Особенности управления на современных российских предприятиях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,54 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности управления на современных российских предприятиях

Оглавление

Ведение

1. Основные понятия

2. История развития управленческих практик в России

3. Особенности российского менеджмента на современном этапе

4. Основные модели управления на российских предприятиях

4.1 Модель «здравого смысла»

4.2 Модель «западной культуры»

4.3 Модель «традиционных (советских) методов управления»

Заключение

Список источников

Ведение

Мы живём в постоянно глобализирующемся мире, где постепенно стираются национальные черты во всех социальных явлениях и процессах. Однако, как мы знаем, сегодня глобализация лишь набирает свои обороты, в связи с чем, любое социальное явление, в том числе и менеджмент, до сих пор сильно зависит и определяется особенностями того региона, где мы имеем честь его наблюдать.

Сегодня крайне актуальной является разработка теории и практики менеджмента в России. Всё чаще использование менеджмента приносит компаниям большой хозяйственный эффект при относительно минимальных затратах. Задача менеджмента, мне так кажется, состоит именно в том, чтобы вначале сделать желаемое возможным, а потом реальным.

Радикальная перестройка системы управления экономикой, переходящей на рельсы рыночных отношений, - одно из важнейших направлений программы реформ, проводимых в нашей стране. Особое значение эта проблема имеет на уровне предприятий, положение которых в рыночной экономике коренным образом меняется.

Поэтому мы считаем важным рассмотреть особенности управления на современных российских предприятиях.

Задачи:

1)Определить основные понятия

)Рассмотреть историю развития менеджмента в России

)Выявить особенности российской практики управления на современном этапе

)Рассмотреть основные модели управления, характерные для российских предприятий в наши дни

1. Основные понятия

На сегодняшний день менеджмент понимается в нескольких значениях:

-Как особый вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.

-Как совокупность лиц, идентифицируемых с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.

-Как совокупность принципов, методов, средств и форм управления подчиненным персоналом и координацией его деятельности во имя эффективной работы организации по реализации ее целей.

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, который выпускает и (или) реализует продукцию либо оказывает услуги. С экономической точки зрения предприятие является первичным производственным звеном; с правовой - представляет собой неделимое юридическое лицо; с социальной - выступает, как правило, в качестве коллективного хозяйствующего субъекта - трудового коллектива. Это обусловливает рассмотрение предприятия в качестве целостного субъекта хозяйственных связей и отношений.

В условиях рыночной экономики основной целью предприятия является прибыль, которую оно получает в результате производства и (или) реализации различных благ и направляет на удовлетворение интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия Выпуск продукции осуществляется за счет использования трудовым коллективом предприятия средств производства, включающих предметы труда, на которые направлен труд работников, и средства труда - машины, станки, приборы и т. д. Реализация производимых благ связана с созданием собственной торговой сети и (или) кооперацией с торгово-посредническими предприятиями. Механизм согласования интересов работников предприятия с интересами собственника и, соответственно, способ удовлетворения этих интересов зависит от хозяйственно-правовой формы предприятия, которая определяется, в первую очередь, его формой собственности.

2. История развития управленческих практик в России

Управление в России развивалось с древних времен.

Активизация развития взглядов на управление Россией отмечается с XVI в., когда шел бурный процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. Причем вместе с усилением центральной власти развитие управления происходило прежде всего «сверху вниз». Этим Россия отличается от стран Европы и США, где оно шло «снизу вверх».

Реформы Петра I затрагивали многие направления общественной жизни как на государственном уровне, так и на уровне хозяйственных организаций и были связаны со становлением крупной промышленности, развитием мелкого ремесленного производства, сельского хозяйства, финансовой системы, внешней и внутренней торговли.

Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах в XVIII в. И.Т. Посошков, A.П. Волынский, В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Д.А. Голицин, А.Н. Радищев и др., Их идеи отражали специфику развития России и подчеркивали решающую роль государства в руководстве хозяйственными процессами.

