Государственный долг

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,02 Мб
  • Опубликовано:
    2013-08-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственный долг















Курсовая работа

по дисциплине «Экономическая теория»

Тема

Государственный долг

Студент

Кузнецов Сергей Николаевич

Введение

 

Проблеме государственного долга посвящены работы экономистов классиков, среди которых можно выделить Д. Рикардо, Ж.-Б. Сей, Дж.С. Милль, У. Петти, Я.Ф. Мелон, А. Хамильтон и др. Среди отечественных исследователей можно выделить работы таких авторов как Вавилов Ю.Я., Кузнецов А.М., Романовский М.В., Врублевская О.В. и другие.

Однако до настоящего времени единой научно-теоретической платформы по проблеме государственного долга, приемлемой для всех стран, к настоящему времени не сложилось. Поэтому каждое государство в отдельности должно самостоятельно решать проблему Государственного долга. К примеру, для долговой политики России характерно сочетание внешних и внутренних заимствований. США предпочитаю в большей степени внутренние заимствования.

Темой настоящей работ является тема государственного долга РФ. Актуальность данной проблемы на сегодняшний день выражается тем, что в современных условиях Россия и ее субъекты активно пользуются средствами привлеченных займов для решения текущих проблем. Это особенно актуально и в ожидания второй волны мирового экономического кризиса разразившегося в 2008г.

Кроме того, актуальность темы подогревается еще и пониманием социальной значимости проблемы государственного долга. Экономический спад, гиперинфляция 90гг., кризис 1998г. и постоянно растущий на этом фоне государственный долг укоренили в сознании обывателей отношением к государственному догу как безусловному негативному фактору, и стало восприниматься большинством граждан как свидетельство слабости и некомпетентности власти. Но всегда ли это так на самом деле? А если нет, то почему?

Всеобще признанными причинами образования государственного дога принято считать: войны, стихийные бедствия. Военное происхождение госдолгов известно испокон веков. Война и приготовления к войне, содержание армии в связи с ростом ее размера и совершенствованием вооружения требуют таких расходов, которые не позволяют покрыть их за счет текущих бюджетных доходов. Но как понять наличие Государственного долга в условиях, когда у государства появились достаточные ресурсы для его полго погашения. И чем объяснить действия правительства по созданию Резервного фонда РФ или Фонда национального благосостояния в условиях, когда Государственный долг еще полностью не погашен?

В данной работе мы попробуем рассмотреть вопрос сущности Государственного долга и его структуры, предпосылок и обстоятельства его возникновения, рассмотрим вопросы о влиянии государственного долга на экономику, исследуем текущее состояние, динамику и перспективы развития Государственного долга, рассмотрим факторы оказывающие виляние на Государственный долг, а также разберем систему и способы управления им.

I.       Понятие и основание возникновения государственного долга

 

1.1    Понятие и сущность государственного долга

Для того чтобы понять, что такое Государственный долг, нам необходимо дать определение такому понятию как Государственный кредит и Государственная гарантия.

Государственный кредит.

Государственный кредит (займы) представляют собой передачу одним субъектом (займодавцем) другому субъекту (заемщику) в собственность денег либо иного имущества на условиях добровольности, возмездности, целевой направленности, государственных кредитных средств, обеспеченности, срочности и возвратности денежных средств.

Государственные займы осуществляются путем эмиссии ценных бумаг от имени государства - Облигаций, а также путем заключения Договоров государственного займа для целей привлечения денежных средств от других бюджетов, организаций, иностранных государств (ст. 103 БК РФ). Так в частности в РФ в соответствии со ст. 114 БК РФ решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается Правительством РФ.

Экономической же сущностью Государственного кредита выступает:

·        Регулятивная функция, т.е. фактическая (физическая) возможность государства по средствам размещения либо реже получения государственных кредитов не прибегая к эмиссии влиять на экономические показатели такие как: объем денежной массы (обоснование или пример привести), установление нормы доходности капитала (обоснование иди пример привести), влияние на совокупный спрос.

·        Перераспределительная функция, т.е. способность Государственного кредита перераспределять денежные ценности, что позволяет использовать временно свободные ресурсы, а также дает возможность сократить издержки денежного обращения, и направлять их на стимулирование деловой активности в определенных отраслях и секторах экономики.

