Роль и место синергетики в управлении городом

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    36,21 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль и место синергетики в управлении городом

Содержание

Введение

.Теоретические основы синергетики

.1Роль и место синергетики в современной науке

.2Понятие и методологическая значение синергетики

.3Синергетическая концепция самоорганизации

.4 Синергетический подход как новая управленческая парадигма

. Самоорганизация города Ростов-на-Дону

.1 Роль местного самоуправления в развитии города Ростова-на-Дону

.2 Содействие развитию инфраструктуры предпринимательской деятельности в городе Ростове-на-Дону

Заключение

Список литературы

Введение

На заре XXI в. российская историческая наука оказалась в непростой ситуации. Еще в 1980 - 1990-е. гг. четко обозначился ее кризис, который совпал с мировым кризисом в истории. Главная причина российского кризиса, на наш взгляд, - официально-академический тоталитаризм, монополизм в сфере методологии, придавший, застывшей марксисткой идеологии статус единственной абсолютной истины.

Мировой же кризис истории - и здесь мы согласны с Б.Г. Могильницким - во многом вызван единственной причиной - дифференциацией научного знания и отставанием в деле его синтеза.

На западе в условиях методологического плюрализма возникло множество школ и таких ответвлений истории. На данной основе зарубежные ученые пришли к необходимости создания «собственной синтетической теории истории», которая бы «сбалансировала разросшуюся специализацию и широкий аналитический подход».

Но теории этого соединения пока нет, и в этом, как мы считаем, «суть их» кризиса.

В России школа методологического плюрализма, фрагментаризации и специализации исторического знания только начинается и «наш» кризис вызван как раз долгим отсутствием условий для такого развития науки. Здесь мы полностью согласны с СИ. Жуком, считающим, что кризис западной исторической науки связан со многими причинами, которые нам еще предстоит пережить и которые лишь в начале XXI в. стали приобретать у нас более или менее отчетливые очертания.

В любом случае главное средство вывода российской историографии из кризиса видится большинством ученых в методологическом переоснащении, означающем становление различных методологических направлений, формирование новых теоретических синтезов на основе сближения гуманитарного и естественнонаучного познания.

В этом плане философы, историки, методологи все больше внимания обращают на синергетику, пытаясь использовать положения данного междисциплинарного направления как постнеклассическую методологическую основу исторического познания.

По синергетике печатаются солидные монографии, учебники, выходят сотни статей, проводятся межнациональные и международные конференции. Серия «Синергетика», выпускаемая известным издательством «Шпрингер», насчитывает семь десятков изданий и продолжает расширяться тематически. Экспансия синергетики охватывает сегодня не только различные области науки, но и проникает в сферы человеческой деятельности, носящие сугубо прикладной характер.

Современная наука стремится осмыслить сущность, истоки синергетики, этапы ее развития, теоретическое, практическое, методологическое значение.

1. Теоретические основы синергетики

.1Роль и место синергетики в современной науке

Проблема методов в российской науке изучается давно, но до сих пор, по мнению многих правоведов, разработана слабо, а некоторыми учеными даже констатируется наличие признаков кризиса методологии современного российского правоведения. Важнейшей чертой проводимых исследований следует считать многосторонность подходов и дискуссионность выводов по данной теме.

В XIX веке, благодаря обоснованию зависимости права от материальных потребностей общества, удалось выделить критерии существования и развития права, а также определить главные методы познания предмета теории права. В процессе познавательной деятельности не раз возникали методологические проблемы, что подвигало ученых к поиску новых подходов, научно обоснованных и применимых к изучению современных правовых явлений. Одним из таких подходов в начале 80-х годов XX столетия оказалась синергетика, основанная на идеях открытости, нелинейности права, совместного действия правовых норм и других юридических феноменов.

Значимое место в синергетическом подходе занимают идеи методологического плюрализма и синтеза. Все чаще в трудах ученых просматривается тенденция к обобщению и всеобщему синтезу знаний и средств их получения.

Возникновение и развитие нового методологического течения можно разделить на два направления: российское и западное.

Исторически первой российской научной формой синергетической традиции мироосвоения - и во многом ее источником - является тектология (всеобщая организационная наука).

Категориальный аппарат синергетики составляют следующие понятия: «энтропия», «гомеостазис», «цефализация», «неравновесность», «нестабильность», «бифуркация», «фазовые переходы», «нелинейности», «малые воздействия», «аттракторы» и др.

Методологическая основа синергетики проявляется в том, что она представляет собой совокупность средств, методов, используемых в процессе познания на общефилософском уровне осмысления и в частных науках.

Синергетика представляет методологию как область знания, которая изучает механизмы самоорганизации (самодезорганизации), их средства и предпосылки, а также принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности.

Предмет синергетики - это зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения системных объектов, изучаемые с целью определения универсальных закономерностей самоорганизации (самодезорганизации) систем, факторов, на них влияющих, и общих условий протекания в данных ситуациях и обстоятельствах.

Предметом познания синергетики в области теории права будут являться закономерности происхождения, развития и действия элементов правовой системы, противоречия в развитии между существующими положениями правовой системы и складывающимися потребностями правового регулирования в обществе.

К предметному самоопределению также можно отнести расхождения в теоретических суждениях по поводу как познавательной, так и практической деятельности.

Синергетика в процессе познания опирается на универсальные общие, специальные и частнонаучные методы, что в совокупности следует определить как синергетический подход.

Применительно к правовой науке синергетический подход включает систему приемов, способов познания бифуркационных явлений, процессов и состояний научно-правовой деятельности, направленных на вскрытие казусных явлений как в самой правовой науке, так и в юридической практике, на выведение законов, принципов протекания правовых процессов и их саморегулирование. Синергетика в теории права выступает в роли метода, реализуя свои идеи в исследовании ее элементов. При этом теория права - самостоятельная наука, поэтому синергетика не может и не должна диктовать условия в доктрине и концептуальном развитии правовой науки.

В диссертации подробно освещается, что при изучении права синергетический подход позволяет представить право как системное явление, которое, во-первых, как всякое сложноорганизованное образование имеет не единственный, а множество собственных, отвечающих его открытой природе путей развития.

Во-вторых, праву не следует навязывать путь развития, не связанный с потребностями социальной реальности, в противном случае это приведет к тоталиризации права. Когда в социалистическом праве демонстративно запрещалась капитализация частных средств, существовал законодательно насаждаемый плановый принцип во всех отраслях общественных отношений, когда имел место приоритет политического, а не правового руководства, именно тогда правовая конструкция в своем развитии зашла в тупик.

В-третьих, синергетика демонстрирует, что хаос может выступать механизмом самоорганизации и самодостраивания права, удаления лишнего, механизмом выхода на относительно простые структуры-аттракторы правовой эволюции.

В-четвертых, в пореформенный период под влиянием внешних воздействий субъектов права, а также из-за случайных отклонений, флуктуаций перестраиваемое право как система переходит в неустойчивое состояние, в результате чего возникает порядок на уровне макросостояния. В постреформаторский период, когда достигнуто равновесие, с традиционной точки зрения, в социально-правовой жизнедеятельности, малое воздействие нормативного характера способствует переходу на качественно новый уровень правосознания и придает новый смысл интерпретации социальных потребностей в правовом регулировании.

Синергетический подход в теории права - это особое направление воздействия на правоведение в междисциплинарном формате познавательной деятельности, основанное на идеях открытости, нелинейности, возможности использования хаоса в целях самоорганизации и самодостраивания правовых структур.

Принципами синергетической методологии в теории являются следующие:

а) принцип множества собственных путей развития, отвечающих природе всякого сложноорганизованного правового явления;

б) принцип скачкообразного развития теории права и создание новационных технологий, что является следствием затруднительного подчинения элементов правовой системы одной цели или необходимости реализовывать однородную группу интересов;

в) принцип самодостраивания элементов теории права путем дезорганизации, при которой вступающие в диссонансное взаимодействие научные теории и концепции приводят к естественному отбору с вытеснением более слабых;

г) принцип гармонизации теории права в многообразии путей ее развития, что достигается через имеющую место несогласованность элементов- естественное состояние теории права.

