Управление социальной ответственностью бизнеса на примере нефтегазовых компаний

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,51 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление социальной ответственностью бизнеса на примере нефтегазовых компаний















Курсовая работа по дисциплине

Теория управления

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ БИЗНЕСА НА ПРИМЕРЕ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса

.1 Определение, сущность, функции и роль социальной ответственности бизнеса

.2 Управление корпоративной социальной ответственностью компании

. Корпоративная социальная ответственность в практике зарубежных и отечественных нефтегазовых компаний

.1 Зарубежный опыт корпоративной социальной ответственности нефтегазовых компаний

.2 Корпоративная социальная ответственность в практике российских нефтегазовых компаний

. Перспективы развития социальной ответственности бизнеса в России

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Социальная ответственность бизнеса активно и успешно реализуется во всем мире. Компании не просто решают проблемы общества, инвестируя средства в развитие образования, медицины, науки, производства, поддерживая социально незащищенные слои населения и заботясь о природоохранных мерах, - они получают определенные выгоды от этой деятельности. В западных странах социальная ответственность бизнеса функционирует как устойчивый социальный институт, она рациональна и эффективна. Это отличает социальную ответственность бизнеса от традиционной благотворительности.

В российских условиях социальная ответственность бизнеса реализуется как реакция на необходимость решения острых социальных проблем. Сложившееся в постперестроечное десятилетие положение характеризуется углублением разрыва между богатыми и бедными, слабостью гражданского общества, разочарованием в способности государства выполнять свои функции. Эти явления негативно воздействовали на устойчивое социальное развитие общества.

Российский бизнес и российское общество стремятся к цивилизованному рынку. Бизнес - неотъемлемая часть общества. Общество влияет на эффективность функционирования бизнеса качеством рабочей силы, уровнем покупательской способности, стабильными условиями работы. Благополучное социальное окружение способствует развитию бизнеса и стимулирует его социальную ответственность. Успешный бизнес обеспечивает рабочие места, инвестирует производство товаров и услуг, выплачивает налоги и в конечном итоге приводит к подъему экономики. Взаимообусловленность общества и бизнеса предполагает объективный выбор бизнеса в пользу социально ориентированной и нравственной экономической стратегии.

В России социально ответственный бизнес находится в начальной фазе своего развития. Поэтому главными для общества становятся те функции социальной ответственности бизнеса, которые направлены на снижение социальной напряженности, улучшение качества жизни индивидов и социальных общностей, достижение личностной включенности представителей бизнеса в преодоление социальных проблем и самоуправление общественной жизнью. Это свидетельствует о возрастании значимости социальной ответственности бизнеса в формировании стратегических интересов и бизнеса, и общества в целом. Также, способность компании убедительно показать свой вклад в социально-экономическое развитие государства, области, региона или города, в которых она функционирует, предъявить доказательства тому, что компания ответственно подходит к вопросам производственной деятельности и устойчивого развития предприятия, является на сегодняшний день одним из ключевых аспектов деятельности любой современной компании, в том числе и нефтегазовой.

Целью данной курсовой работы является изучение роли социальной ответственности бизнеса в деятельности нефтегазовых компаний, а также анализ проблем её развития в Российской Федерации.

Основными задачами данной курсовой работы являются:

·изучение содержания понятия «социальная ответственность бизнеса»;

·описание роли социальной ответственности бизнеса в развитии нефтегазовых компаний;

·изучение опыта корпоративной социальной ответственности зарубежных и отечественных нефтегазовых компаний;

·оценка перспектив развития социальной ответственности бизнеса нефтегазовых компаний в России.

Объектом исследования является социальная ответственность бизнеса как важнейшая часть функционирования современной компании.

Предметом исследования выступают роль социальной ответственности бизнеса в развитии нефтегазовых компаний, сущность, функции, проблемы и перспективы развития социальной ответственности бизнеса нефтегазовых компаний в России

Теоретическую и информационную базу курсовой работы составили официальные документы, учебная, монографическая и периодическая литература, данные Интернет.

Курсовая работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы. Ее общий объем 30 страниц.

Во введении обоснована актуальность курсовой работы, указаны цели и задачи её написания.

В первой главе «Теоретические основы социальной ответственности бизнеса» дано определение понятию «социальная ответственность бизнеса», изучены сущность и функции социальной ответственности бизнеса, и обозначена роль социальной ответственности бизнеса в развитии нефтегазовых компаний.

