Проект организации кружка вышивки лентами

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,22 Мб
  • Опубликовано:
    2013-10-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проект организации кружка вышивки лентами

1. Бизнес-план по организации кружка вышивки «Волшебная лента» на базе МБОУ «Соколовская СОШ»

1.1 Теоретические аспекты организации дополнительного образования

Великий российский педагог Антон Семенович Макаренко в работе «Цель воспитания» говорил о педагогической целесообразности, ставя во главу угла классовый подход в воспитании. Сейчас многие поняли, что нельзя бездумно отказываться от классиков, ориентироваться на чисто западные, привнесенные к нам теории воспитания. Классовый подход Макаренко к воспитанию, как нельзя более чем актуален сегодня, когда именно классовый состав нашего общества определяет приоритеты в формировании духовных укладов общества.

Поверхностное восприятие трудов Макаренко, когда производительный труд ради производительного труда ставился во главу угла, сегодня не даёт ощутимых результатов в формировании личности учащегося. На мой взгляд, необходимо делать акцент на результаты этого труда, прикладной характер предметов труда, формирование у учащегося чувства ответственности за выполненную работу и полезности ее выполнения для среды, в которой он находится.

Гармонизация общественных и личных целей представляется сейчас важнейшей задачей педагога. Классово неоднородный коллектив, когда в одном классе обучаются дети из семей различного достатка, порождает у детей из малообеспеченных семей чувство неуверенности в себе, они вынуждены слепо отдавать предпочтение ценностям класса богатых.

Сегодня, применяя воспитательные методы Макаренко, необходимо ставить конкретные цели учащимся, основываясь на примерах, когда человек своим трудом достиг богатства и уважения в обществе.

Достижения успеха в своем деле и через это прогресса и благосостояния всего общества может быть поставлено основной задачей учащегося. Естественно, что объективным критерием успеха в наше время являются только деньги, в меньшей (к сожалению) степени общественное признание.

Так будет продолжаться до окончания переходного периода в стране, нормализации экономического положения, и, как следствие, полного исполнения государственных бюджетов всех уровней, в зависимость от которого поставлено материальное положение трудящихся многих отраслей народного хозяйства.

По этой причине в данной работе под результатами труда понимаются конкретные предметы труда, реализованные конкретному потребителю. Более широкое рассмотрение критериев успеха приведет к рассмотрению переходного периода, в котором находится государство. К сожалению, в этой работе я не могу дать ответ на возможный вопрос учащегося, который собирается стать ученым или врачом о том, какими критериями может быть оценен его труд, если у государства нет средств на выплату ему заработной платы, не говоря уже о финансировании научных исследований.

Таким образом, изложенное в данной работе, применимо в первую очередь к проблематике преподавания технологии и предпринимательства и к воспитательной роли коллектива (класса, кружка и т.д.), в котором ведется преподавание предмета и изготовление предметов труда.

Данное упрощение есть мера вынужденная, так как рассмотрение ситуации в целом вряд ли уложится в одной дипломной работе.

Под результатами труда и, следовательно, критерием успеха в обществе в данной работе понимаются деньги (естественно с учетом вышеприведенных оговорок).

Ни для кого не секрет, что сегодня, когда ранее (в бывшем СССР) вполне обеспеченные люди, добросовестно выполняющие свои обязанности, оказались за чертой бедности, наличие или отсутствие средств на существование стало одним из ключевых факторов в нашем обществе.

И если люди со сформировавшейся системой ценностей и укладов осознают временный характер экономических трудностей нашего государства, то в неокрепшем сознании школьника основной доминантой в первую очередь являются деньги, зачастую не оставляя места для ценностей духовных.

Вошедшая в нашу жизнь религия не смогла в полной мере заменить ранее действующую систему продолжающегося воспитания личности, сформированную идеологией коммунизма. Образовался вакуум, который сразу же оказался заполненным культом денег, насилия и жестокости.

Порочную, на мой взгляд, роль в формировании личности школьника играют средства массовой информации, в первую очередь электронные. Дети слепо копируют навязанных героев, по данным ВЦИОМ, из 100 опрошенных детей в возрасте от 5 до 7 лет среди своих кумиров назвали героев американских мультфильмов и комиксов, известных своей неоправданной жестокостью, при этом только 30 детей смогли наизусть прочитать отрывок из сказок А.С. Пушкина.

Помимо электронных СМИ, дети сегодня являются жертвами разного рода зарубежных игр, составленных без учета возрастных особенностей психологии и физиологии ребенка, зачастую носящих разрушительный характер для психического и физического здоровья детей. Данная ситуация хорошо известна и уже стала предметом изучения психологов и врачей, однако результаты воздействия на сознание ребенка электронных СМИ и компьютерных игр лучше всего видны учителям в школе. Ребенок приходит в школу с ослабленным зрением, подорванной психикой, он не может сосредоточиться, сконцентрироваться на учебном процессе. Известный советский нейропсихолог Л.С. Выготский пришел к выводу о последовательном (хронологическом) формировании высших психических функций человека и прижизненном изменении их мозговой организации (вследствие прижизненного изменения «межфункциональных» отношений) как основной закономерности психического развития ребенка. Именно Л.С. Выготский сформулировал впервые положение о различном влиянии очага поражения мозга на высшие психические функции в детском возрасте, когда очаг поражения (в нашем случае доминирующие в сознании ребенка стереотипы героев компьютерных игр и т.д.) вызывает системное недоразвитие соответствующих высших психических функций. Так, нарушение гностчиеских функций (так необходимых школьнику в процессе освоения нового материала), а именно гностических зон коры головного мозга (зрительной, слуховой, кинестетической) в раннем детстве приводит к глубокому недоразвитию высших форм познавательной деятельности.

Нельзя не учесть и влияние семьи на школьника. Это влияние в первую очередь определяется интеллектуальным и образовательным уровнем родителей, их классовым положением и материальным достатком.

Руководствуясь А.С. Макаренко, учитель должен обеспечить индивидуальный подход к каждому учащемуся, тщательно изучить среду, в которой растет ребенок, постараться дать родителям необходимые рекомендации по уменьшению негативного воздействия среды на ребенка.

Но главное, что должен делать учитель - это сформировать из школьного класса (кружка) тот коллектив, который (опять же по А.С. Макаренко) смог бы воздействовать на личность каждого в отдельности.

Конкретные результаты труда каждого, достигнутые именно в данном коллективе позволят педагогу избежать конфликта между средой, где во главе угла находятся деньги и необходимостью привить учащемуся умения и навыки, предусмотренные школьной программой.

Тема данной работы, определена необходимостью обеспечения наглядности взаимосвязи предмета труда и доминирующих в сознании ребенка ценностей.

Очевидно, что возможности школьных мастерских далеко не ограничены изготовлением одного изделия. Каждый учитель на основе изучения конъюнктуры рынка на близлежащих предприятиях и организациях, с учетом особенностей региона, где находится школа, должен самостоятельно выбрать предметы труда для изготовления в школьных мастерских. Важно, чтобы при изготовлении этих предметов учащиеся получали необходимые теоретические знания, навыки и умения в соответствии со школьной программой.

В конечном итоге, задачей данной работы является разработка эффективной модели организации работы кружка «Волшебная лента» с последующей реализацией изготовленных изделий при условии освоения учащимися материала, предусмотренного школьной программой в полном объеме.