Синергетический подход в теории права характеризуется системой следующих существенных признаков:

во-первых, это исследование права, основанное на идеях совместного действия элементов системы и субъектов права;

во-вторых, он представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных подходов в изучении права, применяемых исходя из принципов самоорганизации;

в-третьих, это система приемов при изучении права, которые имеют междисциплинарную направленность;

в-четвертых, применение подхода обусловлено определенной совокупностью факторов и предпосылок, в связи с которыми теоретически возможно рассматривать право как синергетическую систему;

в-пятых, он выражается в ряде главных средств, благодаря которым имеющие место противоречивые явления становятся научно обоснованными, а не кажутся аномальными, то есть неестественными, несогласующимися с общепринятыми правилами;

в-шестых, он направлен на исследование взаимных связей и результатов взаимодействия между элементами права, расположенными на различных уровнях.

.2Понятие и методологическая значение синергетики

Синергетика - междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации.

Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же (безотносительно природы систем), и для их описания должен бы быть пригоден общий математический аппарат.

С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. п. и т. д.

Однако время показало, что всеобщий кибернетический подход оправдал далеко не все возлагавшиеся на него надежды. Аналогично - и расширительное толкование применимости методов синергетики также подвергается критике.

Основное понятие синергетики - определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. В обозначенных системах неприменимы ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные.

Этот феномен трактуется синергетикой как всеобщий механизм повсеместно наблюдаемого в природе направления эволюции: от элементарного и примитивного - к сложносоставному и более совершенному.

Синергетический подход позволяет по-новому взглянуть на вопросы преодоления и устранения противоречий в нормативных и других правовых актах. Исследованиям по теории права и государства во многом способствует структурно-системный подход. Специфика синергетического подхода заключается в дополнении его крупным блоком, изучающим закономерности несогласованности системы права. Именно поэтому внедрение и обоснование необходимости синергетического подхода в праве представляет важную и актуальную научную задачу. Кроме того, научный подход с использованием идей синергетики позволяет освоить качественно новую группу методов и принципов исследования в теории права. Синергетические идеи могут помочь «вскрыть» значительные резервы для повышения эффективности правового регулирования без особых затрат, и, что весьма важно, минимизировать затраты ограниченных юридических средств и способов.

В ходе анализа структуры синергетического подхода выделяется четыре главных элемента, составляющие его базу, которые включены в положения, выносимые на защиту. Не претендуя на неизменность, данная система методов отражает главной подход к решению поставленных задач. Элементный состав данных методов представляется весьма сложным и содержит некоторую последовательность в применении каждого из методов в зависимости от предмета.

Обоснованность представленного элемента заключается в постоянном, непрерывающемся взаимообмене идей и принципов науки теории права с иными научными направлениями и социальной средой.

История развития научного прогресса практически сплошь состоит из примеров непрогнозируемого, нелинейного становления теорий, школ, направлений и правовых течений. Российская теория права то впадала в жесткую зависимость от философской мысли, то шла в ногу с догмами партийной идеологии. По всей видимости, никогда не существовало и не будет существовать логико-гносеологической, морально-психологической либо организационно-науковедческой предопределенности в процессе познания права.

Прием малых воздействий в теории права обеспечивает экономию сил и средств в научном познании и в процессе формирования и развития юридических феноменов. Динамическое развитие в условиях открытой, нелинейной постоянно растущей правовой среды заставляет затрачивать все больше усилий на контроль и преобразование нормативной базы и главных элементов ее реализации.

Обоснованность необходимости применения синергетического принципа нелинейности неоспорима в связи с постоянно возрастающими потребностями в исследовании тех или иных правовых явлений при относительно постоянной методологической базе теории права. Качественная составляющая, например при ревизии нормативно-правовой базы какого-либо законодательства, никогда не ставилась в зависимость от количества применяемых приемов и принципов.

Способ хаоса (хаотического моделирования) нередко в теории права представляет элементы права как бессистемные структуры, находящиеся в состоянии динамического неравновесия, которые создают сложную систему (правовую конструкцию) в определенных целях. Возможность применения данного подхода в теории права обусловлена наличием исходных принципов существования правовой науки, находящейся в состоянии хаоса.

Способ хаоса - это подход синергетики в теории права, при котором право или его элементы формально приводятся в состояние хаоса, после чего начинается процесс динамического взаимодействия и развития структурных элементов права, их усложнения, обмена и увеличения объемов правовых средств, с приведением права до момента внутренней сбалансированности и внешнего взаимовыгодного взаимодействия с социальной средой.

Следует отметить, что синергетический подход относится как к уровню общенаучных принципов и процедур общетеоретического исследования, так и к уровню конкретно-научной методологии при анализе общеправовых феноменов.


Социетальные бифуркации и хаотические процессы в период радикальной модернизации выявили проблемы, которым в рамках классической парадигмы не удается дать убедительное объяснение. Напротив, социальная синергетика адекватно изучает бифуркационный процесс, но недостаточно ясно описывает и объясняет структурные аспекты социетальной динамики в контексте длительной временной протяженности. В этой ситуации необходим комплементарный подход, позволяющий дополнить социальную синергетику концепцией трансисторических структур, релевантной исследованию стабильного состояния социума.

Новые понятия «трансисторическая структура», «хреодное общество», «социетальная катастрофа», «эффект футуристической новизны», вводимые в научный оборот, адекватно отражают структурно-синергетические аспекты развития российского общества как открытой самоорганизующейся системы, ключевым элементом которой являются трансисторические структуры.

Концепция структурно-синергетической социодинамики России, интегрирующая структурный, эволюционный и синергетический подходы, описывает и объясняет закономерности и случайности социодинамики России. Лимитирующую роль в российском историческом процессе играет суровая природа и рискованная геополитическая среда. Чтобы выжить в этих аномальных условиях, в российском социуме методом проб и ошибок были сформированы такие трансисторические структуры, как монократический режим, православие, империя, милитаризм, экстенсивная экономика, традиционалистский менталитет и, в конечном счете, примат этатистских структур над общественной самоорганизацией. Трансисторические структуры обеспечивали стабильное состояние и выживание России, но поддерживали её движение по экстенсивному пути, включая территориальное расширение, и тем самым тормозили её инновационное развитие. Историческое отставание российского общества усугубляется демонстрационным эффектом развитых европейских стран, являющихся экономическим, культурным и военно-технологическим вызовом России, что периодически актуализирует проблему догоняющей модернизации. Политика имперской модернизации создает предпосылки инверсионной реакции российского общества на правительственные реформы. Поэтому для России характерно не поступательное, а дискретное развитие: ответ на европейский вызов приводит к тому, что квазиустойчивая социально-историческая динамика страны прерывается катастрофической перестройкой. Российский социум выбирает новую траекторию исторического развития, сочетающую инновации с традиционализмом. Циклы модернизационного процесса - специфическая черта российской истории, струкгурно-синергетические закономерности социодинамики российского общества, определяющие периодические крушения политических амбиций России/СССР.

Геополитическая среда порождает серьезные риски и угрозы для исторического существования России, стимулируя милитаристские тенденции. Это чревато исторической отсталостью, особенно опасной для судеб России, так как она длительное время оставалась аграрной страной, которая пребывала в условиях постоянного дефицита экономических ресурсов. Поэтому главной задачей Российского государства было обеспечение выживаемости российского социума путем экстенсивного увеличения территорий для традиционного сельского хозяйства, удовлетворявшего минимальные потребности населения. Поддержание военной мощи государства для обеспечения геополитической безопасности и хотя бы минимума потребностей населения России было безусловным императивом русской истории, поскольку страна постоянно находилась в рискованной геополитической среде. Реформирование стагнирующей России осуществлялось в соответствии с устоявшимся образцом имперской модернизации, апробированной в период преобразований Петра I и фокусирующей внимание на милитаризации экономики. Такой тип модернизации резко активизирует глубинный конфликт между традиционалистскими и модернизационными тенденциями, стимулируя рост в российском социуме не только европейских инноваций, но и глубоких социокультурных противоречий.