Во второй главе «Корпоративная социальная ответственность в практике зарубежных и отечественных нефтегазовых компаний» проведен анализ опыта зарубежных и российских нефтегазовых компаний в сфере корпоративной социальной ответственности бизнеса, выявлены и рассмотрены проблемы в её развитии.

В третьей главе «Перспективы развития социальной ответственности бизнеса нефтегазовых компаний в России» представлены возможные пути решения выявленных проблем, и рассмотрены перспективы развития социальной ответственности бизнеса в нашей стране.

В заключении подведены итоги исследования данной темы и сформулированы основные выводы.

Глава 1. Теоретические основы социальной ответственности бизнеса

1.1Определение, сущность, функции и роль социальной ответственности бизнеса

Социальная ответственность является одной из наиболее важных проблем в современном деловом мире. Это связано с тем, что сегодня бизнес играет немаловажную роль в развитии любого государства и общества в целом.

Общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует, что дает повод понимать термин "социальная ответственность бизнеса" по-разному.

Под социальной ответственностью бизнеса понимается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство.

Корпоративная социальная ответственность - это добровольное участие бизнеса в развитии всех сфер общественной жизни, связанное с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума. Европейская комиссия определяет корпоративную социальную ответственность как «добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды».

Также можно сказать, что социальная ответственность бизнеса - это влияние бизнеса на общество, ответственность тех, кто принимает бизнес - решения, перед теми, на кого прямо или косвенно эти решения влияют.

В настоящее время принято выделять следующие аспекты в содержании понятия «социальная ответственность»:

·ответственность бизнеса перед государством и обществом;

·ответственность компании перед персоналом;

·ответственность по обязательствам перед партнерами;

·ответственность за выпуск качественной, безопасной продукции, достоверная информация о возможном вредном влиянии продукта.

Социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер.

Таблица 1.1 Уровни социальной ответственности бизнеса

Уровни социальной ответственности бизнесаРасшифровкаПервый уровеньПредполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности - предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата)Второй уровеньПредполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферыТретий уровеньПредполагает благотворительную деятельность

Такой тип социальной ответственности бизнеса был условно назван «корпоративной ответственностью».

Корпоративная социальная ответственность - это концепция, в соответствии с которой «компании вкладывают социальные и экологические аспекты существования в их ежедневные бизнес-операции и в их взаимодействие между стейкхолдерами на добровольной основе».

Концепция корпоративной социальной ответственности представляет отказ от классического представления о том, что главной функцией предприятия является создание ценностей через производство товаров и услуг для удовлетворения потребностей общества и на этой основе получение прибыли для ее владельцев и акционеров. Корпоративная ответственность в новых условиях не ограничена единственной целью максимизации ценности для акционера. Ставится цель максимизации ценности для всех заинтересованных сторон и для общества в целом.

Для бизнеса концепция корпоративной социальной ответственности означает, что ответственное отношение к обществу и окружающей среде может сделать бизнес более конкурентоспособным, гибким, мобильным и привлекательным для сохранения потребителей и кадрового потенциала. Данная концепция способствует привлечению инвестиций и позволяет снизить риски компаний при сделках с банками и страховщиками.

Сегодня все больше компаний стало понимать, что успешно вести бизнес, функционируя в изоляции, не представляется возможным. Именно это становится причиной начала внедрения принципа корпоративной социальной ответственности в развитие лидирующих международных компаний.

Согласно программе развития ООН, выделяют внутреннюю и внешнюю социальную ответственность организации.

Таблица 1.2 Виды социальной ответственности бизнеса

Виды социальной ответственностиЭлементы социальной ответственностиВнутренняя безопасность труда; стабильность заработной платы; поддержание социально значимой заработной платы; дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников; развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации; оказание помощи работникам в критических ситуациях.Внешняя спонсорство и корпоративная благотворительность; содействие охране окружающей среды; готовность участвовать в решении кризисных ситуаций; ответственность перед потребителями товаров и услуг; взаимодействие с местным сообществом и местной властью.

Как известно, социальная роль бизнеса сегодня анализируется сквозь призму двух противопоставленных подходов: экономического и социального. Социологизированные представления о корпорации базируются главным образом на постулатах социально ответственного и ценностно-ориентированного бизнеса. В основе такого понимания лежит идея о том, что эффективное корпоративное управление заключает в себе колоссальный потенциал поступательного развития общества. В процессе отвечающего современным понятиям корпоративного управления формируется гармоничное соотношение индивидуальных и общественных интересов, устанавливается баланс между экономическими и социальными целями корпорации.

