Роль пейзажей в произведении 'Слово о полку Игореве'

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,26 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль пейзажей в произведении 'Слово о полку Игореве'

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Отдел образования Ленинского района

МБОУ Гимназия № 161







Роль пейзажа в «Слове о полку Игореве»

Исполнитель: Тюрина Ирина,

ученица 9 «Б» класса

Руководитель: Тяпугина Вера Александровна,

учитель русского языка и литературы








Екатеринбург

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

ГЛАВА 2. «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ЛИТЕРАТУРЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА ДРЕВНЕЙ РУСИ

.1 «Слово о полку Игореве» в древнерусской литературе

2.2 Союз природы и человека

2.3 Образы-символы и образ Русской Земли в «Слове…»

ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК использованной ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Около восьми веков назад, в 1187 году, было создано «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской культуры. « «Слово о полку Игореве» -это одно из первых дошедших до нас лиро-эпических произведений, уникальное по своему поэтическому уровню. Эта повесть является историческим повествованием, главными героями являются реальные лица нашей истории: князь Игорь, Ярослав Мудрый, Святослав, Всеволод и другие». [9]

Протекшие столетия не приглушили его поэтического звучания и не стерли красок. Интерес к «Слову и полку Игореве» не только не уменьшился, но становится все более и более широким, все более и более глубоким.

«Слово о полку Игореве» проникнуто большим человеческим чувством - теплым, нежным и сильным чувством любви к родине. Это чувство сказывается и в том душевном волнении, с которым автор «Слова» говорит о поражении войск Игоря, и в том, как он передает слова плача русских жен по убитым воинам, и в радости по поводу возвращении Игоря, и в широкой картине русской природы. Неоценима культурная ценность этого произведения: ведь без знания прошлого своего народа у нас нет будущего, а история все время повторяется, и основная идея произведения, как мне кажется, актуальна всегда. Эта идея - в призыве к прекращению междоусобиц, к единению великого народа.

Свой призыв к объединению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли.

Читая «Слово …», понимаешь, что люди XII века были тесно связаны с природой. В разных явлениях природы они видели предсказания судьбы или послания от бога. По разнообразным природным знакам люди часто решали, что и как им лучше делать завтра, какие дела нужно отложить, а какие - срочно переделать. Вывод о тесной связи наших предков с природой можно сделать и из того, что автор «Слова …» показывает чувства героев через образы, картины природы. Природа играет прямую, а не косвенную роль в произведении, она событийна, она жива - описываются ее изменения, ее влияние на человека, она включена в самый ход повествования и развития сюжета.

Для современных читателей, несомненно, большую ценность будет представлять рассмотрение вопроса об изображении природы в этом древнерусском произведении. Обычно подробно обсуждается особенности жанра, стиля, вопрос об авторстве и т.п. Однако вышеназванная сторона «Слова…» недостаточно анализируется. А ведь именно она и заслуживает особого внимания и рассмотрения со стороны исследователей древнерусской литературы и читателей.

Цель исследования: определить роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве».

Задачи:

·изучить теорию о роли пейзажа в художественном произведении;

·познакомиться с литературоведческими работами по «Слову о полку Игореве»;

·найти в тексте описания природы или её явлений;

·проанализировать, как описания природы связаны с сюжетом произведения;

·определить, какую роль выполняют в произведении описания природы.

Гипотеза: пейзаж в «Слове о полку Игореве» не просто фон, на котором разворачиваются события; он передает авторскую оценку событий и чувства героев, является органической составляющей образа Русской земли.

Объект исследования: «Слово о полку Игореве».

Предмет исследования: роль пейзажа в произведении «Слово о полку Игореве» и взаимодействие природы и человека.

ГЛАВА 1. ПЕЙЗАЖ И ЕГО ФУНКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

Анализируя роль пейзажа в «Слове о полку Игореве», необходимо разобраться в том, что такое пейзаж и каковы его функции в художественных произведениях. Краткий словарь литературоведческих терминов дает такое определение термину «пейзаж»:

ПЕЙЗАЖ (франц. Paysage, от pays - страна, местность) - картина природы, имеющая различное художественное значение в зависимости от стиля автора, литературного направления или же течения, с которым он связан. В лирике пейзаж может иметь самостоятельное значение: восприятие природы лирическим героем. В прозе пейзаж связан с характером повествования и соотносится с настроением действующих лиц.

