Рационализация труда секретаря на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения 'Средняя общеобразовательная школа № 35'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Менеджмент
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    137,46 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рационализация труда секретаря на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения 'Средняя общеобразовательная школа № 35'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФИЛИАЛ) РГСУ

Факультет социального управления и экономики

Кафедра документоведения, государственного и муниципального управления Специальность 350800 (032001.65) «Документоведение и документационное обеспечение управления»


Выпускная квалификационная работа

«Рационализация труда секретаря (на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 35)

Выполнила ________________________

студентка 5 курса очной формы обучения

Кривошеева Надежда Сергеевна

Руководитель ____________________

доктор исторических наук, доцент Коротеева Н.Н.

Допустить к защите:

зав. кафедрой, профессор Свиридов В. И.

______________________

Рецензент _________________________

кандидат исторических наук, доцент

Немцев А.Д.

Курск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Организация деятельности секретаря

.1         Законодательная и нормативная база деятельности секретаря

1.2    Работа секретаря по документному и бездокументному обслуживанию руководителя

ГЛАВА 2. Повышение эффективности секретарской деятельности

.1         Рациональная организация рабочего места

2.2    Оптимизация документооборота

Глава 3. Направления совершенствования секретарской деятельности

.1 Рационализация информационно-аналитической работы и планирования рабочего дня

3.2 Создание автоматизированного рабочего места секретаря

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью секретаря в деятельности организации любой формы собственности. В настоящее время в новых социально-экономических условиях кардинально изменились функции секретаря: от технического секретаря до секретаря-референта - помощника руководителя. Ни одно учреждение, организация, предприятие, фирма не могут существовать без руководителя, осуществляющего организационно-распорядительную деятельность. В то же время любой руководитель нуждается в секретаре-референте (секретаре-помощнике, секретаре), берущем на себя его организационное и информационное обслуживание, освобождающем его от нерациональной траты времени и умеющем поддерживать высокий авторитет руководителя.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, относит должность секретаря руководителя к категории технических исполнителей. Секретарь связывает руководителя с внешним миром и сотрудниками организации, организует прием посетителей, телефонные переговоры, совещания, вовремя получает, обрабатывает, докладывает информацию и документы, оформляет их, хранит и представляет по первому требованию. Высококвалифицированному секретарю поручается подготовка документов. В небольшой организации на секретаря возлагается все организационное и делопроизводственное обслуживание. В крупных учреждениях секретарь есть в каждом структурном подразделении.

Сегодня в организациях и на предприятиях различной организационно-правовой формы существует достаточно много разновидностей секретарской профессии. Круг обязанностей различного секретарского персонала очень разнороден. Но все чаще секретари являются помощниками руководителей. Секретарь руководителя должен не только быстро печатать и правильно оформлять документы, но и составлять тексты различных документов, редактировать проекты, не только рационально организовать прием посетителей и телефонное обслуживание, но и самостоятельно решать многие вопросы в соответствии с порученными от руководителя указаниями.

Следовательно, работа секретаря требует четкой организации, так как она связана с документированием, оформлением документов и их обработкой. К тому же сегодня повсеместно в работе секретаря используются автоматизированные технологии. Их применение повышает требования к профессиональным знаниям и умениям секретаря. В образовательном учреждении секретарь заменяет собой службу делопроизводства крупной организации, то есть один выполняет все функции этой службы. Таким образом, от качества и эффективности информационного и документного обслуживания секретаря будет зависеть успешность управленческой деятельности. А для повышения эффективности управления необходимо совершенствовать работу секретаря по документному и бездокументному обслуживанию, как за счет внедрения новых технологий, так и за счет рационализации труда.

Объектом исследования является организация секретарской деятельности в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 35 им. К.Д. Вробьёва» города Курска (далее - МБОУ СОШ № 35).

Предмет исследования выступает деятельность аппарата управления МБОУ СОШ № 35 по рационализации и совершенствованию секретарской деятельности.

Цель исследования - изучить технологию секретарской деятельности, ее особенности в общеобразовательном учреждении, методы и способы ее рационализации и совершенствования.