.2 Управление корпоративной социальной ответственностью компании

Социальная ответственность является мощным фактором улучшения результатов деятельности организаций и мотивации персонала. Поэтому чрезвычайно актуальным является вопрос определения механизмов формирования и развития социальной ответственности, который позволял бы выстраивать организациям оптимальную в данных условиях систему взаимоотношений с собственными сотрудниками, акционерами, потребителями, партнерами, властью.

В настоящее время выделяют три подхода к управлению корпоративной социальной ответственностью, отражающие:

·позиции стейкхолдеров - заинтересованных сторон;

·позиции этических и моральных норм;

·позиции связей с общественностью.

Концепция управления корпоративной социальной ответственностью с позиции стейкхолдеров учитывает многоаспектность взаимного влияния организаций, внешней среды, экономики и общества. Согласно данному подходу, стейкхолдеры - это люди или группы людей, имеющие или утверждающие, что имеют, собственность, право или интерес к предприятию в его прошлой, настоящей и будущей деятельности.

В основе данной концепции находится положение, согласно которому полномочия бизнеса во взаимоотношениях с обществом передаются стейкхолдерам для того, чтобы бизнес учитывал и исполнял их права в своей деятельности. Влияния и намерения стейкхолдеров должны учитываться менеджерами, так как деятельность компании должна соответствовать их правовым и моральным интересам.

Центральным и активным элементом данной модели является менеджмент фирмы, основная задача которого состоит в определении круга заинтересованных сторон, организации с ними ресурсного обмена и формировании параметров этого обмена. В рамках данного подхода фундаментальная цель фирмы определяется как удовлетворение интересов своих заинтересованных сторон.

В рамках этического подхода ответственность по отношению к стейкхолдерам, мораль представляют собой понятия, достаточно сильно связанные друг с другом.

Анализ интересов стейкхолдеров и управление отношениями с ними является практическим способом оценки этики бизнеса и корпоративной социальной ответственности.

Институциализация управления этической ответственностью компании может осуществляться в рамках трех моделей: безнравственное управление, моральное управление, аморальное управление.

Таблица 1.3

Модели управленияРасшифровкаБезнравственное управлениеАктивное противодействие всему этическому или правильному.Моральное управлениеПротивоположно безнравственному управлению и означает не только соответствие тому, что является правильным и общепринятым, но и достижение этического лидерства.Аморальное управлениеМенеджер не знает о том, что правильно или неправильно, или не считает, что его действия имеют этическое измерение.

С позиций данного подхода ответственность охватывает все виды деятельности бизнеса. Мораль и бизнес являются неотъемлемой частью друг друга. Значение ценности компаний и этичности их поведения возрастает в условиях глобализации, когда принципы ведения бизнеса фирмы попали в зону общественной гласности. Ценности большинства компаний, придерживающихся в своей деятельности этического подхода, основаны на открытости и сотрудничестве, достижениях и предпринимательстве, развитии творческого потенциала и этике.

Большинство организаций используют социальные программы ответственности и кодексы этики для создания и поддержания образа честности и морального поведения. Обязательным условием является то, что кодексы организации должны быть поддержаны и утверждены руководителями высшего уровня управления компанией и понятны всем сотрудникам. Таким образом, кодексы, определяющие этику и ценности организации, являются средством организационной коммуникации и непосредственно связаны с управлением и лидерством.

В основе подхода с позиции связей с общественностью находится идея построения взаимопонимания с обществом. Связи с общественностью традиционно рассматриваются как искусство и практика анализа общественных тенденций, предсказание их последствий, рекомендации лидерам организации к осуществлению запланированных программ действий, соответствующих интересам организации и общественности.

Ключевая идея связей с общественностью, состоит в том, что в общественности существуют различные виды социальных групп, имеющие разную информацию и потребности в коммуникации, а также требования, предъявляемые к организации.

Связи с общественностью охватывают широкий диапазон практических действий и целей. Отношения между бизнесом и общественностью являются двухсторонними или диалоговыми, носят долгосрочный характер.

Выделяют несколько свойств связей с общественностью.

Таблица 1.4 Свойства связей с общественностью

СвойстваРасшифровкаРефлексивностьНеобходимость анализировать изменяющиеся стандарты и ценности и точки зрения общества и обсуждать их с членами организации для регулирования стандартов и ценностей с точки зрения организации.УправляемостьПредусматривает развитие планов общения и поддержки отношений с общественными группами с целью завоевания доверия и взаимопонимания со стороны общественности.ОперациональностьПодготовки средств коммуникации для организации и ее членов для повышения эффективности коммуникации.ОбучаемостьПомощь всем членам организации в повышении компетентности в данной сфере.

