Художественно-эстетическое образование как условие формирования позитивной национальной идентичности гражданина РФ

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,43 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Художественно-эстетическое образование как условие формирования позитивной национальной идентичности гражданина РФ













Художественно-эстетическое образование как условие формирования позитивной национальной идентичности гражданина РФ

О.Д. Зайцева

Под нацией обычно понимают объективно существующее сообщество, целостный субъект исторического процесса, обладающий объективными и субъективными интересами, стремящийся сформировать собственную идентичность. Национальная идентичность является ядром национального самосознания. Идентичность нации предполагает представление последней о себе самой, о том, какой она видится другим нациям, а также о собственных целях, ценностях и перспективах в мире и всемирной истории.

Идентичность есть результат длительного процесса идентификации, в норме требующего усилий, созидательного и творческого труда со стороны становящегося субъекта. Таким образом, «формируется специфическое восприятие себя в составе целого, проявляющееся в мироощущении, мировоззрении, эмоциональном отношении к миру, поведении, коммуникативных актах» [5, с. 116]. В данном процессе субъект сталкивается с большим количеством проблем, ситуаций, где требуется выбор. В результате возникают кризисы идентичности как необходимые моменты в процессе идентификации, требующие «снятия» и перехода на следующий уровень развития. При ошибочном выборе или задержке на какой-то из ступеней развития возникает феномен негативной идентичности. В постсоветской России наблюдается затянувшийся кризис идентичности, хотя до сегодняшнего дня предпринимались многочисленные попытки выхода из него. Переход на новую ступень тормозят многие факторы: недостаток экономической, политической культуры, кризис семьи, некомпетентность правящей элиты, реакционность, неприятие перемен и др. В данной ситуации необходимо формирование чёткой, осознанной, позитивной национальной идентичности гражданина Российской Федерации, которая заключается в ощущении глубокой принадлежности своему народу, принятии его традиций, ценностей и идеалов.

Словосочетание «позитивная идентичность» было введено Э. Фроммом, относившим идентичность к одной из пяти базовых (обязательных) потребностей человека.

«Точно так же, как это было в случае с причастностью, укоренённостью и преодолением ограниченности собственного существования, потребность в чувстве тождественности настолько важна и настоятельна, что человек не мог бы сохранить душевное здоровье, если бы не нашёл какого-нибудь способа удовлетворить её» [8, с. 354].

Базовые потребности человек может выполнять как здоровым (естественным), так и нездоровым (невротическим) образом. Деятельность человека может быть продуктивной, созидательной, исполненной любовью к окружающему и другим людям, а может быть деструктивной, направленной на разрушение и ненависть. Идентичность, обретённая естественным путём, является позитивной. Её характеризуют два момента. Во-первых, она основана на частичной идентификации (вбирая в себя черты разных личностей, человек должен сохранить собственное индивидуальное ядро). Во-вторых, позитивная идентичность возникает вследствие идентификации с созидательными идеалами (будь то человек или какое-то духовное образование). Если индивид идентифицирует себя с отрицательными людьми и явлениями, то он обрекает себя на гибель - моральную или физическую. Здоровую идентификацию Э. Фромм называет «идентизацией». Когда у индивида присутствует такая идентификация, он может с полным основанием сказать о себе как о «Я». В нездоровом обществе человеку сложно сформировать правильную, продуктивную идентичность, однако любой человек должен к этому стремиться.

Идентичность - не застывший результат идентификации, она, сохраняя базовые элементы, совершенствуется, меняется в соответствии с требованиями личностного роста и претерпевает кризисы. Э. Эриксон исследовал идентичность человека и вывел восемь возрастов, переходы между которыми осуществляются через кризис идентичности. Отсрочку от перехода на последующий уровень идентичности Эриксон назвал «психологическим мораторием», а идентичность, сложившуюся в результате неправильного развития - «спутанной». Ситуация со спутанной идентичностью наиболее характерна для юношеского и предвзрослого возраста. Если молодой человек не разрешает этот конфликт, не приходит к чёткому образу себя, то взаимодействие с миром, другими людьми становится для него невыносимым, и он или уходит в негативную идентичность, или вынужден обращаться к помощи психотерапевта, признав себя психически нездоровым. При правильном разрешении кризисов (преемственности развития, отсутствии «разрывов» между разными возрастами и т.п.) человек входит во взрослую жизнь как полноценный член общества, семьянин, специалист.

