Стратегическое планирование в организации на примере ООО 'Алпи-Трэйд'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,11 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Стратегическое планирование в организации на примере ООО 'Алпи-Трэйд'

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Профессионально-педагогический институт

Кафедра менеджмента








КУРСОВАЯ РАБОТА

Стратегическое планирование в организации на примере ООО Алпи-Трэйд

Выполнил студент группы ПЗ-10-1

Соловьев С.А.

Проверил:

к.э.н., доцент

Лазутина А.Л.




Нижний Новгород 2013г.

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты процесса стратегического планирование

.1 Сущность и задачи стратегического планирования

.2 Понятие, назначение и характеристика процесса стратегического планирования

Глава 2. Анализ стратегического планирования ООО «Алпи-Трэйд»

.1 Характеристика деятельности предприятия

.2 Анализ стратегического планирования предприятия

.3 Анализ внутренней и внешней среды

Глава 3. Совершенствование стратегического планирования ООО «Алпи-Трэйда»

.1 Рекомендации по совершенствованию текущего планирования

Заключение

Список литературы

Введение

Темой данной курсовой работы является стратегическое планирование в организации. Планирование в организации - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Актуальность данной работы определяется тем, что современным предприятиям, развивающимся в нестабильных условиях внешней среды, необходимы предварительный анализ деятельности самой организации и возможность предвидеть изменения внешней среды, поскольку это является непременным условием для дальнейшей выработки последовательности действий по постановке целей и их реализации.

Целью курсовой работы является разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в ООО «Алпи-Трэйд» на основе разработки стратегии развития предприятия. Даная цель обусловила постановку следующих задач:

1.изучение теоретических аспектов стратегического планирования;

2.изучение истории и деятельности предприятия;

.анализ стратегического планирования ООО «Алпи-Трэйд»;

.анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия;

.провести SWOT-анализ.

.Разработать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования в организации.

Объектом работы является ООО «Алпи-Трэйд».

Предметом исследования является процесс стратегическое планирование в ООО «Алпи-Трэйд».

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряду функций менеджмента. Во многом оно приобрело новое содержание, обогатилось за счет синтеза с гуманизированным подходом. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход. Не являясь универсальным способом достижения успеха в бизнесе, оно в то же время создает основу для успешной деятельности фирмы.

При проведении исследования использовался метод анализа, метод SWOT-анализа, факторный анализ. Курсовая работа содержит в себе введение, раздел 1, раздел 2, раздел 3 и заключение.

Глава 1. Теоретические аспекты процесса стратегического планирование

.1 Сущность и задачи стратегического планирования

Стратегическое планирование представляет собой предпринимаемые руководством действия и решения, которые ведут к разработке стратегий, предназначенных для достижения организацией своих целей. [3]

Стратегическое планирование, пришедшее на смену долгосрочному планированию, отличается от него. Основное отличие - в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста. Руководители организаций обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся. Поэтому при планировании ставятся оптимистические цели.

В системе стратегического планирования не делается предположение, что будущее станет лучше прошлого и что его можно изучать, проецируя сложившиеся тенденции на последующие периоды. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции.

Еще одно отличие состоит в том, что стратегия - это не индикатор времени, а направление развития. Стратегия включает в себя всю совокупность глобальных идей развития фирмы, а не только сосредоточена на конкретном периоде.

Планирование стратегии устанавливает общие направления, следование которым обеспечивает рост и устремление позиций организации.

Основной принцип стратегического планирования - адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.

Как подсказывает теория и подтверждает практика, основу для всех управленческих решений обеспечивает стратегическое планирование. Здесь можно возразить и поспорить о том, есть ли смысл в стратегическом планировании в такое нестабильное во всех отношениях время. Мне показалось очень наглядным высказывание новосибирского губернатора по поводу необходимости стратегического планирования. Он сказал примерно следующее: «Если бы мы пять лет тому назад предвидели, что на дорогах так быстро появится большое количество машин, мы бы построили совсем другие дороги». [1]

На начальных этапах формирования принципов стратегического управления стратегия характеризовалась как набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности. Автор данного определения (Ансофф И.) предложил рассматривать 4 группы таких правил:

·правила, используемые при оценке результатов деятельности организации: качественная сторона критериев - ориентир, количественная - задание;

·правила, по которым складываются отношения организации с внешней средой или стратегия бизнеса;

·правила, по которым устанавливаются отношения и процедуры внутри организации (организационная концепция);

·правила, по которым организация ведет свою повседневную деятельность (основные функциональные приемы).

Позднее, в 80-е годы, формируется новый подход к понятию «стратегия», который не отменял предыдущее толкование, но менял акценты:

в стратегии одинаково важны все составляющие (и разработка, и внедрение), так как на стадии внедрения могут возникнуть малопредсказуемые факторы и значительно повлиять на результаты;

стратегия имеет равнозначное отношение и к внешним и к внутренним факторам деятельности организации; стратегическим статусом обладают, прежде всего, человеческие ресурсы, которые оказывают решающее влияние на реализацию разработанной стратегии. [2]

Новое определение понятия «стратегическое управление» опирается на человеческий потенциал как на основу организации, ориентирует всю деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие требованиям внешней среды, что позволяет организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе. [8]

Понятие «стратегия» неразрывно связано с инновационными процессами, то есть практическим осуществлением качественно новых решений.