К сожалению, наши школы только начинают вести данную работу. Зачастую, она сводится к проведению так называемых бизнес-игр, а именно к созданию в рамках школ разного рода «банков», «бирж» и т.д. На мой взгляд, это большая ошибка со стороны педагогов, так как обращение в рамках школьного коллектива денежных средств, не заработанных самими учащимися, а привнесенных извне (естественно, что от родителей) только развращает учащихся.

Но, несмотря на доминирующую в сознании школьника потребность в получении денег, считаю в рамках осуществления данного проекта производить расчеты со школьником не деньгами, а товарами. Это позволит оградить школьника от разочарования, вызванного быстрым расходованием заработанных средств или утраты оных. По окончании четверти, учебного года (в зависимости об объемов реализации) каждый учащийся получит от школы именно ту вещь, владение которой доминирует в его сознании.

Стремление школьника к получению той или иной материальной ценности необходимо использовать в учебном процессе. Великий российский психофизиолог Алексей Алексеевич Ухтомский установил, что деятельность человека во многом определяется доминантой - устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и / или подкорке головного мозга. Восприятие учащимся приёмов выполнения изделий во многом будет зависеть от метода подачи материала. Если педагог сумеет создать условия, при которых лента станет для учащегося средством достижения его (учащегося) цели, то нет никаких сомнений, что учащийся легко овладеет методикой выполнения вышивки.

Восприятие учебного материала во многом зависит не столько от воздействия на него, сколько от имеющейся у учащегося доминанты и /или стереотипов. И если ранее, в период всеобщего обязательного среднего образования, необходимость получения образования и давление среды заставляли многих учащихся попросту зазубривать неинтересный им материал, то теперь, когда опять же по данным ВЦИОМ из 100 респондентов в возрасте от 12 до 14 лет половина не видит смысла в продолжении обучения, необходимо формировать или корректировать доминанты учащихся с целью возбуждения их интереса к учебному процессу. Нельзя заставить учащихся учиться. Академик И.П. Павлов ввел термин «сшибка нервных процессов» - конфликт, возникающий в результате насилия над личностью, когда вопреки устоявшейся доминанте, человека принуждают к нежелательным для него действиям. Последствиями таких «сшибок» бывают неврозы, прогулы школы, употребление учащимися алкоголя и наркотиков.

Опять же нужно сделать оговорку, что учителя технологии и предпринимательства в данном случае находятся в привилегированном положении по сравнению с преподавателями других дисциплин, так как эта профессия позволяет минимизировать время получения результата труда.

1.2 Законодательные и организационные аспекты предпринимательской деятельности в сфере образования

Законодательство Российской Федерации предоставляет льготы производствам подведомственным Министерству общего и профессионального образования Российской Федерации. В частности Ст. 47 Федерального Закона Российской Федерации Об Образовании гласит:

«1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его Уставом.

. К предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного учреждения;

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством, предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

. Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреждения производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.

. В своей предпринимательской деятельности образовательное учреждение приравнивается к предприятию и попадает под действие законодательства Российской Федерации в области предпринимательской деятельности.

. Учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность образовательного учреждения, если она идет в ущерб образовательной деятельности, предусмотренной уставом, до решения суда по этому вопросу.»

Как видно из текста Закона, с целью соблюдения положений п. 4 Ст. 47, образовательному учреждению необходимо вести бухгалтерский учет, ежеквартально сдавать отчетность в Государственную налоговую инспекцию, Пенсионный Фонда, территориальный орган Фонда занятости, социального страхования, Госкомстат и т.д.

В данной условиях школы (для целей настоящий работы берется худший вариант школы, которая не имеет хозяйственной самостоятельности, собственного расчетного счета в банке и бухгалтерии, при этом платные и частные школы не рассматриваются, т. к. их положение значительно лучше муниципальных) необходимо разработать простую и в то же время действенную схему расчетов за поставленную школьной мастерской продукцию.

Осуществление предпринимательской деятельности при наличии у школы права вести финансово-хозяйственную деятельность сводится к деятельности обычного предприятия, рассмотрение которой не представляет интереса для данной работы, так является наиболее легким путем ведения предпринимательской деятельности. Ниже рассматривается вариант, когда школа еще не успела стать самостоятельным субъектом финансово-хозяйственного права.

Для осуществления предпринимательской деятельности в условиях школы подведомственной районному отделу народного образования предлагается вариант расчета за поставляемую школой продукцию путем перечисления на р/с районного отдела народного образования, которому подведомственна школа, целевых благотворительных взносов, которые в финансовом плане РОНО должны быть защищены от каких-либо иных расходов не связанных с производственной деятельностью (безакцептное списание за тепло, электроэнергию, телефон и т.д.)

1.3 Суть проекта

Данный бизнес-план представляет собой проект организации кружка вышивки лентами на базе МБОУ «Соколовская средняя общеобразовательная школа» по адресу: с. Соколово Колыванского района Новосибирской области, ул. Ленина, 27. Специфической чертой планируемого кружка будет возможность обучения вышивки лентами лиц любого возраста (с 10 лет), организация продажи готовых изделий.

Проектируемый кружок будет иметь возможность обучения одновременно 15-ти человек.

Руководителем кружка будет работать высококвалифицированный специалист в области рукоделия, планируется привлечение специалиста по изготовлению рамок для готовых изделий.

Анализ рынка показал, что изделия, которые будут изготавливаться в ходе занятий кружка, должны пользоваться спросом среди населения, так как в округе никто пока этим видом искусства не занимается. Вышивка лентами - новый и оригинальный вид деятельности в районе.

Для реализации проекта не потребуется больших затрат, поэтому можно обойтись средствами школы, привлечением спонсоров и затем средствами, вырученными от продажи готовых изделий.

Предполагаемый кружок имеет широкие перспективы. В случае стабильного получения запланированной прибыли уже на будущий год он будет иметь возможность открыть свой филиал в Колыванском ДДТ.

1.4 Описание предприятия

Кружок вышивки лентами будет открыт в с. Соколово на базе МБОУ «Соколовская средняя общеобразовательная школа», расположенной по ул. Ленина, 27. Цель создания кружка - организация досуга учащихся, развитие творческих. Индивидуальных способностей детей. Основной вид деятельности - обучение вышивки лентами, дополнительный вид - оформление готовых изделий в виде панно, картин, эстампов, изготовление рамок.

Так как кружок организован на базе школы, то юридическим лицом данной организации является МБОУ «Соколовская средняя общеобразовательная школа».

Для успешной работы кружка потребуются следующие работники:

·        Директор школы

·        Руководитель кружка

·        Уборщица.

1.5    Анализ конкурентов

В настоящее время модно декорирование, создаваемое своими руками. Ручная вышивка, выполненная по различным технологиям и с использованием современных отделочных материалов, придаёт неповторимость одежде, подчёркивает индивидуальность. Большим спросом также пользуются и настенные панно, выполненные в технике вышивки лентами.

Так как в селе никто профессионально не занимается данным видом деятельности, изделия, изготовленные на занятиях кружка, можно будет реализовывать на школьных ярмарках, благотворительных вечерах.

Как и любое новое дело, организация данного кружка имеет свои сильные и слабые стороны. Их анализ приведён в таблице 5.