Понятия кризиса идентичности, её позитивной и негативной форм, можно применить к рассмотрению национальной идентичности. Ситуацию с идентичностью в РФ можно охарактеризовать как кризисную. В отношении российской нации «кризис идентичности - это утрата Россией своего исторически сложившегося представления о самой себе» [3, с. 8]. Перед современной Россией стоит множество вопросов: что она представляет собой как государство, каково её положение в мире, как она способна взаимодействовать со своими союзниками и соперниками и т. п. Чем грозит России (как и любой другой стране) затягивание этого кризиса или неправильный выход из него?

На этот вопрос отвечает С.В. Кортунов: «Утрата национальной идентичности ведёт, как показывает мировая практика, к потере не только национальных ценностных ориентиров, но и значительной части национального суверенитета государств. Это в свою очередь означает отказ от собственных интересов и неспособность к самостоятельной внутренней и внешней политике» [3, с. 11]. Это значит, что Россия постепенно или в случае внезапного вторжения может потерять не только исторически сложившиеся ценности, традиции и идеалы, но также суверенитет и даже территорию.

Как и любая другая страна, Россия находится в условиях глобализации - искушения в погоне за цивилизационными успехами и новинками потерять свой культурный облик и наследие. В такой ситуации необходимости и неизбежности постоянного взаимодействия с другими государствами наличие чёткого образа себя является «предметом первой необходимости». «Если своей политикой мы ежедневно подтверждаем, что у России нет собственного исторического проекта, нет собственнойсубъектности (идентичности), то как можно возражать, что наши регионы будут говорить напрямую с США, где это есть?» [3, с. 14]

Для понимания понятия «позитивная национальная идентичность» необходимо дать определение национальной идентичности в целом, охарактеризовать её структуры и функции, а также взаимоотношения с другими частями социальной идентичности. Воспользуемся рабочим определением Т. В. Спицыной. Национальная идентичность есть «социально-психологический и социокультурный феномен, предполагающий сознательное самоопределение личности на основе осмысления и переживания своей принадлежности к нации в зависимости от того, что считается нацией в данном культурном контексте» [4, с. 6].

Основой национальной идентичности является «центральное идентификационное ядро», т. е. «наиболее устоявшиеся, и наиболее прочные представления различных этнонациональных общностей о себе самих» [3, с. 9]. Эти представления анализируются, систематизируются, и возникает национальный идеал как «совокупность представлений об определённых признаках духовно-культурной уникальности народа, которую необходимо сохранить или создать» [4, с. 20]. На протяжении многих столетий русским национальным идеалом был византизм - Православие, Самодержавие, Народность. Современной России необходимо работать над созданием национального идеала, над его возрождением, с одной стороны, и конструированием его согласно современным реалиям с другой. В структуру национальной идентичности входят два компонента: этнический и политический. Они находятся во взаимодействии и в нормальной ситуации уравновешивают друг друга. В кризисной ситуации особенно остро стоит проблема соотношения этих двух компонентов: чрезмерное преобладание этнического компонента ведёт к нацизму, ксенофобии, распаду общества, преобладание политического - к тоталитаризму, подавлению и умалению этнического своеобразия. Национальная идентичность, как любая другая, реализует себя на двух уровнях: индивидуальном и коллективном. Она является неотъемлемой частью процесса идентификации общества и индивида. Индивид не может «очеловечиваться» как гражданин мира, он становится личностью лишь вместе с обретением конкретных национально-этнических черт. Отношение нации и личности определяется двумя компонентами - патриотизмом (деятельность личности на благо нации) и гуманизмом (деятельность нации на благо личности). При ущемлении личностного начала возникает ложный патриотизм (пренебрежение интересами других наций и личности), при недооценке национального компонента - космополитизм (ущерб интересов собственной нации ради других или игнорирование личностью своей национальной принадлежности).