Политика радикальной модернизации, направленная на то, чтобы преодолеть тормозящее воздействие трансисторических структур на российский исторический процесс, породила в условиях Первой мировой войны социетальную катастрофу 1917,года, в которой ключевую роль играли стохастические факторы. Особое значение в исходе политической борьбы имела харизма эвентуальных лидеров, персонифицировавших разные исторические альтернативы. В бифуркационном процессе харизма выступала случайной флуктуацией, которая способствовала победе политического харизматика. Потенциальные варианты российской истории, в частности либеральная альтернатива, были подавлены и вытеснены в маргинальное субполе, где они существовали в латентной форме до перестройки в 1985 году, когда они были востребованы новым поколением реформаторов.

Центральную роль сыграло политическое соперничество таких харизматических политиков, как М.С. Горбачев и Б.Н. Ельцин. Политический режим Ельцина провозгласил либеральный курс, однако уделом постсоветской России стал не либерально-демократический, но криминальный капитализм. Постсоциалистическая Россия была организована, по сути, в соответствии с теми правилами и ценностями, которые доминировали в мафиозно-бюрократическом мире. Тем не менее в ходе исторического развития постбифуркационной России открываются новые возможности, хотя гуманитарные издержки социетальной бифуркации слишком велики.

Научно-практическая значимость исследования. Результаты этого междисциплинарного исследования могут быть применены в научной, политической и педагогической деятельности.

В научной сфере их можно использовать для структурно-синергетического анализа актуальных проблем трансформации России, нелинейных социальных процессов в переходный период, современного состояния российского общества и альтернатив его будущего развития, тем более что сейчас резко повысилось значение научного социального прогнозирования. Материалы диссертации также помогут дальнейшему научному осмыслению процессов самоорганизации в социетальных системах, позволят точнее и правильнее применять методологические принципы синергетики для исследований социально-политических процессов в бифуркационный период.

Концепция структурно-синергетической социодинамики открывает новые возможности для разработки внешнеполитической стратегии России в эпоху бифуркации. Один из вариантов подобной стратегии, обоснованной в рамках структурно-синергетической- концепции, представлен в данной диссертации и рассчитан для применения в условиях глобализации и хаотизации мирового социума.

Кроме того, полученные результаты диссертации способствуют более глубокому и адекватному пониманию локальных рисков и эвентуальной глобальной бифуркации, которые нарастают в современном мире в режиме критического ускорения. Это особенно важно для реформаторов, которые осуществляют политику реформ в сложных нелинейных условиях, и для общества, которое становится объектом их управленческих решений, поскольку в такой неустойчивой ситуации малые флуктуации могут стать причиной драматических перемен как в локальном социуме, так и мировом сообществе. Чтобы избежать возможной катастрофы в условиях мирового финансово-экономического кризиса, нужны социально-синергетические знания, которые содержат нетривиальные идеи, стратегии и методы предупреждения надвигающихся угроз. Системное реформирование мирового социума, в том числе России, возможно только посредством новых структур, знаний и ценностей, способных стать его новым, гуманитарным глобальным аттрактором.

Таким образом, данная работа представляет собой одно из первых социально-философских исследований, в котором дан не только структур-но-синергетический анализ острейших проблем русской истории, но и возможные варианты их решения. Концепция структурно-синергетической социодинамики России внушает тревогу за будущее, но одновременно пробуждает надежду на разумный выбор россиян в новой точке бифуркации.

1.4 Синергетический подход как новая управленческая парадигма

Исследование социодинамики России в контексте структурно-синергетической концепции предполагает существенную переоценку монистического подхода, моделирующего развитие социума как строго детерминистическое одновариантное изменение. Линейный- детерминизм редуцирует социально-политический процесс к его экономическим и политическим причинам, и роль людей в этом случае сводится к тому, чтобы играть безликих марионеток, послушных объективным законам общественного развития. В частности, марксистская теория постулирует, что диалектическая логика истории, ведущая социум к предопределенной цели, столь же объективна и неизбежна, как и действие законов природы. Монокаузальное мышление, таким образом, конструирует модели, отвечающие безальтернативному детерминизму. Многие ученые отрицают возможности иных вариантов общественного развития, поскольку общество существует в мире, где объективируется одна альтернатива истории. Кроме того, воздействие на российский исторический процесс природного фактора предстает настолько фундаментальным, что идея о возможности выбора на уровне макропроцесса нового варианта социальной эволюции кажется странной и абсурдной.

Однако опыт истории свидетельствует, что проблема выбора нового пути общественного развития существует реально. В момент бифуркации социум имеет дело не только с хаосом, но и социально-исторической дилеммой, решение которой окончательно не предопределено объективными социальными законами. Поэтому история - это не только структуры и факты, но и человеческая воля, свобода, и именно акторы делают выбор в ситуации социетальной катастрофы.

В силу разных исторических причин Россия оказалась в уникальной геополитической ситуации - на границе Запада и Востока. Перманентная экспансия Азии и Европы императивно поставила перед русским народом историческую альтернативу: либо решительная одновременная борьба против агрессии Азии и Европы, либо гибель российского государства и, следовательно, ассимиляция русского народа азиатскими или европейскими завоевателями. На протяжении всей своей истории Россия стоически и мужественно отвечала на эти геополитические вызовы, причем ресурсы страны, особенно на стадии традиционного аграрного общества, были ограничены таким естественным детерминирующим фактором, как аномальная колеблемость природных процессов. Поэтому политика модернизации формировалась не только политической волей правящей элиты, но и трансисторическимисоциальными структурами, которые являлись результатом вековой адаптации российского общества к природной среде. Естественно-географические аспекты российского социума выступали квазистабильной детерминантой русской истории, периодически порождая необходимость в ускоренной модернизации, которая вызывала исторические флуктуации, провоцировавшие в конечном счете социетальную бифуркацию.

Таким образом, природная среда и событийная история весьма сложно взаимодействуют на протяжении «времени большой длительности». На уровне макропроцесса доминируют структуры, и тогда в стабильном состоянии роль личности и индивидуального события становится незначительной. Кажется, что неблагоприятные природно-географические условия исключают возможность исторической свободы. Однако струк-турно-синергетическая концепция выбора новых путей общественного развития как раз акцентирует проблему соотношения закономерности и случайности в истории. В отличие от классической социологии, которая базируется на принципах монистического детерминизма и претендует на то, чтобы построить линейную модель, способную реконструировать прошлое и предвидеть будущее, структурно-синергетическая теория предполагает плюралистический подход к социодинамике и её альтернативность.

Действительно, структурное развитие общества носит долговременный характер, и в течение многих столетий роль актора поглощается макропроцессом. Структурные факторы определяют ход и закономерности российского исторического процесса, но он фатально не детерминирован. В момент социетальной катастрофы открываются принципиально иные, чем в стабильный период, возможности для выбора новой общественной альтернативы. В этой неустойчивой ситуации историческая необходимость как результирующая комплекса объективных детерминант временно утрачивает свое самодовлеющее значение, и свободная, активная личность, особенно харизматическая, может сыграть кардинальную роль в разрешении социально-исторической дилеммы.