Стратегическое планирование начинается с видения идеала и сосредотачивается на наших условиях и действиях, которые нужны для продвижения к этому идеалу. Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. По сути своей, функция планирования отвечает на три следующих основных вопроса:

«Где мы находимся в настоящее время?». Руководители должны оценивать сильные и слабые стороны организации с целью определить, чего может реально добиться организация.

«Куда мы хотим двигаться?». Оценивая возможности и угрозы со стороны окружающей нас среды, такие как конкуренция, пользователи, законы, политические факторы, экономические условия, новые технологии, социальные и культурные изменения, руководство должно определить, какими должны быть цели организации и что может помешать ей достичь этих целей.

«Как мы собираемся сделать это?». Необходимо решить как в общих чертах, так и конкретно, что должны делать члены организации, чтобы достичь выполнения целей организации.

Задача стратегического планирования - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Для этого в рамках стратегического планирования необходимо решить проблемы: распределения ресурсов, адаптации к внешней среде, внутренней координации, организационного стратегического предвидения.

Распределение ресурсов. Данный процесс включает в себя распределение ограниченных организационных ресурсов, таких как фонды, технологический опыт, человеческие ресурсы.

Адаптация к внешней среде. Адаптацию к внешней среде следует понимать в широком смысле слова. Она охватывает все действия стратегического характера, которые улучшат отношения библиотеки с ее окружением (власть, население, читатели, партнеры и т.д.). Здесь необходимо адаптироваться как к внешним благоприятным возможностям, так и опасностям, выявить существующие варианты и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям. Стратегическое планирование дает возможность предусмотреть разработку более совершенных систем путем взаимодействия с властями, партнерами, сообществом и т.д.

Внутренняя координация. Она включает координацию стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон библиотеки с целью достижения эффективности внутренних операций.

Осознание организационных стратегий - предусматривает осуществление систематического развития мышления руководителей путем формирования организации, которая может учиться на прошлых стратегических решениях, т.е. учиться на опыте. [15]

.2 Понятие, назначение и характеристика процесса стратегического планирования

Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегия рассматривается как общий комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение целей организации.

Стратегия - это оптимальный набор правил и приемов, которые позволяют реализовать миссию, достигнуть глобальных и локальных целей фирмы.

Миссия компании определяет ее статус, декларирует принципы ее функционирования, заявления, действительные намерения ее руководителей. Это наиболее общая цель предприятия, выражающая причину ее существования. Она выражает устремленность организации в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными.

Содержание миссии обычно включает в себя следующие элементы:

определение основных потребителей, клиентов, пользователей;

цели организации - выживание, рост, доходность и др.;

технология: характеристика оборудования, технологических процессов, инноваций в области технологии;

философия: выражаются базовые взгляды и ценности организации;

внутренняя концепция, в рамках которой описываются собственное мнение компании о себе, источники ее силы, факторы выживания;

внешний образ фирмы, ее имидж, подчеркивающий экономическую и социальную ответственность компании перед партнерами, потребителями, обществом в целом.

В настоящее время нет строгих научных рекомендаций по формулированию миссии. Многие компании подчеркивают приоритет интересов, ожиданий потребителей.

Миссия не должна включать в качестве цели прибыль, так как прибыль - внутренняя проблема (хотя и очень важная). В свое время Г. Форд определил миссию компании «Форд» как предоставление людям дешевого транспорта. Он отмечал, что при этом прибыль едва ли пройдет мимо

Значение миссии для деятельности предприятия особое. Оно заключается в том, что миссия:

является основой для всех плановых решений фирмы, для дальнейшего определения ее целей и задач;

помогает сосредоточить усилия работников на выбранном направлении, объединяет их действия;

обеспечивает понимание и поддержку среди внешних участников организации (социального окружения). При определении миссии должен быть определен период, в рамках которого она должна быть реализована. Срок выполнения миссии должен быть обозримым, чтобы нынешнее поколение работников могло увидеть результаты своего труда.

Дальнейший процесс стратегического планирования показан на схеме.

Этапы процесса стратегического планирования

Миссия организации

Цели организации

Управленческое обследование сильных и слабых сторон

Оценка и анализ внешней среды

Оценка стратегии

Реализация стратегии

Выбор стратегии

Анализ стратегических альтернатив

На этой схеме видно, что процесс планирования состоит из следующих друг за другом этапов.

Если начало стратегического планирования - выбор миссии, то второе место отводится установлению целей. Они устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. Они выражают отдельные конкретные направления деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

К целям предъявляются следующие требования:

конкретность и измеримость; цели должны отражать конкретные ключевые аспекты производства и иметь конкретное цифровое выражение;

ориентация во времени; все цели должны быть расписаны по рубежам;

достижимость: цели должны быть реалистичными;

совместимость целей фирмы в целом и целей ее подразделений. В противном случае получится эффект лебедя, рака и щуки.

Определив стратегические цели, важно установить их приоритеты, ранжировать, ибо нет возможности решать все проблемы одновременно.