Исходя из поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить законодательную и нормативную базу деятельности секретаря;

исследовать работу секретаря по документному и бездокументному обслуживанию руководителя;

проанализировать возможности повышения эффективности секретарской деятельности, такие как рациональная организация рабочего места и оптимизация документооборота;

разработать направления совершенствования секретарской деятельности.

Для решения поставленных выше задач нами были использованы следующие методы:

системного анализа (при изучении системы управленческой документации, изучении технологии работы с документами, разработке рекомендации по совершенствованию деятельности секретаря);

библиографический (при изучении литературы по теме исследования, документации, регламентирующей деятельность секретаря, системы управленческой документации);

опроса (используется для изучения содержания деятельности секретаря);

наблюдения (для определения содержания деятельности секретаря).

Степень изученности проблемы исследования. Секретарская деятельность сегодня является объектом изучения многих специалистов. Общие вопросы организации секретарской деятельности (включающая в себя вопросы правового регулирования деятельности секретаря, уровня информационной культуры и т.п.) достаточно подробно рассмотрены Т.В. Кузнецовой, Л.В. Санкиной, М.В. Стенюковым, Ю.М. Деминым и другими исследователями. Вопросы использования новых технологий в секретарской деятельности рассматривались в публикациях С.Л. Кузнецова, Г.Ю. Максимович, Л.В. Санкиной, О.Б. Назаренко и другими.

Для рассмотрения степени изученности проблемы нами были проанализированы публикации в специализированных журналах «Секретарское дело», «Справочник секретаря и офис-менеджера», «Делопроизводство», «Кадровая служба и управлением персоналом предприятия».

Структура работы соответствует цели исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕКРЕТАРЯ

1.1          Законодательная и нормативная база деятельности секретаря

Законодательная и нормативно-методическая база секретарской деятельности - это совокупность законов, нормативных и методических документов, регламентирующих деятельность секретаря в структуре организации, технологию создания документов и их использования в текущей деятельности. Секретарь, как любое должностное лицо, осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, соответствующими законами и постановлениями субъектов Российской Федерации, а также локальными нормативными актами.

Поскольку одной из функций секретаря является осуществление процесса документирования и организации работы с документами, то в своей деятельности секретарь руководствуется следующими законодательными и нормативными актами:

. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г.

. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения.

. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система ОРД. Требования к оформлению документов».

. ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения».

. ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования».

. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (2010).

. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477.

. Основные правила работы архивов организаций (2002).

. Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях, утвержденные письмом Минобразования РФ от 20 декабря 2000 г. № 03-51/64.

. Организационно-распорядительные документы, издаваемые руководством.

. Инструкция по делопроизводству МБОУ СОШ № 35.

. Устав МБОУ СОШ № 35.

. Должностная инструкция секретаря.

. Правила внутреннего трудового распорядка МБОУ СОШ № 35.

В любой организации, в том числе в общеобразовательном учреждении, ответственность за организацию делопроизводства, своевременное и качественное исполнение документов и их сохранность возлагаются на руководителя общеобразовательного учреждения. Непосредственное ведение делопроизводства в общеобразовательном учреждении возлагается на заведующего канцелярией, секретаря, сотрудника, назначенного ответственным за ведение делопроизводства, которые должны обеспечить учет и прохождение документов в установленные сроки, информировать руководство о состоянии их исполнения, осуществлять ознакомление сотрудников с нормативными и методическими документами по делопроизводству.

Большое значение для правильной и рациональной организации документационного обеспечения деятельности общеобразовательного учреждения (лицей, гимназия, школа), а также строгого соблюдения действующих нормативных документов в сфере документации и информации имеют Методические рекомендации по работе с документами в общеобразовательных учреждениях, утвержденные письмом Минобразования РФ от 20 декабря 2000 г. № 03-51/64. В них изложены сведения об особенностях документирования управленческой деятельности в общеобразовательном учреждении, а также такие вопросы как прием и регистрация документов,  <#"665597.files/image001.jpg">

Наиболее полно отобразить документооборот можно с помощью маршрутных (маршрутно-технологических) схем, графиков, блок-схем.

