Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Социология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью














Курсовая работа

Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

Введение

Подростковый возраст - это время больших возможностей для формирования здорового образа жизни, но это время большого риска для здоровья.

Во многом здоровье молодых людей определяется той же совокупностью фактов, что и здоровье детей и взрослых: правильным питанием, надлежащей личной гигиеной, соответствующими социальными связями, благоприятным окружением, доступностью основных услуг здравоохранения.

Основы здоровья человека закладываются в детском и подростковом возрасте. Особо важным для развития женской и мужской половой системы является подростковый возраст, основная особенность которого - половое созревание.

Физические и половые изменения в организме подростков опережают их психоэмоциональное и социальное развитие, поэтому в данном периоде жизни легко создаются отрицательные модели поведения.

Существуют различные точки зрения на половое просвещение подростков. Противники полового воспитания считают, что знание молодыми людьми особенностей полового и психосексуального созревания, вопросов планирования семьи, методов контрацепции побудит их к ранним половым связям, инициирует сексуальную активность. [1, с. 96]

Однако координатор проекта ЮНИСЕФ «Здоровый подросток» Барбро Густафссон подчеркивает, что разница в возрасте сексуального дебюта не является принципиальной: если подростки в стране занимаются сексом, значит, государство должно позаботиться об их сексуальном здоровье.

Барбро Густафссон считает, что о сексе с подростками можно и нужно говорить. К слову, в Швеции это делают уже 100 лет. Количество родов и абортов среди несовершеннолетних самое низкое не в тех странах, где замалчивают тему секса, а там, где вовремя занялись сексуальным просвещением.

Главный педиатр Минздрава Беларуси Елена Неверо солидарна с международными экспертами в том, что закрывать глаза на проблему подростковой сексуальности нельзя - взрослеющие дети нуждаются в информации о половой жизни. Пока же получается так:

Молодые люди часто не готовы к половой жизни ни физически, ни психологически. У них нет достаточных знаний об инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), и ВИЧ-инфицировании, отрицательных последствиях раннего начала половой жизни, нежелательной беременности, - отмечает специалист.

Таким образом, когда взрослые говорят подросткам о сексе, методах защиты от ИППП и нежелательной беременности, это значит, что общество заботится об их здоровье и о детях, которых они захотят родить, когда повзрослеют.

Для того чтобы получить объективный ответ о вреде или пользе полового просвещения, эксперты Всемирной организации здравоохранения провели во многих странах мира исследования о влиянии информированности молодежи на их половое поведение. Установлено, что в тех странах, где были разработаны образовательные программы по половому просвещению резко, снизились инфекции, передающиеся половым путем, ВИЧ/СПИД, беременность в подростковом возрасте, аборты у девушек в возрасте 15 - 19 лет. Уровень подростковой беременности в большинстве стран Западной Европы колеблется от 5 до 25 случаев на 1000 девушек в возрасте 15 - 19 лет. [4, с. 9-10]

В Беларуси с начала 90-х гг. показатель подростковой беременности значительно вырос, самым высоким он был в 1992 г.: 110 случаев на 1000 девушек - подростков. Рост подростковой беременности был обусловлен снижением возраста молодых людей, живущих половой жизнью, и увеличением числа подростков, вступающих в половые связи.

Ежегодно в Беларуси рожают более тысячи несовершеннолетних. Например, по данным Министерства труда и социальной защиты, в 2008 году у несовершеннолетних в Беларуси родилось 1383 ребенка: 14 младенцев (у 14-летних девушек), 98 (у 15-летних), 327 (у 16-летних). 17-летние мамы родили 944 ребенка, у 28% из них это были вторые роды.

Причин у подросткового материнства много. Среди них - начало половой жизни в слишком юном возрасте и недостаточное сексуальное воспитание подростков.

По статистике Минздрава, средний возраст начала половой жизни в Беларуси - 15-16 лет. По данным, полученным в ходе исследования в рамках проекта Программы развития ООН (ПРООН) и Агентства США по международному развитию (USAID) «Здоровая семья», средний возраст вступления в половую жизнь - 14,6 лет. В США каждая тринадцатая девушка начинает сексуальную жизнь до 14 лет, каждая пятая - к 16 годам. В настоящее время в Европе сексуальный дебют наступает в основном в 15-16 лет, но есть ряд стран, где половую жизнь начинают гораздо позже: во Франции и Чехии это 17 лет, в Италии - 18. [8, с. 49-50]

Однако, как упоминалось, координатор проекта ЮНИСЕФ «Здоровый подросток» Барбро Густафссон считает несущественной разницу в возрасте начала половой жизни и возлагает на государство заботу о репродуктивном здоровье подростков.

Характерно, что количество родов и абортов среди несовершеннолетних самое низкое среди стран Европы в Нидерландах, Италии, Испании. Эксперты связывают это с существующей государственной концепцией полового воспитания и сексуального просвещения молодежи.

В настоящее время в Республике Беларусь сложилась тревожная ситуация со здоровьем подрастающего поколения, состоянием репродуктивного здоровья. Подростки обладают низкой информированностью о репродуктивном здоровье и способах его сохранения. Снижение возраста вступления подростков в сексуальные отношения и автономизация подростковой сексуальности от «внешних» форм сексуального контроля (со стороны родителей, школы, государства) создает ряд потенциально опасных ситуаций. Среди них нежелательная беременность, аборты, заражение инфекциями, передаваемыми половым путем, ВИЧ-инфекция. Значительной проблемой остается увлечение подростков алкоголем, табаком, наркотиками. Одним из следствий такого увлечения является неспособностью подростков

в будущем родить здорового ребенка.

В целях формирования ценностного отношения к репродуктивному здоровью необходимо: направить внимание подростков на ценность репродуктивного здоровья; сформировать необходимые знания и значимость ценности репродуктивного здоровья, то есть обогатить индивидуальное сознание комплексом ценностных направлений, показать роль репродуктивного здоровья в системе ценностей.