Таблица 1.1 - Анализ сильных и слабых сторон работы кружка «Волшебная лента»

Сильные стороны

Слабые стороны

Нет конкурентов в селе Мало конкурентов в районе Доступность посещения кружка Наличие специалиста

Отсутствие магазина продажи лент Проблемно изготовление рамок для готовых работ



2. Технология вышивки лентами

Шелковые ленты и тесьма, применяемые для отделки, прочно вошли в нашу повседневную жизнь. О них обычно вспоминают перед праздниками и торжественным событиям, когда возникает необходимость украсить и расцветить окружающий нас мир. В Италии шумные и веселые торжества, удавшиеся на славу, даже называют «праздниками с бантиками».

Красивая лента придает хорошо упакованному подарку изысканность, подчеркивая торжественность момента. Перевязанный ленточкой букет выглядит не только привлекательнее, но и богаче.

Ленты «оживляют» прическу, а отделанные ими и тесьмой шляпки, сумочки и платья придают так называемую изюминку. Наверное, большинство из нас замирали от восхищения, рассматривая свадебные наряды невест, богато украшенные кружевами, лентами и рюшами!

На западе принято, готовясь к торжествам, украшать праздничный стол всевозможными бантами в тон скатерти. С их помощью стараются создать в доме праздничную атмосферу. Красные ленты и банты стали символом рождественских праздников. Их прикрепляли к входным дверям домов и украшают ёлки в преддверии Рождества и встречи Нового года.

У нас сложился обычай украшать автомобили свадебного кортежа лентами цветов государственного флага и перевязывать конверты с новорожденными голубыми или розовыми лентами, в зависимости от пола ребенка.

В данной работе мы познакомимся с совершенно новым применением шелковой ленты. Для такого вида вышивки берется очень узкая лента, которая подходит к любым типам тканей. Она свободно проходит через самый плотный уток, не теряя своей формы. Особенность этой техники в том, что она придает рисунку объемность.

Изучив различные виды швов, без труда можно создать своими руками необыкновенно красивые вещи. Помимо этого появляется возможность придать готовым изделиям неповторимый индивидуальный облик, украсив платье или шляпку. С помощью оригинального объемного рисунка или банта можно объединить в единый ансамбль несколько предметов гардероба. Универсальность этого вида вышивки в том, что она позволяет оформить и детский полотняный рюкзачок, и дамскую сумочку. Кроме того, можно научиться делать красивые скатерти и салфетки, мешочки для флакончиков с духами, коробочки для драгоценностей и множество других милых вещичек.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для вышивания, учит оформлять вышивкой предметы декоративно-прикладного характера.

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов. Это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с передовыми способами труда, получения и использования информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности. Знакомятся с историей рукоделия.

2.1 Из истории вышивки

Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей. По стародавним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища пламенели пышными узорами. Кружево, ткачество, нашивки из гладких и фактурных тканей, лент, тесьмы и других материалов составляли на этих предметах сложный, а зачастую и многоярусный узор. В декоративном же оформлении праздничного костюма и предметов убранства крестьянской избы в торжественные дни предпочтение отдавалось ручной вышивке. Распространение ручной вышивки в прошлом объясняется следующими обстоятельствами. По идущим из глубины веков заветам все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей всё своё свободное время. Немаловажное значение имело и то, что для выполнения вышивки требовались не сложные приспособления, на приобретение которых тратились незначительные деньги. Ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из растений, которые собирали на полях и в лесах. Небольшие траты были только на приобретение игл, недостающих красителей и, частично, ниток для вышивки. Всё зависело от умения женщин вышивать и знания местных особенностей красочного оформления праздничных и будничных предметов быта. Искусно вышитый узор превращал любую, даже самую немудрёную ткань, в подлинное произведение искусства. Русские женщины с давних времён славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты с помощью иглы и различных нитей. С детских лет они обучались этому сложному, но увлекательному искусству. Жёны и дочери обязаны были обеспечивать семью одеждой и всеми необходимыми для домашнего обихода предметами из тканей. Начиналось это с того, что девушка готовила сама себе приданое. В русских деревнях и сёлах этот обычай сохранился ещё в начале XX века. Крестьянская девушка приносила в дом будущего мужа приданное. По общепринятому закону ко дню своего совершеннолетия - пятнадцати - шестнадцати годам - она должна была иметь будничную и праздничную одежду для себя на все случаи жизни, необходимое число столешников (скатертей), подзоров и полотенец, которые применялись в быту или служили украшением дома в праздничные дни, десятки метров холста для изготовления одежды мужу и детям в течение нескольких лет. Кроме того, каждая девушка готовила специальные полотенца, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных гостей. Таких подарочных полотенец к моменту сватовства в запасе у невесты нередко было около ста штук. Число и качество предметов, входивших в приданое, служило у односельчан мерилом оценки умения работать. По ним определялся уровень владения женским ремеслом и наличие художественного вкуса. Девушка в процессе приготовления приданого сама выращивала лён, обрабатывала его после сбора, пряла нитки, ткала холст, шила необходимые предметы и сама их украшала.

В течение нескольких столетий у русского народа выработались определённые приёмы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая их.

После Великой октябрьской социалистической революции мастерицы, владеющие искусством создания узора на ткани с помощью иглы и ниток, объединялись в артели, которые впоследствии переросли в специализированные фабрики.

Эти фабрики выпускали (и выпускают) широкий ассортимент изделий бытового назначения с красочным декоративным оформлением.

Художники и мастера, работающие на предприятиях, не отступают от традиций, развивают особенности своих приёмов выполнения вышивки, расширяют круг мотивов, колорит и композиционный строй орнамента, не утрачивая былого очарования декоративного оформления крестьянского костюма и предметов быта. Они были выработаны постепенно, в течение целого ряда столетий многими поколениями местных мастериц и являлись привычными для сельских жителей определённого района. Однако, несмотря на очевидные различия приёмов исполнения и характерные особенности орнамента каждого края, русскую народную вышивку можно объединить в три большие группы: северную, центральную и южную.

Возможности вышивки безграничны. Всё то, что было найдено и развито творческим гением русского народа, имеет тенденцию к дальнейшему изменению и обогащению. Современные художники и мастера создают рисунки для вышивки, как в ручном, так и в машинном исполнении.

Сравнительно недавно появился, и получает широкое распространение, новый вид вышивки - вышивка лентами.

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы и в Древнем Риме. Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.

В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывали окна для защиты от холода в зимнее время.

Но только в XIV веке начало расширяться бытовое применение шелковых лент. Традиции ткачества в Лионе и благоприятные климатические условия юга Европы способствовали быстрому развитию производства ценной шелковой нити. После переезда папской курии в Авиньон, под опеку французского короля, знатные господа стали щеголять в роскошных одеждах, отделанных лентами с золотой каймой или парчовыми лентами, соответственно рангу и происхождению носившего их.