Одной из самых распространенных причин неудачи планирования является отсутствие ясно выраженной и тщательно продуманной постановки целей.

Основная задача при стратегическом планировании - адаптация организации к внешней среде. Необходимым условием успешных действий по адаптации организации к внешней среде является четкое знание ситуации, ее возможностей и опасностей, которые в ней таятся. Реализация целей организацией невозможна также без концентрации ресурсов и усилий на наиболее важных участках, без эффективной внутренней координации деятельности. Для этого нужно четко представлять ситуацию внутри организации, се слабые и сильные стороны и активные силы.

При анализе внешней среды, прежде всего обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность для деятельности организации, а с другой - открывать дополнительные возможности для нее. Обычно рассматриваются экономические, технологические, конкурентные, рыночные, социальные, политические, международные факторы.

При этом с помощью специальных коэффициентов определяется сравнительная значимость факторов.

Проведя анализ внешней среды и получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности, руководство переходит к анализу внутренней среды. Этот анализ позволяет оценить, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Анализ основан на управленческом обследовании следующих функциональных зон;

маркетинг;

финансы (бухгалтерский учет);

производство;

персонал;

организационная культура и имидж организации, В результате руководство выявляет те зоны, которые требуют немедленного вмешательства; те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии организации.

После оценки опасностей и возможностей фирма с помощью методов стратегического анализа формулирует различные варианты стратегии, выявляет относительное положение каждого альтернативного направления деятельности. Затем выбирается лучшая стратегия в зависимости от миссии и целей фирмы, перспектив развития, внутренней культуры, факторов среды, приемлемого уровня риска и разрабатывает окончательный вариант стратегического плана деятельности фирмы.

Возможны следующие варианты стратегий;

ограниченный рост;

рост;

сокращение;

различные сочетания этих трех альтернатив.

Стратегия ограниченного роста - такая стратегическая альтернатива, которая характеризуется целями, установленными на уровне прошлых достижений с учетом инфляции. Чаще всего используется в хорошо развитых отраслях со статической внешней средой.

Стратегия роста - стратегия, при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается по отношению к показателям предыдущего года.

Стратегия сокращения - стратегическая альтернатива, которая характеризуется установлением достигнутого уровня или исключением некоторых направлений деятельности.

Сочетание различных вариантов стратегий обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.

На последующих этапах подготавливаются среднесрочные планы и программы.

На основе стратегического плана и результатов среднесрочного планирования разрабатываются годичные оперативные планы и проекты.

В завершение определяются предпосылки для формирования новых плановых программ, исходя из того, чего организации удалось добиться при реализации планов и чего - нет.

Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации фактического плана.

Программа действий - это программа, которая включает в себя цель, сроки и порядок осуществления мероприятий, руководство по их осуществлению, общую потребность в средствах, персонале и ресурсах, дополнительную потребность в ресурсах и оборудовании, ожидаемую прибыль от реализации программы, финансовые результаты. В основу расчетов кладутся цели стратегии, и осуществляется их коррекция в соответствии с выявленными в ходе перспективного планирования факторами, способными оказать положительное или отрицательное влияние.

Стратегия фирмы реализуется в оперативных планах. Краткосрочные планы организации, разработанные на базе стратегических планов, - это тактика организации, отражающая краткосрочные цели, согласованные с ее долгосрочными целями. Тактика обычно охватывает краткосрочные и среднесрочные периоды.

Как правило, тактика разрабатывается средним звеном руководства организации.

Оперативный план дает характеристику деятельности фирмы в условиях конкуренции, отражает ее поведение на рынке, предусматривает меры по выпуску продуктов и прибыльности хозяйственных операций, устанавливает рамки для разработки системы стимулирования труда. В оперативном плане не только конкретизируются цели и задачи, но и четко фиксируется, как будут решены поставленные задачи и кто конкретно за это ответственен. Оперативный план - это подробный и всеохватывающий документ. В его содержание входят:

корпоративная стратегия;

установление финансовых целей, отражаемых в структуре баланса и финансового отчета;

стратегические цели;

детальный план действий;

бюджет;

план развития человеческих ресурсов.

Составной частью оперативного планирования являются бизнес-план, финансовый план, план по маркетингу, план производства, план закупок.

В оперативные планы подразделений включают оценку состояния бизнеса, ключевые финансовые задачи, стратегию подразделения, требования поддержки от других подразделений, план мероприятий.

Оперативный план подразделения состоит из разделов.

В первом разделе излагаются основные экономические и финансовые прогнозы на основе изучения внешней среды, рынков и конкуренции. Выясняются экономические, правовые, политические и социальные факторы, которые могут оказать положительное и отрицательное влияние на действия фирмы в плановом периоде. Каждое подразделение обязано найти возможности нормальной деятельности даже в условиях ограничений и барьеров. Эти возможности должны быть отражены в оперативном плане.

Во втором разделе оперативного плана излагается статус подразделения, выявляются их сильные и слабые черты, уязвимость. Определяется производительность труда, обеспеченность персоналом; оцениваются кадры и управленческий персонал.

Далее уточняются основные задачи, отражается стратегия действий коллектива подразделения.