·        Балансирующая функция, т.е. возможность при помощи Государственного кредита достигать баланса государственного бюджета, несмотря на то, что размещенные государством знаемы, формируют доходную часть бюджета, однако наличие признака возвратности не позволят отнести кредит к доходам государства, в этом также проявляется и юридическая сущность кредита.

В нутрии понятия Государственного кредита можно выделить такое понятие как Бюджетный кредит.

Бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах.

Государственная гарантия

Государственная гарантия - вид долгового обязательства, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование (гарант) обязаны при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств соответствующего бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром (ст. 6 БК РФ).

Экономическая сущность Государственной гарантии выступает:

·        Регулятивной функции, т.к. по средствам выдачи Государственной гарантии участникам гражданского оборота Правительство способно оказывать влияние на факторы спроса по средствам изменения соотношения предпочтений, увеличивая конкурентный потенциал хозяйствующих субъектов, в отношении обязательств которых предоставляется Государственная гарантия.

Отличительной особенностью Государственной гарантии от займа является то, что Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность с должником по гарантированному им обязательству. Государственная гарантия не носит возмездный характер. Признак возвратности носит дискретный характер, т.е. расходы по исполненной гарантии в случае отсутствия права регресса не подлежат возмещению Гаранту. Кроме того, Государственная гарантия носит акцессорный характер, т.е. не существует в отрыве от основного обязательства, во исполнение которого выдана.

Исполнение Государственной гарантии происходит независимо от результатов реализации проектов, в поддержку которых гарантии предоставлялись и в условиях низкой возвратности государственной гарантии принципалами, государственная гарантия моет выступать как менее эффективный инструмент государственной долговой политики в сравнении с займом, т.к. ожидаемый экономический эффект подобного инструмента носит венчурный характер, и не всегда обуславливает соответствующий экономический эффект.

Таким образом, увеличение объема гарантийных обязательств непосредственно влияет на рост Государственного долга, поэтому ст. 97 БК РФ Государственная гарантия включается в состав Государственного долга РФ.

Государственный долг

Теперь перейдем к понятию Государственного долга. Государственный долг представляет собой - долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, субъектами, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

Из приведенного понятия следует, что Государственный долг, включает в себя понятие Государственного кредита и Государственной гарантии, выступающих в отношении Государственного долга инструментами его формирования. Исходя из этого, можно говорить, что Государственному долгу имманентны следующие функции:

·        Фискальная функция Государственного долга, выражается в наполнение бюджета по средствам реализации программ по размещению государственного кредит (инструментов своего формирования), обуславливая создание финансовой базы государства.

·        Регулятивная функция выражается в поддержание, стабилизации экономики, путем воздействие на уровень безработицы, цен, внешнеэкономический баланс и т.д.

·        Стимулирующая функция - по средствам выдачи банковских гарантий оказывает влияние на спрос.

·        Социальная функция - заключается в принятие на себя РФ долговых обязательств, третьих лиц как коммерческих и не коммерческих организаций, так и физических и межгосударственных.

Таким образом, можно заключить, что Государственный долг может оказывать два основных влияния на экономику: стабилизационное и дестабилизирующее.

1.2   
Виды и структура государственного долга РФ

государственный долг российский

Государственный долг можно разделить на виды заимствований образующих внешний и внутренний долг.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 6 БК РФ).

По сути внешний долг представляет собой утечку ресурсов из страны-должника в страну кредитора, т.к. приходится наращивать экспорт и сокращать импорт для того чтобы иметь источник для погашения долга и выплат процентов по нему.

Следует заметить, что согласно Российскому законодательству в объем внешнего долга не включается долговые обязательства по бюджетным кредитам и иным долговым обязательствам, приятым РФ, отнесенным на государственный долг РФ.

Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 6 БК РФ).

В сущности, внутренний долг представляет собой то, что мы должны сами себе, т.к. с одной стороны это пассив государства обязательный к погашению, с другой стороны это актив внутреннего инвестора, по которому он будет получать доход, и, в конце концов, долг перед ним будет погашен.

Внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Кроме того, погашение государственного долга, размещенного у резидентов не вызывает утечки покупательной способности для страны в целом.

Риск банкротства государства по обязательствам, вытекающим из внутренних заимствований практически отсутствует, т.к. как только приходит срок платежа, Правительство может его рефинансировать, разместив, новую эмиссию ценных бумаг на внутреннем рынке и погашая обязательства по которым наступил срок платежа. Также существует и возможность погашения внутреннего долга путем повышения налогов, либо путем дополнительной эмиссии денег (хотя такой вариант в современных реалиях трудно представим), а также при помощи других финансовых инструментов. Другими словами внутренний долг существенно проще в обслуживании и управлении по сравнению с Внешним долгом.