Заметный вклад в истории Россию XVIII в. и в развитие ее экономики оставила Екатерина П. В целях совершенствования управления Россия была разделена на 50 губерний во главе с губернаторами, создано «Учреждение для управления губерний Российской империи», а каждая губерния делилась на 10-12 уездов.

При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. Александр II в 1861 г. начал осуществлять крестьянскую, а в 1864 г. - земскую и в 1870 г. - городскую реформы.. Управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств,' составлявших основу экономической жизни.

В 1909 г. Столыпиным был выдвинут смелый проект реформ в области земского самоуправления, предполагавший возможность использовать различные системы выборов, ликвидировать сословную иерархию в государственном управлении в уездах, создать русские земства в Западном крае и др., однако они не были осуществлены.

В развитие науки и практики управления в советский период вложили свой вклад А.К. Гастев, А.И. Берг, В.М. Глушков, Л.А. Канторович, С.Р. Струмилин, B.C. Немчинов и другие. В целом методы управления на предприятии (микроуровень) предусматривали использование основных принципов менеджмента, разработанных за рубежом, но в условиях преобладания государственной собственности в России объективно требовалась единая система управления от рабочего места до народного хозяйства страны.

В период «военного коммунизма» (1919-1921) для отражения международной агрессии против России командный метод управления сверху донизу и внеэкономические формы принуждения к труду были исторически оправданы.

После окончания гражданской войны новая экономическая политика предполагала ослабление государственного воздействия на экономику и расширение рыночных отношений.

В период перехода к крупному машинному производству (индустриализации) и коллективизации на селе во второй половине 20-х гг. государственное управление вновь стало преобладать.

Кооперативы в любой отрасли деятельности положительно зарекомендовали себя как организационно-экономическая формация. В СССР методика перехода к ним причинила крупный материальный ущерб сельскому хозяйству. Фактически политика коллективизации проводилась организационно-административными методами управления в ущерб экономическим и социально-психологическим.

Если в период Великой Отечественной войны (1941 - 1945) непосредственное управление предприятиями со стороны государства было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, то после войны продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной собственности на средства производства и землю.

Управление продолжало осуществляться сверху вниз фактически до начала 90-х гг., т.е. до признания многообразия форм собственности.

В 70-80-е гг. развитие экономики страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат. Темпы экономического роста в 80-е гг. в среднем снизились по сравнению с 60-ми гг. в два раза, а по сравнению с довоенными годами и двумя послевоенными пятилетками - в три раза.

В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. Однако в течение первых лет перестройки продолжалась затратная система управления экономикой, что приводило к диспропорции между промышленностью, сельским хозяйством и другими сферами общественного производства, росту дефицита государственного бюджета, росту выпуска в обращение денег, разбалансированию потребительского рынка. Все это дискредитировало плановую систему экономики и способствовало ее развалу.

Негативную роль здесь сыграли идеи программы «500 дней», целью которой была ликвидация плановой системы и создание условий для рыночного регулирования экономики путем стихийных цен, образующихся под воздействием спроса и предложений.

В октябре 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях.

С января 1992 г. правительство перешло от плана к рыночному регулированию на основе либерализации цен. С 1992 г. в России был взят курс на замену коллективных хозяйств крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Правовой основой для свободы предпринимательства явилась Конституция Российской Федераций, принятая 12 декабря 1993 г., закрепившая многообразие форм собственности, государственную поддержку конкуренции и охрану права частной собственности.

Принципиально новым подходом к управлению на местах (в городах, районах, сельских поселениях) явилось введение местного самоуправления, организационно обособленного от органов государства.

Свобода экономической деятельности открывает новые возможности для совершенствования менеджмента организации (предприятия). Однако в России эффективность управления организацией зависит в значительной степени от внешних факторов и, прежде всего, государственного менеджмента.

3. Особенности российского менеджмента на современном этапе

Одной из важнейших задач российского менеджмента на современном этапе является предотвращение и успешное преодоление кризисных явлений в процессе деятельности предприятия. Поэтому характерной чертой современного российского менеджмента является его антикризисный характер.

Основные проблемы российского менеджмента:

1.Огромный налоговый пресс.

.Неразбериха в ценообразовании (отсутствие единых установленных подходов к ценообразованию).