Концепция связей с общественностью подразумевает и внутреннюю и внешнюю коммуникацию. Общественность как целевая группа разбивается на группы стейкхолдеров с множеством интересов. Построение эффективной коммуникации с ними позволяет увеличить ценность организации.

Связи с общественностью тесно взаимодействуют с механизмом лоббирования, который в данной ситуации является формой коммуникации, ориентированной на создание имиджа организации и информирования ее внешних и внутренних стейкхолдеров.

Систематическое рассмотрение социальных и культурных аспектов операций бизнеса, включая вопросы прав человека, труда, общественных отношений и отношений клиента и поставщика, создает долгосрочную ценность организации и вносит вклад в социальные условия общества.

Глава 2. Корпоративная социальная ответственность в практике зарубежных и отечественных нефтегазовых компаний

.1 Зарубежный опыт корпоративной социальной ответственности нефтегазовых компаний

Западные нефтегазовые компании можно назвать пионерами в сфере корпоративной социальной ответственности. Следует заметить, что они не рассматривают корпоративную социальную ответственность как благотворительную деятельность. Во всем мире деятельность в сфере социальной ответственности рассматривается как прагматичное направление развития бизнеса, а также является одним из инструментов, который позволяет:

повышать деловую репутацию бизнеса, капитальную стоимость компании;

устанавливать эффективные отношения со всеми группами влияния компании - государством, акционерами, потребителями, сотрудниками, менеджерами, партнерами, местными сообществами;

эффективно управлять рисками, возникающими в процессе взаимодействия с заинтересованными сторонами.

Общеизвестно, что зарубежные компании широко практикуют публичную декларацию своих программных намерений в сфере корпоративной социальной ответственности (такие компании как BP, ENI, ConocoPhillips, Exxon Mobil) и практика создания комитетов по социальной ответственности при совете директоров (Royal Dutch/Shell, BP, Petro China). Следует отметить развивающуюся тенденцию компаний считать корпоративную социальную ответственность самостоятельным и необходимым направлением их деятельности. Деловая активность современных зарубежных нефтегазовых компаний выявляет тенденцию рассмотрения корпоративной социальной ответственности, как правило, как одну из возможных целей ведения бизнеса.

Информационная открытость также является важным фактором прозрачности и стабильности нефтегазовых компаний.

Компании не только публично освещают стратегические намерения, но и публикуют отчеты в области КСО, что позволяет им быть информационно открытыми и прозрачными для международного сообщества.

Достижение информационной открытости - длительный процесс последовательного предъявления результатов деятельности и их подтверждения независимыми экспертами. Прозрачность компаний в области корпоративной социальной ответственности является одной из форм открытости в сфере корпоративного управления.

Опираясь на анализ функционирования зарубежных нефтегазовых компаний, среди их важнейших ориентиров можно выделить два типа целей:

·направленные вовне (к примеру, желание компании стать лидером отрасли). В этом случае деятельность в сфере корпоративной социальной ответственности будет конкурентным преимуществом.

·направленные внутрь (к примеру, соблюдение интересов акционеров, повышение эффективности деятельности). В этом случае корпоративная социальная ответственность будет средством минимизации непроизводственных рисков.

Нельзя отрицать тот факт, что для компаний характерно присутствие обеих целей - как «внешних», так и «внутренних». Однако, некоторые компании нередко принимают ту или иную цель в качестве основополагающей и активизируют свою деятельность в развитии её направления.

Вместе с тем следует отметить тот факт, что зачастую корпоративная социальная деятельность многих нефтегазовых компаний нашей страны носит популистский характер. Действительно, нередко случается так, что социальная деятельность в основном направлена на создание положительного общественного мнения о компании. Однако, в последнее время, в связи с появлением в нашей стране некоторых западных транснациональных корпораций, таких как BP, в России начинают происходить немаловажные изменения в понимании и осуществлении корпоративной социальной ответственности, например, появление общемировых норм и стандартов.

Такие компании как RD/Shell и British Petroleum (ВР), стремящиеся находиться среди лидеров своей отрасли, понимают, что для них социальная ответственность бизнеса может стать наиболее важным конкурентным преимуществом. Поэтому, компании стремятся к полной информационной открытости, предоставляя данные своих работ в сфере корпоративной социальной ответственности всем заинтересованным сторонам.