Впервые пейзаж играет важную роль у сентименталистов, которые изображают человека на фоне природы, противопоставленной цивилизованному миру, причем картина природы представлена подчеркнуто эмоционально.

В противоположность пейзажу сентименталистов, выдержанному в спокойных, светлый тонах, пейзаж в романтизме представляет картины могучей, бушующей природы (море и скалы в восточных поэмах Байрона) или величественно-богатой (прерия в романах Купера). Романтический пейзаж является частью местного колорита и служит одним из средств создания необычного, иногда фантастического героя, меланхонично-мечтательного или неспокойного, бунтующего.

В реалистическом произведении значение пейзажа более разнообразно: он интересен сам по себе, как часть реальной обстановки, в которой разворачивается действие; им подчеркивается или оттеняется душевное состояние персонажей, характер происходящих событий (эпизод из романа «Война и мир»: князь Андрей по дороге в Отрадное).

Иногда пейзаж имеет символическое содержание («Песня о Буревестнике» М.Горького, «Утес» М.Лермонтова) [6]

В то время как в живописи пейзаж в ряде случаев имеет самостоятельное значение как законченное художественное произведение, в литературе пейзаж обычно включается в общую систему образов произведения, занимая в ней специфическое для данного стиля место и характеризуясь специфическими особенностями. Отсюда - различное качество пейзажа в различных литературных стилях

Теория и история литературного пейзажа не имеет специальной литературы. В общих трудах по теории словесности отводится несколько строк пейзажу иногда под названием описания. В литературе об идиллии, об описательной поэме, о сентиментальном и романтическом стилях можно найти разбросанные характеристики пейзажа разных стилей. В монографиях, посвященных отдельным писателям, можно часто встретить особые главы, анализирующие пейзажи данного писателя, например, о байроническом пейзаже.

<#"justify">1. В «Слове о полку Игореве» нет описаний природы, служащих только фоном происходящего.

. Как такого пейзажа в «Слове…» нет, но образ Русской земли соткан из «пейзажных штрихов», элементов пейзажа.

3. Пейзаж «Слова…» тесно связан с человеком, русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа.

2.3 Образы-символы в «Слове о полку Игореве». Образ Русской земли в произведении

пейзаж художественный слово древнерусский

Представление о том, как человек средних веков воспринимал природу, современный читатель получает не только по пейзажам, данным в произведении. Образы-символы, значение которых очень велико, тоже рассказывают о картине мира средневекового человека. Для автора «Слова…» солнце, реки, птицы, травы - это непосредственные участники событий. Без них для писателя XII века невозможно правдивое, убедительное повествование о походе русской дружины.

Известно, что солнце как символ широко бытовало в древнерусской литературе и искусстве. В самом начале Игорева похода солнечная символика необходима автору, чтобы осудить Игоря, показав солнечное затмение. «Известно, что солнечное затмение действительно в начале мая 1185 года было, однако, по летописи, Игорь увидел его не в том месте. Автор умышленно переставил время солнечного затмения. Художественная и мировоззренческая логика этого символа довольно прозрачна: с самого начала автор стоит на стороне противников похода».

На третий день после тяжелого поражения в «Слове о полку Игореве» говорится: «два солнца затмила тень, два красных столба пропали». В этом символе выражается скорбь и осуждение.

Когда же Игорь освободился из плена и на Руси установился мир: «Солнце светится на небесе, Игорь князь в Русской земле».

В поэме много раз автор говорит о солнце. Оно то светлое, то тьмой преграждает путь русским, то меркнет его свет. Это сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце - символ княжеской власти; в «Слове…» говорится об опасности, когда под угрозой «четыре солнца»: Игорь Всеволод, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав. Или когда «два солнца померкли… Олег и Святослав».

Другим важным символом поэмы являются птицы, звери. Когда Игорь шел в поход, автор говорил о галках, воронах, орлах, волках, лисицах, как о символах зла, таинственности. Он т.о. создает впечатление страшной опасности, подстерегающей Игоря.

«…Волки грозно воют по оврагам,

Орлы клекотом на кости зверей воют,

Лисицы брешут на червленые щиты.»

Вообще в произведениях устного народного творчества галки, вороны символизируют темные силы. Они предвещают смерть, испытания, помогают силам зла, стремящимся погубить человека.

«Тогда по русской земле

редко пахари кричали,

но часто вороны граяли,

трупы между собой разделяя.

