешних источников для обеспечения необходимого роста предприятия,

-              располагает ли фирма достаточными свободными денежными средствами для их использования на погашение долга или вложений в производство новой продукции.

Существуют два метода составления отчета о движении денег:

-        прямой метод;

-        косвенный метод.

Суть прямого метода заключается в том, что последовательно рассчитываются основные поступления и основные выплаты от операционной деятельности, разница между которыми составляет чистый приток или чистый отток денег за счет операционной деятельности.

При косвенном методе расчета денежных средств от операционной деятельности за начальную точку отсчета берется чистая прибыль, которая в последующем корректируется на суммы, которые входят в расчет чистой прибыли, но не входят в расчет денежных средств.

По данным отчета о движении денежных средств видно, что расходная часть отчета превышает доходную. Такая ситуация возникла вследствие финансовых вложений в закуп нового оборудования. С данной ситуацией организация справляется, привлекая средства из предыдущего отчетного периода. Тем самым показывая чистое увеличение денежных средств на конец отчетного периода на 109 121 рублей.

По итогам проведенного анализа общей деятельности общества с ограниченной ответственностью «Сибирская информационная компания» наблюдается устойчивое финансовое положение компании. Для развития деятельности компании по оказанию услуг в сфере коммуникаций не выявлено каких-либо объективных причин отказа. Компания показывает высокий уровень стабильности. Для дальнейшего развития необходимо рассмотрение всех факторов, касающихся специфики рынка, на котором функционирует рассматриваемое предприятие, и составление плана действий бизнеса данной сферы.

2.3   
Обоснование бизнес-плана ООО «Сибирская информационная компания»

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская
информационная компания», именуемое в дальнейшем «Общество», создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Полное фирменное наименование Общества на русском языке: Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская информационная компания», сокращенной наименование на русском языке ООО «СибИнфо».

Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава Общества и действующего законодательства Российской Федерации.

Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами. Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на его место нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.

Общество является собственником принадлежащего ему имущества и
денежных средств и отвечает по своим обязательствам собственным имуществом. Участники имеют предусмотренные законом и учредительными документами Общества обязательственные права по отношению к Обществу.

Место нахождения Общества: Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ул. Кукуевицкого, д. 20.

Место нахождения Общества определяется местом его государственной регистрации.

Целью деятельности Общества является извлечение прибыли, а также расширение рынка товаров и услуг.

Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества являются:

- деятельность в области телефонной связи и документальной электросвязи;

-        прочая деятельность в области электросвязи;

         консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники;

         разработка программного обеспечения и консультирование в этой области;

- деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов;

  техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники;

-        прочая деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий;

         деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием;

         рекламная деятельность;

         осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству России.

Для достижения целей своей деятельности Общество может приобретать права, нести обязанности и осуществлять любые действия, которые не будут противоречить действующему законодательству и Уставу Общества.

Общество осуществляет свою деятельность на основании любых, за исключением запрещенных законодательством, операций, в том числе путем:

- проведения работ и оказания услуг по заказам юридических лиц и граждан как в России, так и за рубежом на основании заключенных договоров или в инициативном порядке на условиях, определяемых договоренностью сторон;

  поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг в кредит, оказания финансовой или иной помощи на условиях, определенных договоренностью сторон;

-        участия в деятельности других юридических лиц путем приобретения их акций, внесения паевых взносов;

         создания совместных предприятий с иностранными юридическими лицами и гражданами в соответствии с действующим законодательством;

         осуществления совместной деятельности с другими юридическими лицами для достижения общих целей.

Единственным учредителем и директором Общества с ограниченной ответственностью «Сибирская информационная компания» является гражданин Российской Федерации Трифонов Михаил Алексеевич.

Общество ведет деятельность в области предоставления услуг связи населению посредствам платежных терминалов, которые являются составляющей финансового вендинга и вендин-бизнеса в целом.

Вендинг-бизнес - это продажа товаров или оказание услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов, автоматов для бытового обслуживания, развлекательных автоматов, терминалов для оплаты услуг). Относительно новое направление вендинг-бизнеса - финансовый вендинг - это продажа товаров или оказание услуг с помощью автоматизированных систем, то есть при помощи платежных терминалов. Платежный терминал - это устройство, предназначенное для приема платежей за различные услуги (мобильная связь, коммерческое телевидение, Интернет, IP-телефония, коммунальные услуги, реклама, платежные интернет-системы).

Перед Обществом стоит задача занять 2,33% (что в количественном выражении 35 терминалов к концу 2008 года) рынка платежных терминалов в городе Сургуте, конечной целью является укрепление позиций на существующем рынке. У платежных терминалов - большое будущее. Но рынок платежных автоматов в количественном выражении не очень большой. Поэтому только те компании, которые сейчас заложат свою базу и займут самые интересные места в городах, станут лидерами этого рынка.

Для того чтобы осуществить основную цель данного проекта необходимо производить планомерный закуп оборудования: раз в четыре месяца - три платежных терминала, ежемесячно - один платежный терминал. По достижении основной цели - занятие 2,33% рынка города Сургута, будут достигнуты и второстепенные цели бизнеса: укрепление позиций на рынке, создание положительного имиджа компании с динамично развивающейся структурой.

Помимо этой деятельности возможно введения дополнительных сфер по работе с поставщиками и клиентами и перспектива получения дополнительного дохода. Данная область будет включать предоставление рекламных площадей на платежном терминале - выгодная и перспективная деятельность для обеих сторон: для Общества - дополнительные доходы, для поставщиков и клиентов - возможность рекламы собственного бренда или бизнеса.

Отличительной особенностью ведения деятельности в области предоставления услуг связи посредствам платежных терминалов будет являться индивидуальный подход к поставщикам и клиентам, наличие рекламной продукции, и главное преимущество - разработанный бизнес-план ведения деятельности в этой области.