Однако, в том случае, если компания ставит улучшение отношений с государством на первое место, то приоритетными направлениями деятельности в сфере корпоративной социальной ответственности становятся: охрана и безопасность труда, охрана окружающей среды и социальные мероприятия.

По сравнению с российскими нефтегазовыми компаниями западные компании обращают свое пристальное внимание на развитие регионов, где осуществляется их деятельность, и образование, поэтому размеры средств, выделяемых на проведение таких мероприятий, весьма значительны.

Большинство корпораций ставят одной из главных задач разработку структуры отчетности, стратегий и политики социальной ответственности. Поэтому, получение привилегий для них обуславливается следующими факторами:

·четкость поставленной цели;

·качество принятых мер;

·уровень интеграции корпоративной социальной ответственности в структуру бизнеса;

·составления отчетности и прозрачность информации.

Дискуссии о том, какую роль играют нефтегазовые компании в жизни современного делового общества, велись давно и не утихли и сегодня. Однако последнее слово останется за компаниями, они должны будут самостоятельно решить, какую позицию выбрать в данном вопросе. Нельзя отрицать, что решение данного вопроса потребует принятия рискованных заключений.

Тем не менее, было бы открыто широкое поле для конкурентной борьбы: лидерами оказались бы компании, осознающие важность и необходимость соблюдения принципов корпоративной ответственности.

2.2 Корпоративная социальная ответственность в практике российских нефтегазовых компаний

Газета «Труд» и Агентство политических и экономических коммуникаций провели исследование и опубликовали рейтинг социально ответственных российских нефтегазовых компаний в 2011 году.

В тройке лидеров оказались три крупнейших компании топливно-энергетического сектора: «Лукойл», «Газпром» и «Роснефть».

Социальная политика «Лукойла» направлена на повышение эффективности работы и создание условий социальной защищенности работников и стабильности в трудовых коллективах.

Таблица 2. Социальная политика компании «Лукойл»

Политика в определенных областяхМероприятия, проводимые в рамках данной политикиПолитика в области оплаты и мотивации труда в отношениях с работниками· установление минимально гарантированного уровня оплаты труда в Компании для всех групп работников на уровне, превышающем законодательно установленный минимальный размер оплаты труда; · регулярная индексация заработной платы на основе индекса потребительских цен; · периодическое повышение заработной платы в связи с ростом производительности труда; · использование гибких систем премирования с целью наиболее полного учета индивидуального трудового вклада работника.Политика в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды· безопасная организация всех рабочих мест во всех подразделениях Компании; · обеспечение функциональной специальной одеждой и обувью всех работников, занятых на производстве; · обеспечение чистой питьевой водой работников подразделений на всех рабочих местах, бесплатной выдачей молочных продуктов работникам в качестве компенсации за работу во вредных условиях труда; · обеспечение необходимых санитарно-гигиенических и бытовых условий на рабочих местах.Политика в области поддержки неработающих пенсионеров· выплаты единовременных пособий выходящему на пенсию работнику; · предоставления ежемесячной материальной помощи неработающим пенсионерам; · оказания материальной помощи на оплату лечения или на приобретение дорогостоящих лекарств; · выплаты единовременной материальной помощи в связи с юбилейными датами.Политика в отношении молодых работников· создания рабочих мест для молодых работников и специалистов; · сочетания трудовых обязанностей молодых работников и специалистов с возможностью продолжения образования, повышения квалификации и профессионального развития; · оказания содействия в проведении научно-практических конференций молодых специалистов, в организации их досуга.Политика в области корпоративного добровольного медицинского страхования· финансирование программы добровольного медицинского страхования; · обеспечение постоянного вневедомственного контроля качества медицинской помощи в целях защиты интересов и прав работников в медицинском учреждении.Руководствуясь принципом социальной ответственности бизнеса перед обществом, ОАО «ЛУКОЙЛ» реализует свою социальную политику. Подтверждением этому служат победы предприятия в различных конкурсах и номинациях.

Компания «Газпром» заявила себя на российском и международном рынке как социально-ответственная. «Газпром» обозначил несколько приоритетных принципов в своей деятельности: способствовать социально-экономическому благополучию российских регионов, развитию благоприятного делового климата, созданию достойных условий труда, социального и духовного благополучия людей.