Проблема сохранения репродуктивного здоровья подрастающего поколения является актуальной не только для нашей страны. В настоящий момент многие страны, осознавая проблему формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью, стараются найти выход из сложившейся ситуации. Так, в сентябре 1994 года в Каире под эгидой Фонда ООН в области народонаселения состоялась Международная конференция по проблемам развития, принявшая Программу действий на ближайшие 20 лет. Данная программа рассматривается как план действий для всех правительств, неправительственных и общественных организаций в сфере народонаселения, укрепления здоровья населения, повышения уровня жизни. [9, с. 33-35]


1. Общие закономерности роста и развития подростков

Переход от детства к подростковому возрасту сопровождается активизацией роста и развития - физического, полового, психосексуального и психосоциального. В пубертатном периоде происходят бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим - и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. К 15-16 годам подростки уже имеют тело взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, а также со становлением сексуальности. В то же время в этом возрасте уровень психосоциальной зрелости еще далек от совершенства. Образно подростка можно представить как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и его рискованных для здоровья форм.

Половое развитие девочек происходит более стремительно и скачкообразно. Они раньше мальчиков проходят все стадии развития. У мальчиков этот процесс протекает менее интенсивно и заканчивается позже, чем у девочек. Вследствие различий в темпах развития возможны напряженные отношения между мальчиками и девочками одного класса. Мальчики часто чувствуют себя ущемленными в своей мужской роли. [13, с. 168]

Существует так же понятие о физиологической зрелости. Важная особенность пубертатного периода - возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено различием в темпах полового созревания у разных подростков. Например, в одном и том же классе при календарном возрасте 14 лет часть учеников будет иметь реальный биологический возраст (физиологическую зрелость), соответствующий 10 годам, часть - 14 годам, а часть - 16-18 годам. В связи с этим учителю и родителям следует соотносить свои требования к подростку с его биологическим возрастом. При несоответствии биологического возраста календарному подростки испытывают физические, психологические и социальные проблемы. Поэтому при одном и том же календарном возрасте, например, сексуальное влечение у разных подростков будет неодинаковым. Различной будет потребность в сексуальной информации и в мерах профилактики рискованного поведения. Следует помнить еще об одной важной особенности пубертатного периода, оказывающей существенное влияние на поведение подростка и успешность образовательного процесса - характер функционирования центральной нервной системы в большей степени определяется уровнем половой зрелости, чем календарным возрастом. Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга. Повышается активность гипоталамуса и нарушается баланс корково-подкоркового взаимодействия. На этапе бурного полового созревания (13-14 лет) выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Интеллектуальные способности учащихся могут временно снижаться. В некоторых старших классах на фоне снижения интереса к учебе может появиться так называемая тотальная влюбленность. [16, с. 128]

Стоит различать понятия «половое развитие» и «психосексуальное развитие», они не являются синонимами. Между тем, в повседневной жизни эти понятия обычно смешивают, и даже врачи не всегда представляют суть различий между ними. Термин «половой» отражает любые свойства, связанные с принадлежностью к мужскому или женскому полу. Термин «сексуальный» - только те свойства и отношения, которые касаются генитально-эротической сферы, то есть сексуальное влечение и поведение.

Половое развитие - это формирование вторичных половых признаков, развитие репродуктивных органов, формирование способности к деторождению. Оно запрограммировано генетически и происходит без нашего участия.

Психосексуальное развитие - это формирование полового самосознания (ощущение себя представителем определенного пола), половой роли, адекватной направленности полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения.

Психосексуальное развитие (ПСР) - формирование сексуального влечения и сексуального поведения в результате совместных усилий природы и воспитания. Понятия половое развитие и ПСР соотносятся как категории формы и содержания. Половое развитие дает материальную основу репродукции (форма), а ПСР - духовную основу (содержание). [20, с. 153]

Подростковая сексуальность имеет несколько этапов становления:

)этап - На начальных стадиях развития ребенок связывает половую принадлежность с внешней атрибутикой пола (мужчины носят брюки и коротко стригутся, женщины - носят платья и пользуются косметикой), а также со стилем поведения. Детям кажется, что пол легко можно сменить. Например, мальчик может сказать: «Вот надену платье и стану девочкой». Однако, сравнивая себя с другими, общаясь с ними, ребенок получает образное представление о своей половой принадлежности. В процессе игры в «дочки-матери», в «доктора» ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. Понимание половой принадлежности также реализуется через детское любопытство, изучение своих половых органов. Дети интересуются гениталиями. Пугаться этого не следует.

Детям просто интересно знать, что скрыто под одеждой. Никакой «сексуальной озабоченности» в этом нет. Интерес к гениталиям у маленьких детей чисто познавательный. При этом ребенок начинает понимать, что у тех детей, которых называют мальчиками, под одеждой скрыто одно, а у девочек - другое. Дети также видят, что мальчики и девочки мочатся по-разному. Если родители обеспокоены таким любопытством ребенка, они могут сами рассказать, чем мальчики отличаются от девочек. В противном случае интерес к разглядыванию гениталий может стать чрезмерным.

Этап можно считать завершенным, когда ребенок четко усвоил, кто он - мальчик или девочка. К 4-6 годам дети уже должны понимать, что пол изменить нельзя, и отнесение человека к мужскому или женскому полу определяется строением гениталий. Создав образное представление о своей половой принадлежности, ребенок начинает усваивать половые роли.

)этап - формирование стереотипа полоролевого поведения - публичного выражения половой идентичности, соответствующего принятым в обществе нормативам и обеспечивающего индивиду принадлежность к определенному полу в глазах окружающих. Этот этап продолжается весь препубертатный период. Навыки и стиль полоролевого поведения формируются в играх и быту. Мальчик должен усвоить мужской тип поведения, девочка - женский. Содержание этапа реализуется, прежде всего, через половое воспитание в семье - правильное поведение и распределение ролей матери и отца. Оно во многом определяет формирование соответствующей половой роли у подрастающего ребенка. Родители воспринимаются как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов. Наблюдение за поведением мужчин и женщин в повседневной жизни способствует половому воспитанию. Идеалом для мальчика должна быть мужественность, а для девочки - женственность. Мальчики должны заниматься в быту работой, традиционной для мужчин, а девочки - для женщин.