Обзор рынка вендинга

Вендинг - это новый, стабильный и выгодный бизнес, который является на сегодняшний день одним из наиболее динамичных и перспективных в России.

Вендинг - это продажа товаров или оказание услуг с помощью автоматизированных систем (торговых автоматов, автоматов для бытового обслуживания, развлекательных автоматов, терминалов для оплаты услуг).
Вендинг является высокорентабельным бизнесом за счёт минимизации накладных расходов и возможности перемещения торговых автоматов в более привлекательные точки без особых затрат.

Объединение торгового и технического направлений, упакованных в современный дизайн - это и есть вендинг. Техническая революция и социальный прогресс общества превратили знакомый нам «железный киоск», торгующий газировкой за три копейки, в автомат торгующий чем угодно и дающий сдачу даже без удара по нему «рабоче-крестьянским» кулаком.

В 90-е годы в России появляется много новых явлений: Интернет, сотовая связь и вендинг-бизнес. Но с вендингом Россия отстала от запада на сто лет. Торговля через вендинговые автоматы является высокотехнологичным, рентабельным и высокодоходным бизнесом во всем мире. Сегодня вендинг развивается как альтернативный канал розничной продажи.

Факты из истории вендинга:

·        Около I века н.э. - первое описание устройств по продаже воды для омовения рук в храмах в труде Герона Александрийского «Пневматика».

·        Начало XVII века - в Англии появились устройства для продажи табака порциями.

·        1886 год - в США выдан первый патент на торговый автомат. «Робот» предназначался для продажи жевательной резинки.

·        Конец XIX века - появился первый торговый автомат в России. Фирма «Жорж Борман», выпускавшая шоколад и конфеты, установила автомат по продаже плиток шоколада в Санкт-Петербурге.

·        конец 1950-е гг. - торговля через автоматы получила второе рождение. Никита Хрущев, ознакомившись с системой автоматизированной торговли в капстранах, решил ввести этот вид торговли в СССР.

·        1960-е годы - в московском Детском мире появилось два вида автоматов: копеечный автомат со школьными тетрадями (одна копейка - одна тетрадь) и с простыми карандашами. Следом появились автоматические кассы на вокзалах, автоматы по продаже газет, газированной воды, спичек и папирос - на улицах.

·        2002 год - в Манчестере открылся первый английский автоматический супермаркет, в котором было представлено более 150 наименований товаров.

·        2005 год - в США сеть фаст-фудов «МакДональдс» начала масштабную установку автоматов по прокату DVD своей дочерней компании RedBox.

Итак, XX век в России ознаменовался зарождением нового перспективного вида бизнеса - вендинг-бизнеса. Он принес большие прибыли его начинателям, стабильно высокие прибыли большинству их продолжателей. Каждый день появляются новые торговые автоматы, поэтому границ для этого бизнеса с торговыми автоматами нет. Торговые автоматы стали модны и востребованы. Если обратить внимание, на то, где появляются в первую очередь торговые автоматы, то можно заметить, что это дорогие, модные места, хотя предполагается, что они должны работать «ближе к народу». Любое респектабельное место стремится обзавестись торговыми автоматами престижа ради, а не для выгоды. Впрочем, выгода себя проявит в том, что покупатели (клиенты, посетители) привыкнут к автоматному сервису и навсегда станут его потребителями.

Каждый день в мире появляются тысячи новых торговых автоматов. Все что может продавать человек - может продавать и машина. Кроме того, в отличие от обычного продавца торговые автоматы - одинаково «вежливы» со всеми. Автоматы не «болеют», не отдыхают, другими словами - работают 24 часа в сутки. Торговые автоматы ежеминутно обслуживают многих и многих покупателей по всему миру.

И в России с каждым днем становится все больше разнообразных торговых автоматов, с каждым днем растут продажи через них. Конечно, наша страна развивается в этой сфере несколько медленнее, чем зарубежные государства, но в этом и заключается перспектива данного бизнеса: постоянное развитие, постоянная работа, постоянная прибыль.

Относительно новое направление вендинг-бизнеса - финансовый вендинг - это продажа товаров или оказание услуг с помощью автоматизированных систем, то есть при помощи платежных терминалов. Этот вид бизнеса за пару лет прочно занял свою нишу на рынке. Преимущества оплаты счета за квартиру или телефон с помощью терминалов потребители оценили очень быстро.

Обзор рынка платежных терминалов

Платежный терминал - это устройство, предназначенное для приема платежей за различные услуги (мобильная связь, коммерческое телевидение, Интернет, IP-телефония, коммунальные услуги, реклама, платежные интернет-системы). На сегодняшний день через платежные терминалы можно оплатить услуги 200 операторов, а количество оплачиваемых услуг более 300.

Следует отметить, что современные платежные терминалы появились в России относительно недавно, поэтому рынок не переполнен, что выгодно для хорошего старта нового прибыльного бизнеса. Кроме того, существует ряд методов по повышению эффективности ведения бизнеса в сфере платежных терминалов. В первую очередь, следует обратить внимание на выбор привлекательного дизайна аппарата, достижение простоты и удобства в его использовании. Кроме того, такой автомат является прекрасным местом для размещения различного рода рекламной информации. Это может служить дополнительным увеличением дохода.

Построение бизнеса с помощью платежных терминалов имеет ряд преимуществ. Во-первых, автоматы приема платежей могут работать круглосуточно. Во-вторых, нет необходимости подбирать, нанимать и контролировать целый штат персонала. Всего один человек может обслуживать до десяти платежных терминалов. В-третьих, платежные терминалы имеют быструю окупаемость, причем все затраты идут только на покупку и обслуживание автомата. В-четвертых, система контроля автомата максимально автоматизирована. Все расчеты осуществляются автоматически. Баланс и другую информацию можно посмотреть через сеть Интернет. В-пятых, полная комплектация аппарата обеспечивает стабильную бесперебойную работу, что в конечном итоге принесет гарантированную прибыль.