«Газпром» усиливает влияние в проектах, направленных на социальную поддержку населения, создавая новые рабочие места, оказывая помощь военнослужащим, ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, вкладывая средства в строительство объектов производственной и социальной инфраструктуры в регионах Российской Федерации. Поддержка детей-инвалидов, сирот и воспитанников детских домов является для «Газпрома» одним из наиболее важных направлений в оказании социальной поддержки населению. Каждый год компания выделяет значительные средства на строительство жилых домов, школ, больниц. К тому же, «Газпром» осуществляет газификацию населенных пунктов России.

Деятельность «Газпрома» в сфере социальной ответственности направлена на возрождение духовных ценностей, поддержку культуры, науки и образования, содействие научно-техническому прогрессу, пропаганду здорового образа жизни. Стали уже традиционными рождественские и новогодние праздники с участием детей из подшефных детских домов и приютов Москвы. Была продолжена работа по поддержке Международного детского форума «Этот мир - наш!».

«Газпром» заботится о сохранении многонациональной культуры России, поэтому с 2005 года организует фестиваль «Факел», в котором участвуют коллективы самодеятельности дочерних обществ и партнеров «Газпрома».

«Газпром» активно поддерживает развитие российской науки, является учредителем многих российских научных общественных организаций и фондов, среди которых Высший инженерный совет Российской Федерации, Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского и др.

«Газпром» уделяет особое внимание развитию спорта, поддержке здорового образа жизни жителей нашей страны, активно взаимодействует с Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ. С целью подготовки российских спортсменов к Олимпийским играм 2014 года в г. Сочи ОАО «Газпром» начало оказывать финансовую поддержку Олимпийскому комитету России. Последней в тройке лидеров оказалась «Роснефть». Роснефть придерживается политики высокой социальной ответственности перед своими сотрудниками, населением регионов, в которых функционирует, и перед обществом в целом. Компания участвует и организует ряд крупных социальных и благотворительных проектов, направленных на обеспечение безопасных и комфортных условий труда, улучшение качества жизни сотрудников и их семей, материальную поддержку ветеранов и пенсионеров, а также на социальное и экономическое развитие регионов, в которых ведет свою деятельность. Деятельность в сфере социальной ответственности «Роснефти» является важной частью стратегии развития и функционирования Компании, а ее основные направления созвучны национальным проектам, реализуемым Правительством Российской Федерации - «Доступное жилье», «Образование» и «Здоровье».

«Роснефть» уделяет большое внимание проблеме защиты окружающей среды, поэтому компания тратит много сил на обеспечение приемлемых условий труда и эффективной охраны здоровья своих сотрудников. Роснефть постоянно расширяет масштаб своих социальных программ и контролирует эффективность их реализации. Среди нефтегазовых компаний наиболее сильную социальную ответственность демонстрируют также ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» и «Транснефть».

Глава 3. Перспективы развития социальной ответственности бизнеса в России

социальный ответственность бизнес нефтегазовый

В основе создания любой компании, безусловно, лежит экономическая цель - получение прибыли. И такой подход действительно подразумевает выполнение организацией экономической функции производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой. Он обеспечивает эффективный контроль над финансово-хозяйственной деятельностью компании, увеличение ее активов, стоимости акций и иных ценных бумаг. Социальные функции такой организации ограничиваются обеспечением работы для граждан и достижением максимальной прибыли и вознаграждения для акционеров.

Очевидно, что современное понимание ответственности бизнеса перед обществом начинает выходить за рамки интересов акционеров и инвесторов. Она предполагает реализацию социально значимых проектов: развитие трудового потенциала работников, охрану их здоровья, создание безопасных условий труда, природоохранную деятельность и ресурсосбережение, заботу об интересах местного сообщества и добросовестную деловую практику.

Такой подход особенно актуален для современного российского бизнеса, который пока еще находится в стадии становления. И от того, каким он выйдет из этой стадии, зависит будущее и самого бизнеса, и - без всякого преувеличения - страны в целом. Именно то, в какой мере деловое сообщество нынешней России воспримет уже на стадии своего формирования опробованные международной практикой принципы социальной ответственности, будет определять, в какой мере ему удастся стать неотъемлемой составной частью складывающейся на наших глазах социально-экономической системы, быть катализатором позитивных перемен в социально значимых сферах общества, создавать и поддерживать достойные условия труда занятого на его предприятиях персонала и жизнедеятельность общества в целом.