В 1446 году будущий король Людовик XI пригласил итальянских ткачей, чтобы они обучили своему искусству жителей Лиона. Из этой затеи ничего не вышло, но в город были завезены разнообразные станки как для выделки шелка, так и для изготовления шелковых лент. Спрос на ленты продолжал расти, и Лион постепенно превращался в крупный текстильный центр. В 1560 году в нем было уже пятьдесят тысяч ткачей, которые изготавливали разные, в том числе дорогие и экстравагантные, шелковые ленты, а южнее, В Велзи и Сент-Этьене, почти сорок пять тысяч человек трудились на производстве тесьмы. К 1660 году в Сент-Этьене и окрестностях насчитывалось уже около восьмидесяти тысяч ткацких станков для выработки лент и триста семьдесят - для производства позументных изделий (позумент, галун, басон). В начале XVIII века спрос на эти товары резко возрос, и начался период бурного распространения роскошных и красивых лент. Король Франции Людовик XIV украшал лентами, унизанными драгоценными камнями, даже свою обувь и призывал двор одеваться оригинально и с выдумкой.

Наступила эпоха рококо, и стилем французского двора стало легкомыслие. Король Людовик XV любил вышивать и часто дарил придворным дамам милые безделушки, изготовленные им самим.

Платья стали объемными и просторными, богато украшенными лентами. В моду вошли «летящие платья» с незастроченными складками (защипами) на груди и многочисленными лентами.

Именно в эти времена во Франции и появилась вышивка шелковыми лентами. Сначала знатные дамы стали украшать свои платья, оформляя корсажи мелкими розочками «а ля рококо», листьями и множеством разбросанных цветов с жемчужинами и хрусталиками. Затем настал черед белья. Оно становилось все более роскошным и утонченным. В ателье, носивших высокое звание «Поставщики королевского двора», с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Теперь они красуются в музейных витринах по всему миру - от Лондона до Претории.

Из Франции этот вид вышивки перекочевал на острова, в Англию. А оттуда разошелся по всем странам бывшей Британской империи. Вместе с переселенцами из Старого Света он попал в Америку, где быстро завоевал популярность.

Расцвет этого искусства пришелся на 70-е годы XIX столетия. К тому времени вышивку можно было увидеть не только на платьях, но и на зонтиках, абажурах, стеганых одеялах, безделушках для дома и шляпах.

После Второй мировой войны интерес публики ко всем видам рукоделия стал снижаться. Но в течение двух последних десятилетий началось возрождение вышивки. Вернулся интерес, и это искусство вновь заблистало всеми своими гранями. Ведь шить шелковыми лентами необычайно занимательно, это не требует сложных приспособлений и крупных предварительных расходов. К тому же здесь применяются простые и всем хорошо известные приемы вышивки. А объемный рисунок настолько привлекателен, что можно, без всякого сомнения, утверждать: в ближайшие годы этот вид вышивки ждет широкое распространение и успех!

2.2 Инструменты для вышивания

Для выполнения любой ручной вышивки необходимы очень несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметровая лента, заострённая палочка (шило, дырокол или пендель), пяльцы.

Иглы для вышивания должны быть короткие, с удлинённым ушком. Номер иглы зависит от вида вышивки.

Напёрсток надевают на средний палец правой руки. Он предохраняет палец от уколов при проведении иглы в ткань и бывает необходим при прокалывании нескольких слоёв ткани. Напёрсток надо подобрать по размеру пальца.

Ножницы нужно иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезания ниток и лент и большие - для разрезания тканей.

Сантиметровая лента служит для определения точного размера изделия, расположения основных линий узора и т.п.

Дырокол или пендель применяют при вышивке белой гладью, для выполнения дырочек.

Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и предохраняют её от деформации.

2.3 Ленты

Время, когда ленты были в дефиците и стоили дорого, давно в прошлом. Сегодня без труда можно приобрести ленты любых цветов и фактур. Их ширина варьируется от 2 мм до 50 см. Чем крупнее вышиваемый мотив, тем шире должны быть ленты, но наиболее эффектно смотрятся работы, выполненные несколькими видами лент. При подборе материала нужно учитывать характер узора и назначение готовой вышивки. Ленты могут износиться при неоднократном прохождении через ткань, поэтому они должны быть крепкими, лёгкими и очень качественными. Для успешного выполнения работы рекомендуется учитывать следующие характеристики лент.

−       Шёлковые ленты

Эти ленты наиболее популярны. С их помощью можно выполнить самую изящную и тонкую работу. У них мягкие волокна, они достаточно эластичны, но легко мнутся. Косые шёлковые ленты имеют дополнительное преимущество - обладая теми же свойствами, что и ткань, выкроенная по косой, они легко принимают заданную форму и драпируются. Для достижения оригинального эффекта края лент распускают в виде бахромы.

−       Синтетические ленты

Эти ленты грубее и тяжелее шёлковых. Они значительно более упругие и почти не мнутся. Ленты из полиэстера или ацетатного шёлка часто выпускают с кромкой, в которую вплетены тонкие жесткие нити, позволяющие держать заданную форму.

−       Хлопчатобумажные ленты

Как правило, эти ленты применяют при изготовлении дамских шляпок и не используют в вышивке.

−       Атласные ленты

Атласные ленты могут быть из шёлковой или синтетической ткани. Их свойства обусловлены особым переплетением нитей. Сравнительно недорогие двусторонние атласные ленты незаменимы для техник, при которых ленты изгибают, демонстрируя обе стороны, незначительно отличающиеся по цвету. Ленты, имеющие чётко выраженные лицевую и изнаночную стороны, при сложении также придают вышивке особое очарование.

−  Прозрачные ленты

Фантазийные прозрачные ленты из блестящей органзы или жоржета довольно сложны в обращении, но в готовом изделии выглядят очень эффектно.

−       Фактурные ленты

К фактурным относятся ленты из бархата с длинным ворсом или вельвета. Благодаря своему изысканному внешнему виду они обогащают и разнообразят узор.

−                 Ленты, окрашенные вручную

Эти ленты бывают нескольких видов: с рисунками, одноцветные с плавными тональными переходами, многоцветные… Вышивка многоцветными лентами будет смотреться очень оригинально, но, если необходимо придать работе особое изящество, воспользуйтесь лентами с тональными переходами в пределах одной цветовой гаммы.

Хранение лент

Ленты из чистого шёлка легко путаются и портятся. Важно не только правильно хранить их, но и раскладывать в шкатулке для рукоделия так, чтобы было легче находить нужный цвет. Предпочтительно наматывать ленты на круглые стержни: катушки, картонные сердечники с прорезями для закрепления концов, стержни от рулонов бумаги для факса. Если наматывать ленты на плоские кусочки картона, ленты помнутся на сгибах и перед вышиванием их придётся гладить.

2.4 Иглы, пяльцы и ткани

 

Размеры игл обозначают номером. Чем меньше номер, тем толще игла. Лента легко должна проходить через отверстие, проделанное иглой в ткани, и полностью расправляться после выполнения шва. Вышивание слишком тонкой иглой подвергает ленту сильному износу. Рекомендации по использованию игл приводятся инструкциях к каждому узору. От правильного выбора вида и размера иголок зависит результат работы. Лучше выбирать шенильные иглы: с их помощью удобнее продёргивать ленту через ткань, не повреждая её. У шенильных игл толстое тело, большое ушко, острый кончик; они бывают разных размеров. Эти иглы раздвигают в стороны волокна ткани, благодаря чему лента проходит сквозь неё беспрепятственно. Острый кончик иглы почти не наносит ущерба ленте при прокладывании ленточных стежков, какими пользуются только в данном виде рукоделия. Размер иглы подбирают в зависимости от ширины ленты; от размера иглы зависит то, как стежок разместится на ткани. Если взять большую иглу и узкую ленту, вышить стежок на ткани будет сложнее.