В настоящее время каждый желающий может использовать терминал для решения множества задач. Платежные терминалы предоставляют услуги оплаты мобильной связи разных операторов, кабельного и спутникового телевидения, Интернета и IP телефонии, а также коммунальные услуги. Но и это еще не все. С каждым днем спектр услуг для населения расширяется, возникают все новые и новые варианты использования платежных систем. Согласно мнению специалистов, платежные системы будут широко востребованы во всех сферах российского бизнеса. В частности, это оплата междугородней связи, пополнение банковских счетов, бронирование и продажа билетов, продажа сотового контента - мелодий, картинок, игр - и т.д.

Помимо приема платежей современные платежные системы предоставляют рекламно-информационные услуги. Терминал, установленный в торговом центре, может с легкостью выступать в роли путеводителя по торговому залу. Кроме того, может предоставить посетителю информацию об имеющихся в магазинах товарах, их свойствах, качестве и ценах. Такая особенность платежных терминалов помогает покупателю быстро сориентироваться там, где на нескольких этажах торгового центра расположено множество магазинов и бутиков с различными торговыми марками и огромным ассортиментом товаров.

Рынок платежных терминалов растет в России поистине головокружительными темпами. По заявлениям его участников, если еще три года назад по всей стране можно было найти тысяч десять подобных аппаратов, то в 2006 году их было уже не меньше 50 тысяч, а в 2007 году может быть свыше 100 тысяч (Диаграмма 1, Источники: компания «Уникум», данные журнала «Эксперт»). Впечатляют и обороты этого бизнеса. Три года назад это были сотни тысяч долларов в год, а сегодня, по данным Национальной ассоциации участников электронной торговли (НАУЭТ), годовой оборот рынка платежных терминалов оценивается в 15,5 миллиардов долларов. А количество транзакций, по некоторым подсчетам, в среднем составляет порядка 10,5 миллионов в сутки.

Диаграмма 1. Число платежных терминалов в России

Примечательно, что платежные терминалы - явление, характерное исключительно для российской действительности. «Где-нибудь в Европе или в Америке вы не найдете такого обилия автоматических устройств, принимающих наличные деньги, - рассказывает Туяна Халудурова, специалист по маркетингу компании «Уникум» - крупного российского производителя платежных терминалов. - Эти аппараты получили в России столь широкое распространение прежде всего из-за недостаточной распространения банковских карточек - в развитых странах все оплачивается через карты. У нас же люди предпочитают производить различные платежи наличными деньгами, оттого и распространяются платежные терминалы, которыми пользоваться действительно удобно: вставили купюру - и через считанные минуты у вас на счете, например, мобильной связи появились средства».

При помощи платежных терминалов можно оплачивать различные услуги в области связи (Диаграмма 2). По данным опроса, проведенным холдингом ROMIR Monitoring, операцией №1, которую респонденты осуществляют через платежные терминалы, является оплата мобильной связи - 91%, еще четверть (27%) - оплачивают доступ в Интернет. Главным преимуществом платежных автоматов пользователи называют быстроту и отсутствие очередей (67%), тогда как главной претензией является не столь широкий выбор услуг - «не все услуги можно оплатить» (24%) - и значительная комиссия за проведение операций (23%).

Диаграмма 2. Услуги, оплачиваемые через платежные терминалы

Ежегодные темпы роста рынка платежных терминалов составляют от 30% до 80% в зависимости от региона. По оценкам экспертов, в 2006 году объем оплаты услуг только мобильной связи через платежные терминалы составил 10,5 миллиардов долларов. И, вероятно, это не предел. Компании, предоставляющие услуги на этом рынке предлагают все новые и новые сервисы, которые потребители успешно осваивают, ожидая дальнейшего расширения списка услуг и сервисов. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного холдингом ROMIR Monitoring в рамках всероссийского онлайн-омнибуса (ежемесячный опрос пользователей Интернета с использованием онлайн-панели Ромир) в феврале 2007 года.

В ходе февральского онлайн-омнибуса было опрошено 1370 активных пользователей Интернет (заходящих в Сеть как минимум раз месяц) в возрасте от 18 лет и старше. Респондентам был задан вопрос о том, пользуются ли они услугами платежных терминалов. Две трети опрошенных (65%) ответили, что они регулярно пользуются этими автоматами. Отрицательный ответ дали соответственно 35% респондентов. Несколько чаще, чем в среднем по выборке утвердительно отвечали на вопрос интернетчики, проживающие в Москве. Среди пользователей платежными терминалами было выявлено равное число мужчин и женщин. Согласно полученным результатам, чем моложе респонденты, тем выше среди них доля пользователей услугами платежных терминалов: среди 18-24 летних участников опроса - 68%, среди респондентов старше 44 лет - 58%. Исследование также показало, что чем выше доход респондентов, тем больше среди них пользователей услугами платежных терминалов: в низкодоходной группе - 61%, в высокодоходной - 74%.

По частоте использования платежных терминалов было проведено очередное исследование (Табл. 2). Каждый второй респондент (48%), оплачивающий мобильную связь через платежные терминалы, обычно делает не чаще раза в месяц. Еще треть респондентов (36%) оплачивают мобильную связь через терминалы 2-3 раза в месяц. Говоря об оплате других услуг, респонденты в большинстве случаев говорили о том, что пользуются платежными автоматами раз месяц и реже: интернет - 77%, коммунальные услуги - 94%, стационарный телефон - 95%.