И хотя жизнь пока не успела дать окончательных ответов на эти вопросы, определенные позитивные подвижки здесь налицо. Российский бизнес в последние годы все смелее вторгается в сферу оказания широкого спектра конкурентных социальных услуг, способствуя развитию полноценной социальной инфраструктуры по таким, в частности, направлениям, как пенсионное обеспечение, добровольное медицинское и индивидуальное страхование, финансовые услуги населению (ипотека, потребительский кредит и т. д.), образование, жилищно-коммунальная сфера и многое другое. Соответственно, эффективность социальных программ правомерно начинает оцениваться не масштабами расходов по объемам финансирования, а достигнутым экономическим эффектом. Как следствие, многие корпорации все меньше воспринимают социальные расходы как одностороннюю "благотворительность" и все больше - как взаимовыгодное партнерство с обществом.

Ответственность предпринимательства перед обществом признается пока лишь частью российских компаний. Российский бизнес делает только первые шаги на пути к реализации этого принципа в бизнес-практике и существенно отстает в данном вопросе от развитых стран. В подтверждение этого можно сослаться хотя бы на результаты проведенного российской Ассоциацией менеджеров социологического опроса, основными целями которого стали выявление общественного мнения по поводу социальной роли крупного и среднего бизнеса, оценка общественных ожиданий в области социальной ответственности бизнеса, определение глобальных тенденций и национальной специфики социальной ответственности предпринимательства.

Согласно результатам опроса общественность России скептически относится к способности компаний быть социально ответственными: 46% респондентов не доверяют в этом вопросе крупным российским компаниям, 39% - международным. Деятельность компаний оценивается в первую очередь по качеству их продукции и услуг, а также по их отношению к сотрудникам и поставщикам. Такие факторы, как вклад компаний в национальную экономику, законопослушность, природоохранная деятельность, честность и участие в благотворительности, являются второстепенными по отношению к вышеуказанным.

Предприниматели и общественность по-разному оценивают вклад бизнеса в общественное благо. Среди руководителей крупных компаний прямую связь между успехом бизнеса и социально ответственным поведением видят 81% опрошенных, а среди представителей общественности - только 67%. Достаточно закономерным выглядит и пренебрежительное отношение многих компаний к вопросу о социальной ответственности бизнеса. Российская общественность, занимая здесь нейтральную позицию, видимо, потеряла надежду добиться соблюдения компаниями принципа ответственности предпринимательства перед обществом. Социальная роль предпринимательства оценивается гораздо выше самими предпринимателями и гораздо ниже - опрошенными членами общества.

Представляется, что для успешного решения вопроса о социальной позиции и роли бизнеса в России нужна открытая и четко спланированная дискуссия между предпринимателями и общественностью, которая должна понять значимость проблемы и осознать силу своего влияния на бизнес-сообщество. Только своего рода "ультиматум", выдвинутый обществом в ходе такой дискуссии, поставит российский бизнес перед выбором: принять социально ответственную позицию, либо отказаться от нее и поставить под вопрос будущее социально безответственных компаний. Практика показывает, что у российских компаний есть все возможности для формирования достаточно эффективного и конструктивного подхода к управлению социальной политикой. Такой подход будет способствовать достижению целей бизнеса и стабилизации социальной ситуации в стране.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были названы главные проблемы, стоящие на пути успешного развития корпоративной социальной ответственности в нефтегазовых компаниях, названа её роль и дана оценка перспективам развития социальной ответственности бизнеса в России на современном этапе.

В первой части была рассмотрена теория вопроса. Исходя из экономической литературы, мы можем сделать вывод, что роль социальной ответственности бизнеса в нормальном развитии и стабильном функционировании любой компании достаточно велика. Благополучное социальное окружение способствует развитию бизнеса и стимулирует его социальную ответственность. Успешный бизнес обеспечивает рабочие места, инвестирует производство товаров и услуг, выплачивает налоги и в конечном итоге приводит к подъему экономики.

Во второй главе был проведен анализ опыта развития корпоративной социальной ответственности зарубежный и российских нефтегазовых компаний, названы главные причины, мешающие успешному развитию социальной ответственности нефтегазовых компаний России.

В третьей части дана оценка перспективам развития социальной ответственности бизнеса, которая показала, что социальная ответственность бизнеса в нашей стране способно эффективно развиваться. Согласно полученным данным можно сделать следующее заключение: социальная ответственность бизнеса сталкивается с большим количеством серьезных проблем и трудностей на пути своего становления в нашей стране, для решения которых необходимо согласовать экономические цели компаний с социальными и экономическими интересами общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership.//The Phillip Morris Institute for Public Policy Research ASBL, Brussels, Belgium, 2011.