При построении маршрутных схем и оперограмм необходимо детально изучить технологию выполнения каждого вида работы, при этом следует определить, с чего данная работа начинается (что служит основанием для ее начала), из чего она состоит, на какие этапы подразделяется, чем завершается выполнение работы, какую форму принимает конечный ее результат, как фиксируется ее окончание либо наступление нового цикла ее выполнения.

Схема - графическое представление последовательности решения задачи, в котором используются символы для отображения операций, данных, потоков документов и др.

Блок-схема - разновидность схем, описывающих алгоритмы или процессы, в которых отдельные шаги (звенья процесса) изображаются в виде блоков различной формы, соединенных между собой стрелками.

В схемах используются специальные символы (блоки различной формы) в соответствии с ГОСТ 19.701-90. Пример блок-схемы приведен на рис. 5.

Рисунок 5.


Для создания блок-схем используются различные программные средства, например, MS Visio. Но блок-схему можно нарисовать даже в MS Word, для этого нужно использовать фигуры, изображающие элементы блок-схем.

Схема движения документов может быть представлена в виде таблицы, в левых колонках которой указываются операции и виды документов, сопровождающих данные операции, в заголовках граф указываются пункты прохождения документа, а в поле таблицы с использованием символов и стрелок обозначается перемещение документа (документов).

В МБОУ СОШ № 35 построением схем и маршрутов секретарь не станет заниматься, но табель унифицированных форм документов, а также список нерегистрируемой корреспонденции могут быть внедрены в практику документационного обеспечения и тем сам будут способствовать оптимизации документооборота общеобразовательного учреждения.

Оптимизация документационной работы может быть достигнута путем построения рациональной поисковой системы.

Основой для ее построения является регистрация документов - фиксация факта создания или поступления документа путем проставления на нем даты и регистрационного индекса с последующей записью необходимых сведений о документе в регистрационной форме или входном формате.

Регистрация документов - важнейший этап работы с документами и определяется как «запись учетных данных о документе по установленной форме, фиксирующей факт его создания, отправления или получения».

Задачи регистрации не исчерпываются только учетом документов. Так как в регистрационные формы вносятся главные сведения о документах, создается база данных всех зарегистрированных документах. В процессе регистрации создается информационно-поисковая система по всем документам, которую, затем можно использовать для справочной работы и контроля за исполнением документов.

Правила регистрации описаны в Государственной системе документационного обеспечения управления и Правилах делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477. В обоих документах регистрация рассматривается, прежде всего, как поисковая система по документам организации и поэтому здесь же описывается и порядок организации традиционных и автоматизированных картотек по всему массиву документов организации.

В МБОУ СОШ № 35 регистрация входящих документов осуществляется в день поступления корреспонденции независимо от способа их доставки.

Наибольшая эффективность достигается при централизованной системе регистрации, т.е. при осуществлении всех регистрационных операций в одном месте или одним работником. Такая система позволяет создать единый справочный центр по документам учреждения и устанавливает единый порядок регистрации. В МБОУ СОШ № 35 принята централизованная система, при которой все поступающие документы регистрируется секретарем руководителя.

Регистрация входящих документов, происходит в следующем порядке: секретарь разбирает входящую корреспонденцию и заносит данные о поступивших документах в регистрационный журнал.

На входящем документе штампом в правом нижнем углу проставляется дата поступления и номер по порядку.

Регистрация входящих документов осуществляется путем занесения данных в Журнал регистрации входящих документов (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Форма журнала регистрации поступающих документов