Таблица 2. Частота использования услуг платежных автоматов,%


1 раз в неделю и чаще

2 - 3 раза в месяц

1 раз в месяц и реже

Мобильная связь (N= 813)

16

36

48

Интернет (N = 241)

5

18

77

Оплата коммунальных услуг (N = 86)

2

4

94

Оплата стационарного телефона (N = 58)

3

2

95


Респондентам, которые пользуются услугами платежных автоматов, был также задан вопрос о степени их удовлетворенности качеством и количеством услуг, предоставляемых платежными терминалами. 92% респондентов ответили, что в той или иной степени они удовлетворены (59% - скорее устраивают, 33% - полностью устраивают). Причем среди молодежи 18-24 лет степень удовлетворенности качеством услуг платежных терминалов несколько выше, чем среди респондентов старше 35 лет - 94% против 85% соответственно.

Среди преимуществ платежных автоматов респонденты чаще всего называли фактор быстроты проведения операций и отсутствия очередей - 67%. Еще 17% опрошенных указали на удобное расположение автоматов. Менее 10% респондентов назвали такие причины: круглосуточная работа терминалов, отсутствие необходимости общаться с оператором, простоту использования, безопасность.

Те же респонденты, которые высказали неудовлетворенность работой платежных автоматов, а таковых, напомним, было выявлено 8%, привели целый список своих претензий. Четверть из них посетовали на то, что через терминалы можно провести оплату достаточно ограниченного количества услуг. Еще четверть пожаловались на слишком высокую комиссию, взимаемую за платежные операции. Каждый пятый неудовлетворенный работой терминалов респондент сказал, что автоматов мало, а еще 12% отметили неполадки - «автоматы заедают, плохо работают».

«Все мы помним, как порой было неудобно добираться до кассы конкретного оператора сотовой связи и вносить на свой счет деньги, - говорит Наталья Коротченко, менеджер по продажам компании «Росвендинг», специализирующейся на продаже и обслуживании платежных терминалов. - Платежный аппарат - спасение для тех, кто не хочет стоять в очереди и добираться по определенному адресу в офис оператора, а хочет быстро положить деньги на свой счет».

Если говорить о перспективных видах платежей через терминалы, то это, конечно, оплата жилищно-коммунальных услуг. Те, кто каждый месяц стоит в очереди, чтобы заплатить за квартиру через Сбербанк, уже поняли, как это удобно - просто ввести деньги в платежный терминал. Однако этот вид платежей развивается не так быстро, как хотелось бы владельцам терминалов. «Все дело в консервативности мышления большинства людей, которые регулярно оплачивают коммунальные услуги, - рассуждает Иван Архипкин, исполнительный директор компании MSN Media, продающей в числе прочей техники платежные терминалы. - Пока большинство из них относятся к терминалу с недоверием. А зачастую просто не знают, что с его помощью можно платить за квартиру. Но мы считаем, что эти лишь вопрос времени, ведь за сотовую связь поначалу тоже платили не очень охотно. Так что скоро число платежей за ЖКХ через терминалы существенно вырастет».

Также очень важен тот факт, что сейчас подрастает лояльная целевая аудитория: люди в возрасте от 10 до 25 лет являются самыми активными пользователями подобных технических систем, мобильных телефонов, Интернета, дополнительных сервисов и услуг и т.д. Увеличение целевой аудитории на внутреннем рынке (территория РФ и стран СНГ) является неизбежным и прогнозируемым фактором, учитываемым многими участниками рынка высоких технологий.

Таким образом, в настоящее время данный бизнес является развивающимся в РФ и предоставляет все возможности для занятия «своей ниши» на нем, ведения конкурентоспособной политики и постоянного развития. В течение 2006 года и начала 2007 в стране установлено примерно 16 000 платежных терминалов, а их доля в общем количестве интерактивных киосков достигла 60%. Однако, прием платежей через платежные автоматы все еще можно считать новым бизнесом. Повышенный интерес к нему вызван, прежде всего, возможностью получать от использования платежных терминалов прямую денежную прибыль. Каждый платежный автомат при правильной организации бизнеса способен приносить в среднем 380 000 рублей чистой прибыли в год.

Крупнейшие сегменты рынка платежных терминалов

Учитывая, что в России большинство платежей от населения принимаются наличными, достаточно большая сеть платежных терминалов позволяет захватить значительную долю рынка. Поэтому в 2006 году наметилась тенденция укрупнения платежных сетей. К концу года их насчитывалось более сотни. Кроме того, не прекращался процесс организации новых сетей. Значительная часть платежных терминалов сосредоточена в крупных платежных сетях, которые объединяет работа с определенной платежной системой федерального уровня (ОСМП, E-port или Cyberplat). Более мелкие платежные сети подключены к региональным платежным системам, работающим только в определенных регионах страны с местными поставщиками услуг.

Для приблизительной оценки размеров платежных сетей и общего числа терминалов, работающих на территории страны, проектом Kiosks.ru в конце 2006 года был проведен опрос. Из результатов опроса и материалов газеты #"666797.files/image003.gif">

Диаграмма 3. Динамика роста номинального ВВП (в миллиардах долларов)

В настоящее время по объему иностранных инвестиций Россия все еще отстает от соседей из Центральной и Восточной Европы, хотя инвестиционная привлекательность российской экономики в настоящее время чрезвычайно высока. Повышение суверенного кредитного рейтинга России международным рейтинговым агентством Standard&Poor`s до «инвестиционного» будет способствовать росту деловой активности иностранных и международных компаний, что приведет к увеличению их доли в структуре спроса.

К 2008 году прогнозируется снижение инфляции до уровня 7,5%. Следует отметить, что чем выше цены на нефть и больше приток средств в экономику, тем будут менее эффективны меры по контролю над ценами. С учетом базового сценария развития экономики темпы потребительской инфляции должны постепенно снижаться, но к 2008 году они все равно останутся выше 6% (по данным Росстата, ФК «УРАЛСИБ»).