А галки свою речь говорили -

хотели лететь на кормление - уедие.»

А в конце произведения автор рассказывает о соловьях как символах добра, победы и торжества. Игорь победил и радость вернулась на русскую землю. Птица эта олицетворяет добро, победившее зло. Недаром Бояна автор называет соловьем старого времени:

Соловьи веселыми песнями

рассвет возвещают

Т.е. вся природа радуется возвращению князя с победой.

Разнообразно представлена символика света и цвета в «Слове о полку Игореве». В частности представляет интерес, как автор использует эти символы. Все доброе у него окрашено в светлые тона и ярко освещено, все злое и гибельное связано с черным цветом и погружено во мрак. Черный цвет и в «Слове…», и в древнерусском искусстве обычно связан со зловещими силами, со злобой и печалью. Половцы - «черные тучи» и «черные вороны».

Близок к черному в отдельных определениях и синий цвет: «синее море», «синие молнии», «синяя мгла», «черпали синее вино с горем смешанное». Эпитет синий тоже означает зловещее предзнаменование, печаль горе.

А белый цвет имеет противоположный смысл - добро и радость связаны с белизною. Багряный цвет, а также серебряный, золотой являются излюбленными в цветовой палитре автора. Белая хоругвь на красном (червленом) древке, червленые щиты русских воинов, серебряная седина, золотое стремя и золотой княжеский стол, жемчужная душа - все это связано с различными оттенками человеческой доброты и красоты.

Много сказано в «Слове о полку Игореве» о реках, даны их названия: Дон, Волга, Донец, Дунай, Сула, Немига, Днепр, Канина, Двина, Великий Дон, Малый Донец, Стугна. Автор, описывая каждую из них, подбирает ей эпитет, например, Днепр Словутич, на кровавом берегу Немиги, Сула течет серебряными струями и т.д. Каждую реку он рисует как-то по особенному, придавая ей какую-либо роль в произведении. Однако практически каждой из них присущи такие качества, как серебряные струи, зеленые берега, студеная роса на траве.

О Донец! И тебе много славы.

Князя ты на волнах лелеял,

Траву подстилал зеленую

На своих серебряных берегах,

Одевал его теплою мглою,

Тенью зеленого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

Вот как описывает автор Донец. Какие замечательные эпитеты употребляет он в своем рассказе: «теплою мглою», «на … серебряных берегах», «траву подстилал зеленую».

И еще одну реку описывает автор - Каялу. Река с таким названием до сего времени не известна, поэтому многие исследователи сходятся на том, что эта река имеет символическое значение, как река окаянная, проклятая или река покаяния.

Таким образом, реки, травы, поля и леса, окружающие их - это неотъемлемая часть «Слова о полку Игореве», которая играет огромную роль в образе Русской земли.

Рассмотренная образная система позволяет яснее видеть в «Слове…» основной образ произведения - Русскую землю. Автор поэмы рисует живой образ Русской земли. В своем произведении писатель всю ее охватывает целиком. По словам Д.С.Лихачева: «Автор «Слова…» рисует удивительно живой образ Русской земли. Создавая «Слово…», он сумел окинуть взором всю Русь целиком, объединяя в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю. Образ Русской земли - существенная часть «Слова…» как призыв к ее защите от внешних врагов».

Таким образом, читая «Слово о полку Игореве» мы отмечаем, что:

1.Основной образ произведения - образ Русской земли.

2.Основные образы-символы: солнце, птицы и звери.

.Значительную роль играет символика света и цвета, определяя авторское отношение к изображаемому.

ГЛАВА 3. КОММЕНТАРИЙ К КАРТИНАМ ПРИРОДЫ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Первые строки «Слова о полку Игореве» начинаются со слов Бояна:

…Ибо Боян вещий,

если хотел кому песнь воспеть,

то растекался мыслию по древу,

серым волком по земле,

сизым орлом под облаками

В «Слове…» очень много сравнений с различными птицами и зверями. Русские войны - соколы; половцы - вороны, галки, выводок пардусов. Всеслав Полоцкий неоднократно сравнивается с волком, Ярославна - с кукушкой, Игорь - с соколом, горностаем, волком. Всеволод, брат Игоря, носит прозвище «буй тур». Святослав Киевский сам себя сравнивает с перелинявшим соколом. Гзак бежит серым волком. Храбрые дружины Рюрика и Давыда «рыкают, как раненые туры», Роман летит на подвид подобно парящему соколу и т.д. Эти сравнения из области животного мира очень характерны для народной поэзии.