Определиться с размером иголок поможет следующая таблица:

№18 - для шёлковых лент и лент из органзы шириной 7 мм и 4 мм.

№20 - для лент шириной 4 мм.

№22 - для лент шириной 2 мм.

№24 - для лент шириной 2 мм.

Существуют и шенильные иглы №13. Они необходимы для работы с более широкими шёлковыми лентами, особенно при вышивании по тонким тканям.

Каждая рукодельница сама определяет необходимость использования и тип пялец. При желании можно обойтись и без них, но на натянутой ткани стежки получаются ровнее.

Маленькие лёгкие пяльцы удобны в работе, но не стоит использовать их для вышивания больших узоров - есть вероятность деформировать работу при многократном перемещении обручей по ткани. Для большой вышивки лучше воспользоваться пяльцами в виде рамки, чтобы захватить всю область узора. Для вышивки лентами больше всего подходят настольные пяльцы со струбциной - их не надо держать руками, что позволяет производить необходимые манипуляции.

Вышивать лентами можно практически на любой ткани и выбор материала зависит, прежде всего, от назначения будущего изделия. Но необходимо учитывать, что работа чаще всего дополняется другими видами вышивки. В идеале ткань должна быть достаточно плотной (чтобы швы хорошо держались), но с относительно свободным переплетением нитей (чтобы лента проходила без труда и не обтрёпывалась).

Перед началом работы ткани для вышивания обычно не стирают. Особенно важно помнить об этом, если для вышивки вам предстоит выполнить роспись на фоне.

Если выбрана лёгкая ткань, такая, как шёлк, уплотните её термоклейким подкладочным материалом, например флизелином. Приклеив утюгом подкладку к основной ткани, обработайте края на машинке, чтобы нитки не осыпались в процессе вышивания.

Благодаря подкладке вы сможете прятать шёлковые ленты между двумя слоями ткани, а не закреплять их узелками. Но в этом случае есть риск сильно стянуть последние стежки.

2.5 Перенос рисунка

Существует несколько способов перевода рисунка, зависящих от типа используемой ткани. Работая с лентами, необходимо и достаточно перенести контур узора и наметить расположение деталей. Более детализированный рисунок может сбить с толку - его будет сложно закрыть вышивкой. Выполняя цветок, не изображайте его полностью; поставьте точку и очертите её кругом, обозначая расположение цветка и его центр.

Способы перевода

Прямое копирование

Этот способ подходит для светлых и лёгких тканей. Нанесите узор на обычную бумагу чернилами или фломастером. Поверх рисунка закрепите ткань (липкой лентой или булавками). Переведите узор карандашом, поместив ткань на оконное стекло.

Намётка по кальке

Этот способ занимает много времени, но даёт лучшие результаты, не оставляя нестирающихся следов. Переведите рисунок на кальку и подкалите её к ткани. Прометайте контуры насквозь короткими сплошными стежками. Проведите по проложенным стежкам остриём иглы и удалите бумагу. После вышивания удалите намётку.

Маркеры для ткани

Маркеры, след от которых смывается или исчезает через некоторое время, подходят для тканей с гладкой поверхностью. Линии, проведённые маркерами на спиртовой основе, выцветают и быстро исчезают. След от маркера на водной основе удаляют, смачивая водой.

Карандаши

Для светлой ткани используйте остро заточенный мягкий простой карандаш. На тёмное полотно переносите рисунок мягким белым карандашом. Проводя линии, не нажимайте на карандаш слишком сильно.

Мелки для рисования по ткани

Мелки отлично подходят для тёмных и грубых тканей. Узор наносится на лицевую сторону материала. Мел быстро стирается во время работы, поэтому контуры можно обвести дважды.

2.6 Вдевание ленты

 

При вышивании шелковыми лентами применяется особый способ вдевания ленты в иголку. Кончик ленты продевается в игольное ушко уголком, согнутым или отрезанным на расстоянии 6 мм от края ленты, а затем через ушко протягивается хвост ленты (см. приложение Б).

Равномерное натяжение ленты

Следя за натяжением ленты, помните золотое правило: пусть лента работает за тебя.

Самая распространённая ошибка - слишком тугие стежки. При этом создаётся впечатление, что вышивка выполнена шелковыми нитками, а не лентами.

Если вы правильно подобрали пяльцы и иглу, а стежки всё равно выглядят не так, как следовало бы, возможно, вы слишком туго затягиваете их или не расправляете ленту на ткани каждый раз перед завершением стежка.

Если стежки получились слишком тугие, попробуйте поддеть пальцем стежок в том месте, где продели иглу в ткань, и слегка высвободите ленту. При этом вы не будете стягивать следующие стежки.

Следите за тем, чтобы лента лежала как можно более ровно, без складок; не проверив это, не заканчивайте стежок. После того, как стежок сделан, поправить ленту очень сложно. Иголкой разгладьте ленту по всей длине стежка.

Благодаря этим полезным советам почти всю работу выполнит за вас лента, разложенная по ширине, и вышивание станет для вас приятным времяпрепровождением.

Если вы всё-таки слишком стянули стежок, подтяните его ещё сильнее, стараясь не повредить предыдущие, а затем замаскируйте сверху ещё одним стежком. Таким образом можно добиться удовлетворительных результатов.

Профессиональные советы

Перед вышиванием проверьте ленты на цветоскойкость и постирайте, если это необходимо. Используйте для работы ленты не более 30 см длиной во избежание их изнашивания и обтрёпывания при проведении через ткань.

Откладывая работу на длительное время, выньте её из пялец, чтобы ткань и вышивка не деформировались.

После завершения работы прогладьте вышивку с изнаночной стороны, положив её на гладильную доску. Не заходите на области, заполненные вышивкой и не разглаживайте ленты. В качестве альтернативы смочите работу водой из пульверизатора и оставьте до полного высыхания.

Закрепление ленты на ткани

Закрепляя ленты на ткани, старайтесь не делать узелков, так как работа будет выглядеть неаккуратно. Выведите ленту, оставив на изнаночной стороне конец длинной около 1,5 см. выполните первый стежок, захватывая конец ленты. Закончив вышивку, обрежьте концы лент.

В конце работы проведите иглу с лентой на изнаночную сторону. Выполните маленький стежок через расположенную рядом ленту. Рядом с первым выполните второй стежок, а затем обрежьте ленту.

Можно также закрепить концы ленты швейной ниткой с изнаночной стороны, прокладывая стежки за вышитыми деталями, чтобы их не было видно на лицевой стороне.

Вышивание лентами разного типа обычно меняет внешний вид готовой работы, поэтому перед выполнением нового шва желательно экспериментировать на образце. Как правило, длина стежка должна превышать ширину используемой ленты. Слишком короткие стежки могут испортить всю вышивку, так как ленту невозможно будет расправить до полной ширины.

2.7 Виды швов

Для того, чтобы верно и красиво выполнить работу, нужно прежде всего уметь правильно выполнять различные виды швов.