Продолжает расти уровень потребления, уровень финансовых вложений в экономику за счет благоприятной конъюнктуры на мировом рынке сырьевых ресурсов, отмечается рост заработной платы и развитие рынка потребительского кредитования. Рассмотренные макроэкономические факторы оказывают положительное влияние на динамику развития рынка платежных терминалов в России.

Демографическая ситуация

Среднегодовая численность постоянного населения ежегодно сокращается на 0,6 миллиона человек. Естественная убыль населения России будет замедляться с 5,4 до 5,1 промилле (численность смертности на 1 тысячу жителей в год).

Одновременно будет наблюдаться качественное изменение в составе населения, связанное с сокращением прироста населения в трудоспособном возрасте. Вследствие постепенного старения населения России потребуются дополнительные финансовые расходы государства на выполнение социальных обязательств по пенсионному и социальному обеспечению.

В среднесрочной перспективе увеличивающийся положительный миграционный прирост населения будет более чем на 20% компенсировать абсолютное сокращение численности населения из-за естественной убыли (по данным Минэкономразвития РФ).

-  В то же время, отток денежных средств из страны негативно влияет на цены и уровень спроса. Но существующая тенденция к сокращению объемов оттока капитала, уменьшение инфляции и рост ВВП, может свидетельствовать о реинвестировании российскими компаниями в экономику своей страны.

-              Прогнозируется активное развитие рынка банковских автоматизированных платежей, в связи с реальным увеличением доли потребительского кредитования населения.

Прогноз развития рынка платежных терминалов

По информации холдинга Romir Monitoring, ежегодные темпы роста рынка объема платежей через платежные терминалы составляют в России от 30% до 80% в зависимости от региона.

Диаграмма 4. Емкость российского рынка платежных терминалов, тыс. ед.

Систематизированные данные по продажам платежных терминалов имеются с начала 2005 года (Диаграмма 4): по данным информационного портала Kiosks. ru, за 2005 год в РФ продано порядка 8 тысяч терминалов. В 2006 году ежемесячное производство в России оценивается на уровне 1,5-2 тысяч единиц, в 2007 году производство составит 4-5 тысяч терминалов в месяц. Таким образом, объем российского парка платежных терминалов на сегодняшний день можно оценить на уровне 32-35 тысяч и еще около 115 тысяч единиц будет произведено в течение 23-29 месяцев. В результате парк платежных терминалов достигнет цифры 150 тысяч единиц, после чего произойдет насыщение рынка.

По оценкам, после насыщения рынка в начале 2009 года усилится тенденция к укрупнению операторов сетей платежных терминалов, что сместит спрос в сторону более дорогих моделей с широкой функциональностью и укомплектованных надежными узлами. После насыщения и стабилизации рынка в течение двух-трех лет можно ожидать спрос на новые терминалы в объеме 30% от их общего числа, то есть около 45 тысяч аппаратов в год. Группа оценивает емкость рынка платежных терминалов в России в 2007-2008 года на уровне 500 миллионов долларов.

Политика и нормативные положения

Вендинг-бизнес - это легальный бизнес, то есть законом разрешенный и даже одобряемый, т. к. любое легальное движение товаров и услуг увеличивает экономическую мощь страны, поступления от налогов и сборов в бюджет. Кроме того, вендинг-бизнес способствует созданию новых рабочих мест; организации производства как торгового оборудования, так и наполнителя для него. В ноябре 2007 года вышли инструкция ЦБ и распоряжение МВД, суть которых сводится к тому, что оплату за услуги, в том числе и связи, могут принимать лишь юридические лица, которые подпишут договор с банками. Однако 90% терминалов, особенно в регионах, принадлежит индивидуальным предпринимателям, которые работают с платежными системами по агентской схеме. Такая методика работы предполагает, что агенты не заключают отдельных договоров с банками, ограничиваясь наличием такого договора у платежной системы. Действующее законодательство никак не регламентирует эту распространенную схему. Именно поэтому депутаты решили прописать агентскую схему в отдельном законе. До выхода нового закона Минфин, ЦБ РФ и МВД договорились не наказывать владельцев терминалов.

Существуют два абсолютно разных варианта проекта нового закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Первый - максимально защищает интересы участников терминального рынка. Во-первых, он не ограничивает перечень услуг, которые можно оплатить с помощью «железных кассиров». Во-вторых, разрешает частным предпринимателям работать без заключения договора с банками. Наконец, в-третьих, не предполагает их обязательного лицензирования как агентов платежных систем.

Второй вариант законопроекта, наоборот, очень суров. Он ограничивает деятельность по приему платежей только услугами оплаты за электросвязь, жилое помещение и коммунальные услуги. Согласно документу, предоставлять подобные услуги сможет только юридическое лицо. Деятельность всех без исключения владельцев терминалов будет подлежать обязательному лицензированию, а терминалы необходимо будет оснастить контрольно-кассовой техникой с фискальной памятью.

От того, какой закон будет принят, зависит развитие рынка платежных терминалов. Второй вариант нового законопроекта о банковских терминалах пока не выдерживает критики участников рынка.

По мнению опрошенных «Коммерсантом» экспертов, реализация второго варианта законопроекта приведет к сокращению точек приема платежей в два раза.

Всего в России около 100 000 точек оплаты (из них порядка 66,5 тысяч - платежные терминалы). 90% точек работают по агентской схеме, 10% - по банковской. Объем рынка за 2007 год составил 16 миллиардов рублей (по сравнению с 2006 годом он увеличился в два раза), из которых 97% - платежи за мобильную связь, 1-2% - платежи.

Депутаты не исключают, что в результате обсуждения обоих законопроектов появится третий, компромиссный вариант, выяснили эксперты газеты.