Единственным негативным эффектом внутреннего долга выступает увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных ценных бумаг.

Российским законодательством в ст. 98 БК РФ определяется следующая структура долговых обязательств РФ в виде обязательств по:

·        кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в т.ч. по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

·        государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

·        бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;

·        государственным гарантиям РФ;

·        иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством РФ на государственный долг РФ.

Долговые обязательства также подразделяются на:

·        Краткосрочные - менее 1 года;

·        Среднесрочные - от 1 года до 5 лет;

·        Долгосрочные - от 5 лет до 30 лет включительно.

В объем государственного дога включаются:

·        номинальная сумма долга по ценным бумагам РФ и объем основного долга по государственным кредитным договорам выраженные как в иностранной, так и национальной валюте;

·        объем основного долга по бюджетным кредитам выраженный в национальной валюте РФ.

·        объем обязательств по государственным гарантиям РФ, выраженным как в иностранной, так и национальной валюте;

·        объем иных долговых обязательств РФ, оплата которых в валюте предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящего Кодекса.

1.3    Дефицит бюджета как основание к возникновению государственного долга

Расходы государственного бюджета и его доходы не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. С целью сокращению бюджетного дефицита в экономике принято правило балансирования бюджета.

Существуют три основных подхода к балансированию бюджета:

·        Бюджет, балансируемый ежегодно, т.е. сальдо доходов и расходов равно нулю по завершении года. Однако данный подход имеет известные проблемы. Так, в частности, в период экономического спада, когда дефицит бюджета нарастает, правительство вынужденно будет применять сдерживающие для экономики меры в виде сокращения расходов и увеличения налогов, что приведет к свертыванию деловой активности и будет способствовать только увеличению бюджетного дефицита, и, напротив, в период экономического подъема, когда отмечается бюджетный профицит, правительство будет наращивать расходы и снижать налоги, что перегреет экономику и может спровоцировать рецессию.

·        Бюджет, балансируемый на циклической основе, т.е. сальдо доходов и расходов равно «нулю» по завершении экономического цикла (5 - 7 лет.), однако указанный способ балансирования труден в применении в виду неопределенности длительности цикла и трудности определения стадии цикла.

·        Функциональный подход к балансированию бюджета. Суть подхода состоит в том, что главной задачей провозглашается не балансирование бюджета, а балансирование экономики, при этом нарастающий государственный долг рассматривается как допустимое явление. Однако, имеется сложность в применении данного подхода, связанная с вопросом где предел того размера государственного долга который экономика государства может «осилить» не объявив дефолт по долговым обязательствам.


1.4    Источники финансирования дефицита бюджета

Как уже было сказано, наличие бюджетного дефицита обуславливает необходимость его покрытия. Какие же варианты покрытия бюджетного дефицита?

Экономическая теория рассматривает два основных способа финансирования бюджетного дефицита:

·        Выпуск новых денег, или эмиссионный способ финансирования - Сеньораж;

·        Займы (внутренние и/ или внешние), или не эмиссионный способ финансирования бюджетного дефицита.

Рассмотрим два этих варианта финансирования дефицита бюджета в Российской Федерации.

.        Эмиссионный способ.

Выпуск новых денег - Сеньораж - это доход, получаемый от эмиссии <#"665955.files/image001.gif">

Из приведенного графика видно, что начиная с 1993г. объем внутреннего государственного долга нарастает.

Объем внутреннего государственного долга:

На дату

Млрд. долларов США

Курс

Млрд. руб.

 01.01.2005

114,1

27,7487

3166,12667

 01.01.2006

76,5

28,4821

2178,88065

 01.01.2007

52

26,4465

1375,218

 01.01.2008

44,9

24,4387

1097,29763

 01.01.2009

40,6

29,3916

1193,29896

 01.01.2010

37,641

30,1851

1136,19735

 01.01.2011

39,9569

30,3505

1212,71189



Из приведенного графиков мы видим, что объем внешнего государственного долга систематически убывает. При этом сопоставление государственного внешнего долга выраженного в рублях с государственным долгом выраженным долларах США показывает, что сокращение долга не связанно с конъектурными колебаниями валютного курса, что свидетельствует не о номинальном, а о фактическом сокращении объема внешних заимствований.