В информационный век большую конъюнктурную роль в период бифуркации играет политическое манипулирование массовым сознанием. Средства массовой коммуникации, контролируемые олигархическим капиталом и властью, навязывают российскому обществу далеко не демократические ценности и нормы. Кризис демократических институтов и гуманитарного дискурса воплощается в таких метаморфозах, как крах идеалов социализма с человеческим лицом, социального равенства и справедливости, локальные войны, терроризм, мировой экономический кризис и бедность преобладающего большинства населения России. Демократию дискредитировали не народные массы, якобы непросвещенные, по мнению либералов, относительно идеалов свободы, а двойные моральные стандарты правящей элиты, которые породили губительный эффект бумеранга. Современная цивилизация стремительно движется к глобальной структурной перестройке, которая, вероятно, приведет к фундаментальным преобразованиям в мировоззрении, философии и системе ценностных ориентаций людей, хотя фатальный сценарий будущего сейчас кажется наиболее вероятным. И либерализм, и коммунизм исчерпали свой прогрессивный потенциал и всё больше и больше превращаются в исторический анахронизм, явно бросающийся в глаза на фоне процессов глобализации, когда человечество ясно осознает апокалиптическую перспективу гибели рыночно-потребительской цивилизации. Главным источником социального хаоса являются потребительские ценности, имеющие безусловно индивидуалистический характер. В условиях взаимосвязанного и взаимозависимого мира консыомеризм разрушает онтологические основы человеческого существования. Трагический опыт XX в. показал, что индивидуализм «без берегов» так же экзистенциально опасен, как и тоталитаризм. В начале III тысячелетия совершенно бесспорным становится факт: либерализм и коммунизм суть исторические тупики. Эпоха бифуркации стимулирует поиски новых философских смыслов, артикулировать которые доктрины либерализма и коммунизма неспособны. Современная гуманитарная мысль призвана найти трудный и ответственный консенсус между такими дихотомическими крайностями, как индивидуализм и коллективизм, поскольку традиционная конфронтация между этими этическими парадигмами рискует спровоцировать раскол мирового сообщества и апокалиптическую войну цивилизаций.

Глобальная тенденция к экспансии социального хаоса стимулирует поиск нетривиальных решений планетарных проблем современности. Ситуация осложняется тем, что мы живем в обществе, почти ничего не понимая в механизмах его развития. Каждая большая историческая эпоха придумывала свой грандиозный проект грядущего общества, причем со ссылкой на последние достижения науки. Но ирония истории смеется над сциентистским апломбом человека и обычно обрекает его футурологические планы на неминуемое поражение. Тем не менее кризис демократии и расцвет фундаментализма означают, что появилась насущная потребность в обогащении современной общественной жизни гуманитарными знаниями, в том числе идеями и моделями социальной синергетики, утверждающей альтернативность социальной эволюции и активную роль актора в момент бифуркации.

Постановка в данном исследовании проблемы трансисторических структур российского социума и выбора новой альтернативы общественного развития показала, на наш взгляд, научную и политическую значимость структурно-синергетического подхода. Структурно-синергетическая концепция социодинамики России демонстрирует перспективность плюралистической и холистской методологии, которая представляет ход истории как многовариантное, альтернативное развитие. Синергетические аспекты модернизации России и выбора нового пути социальной эволюции манифестируют сложное взаимодействие необходимости и случайности в российском историческом процессе. По сути, социально-историческая динамика российского социума представляет социетальный процесс, для которого характерны закономерности рождения, устойчивого существования и структурной перестройки, обусловленной вынужденным ответом на вызов Запада.

Таким образом, структурно-синергетическая концепция открывает новые перспективы для исследования проблем социодинамики России. Особенно актуальной в контексте этой концепции является проблема критических, пороговых величин, превышение которых вызывает бифуркацию. Сейчас известно только то, что развитая социетальная система весьма чувствительна к флуктуациям на микроуровне и что в ней может неожиданно начаться структурная перестройка. Именно проблема соотношения социального порядка и хаоса должна находиться в центре внимания социо-синергетики, что, несомненно, будет иметь актуальное теоретическое и прикладное значение.

2. Самоорганизация города Ростов-на-Дону

.1 Роль местного самоуправления в развитии города Ростова-на-Дону

синергетика самоорганизация управленческий

С Указа императора Павла I «О новом разделении государства на губернии» от 12 декабря (23 декабря по новому стилю) 1796 года. ростовчане ведут отсчет своего самоуправления, первым органом которого было городское собрание обывателей, именно так многие годы официально назывались жители российских городов.

С появлением сословного собрания обывателей в декабре 1796 года ростовчане получили возможность избирать городского голову, городскую Думу и городскую Управу, другие выборные органы местного самоуправления, предусмотренные Городовым положением 1785 г. Первые выборы двугласной городской Думы Ростова состоялись в конце 1797 года. С наделением города определенными полномочиями местного самоуправления горожане получили отдельные права и привилегии на торговлю, в том числе зарубежную, развитие ремесел, проживание в черте города лиц разных национальностей и другие. С этого времени в городе учреждались гражданские административные и общественные структуры, но из-за отсутствия соответствующих помещений для их размещения часть «присутственных мест» до 1806 г. первоначально находилась в Таганроге.

В 1811 г. императором Александром I Ростову был пожалован герб и план города, площадью224 десятины. 20 сентября 1864 года общественностью города было даровано шестигласной городской Думе Знамя города.

В 1863 г. городскую Думу возглавил А.М. Байков, избиравшийся городским головой на четыре срока. При Андрее Матвеевиче город покрылся мощенными улицами и тротуарами, был проведен водопровод, устроено освещение улиц, началось благоустройство города и прокладка конно-железной дороги (трамвая), открылась телефонная станция. Под руководством Байкова городская Дума принимает решения по развитию культуры, здравоохранения и образования, проведению первого в истории Ростова-на-Дону общегородского праздника (Дня города) 20 сентября 1864 г., традиции проведения которого сохраняются до сих пор.

В 1874 г. городская Дума создает санитарный комитет, а с начала 1886 г. решением Думы для защиты населения вводятся обязательные прививки от оспы.

мая 1887 г. по Высочайшему повелению императора Александра III Ростов-на-Дону с уездом вошел в состав Области Войска Донского. В соответствии с данным Указом все присутственные места уездные и городские упразднялись, что затормозило дальнейшее развитие городского самоуправления Ростова, определенное Городовым положением 1870 г.

С 23 февраля 1904 г., когда было учреждено отделенное Ростово-Нахичеванское градоначальство, занимавшее в 1915 г. 8-е место в Российской империи по числу жителей, ростовское самоуправление стало развиваться с учетом нового статуса города, по своему значению приравненного к губернскому центру. При этом Войсковой наказной атаман на территории градоначальства сохранял военную власть.

После установления Советской власти в 1920 году местное самоуправление города развивалось по новым законам. На смену упраздненным городским Думам и управам Ростова и Нахичевани пришли Советы и исполнительные комитеты.

апреля 1920 г. состоялись выборы Ростово-Нахичеванского городского Совета, принявшего дела по управлению городами от Военно-революционного комитета, просуществовавшего до 1928 г. до официального объединения Ростова и Нахичевани в один город Ростов-на-Дону. В составе Совета тех лет работали секции и комиссии, наиболее активной была работа жилищной секции горсовета.

В соответствии с постановлением пленума горсовета от 2 декабря 1923 г. президиум Донисполкома являлся одновременно и президиумом госсовета, тем самым совершенствовалась система управления городом и областью, сосредоточенная в одном органе власти.

В годы Великой Российской войны горсовет принимал активное участие в переводе экономики города на военный лад, а после войны сразу же приступил к восстановлению разрушенного города. Среди послевоенных объектов было строительство промышленных предприятий и жилья, благоустройство набережной реки Дон, Зеленого острова и левого берега Дона, парков и скверов города.

В советский период местные Советы народных депутатов при рассмотрении вопросов действовали только через их одобрение партийным руководством. Несмотря на это Советы через свои исполнительные комитеты претворяли в жизнь много проектов, направленных на развитие городской инфраструктуры и социально-экономическое развитие города.

Процесс развития местного самоуправления в новейшей истории России берет свое формальное начало с первых демократических выборов местных Советов народных депутатов 1990 года. Именно тогда вновь избранные председатели городских Советов впервые получили возможность не только исполнять предписанные сверху указания и инструкции, но и рассматривать и пытаться решать вопросы местного самоуправления, инициированные «снизу» - депутатами и населением. Пусть эта возможность и была минимальной, условной, еще никак не подтвержденной законодательно.