Вносимые поправки в законодательство и разработка нового законопроекта может иметь весьма негативные последствия. По оценке специалистов и профессиональных участников рынка, можно прокомментировать следующие положения.

«Дело в том, что новые нормативы написаны очень нечетко и позволяют трактовать их по-разному, а официальные лица пока не дают разъяснений участникам рынка, - рассказал «Эксперту» Владимир Лопатин, генеральный директор компании ОСМП, одного из лидеров по приему платежей через платежные терминалы в России. - Поэтому после 12 ноября существуют два сценария развития событий. Первый - оптимистический, когда останется в силе разрешение работать по агентской схеме, то есть пункты приема платежей будут продолжать работать по прямому договору с поставщиком услуг. И к ним просто присоединится банковско-агентская модель. В этом случая вторая модель займет свою нишу на рынке и будет мирно сосуществовать с агентской моделью. Как следствие, появятся новые игроки, усилится конкуренция, а, следовательно, повысится качество услуг и уменьшится их стоимость. Ну и второй сценарий - пессимистический. Он будет развиваться, если правоохранительные и контролирующие органы пойдут по пути запрета агентской модели. Вот тогда с рынка вынуждены будут уйти индивидуальные предприниматели, так как банки могут работать только с коммерческими организациями. А на долю индивидуальных предпринимателей приходится до 50 процентов всех участников рынка платежных терминалов. Кроме того, так как в цепочке услуг появится еще один посредник - банк, это неизменно приведет к удорожанию услуг. Словом, рынок может серьезно пострадать. По нашим подсчетам, по агентско-банковской схеме сейчас работают процентов пять участников рынка и в обозримые сроки заместить наиболее распространенную сейчас агентскую модель она не сможет. Чудес не бывает, и пять процентов рынка не могут мгновенно расшириться до 95».

Почти все участники рынка платежных терминалов, а также операторы связи сейчас решительно протестуют против вступления в силу новых поправок к закону. Например, недавно Ассоциация региональных операторов мобильной связи обратилась с открытым письмом к министру связи Леониду Рейману, в котором выразила беспокойство по поводу законодательных нововведений. Руководство ассоциации считает, что от вступления в силу поправок пострадают, прежде всего, абоненты сотовой связи в отдаленных регионах, где владельцам пункта приема платежей будет гораздо труднее заключить договор с банком.

Кроме того, в ассоциации считают, что подключение к процессу банков приведет к резкому удорожанию услуг моментальной оплаты. По некоторым прогнозам, если сейчас абонент платит за обслуживание через терминал 3-5% от внесенной суммы, то после вступления в силу новых правил с него будут брать как минимум 5-7%.

Другая потенциальная угроза для пунктов моментальной оплаты это требование властей оснастить их контрольно-кассовыми аппаратами (как в магазинах), чтобы контролирующие органы могли следить за уплатой налогов. Пока такие требования звучат глухо и не вылились в конкретные законодательные акты. Но участники рынка говорят, что скоро подобные претензии могут быть оформлены юридически, что приведет к серьезному осложнению конструкции платежных терминалов и, как следствие, - опять-таки к удорожанию их услуг.

Таким образом, подводя итог проведенному анализу рынка платежных терминалов, и исходя из текущего положения дел ООО «Сибирская информационная компания» существует перспектива улучшить финансовое состояние предприятия, за счет планомерного развития компании в целом. Развитие должно происходить во всех сферах деятельности компании и затронуть как внутреннюю структуру, так и внешние факторы, которые не могут не отразиться на будущем положении дел компании на интересуемом рынке. Планировать деятельность сроком на один год возможно при составление бизнес-плана для ООО «Сибирская информационная компания».

3.     
Бизнес-план по оказанию услуг в сфере коммуникации на примере ООО «Сибирская информационная компания»

3.1    Разработка плана по трудовым ресурсам ООО «Сибирская информационная компания»

Составление штатного расписания

ООО «Сибирская информационная компания» в первом году существования на рынке имела в составе своего персонала трех человек, работающих по факту, и одного специалиста - юриста-консультанта, привлекаемого по найму для исполнения конкретных функций и обязанностей (Таб. 3).

В 2008 году (Таб. 3) компания планировала увеличить численность персонала на одного человека в должности инженер - электронщик. Связанно данное изменение с расширением сети платежных терминалов ООО «Сибирская информационная компания», посредством закупа дополнительных единиц оборудования.

Также в конце 2007 года был привлечен специалист в должности бухгалтера, работающего не на постоянной основе, а по мере факта возникновения специфики его узкоспециализированной деятельности. И на начало 2008 года численность персонала увеличилась еще на одного сотрудника.

С сотрудниками компании, работающими не на постоянной основе, заключены контракты, оговаривающие условия их деятельности и обязанности, которые они должны исполнять в интересах ООО «Сибирская информационная компания».

Данные изменения были произведены на дату проведения анализа деятельности данной компании на конец первого квартала 2008 года.

Таблица 3

Должность

Численность


2007

2008

Директор

1

1

Коммерческий директор

1

1

Инженер - электронщик

0

1

Менеджер по работе с клиентами

1

1

Привлеченные специалисты

Юрист-консультант

1

1

0

1

Директор, в лице Трифонова Михаила Алексеевича, должен исполнять права и обязанности, отраженные в должностной инструкции (Приложение 1).

Коммерческий директор, в лице Шаламова Егора Николаевича, должен исполнять права, обязанности и функции, отраженные в должностной инструкции.

Инженер - электронщик, в лице Черкова Алексея Ивановича, должен исполнять права, обязанности и ряд функций, отраженных в должностной инструкции.

Менеджер по работе с клиентами, в лице Шаламовой Дарьи Николаевны, должен исполнять права и обязанности, отраженные в должностной инструкции.