Динамика изменения государственного долга:


Итак, на представленных графиках мы видим увеличение объема внутреннего долга и сокращение внешнего долга РФ. Кроме того, на графике отмечена динамика роста государственного внутреннего долга с одновременным сокращением доли внешних заимствований в общем объеме Государственного долга РФ.

Так как имеющаяся динамика по сокращению доли внешних заимствований в целом позитивна для экономики России Минфин РФ в 2012-2014г., как видно из приведенного графика и следует из Основных направлений государственной долговой политики РФ на 2012-2014 гг. планирует сохранить эту положительную динамику.

Динамика расходов на обслуживание государственного долга РФ в % к предыдущему году:


Из приведенного ясно прослеживается динамика увеличения государственных расходов на обслуживание государственного долга. В связи, с чем как видно из Основных направлений государственной долговой политики РФ на 2012-2014 гг. Минфином планируется политика направленная на снижение государственных расходов, на обслуживание государственного долга РФ.

В табличном виде приведены показатели долговой устойчивости РФ определенные Минфином РФ на 2011 - 2014гг., а также их пороговые значения в случае полной реализации политики Минфина по снижению расходов на обслуживание государственного долга.


Состояние рынка Госгарантий:

На текущем этапе развития Российской экономики государственные гарантии играют все более значительную роль, выступая в качестве важного инструмента посткризисной экономической политики России. В федеральном бюджете на 2011 г. предусмотрено предоставление государственных гарантий РФ в общем объеме около 551,1 млрд. руб. В свою очередь, принятие обязательств по государственным гарантиям оказывает существенное влияние на основные параметры федерального бюджета. Объем предоставленных гарантий формирует условные обязательства государства и включается в общий объем государственного долга РФ.

Динамика изменения объемов государственных гарантий в общем объеме Госдолга РФ, млрд. руб..

Динамика изменения объемов государственных гарантий в общем объеме Госдолга РФ, в % к ВВП.


Состояние рынка бюджетных кредитов.

За последние пять лет объем государственного долга субъектов РФ последовательно увеличивался, в среднем на 25% ежегодно. К началу 2011 года его консолидированная сумма превысила 1 трлн. руб.

При этом максимальный рост - более 48% пришелся на кризисный 2009 год. По состоянию на 1 января 2011 г. государственный долг субъектов составил 1 096,0 млрд. руб. или 2,4% ВВП, в том числе государственный внешний долг субъектов - 32,0 млрд. руб. (1,1 млрд. долл. США) или менее 0,1% ВВП.


На графике виден рост государственного долга субъектов РФ, который в основном связан с антикризисной политикой государства нацеленной на наращивание объемов льготного кредитования из федерального бюджета, в условиях сокращения доходов субъектов и ограничения к рыночным ресурсам с целью стабилизировать ситуацию с покрытием дефицитов региональных бюджетов.

Так наглядно проявляется как стабилизирующая функция Государственного долга, так и регулятивная функция одного из инструментов Государственного долга, в распределении денежных средств направляя их соответствующие сектора экономики.

3.3    Факторы, оказывающие влияние на состояние и объем государственного долга РФ

К факторам, оказывающим влияние на состояние государственного долга относятся те обстоятельства экономической и инфраструктурной среды, которые оказывают либо способны в перспективе оказать влияние на обеспечение долговой устойчивости РФ, либо существенно препятствовать развитию рынка заимствований, в т.ч. повлиять на ликвидность и емкость рынка государственных ценных бумаг.

Итак, что может повлиять на стабильность долговой устойчивости?

Во-первых, темпы роста государственного долга и, соответственно, расходов на его обслуживание являются весьма высокими. Так, по сравнению с 2008 годом в 2011 году расходы на обслуживание государственного долга РФ вырастут в абсолютном выражении в 2,3 раза или в 1,4 раза в процентном отношении к расходам федерального бюджета.