В целях укрепления основ народовластия, обеспечения реформы местного самоуправления в Российской Федерации, а также учитывая инициативы и предложения органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их ассоциаций Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» была прекращена деятельность городских и районных Советов народных депутатов, выполнение их функций было возложено на соответствующие местные администрации.

После этого Указа, определившего период проведения выборов в представительные органы местного самоуправления с декабря 1993 г. по июнь 1994 г., Малый Совет Ростовского областного Совета народных депутатов, первый на Юге России, по инициативе Главы Администрации области В.Ф. Чуба, принимает решение от 28 декабря 1993 г. № 316/335 «О положении о выборах в представительные органы местного самоуправления Ростовской области 27 марта 1994 года».

В указанное время состоялись выборы Ростовской-на-Дону городской Думы I-го созыва. В городе был сформирован новый орган местного самоуправления - городская Дума, что позволило установить на период реформ относительный баланс ветвей власти - исполнительной и представительной. С первых дней работы Дума показала, что это демократический орган, способный решать поставленные перед ним задачи.

Ростовская-на-Дону городская Дума пятого созыва провела свое первое заседание 19 октября 2010 года. На нем были признаны полномочия 35 депутатов и избраны из их состава: председатель городской Думы - Неярохина Зинаида Васильевна, депутат от Ленинского избирательного округа №15, заместитель Председателя городской Думы - Сергей Дмитриевич Шереметьев, депутат от Советского избирательного округа №35,

председатель комиссии по местному самоуправлению, правопорядку, связям с правоохранительными органами, политическими партиями и общественными объединениями, средствами массовой информации на освобожденной основе - Георгиева Татьяна Петровна, депутат от Советского избирательного округа №31.

В новом созыве образовано 8 постоянных комиссий:

по бюджету города, местным налогам и сборам, муниципальной собственности (председатель - Лазарев Виталий Юрьевич);

по местному самоуправлению, правопорядку, связям с правоохранительными органами, политическими партиями и общественными объединениями, средствами массовой информации (председатель - Георгиева Татьяна Петровна);

по промышленности, энергетике, транспорту и дорожному хозяйству (председатель - Санамов Роберт Гарникович);

по торговле, общественному питанию, бытовому обслуживанию и малому предпринимательству (председатель - Бережной Игорь Викторович);

по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и экологии (председатель - Пухкалов Сергей Сергеевич);

по градостроительству и земельным ресурсам (председатель - Дорофеев Валерий Алексеевич);

по здравоохранению и вопросам социальной защиты населения (председатель - Затонский Станислав Александрович);

по образованию, культуре, делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму (председатель - Кулинченко Петр Викторович).

Для обеспечения организационно-технической, правовой, информационной, финансово-хозяйственной деятельности городской Думы продолжает свою работу аппарат Ростовской-на-Дону городской Думы. В своей деятельности аппарат руководствуется Конституцией, законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, областными законами, Уставом города Ростова-на-Дону, настоящими положениями и решениями городской Думы.

В отчетном 2010 году значение показателя составило 663,64 единиц на 10000 человек населения, превысив значение показателя за 2009 год (629,58 единиц на 10000 человек населения).

На период до 2013 года планируется, что значение показателя увеличится и составит 731 единицу на 10000 человек населения.

Достигнутый и планируемый рост значения показателя обусловлен реализацией Администрацией города комплекса мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства. В этих целях принят ряд муниципальных правовых актов, в том числе постановление Мэра города от 29.06.2007 № 621 «О межведомственной комиссии при Администрации города Ростова-на-Дону по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства», постановление Администрации города от 02.12.2009 № 1001 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения части стоимости приобретенных основных средств и (или) специализированного программного обеспечения» (ред. от 11.05.2010), постановление Мэра города от 16.03.2009 № 149 «Об утверждении «Долгосрочной городской целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2009-2011 годы» в новой редакции» (ред. от 06.10.2010) и другие.

В настоящее время подготовлена и находится в стадии согласования долгосрочная городская целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2012-2014 годы.

К числу проводимых мероприятий относятся: ежегодное увеличение объема бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства города; предоставление бюджетных субсидий начинающим предпринимателям на возмещение части затрат на создание собственного бизнеса и субъектам малого и среднего предпринимательства на возмещение затрат, связанных с приобретением основных средств и программного обеспечения; функционирование муниципального бизнес-инкубатора, оказывающего широкий спектр услуг (предоставление на льготной основе помещений, оказание консультационных услуг по вопросам предпринимательской деятельности и другое); оказание информационной, методологической и консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства (проведение тематических семинаров, издание методических пособий, обеспечение участия предпринимателей в выставочно-ярмарочных мероприятиях и другое).

Снижение значения показателя в отчетном 2010 году обусловлено ростом среднесписочной численности работников крупных предприятиях города при сохранении неизменной численности работников малых и средних предприятий.

На период до 2013 года прогнозируется увеличение значения показателя до 31,6%.

Планируемый рост значения показателя обусловлен реализацией Администрацией города мероприятий по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства.

К указанным мероприятиям относятся: предоставление субъектам малого и среднего предпринимательства информационной, методологической и консультационной поддержки (обеспечение участия предпринимателей в выставочно-ярмарочных мероприятиях, проведение тематических семинаров, издание методических пособий и другое); организация работы муниципального бизнес-инкубатора (оказывает услуги по предоставлению на льготной основе помещений, оказанию консультационных услуг по вопросам предпринимательской деятельности и другие); ежегодное увеличение объема бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства города (с 48106,5 тыс. рублей в 2010 году до 65600 тыс. рублей в 2013 году).

Правовое обеспечение системы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает муниципальные правовые акты - постановление Мэра города от 29.06.2007 № 621 «О межведомственной комиссии при Администрации города Ростова-на-Дону по устранению нормативно-правовых, административных и организационных барьеров на пути развития предпринимательства», постановление Администрации города от 02.12.2009 № 1001 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения части стоимости приобретенных основных средств и (или) специализированного программного обеспечения» (ред. от 11.05.2010), постановление Мэра города от 16.03.2009 № 149 «Об утверждении «Долгосрочной городской целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2009-2011 годы» в новой редакции» (ред. от 06.10.2010) и другие.

В настоящее время подготовлена и находится в стадии согласования долгосрочная городская целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2012-2014 годы.

Доля общего годового объема заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 642, размещенных путем проведения торгов, запроса котировок, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства, в общем годовом объеме заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в соответствии с указанным перечнем, размещенных путем проведения торгов, запроса котировок.

Достигнутые в 2009 году (13,5%) и 2010 году значения показателя (13,8%) соответствуют требованиям статьи 15 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», устанавливающей обязанность муниципальных заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10% и не более чем 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с «Перечнем товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства», утвержденным Правительством Российской Федерации.

На период до 2013 года планируется значение показателя на уровне 2010 года.

Доля муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц, включенного в перечни муниципального имущества в целях предоставления его во владение и (или) пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Перечень муниципального недвижимого имущества, предназначенного для аренды субъектами малого и среднего предпринимательства (далее - Перечень имущества), утвержден постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 29.07.2009 № 550 (ред. от 27.07.2010). Перечень включает 152 помещения, 6 из которых по состоянию на 01.01.2011 года правом аренды субъектами малого и среднего предпринимательства и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, обременены не были. Причинами прекращения права аренды являются истечение срока аренды помещения, инициатива арендодателя по прекращению договорных отношений.

В целях оптимизации процесса предоставления в аренду муниципального недвижимого имущества, оказания содействия и повышения мотивации хозяйствующих субъектов по вступлению в договорные отношения Администрацией города: проводится информационно-разъяснительная работа; обеспечивается организация проведения рыночной оценки размера арендной платы для заключения в случаях предусмотренных законодательством РФ договоров аренды без проведения торгов; проводятся аукционные торги по продаже права аренды субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В планируемом периоде до 2013 года прогнозируется, что значение показателя останется неизменным.

В отчетном 2010 году значение показателя составило 2,25%, превысив значение показателя за 2009 год на 1,67 процентных пунктов.

На период до 2013 года планируется, что значение показателя увеличится и составит 2,86%.