Таблица 2.1 - Узелок «РОКОКО» - шов «ПЕТЛЯ»

№ этапа

Описание работы

Иллюстрация

1

2

1

Выведите ленту на лицевую сторону в точке А у основания шва

2

Проведите иглу на изнаночную сторону справа от точки А и выведите в точке В. Лента должна быть слева от иглы

3

Проведите ленту под остриём иглы слева на право

4

Навейте расправленную ленту на иглу по часовой стрелке

5

Подтяните ленту, чтобы обернуть иглу, но не затягивайте туго


6

Повторите шаги 4 и 5 для выполнения необходимого количества витков. Лента, обвивающая иглу, должна быть расправлена

7

Придерживая навив пальцем, вытягивайте иглу, ослабляя витки, для прохождения ушка иглы (палец не показан)

8

Подтягивайте ленту, пока Не образуется плотный узелок «рококо» на конце петли

9

Проведите иглу на изнаночную сторону сразу за узелком «рококо»

10

Подтяните и закрепите ленту. Комбинация узелка «РОКОКО» и шва «ПЕТЛЯ» закончена

№ этапаОписание работыИллюстрация



1

2

3

1

Выведите ленту на лицевую сторону в месте выполнения узелка

2

Держите ленту свободно. Поместите иглу поверх ленты

3

Подхватите ленту иглой там, где она выходит из ткани

4

Левой рукой перекиньте ленту через иглу. Укоротите петлю вокруг иглы

5

Обвейте остриё иглы лентой. Лента образует восьмёрку вокруг иглы

6

Проведите остриё иглы на изнаночную сторону, отступив от места выхода ленты на 1-2 нити ткани

7

Подтяните ленту, туго затягивая её вокруг иглы, и начинайте проводить иглу на изнаночную сторону

8

Натягивайте ленту, продолжайте проводить иглу на изнаночную сторону через узелок

9

Прижимая узелок и петлю к ткани большим пальцем, продолжайте подтягивать ленту (палец не показан)


2.8 Техника безопасности

 

Для того чтобы вышивать было удобно, необходимо правильно организовать рабочее место.

Стол со всеми приспособлениями должен стоять так, чтобы свет падал на работу с левой стороны. Иглы и ножницы нужно хранить в специально отведённых для этого местах. Если в столе нет ящика, нитки можно хранить в вышитом мешочке, инструменты - в специальной коробке, а листы кальки с узорами - в папке.

Очень важно правильное положение вышивальщицы при работе, т. к. неправильная посадка приводит к сутулости, искривлению позвоночника, близорукости. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы грудь не была сжата, корпус несколько наклонён вперёд, ноги - на небольшой подставке. Расстояние между глазами и работой должно быть от 25 до 30 см. Иногда для этой цели пяльцы устанавливают выше, подкладывая под них доску и другие подручные средства. Стул должен быть придвинут к столу так, чтобы можно было опираться на его спинку.

Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая - сверху пялец. Правая рука проводит иглу на изнаночную сторону вышивки острым её концом, а левая, взяв иглу за острый конец, выводит её на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой.

2.9 Технология выполнения узоров

Фиалки

Материалы

Нитки и ленты

Мулине DMC

А = 725 золотисто-жёлтый, тёмный

В = 3363 цвет вои, средний

Шёлковая лента секционного крашения шириной 13 мм.

С = оливково-зелёный (20 см.)

Шёлковая лента шириной 4 мм.

Д = фиолетовый (50 см.)

Е = цвет травы (10 см.)

Иглы

№8 («крюил»)

№20 («синель»)

№24 («синель»)

№18 (гобеленовая)

Выполнение работы

Вышивайте нитками иглой №8, лентами шириной 13 мм - иглой №20, 4 мм - №24. При выполнении листьев используйте иглу №18.

Стебли и листья

Вышейте стебли стебельчатым швом. Выполните каждый листок петельным прямым стежком, придавая ему овальную форму при помощи гобеленовой иглы. Проложите 3 прямых стежка от основания к вершине каждого листка, закрепляя центр и образуя прожилки.

Бутон и цветки

Выполните маленький прямой стежок в качестве настила бутона. Проложите сверху ленточный стежок. Вышейте прямой стежок поперёк бутона, образуя чашечку.

Выполните верхние и центральный нижний лепестки каждого цветка петельным прямым стежком. Вышейте петельный ленточный стежок с каждой стороны центрального нижнего лепестка. Дополните центр каждого цветка французским узелком.

Ключ к вышивке

Вышивку нитками выполняйте в 1 сложение, если не указано иначе.

Цветки

Верхние лепестки и центральный нижний лепесток = D (петельный прямой стежок).

Боковые нижние лепестки = D (петельный ленточный стежок).

Центр = A (в 2 сложения, французский узелок (2 навива)).

Бутон

Настил = D (прямой стежок)

Лепесток = D (ленточный стежок)

Стебли и листья

Стебли = В (в 2 сложения, стебельчатый шов)

Листья = C (петельный прямой стежок)

Прожилки листа = B (прямой стежок)

3. Методические особенности организации кружка «Волшебная лента»

 

3.1 Кружок как организационная форма обучения


Изготовление материального продукта (швейных изделий) рассматривается как сумма технологических действий, направленных на формирование эстетических и утилитарных функций.

Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение учащихся в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов.

Изготовление вышитых изделий производится в определенной последовательности: схема ― эскиз - технология - готовое изделие. Содержание курса определяется следующими разделами: материаловедение, работа с иглой и лентами, технология изготовления изделий, словарь моды.

Учащиеся на занятиях должны получить знания, овладеть навыками, умениями по данным разделам для применения в исследовательской деятельности, при выполнении творческих проектов.

С практической стороны каждый учащийся должен быть участником всех видов деятельности, побывав в течение учебного процесса в роли художника-модельера, конструктора, технолога, демонстратора одежды, что создает основу, фундамент для последующей профессиональной подготовки.

Главные требования к занятию по технологии:

) четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей при проведении занятия;

) правильный подбор учебного материала для занятия в целом и каждой его части (изложение и закрепление теоретического материала, организация практической работы учащегося и т.д.). Материал подбирается исходя из целей и темы занятия, уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации практической работы очень важен подбор объектов труда, т.е. изделий, которые изготавливают ученики, выбор техники выполнения рисунка и разработка технологического процесса;

) выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа занятия, при этом учитываются цели, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя;

) организационная четкость занятия: своевременное начало и окончание, распределение времени на каждый этап и т.д.;

) достижение целей занятия, усвоение учебного материала всеми учащимися, выполнение развивающей и воспитательной функций занятия.

Основной формой организации учебного процесса по курсу «Технология вышивки лентами» является сдвоенное занятие. Курс ориентирован на практику, поэтому тип занятия комбинированный, на котором соединяются элементы теоретических и практических занятий. Комбинированный тип занятия создает необходимые предпосылки для выполнения практических работ (таблица 3.1).

В ходе обучения возникает задача дать учащимся определенный объем технических сведений для проведения практической работы. В течение практической части занятия (50% содержания занятия) они должны освоить рабочие приемы выполнения технологических операций, овладеть умениями и навыками.

Практическая работа формирует у учащихся технологическую культуру и самостоятельность в творческой работе.