Во-вторых, имеются риски ухудшения макроэкономической ситуации, что соответствующим образом скажется и на показателях долговой устойчивости. В соответствии с бюджетными проектировками расчеты уровня ВВП и доходной базы федерального бюджета на период 2012-2014 гг. осуществлены исходя из благоприятного сценария, предполагающего высокий уровень цен на нефть и их ежегодный рост: 93 долл. США в 2012 г., 95 долл. США в 2013 г. и 97 долл. США в 2014 г. Однако, учитывая фактическое нахождение нефтяных цен на уровне своих исторических максимумов, нельзя исключать также развития событий, при которых фактическая цена на нефть опустится существенно ниже уровня, заложенного в прогнозе социально-экономического развития РФ на предстоящий период. Возможное падение цены на нефть на 10 долл. США ведет к появлению выпадающих доходов федерального бюджета в сумме порядка 0,5 трлн. руб. и, соответственно, росту бюджетного дефицита на 1% ВВП. При таком сценарии все показатели долговой устойчивости заметно ухудшаются.

В-третьих, весьма вероятным является сценарий, при котором в планируемом периоде Россия может лишиться одного из важнейших факторов финансовой стабильности - «подушки безопасности» в лице Резервного фонда.

Его объем, ожидаемый к 1 января 2013 г., составит 1,6 трлн. руб. при условии, что цена на нефть в 2012 году не опустится ниже 93 долл. США за баррель, а пополнение составит 164,0 млрд. руб. Однако в случае развития макроэкономической ситуации в 2012 году по худшему сценарию, России не только не удастся достичь планируемых объемов Резервного фонда, но и придется направлять на выполнение в 2013 году расходных обязательств как чистые поступления от заемных источников, так и значительные средства из самого Резервного фонда вплоть до его полного исчерпания.

Отсутствие «подушки безопасности» существенно повысит уязвимость государственного бюджета, приведет к росту стоимости заимствований и, следовательно, к увеличению расходов на обслуживание госдолга.

В-четвертых, проблемой также является, препятствующей комфортному доступу иностранных инвесторов на внутренний рынок, невозможность расчетов по сделкам с ОФЗ с использованием международных депозитарно-клиринговых систем.

Отсутствие данной возможности рассматривается многими экспертами как самый большой инфраструктурный анахронизм, не позволяющий нерезидентам активно работать на российском долговом рынке.

ОФЗ торгуются на бирже ЗАО «ММВБ», прямой доступ на которую имеют исключительно российские участники с депозитарной лицензией. Иностранные компании и прочие российские инвесторы должны использовать посредников. В отличие от корпоративных и муниципальных облигаций внебиржевая торговля ОФЗ запрещена.

Депозитарный учет ОФЗ и расчеты по сделкам с ними может осуществлять только Национальный расчетный депозитарий (далее - НРД), что не создает сложностей для большинства российских инвесторов. Однако для иностранных инвесторов обычной практикой является проведение расчетов по сделкам, заключенным на различных локальных рынках, через единый счет, открытый в одном из международных депозитарно-клиринговых центров (принцип «один депозитарий (счет депо), много брокеров (денежных счетов)».

Что касается приобретения ОФЗ, то иностранный инвестор вынужден специально открывать счет депо владельца в НРД и заключать договор с российским брокером. Данная необходимость сопряжена для иностранного инвестора с дополнительными временными и финансовыми издержками, а также с принятием рисков инфраструктуры российского рынка, прежде всего, рисков правового и операционного характера. При этом возможность владеть и торговать ОФЗ напрямую является принципиальным моментом для многих «качественных» (консервативных) инвесторов из числа зарубежных пенсионных фондов и управляющих компаний.

В-пятых, отличительной особенностью внутреннего долгового рынка является его высокая волатильность.

За последние 3 года средняя доходность 10-летних российских государственных облигаций составила 8,53% при стандартном отклонении 1,37%. За тот же период средняя доходность 10-летних казначейских облигаций США составила 3,23%, а стандартное отклонение - 0,40%, что в три раза меньше диапазона колебаний российских облигаций. Основные факторы таких колебаний на российском рынке: значительная подверженность влиянию фундаментальных, в т.ч. внешних, факторов, например, ситуации на глобальных финансовых и товарных рынках. Большую роль играют прогнозы курсовой динамики рубля, ожидаемый и фактический уровень ликвидности кредитно-денежной системы в целом, процентная политика Банка России и пр. Высокая волатильность является одним из признаков относительной неразвитости рынка ОФЗ.

Все указанное непосредственно влияет на уровень текущего спроса и цену государственных ценных бумаг РФ.