Увеличение значения показателя в отчетном 2010 году и на планируемый период до 2013 года обусловлено ежегодным ростом объема бюджетных ассигнований на поддержку малого и среднего предпринимательства города (2009 год - 27890,5 тыс. рублей, 2010 год - 48106,5 тыс. рублей, 2011 год - 58850 тыс. рублей, 2012 год - 62400 тыс. рублей, 2013 год - 65600 тыс. рублей).

В целях организационно-правового обеспечения оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства принят ряд муниципальных правовых актов, в том числе постановление Администрации города от 02.12.2009 № 1001 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения части стоимости приобретенных основных средств и (или) специализированного программного обеспечения» (ред. от 11.05.2010), постановление Мэра города от 16.03.2009 № 149 «Об утверждении «Долгосрочной городской целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2009-2011 годы» в новой редакции» (ред. от 06.10.2010) и другие.

В настоящее время подготовлена и находится в стадии согласования долгосрочная городская целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2012-2014 годы.

Площадь зарегистрированных на территории муниципального образования бизнес-инкубаторов, промышленных парков, технопарков, научных парков, инновационно-технологических центров и иных объектов, относящихся к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в расчете на 100 малых и средних компаний.

Достигнутое в отчетном 2010 году значение показателя обусловлено организацией работы на территории города регионального Ростовского бизнес-инкубатора и введением в эксплуатацию муниципального бизнес-инкубатора.

На период до 2013 года прогнозируется достижение значения показателя до 132 кв. м. за счет планируемого создания новых объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства (Ростовского фонда поддержки предпринимательства, агентств поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и других).

Общий объем расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе в расчете на одно малое и среднее предприятие муниципального образования; в расчете на одного жителя муниципального образования.

Снижение расходов бюджета города на одно малое и среднее предприятие в отчетном 2010 году обусловлено учетом при расчете значения показателя индивидуальных предпринимателей.

Достигнутое и планируемое увеличение значения показателя, несмотря на ежегодное увеличение количества субъектов малого и среднего бизнеса, связано с ежегодным ростом расходов бюджета города на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства в соответствии с принятой долгосрочной городской целевой программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2009-2011 годы (утверждена постановлением Мэра города от 16.03.2009 № 149) и подготовленной долгосрочной городской целевой программой развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2012-2014 годы.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства - всего в том числе: для жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства; для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Увеличение значения показателя в 2010 году обусловлено предоставлением земельных участков: ФГУ «Ространсмодернизация» для строительства мультимодального транспортно-логистического узла в промзоне «Заречная» (район Западного обхода); МУ «Управление водопроводно-канализационного хозяйства г. Ростова-на-Дону» для строительства очистных сооружений (водовод) в х. Дугино площадью 20,50 га; и других. Рост значения показателя в части жилищного строительства, индивидуального жилищного строительства обусловлен развитием строительства на территории жилого района Левенцовский, Северного жилого района, в том числе севернее ул. Орбитальная.

В 2011-2013 годах прогнозируется снижение значения показателя по сравнению с 2010 годом, поскольку предоставление земельных участков большой площади не планируется.

Увеличение значения показателя в части предоставления земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства обусловлено тем, что в период 2011-2013 годы планируется продажа по результатам торгов земельных участков на территории жилого района Левенцовский.

Доля земельных участков в городском округе, предоставленных для строительства (кроме жилищного) по результатам торгов, в общей площади земельных участков в городском округе, предоставленных для строительства (кроме жилищного).

Согласно методике минрегиона РФ при определении значения показателя используется общая площадь земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В 2009 году значение показателя составило 0%. На период до 2013 года значение показателя остается неизменным. Значение показателя обусловлено тем, что предоставляемые по результатам торгов для строительства земельные участки не относятся к муниципальной форме собственности (до разграничения государственной собственности на землю).

Доля земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования которыми переоформлено в соответствии с требованиями Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в общем количестве земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, право постоянного (бессрочного) пользования на которые подлежит переоформлению».

В 2009 году значение показателя составило 52%, право постоянного (бессрочного) пользования переоформлено на 40 земельных участков, общей площадью 281141 кв.м., из них занимаемые многоквартирными жилыми домами площадью 69478 кв.м.

Увеличение значения показателя в отчетном 2010 году обусловлено тем, что право постоянного (бессрочного) пользования переоформлено на 12 земельных участка, общей площадью 205039 кв.м., из них занимаемые многоквартирными жилыми домами площадью 11527 кв.м.

В 2011 году планируется, что значение показателя составит 83%.

Согласно статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» юридические лица переоформляют право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретают земельные участки в собственность до 1 января 2012 года. Поэтому на период 2012-2013 годы значение показателя не планируется.

Доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, в общей площади территории городского округа.

Общая площадь территории города составляет 34850 га, площадь земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом - 20616 га.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации не признаются объектами налогообложения: земли общего пользования; земли лесного фонда; земли, занятые водными объектами; земли, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд; земли, предоставленные во владение и пользование на основании договоров аренды. Поэтому при определении площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, указанные земли не учитываются.

В отчетном 2010 году значение показателя составило 59,2%. На планируемый период до 2013 года прогнозируется, что значение показателя останется неизменным.

Средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов).

Значение показателя зависит как от времени, затрачиваемого на проведение торгов, так и времени подготовки земельного участка для строительства (проведение топосъемки, постановки на кадастровый учет, наличии технических условий, градостроительного плана и другое).

Поскольку земельные участки предоставляются в рамках проведения торгов, заявитель не имеет заинтересованности в их технической и документальной подготовке для строительства до получения результатов торгов.

Значение показателя в 2009 году - 91 день, в 2010 году - 103 дня отражают фактически сложившуюся среднюю продолжительность периода с даты подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до даты принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства или подписания протокола о результатах торгов.

На период до 2013 года значение показателя прогнозируется неизменным.

Средняя продолжительность периода с даты подачи заявки на получение разрешения на строительство до даты получения разрешения на строительство.

Согласно части 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормативный срок выдачи разрешения на строительство со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство составляет десять дней.

Достигнутые в 2009 и в 2010 годах значения показателя не превышают нормативный срок выдачи разрешения на строительство.

На период до 2013 года значение показателя прогнозируется неизменным.

Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, в отношении которых с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию: объектов жилищного строительства - в течение 3 лет; иных объектов капитального строительства - в течение 5 лет.

Увеличение значения показателя в 2010 году связано с кризисными финансово-экономическими явлениями, отразившимися, в том числе на строительной отрасли городского хозяйства.

Уменьшение значения показателя в 2011 году обусловлено экономической заинтересованностью застройщиков в завершении строительства (вводе объектов в эксплуатацию) и связано, в том числе с необходимостью снижения издержек строительства в части оплаты аренды за пользование земельными участками. В 2012-2013 годы значение показателя планируется на уровне 2011 года.

Объем не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа.

В 2010 году строительство ряда объектов не было завершено в установленные сроки. Это: объекты автодорожной отрасли (надземные пешеходные переходы через ул. Штахановского, ул. Беляева и пр. Шолохова - ул. Зеленая); водопроводно-канализационного хозяйства (канализационно-насосная станция БСМП; канализационная сеть по ул. Нижнебульварная к жилым домам № 28 и 30 в Кировском районе города; водоснабжения и водоотведения по ул. Коровкина в Ленинском районе города); строительной отрасли (детский сад во 2 микрорайоне «Темерник»). Увеличение значения показателя в 2010 году обусловлено включением в объемы незавершенного строительства объектов водопроводно-канализационного хозяйства, а также стоимости объекта детский сад во 2 микрорайоне «Темерник» вследствие проведения технического обследования объекта.

Основными причинами, по которым в установленные сроки не завершено строительство объектов являются: невыполнение подрядчиками договорных обязательств, необходимость корректировки результатов проектно-изыскательских работ, проектно-сметной документации.