Маленькие дети играют вместе. Легко заметить, что на этапе освоения половой роли игровые группы мальчиков и девочек становятся самостоятельными. Такое разделение коллектива и противопоставление друг другу по половому признаку играет важную роль, поскольку благодаря этому антагонизму возрастают требования к проявлениям мужественности и женственности, почти полностью исключаются компромиссы в выборе половой роли. Родителям и воспитателям следует положительно относиться к созданию и существованию однополых коллективов в этом возрасте. При этом девочка, которая дружит преимущественно с мальчиками, общается в среде мальчиков, имеет высокую вероятность не сформировать адекватное женское полоролевое поведение. То же касается и мальчиков, растущих и формирующихся преимущественно в девичьей среде и выбирающих девочек в качестве партнеров по играм. Именно в общении со сверстниками, первую очередь в полоролевых, «семейных» играх, требующих выполнения определенной роли (отца, матери, ребенка, жениха, невесты, няни и т.д.) апробируется и закрепляется для будущего выбранная половая роль, отражающая различные аспекты человеческих отношений, в том числе сексуальные, отрабатывается мужское или женское поведение.

Родителям, врачам и педагогам следует знать, что стремление мальчика одеваться в женское платье, а девочки - верховодить мальчишеской компанией может служить ранним признаком серьезных отклонений в ПСР в последующие годы, в том числе и формирования гомосексуальности. На таких детей должны обращать внимание школьный психолог и медицинский работник.

)этап - формирование психосексуальных ориентаций: выбор объекта влечения, реализация своего влечения. Это направленность полового влечения, определяющая выбор полового партнера и особенности полового поведения. Этого уровня дети достигают к началу полового созревания. В формировании участвуют как гормональный фон (степень половой зрелости), гены, инстинкты, так и соответствующий уровень психической и социальной зрелости (особенно морали), сексуальное воспитание. Крайне важно влияние окружающей социокультурной среды. В детстве и далее в подростковом возрасте идет процесс усвоения норм, взглядов и особенностей поведения, которые перенимаются от окружающих в конкретное время и в конкретной историко-культурной обстановке.

Этап психосексуальной ориентации включает три стадии:

А) формирование платонического либидо - до 12-14 лет,

Б) формирование эротического либидо - в 10-14 лет,

В) формирование сексуального либидо - в норме не ранее 16 лет.

Каждая стадия состоит их двух фаз. Значение 1-й фазы любой стадии заключается в выработке установки и накоплении информации об особенностях полового поведения, его внешних проявлениях и сущности. Индивидуальную ориентацию в 1-й фазе каждой стадии можно считать завершенной при наличии внутренней готовности к реализации сформированных тенденций. Задача 2-й фазы каждого этапа - научиться реализовать свое половое влечение (платоническое, эротическое и сексуальное).

Между стадиями нет четких границ, они плавно переходят другв друга, возможны пограничные стадии. Таким образом, в платонических мечтах содержатся элементы эротических фантазий, а в эротических - сексуальных.

ПСР подростка нельзя рассматривать в отрыве от полового, психического и социального созревания. В становлении сексуальности последовательно формируется эмоциональный, затем телесный компонент и лишь затем, по мере созревания морали, - чувство ответственности.

Таким образом, в подростковом возрасте у ребенка происходит ряд важных изменений. У подростков наблюдаются значительные изменения в личностном и психическом развитии. Важной особенностью данного возрастного периода является половая социализация. Кроме того, это возраст, в течение которого организм достигает половой зрелости. У подростка формируются представления о собственном телесном облике, происходит познание собственного тела, его чувственных и половых потребностей и реакций. [3, с. 69-72]

Подростковый возраст - это время, когда происходит формирование половой самоидентификации, познание сексуальных и любовных отношений между людьми, формирование индивидуальной системы сексуальных ценностей и правил взаимоотношения с противоположным полом, что в значительной мере определяет отношение подростка к своему репродуктивному здоровью.

подросток половой здоровье репродуктивный

2. Факторы, определяющие начало половой жизни и последствия вступления в ранние сексуальные отношения

В настоящее время все больше подростков вступают в ранние сексуальные отношения. При этом вызывает тревогу тот факт, что возраст первого сексуального опыта заметно снизился. Снижение возраста вступления в сексуальные отношения не случайность, а продолжение закономерной долгосрочной тенденции, подобно тому, как это происходило на Западе в 70-х годах ХХ века, то есть в годы сексуальной революции.

Сексуальная революция, охватившая в 70-х гг. XX столетия Запад, в большей степени отразилась на поведении девушек, чем юношей. В 1940-1960 гг. от одной трети до двух третей юношей теряли невинность в возрасте до 20 лет. В то же время 16-летние девушки, потерявшие девственность, составляли в 1940-х гг. всего 7%. В 1971 г. таких девушек было уже 33%, а в 1982 г. - 44%.

Такая же динамика наблюдается и в нашей стране. Если в 1970-х гг. до 18 лет в половую жизнь вступали 49,5% лиц мужского пола и 24,6% - лиц женского пола, а до 16 лет - соответственно 11,7% и 3,7%, то в 1980-х гг. до 18 лет в первую половую связь вступали уже 81% лиц мужского пола и 43% лиц женского пола, а до 16 лет - соответственно 50% и 10%; в конце 1990-х гг. процент таких лиц увеличился еще больше. Так, гинекологическое обследование, проведенное в 1998-1999 гг. в ряде средних школ выявило, что 97% девочек ведут половую жизнь с 16 лет, а в крупных городах этот возраст еще меньше - 13 лет. Наблюдается явное расхождение между физиологическим, социальным и психологическим развитием девочек. [5, с. 192]

Исследователи выделяют ряд причин, по которым подростки решаются на первый половой контакт. Чем раньше подростки вступают в половую жизнь, тем чаще ее мотивом они называют любопытство. Так, лица мужского пола, имевшие сексуальный контакт в 15-17 лет, называли его причиной любопытство в 45-51% случаев, студенты же называли эту причину только в 4,9% случаев. У лиц женского пола наблюдается та же тенденция, при этом любопытство называется гораздо реже, чем лицами мужского пола (13% - школьницами и 5,6% - студентками). Чем старше вступающие в половую жизнь, тем чаще ее мотивом называется любовь, особенно лицами женского пола. Такие мотивы, как приятное времяпрепровождение, стремление к получению удовольствия, в 2 раза чаще называют студенты мужского пола, чем женского.