Каковы наиболее прочные основы, на которых строится национальная идентичность? Большинство исследователей в качестве таковых называют три: язык, культуру и историю, «три мощнейших объединительных фактора» [6, с. 11]. Их можно отнести к этническому плану идентичности, корни которого находятся в коллективном подсознании. Государственно-правовой уровень сознателен, он является одновременно более уязвимым и более гибким: человек может отождествить себя с какой-либо нацией на основании получения гражданства. Таким образом, в национальной идентичности явно просматриваются два плана: подсознательный (природная данность) и сознательный (результат рефлексии). Национальная идентичность представлена и в коллективном, и в индивидуальном своём варианте в виде системы ценностно окрашенных образов. Прежде всего, это образ «Мы» - представление о духе нации, её особенностях, отношениях с Высшим Началом. Затем - образ «Других» - тех, кто не принадлежит данной нации, отличен от неё, но непосредственно или опосредованно с ней взаимодействует. И, наконец, образ пространственно-временного континуума, в котором существует нация: образ «Родной земли».

Каким должно быть современное образование в целом и художественно-эстетическое в частности, чтобы стать основой формирования позитивной идентичности нации и гражданина: чёткого образа «Мы», «Других», «Родной земли», правильного понимания политического и этнического компонентов национальной идентичности, наличия истинного патриотизма и осознания принадлежности к культуре и истории своего народа? Кого считать культурно образованным человеком с точки зрения современности? Что есть собственно образованность в нынешнюю эпоху и как она влияет на осознание национальной идентичности?

Ключевой момент в современном образовании - его направленность на формирование и укрепление идентичности личности, на соответствие индивидуальному потенциалу человека, на построение фундаментальных основ мировоззрения и миропонимания. Компетентность, грамотность являются необходимыми, но недостаточными компонентами современного образования: они не формируют полноценного участника коммуникации со своим ярким, неповторимым образом. Очевидно, что образование, избегающее личностной и идентификационной проблематики, сегодня терпит неудачу. В данной ситуации уместно пояснение А.П. Валицкой: «Образованный человек не тот, кто обучен технологиям... в определённой сфере общественного производства. Это человек, владеющий образом мира, соотнесённым с его собственными способностями, целями и ценностями. Это человек родной культуры, идентифицированный с ней» [2, с. 8]. Каким образом образование может не разрушить или затормозить, а помочь процессу формирования позитивной национальной идентичности? И какова специфическая роль художественно-эстетического образования в этом процессе?

Перечислим некоторые основные приоритеты современного образования, направленные на формирование позитивной социальной идентичности личности: опора на личность и индивидуальность, организация потока информации, расстановка доминантных, опорных точек в ней, выработка духовных констант как альтернативы потребительству, воспитание умения мыслить и рассуждать, доказывать свою точку зрения и т. п. Для реализации этих задач необходимо комплексное, отвечающее современным мировым потребностям образование, которое должно начинаться с самого раннего возраста. Позитивная национальная идентичность возможна лишь для человека высокой общей культуры, стремящегося жить по законам красоты и добра. В современных условиях жизни только у многогранно развитой и образованной личности возможна действительно глубокая и осознанная идентификация со своим народом, чувство духовной связи с ним и ответственности за его судьбу. Пробуждение в человеке чувства прекрасного, воспитание умения видеть красоту мира и людей, понимать язык искусства, самостоятельно участвовать в созидании художественных ценностей можно назвать приоритетной задачей современного образования. Эта задача выполняется художественно-эстетическим образованием.