--------------------+---------------+------------+------------+------------

¦ Дата поступления  ¦Корреспондент, ¦  Краткое   ¦ Резолюция  ¦Отметка об ¦

¦и индекс документа ¦ дата и индекс ¦ содержание ¦  или кому  ¦исполнении ¦

¦                   ¦               ¦            ¦ направлен  ¦           ¦

¦                   ¦               ¦            ¦  документ  ¦           ¦

+-------------------+---------------+------------+------------+-----------+

¦         1         ¦       2       ¦     3      ¦     4      ¦     5     ¦

+-------------------+---------------+------------+------------+-----------+

+-------------------+---------------+------------+------------+-----------+

+-------------------+---------------+------------+------------+-----------+

--------------------+---------------+------------+------------+------------

Конечно, с развитием информационных технологий, с внедрением во многих организациях электронной формы регистрации можно сказать, что журнальная система на сегодняшний день устарела, поскольку имеет серьезные недостатки: регистрацию целесообразно осуществлять только одним специалистом, т.к. запись в журналах ведется в последовательности поступления документа. В связи с этим, при большом количестве документов процесс регистрации отнимает много времени, а это ведет к затягиванию процесса обработки. Практически невозможна справочная работа с документами, потому что записи идут в хронологическом порядке и чтобы найти документ быстро, нужно знать его дату. Практически невозможно вести сроковый контроль за исполнением документа, т.к. документы записываются по мере поступления. Для того, чтобы вести контроль даже при журнальной системе дополнительно заводятся дополнительные контрольные карточки. В момент регистрации надо составлять две карточки: одна помещается в сроковую контрольную картотеку, другая в справочную. Это приходится делать потому, что запрос о документе может поступить тогда, когда он еще находится в работе, и быстро навести справку по сроковой картотеке не удается. Такой запрос в положенные 3 минуты можно выполнить только по справочной картотеке. Следовательно, пока документ в работе, на него имеются две карточки - в сроковой и справочной картотеках.

После исполнения документа карточка из сроковой картотеке как более полная и имеющая все отметки о решении вопроса, затронутого в документе, переставляется в справочную картотеку, а аналогичная карточка из справочной картотеки вынимается и уничтожается либо используется при создании дополнительной справочной картотеки для поиска документов по другому поисковому признаку (например, если основная картотека построена по тематическому признаку, то в дополнительной карточки могут располагаться по алфавиту корреспондентов).

Любая справочная картотека состоит из карточек, для которых нужен ящик или несколько ящиков, т.к. эти карточки будут накапливаться в течение года. Разделителями в карточной картотеке обычно бывают названия структурных подразделений или направление деятельности.

Всегда отдельно ведется картотека по обращениям граждан. Она строится по алфавиту фамилий авторов обращений. Так же отдельную картотеку заводят на законодательные, нормативные, распорядительные документы. В ней карточки располагаются по тематическому признаку. Количество карточек не ограничено. Общий срок хранения карточек три года. В картотеке законодательных, нормативных и распорядительных документов карточки стоят не три года, а до замены новыми.

На исходящих документах проставляется исходящий регистрационный номер в соответствии с действующими требованиями. Он располагается в верхнем левом углу первого листа и состоит из порядкового номера в пределах регистрируемого массива документов. В соответствии с требованиями ГСДОУ в индекс документа должен входить индекс по номенклатуре дел подразделения, код подразделения, порядковый номер и дата.

Регистрация исходящей документации осуществляется также в журнальной форме (см. таблицу 3).

Таблица 3.

Форма журнала регистрации отправляемых документов

--------------------+-------------------+---------------+------------------

¦   Дата и индекс   ¦   Корреспондент   ¦    Краткое    ¦   Отметка об    ¦

¦     документа     ¦                   ¦  содержание   ¦   исполнении    ¦

+-------------------+-------------------+---------------+-----------------+

¦         1         ¦         2         ¦       3       ¦        4        ¦

+-------------------+-------------------+---------------+-----------------+

+-------------------+-------------------+---------------+-----------------+

+-------------------+-------------------+---------------+-----------------+

Анализ регистрации исходящей документации за 2010-2012 гг. показал увеличение исходящей корреспонденции по всем ее видам (см. таблицу 4).

Таблица 4.

№ п/п

Наименование операций

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1

Регистрация исходящей корреспонденции

387

396

423

2

Передача документов по факсу

21

45

98

3

Отправление телеграмм

3

6

10

4

Отправление писем

42

54

89

5

Всего обработано исходящих документов

453

501

620


Оформлено и зарегистрировано:

№ п/п

Наименование операций

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1

Оформление приказов

91

135

143

2

Прием телефонограмм

12

15

21

3

Всего

103

150

164


Приказы регистрируются в отдельном журнале по форме, представленной в таблице 5.

Таблица 5.