Координирует работу по организации поддержки отдел планирования. Он направляет в соответствующие взаимозависимые отделы необходимую информацию.

В завершающем разделе оперативного плана содержится программа реализации плана: конкретные задачи, даты их выполнения, ответственные за реализацию заданий, формы отчетности о выполнении работ, условия для выполнения плана и возможные препятствия.

Результаты реализации тактических планов могут проявляться достаточно быстро. Оценка хода выполнения плана проводится ежемесячно или ежеквартально.

Таким образом, тактические планы могут быть оперативно оценены и по результатам оценки могут быть внесены соответствующие коррективы в действия и дальнейшие планы организации.

Широко используемой технологией как стратегического, так и тактического планирования является программно-целевое планирование. Оно заключаются в том, что при разработке целевой программы определяются ее состав, основные направления деятельности и подпрограммы. После этого формулируются цели и задачи основных и обеспечивающих подпрограмм. Затем последовательно по иерархическим уровням формируется дерево целей.

Например, построение программы по четырехуровневому принципу предусматривает: программу в целом (генеральные цели), подпрограммы, блоки мероприятий, отдельные мероприятия (нижний уровень дерева целей).

Каждое мероприятие должно соответствовать целям более высокого иерархического уровня и быть материально подкрепленным, Для каждого мероприятия должны быть определены затраты и ожидаемый эффект.

Основной особенностью целевых программ является то, что каждое конкретное мероприятие играет определенную роль в достижении конкретной цели, обеспечивающей достижение генеральных целей программы.

Помимо стратегических и тактических планов при управлении организацией должна быть определена ее политика - общее руководство для действий и решений, направленных на достижение целей,

Политика организации определяется высшим руководством на длительный период. Она содержит основные способы и механизмы достижения целей, устанавливает политику в области технологического развития и маркетинга, требования к персоналу. В то же время политика не является жесткой рекомендацией принимаемых решений, оставляя свободу выбора действий, предохраняя от принятия близоруких решений,

Итак, мы рассмотрели модель стратегического планирования, На практике используются различные схемы стратегического планирования (западные, восточные, американские, японские).

В главном все ныне действующие схемы сходны: целеполагание, оценка текущего состояния, выбор стратегии, подготовка и реализация плана.

Что касается видов стратегий, то выделяются следующие:

лидерство по ценам, при котором компания пытается поставить себя во главе рынка путем установления цен на продукцию ниже, чем у конкурентов;

дифференциация, когда компания добивается конкурентоспособности путем выпуска продукта более высокого качества;

фокусирование - концентрация на конкретном участке рынка.

В зависимости от своего положения на рынке компания может принимать одну из нескольких конкурентных стратегий. Стратегия лидера рынка используется для удерживания лидирующего положения путем расширения спроса, защиты текущей доли на рынке и расширения рынка. Стратегия рыночного вызова используется компанией, находящейся на втором месте, для достижения лидерства с помощью скидок в цене, обновления продукции и избирательного продвижения. Стратегия рыночной ниши используется компанией, заинтересованной в небольшом специализированном рынке, который более крупные компании не могут заметить или заменить.

Используются и другие стратегии.

В завершение следует отметить, что главным условием эффективного функционирования стратегического планирования является постоянное внимание к нему со стороны высших руководителей и привлечение к выработке и реализации стратегий широкого круга сотрудников.

Глава 2. Анализ стратегического планирования ООО «Алпи-Трэйд»

.1 Характеристика предприятия

стратегический планирование миссия ресурс

Организацией, рассматриваемой в данной курсовой работе, является торгово-производственная компания «Алпи-Трэйд», (ОАО АЛПИ).

июня 2008 года ОАО «АЛПИ» перерегистрировалось в Общество с Ограниченной Ответственностью Алпи-Трэйд.

Компания АЛПИ - компания, которая уже стала легендой. Такой скорости развития, таких масштабов и объемов не знала современная Россия. Секрет таких прорывов и выдающихся рекордов - в людях, в преданных своему делу профессионалах, которые самоотверженно трудятся на своем рабочем месте.

АЛПИ - крупнейшая торгово- производственная сеть страны.

Это самая динамично развивающая cеть в России. Всего за 4 года построено 36 гипермаркетов общей площадью 550 000 квадратных метров.

В 2006 году Ассоциация АЛПИ совершила гигантский скачок в развитии производственного комплекса. На протяжении многих лет АЛПИ является производителем № 1 мяса птицы в России. В 350 корпусах содержится 500 000 индеек, 3 700 000 бройлеров и 1 400 000 кур-несушек. А в 2007 году Ассоциация АЛПИ освоила также производство молочной продукции, соков, прохладительных напитков, консервов, масла и прочих продуктов повседневного спроса.

Таким образом, АЛПИ стала крупнейшей торгово-производственной сетью, мощно укрепившей продовольственный запас нашей страны.

Транспортно-логистическая компания объединяет все части гигантской структуры АЛПИ: производственные предприятия, торговую сеть и строительные организации.

АЛПИ стремиться дать покупателям все самое лучшее, поэтому сотрудничает с ведущими мировыми производителями: Соса-Соla, P&G, Samsung, Indesit, LG, Nestle и другими.