На период до 2013 года планируется мероприятия, направленные на обеспечение ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства в установленные сроки: проведение плановых совещаний с участием отраслевых (функциональных) органов Администрации города и застройщиков, анализ проблемных вопросов, определение механизмов их решения; оказание оперативного содействия застройщикам в решении проблемных вопросов, препятствующих вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства; проведение плановых контрольных объездов строящихся объектов капитального строительства; совершенствование договорного регулирования строительства (реконструкции) объектов муниципальной собственности, практики судебно-претензионной работы; профилактику соблюдения застройщиками сроков ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства (заблаговременное информирование застройщиков о необходимости соблюдения установленных сроков ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства и другое). На основании указанных мероприятий не завершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета городского округа не планируется, значение показателя равно нулю.

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя.

На снижение значения показателя в 2010 году оказали влияние две основные причины. Первая это то, что под влиянием финансового кризиса некоторые инвестиционные проекты были приостановлены или реализовывались более низкими темпами. Еще одной причиной явилось завершение реализации в 2009 году крупных инвестиционных проектов (введены в эксплуатацию Ростовский филиал завода нефтепродуктов и 1 очередь первого пускового комплекса ЗАО «Меринос»; завершена реконструкция ЗАО «ККПД»; введены в эксплуатацию ТРЦ «Золотой Вавилон», ТЦ Реал-гипермаркет, ТРК «Карусель»).

Увеличение значения показателя на период 2011-2013 гг. обусловлено реализацией крупных инвестиционных проектов: начало застройки жилых районов «Декоративные культуры» и «Орбитальная»; продолжение застройки жилого района «Левенцовский»; реализация Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области; реализация регионального инвестиционного проекта «Чистый Дон» (ЗАО «Азово-Балтийская водная компания»). Также планируется завершение строительства ТРК «Шоколад» и всесезонного крытого аквапарка на пр. М. Нагибина.

В целях привлечения инвестиций для развития экономики и социальной сферы при Администрации города Ростова-на-Дону создан Координационный Совет по инвестициям. Основные задачи, стоящие перед Координационным Советом - это реализация политики привлечения инвестиций в экономику города, выработка решений, способствующих успешной реализации инвестиционных проектов, содействие в урегулировании финансовых и имущественных проблем между ответственными структурами по реализации инвестиционных проектов и их участниками.

Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников муниципальных учреждений к среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа».

В отчетном 2010 году значение показателя снизилось по отношению к 2009 году на 3,5 процентных пункта. Снижение значения показателя в отчетном 2010 году обусловлено отсутствием в период 2009-2010 годов индексации заработной платы работников муниципальных учреждений, а также традиционно более высоким темпом роста средней заработной платы на крупных и средних предприятиях города, который опережал аналогичный показатель по учреждениям бюджетной сферы в 2,5 раза, в том числе в 4,7 раза по учреждениям отрасли здравоохранения, в 2 раза по учреждениям отрасли образования.

В планируемом периоде до 2013 года значение показателя планируется неизменным.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников: крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа; муниципальных дошкольных образовательных учреждений; муниципальных образовательных учреждений: учителей муниципальных общеобразовательных учреждений; прочего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений (административно-управленческого, учебно-вспомогательного, младшего обслуживающего персонала, а также педагогических работников, не осуществляющих учебного процесса); муниципальных учреждений здравоохранения: врачей муниципальных учреждений здравоохранения; среднего медицинского персонала муниципальных учреждений здравоохранения; прочего персонала, в том числе младшего медицинского персонала, муниципальных учреждений здравоохранения.

Значение показателя в части крупных и средних предприятий и некоммерческих организаций городского округа в отчетном 2010 году составило 21042,4 рублей, превысив значение показателя за 2009 год на 9,7%. Прогнозирование значения показателя на период до 2013 года осуществлено с учетом ежегодного увеличения заработной платы на 105,4% базирующегося на анализе динамики роста с 2006 по 2010 годы.

Уменьшение в отчетном 2010 году размера платы труда учителей и прочего персонала муниципальных общеобразовательных учреждений связано со снижением педагогической нагрузки из-за уменьшения количества обучающихся (2009 год - 80737 человек, 2010 год - 80199 человек) и классов-комплектов (2009 год - 3108, 2010 год - 3084) в муниципальных общеобразовательных учреждениях. Уменьшение количества обучающихся и классов в муниципальных общеобразовательных учреждениях связано со снижением рождаемости детей в период с 1993 по 1998 годы.

Для недопущения неэффективных расходов сокращена численность прочих работников, что повлекло необходимость выравнивания соотношения численности учителей к численности прочего персонала (53%), а значит и изменения оплаты труда учителей в сторону понижения. При этом прочие работники переведены из основного состава сотрудников на работу по совместительству.

Планируемое увеличение значения показателя в части оплаты труда работников бюджетной сферы на период до 2013 года обусловлено, в том числе повышением минимального размера оплаты труда.

.2 Содействие развитию инфраструктуры предпринимательской деятельности в городе Ростове-на-Дону

Ростов-на-Дону - столица ЮФО (Южного федерального округа) Российской Федерации. В этом городе локализованы многие промышленные предприятия и структуры южно-российского масштаба. Этим и обусловлен высокий потенциал бизнеса в Ростове-на-Дону, дополнительная концентрация здесь рабочих мест, высокий уровень активности хозяйственных субъектов и инвестиционная привлекательность.

Стоит отметить, что высокий уровень развития бизнеса в Ростове-на-Дону (по итогам 2008 года), заставил Федеральный деловой журнал РБК включить Ростов-на-Дону в десятку самых привлекательных для осуществления экономической деятельности российских городов. Город второй среди областных центров ЮФО по душевому объему производства. 90% отгруженных товаров здесь приходится на обрабатывающий сектор. Среди отраслей этого сектора почти половину занимает машиностроение (47%). Второе место у пищевых предприятий (34%). На долю легкой, химической промышленности и производство металлических изделий приходится 20%. В машиностроении два главных направления: сельскохозяйственная техника и транспортное машиностроение. В настоящее время в областной столице зарегистрировано более 807 тысяч организаций.

Лидирующие позиции бизнеса в Ростове-на-Дону сохраняют такие предприятия, как Ростсельмаш, Роствертол, Юг Руси, Донобувь, Глория Джинс, 10-ПЗ (выпуск подшипников), Ростовгазоаппарат (отопительные газовые аппараты), колбасный завод «Тавр», Аква-Дон (минеральные и питьевые воды), Донской Табак (4,5% российского табачного рынка), Водочный завод «Южная столица», пивоваренная компания «Балтика-Ростов», Эмпилс (лакокрасочная продукция).

Бизнес в Ростове-на-Дону обслуживается всеми необходимыми компаниями: аудиторские, консалтинговые, лизинговые, страховые, инвестиционно-финансовые. Организацией ежегодных широко известных международных выставок вот уже тринадцать лет занимается ФВЦ (Федеральный выставочный центр) «Бизнес-АРТ». Планируется строительство Международного Конгрессного центра в Ростове-на-Дону. В последние годы в 2,5 раза выросла доля бюджетных средств, которые направляются на развитие и поддержание национальной экономики.

Надежной и полной правовой защитой пользуются на территории области и иностранные инвестиции. Заграничные инвесторы имеют право вкладывать деньги во все отрасли, заниматься любыми видами деятельности, исключая те, на которые введены законодательные ограничения. Бизнес в Ростове-на-Дону получает от зарубежных фирм, кроме финансовой подпитки, новые стандарты работ и технологии. Уже несколько последних лет Ростовский регион является максимально открытым для иностранных инвестиций, в сравнении с другими областями. Значительно возрос объем инвестиций с начала 2010 года, в 1,8 раз, в сравнении с 2009 годом. Интерес к региону обусловлен, в главном, предстоящими сочинскими Олимпийскими играми.