В-шестых, еще одним недостатком рынка ОФЗ является отсутствие широкой, то есть капиталоемкой и неоднородной по составу инвесторов, ресурсной базы. Основной спрос на ОФЗ сегодня предъявляют крупные российские банки с государственным участием, а также коммерческие банки с иностранным участием. Зарубежные инвесторы покупают ОФЗ с целью реализации краткосрочных, чаще всего, спекулятивных стратегий, а также для управления ликвидностью, нередко рассматривая такие инвестиции как альтернативу банковскому кредитованию. Среди участников рынка ОФЗ практически отсутствуют консервативные институциональные инвесторы, которые инвестируют денежные средства на длительные сроки и которые в мировой практике являются основными держателями государственных ценных бумаг. Сложившаяся на рынке ОФЗ структура инвесторов усугубляет проблемы недостаточной ёмкости и низкой ликвидности рынка государственных ценных бумаг.

Корпоративные облигации

49%

Регональные облигации

7%

ОРБ

7%

ОФЗ

37%

 

В-седьмых, объем государственного долга РФ по государственным гарантиям имеет устойчивую тенденцию к росту, причем темпами, существенно превышающими темпы прироста государственного долга по ОФЗ. Как следствие, объемы предусматриваемых в федеральном бюджете средств на исполнение государственных гарантий РФ также стремительно растут, что обуславливает рост рисков выплат по государственным гарантиям, отягощенные институциональным характером и природой государственной гарантии затрудняющими точность прогноза величины бюджетных ассигнований на исполнение данного вида бюджетных обязательств РФ.

Таким образом, все растущая доля государственного долга обусловленного выплатами по Госгарантиям негативно сказывается как на ликвидности, так и на обеспеченности, а, следовательно, и на доверии инвесторов к государственным ценным бумагам РФ.

В-восьмых, дефицит «длинных денег» на российском финансовом рынке, а также высокая мотивация использования российскими банками и предприятиями зарубежных долговых рынков в качестве источника фондирования своей деятельности оказывает существенное влияние на дальнейшее проведение государством политики замещения внешних заимствований внутренними, и повышение управляемости государственным долгом. Так с целью сокращения дефицита «длинных денег» в настоящее время Правительством принято Постановление от 27.01.2012г. №38 "Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации" <http://www.garant.ru/hotlaw/federal/379244/> которым введены новые правила финансирования накопительной части трудовой премии, а перечень активов для инвестирования ограничен государственными ценными бумагами и банковскими депозитами, номинированными исключительно в рублях. При том, что закон разрешает размещать средства в названные активы в любой валюте, включая иностранную.

В-девятых, самостоятельным фактором оказывающим существенное влияние на состояние государственного долга выступает вопрос о компенсационных выплатах по «дореформенным» сбережениям граждан, обеспечение выполнения обязательств по которым осуществляется за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, а именно за счет государственных внутренних заимствований.

За последнее десятилетие сумма денежных средств, направляемых на эти цели, выросла более чем в 9 раз: с 12 млрд. руб. в 2001 году до 115 млрд. руб. в 2010 году.

В 2011 году и в плановом периоде на компенсационные выплаты планируется направлять по 50 млрд. руб. ежегодно. Действующей нормативной базой, формируемой рядом законодательных актов, принятых в середине 1990-х годов, предусматривается полная компенсация всех потерь вкладчиков, то есть восстановление покупательной способности их сбережений до уровня, соответствующего покупательной способности денег в 1990-1991 годах. При этом, однако, в этих актах проблема нахождения источников финансирования соответствующих бюджетных расходов не решена.

Между тем, Федеральным законом от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» предполагается осуществить переоформление дореформенных сбережений граждан в целевые долговые обязательства, имеющие статус государственных ценных бумаг и выпускаемые на весь объем гарантированных сбережений. Возникающий в результате государственный внутренний долг оценивается, по состоянию на начало 2011 года, в 25 трлн. руб. Очевидно, что практическая реализация данной концепции восстановления сбережений граждан накладывает на федеральный бюджет непомерные обязательства.

Если это произойдет в действительности, то государство лишится возможности в течение длительного времени осуществлять финансирование иных расходов. Очевидно, что выпуск на финансовые рынки государственных ценных бумаг в таком объеме невозможен. Однако груз социальной ответственности перед населением пострадавшим в начале 90гг., беспрерывно давит на правительство, подталкивая его к принятию не самого лучшего решения.

Вывод

 

По итогам настоящей работы можно сделать следующие выводы:

Государственный долг, при условии надлежащего управления им и контроля, перестает быть негативным фактором экономического развития и представляется в образе эффективного инструмента стимулирования экономического роста. В связи, с чем все большее значение в современной России приобретает институт управления государственным долгом.