Гипермаркеты АЛПИ - гигантские торговые центры площадью до 35 000 кв. м. Разобраться в огромном ассортименте покупателям помогает квалифицированный обслуживающий персонал.

Собственное производство - важное преимущество АЛПИ, хлебопекарни, фабрики- кухни и кондитерские цеха, оснащенные передовым оборудованием, есть в каждом гипермаркете.

Компания «АЛПИ», используя самые новейшие технологии и оборудования, ежегодно возводит до 20 новых гипермаркетов. Именно благодаря такой ударной работе сеть гипермаркетов АЛПИ, так же как и производственный сектор, растет рекордными темпами.

Ежегодно в АЛПИ поставляются гигантские партии товаров ведущих мировых брэндов. Кроме того. В каждый гипермаркет ежемесячно поступает до 100 контейнеров эксклюзивных товаров. Это брэнды мужской и женской одежды (Jolli, Margo, Slava, Cooper, Ataka), сантехника Aqualife, бытовая техника и электроника Wings, туристическое снаряжение Apachi и велосипеды Viva. Гордостью АЛПИ является эксклюзивный брэнд собственного производства STORK-наггетсы. Эта единственная в России высокопроизводительная линия была введена в эксплуатацию в 2006 году. Ассортимент гипермаркетов АЛПИ вместе с продуктами питания, товарами для дома и ремонта, мебелью, одеждой, обувью, спорттоварами и бытовой техникой превышает 200 000 наименований.

Земельный хозяйства АЛПИ объединяют поля площадью более 12 000 гектаров, с которых собираются до 25 000 тонн зерна в год. Эти объемы позволяют обеспечивать высококачественными, полнорационными и сбалансированными кормами все птицефабрики Ассоциации.

Под маркой АЛПИ выпускается широкий ассортимент мясных, овощных и молочных консервов, соков, молочных продуктов, майонеза, растительного и сливочного масла, яиц, алкогольных и безалкогольных напитков. Товары под собственной маркой продаются по самой доступной цене. АЛПИ заботиться не только о выгоде для покупателей, но и о высоком качестве. Вся продукция проверяется экспертами качества - от закупа сырья до поступления готовой продукции на прилавки.

Каждый гипермаркет АЛПИ - это до 40 кассовых терминалов, более 100 камер видеонаблюдения, эскалаторы, травалатор и другая техника. Все это находиться под строгим контролем службы безопасности АЛПИ.

Ассоциация АЛПИ объединяет 8 птицефабрик, 4 инкубатора, 2 племрепродуктора, 2 комбикормовых завода, строительное предприятие и торговую сеть из 36 гипермаркетов.

За стратегическое развитие каждого из предприятий ответственны топ- менеджеры - директоры гипермаркетов и руководители производственных предприятий. Ежедневно им приходиться решать массу вопросов: управлять персоналом, выстраивать прочные отношения с поставщиками, осуществлять контроль за работой отделов. От их способностей решать каждую из поставленных задач и находить новые прогрессивные идеи зависит эффективность работы каждого из предприятий и сети АЛПИ в целом.

.2 Анализ стратегического планирования предприятия

Разработка миссии фирмы является первым этапом стратегического планирования деятельности организации. Организация существует для того, чтобы добиться чего-то в рамках окружающей ее среды. Конкретная цель или миссия организации ясна обычно с самого начала. Однако с течением времени по мере роста организации, программа может потерять свою четкость. Многие фирмы разрабатывают миссию своей деятельности. Хорошо проработанная миссия позволяет сотрудникам фирмы почувствовать себя участниками общего дела в освоении открывающихся возможностей, дает им цель, подчеркивает их значимость, нацеливает на достижения.

В миссии организации должна быть четко указана сфера деятельности фирмы. Определителями границ сфер деятельности могут служить товары, технологии, группы клиентов, их нужды или сочетание нескольких факторов. [9]

Миссия «Алпи-Трэйд» - удовлетворение постоянно растущих потребностей покупателей. В дальнейшем ООО «Алпи-Трэйд» планирует и дальше расширить свою сферу деятельности на прилегающие регионы с целью лучшего удовлетворения потребностей населения, при этом создавая дополнительные рабочие места, достигая тем самым, в конечном итоге, получение большей прибыли.

Но так как компания уже долгое время занимается производством продукции, и добилась в этом деле определенных успехов, то следует продолжать деятельность в этом же направлении путем разработки новых видов продукции, улучшения условий обслуживания и т.п.

Таким образом, миссию компании ООО «Алпи-Трэйд» можно сформулировать следующим образом: «Самые новые и качественные продукты для населения». В рамках данной миссии можно сформулировать цели, стоящие перед организацией.

Цели торгово- производственной компании «Алпи-Трэйд»:

. Разработка новых видов продукции;

. Удерживать лидирующие позиции среди торговых копаний;

. Выход на новые регионы;

. Привлечь как можно больше покупателей;

. Повышение профессионализма работников и служащих;

. Разработка политики продвижения товаров;

. Обслуживание всех слоев населения;

. Сотрудничество с российскими и иностранными ведущими компаниями. [10]

ООО «Алпи-Трэйд» занимается предоставлением собственным производством и розничной торговлей. В компании планы составляются каждый год.