.Раздробленность рынка (в различных регионах и национально-автономных образованьях), существуют свои юридические, экономические и национальные особенности.

.Давление со стороны местных органов власти.

.Неплатежи потребителей (взаимозачёты, бартер).

.Противоречие в постановлении центральных и местных властей, введение их в практику задним числом, нечётко проработанная законодательная база.

.Стремление компании к экспорту, несмотря на высокую степень риска, большие транспортные, страховые и прочие расходы.

.Не сформировавшийся рынок рабочей силы.

Специфические черты российского менеджмента:

1.Российская модель управления только начинает складываться и включает черты как западного так и восточного менеджмента.

.В отличие от запада, где основой экономики является малый бизнес, в России одним из основных направлений поисков успешных направленцев становится укрупнение предприятий, которые гарантируют большую стабильность, позволяют сконцентрировать ресурсы для выхода на новые рынки и инновации.

.Слабый интерес отечественных производителей к внутреннему рынку.

.устойчиво растёт спрос на услуги внешних консультантов, создание целой сети консалтинговых и маркетинговых фирм.

.Несмотря на кризис, предпринимательство в России развивается довольно высокими темпами.

.Жёсткая структура управления (линейная или линейно- штабная), медленная обратная связь.

.Приоритет корпоративных интересов над личностью.

. В большинстве фирм процесс принятия решений носит индивидуальный характер;

. Решения принимаются менеджерами на каждом уровне управления, причем вышестоящие руководители, как правило, не дублируют решения своих подчиненных, хотя и это имеет место, но создает много проблем;

. Стратегическое планирование осуществляется исключительно высшим руководством;

. Российский топ-менеджер сочетает в своем стиле управления качеством как японского менеджмента, так и американского, т.е. приветствуется профессионализм, инициатива, умение осуществлять координацию действий и контроль;

. Структура управления на российских предприятиях, а также процедура контроля строго формализованы. Проверки плановые, о них персонал предупреждается заранее, следовательно, такой метод контроля косвенно стимулирует работу сотрудников и способствует их карьерному росту;

. В целом на российских предприятиях карьерный рост возможен и обусловлен в большинстве случаев личными результатами, вкладом конкретного человека в общее дело по его индивидуальным достижениям, реже по результатам работы группы. Особое место занимают государственные организации, где важнейшее значение отводится служебному стажу, премии - общие для всех;

. Отношения с подчиненными носят формальный характер, однако неформальные отношения полностью не исключаются.

4. Основные модели управления на российских предприятиях

В настоящее время в России менеджмент, соответствующий мировым стандартам, находится в стадии становления. Насколько длителен временной разрыв в уровнях менеджмента, характеризует высказывание Питера Ф. Друкера, выдающегося американского ученого и практика в области менеджмента: "Предприятия и менеджмент в США 50 лет назад были такими же, как российские предприятия и менеджмент в наши дни" (2000 г).

Нельзя не согласиться в общем с оценкой уровня развития российского менеджмента. Его низкая эффективность представляется фактом. Вот почему так актуально стоит проблема подготовки специалистов в области менеджмента, особенно экономистов-менеджеров, в нашей стране.

С точки зрения управления в России условно выделяют три основные модели менеджмента:

4.1 Модель «здравого смысла»

Наблюдается прежде всего в последнем десятилетии XX века, во многих организациях так называемых «новых русских». Большая часть этих «менеджеров» до этого были кем угодно: инженерами, экономистами, юристами, программистами - только не профессионалами в управлении. Хорошо ещё, что бизнес в те годы, был достаточно простым, менеджмент на первой стадии развития бизнеса тоже был элементарным. Однако по мере роста организаций «здравого смысла» перестало хватать для замещения управленческого профессионализма;

4.2 Модель «западной культуры»

Представлена западными организациями стран зрелой рыночной экономики, работающими на российском рынке. Преувеличивать влияние западной культуры менеджмента на российские организации не следует, но нельзя и не замечать некоторых следов воздействия.