Сюжетное же повествование начинается с описания пророческого затмения. О нем в произведении говорится дважды: после вступления:

…Тогда Игорь взглянул

на светлое солнце

и увидел воинов своих тьмою прикрытых…

и после обращения к Бояну и речи Всеволода:

…Князь вступил в золотое стремя

И поехал по чистому полю

Солнце тьмою дорогу ему заступило

Ночь громовыми стонами птиц пробудила,

Свист звериный поднялся.

Див кличет с вершины древа,

Велит послушать - земле незнаемой,

И Поморию, и Посулию,

И Сурожу, и Корсунию,

И тебе, тмутороканский болван.

Пейзаж этот поражает соединением противоположного: «светлое солнце» и «воины тьмою покрыты». С одной стороны - радость, а с другой - печаль и страх. Автор добивается того, что перед читателем возникает яркая, впечатляющая картина, появляются разнообразные чувства, сложные, иногда взаимоисключающие друг друга.

Для автора солнце всегда светлое, не зависимо от природных условий: погоды, времени суток. Оно всегда несет человеку жизнь. Ощущение жизни, света подчеркивается словами «златые стремена», «по чистому полю», «солнце», обращение Всеволода к Игорю - «свет светлый». Однако чтобы подчеркнуть ощущение надвигающейся беды, усилить волнение читателя, привлечь особое внимание к эпизоду, писатель использует слова, рисующие ночь средь бела дня. Стоит обратить внимание на их последовательность: «тьмою», «перегородило», «ночь стоном угрожала земле незнаемой». Перед читателем разворачивается картина, в которой солнце, звери, птицы, леса - все печалиться, едино в ожидании страшных испытаний.

Сюжетное повествование продолжается описанием ночи накануне битвы русских и половцев:

…Долго ночь меркнет.

Заря свет уронила,

Мгла поля покрыла.

Щекот соловьиный уснул,

Говор галок пробудился.

«…Долго ночь меркнет…» Войско Игоря ожидало сражения на следующее утро и провело тревожную ночь. Автор «Слова…» верно подметил, что бессонная ночь накануне решающего дня всегда кажется томительной и долгой. После этих слов описывается, как постепенно спустилась ночь, а затем утро. Этим повествовательным описанием того, как наступала ночь, а затем утро, передается ощущение длительности ночи. Русские войны не спали и могли наблюдать смену ночных явлений - от вечерних до утренних:

…Щекот соловьиный уснул, говор галок пробудился.

Соловей - ночная птица, галка - дневная. Здесь, следовательно, образно говорится о том, что ночь сменилась утром. Интересно подобраны в этом месте метафоры. О соловьином щекоте говорится, что он «уснул», а о «говоре» галок - что он «пробудился»: речь ведь идет о смене ночи и утра, именно об этом и напоминают метафоры.

Другим грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предыдущий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, например: «кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.

На другой день спозаранок

Кровавые зори свет возвещают;

Черные тучи идут,

Хотят прикрыть четыре солнца,

А в них трепещут синие молнии.

Быть грому великому,

Пойти дождю стрелами с Дона великого!

Тут копьям изломиться,

Тут саблям побиться

О шлемы половецкие

На реке Каяле,

У Дона великого!

Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева, «грандиозностью отличается пейзаж «Слова о полку Игореве», всегда конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется».

Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, подобным этому он уже справился, значит, справится и со вторым. С другой стороны, его страх еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.

Для автора очень важно обратить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую очередь, прилагательные, передающие цветовые ощущения: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Таким образом, выбраны прилагательные, называющие насыщенные, мрачные цвета. Это помогает создать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании читателя тьма уже победила. Гибель уже грозит войску Игоря.

Природа сочувствует и сопереживает русским войскам:

Никнет трава от жалости,

А дерево с горем к земле приклонилось…

И застонал, братья, Киев от горя,

А Чернигов от напастей…

Тоска разлилась по Русской земле;

Печаль обильная потекла посреди земли Русской.

Грозным предзнаменованием в «Слове…» является картина надвигающейся грозы. Этот пейзаж более мрачен и страшен, чем предшествующий. Эпитеты, используемые автором, подчеркивают всю суровость пейзажа, к примеру: «кровяные зори», «тучи на четыре княжеских шатра», «трепещут синие зарницы» и др.