Художественно-эстетическое образование является подсистемой в структуре образования. Для него характерны те же приоритеты, что и для общего образования, однако оно обладает своими специфическими задачами и преимуществами. Художественно-эстетическое образование имеет две неразрывные составляющие: эстетическое воспитание и художественное образование. Эстетическое воспитание формирует восприятие действительности по законам красоты и гармонии, культуру чувств, развивает эстетический вкус; художественное образование учит человека воспринимать и понимать искусство, творить культуру, выражать эмоции посредством языка искусств. Основными задачами художественно-эстетического образования, с нашей точки зрения, являются следующие: трансляция ценностей художественной культуры, освоение знаний, умений и навыков деятельности в области художественной культуры, формирование творческой и духовной личности и т. п.

Преимущество эстетического воспитания заключается в том, что оно сопровождает человека с самого начала жизни, первоначально осуществляясь в семье. Таким образом, эстетическая культура формируется у человека изначально, усваиваясь им наиболее полно и глубоко. Если указать место элементарной эстетической культуры в психике человека, то можно предположить, что она охватывает и бессознательный, и сознательный уровни. В процессе эстетического воспитания индивид приобщается к ценностям, переводит их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе происходит формирование и развитие способности человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетического вкуса и представления об идеале. Интуитивное постижение действительности, чувственно-эмоциональное восприятие, символическая форма передачи являются механизмами, на основе которых осуществляется процесс эстетического воспитания и художественного образования, - теми особенностями, которые свойственны данному виду познания бытия.

Художественно-эстетическая деятельность затрагивает личностный интерес, в ней человек предстаёт в своей природно-душевно-духовной целостности. Эта деятельность преодолевает односторонность профессионального образования, снимает противоречия между телом и разумом. Художественно-эстетическое образование осуществляется на материале искусства и средствами различных искусств, которые имеют дело с образами, глубоко проникающими в сознание человека. В процессе знакомства с лучшими образцами отечественного искусства личность получает чёткое представление о своей сущности, наглядно созерцает историю, особенности, культуру своего народа; при восприятии лучших образцов зарубежного искусства - формирует адекватный образ «Другого» и уважительное отношение к иным национальностям и их особенностям. И самое главное, только участвуя в художественно-эстетической деятельности, личность приобретает способность творить родную культуру, а не только транслировать уже имеющиеся образцы. Лишь человек, творчески и созидательно участвующий в судьбе родной культуры, ощущающий ответственность за её развитие перед лицом грядущих поколений, обладает подлинно позитивной национальной идентичностью.


Список литературы

национальный идентичность образование мораторий

1.Беспалова Т.В., Верещагин В.Ю., Филатов Г.А. Русская национальная идентичность: моногр. - Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2005. - 136 с.

2.Валицкая А.П. Новая школа России: культуротворческая модель: моногр. - СПб.: изд. РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 146 с.

.Кортунов С.В. Национальная идентичность: Постижение смысла. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 589 с.

.Спицына Т.В. Национальная идентичность в контексте социокультурного кризиса в России (конец XIX - начало XX века): автореф. дис. канд. филос. наук. - Белгород, 2005. - 22 с.

.Султанов К.В., Романенко И.Б. Социокультурная идентичность молодёжи как философская проблема // Общество. Среда. Развитие: Науч.-теорет. журн. - 2012. - № 1. - С. 116-117.

.Табаченко Н.Н. Художественно-эстетическое образование: сущность, состояние и основные тенденции развития (философско-культурологический анализ): автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 2000. - 25 с.

.Тишков В.А. Национальная идентичность и духовно-культурные ценности российского народа. - СПб.: СПбГУП, 2010. - 36 с.

.Фромм Э. Здоровое общество / пер. с англ. Т. Банкетовой. - М.: АСТ [и др.], 2006. - 539 с.

.Хрипун Ю.А. Эстетическое восприятие произведений музыкального искусства как педагогической проблемы // Художественно-эстетическое воспитание детей и молодёжи в информационном обществе: сб. науч.-метод. ст. по материалам «круглого стола» / науч. ред. Т.Г. Русакова. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005. - 300 с.

.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1996. - 340 с.

Похожие работы на - Художественно-эстетическое образование как условие формирования позитивной национальной идентичности гражданина РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!