В настоящее время для большинства девочек-подростков (больше 90%) секс является самым простым способом повышения самооценки. Поэтому девушки с низкой самооценкой, менее привлекательные, более склонны к раннему началу половой жизни, чем физически привлекательные, красивые девушки. Выбор сексуального партнера у девушек, как правило, случаен, а потеря девственности никак не соотносится с любовью. Побуждает к половому акту часто не сексуальное влечение, а случай, любопытство (18%), нежелание отставать от своих подруг (8%). Играет роль также отсутствие понимания и эмоционального тепла в семье (80%), неумение сказать «нет» партнеру и боязнь потерять любимого человека (более 20%). Удовольствие от полового акта получают далеко не все и не всегда (оргазм испытывают около 3%). Родителей, по словам девочек, волнует только возможное наступление беременности, но не раннее вступление их дочерей в половую жизнь. [10, с. 171]

Имеются существенные различия в мотивах вступления в половую жизнь юношей и девушек.

Таблица1.2.1 - Мотивы вступления подростков в ранние сексуальные контакты

Мотивы:ЮношиДевушкиСильное сексуальное влечение9923Любовь4161Приобретение опыта3518Развлечение297Любопытство1826Стремление удержать партнера425Самоутверждение220Желание «быть как все»82Принуждение21

Как следует из приведенных в таблице данных, у юношей основным мотивом является сильное сексуальное влечение. Затем в значительно меньшем числе случаев упоминаются приобретение опыта, развлечение, самоутверждение. У девушек основным мотивом является любовь. Например, при опросе участников любовь к партнеру в качестве причины для первого полового контакта указали 48% девушек и только 25% юношей. Реже называются стремление удержать партнера, сильное половое влечение и любопытство. Девушки преувеличивают у юношей значимость мотива «любопытство» и недооценивают мотив «сильное сексуальное влечение», так как сами того не переживают. Как юноши, так и девушки недооценивают друг у друга значимость мотива «любовь».

Необходимо отметить, что причины, толкающие подростков в ранние половые связи, могут быть весьма разнообразными, но последствия таких отношений часто одинаковы, независимо, стала ли причиной первого сексуального опыта любовь или желание утвердиться среди друзей.

Ранние половые связи имеют множество отрицательных последствий, среди которых:

.Возможность известных осложнений в случае огласки такой связи.

.Опасность нежелательной беременности.

.Угроза заболевания, передаваемого половым путем.

.Чувство вины в результате осознанного нарушения моральных, этических, юридических и других норм.

.Боязнь общественного осуждения.

.Возможность возникновения ощущения «обязанности» вступить в брак с партнером, которое в это время может единственным стимулом для брака, в остальном не обоснованного ни психологически, ни биологически. Прочность такого брака сомнительна.

.Возможность вступления в нежелательный брак только для того, чтобы «прикрыть» добрачную беременность

.Вероятность того, что добрачная половая жизнь может в последствие способствовать супружеским изменам и внебрачным половым связям со всеми вытекающими отсюда последствиями.

.Опасения девочки, что мальчик потеряет уважение, не пожелает вступить в брак с той, которая уже имела половые связи.

В результате неправильного понимания взаимоотношений между мальчиками и девочками некоторые сверстники могут проявить невоздержанность и начать раннюю сексуальную жизнь, что в свою очередь часто приводит к подростковой беременности, венерическим заболеваниям, абортам.

Удивительно, но многие девушки-подростки обнаруживают у себя беременность спустя несколько месяцев после зачатия. В этом проявляется их сексологическая безграмотность и психическая незрелость. Часто они имеют плохой контакт с ближайшими родственниками, живут в неблагополучных семьях, с одним из родителей, пользуются большой свободой или же, наоборот, наступившая беременность есть результат их извечного желания вырваться из-под гиперопеки взрослых. [17, с. 123]

Каждому из вас необходимо знать, что до 15-летнего возраста беременность в 2 раза чаще заканчивается выкидышем, и в 10 раз чаще рождаются недоношенные дети. Часто эти дети рождаются с дефектами, малым весом, асфиксией (удушьем) и последствиями родового травматизма, когда слабая родовая деятельность юной мамы сопровождается несоответствием головки ребенка и таза матери, что приводит к травматизации и самой роженицы.

Зачастую принимается решение о прерывании беременности (аборте), которое часто сопровождается осложнениями. После прерывания беременности в полости матки образуется обширная рана и, как следствие, - шрамы, которые могут затруднить или даже нарушить течение новой беременности (может произойти самопроизвольный выкидыш, либо несвоевременные роды).

Цена рождения ребенка у подростка огромна, и за это расплачиваются представители трех поколений. Во-первых, сами молодые матери: они откладывают получение образования, теряют некоторые экономические возможности, резко изменяются траектории их развития и отношения со сверстниками. Ранее отцовство и образование семьи также отрицательно влияют на мальчиков.

Во-вторых, многие родители юных родителей часто испытывают острое разочарование и шок, которые предшествуют принятию беременности; нарушаются их собственные жизненные планы; часто на них ложится большая часть забот о ребенке, который не является их собственным, а также дополнительное бремя материальных затрат.

В-третьих, расплачивается сам ребенок юной матери, который в семье матери-одиночки с большей вероятностью будет жить в бедности, сам станет родителем в юном возрасте.