Таким образом, основное внимание уделяется краткосрочному планированию, и незначительное внимание уделяется долгосрочному и среднесрочному планированию. Вопросы планирования на предприятии решаются директорами гипермаркетов и руководителями производственных предприятий во главе с президентом компании «Алпи-Трэйд.

Решением основных стратегических задач на предприятии занимается генеральный директор компании.

Стратегическое планирование в компании хорошо развито, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для компании. Компания постоянно проводит маркетинговых исследований, и имеется отлаженная программа продвижения продукции, так как именно стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения покупателей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен. Поэтому компания так быстро вошла на рынок и быстро развивается.

Учитывая прошлый опыт компании, организация сталкивалась с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость стратегического планирования. Реализация такого пути возможна с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.

.3 Анализ внутренней и внешней среды

Для полного анализа внутренней среды ООО «Алпи-трэйд» исследовалось пять функциональных зон:

. Финансовый - финансовых средств внутри компании эффективно используются, тем самым обеспечивают прибыльность компании.

. Производственный - постоянно повышается качество производства продукции, исследуются и разрабатываются новые виды продукции. Компания добилась высоких объемов собственного прозводства.

. Персонал - взаимодействие менеджеров и рабочих происходит по принципу «обратной связи», новые сотрудники проходят обучение, возможно продвижение по службе, при высоких результатах труд стимулируется. Основная команда сформировалась при создании компании. Работники подбирались по рекомендациям. Работники должны вызывать доверие, иметь незапятнанную репутацию.

На сегодняшний день существует два варианта подготовки специалистов в ООО «Алпи-Трэйд»: первый - это переквалифицировать успешных специалистов, работающих в других областях. Сейчас штат в компании в большинстве представлен именно такими специалистами. Другой вариант - обучение новых перспективных людей. Этот метод более длителен, но и более эффективен. Специалисты очень внимательно следят за пришедшими устраиваться на работу людьми. Специалисты компании читают курсы, проводят семинары, затем проводят аттестацию.

. Маркетинг - благодаря правильной работе маркетингового отдела, продвижения товаров компании проходит успешно. Специалисты компании проводили маркетинговые исследования на предмет узнаваемости компании среди населения. Исследования показали, что «Алпи-Трэйд» - одна из самых узнаваемых компаний в России.

. Имидж и культура фирмы - правила поведения в компании ООО «Алпи-Трэйд» прописаны в правилах внутренного распорядка. Компания ООО «Алпи-Трэйд» создала имидж стабильной, крупнейшей торгово-производственной сети страны. Хорошую репутацию компания «Алпи-Трэйд» заработала качеством продукции и качеством обслуживания.

«Алпи-Трэйд» быстро внедряет новые виды продукции в свой старый и без того широкий перечень. На сегодняшний день список предоставляемой продукции ООО «Алпи-Трэйд» содержит более 200 000 наименований. Это продукты питания, товары для дома и ремонта, мебель, одежда, обувь, бытовая техника и многое другое.

Постоянно компания проводит всевозможные акции продукции своего производства и продукции поставщика по договоренности с ним. Собственное производство очень бурно развивается в компании. Уже на протяжении многих лет она первая по производству мяса птицы, а в 2007 году освоила производство молочной продукции, соков масла и пр. Это значительно увеличило финансовую устойчивость и надежность компании.

За все время покупателями «Алпи-Трэйда» стали тысячи и тысячи жителей по всей России. Весьма удобным для покупателей является технология гибкого ценообразования. Это оплата товара по карте Алпи, скидки в размере 5%.

Все вопросы решаются коллегиально, но окончательное решение за президентом компании. Но при этом каждый может высказать свое мнение и его мнение будет интересно всем. Поэтому каждый чувствует себя личностью. У специалистов компании есть возможности для профессионального роста. Но он зависит от личных качеств, инициативы.

У компании более-менее стабильное место по поступлениям. Есть такая нормированная величина - отношение доходов к расходам. Она у компании идет с превышением примерно на 2 млрд. руб.

Анализ внешней среды - необходимый процесс, с помощью которого, при разработке стратегического плана, можно контролировать внешние факторы, чтобы определить возможность роста фирмы или угрозы для нее.

Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение.

Ассоциация «Алпи-Трэйд» изначально ставила перед собой стратегическую задачу по увеличению объемов производства и увеличению числа покупателей и преуспела в этом. Практически каждый россиянин, чьем городе есть магазин Алпи, был в нем.

В России на данный момент открываются все новые и новые гипермаркеты, которые создают достаточно большую конкуренцию. Поэтому компания создает новые сети гипермаркетов.

В отличие от остальных компаний, работающих в сфере производства, «Алпи-Трэйд» выращивает собственное качественное сырье, обладает новейшими технологиями в приготовлении готовой продукции.

Что касается цен в «Алпи-Трэйде, то они практически самые низкие, в компании имеются товары - топы, которые в конкретном регионе самые дешевые.

Объем производства довольно большой и не каждая компания может похвастаться этим. Поэтому «Алпи-Трэйд» крупнейшая торгово- производственная сеть страны.