И в другой день полосой кровавой

Повещают день кровавой зори…

Идут тучи темные от моря,

Тьмой затмить желают четыре солнца…

Синие в них молнии трепещут…

Грому быть, великому быть грому!

Лить дождю калеными стрелами!

Поломаться копьям о кольчуги,

Потупиться саблям о шеломы,

О шеломы половчан поганых!

(Перевод Майкова А.)

Это было второе суровое предзнаменование войскам Игоря. По словам Д. Лихачева, «грандиозностью различается пейзаж «Слова о полку Игореве», постоянно конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, темные тучи с моря идут… быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого… Земля гудит, реки мутно текут, останки над полями несется».

Вот как страшно рисует нам автор «Слова…» картину надвигающейся бури. Но Игорь ослушался и этого предзнаменования. С одной стороны, ему легче было преодолеть это препятствие, ведь с одним, схожим этому он уже справился, означает, управится и со вторым. С другой стороны, его ужас еще больше возрастал при мысли о надвигающейся беде.

Для автора совсем принципиально направить внимание читателя на силу этого природного явления. Анализируя этот отрывок, замечаешь, в первую очередь, прилагательные, передающие цветовые чувства: «кровавые зори», «синие … молнии», «тучи черные». Таким образом, выбраны прилагательные, называющие насыщенные, сумрачные цвета. Это помогает сделать контрастные, впечатляющие картины грядущих бед. Несмотря на то, что не закрыты еще мраком «четыре солнца», в сознании читателя тьма уже победила. Смерть уже грозит войску Игоря.

Описывая надвигающуюся грозу, автор указывает нам могущество и силу Перуна: «великому быть грому», «тучи темные желают затмить четыре солнца». Так в «Слове…» Игорь идет в чужие земли не лишь вопреки разуму, воле дружины, но и против воли самой Природы.

Когда же он столкнулся в бою с половцами, дружина его на столько обессилела, что просто не смогла биться с великими половцами и пала в бою. А Игорь был захвачен в плен.

совсем другой представлена нам природа в самом конце поэмы. Заключительным пейзажем, который противопоставляется солнечному затмению и грозе, является описание природы при возвращении Игоря из плена. Она состоит из трех частей: ночное бегство, разговор с рекой и удовлетворённое возвращение.

И прыснуло море в полуночи.

Смерчи нагнали мглу.

Погасли вечерние зори.

Застучала земля, зашумела травка,

Половецкие вежи задвигались.

В этом эпизоде автор сделал всю природу единой. Она благоприятствует освобождению Игоря: «погасли вечерние зори», «застучала земля, зашумела травка, половецкие вежи задвигались».

В этом эпизоде автор не рисует столь красочной картины, как, к примеру, в солнечном затмении либо грозе. Ему принципиально поведать о действиях природы, её помощи Игорю при побеге. Поэтому писатель употребляет разнообразные глаголы: «прыснуло», «нагнали», «погасли», «застучала», «зашумела», «задвигались». То есть, природа охраняет Игоря от половцев.

И произнёс Донец:

«Здравствуй, Игорь-князь.

Много тебе - славы,

российской земле - веселья,

А Кончаку - досады».

И ответил реке беглец:

О Донец! И тебе много славы.

Князя ты на волнах лелеял,

травку подстилал зеленоватую

На собственных серебряных берегах,

Одевал его теплою мглою,

Тенью зеленоватого дерева,

Гоголем стерег на воде,

Чайками на волнах, чернядью на ветрах.

В этом эпизоде Игорь благодарит Донец. Говорит, что не лишь он выручил Русскую землю от половцев, но и Донец тоже сыграл в этом необыкновенную роль.

В этом пейзаже автор употребляет огромное количество прилагательных, чтоб выделить всю красоту реки: «траву зеленую», «серебряных берегах», «теплою мглою», «тенью зеленоватого дерева» и т.Д. Писатель ведает о её помощи князю, благодарит её за это. Тут описываются деяния природы, благодарится за них.

Солнце тьмой заслоняет путь князю, предупреждает его об угрозы. Донец стелет бегущему из плена Игорю зеленоватую постель на собственных серебряных берегах, одевает его теплым туманом, сторожит гоголями и дикими утками», - по словам Д.С. Лихачева. [3, с. 30]

То есть всё вокруг: природа, Ярило, Сварог, Перун, птицы, звери - все помогает Игорю возвратиться домой.