Организационная структура

Общество с ограниченной ответственностью «Сибирская информационная компания» применяет структуру управления, относимую к иерархичному типу структур управления, представленное в виде линейной структуры.

В ООО «Сибирская информационная компания» все процессы сосредотачиваются в руках одного управляющего, в отсутствие которого его обязанности возлагает на себя коммерческий директор. Все цели и задачи перед персоналом ставит директор. В исполнение приводит данные указания коммерческий директор, доводя их до сведения непосредственных исполнителей.

Функциональные обязанности специалистов, работающих не на постоянной основе, оговорены соответствующими контрактами, заключенными между ними и Обществом.

Таким образом, разногласия в ходе работы ООО «Сибирская информационная компания» с сотрудниками исключены, благодаря заранее оговоренным условиям труда.

Диаграмма 5. Организационная структура ООО «СибИнфо»

Начисление заработной платы и премий

Заработная плата будет начисляться в конце месяца по результатам работы организации. Основная часть заработной платы, представленная в виде оклада, будет фиксированной вне зависимости от внешних факторов (Таблица 4).

Сотрудником также могут быть уплачены премии по окончанию квартала или года, по усмотрению руководства. Премия представляет надбавку к основной заработной плате в размере 35%.

Таблица 4

Должность

Заработная плата - оклад, руб.

Премии,%

Директор

2500

35%

Коммерческий директор

2300

35%

Инженер - электронщик

1800

35%

Менеджер по работе с клиентами

1800

35%

Привлеченные специалисты - оплата разовая, руб.

Юрист-консультант

2000

-

Бухгалтер

2500

-


3.2    Составление оперативного плана для ООО «Сибирская информационная компания»

Помещения, необходимые для работы ООО «Сибирская информационная компания»

Используется арендуемое помещение по адресу: Тюменская область, город Сургут, улица Кукуевицкого, дом 20. Данное помещение используется в качестве офиса компании.

Другие помещения не используются, так как не возникает потребности в них. Хранение оборудования не происходит, следовательно, гаражных и складских помещений нет. По отгрузке оборудования, происходит его установка и подключение по месту размещения и последующего функционирования.

В 2008 году соответственно не предполагается расширение офисных и складских помещений.

Места размещения платежных терминалов, представленные торговыми помещениями города Сургута, будут увеличиваться соответственно плану развития деятельности на 2008 год. В каждом месте размещения терминала работа по установке и обслуживанию оговорена договором аренды, заключаемым с владельцами торговых помещений.

Оборудование, используемое Обществом в процессе своей деятельности

Оборудование компании представлено платежными терминалами двух платежных систем: CyberPlat и E-port (Таблица 5).

Таблица 5. Оборудование компании ООО «Сибирская информационная компания»

№ п/п

Название платежного терминала

Компания-поставщик

Цена, руб. за шт.

Количество, шт.





2007

2008 (см. план развития)

1

Модель Elegant

E-port

79 500

10

10

2

Модель Light

CyberPlat

77 000

0

25


По плану развития компании на 2008 год, будет происходить расширение разновидностей платежных терминалов, переход на платежную систему CyberPlat, планомерное увеличение количества платежных терминалов (Таблица 6).

Таблица 6. План развития на 2007-2008 год ООО «Сибирская информационная компания»

№ п/п

Название платежного терминала

Компания-поставщик

Количество, шт.

Месяц установки терминала





2007

2008

1

Модель Elegant

E-port

10

Октябрь

-

2

Модель Light

CyberPlat

2

-

Январь

3

Модель Light

CyberPlat

1

-

Февраль

4

Модель Light

CyberPlat

1

-

Март

3

Модель Light

CyberPlat

1

-

Апрель

4

Модель Light

CyberPlat

5

-

Май

5

Модель Light

CyberPlat

1

-

Июнь

6

Модель Light

CyberPlat

1

-

Июль

7

Модель Light

CyberPlat

1

-

Август

8

Модель Light

CyberPlat

5

-

Сентябрь

9

Модель Light

CyberPlat

1

-

Октябрь

10

Модель Light

CyberPlat

1

-

Ноябрь

11

Модель Light

CyberPlat

5

-

Декабрь


Расходные материалы, необходимые для бесперебойного функционирования оборудования ООО «Сибирская информационная компания»

Потребность в расходных материалах возникает лишь в случае поломки или выхода из строя одной из комплектующих платежного терминала.

Базовая комплектация платежного терминала представлена в таблице 7.

Таблица 7. Базовая комплектация платежного терминала

№ п/п

Составляющие

Характеристика

Стоимость, руб.

1

Монитор

TFT 17'' ViewSonic VA703b

6125,6

2

Системная плата

VIA EPIA ME6000

4947,6

3

Жесткий диск

40 Гб

7609

4

Купюроприемник

CashCode SM

19440

5

Кассета купюроприемника

1500 купюр

7020

6

Принтер чеков

Citizen CBM 1000 II

9240

7

Источник бесперебойного питания

Power Must UPS400

2000

8

Модем

Siemens MC35i

2970

9

Сторожевой таймер

-

1690


Заключение

В дипломной работе была рассмотрена роль и значение бизнес-плана в организации деятельности современного предприятия малого бизнеса. Показаны основные определяющие моменты, характерные для составления бизнес-плана в условиях российской экономики.

Цель данной дипломной работы - разработка бизнес-плана уже работающего предприятия, направленного на увеличение доли занимаемого рынка, укрепление позиций на данном рынке, - была достигнута.

В дипломной работе был разработан бизнес-план по оказанию услуг в сфере коммуникаций на примере общества с ограниченной ответственностью «Сибирская информационная компания».

Рассматриваемое общество с ограниченной ответственностью «Сибирская информационная компания» на конец 2008 года должно занимать 2,33% существующего рынка.