Сокращение размеров внешнего долга и системная замена его внутренним, формирование Стабилизационного фонда и Фонда национального благосостояния, совершенствование институциональных подходов к управлению Государственным долгом, безусловно, является признаком эффективного управления и формирования бюджетно-кредитной политики государства.

Так в условиях ожидания второй волны мирового кризиса, важно соблюдать сбалансированность бюджетной и долговой политики государства. Не допускать чрезмерного роста дефицитного финансирования, предпринять все возможные меры к сохранению обеспеченности Российских долговых обязательств и их ликвидности, с целью снижения стоимости заимствований, которые возможно потребуются во время экономического спада в целях стабилизации экономики России.

В настоящее время на данном этапе развития общества, морали и права все меньшими детерминантами государственного долга выступают военные и стихийные бедствия, и все больше рост государственного долга связывают с цикличностью экономического развития и проблемами балансированию государственного бюджета.

Также следует сказать, что Государственный долг в условиях рыночных отношений все больше выступает качестве субститута налоговых поступлений, что обуславливает все растущее значение государственного долга в качестве фискального инструмента наполнения бюджета, оказывающего меньшее негативное воздействие на темпы экономического развития, конечно при условии проведения правительством сбалансированной бюджетно-кредитной политики.

Все вышеперечисленное делает государственный долг важнейшим и немало эффективным макроэкономическим инструментом, способным оказывающим значительное влияние на состояние национальной экономики темпы ее роста.

Отвечая на вопрос всегда ли Государственный долг безусловное зло. Теперь мы можем с уверенностью констатировать, что негативное влияние государственного долга на экономику в большинстве случаев связанно с не сбалансированной бюджетно-кредитной политикой обусловленной просчетами правительства.

Список литературы

 

1.      Бюджетный Кодекс РФ.

.        Гражданский кодекс РФ часть 2.

.        Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ред. от 19.10.2011, с изм. от 21.11.2011.

4.      Федеральный закон <consultantplus://offline/ref=1515CEA88CDD706A48DAF357BC5643EDCC1D3F30716EDE25EBC607EE29F5982299C1406E13058EF1Y5e8L> от 30.09.2010 N 245-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации"

.        Федеральным законом от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации».

.        Постановление Правительства РФ от 27.01.2012г. №38 "Об утверждении Правил инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд Российской Федерации" <http://www.garant.ru/hotlaw/federal/379244/>

.        Курс Экономической теории: учебник - 5-е дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2004г. - 832с.

.        Жигаев А.Ю. Роль государственного долга в рыночной экономике/ А.Ю. Жигаев// Деньги и кредит.-2004.-№5.-с.43-49.

.        Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный), под ред. Е.Ю. Грачевой, "Проспект", 2009;

.        Комментарий к Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг". Под редакцией Тагашева О.В. (постатейный) // СПС КонсультантПлюс.

.        Статья: Финансово-правовое регулирование государственного кредита в Российской Федерации, Саркисов А.К. ,"Административное и муниципальное право", 2010, N 1// СПС КонсультантПлюс;

.        Статья: Правовые проблемы в сфере государственного долга в условиях реформирования бюджетного процесса, Покачалова Е.В., "Финансовое право", 2006, N 4// СПС КонсультантПлюс;

.        Статья: Государственный кредит в условиях среднесрочного бюджетного планирования, Шохина Э.Х., "Юрист", 2007, N 11 // СПС КонсультантПлюс;

.        РБК Daily от 10.11.2010г. статья: «Российское финансовое агентство заработает через полгода» http://www.rbcdaily.ru/2010/11/10/focus/525807

.        Основные направлениям государственной долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг., Минфин РФ, 48 с.

.        http://www.minfin.ru/ru/public_debt/ (Минфин).

.        http://ru.wikipedia.org/wiki (Википедия).

.        http://www.garant.ru/hotlaw/federal/ (Гарант).

.        http://www.rg.ru/2007/11/07/dolgi.html ("Российская Бизнес-газета" №628 <http://www.rg.ru/gazeta/biznes/2007/11/07.html>).

. http://institutiones.com/general/1089-vneshnij-korporativnyj-dolg-dinamika-i-regulirovanie.html (Экономический портал).

Похожие работы на - Государственный долг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!