Таблица 3.1 - Структура комбинированного занятия

Содержание занятия

Продолжительность, мин

1

2

Организационная часть: подготовка к занятию контроль посещаемости сообщение темы и целей занятия

5

Повторение пройденного материала: опрос по изученной ранее теме; подготовка вопросов и ответов учащимися по предыдущим темам (по группам)

5

Изложение нового учебного материала: объяснение теоретического материала; демонстрация образцов для выполнения работы; запись в тетради последовательности выполнения практической работы, конспектирование инструкционной карты графическим способом; закрепление материала, опрос более слабых учащихся по инструкционной карте, объяснение последовательного выполнения практической работы

20

Выполнение практической работы: текущий инструктаж по работе с инструментами; выполнение практической работы по инструкционной карте

45

Подведение итогов: мини-защита, выставление оценок; анализ характерных ошибок и их причин

10

Уборка рабочих мест и запись в дневниках о подготовке к следующему занятию

5

Итого

90


Учитель должен четко планировать изучение теоретического материала, согласовывая его с практическими работами, что необходимо для осознанного выполнения учащимися творческих проектов.

Прежде чем приступать к практическим работам, учащиеся должны усвоить ряд теоретических сведений: о свойствах материалов (ленты) и способах их обработки, о работе с иглой и пяльцами, о санитарно-гигиенических требованиях и правилах безопасности и т.д., без знания которых выполнять работу нельзя в соответствии с технологическими требованиями. При изучении теоретического материала по предмету необходимо сохранять его систему и логику.

Одними из наиболее широко применяемых методов при проведении уроков и внеклассных занятий являются объяснение и рассказ.

При объяснении теоретические сведения даются при ознакомлении с новым материалом по разделам курса, перед выполнением практических работ, для последовательного проведения трудовых операций. Применяются наглядные пособия: плакаты, чертежи, журналы мод, образцы швов, отдельных деталей различных композиций, коллекция готовых изделий, образцы одежды и других предметов обихода (скатерти, подушки, панно и др.), украшенных данным видом вышивки, книги, а также зарисовки на классной доске.

Рассказ используется для изложения материала по истории вышивки лентами, направлениям моды, народному русскому костюму, прикладному искусству, индивидуальному стилю и т.д. Для иллюстрации рассказа используются плакаты, иллюстративный материал из книг, журналов, видеофильмы, диафильмы, учебники, слайды.

Собранная учащимися информация должна быть использована при выполнении рефератов и творческих проектов на темы по направлению данного курса.

К творческой деятельности можно отнести работу с журналами мод, самостоятельную работу по сбору информации по истории костюма, моды, художественному конструированию моделей одежды, декоративно-прикладных работ, а также само выполнение творческих проектов в соответствии с их выбранными темами и объектами.

В начальный период учебного процесса для освоения рабочих приемов, трудовых операций по выполнению ленточных швов, построению чертежей-схем изделий, применяется фронтальная форма организации учебного процесса. Все учащиеся выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего материала, инструментов и оборудования для всей группы, и контроль осуществляется учителем одновременно для них всех.

В период разработки и выполнения творческих проектов применяется индивидуальная форма организации учебного процесса. Учащиеся изготавливают различные виды изделий с применением технологии ленточного шитья: модели одежды различного назначения, декоративно-прикладные работы, создающие уют в доме.

Четкое выполнение индивидуальных работ обеспечивает тетрадь «Творческий проект по технологии вышивки лентами», которая дает возможность для самостоятельной деятельности учащихся при необходимой консультации со стороны учителя, корректирующего и направляющего творческую работу в соответствии с эстетическими технологическими требованиями.

Планирование - основа правильной организации учебно-воспитательного процесса. С помощью плана определяется логическая последовательность изучения программных тем и учебного материала внутри каждой из них, намечается объем теоретических сведений и практических работ, а также соответствующие формы и методы обучения. В нем находят отражение объекты труда, учебно-наглядные пособия, технические средства обучения и раздаточный материал, используемый в учебном процессе.

Учитель планирует не только свою работу, но и деятельность учеников, без чего невозможна научная организация процесса обучения. При необходимости совместно изготавливаются чертежи, плакаты, таблицы, альбомы с образцами ленточных швов, коллекция моделей одежды для подростков, современного направления молодежной моды и т.д.

Календарно-тематический план составляется на определенное количество учебных часов. Желательно составлять планы-конспекты уроков и внеклассных занятий в соответствии с определенными требованиями.

Контроль знаний учащихся неразрывно связан с формой организации занятий и методами проведения учебного процесса.

Контрольно-проверочные уроки и занятия имеют целью получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, степени прочности усвоения ими технических знаний, умений, навыков. Эти занятия обычно проводятся в конце каждого раздела в различной форме (карточки-задания, контрольные вопросы-тесты, мини-защита).

Качественно организованный, систематический контроль теоретических знаний и практических умений учащихся способствует повышению уровня обучения и воспитания, дисциплинирует.

Защита творческого проекта реально отражает степень усвоения учебного материала и показывает все этапы разработки и выполнения творческой работы.

3.2 Тематический план работы кружка «Волшебная лента»


Пояснительная записка

Вышивка - один из самых древних и распространенных видов декоративного искусства. Занятия вышивкой вызывают у школьников большой интерес. Кружковые занятия при правильной их постановке имеют большое воспитательное значение.

Цель работы: трудовое и эстетическое воспитание учащихся

Задачи:

. Привитие трудовых навыков вышивания, познавательного интереса, независимо от индивидуальных способностей;

. Воспитание и развитие способности эстетического восприятия
произведений декоративно-прикладного искусства;

. Привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны;

. Формирование у учащихся технического мышления, умения применяя полученные знания.

Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые для вышивания, учит оформлять вышивкой предметы декоративно-прикладного характера.

Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов. Это творческий процесс. Учащиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки.

В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с передовыми способами труда, получения и использования информации через информационные системы, печатные издания, предметы декоративного характера. Учатся использовать передовые способы труда и организации рабочего места, инструменты и приспособления, соблюдать правила техники безопасности. Знакомятся с историей рукоделия.

Программа включает тематический план, который определяет последовательность и объем изучаемого материала.

Программа рассчитана на 1 год обучения - 192 часа занятий.

В группу приходят дети, не имеющие специальных навыков в области вышивки.

Программа разработана для учащихся 9-13 лет, количество детей в группе 12-15 человек. Режим работы - 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Методы обучения

практический;

обучающий контроль;

проблемно-поисковый;

- ситуационный.

Таблица 3.2 - Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2


2

История возникновения и развития вышивки

2

2


3

Швы и техники

18

6

12

4

Объёмные картины: · маки; · букет хризантем; · розы; · садовый пейзаж; · цветущий сад; · деревенский пейзаж; · анютины глазки; · вышивка на одежде

 6 6 6 8 8 8 4 4

 2 2 2 2 2 2 2 2

 4 4 4 6 6 6 2 2

5

Вышивка с применением красок по ткани

10

4

6

6

Комбинированная вышивка (крестик, лента)

8

2

6

7

Оформление готовых работ

4

2

2

8

Итоговое занятие

2

2



ИТОГО:

96

36

60


Программа работы кружка

.        Вводное занятие

Задачи и план работы кружка ручной художественной вышивки. Правила поведения кружковцев. Оборудование рабочего места. Необходимые принадлежности и материалы для вышивки. Правила безопасности при работе с утюгом, ножницами, иголками.