Одним из последствий ранних сексуальных отношений являются инфекции передаваемые половым путем (ИППП). В настоящее время одной из самых распространенных ИППП является хламидиоз. Очень широко распространена гонорея. Ее частота превосходит частоту заболеваемости ветряной оспой, корью, эпидемическим паротитом (свинкой) и краснухой, вместе взятыми. Примерно в одном из четырех случаев гонорею обнаруживают у подростков. Другие ИППП также распространены среди подростков. [7, с. 94-95]

Подводя итоги, необходимо еще раз подчеркнуть, что именно в подростковом возрасте происходит формирование сексуальных ориентаций. В этом возрасте многие подростки получают свой первый сексуальный опыт, что может привести к негативным последствиям. Правильно организованная программа по формированию ценностного отношения подростков к своему репродуктивному здоровью, взаимодействие заинтересованных организаций и учреждений в решении данной проблемы поможет если не искоренить все последствия, то, по крайней мере, в значительной степени уменьшить число подростков, сталкивающихся с такими последствиями.

3. Владение информацией подростками о своем репродуктивном здоровье

Медицинские и социальные аспекты репродуктивного здоровья подростков приобретают особую важность, так как именно в подростковом возрасте формируются основные модели поведения, которые влияют на здоровье и долголетие.

Объект: современные подростки от 14 до 18 лет.

Предмет: знания подростков о репродуктивном здоровье.

Цель: выявить уровень знаний подростков о репродуктивном здоровье.

Задачи:

а) провести опрос при помощи анкеты среди подростков от 14 до 18 лет;

б) определить уровень информированности о репродуктивном здоровье среди подростков;

в) найти способы повышения уровня знаний у подростков о репродуктивном здоровье.

Проведенный опрос среди 50 подростков, при помощи анонимной анкеты (приложение 1), позволил сделать следующие выводы:

Во-первых, отношения между подростками и родителями в 85% дружественные, но обсуждать с ними вопросы половых взаимоотношений не хотят 63% опрошенных. Подростки предпочитают обсуждать интересующие их темы с друзьями, но получить хорошие о репродуктивной системе 78% опрошенных хотели бы у специалистов (врачей, консультантов и т.п.)

Во-вторых, о методах контрацепции и профилактике ИППП, хотели бы знать 89% опрошенных. Узнать больше о физиологических особенностях мужского и женского организма хотели бы 36% подростков.

В-третьих, 47% - оптимальным возрастом для начала половой жизни назвали возраст 15-ти лет. 72% опрошенных считают приемлемым для себя половую жизнь до брака, сохранять целомудрие у современных подростков считается старомодным и не актуальным.

В-четвертых, рождение первого ребенка в 24-25 лет считают нормальным 63% опрошенных, 24% - после 26 и старше, 10% - 22-23 года, 3% - 20-21 год. Это говорит о том, что современные подростки имеют представление о планировании семьи и рождении первого ребенка, но в то же время не достаточно хорошо владеют информацией о контрацептивах и безопасном сексе, а так же о том как сохранить свое репродуктивное здоровье.

В-пятых, 52% опрошенных уже имеют сексуальный опыт, из них большая часть лишь иногда пользуется средствами защиты (68% из тех у кого есть сексуальный опыт), остальные-либо постоянно, либо вообще ими не пользуются.

Полученные данные еще раз подтверждают важность проведения работы среди подростков по вопросам их репродуктивного здоровья и межполовых взаимоотношений. Результаты исследования подтверждают, что часть подростков имеют опыт сексуальных отношений, причем возраст первого сексуального опыта у подростков колеблется от 13 до 16 лет. Важным показателем является тот факт, что 12% девочек и 7% мальчиков жалеют о том, что вступили в сексуальные отношения, 9% девочек сомневаются в правильности своего решения. Не испытывают сожаления о вступлении в ранние половые отношения 15% девочек и 50% мальчиков.

Следует обратить внимание на то, что основными причинами, которые удерживают подростков от начала сексуальной жизни, является отсутствие достойного партнера (36% девочек и 21% мальчиков), неуверенность в себе и своих возможностях (14%). Страх перед беременностью как причину отказа от начала половой жизни указали 18% опрошенных девочек и 3% мальчиков.

Страх потерять девственность, испытать боль является решающим фактором отказа от вступления в сексуальные отношения для 18% девочек, отсутствие подходящих условий - для 10% мальчиков. [6, с. 47-48]

Однако существуют и причины, по которым подростки решаются на первый половой контакт:

)Любовь, влюбленность (девочки - 15%, мальчики - 25%);

)Сексуальное влечение, желание (девочки - 18%, мальчики - 39%);

)Любопытство, желание (девочки - 30%, мальчики - 10%);

)Стремление быть как все, не отстать от сверстников, приобрести сексуальный опыт (девочки - 3%, мальчики - 10%);

)Алкогольное, наркотическое опьянение (девочки - 3%, мальчики - 10%);

)Боязнь потерять любимого человека (девочки - 0%, мальчики - 3%);

)От скуки, от нечего делать (девочки - 0%, мальчики - 3%). [14, с. 15]

Социально - педагогическая деятельность с подростками по формированию позитивного отношения к репродуктивному здоровью должна опираться на следующие факты: 60% опрошенных (72% девочек и 46% мальчиков) читают допустимыми сексуальные отношения до брака, если есть настоящие чувства.

Значительное число респондентов (27% девочек и 46% мальчиков) убеждены, что сексуальные отношения существуют для удовлетворения физиологических потребностей, а брак здесь не причем. И лишь 2% опрошенных считают, что сексуальные отношения допустимы только в браке, при этом 51% девочек и 46% мальчиков думают, что добрачные сексуальные отношения очень широко распространенны в среде их общения; а 18% девочек и 39% мальчиков убеждены, что такие отношения не имеют широкого распространения.