2.Бабаева М.В. Особенности деятельности ТНК на мировом рынке сжиженного природного газа: статья//Нефть. Газ. Бизнес.- 2010.- №9

.Беляева И.Ю. Деловая репутация и потенциал корпоративной социальной ответственности. Новые тенденции в развитии российской модели корпоративного управления: посткризисные уроки и выводы: Коллективная монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011

4.Беляева И.Ю. Синергетический эффект социальной ответственности бизнеса (статья). Научно-образовательный журнал «Управленческие науки», № 1, Финансовый университет при Правительстве РФ, 2011

6.Благотворительность и спонсорство российских компаний (статья) 0,2 п.л. Современные корпоративные стратегии и технологии в России. Сборник научных статей. Вып 6 в 3 ч. М.: Финансовый университет, 2011.

.Бутова Т.В., Булач М.Х., Цыбульская В.И. Особенности национальной модели менеджмента (на примере ОАО «Газпром»)//Журнал «Трубопроводный транспорт» №5(27), октябрь 2011

.Бутова Т.В., Закарян А.А., Пахомов Ю.Д., Солтан Ю.Д. Корпоративная социальная ответственность нефтяных компаний (приоритеты и выгоды)// Журнал «Трубопроводный транспорт» №2(30), 2012

.Бутова Т.В., Мырынюк А.Н. Управление социальной сферой и социальная ответственность бизнеса//Журнал «Трубопроводный транспорт» №1(17), февраль 2010 (входит в перечень ВАК)

.Гагаев А.А. Социализация и социальный контроль в Евразии. Наука и искусство / А.А. Гагаев, П.А. Гагаев. Саранск : Изд-во Мордов. унта, 2007. - 340 с.

.Деловая репутация и потенциал корпоративной социальной ответственности. Новые тенденции в развитии российской модели корпоративного управления: посткризисные уроки и выводы: Коллективная монография Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2011

.Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2004 год / Под общ. ред. проф. С.Н. Бобылева. М. : Весь мир, 2004.-160 с.

.Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект/под общ.ред. проф. ИЮ Беляевой, М.А.Эскиндарова// М.: КноРус, 2008

.Лоргина Н.Н. Корпоративные университеты: история становления, функции и перспективы. // Нефть, Газ и бизнес. №8, 2011

.Малышева Д.А. Применение системы сбалансированных показателей в нефтяных компаниях // Вестник Саратовского государственного Аграрного Университета. № 03. - 2011

16.Мамонов В.Ю. Направления совершенствования механизма управления транснациональными корпорациями // Вестник Тамбовского государственного университета - Тамбов, 2011. - № 3.

17.Минина Е.Л. Законодательное обеспечение аграрной политики в России Е.Л. Минина // Журнал российского права. 2006. - № 5. - С. 4652.

.Проклов К.Б. Эволюция становления отечественных транснациональных корпораций, типология корпораций в современной экономике // ЭПОС. № 1 (45). - М.: 2011

.Пухова М.М., Беляева И.Ю. Социально ответственное поведение бизнеса: успехи и нерешенные проблемы // Современные корпоративные стратегии и технологии в России: Сборник научных статей. Вып.4. В 2 ч. Ч.2, 2009

.Савельева Е. Ю. Модель риска нефтегазовой компании // Вестник университета (Государственный университет управления). 2010. № 14.

21.Социальная ответственность бизнеса: актуальная повестка./Под ред. С.Е.Литовченко, М.И.Корсакова. М., 2003. С.15.

.Социальный кодекс ОАО «ЛУКОЙЛ». Москва, 2002

23.Темницкий A.JI. Справедливость в оплате труда как ценностная ориентация и фактор трудовой мотивации / А.Л. Темницкий // СОЦИС. - 2005.-№5.-С. 81-88.

.Харчилава Х.П. Анализ современных моделей корпоративного управления// Вестник ГУУ. № 20 2010г-

.Шеряй К.И. Новейшие мировые тенденции мобилизации инвестиционных ресурсов в нефтяной промышленности // Российское предпринимательство - М., 2010. - №2. (2)

.Эпштейн А.С. О роли сельского хозяйства в удвоении ВВП и преодолении бедности в России Электронный ресурс. URL: #"justify">27.М. Фриман «Стратегическое управление: подход с позиции стейкхолдеров»//Москва, 1984

.Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, лидеры общественного мнения и эксперты оценивают социальную роль бизнеса в России./ Под ред. С. Е. Литовченко, М. И. Корсакова. - М.: Ассоциация менеджеров, 2003. С. 34.

Похожие работы на - Управление социальной ответственностью бизнеса на примере нефтегазовых компаний

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!