В настоящее время имеется 69 инвестиционных проектов общей суммой 7 млрд. долларов, 70% из них с долей иностранных инвестиций. Уже реализованы в области проекты крупнейших компаний: Lafarge, Coca-Cola, AGC Flat Glass, Air Products, Auchan, PepsiCo, ContourGlobal, Guardian, Leroy Merlin, Real, Castorama, ECE, Ball Corporation, Fondital и другие. Запущен в эксплуатацию один из объектов PepsiCo - завод по производству кукурузных палочек «Cheetos», чипсов «Lay's», хлебных сухариков «Хрусteam».

В рамках реализации Долгосрочной городской целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ростове-на-Дону на 2012-2014 годы", оказавается следующая финансовая поддержка:

. Предоставление субсидий начинающим предпринимателям (субъектам малого бизнеса, срок деятельности которых со дня государственной регистрации не превышает 12 месяцев) для организации собственного дела. Под начинающим предпринимателем понимается субъект малого предпринимательства, зарегистрированный на территории города Ростова-на-Дону и отвечающий требованиям статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», срок предпринимательской деятельности которого со дня его государственной регистрации до даты регистрации заявки на предоставление субсидии не превышает 12 месяцев. Субсидии предоставляются на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства в размере 70% от фактически произведенных затрат, но не более 200 000 рублей. Бюджетные субсидии, предусмотренные на оказание содействия организации собственного дела начинающим предпринимателям, направляются на возмещение части затрат на: - приобретение главных средств в соответствии с бизнес-планом начинающего предпринимателя; - на оплату арендных платежей для целей ведения предпринимательской деятельности, а именно: объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), за исключением объектов незавершенного строительства, временных сооружений, киосков, навесов и других подобных построек; помещений в объектах капитального строительства, за исключением объектов незавершенного строительства, временных сооружений; - на приобретение программного обеспечения и услуг по его обновлению; - по оказанию услуг на получение лицензий на осуществление видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

затраты на обучение сотрудников для целей ведения предпринимательской деятельности;

затраты по оказанию услуг на рекламу, в том числе: размещение рекламы в средствах массовой информации (в том числе объявления в печатных средствах массовой информации, передачи по радио и телевидению); изготовление и/или размещение световой и иной наружной рекламы, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов; изготовление рекламных буклетов, листовок, брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах (работах, услугах). 2. Предоставление субсидий субъекта малого и среднего предпринимательства, в целях возмещения части затрат стоимости приобретенных главных средств и/или специализированного программного обеспечения.

Субсидия предоставляется в целях возмещения части стоимости приобретенных главных средств и (или) специализированного программного обеспечения, необходимых для осуществления деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, приобретенных не ранее 1 января текущего года. Субсидия предоставляется в целях возмещения части стоимости следующих главных средств: - здания (кроме жилых), сооружения; - машины, оборудование; - транспортные средства (грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, транспортные средства со специализированными кузовами, назначением которых является транспортировка грузов и людей (например, автоцистерны, молоко-, цементо-, муковозы, туристические автобусы, маломерные суда, пассажирские суда); - мебель, оборудование для сохранности ценностей; - компьютерная и оргтехника, контрольно-кассовая техника.

. Предоставление субсидий на компенсацию части арендных платежей организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. К организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства относятся агентства поддержки малого и среднего предпринимательства, информационно-консультационные центры, фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность на территории города Ростова-на-Дону. Субсидия предоставляется в целях возмещения части арендных платежей по договору (договорам) аренды: объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), за исключением объектов незавершенного строительства, временных сооружений, киосков, навесов и других подобных построек; помещений в объектах капитального строительства, за исключением объектов незавершенного строительства, временных сооружений, киосков, навесов и других подобных построек; земельных участков, занятых объектами капитального строительства. Субсидия предоставляется в целях возмещения части арендных платежей в период со дня заключения договора (договоров) аренды, но не ранее 1 января текущего года, до дня окончания его действия, но не позднее 31 декабря текущего года.

Заключение

Синергетика может быть использована как синтез знания в разных областях науки, она способна сблизить гуманитарные и естественные науки.

Синергетика выработает новые подходы к обучению и образованию.

Есть отдельные работы по А.А. Богданову, Г. Хакену Однако, практически нет публикаций, посвященных развитию синергетики российскими учеными. Нет статей, где бы сводились воедино главные понятия синергетики. До недавнего времени практически отсутствовали работы, изучающие процесс разработки принципов применения синергетики в социогуманитарном, историческом познании. И лишь на рубеже XX-XXI вв. появились две значительные статьи. Первая - А.Ю. Андреева, М.И. Левандовского, Л. И. Бородкина под названием «Применение теории хаоса к исследованию социальных и экономических процессов в царской России», где исследователи, опираясь на предыдущие подобные попытки, стремятся объяснить причины нестабильного поведения в экономическом и социальном развитии при помощи теории хаоса. В пример приводятся экономические события в России конце XIX- начале XX вв. Кроме того, категория хаос применяется как один из способов анализа рабочего движения в дореволюционной России. Данный метод основан на математических исследованиях и использует механизм «актуализации возможного».

Заслуживает внимания статья Л.И. Бородкина об антропологическом аспекте исторической синергетики. В ней ученый оправдывает знания действия синергетических механизмов при проведении реформ, так как владение синергетическими принципами позволяет выбрать наиболее правильный путь развития, проведения реформирования.

Историографически значимо то, что в статье дается анализ различных точек зрения российских ученых на возможности применения синергетики при характеристике общественных явлений. Здесь Л.И. Бородкин говорит о Е. Топольском, скептически относящемся к возможности применения теории хаоса при познании истории. Согласно точке зрения Е. Топольского, теория хаоса не может применяться к сфере человеческого сознания, так как мотивация людей зависит от их индивидуальности. Выражая свое согласие с Е. Топольским о роли человека как игрушки страшной силы хаоса, Бородкин считает оптимистичным действие хаоса, так как данные ситуации возникают не в каждый системе и не в каждый момент времени, а именно в точках бифуркации процесса.

Далее Л.И. Бородкин изучает позицию В.Ф. Петренко и О.В. Митиной о правомерности использования теории аттракторов и катастроф при описании функционирования общественного сознания. При этом Л.И. Бородкин солидаризуется с рассуждениями российских ученых о том, что социальные процессы постоянно сталкиваются с нестабильными и случайными явлениями, неустойчивыми ситуациями, приводящими к совершенно иному развитию событий, чем было задумано и спланировано.

В одном из сборников А.Ю. Андреев, Л.И. Бородкин, М.И. Левандовский анализируют различные концепции по вопросам возможности применения синергетических уравнений к социальным и историческим проблемам44. В главном рассматриваются и даются оценки работ зарубежных исследователей - Матуран, Мюллер-Бенедикт, Гроссман, Майер-Кресс, Саперстейн, Фабер и Коппелаар.

Тем не менее, отсутствуют обобщающие работы по истории разработки всех вышеперечисленных аспектов. Отсюда значимость и новизна нашего труда, позволяющего в какой-то мере ликвидировать указанные недоработки.

Библиографический список

1.Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии. 2009. № 3.

.Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. -М.: Логос,2008.

.Николис Г.Е. Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. М.: Мир, 1979.

.Философский словарь. Справочник студента / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В.- М.: Филологическое общество «Слово»: ООО «Издательство Аст», 2007.

.Хакен Г. Синергетика. М.: Мир, 2008.

.Варнеке Х.Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предрприятие: Пер. с нем. - М.: МАИК Наука / Интерпериодика, 2009.

.Ефремов B.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. - М.: Финпресс, 2008.

.Сендж П.М. Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации: Пер. с англ. - М.: Олимп-бизнес, 2003.

.Смирнов Э.А. Теория организации: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2010.

.Тарасов В.О. Цыбин А. Новая конкурентная стратегия - построение самообучающихся предприятий // Вопросы теории и практики управления - 2008.

.Теория организации / Иванова Т.Ю. Приходько В.И. - СПб.: Питер, 2009.

.Титов В.В. Управление корпорацией: вопросы эффективности и согласования // Экономическая наука современной России.- №-2011.

Похожие работы на - Роль и место синергетики в управлении городом

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!