Изучение состояние проблемы указывает на то, что у подростков отсутствует понимание того, какие средства относятся к основным способам, позволяющим не допустить наступление беременности. Основными способами предотвращения беременности подростки назвали презервативы (66% девочек и 57% мальчиков), другие противозачаточные средства (42% девочек и 28% мальчиков). Кроме того, подростки называют и такие средства, как таблетки (45% девочек и 14% мальчиков), колпачки (6% девочек и 3% мальчиков) и спирали (15% девочек и 6% мальчиков). [18, с. 16-17]

Как один из способов предотвращения беременности респонденты называют отказ от сексуальных отношений (6% девочек и 10% мальчиков). А 19% опрошенных считают, что способами предотвращения беременности являются прерванный половой акт, медицинские препараты и средства продаваемые в аптеках.

Важным является тот факт, что лишь 42% опрошенных рассматривают случай ранней беременности и деторождения скорее как отрицательное явление, нежели положительное (48% девочек и 35% мальчиков). Отрицательно к ранней беременности и деторождению относятся 24% девочек и 42% мальчиков. Как положительное явление данный факт рассматривают лишь 2% респондентов. У 11% респондентов (18% девочек и 3% мальчиков) отношение к случаям ранней беременности скорее положительное, чем отрицательное. Часть подростков (12% девочек и 14% мальчиков) не определили для себя, как они относятся к случаям ранней беременности и деторождению.

Опрошенные девочки (55%) и мальчики (82%) полагают, что наиболее серьезной проблемой, с которой могут столкнутся женщины, родившие ребенка до 18 лет, является материальное затруднение. Кроме того, 60% девочек и 67% мальчиков убеждены, что молодым матерям будет трудно продолжать образование, и, как следствие, приобрести хорошую профессию (30% девочек и 17% мальчиков), сделать хорошую карьеру (24% девочек и 25% мальчики), устроиться на работу (9% девочек и 17% мальчиков). Женщинам, родившим ребенка до 18 лет, будет трудно стать хорошими матерями - так считают 24% респондентов. У них могут возникать проблемы со здоровьем (21% девочек и 7% мальчиков). А 6% подростков говорят о том, что у таких матерей не будет возникать особых проблем. Еще 6% опрошенных указали, что молодые матери могут столкнуться с такими трудностями, как сложности взаимодействия социумом, трудности в поиске мужа, отсутствие необходимой свободы и нелюбовь к нежеланному ребенку.

По мнению подростков, аборт допустим, если нет других вариантов решения данной проблемы; если беременность запрещена врачами и может оказать значительное негативное влияние на здоровье женщины. Среди возможных обстоятельств для прерывания беременности указывались такие, как страх юной матери на реакцию своих родителей, беременность от нежелательного партнера и если беременность оказалась случайностью, а также если мать не знает точно, кто является отцом ребенка. Однако наиболее значимой причиной для прерывания беременности, которую указывают подростки, является наличие ранней или нежелательной беременности.

Репродуктивное здоровье тесно связано с ИППП и СПИДом. Для подростков знание в этой области весьма актуальны. Большое число респондентов (49%), как девочек (45%), так и мальчиков (53%), убеждены, что они не могут заразиться ИППП при их образе жизни. Лишь небольшую вероятность заражения допускают 36% девочек и 39% мальчиков. И только 6% девочек и 3% мальчиков допустили, что они скорее могут заразиться, нежели наоборот. Утвердительный ответ дали лишь 2% подростков. [2, с. 139]

Полученные данные свидетельствуют о том, что современные подростки не обладают необходимым уровнем знаний в данной области.

Однако в ситуации заражения 77% опрошенных обратились бы за помощью к врачу, 12% девочек и 21% мальчиков - к родителям. Друзьям доверяют 11% опрошенных, причем в большей степени девочки (18%), нежели мальчики (3%). Самостоятельно пытались бы вылечиться 3% девочек.

Исследовав уровень информированности подростков в области репродуктивного здоровья, установили, что в настоящее время существует объективная необходимость формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью. Однако успешным данный процесс может быть лишь при взаимодействии специалистов разного профиля (учителей, медицинских работников, журналистов и др.) при ведущей роли школы и непосредственной деятельности социального педагога.

4. Формирование ответственного отношения подростков к сексуальному поведению

Поскольку нарушения полового развития и репродуктивного здоровья формируются в пубертатном возрасте, на этапе школьного обучения, то охрана репродуктивного здоровья подростков становится одной из профилактических задач современной школы. Дети и подростки остро нуждаются в знаниях о своем организме и происходящих в нем изменениях в связи с половым созреванием. В последние годы школьный курс анатомии и физиологии человека дополнен сведениями о половом развитии и гигиене пола, но, к сожалению, такая информация представлена в этих курсах неполно и непоследовательно, а нравственное воспитание подменяется примитивным «чтением морали». Школа фактически сообщает подросткам гораздо меньше информации, чем следовало бы, и делает это позже, чем нужно.

Поэтому надо активизировать профилактическую работу школы по формированию, сохранению и укреплению репродуктивного здоровья учащихся, воздействуя на их стиль жизни методами гигиенического воспитания. Осуществлять гигиеническое воспитание можно по следующим приоритетным направлениям:

. Гигиенические аспекты полового воспитания.

. Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний.

. Значение физической культуры и закаливания для сохранения репродуктивного здоровья.

. Профилактика нарушений костно-мышечной системы.

. Предупреждение травм.

. Основы рационального питания.

. Режим дня, учебы и отдыха.

. Гигиенические аспекты трудового обучения.

. Антиалкогольное и антитабачное воспитание.

. Профилактика наркомании и токсикомании. [19, с. 24-25]

Для осуществления гигиенического воспитания необходимы комплексность, системность и непрерывность, а также должны учитываться возрастные психофизиологические особенности и особенности восприятия детей разного возраста (начальные классы - 7-9 лет, средние - 10-14 лет, старшие - 15-17 лет). При переходе из одной возрастной группы в другую объем и уровень знаний необходимо расширять и углублять.

Неотъемлемой частью общего гигиенического воспитания должно быть половое воспитание, направленное на сохранение здоровья, предупреждение ранних половых связей, предупреждение ИППП и ВИЧ-инфекции.