Компания сотрудничает с компаниями с мировыми производителями и с каждым годом заключает договора с новыми поставщиками, увеличивая тем самым ассортимент.

Для исследования слабых и сильных сторон компания использует SWOT-анализ.

На этом этапе процесса стратегического планирования руководители сопоставляют результаты анализа внешней с профилем предприятия, чтобы увидеть, какие у него существуют сильные и слабые стороны, какие возникают взаимосвязанные возможности и угрозы бизнесу.

Проведя анализ внутренней среды компании «Алпи-Трэйд», можно определить сильные и слабые стороны ее деятельности. Эти характеристики будут занесены в поле «Сильные стороны организации» и в поле «Слабые стороны организации».

После изучения внешней среды компании можно создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она может столкнуться. Эти данные будут занесены в поле «Возможности внешней среды» и «Угрозы внешней среды».

После того как конкретный список слабых и сильных сторон компании, а также угроз и возможностей будет составлен, наступит этап установления связей между ними. Для установления этих связей компания составляет матрицу SWOT.

Составим парные комбинации «сила - возможность», «сила - угрозы», «слабость - возможность» и «слабость - угроза», которые учитываются в компании при разработке стратегии поведения предприятия.

Таблица 1

Матрица SWOT

Возможности внешней средыУгрозы внешней среды1. Увеличение числа покупателей; 2. Строительство магазинов мелко- розничной сети; 3. Стремление к увеличению объемов производства; 4. Отсутствие конфликтов с местными властями; 5. Сотрудничество с мировыми производителями.1.Конкуренция со стороны местных компаний и иногородних филиалов; 2. Нестабильность покупательского спроса; 3. Экономический кризис; 4. Снижение платежеспособности населения.Сильные стороны организации: 1. Широкий список наименований продукции; 2. Разработка новых видов продукции; 3.Знания директора в области финансов и налогового дела.2-1 Производство новых видов продукции позволит увеличить число покупателей. .3-3 Разработка последовательности действий, способных минимизировать последствия экономического кризиса. 2-1 Пополнение списка ассортимента новыми товарами.Слабые стороны организации: 1. Не большой охват территории; 2.Слабая программа продвижения товаров; 3. Работники - переквалифицированные специалисты других областей; 4. Отсутствие маркетинговых исследований.4-5 Разработка программы маркетинговых исследований на основе заимствования опыта от компаний мирового производства. 1-2 Расширение территории посредством постройки мелких местных компаний.1-1 Совершенствование программы продвижения товаров. 3-1 Постоянное повышение уровня квалификации персонала, привлечение специалистов в области торговли и производства.

В процессе выработки стратегии необходимо учитывать, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности.

Разрабатываемая стратегия должна быть направлена на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз. При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии, как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу предприятия.

Таким образом, рассмотрев возможности компании «Алпи-Трэйд», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию фирмы, при этом опираясь на цели организации.

Компании «Алпи-Трэйда» присуща стратегия умеренного роста. Так как «Алпи-Трэйд» крепко стоит на ногах. Компания двигается вперед, открывая новые направления, но замедленными темпами, в среднем на 1-2% процентов в год. Компания «Алпи-Трэйд» выбрала эту стратегию, потому что быстрый рост опасен, поскольку из-за большой инерционности в случае наступления сложных ситуаций могут возникнуть затруднения в переориентации, а, следовательно, создается угроза благополучию предприятия.

Для поддержания дальнейшего роста компании «Алпи-Трэйд» необходимо продолжать маркетинговые исследования среди населения, для того, чтобы определять их потребности и возможности. Следует постоянно пересматривать список товаров и выяснять, какие товары пользуются популярностью и приносят прибыль компании, а какие уже «отжили свое» и нуждаются в корректировке или ликвидации. Это, прежде всего, позволит сократить неоправданные расходы. Необходимо и дальше разрабатывать новые, еще не известные виды продукции.

Нужно приблизиться к покупателю: распространять свои рекламные листовки. Необходимо повышать профессиональный уровень служащих компании, т.е. отправлять их на всевозможные лекции, семинары, курсы повышения квалификации, для того, чтобы они знали обо всех изменениях, новшествах и могли к ним приспосабливаться и использовать их в своей работе. А это в свою очередь даст компании возможности для развития и процветания.

Пора «завоевывать» новые территории. Чтобы добиться этого, следует открыть свои филиалы в тех регионах, где еще нет. Так же можно постепенно отстраивать сеть мелко- розничной торговли.

Глава 3. Совершенствование стратегического планирования ООО «Алпи-Трэйда»

.1 Рекомендации по совершенствованию текущего планирования

Компания «Алпи-Трэйд» длительное время обеспечивает товарами повседневного спроса жителей всей России. Для того чтобы ООО «Алпи-Трэйд» не только продолжала существовать, но и развивалась во всех направлениях, необходимо произвести некоторые изменения.

Поскольку стратегия фирмы была определена на основе анализа возможностей компании, ее слабых и сильных сторон, а также анализа угроз внешней среды, то я рекомендую внести изменения, которые позволили бы избавиться от слабых сторон в организации, препятствующих дальнейшему развитию компании. Для этого следует обратиться к основным проблемам, существующим во внутренней среде организации: слабая программа продвижения товаров, необходимость повышения качества продукции, необходимость повышения профессионального уровня служащих компании.