. История возникновения и развития вышивки. Исторический очерк.

3. Швы.

Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Выбор для салфетки ткани, орнамента, зарисовка его в альбом. Зарисовка швов в альбом («тамбурный» шов, шов «полупетельки с прикрепкой», «узелки», шов «вытянутые стежки», «петельки по кругу», «вперед за иголку», «петельки с прикрепкой сверху», «стебельчатый», «вытянутый стежок с завитком», «петелька с глазком», «вытянутый стежок», узор «роза», цветок из пристроченной ленты).

Практические занятия:

Подготовка ткани к вышивке. Перевод рисунка на ткань. Выполнение образцов швов. Обработка изнаночной стороны.

.        Объемные картины

Правила и особенности построения композиции декоративно-прикладного характера - изделие вышивки. Разработка эскизов в натуральную величину. Подбор материалов и подготовка их к работе.

Практические занятия:

Выполнение эскизов. Определение размера изделия. Выбор ткани и лент для вышивки. Разметка вышивки. Выполнение узора вышивки. Оформление готовой вышивки.

.        Вышивка лентами с применением красок по ткани.

Материалы и инструменты для росписи (краски, кисти, губки, гуттаперча), смешивание красок.

Фоновая роспись. Вазы для цветов. Роспись ленточек.

Практические занятия:

Подготовка ткани к вышивке. Выбор и нанесение рисунка на ткань Роспись по фоновой ткани. Изготовление ваз из ленточек, ткани.

.        Комбинированная вышивка («крестик», ленты). Подбор рисунка, ниток, лент, ткани.

Практические занятия:

.        Оформление готовых работ. Рамки. Виды рамок. Подбор рамок.

Практические занятия:

Изготовление рамки из картона и бумаги.

. Итоговое занятие

Организация выставки лучших работ учащихся.

Таблица 3.3 - Знания и умения учащихся

Учащиеся должны уметь

Учащиеся должны знать

1

2

1. Правильно подобрать и подготовить пяльцы для работы

1. Основы цветоведения

2. Уметь вышивать на пяльцах и без них

2. Виды ручной вышивки

3. Подбирать ткань, ленты в зависимости от техники вышивки, рисунка, используя законы цветоведения

3. Историю и традиции вышивки

4. Знать способы и уметь переводить рисунок на ткань

4. Основы материаловедения

5. Выполнять декоративные швы

5. Способы нанесения рисунка на ткань

6. Выполнять работу качественно и в срок

6. Способы закрепления лент

7. Самостоятельно разрабатывать простейшие орнаменты

7. Применение швов



Заключение

В настоящей работе было рассмотрено применение опыта педагогического наследия А.С. Макаренко в условиях изменившейся социально-экономических условий в стране, путем корректировки доминанты, у учащегося вызванной неблагоприятным влиянием среды и выработки устойчивого интереса к производительному труду в коллективе.

Механизм заинтересованности учащегося в получении результатов труда и, как следствие, полезности его (учащегося) обществу есть реализация изложенных в Педагогических сочинениях А.С. Макаренко положений о необходимости «гармонизации личных и общественных интересов».

Вышеизложенное вполне осуществимо в условиях любой из общеобразовательных школ, при этом существенно, что организация предпринимательской деятельности в школьных мастреских позволит помимо решения задач настоящей работы решить ряд насущных проблем конкретной школы путем направления части средств, вырученных в результате предпринимательской деятельности на текущие нужды школы, что как никогда актуально в условиях неудовлетворительного финансирования образовательных учреждений.

Библиографический список

образование конкурент вышивка лента

1.      Адаменко, А.С. Творческая техническая деятельность детей и подростков / А.С. Адаменко. - М.: Наука, 2003.

2.      Алексеев, В.Е. Организация технического творчества учащихся / В.Е. Алексеев - М. 2004.

.        Бабанский, Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2004.

.        Волков, И.П. Приобщение к творчеству / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 2002.

.        Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский - М., 1956.

.        Вышивка лентами / Пер. с англ. - М.: Издательский дом В 95 «Ниола 21-й век», 2006.

.        Вышивка лентами / Пер. с англ. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008.

.        Гаврилова, В.Ю. Вышивка лентами. Шаг за шагом / В.Ю. Гаврилова - 2-е изд., стер. - Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга»; Белгород: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга»», 2008.

.        Губенков, С.Ю. Новая организация внеурочной работы по техническому творчеству в средних профтехучилищах / С.Ю. Губенков. - М., 2002.

.        Демьченкова, Л.В. «Вышивка ленточками» / Л.В. Демьченкова. - Москва, Эксмо, 2008.

.        Ильина, Т.А. Педагогика школы / Т.А. Ильина. - М., 2002.

.        Казанский, Н.Г. Дидактика / Н.Г. Казанский - М., 2004.

.        Каиров, И.А. Педагогическая энциклопедия / И.А. Каиров - М, 2004.

.        Климова, Н.Т., Федосова, О.Г. и др. Ручная и машинная вышивка / Учеб. Пособие для профтехучилищ / Н.Т. Климова, О.Г. Федосова и др. - М.: Лёгкая индустрия, 1980.

.        Кокс Э. «Вышивка шёлковыми лентами»/ Кристина - Новый век, Москва, 2008

.        Комский, Д.М. Основы теории творчества / Д.М. Комский. - Екатеринбург, 2003.

.        Лаврушина, А.А. Обучение технологии через творческое проектирование // Педагогические инновации в образовательных учреждениях региона: Тезисы III региональной научно-практической конференции / А.А. Лаврушина. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2004.

.        Левичева, Т.П. «Вышивка лентами» / Т.П. Левичева. - М.: Ниопо 21 век, 2006.

.        Макаренко, А.С. Педагогические сочинения / А.С. Макаренко. - М., 1984.

.        Махмутов, М.И. Современный урок. Вопросы теории / М.И. Махмутов - М, 2002.

.        Онищук, В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук - М., 2002.

.        Павлова, М.Т. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность / М.Т. Павлова - М., 1980.

.        Скаткин, М.Н. Дидактика средней школы / М.Н. Скаткин. - М., 2003.

.        Суханова, Н.И. «Вышивка шёлковыми лентами» / Н.И. Суханова. - М.: АСТ - Пресс, Москва, 2003.

.        Федеральный Закон Российской Федерации о бухгалтерском учете от 21.11.96 №129-ФЗ, Собрание Законодательства Российской Федерации - М., 1996

.        Федеральный Закон Российской Федерации об образовании от 13.01.96 №12-Ф3, Собрание Законодательства Российской Федерации - М., 1996

.        Хэлен Дафтер, Фантазии из шёлковых ленточек / Перевод с английского У. Сапицыной / Перевод и издание на русском языке ЗАО «Издательская группа «Контэнтi"», 2007.

.        Цветкова, О.В. «Вышивка лентами»/ О.В. Цветкова. - Москва, Ниола-Пресс, 2008.

.        Шевченко, С.Д. Школьный урок: как научить каждого / С.Д. Шевченко - М., 2001.

.        Шитьё и рукоделие. Энциклопедия / Гл. ред. И.А. Андреева. - 2-е изд. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000.

Похожие работы на - Проект организации кружка вышивки лентами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!