Форма журнала регистрации приказов

--------------------+--------------------+----------------+----------------

¦   Дата и индекс   ¦    Кто подписал    ¦   Заголовок    ¦  Отметка об   ¦

¦     документа     ¦                    ¦    приказа     ¦  исполнении   ¦

+-------------------+--------------------+----------------+---------------+

¦         1         ¦         2          ¦       3        ¦       4       ¦

+-------------------+--------------------+----------------+---------------+

+-------------------+--------------------+----------------+---------------+

Все образцы регистрационных форм в МБОУ СОШ № 35 взяты из справочных приложений Методических рекомендаций по работе с документами в общеобразовательных учреждениях, утвержденных письмом Минобразования РФ от 20.12.2000 № 03-51/64.

Исполнение документа контролируется с момента постановки его на контроль. На левом поле документа на уровне заголовков предусмотрено место для специальной отметки о контроле исполнения. Отметку о контроле ставят штампом со словом «контроль» на верхнем поле документа. Это не противоречит Правилам делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти 2009 г.

Контрольный массив организуется таким образом, чтобы независимо от того, является ли документ внутренним, входящим или исходящим, документы могли классифицироваться по срокам исполнения (по дням текущего месяца, а также на более длительные сроки исполнения). Документы с контроля снимает секретарь после фактического выполнения задания. В этом случае на документе проставляется отметка, подписанная лицом, подтверждающим исполнение.

Своевременное исполнение документов способствует повышению исполнительской дисциплины, четкости в документационной работе, совершенствованию организации контроля и управления в целом. А это обеспечивает четкий ритм работы всей организации.

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕКРЕТАРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

.1 Рационализация информационно-аналитической работы и планирования рабочего дня

Среди факторов, влияющих на повышение качества и эффективности работы секретарей, одно из ведущих мест занимает умение осуществлять аналитическую переработку документов, информации. Эффективное использование документографической информации невозможно без упорядоченных документальных ресурсов, без предварительно проведенной обработки документов. Значимость аналитической обработки и переработки информации в работе секретаря объясняется увеличением потока документальной информации и необходимостью более оперативного информационно-документационного обслуживания руководителя. Осуществление таких процессов, как: анализ документа, поиск необходимых документов, аннотирование, реферирование, обозрение, фактографирование - требует от секретаря определенной подготовки.

Сегодня секретарь, как и любой информационный работник, выступает посредником в системе «Документ (Д) - Потребитель (П) (руководитель)», занимается непосредственно информационно-документационным обслуживанием своего руководителя. Для эффективной реализации этой функции ему необходимо знать, какая информация (по содержанию) нужна руководителю, и в какой форме ее следует представить, чтобы руководитель в имеющееся у него время смог ее просмотреть. (Например: в виде списка литературы с аннотациями и рефератами на источники и т.д.).

В ходе посреднической деятельности в системе «Д - П» секретарь часто сталкивается с необходимостью справочно-информационного обслуживания, т. е. выдачей различных справок (фактографических, тематических). Осуществляя эту деятельность, он выступает как пользователем различных информационных служб, книготорговых организаций и т.д., так и субъектом, занимающимся непосредственно поиском информации и нахождением ответов.

Для успешной практической реализации этой схемы секретарям важно овладеть теоретическими и методическими основами информационно-аналитического обслуживания руководителя.

Важным направлением совершенствования деятельности секретаря является умение работать с различными источниками документированной информации - это умение правильно оценить документ, быстро разобраться в его структуре, взять и зафиксировать в удобной форме все, что в нем оказалось ценным и нужным.

Умением работать с документами обладают далеко не все. Наиболее частые ошибки здесь - отсутствие должной целесообразности в чтении, недостаточное использование справочного аппарата, нерациональная форма записи прочитанного. Все это снижает качество обработанной информации.

Для успешной посреднической деятельности в системе «Д - П» для секретарей важны знания в области аннотирования и реферирования документов.