При этом учащиеся должны иметь представления:

о поле и специфической гигиене;

физиологических и психологических особенностях организма юношей и девушек и факторах, их определяющих;

половом созревании, его значении и влиянии на физическое и психическое состояние;

основных понятиях о взаимоотношениях полов;

принципах и нормах здорового образа жизни юношей и девушек;

особенностях ИППП и СПИДа, медицинских и социальных последствиях заражения.

По выборочным данным, 40-60% бесплодных браков случаются по причине заболевания репродуктивного аппарата у мужчин. Корни этой проблемы находятся в детском и подростковом возрасте. Но хотя 58% заболеваний мальчиков этого возраста могут привести в будущем к бесплодию, система детской андрологии у нас почти отсутствует. [11, с. 37-38]

В 2003 году в рамках проекта Комитета по здравоохранению Мингорисполкома и ЮНИСЕФ была создана служба, дружественная подросткам, одним из подразделений которой стали центры. За основу работы был принят принцип безотказности в помощи при любом обращении подростка. Для центров были выделены отдельные помещения в поликлиниках с отдельным входом. В каждом центре организован прием педиатра, гинеколога, нарколога, психолога. Здесь же можно получить информационные буклеты.

В Беларуси работает уже 42 подобных центра, в том числе 7 - в Минске. Здесь за пять лет 28 тысяч подростков получили консультацию. В центрах ведется работа по информированию молодежи о профилактике инфекций, передающихся половым путем, методах контрацепции, а также по другим вопросам полового воспитания. Около 30% посетителей центров дружественного отношения к подросткам обращаются к специалистам за психологической помощью.

В 17-й поликлинике города Минска образован ресурсный центр, где осуществляется методическая работа. Практика показывает, что услуги центров востребованы молодежью. В идеале через повышение информированности должны прививаться навыки и потребность к здоровому образу жизни. Таким путем мы должны прийти к улучшению здоровья подростков.

Роль семьи в половом воспитании детей должна быть на первом месте, но в наше время мы сталкиваемся со следующим феноменом со стороны родителей: многие родители осознают важность и необходимость полового воспитания детей, правильно понимают его суть, однако, несмотря на это, ошибочно полагают, что вопросы, связанные с половым влечением и взаимоотношением полов, дети разрешат как-нибудь сами и без их родительского участия. А часть этих пап и мам убеждены, что половое воспитание - дело только специалистов: врачей и педагогов. [15, с. 79]

С какого же возраста следует начинать половое воспитание? Большинство родителей считают, что с 12-13 лет, остальные - с более старшего возраста. И те, и другие глубоко ошибаются: воспитывать ребенка надо с первого дня его жизни. Исследовавшие эту проблему ученые приводят такие данные: из 1000 мальчиков и юношей в возрасте от 10 до 20 лет более 12 процентов сведения о половой жизни получили до 10 лет, 25 процентов - до 12, 20 процентов-до 14 лет, т.е. большая часть обследованных мальчиков и юношей узнали о половой жизни еще до наступления половой зрелости. Свыше 40 процентов девочек слышали о половой жизни и интересовались ею в возрасте до 14 лет, при этом сведения получали в основном из случайных источников, которые не могут дать правильного представления об интимной стороне человеческой жизни.

Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений остается у него на всю жизнь.

Половое воспитание ребенка начинается уже тогда, когда он наблюдает за отношениями между отцом и матерью. Дети рано (хотя и не всегда правильно) осмысливают и оценивают поведение своих родителей. Так, Марина К., ученица II класса, написала одинаковые письма шести своим одноклассникам, с той лишь разницей, что время свиданий назначалось с получасовым интервалом. Содержание писем следующее: «Дорогой Саша (Толя, Эдик, Сережа, Витя, Вова)! Приходи сегодня к нам в 5 часов (5,30; 6,00; 6,30; 7,00; 7,30). Будем целоваться. Марина». Когда учительница спросила у девочки, как это ей пришло в голову, Марина взглянула на учительницу большими синими глазами и ответила: «А что тут плохого? Каждый раз, когда папа уезжает в командировку, мама вначале звонит дяде Андрею, и они договариваются о встрече в парке, затем дяде Антону, чтобы сходить с ним в кино. А когда папы нет дома, к нам приходит дядя Федя, и после ужина они с мамой целуются. Я хотела тоже сделать, как мама».

Чистые и красивые взаимоотношения между родителями вызывают у детей стремление подражать им. Авторитет родительской нравственности - самый нужный, самый главный в воспитании высокоморального человека. А.С. Макаренко писал, что родители воспитывают ребенка не только тогда, когда с ним разговаривают, поучают или приказывают ему. Воспитание происходит в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. [12, с. 103]

Высокие результаты в этой области могут быть достигнуты лишь при совместной работе следующих заинтересованных учреждений и социальных институтов:

)Семьи.

)Школы.

)Социально-педагогических и психологических служб.

)Социально-педагогических центров.

)Медицинских учреждений.

)Правоохранительных органов.

)Общественных организаций.

)Средств массовой информации.

Наилучший результат в области формирования позитивного отношения подростков к репродуктивному здоровью достигается при поддержке средств массовой информации. СМИ - именно этот источник, которому более всего доверяют подростки и из которого черпают информацию по вопросам репродуктивного здоровья. По мнению некоторых молодых людей, в настоящее время средства массовой информации освещают их жизнь более полно, поскольку в них отводится важное место темам, которые раньше обсуждать было нельзя. Подростки говорят о силе влияния средств массовой информации на их образ жизни и поведение. Анализ публикаций, радиорепортажей, телепередач свидетельствует не только об увеличении числа обращений журналистов к теме репродуктивного здоровья подростков и молодежи, но и о повышении качества публикаций, глубины анализа и освещения подымаемых проблем.

Подводя итоги, следует еще раз подчеркнуть, что только взаимодействие специалистов разного профиля может дать ощутимые результаты в деле формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью.