Был проведен анализ занимаемого рынка, как по России, так и по городу Сургуту. Выявлена текущая доля ООО «СибИнфо» в разрезе данного рынка и составлен план мероприятий направленных на достижение желаемого положения на рынке платежных терминалов города Сургута.

Были также решены следующие задачи дипломного проекта:

         даны общие понятия бизнес планирования;

         описаны назначение и функции бизнес-плана;

         раскрыты содержание и структура бизнес-плана;

         освещены проблемы российской практики бизнес планирования;

         рассмотрен бизнес-план на примере существующей компании.

При разработке бизнес-плана, направленного на развитие деятельности и укрепление позиций на занимаемом рынке общества с ограниченной ответственностью «Сибирская информационная компания» была выявлена возможность дополнительного вливания денежных средств для планового развития Общества.

Проведен анализ влияния предоставления кредита сроком на шесть месяцев. Данное пополнение денежных средств выведет предприятие из затруднительного положение, которое возникло бы посредством закупа нового оборудования. И в последующем стабилизировало положение дел организации.

Следуя данному бизнес-плану общество с ограниченной ответственностью «Сибирская информационная компания» достигнет поставленных целей и закрепит свой имидж, как стабильно развивающееся компании, способной выйти из любого затруднительного положения.

Список литературы

1.   «Налоговый Кодекс РФ (часть вторая)» от 05.08.2000 №117 - ФЗ (ред. от 04.12.2007, с изм. от 30.04.2008) (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.01.2008)

2.      «Налоговый Кодекс РФ (часть первая)» от 31.07.1998 №146 - ФЗ (ред. от 17.05.2007).

.        Автоматизированная торговля и малый бизнес // Торговая газета. 2007. - №37 (403) - 38 (404).

4.   Большаков С. Финансы предприятий: теория и практика, Учебник. Книжный мир: 2006. - 617 c.

.     Борис Ким: «В России нет объективных данных по оборотам крупнейших платежных систем» // Новости e-коммерции. 2008. - №53 (405) - 54 (406).

6.      Гражданский кодекс РФ.

7.   Грязнова А.Г., Маркина Е.В. Финансы: Учебник. - М.: Финансы и статистика. 2006. - 504 c.

8.   День вендинга // Деловая Москва. 2007. - №37 (650).

9.   Жилкина А.Н. Финансовое планирование на предприятии - М.: Благовест-В, 2004. - 248 с.

10. Зарубинский В.М. Бизнес-планирование развития предприятия: фаза планирования // Финансовый менеджмент. - 2005. - №1. - С. 41-56.

11. Иващенко Н.П., Ахмадеев П.Ф., Белолипецкий В.Г. и др. Экономика фирмы: Учебник / Под общ. ред. Иващенко Н.П. - М.: ИНФРА-М, 2006 - 528 с.

12. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 496 с.

13. Коршунов С. Разговор о главном // Торговая газета. 2007. - №37 (403) - 38 (404).

14. Крылов И. Страдания вендинг-операторов // Бизнес для Всех. 2006. - №38 (558).

15.    Куницына Н.Н. Финансовое планирование как элемент механизма корпоративного управления // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - №12. - С. 2-7.

.        Лешко В. Технология разработки финансового плана. // Планово-экономический отдел. 2005. - №11.

.        Мочалова Л.А. Концепция финансового планирования в корпорациях // Финансовый менеджмент. - 2004. - №3. - С. 12-18.

18. На рынке платежных систем появился тайный лидер // Новости e-коммерции. 2008. - №53 (405) - 54 (406).

19.    ОСМП приняла участие в выставке «Терминалы. Вендинг. Киоски - 2007» // Новости e-коммерции. 2007. - №39 (393) - 42 (394).

.        Письмо Минфина РФ от 22.05.2006 №03-11-05/132 «По вопросу применения норм главы 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

21. Попов В.М. Финансовый бизнес-план [Текст]: учеб. пособие - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 464 с.

22. Приказ ФНС РФ от 31.08.2005 №САЭ-3-22/417 «Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.09.2005 №7010)

23.    Развитие рынка платежных терминалов в России // Новости e-коммерции. 2007. - №41 (393) - 42 (394).

24. Разработка бизнес-плана проекта. Учебное пособие./ Новиков М.В., Бронникова Т.С. Таганрог: ТРТУ, 2001. 46 с.

25. Ревенков А. Финансовое планирование на предприятии // Экономист. - 2004. - №11. - С. 72-78.

.     Россияне воспользуются биометрическими платежными терминалами // Новости e-коммерции. 2008. - №53 (405) - 54 (406).

27. Слободчикова Т. Может ли автомат стрелять чеками? Разговор о вендинге // Деловая Москва. 2007. - №15 (631).

28.    Слуцкин М.Л. Финансовое планирование в рыночных условиях // Финансовый бизнес. - 2003. - N5. - C.67-71.

29. Уже скоро платежи через сеть войдут в России в привычку // Новости e-коммерции. 2008. - №55 (407) - 56 (408).

30. Финансовый менеджмент [Текст]: учеб. для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Юнити, 2006. - 527 с.

31. Финансы / Под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби, Проспект, 2005. - 634 с.

32. Финансы организаций (предприятий): учеб. для вузов. / под ред. Н.В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 311 с.

33. Финансы организаций: Учеб. пособ./ Под ред. д-ра экон. наук проф. С.С. Артемьевой. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. - 146 с.

34.    Шевчук Д. Бизнес-план: методика составления // Финансовая газета. 2006. - №29. - с. 16

35. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 411 с.

36.    Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В.Я. Горфинкеля, Е.М. Куприянова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. - 367 с.

вендинг бизнес коммуникация услуга

Похожие работы на - Разработка бизнес-плана по оказанию услуг в сфере коммуникации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!