Итак, на сегодняшний день компании просто необходимо пересмотреть политику продвижения товара, т.к. она совершенно незаметна, а ведь компании «Алпи-Трэйд» нужно привлекать как можно больше покупателей. Рекомендуется рекламировать товары, продукцию собственного производства, предоставляемые компанией среди населения при помощи средств массовой информации (радио- и телереклама, создание официального сайта в сети Интернет). Хорошим шагом на этом пути будет также размещение рекламных щитов на улицах. Также очевидна необходимость проведения маркетинговых исследований.

Другая проблема состоит в том что, большая часть работников компании - это переквалифицированные специалисты других областей, которые раньше ничего общего с производством не имели. Повышение профессионализма сотрудников возможно за счет проведения различных лекций, семинаров, курсов повышения квалификации. Повышение профессионализма работников позволит еще больше улучшить уровень обслуживания покупателей и ускорит разработку новых видов продукции.

В связи с быстро растущей конкуренцией, компании необходимо постоянное повышение уровня качества товаров и увеличение ассортимента.

Заключение

Стратегическое планирование в компании хорошо развито, поскольку во внешней среде для компании имеются определенные возможности, дающие шанс для дальнейшего развития. Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для компании. Компания постоянно проводит маркетинговых исследований, и имеется отлаженная программа продвижения продукции, так как именно стратегический план задает направления для деятельности организации и позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований, процессы изучения покупателей, планирования продукции, ее продвижения, и сбыта, а также планирования цен. Поэтому компания так быстро вошла на рынок и быстро развивается.

Благодаря проведенным исследованиям внешней и внутренней среды ООО «Алпи-Трэйд» были сделаны определенные выводы, которые помогли сформулировать рекомендации по совершенствованию стратегического планирования предприятия на основе выбора и разработки стратегии деятельности компании. Следует отметить, что сильные стороны деятельности компании «Алпи-Трэйд» делают ее конкурентоспособной и позволяют занимать лидирующие места среди торговых компаний.

Для ООО «Алпи-Трэйд» существует ряд возможностей, которые дают все шансы для дальнейшего развития.

Изучив все сильные и слабые стороны компании, а также открывающиеся возможности была построена комбинированная стратегия, которая направлена на снижение расходов и на рост и развитие всех других факторов. Снижение расходов компании предполагается провести за счет ликвидации убыточных услуг. Но маркетинг, уровень профессионализма кадров, охват территорий должны расти для того, чтобы компания могла успешно развиваться.

Для того чтобы ООО «Алпи-Трэйд» и дальше добвалась наилучших результатов, необходимо дальнейшие активное продвижение товаров, повышение уровня знаний работников компании, заключение договоров с новыми поставщиками.

Список литературы

1. Портер М. Конкурентное преимущество.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

. Вагизова, В.И. Финансово-кредитное обеспечение инновационного взаимодействия хозяйствующих субъектов: теория, методология и практика [Текст] / В.И. Вагизова. - Казань: Изд-во КГУ, 2009. - 420 с.

. Коротков Э.М. Менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2009. (гриф УМО)

. Внедрение сбалансированной системы показателей /Horvath & Partners.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

. Грант Р. Современный стратегический анализ.- СПб.: Питер, 2008

. Дюков И. Стратегия развития бизнеса.- СПб.: Питер, 2008

. Ким У.Ч., Моборн Р. Стратегия голубого океана.- М.: HIPPO, 2008

. Плотников М.В. Стратегический менеджмент: Материалы к курсу.- Н. Новгород, 2009

. Портер М. Конкурентное преимущество.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008

. Дорофеев В.Д. Менеджмент: Учеб. Пособие / Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. - М.: ИНФРА-М, 2008

. Гершман, М.А. Инновационный менеджмент [Текст] / М.А. Гершман. - М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2010. - 482 с.

. Котлер, Ф. Привлечение инвесторов: маркетинговый подход к поиску источников финансирования [Текст] / Ф. Котлер. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. - 193 с.

. Куликова, Е.Е. Управление рисками: инновационный аспект [Текст] / Е.Е. Куликова. - М.: Бератор-Паблишинг, 2008 - 112 с.

. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент [Текст] / А.М. Мухамедьяров. - М.: Инфра-М, 2008. - 176 с

. Попова, В.Л. Управление инновационными проектами [Текст] / В.Л. Попова. - М.: Изд-во ИНФРА-М, 2009. - 416 с.

. Сурин, А.В. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник для вузов / А.В. Сурин. - М.: Инфра-М, 2009. - 367с.

. Твисс, Б. Управление нововведениями [Текст] / Б. Твисс. - М.: Экономика, 2009. - 272 с.

. Турманидзе, Т.У. Экономическая оценка инвестиций [Текст]: учебник для вузов / Т.У. Турманидзе. - М.: Экономика, 2009. - 341 с.

. Учебное пособие - Кризис-менеджмент - Е.А.Файншмидт - Москва 2013

Похожие работы на - Стратегическое планирование в организации на примере ООО 'Алпи-Трэйд'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!