А где Игорь проедет,

там вороны не каркают,

там сороки стихают,

там галки молчат.

лишь поползни ползают.

лишь дятлы стучат -

путь к реке кажут.

Да радостные песни

соловьи распевают,

свет-зарю возвещают.

солнце светит на небесах -

Игорь князь в российской земле.

В этом эпизоде мы ощущаем веселье, удовлетворенность, торжество. На Русскую землю возвратилось счастье, удовлетворенность. Автор подчеркивает это сменой символики: вороны больше не каркают, стихли сороки, замолчали галки. То есть, все нехорошее исчезло, ведь эти птицы, олицетворявшие зло замолчали, настало время пению соловьев. Читая произведение, мы сами радуемся за Игоря и счастливы за него. Произведение заканчивается воспеванием славы князьям.

Таким образом, анализ картин природы показал, что природа живая и она событийна, она участвует в жизни отдельных героев. Природа на стороне русского народа. Она сопереживает ему и поддерживает его. Эти отношения похожи на отношения между матерью и ребенком. Природа, как мать, предостерегает русский народ, сопереживает ему.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С древнейших времен природа была объектом внимания древней литературы. Но каждую историческую эпоху она понималась по-разному. Автор «Слова…» уделяет рассказу о природных явлениях особое внимание. Пейзаж «Слова…» тесно связан с человеком, русская природа принимает участие в радостях и печалях русского народа. Нельзя не заметить, что некоторые описания природы в «Слове …» достаточно подробны, развернуты, а некоторые - кратки.

В развернутых - в деталях описываются самые различные природные явления, переданы чувства людей, которые наблюдают их. людей, беспокойное поведение животных и птиц.

С другой стороны, писателю важны и образы - символы в «Слове…». Основной образ произведения - образ Русской земли, основные образы-символы: солнце, птицы и звери. Значительную роль играет символика света и цвета, определяя авторское отношение к изображаемому. Автор использует их потому, что они помогают выразить мир, в котором живет автор произведения, они отражают его взгляды на жизнь. Без образов-символов для писателя XII века невозможно точное и убедительное повествование. Через символику в произведении мы узнаем мир автора, его восприятие окружающей среды, его мировоззрение и веру. Это наиболее важный источник установления личности автора, его образа жизни. Образ автора вносит в „Слово… лирическую стихию и общественно-политический пафос, причем лиричность во многом связана с природными образами.

«Слово о полку Игореве» - произведение очень небольшое, но вместе с тем необычайно монументальное по своему сюжету, образам, пространственным границам. Его героем является все Русская земля.

В произведении автор сложил потрясающий образ русской земли из кратких и подробных описаний природы. Она открывает нам мир человека XII века, рассказывает о тесной связи между человеком и природой. Именно это придает произведению большую художественную ценность. Образ Русской земли соткан из «пейзажных штрихов», элементов пейзажа.

«Слово о полку Игореве» - произведение поразительно цельное. Художественная форма «Слова…» очень точно соответствует его идейному замыслу, образы «Слова…» способствуют выявлению основной цели - идеи единства Руси.

Автор создал во всем произведении единую картину. Это поэтическое произведение древности поражает взаимосвязью мира человека и природы.

Гипотеза моего реферата подтвердилась, и мы можем утверждать, что пейзаж в «Слове о полку Игореве» не просто фон, на котором разворачиваются события; он передает авторскую оценку событий и чувства героев, является органической составляющей образа Русской земли.

Список литературы

1 Бурсов, Б. И.. О национальном своеобразии и мировом значении русской классической литературы. / Б. И. Брусов// Русская литература. - 1958, № 1, стр. 28-29

Детская энциклопедия «Религии мира» том 6, часть 1,. М.: 1996.

Лихачев, Д.С. Слово о полку Игореве, / Д. С. Лихачев, Н. В. Белякова, Н.З. Левинская// М.: 1980

Лихачев, Д. С., Устные истоки поэтической системы «Слова о полку Игореве» / Д. С. Лихачев//- «Слово о полку Игореве», исследования и статьи»,

Прокофьев, Н.И. «Слово о полку Игореве» / Н.И. Прокофьев, Л. А. Черниченко // - Слово о полку Игореве». - М.: 1997.

Краткий словарь литературоведческих терминов /под ред. Л. И. Тимофеева, С. В. Тураева, 1985. - 208с.

Похожие работы на - Роль пейзажей в произведении 'Слово о полку Игореве'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!