Заключение

В данной работе рассмотрены общие закономерности роста и развития подростков, проблемы репродуктивного здоровья, мотивы и последствия вступления подростков в ранние сексуальные отношения, например, увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей, снижение образовательного статуса молодой матери, нарушение социальных контактов и связей и так далее.

В целях формирования ценностного отношения к репродуктивному здоровью необходимо: направить внимание подростков на ценность репродуктивного здоровья; сформировать необходимые знания и значимость ценности репродуктивного здоровья, то есть обогатить индивидуальное сознание комплексом ценностных направлений, показать роль репродуктивного здоровья в системе ценностей.

Исследовав уровень информированности подростков в области репродуктивного здоровья, установили, что в настоящее время существует объективная необходимость формирования ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью. Однако успешным данный процесс может быть лишь при взаимодействии специалистов разного профиля (учителей, медицинских работников, журналистов и др.) при ведущей роли школы и непосредственной деятельности социального педагога. Это существенно, потому, что хотя многие считают семью важным фактором нравственного и эмоционального воспитания детей и подростков, образование в области сексуального и репродуктивного здоровья семья дать не может. Это прежде всего потому, что многие родители сами проявляют низкий уровень информированности по вопросам репродуктивного здоровья. Функцию формирования позитивного отношения подростков к репродуктивному здоровью выполняют другие социальные институты и в первую очередь школа.

Поэтому, правильно организованная программа по формированию ценностного отношения подростков к своему репродуктивному здоровью, взаимодействие заинтересованных организаций и учреждений в решении данной проблемы поможет в значительной степени уменьшить число подростков, сталкивающихся с последствиями, вызванными нарушением репродуктивного здоровья.

Исследовав уровень информированности подростков в области знаний о репродуктивном здоровье, установили, что в настоящее время существует объективная необходимость формирования ценностного отношения подростков к своему репродуктивному здоровью. Однако успешным данный процесс может быть лишь как при соответствующем уровне воспитания в семье, так и при взаимодействии специалистов разного профиля при ведущей роли школы и непосредственной деятельности социального педагога.


Список использованных источников

подросток половой здоровье репродуктивный

1.Аваткова, И.И. Помоги подростку войти во взрослую жизнь: половое воспитание / И.И. Аваткова. - М.: Пед. о-во России, 2005. - 96 с.

2.Акола, Н.Е. Навыки консультирования подростков и молодежи в области репродуктивного здоровья: курс обучения медперсонала / Н.Е. Акола, И. А Евсеенко, Д.З. Капустин и др.; М-во здравоохранения РБ, Фонд ООН в области народонаселения. - Минск, 2006. - 139 с.

.Бубнов, М.Ю. Секс как зона риска для подростков / М.Ю. Бубнов, Н.В. Ярощина // Социс. - 2003. - №2. - С. 69 - 72.

.Вайнер, Э. Основы демографического воспитания школьников: беседы классного руководителя / Э. Вайнер // Здоровье детей. - 2007. - №1. - С. 9-10.

.Ворник, Б.М. Журналистам о репродуктивном и сексуальном здоровье: пособие / Б.М. Ворник, Н.Я. Жилка, В.П. Коломиец, К.А. Талалаев; под ред. Б.М. Ворника. - Киев: ИЦ «Семья», 2003. - 192 с.

.Гатальская, Г.В. Переживания, связанные с сексуальным опытом в юности / Г.В. Гатальская // Психологический журнал. - 2009. - №2. - С. 47-48.

.Девятых, С.Ю. Источники информации по вопросам репродуктивного здоровья и сексуальности в старшем юношеском возрасте и их типология / С.Ю. Девятых // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2008. - Том 7, №2. - С. 94-95.

.Зайцев, Г.К. Сексовалеология взросления / Г.К. Зайцев // Педагогика. - 2005. - №5. - С. 49-50.

.Корхонен, Э. Сексуальное воспитание: искусство общения и основы здорового образа жизни / Э. Корхонен // Классное руководство и воспитание школьников. - 2008. - №17. - С. 33-35.

.Кузнецов, М.Т. Любовь и нравственность в воспитании юношества: пособие для педагогов / М.Т. Кузнецов. - Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000. - С. 171.

11.Лагонда, Г.В. Каким могло бы стать половое воспитание: профессиональные рекомендации для педагогов и родителей / Г.В. Лагонда // Народная асвета. - 2008. - №6. - С. 52-58; №7. - С. 37-38.

12.Мартынова, В.В. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью / В.В. Мартынова, Т.И. Курило. - Минск: Соврем. шк., 2007. - С. 103.

13.Немов, Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования / Р.С. Немов. 3-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 608 с.

14.Ремшмидт, Х. Сексуальное воспитание подростков / Х. Ремшмидт // Подростковый и юношеский возраст. - 1994. - №2. - С. 15.

.Русакова, Е.М. Формирование здорового образа жизни / Е.М. Русакова. - Минск: Соврем. шк., 2007. - С. 79.

.Севковская, З.А. Молодежь Беларуси на пороге третьего тысячелетия / З.А. Севковская. - Минск: Принткорп, 2002. - 128 с.

.Смирнова, Е.С. Профилактика ВИЧ-инфекций в школе: пособие для воспитателей, педагогов, психологов общеобразовательных шк. / Е.С. Смирнова, Е.Н. Радионова, Л.М. Близнюк. - Минск: Изд-во «Центр», 1998. - 123 с.

.Соковня-Семенова, И. Беседы про это / И. Соковня-Семенова // Основы безопасности жизнедеятельности. - 1996. - №5. - С. 16-17.

.Сурмач, М.Ю. Формирование репродуктивной культуры подрастающего поколения как метод медико-социальной профилактики заболеваний половой системы / М.Ю. Сурмач // Сацыяльна-педагагiчная работа. - 2002. - №2. - С. 24-25.

.Фрейд, З. Психология сексуальности / З. Фрейд. - Мн.: «Прамеб», 1993. - 153 с.

Похожие работы на - Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!