Например, коренная реконструкция технологической базы менеджмента, которая произошла за последние годы. На вооружении у современного менеджера - персональные компьютеры, новейшие системы связи, базы данных с удаленным доступом, различные программные средства, Internet. Наряду с этим, многие организации восприняли и внешние атрибуты западного менеджмента: элегантность, вежливость, хорошую мебель. Но дальше внешней формы и технологического вооружения дело не шло. В последние годы продвижения в сторону собственно западных технологий корпоративного управления, межгруппового взаимодействия пошли быстрее. Менеджмент стран зрелой рыночной экономики заметно повлиял на форму, техническую сторону и оказывает существенное воздействие на культуру российского менеджмента.

4.3 Модель «традиционных (советских) методов управления»

Она ещё продолжает функционировать в некоторых организациях Российской Федерации.

Современный российский менеджмент больше ориентируется на то, что наша страна взяла курс на проведение рыночных реформ, обеспечивающих свободу и благосостояние граждан, экономическое возрождение государства, прирост важнейших технико-экономических показателей.

Российский менеджмент должен учитывать объективные потребности реформируемой экономики, общества в целом; а также главные, ключевые моменты, применение которых при построении новой системы управления дает желаемый результат окончательного перехода к рыночной экономике и осуществление его с наименьшими потерями для общества в целом и каждого гражданина в отдельности.

Рассредоточение, дальнейшая децентрализация менеджмента не предполагает полностью отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, происходящих на различных уровнях. Рынок не способен решить многие проблемы, связанные с нуждами всего общества, например, экологической безопасностью, социально-экономическим единством России; осуществлением фундаментальных научных исследований, долгосрочных военных программ.

менеджмент управленческий российский модель

Заключение

Таким образом, можно сказать, что российский менеджмент представляет собой довольно неоднородное сложное явление. В нём удивительным, порой нелепым образом сочетаются особенности, с одной стороны, западного, с другой, восточного мейнстримов деловой культуры и практик управления, разбавленных к тому же, советскими менеджериальнми традициями.

Менеджмент Российской Федерации пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками.

Список источников

1)Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для вузов.- 5-е изд. - М.: Академический Проект: Трикста, 2005.- 560 с. - («Gaudeamus»)

2)Менеджмент. [Электронный ресурс] // Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г. Национальная социологическая энциклопедия. Режим доступа: <http://voluntary.ru/dictionary/898/word/menedzhment> (Дата обращения 14.12.12)

)Менеджмент. [Электронный ресурс] // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г. Национальная социологическая энциклопедия. Режим доступа: <http://voluntary.ru/dictionary/568/word/menedzhment> (Дата обращения 14.12.12)

)Мосунова С.С. Особенности развития Российского менеджмента. [Электронный ресурс] [Реферат] // REF.BY Режим доступа: <http://www.ref.by/refs/54/36925/1.html> (Дата обращения 14.12.12)

)Особенности развития российского менеджмента. [Электронный ресурс] // База психологических знаний. Режим доступа: <http://psyera.ru/osobennosti-razvitiya-rossiyskogo-menedzhmenta-2185.htm> (Дата обращения 14.12.12)

)Особенности российского менеджмента. [Электронный ресурс] // Административно-управленческий портал. Режим доступа: <http://www.aup.ru/books/m99/2_3.htm> (Дата обращения 14.12.12)

)Особенности российского менеджмента. [Электронный ресурс] // Менеджмент и маркетинг в бизнесе. Режим доступа: <http://www.addere.ru/as15.htm> (Дата обращения 14.12.12)

)Предприятие. [Электронный ресурс] // Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко., 2003 г. Национальная социологическая энциклопедия. Режим доступа: <http://voluntary.ru/dictionary/568/word/predprijatie> (Дата обращения 14.12.12)

)Специфика российского менеджмента. [Электронный ресурс] // В помощь студентам. Режим доступа: http://www.goodstudents.ru/index.php?option=com_content&view =article&id= 97:2011- 05-27-18-49-05 &catid=17:2011-05-27-18-41-15 &Itemid=8 (Дата обращения 14.12.12)

Похожие работы на - Особенности управления на современных российских предприятиях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!