Аннотация - краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей

Аннотация должна быть лаконичной (длинные аннотации не всегда дочитываются до конца), но в то же время достаточно конкретной, со ссылкой, в случае необходимости, на факты, имена, даты и т.д., вполне понятные без перечитывания. В аннотациях следует избегать сложных придаточных предложений, тяжелых синтаксических оборотов, длинных определений. Если одно и то же понятие можно определить рядом синонимов, необходимо остановиться на наиболее употребительном. Надо избегать в аннотации лишних слов, которые без ущерба для смысла можно выбросить. Желательно соблюдать такое единство времени и единообразие глагольных форм, не следует начинать с предлога «о». Аннотация не должна повторять сведений, содержащихся в заглавиях, и перефразировать их. Научная терминология, применяемая в аннотации, должна быть общепринятой, соответствовать современному уровню знаний. Приводимые в библиографическом описании малоизвестные и устаревшие термины или, термины, используемые только данным автором, следует пояснять. Рекомендуемый средний объем аннотации 500 печатных знаков.

Для специалиста - секретаря, работающего с документами, важно знать, что процесс аннотирования включает в себя следующие основные этапы:

. Анализ текста документа.

. Изучение дополнительных источников.

. Отбор сведений, характеризующих существо данного произведения.

. Литературное оформление и редактирование аннотаций.

Анализ текста произведения. Прежде всего, определяется вид издания (моноиздание, сборник, часть многотомного или выпуск серийного издания). Устанавливается, какому вопросу, теме или области науки посвящено произведение. Обращается внимание на структуру издания, выявляются принципы группировки материала. Анализ формы изложения материала помогает при определении читательского адреса. С этой точки изучают, насколько полно, доступно и наглядно изложены вопросы. Помимо текста самого произведения секретарь-референт просматривает предисловие, вступительную статью, примечания. Если сведений оказывается недостаточно, следует обратиться к дополнительным источникам.

Изучение дополнительных источников: рецензии, критические статьи, критико-библиографические, исторические и историко-литературные работы. Выявляются эти источники с помощью справочных и библиографических изданий.

Отбор сведений, характеризующих данное произведение. При аннотировании произведений, созданных в прошлые эпохи, приводят фактические данные об авторе, характеризуют идейную, научную и художественную ценность его произведений, а также условия, в которых они были написаны. При составлении аннотаций на современные произведения печати секретари-референты должны быть объективными, не должны полагаться только на личные впечатления. Очень распространенным приемом аннотирования является цитирование. В одном случае цитируются слова автора, в другом - действующего лица, в третьем - отзыв ученого, критика, очевидца событий, воспоминания современников.

Литературное оформление и редактирование аннотации. Лаконичность - отличительная черта литературно оформленной аннотации. Задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные сведения, при этом выделить наиболее существенное, главное. Например, чтобы привлечь внимание читателей к конкретной книге, в самом начале рекомендательной аннотации сообщают об интересном факте или подчеркнуть значение данного произведения в ряду других, близких по содержанию.

Следующий способ аналитического свертывания необходимой для

управленческого звена информации является реферирование. Реферирование - наиболее значимый процесс в раскрытии содержания документов. Реферирование - процесс мысленной подготовки и письменного изложения читаемого текста, результатом которого является составление вторичного документа - реферата. Несмотря на активное изучение этого процесса специалистами, само понятие «реферат» до сих пор не получило однозначного толкования.

Реферат - краткое точное изложение содержания документа, включающее основные фактические сведения и выводы, без дополнительной интерпретации или критических замечаний автора реферата. Рефераты выполняют следующие функции:

дают возможность установить основное содержание документа, определить его релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту документа;

предоставляют информацию о документе и устраняют необходимость чтения полного текста документа в случае, если документ представляет для читателя (руководителя) второстепенный интерес;

используются в традиционных и автоматизированных информационных системах для поиска документа и информации.

Рефераты должны отвечать следующим требованиям:

.        Текст документа не должен содержать интерпретацию содержания документа, критические замечания и точку зрения автора реферата, а также информацию, которой нет в исходном документе. Текст реферата должен отличаться лаконичностью, четкостью, убедительностью формулировок, отсутствием второстепенной информации. Текст реферата начинают фразой, в которой сформулирована главная тема документа. Сведения, содержащиеся в заглавии и библиографическом описании, не должны повторяться в тексте реферата. Следует избегать лишних вводных фраз (Например: «автор статьи рассматривает...»). Исторические справки, если они не составляют основное содержание документа, описание ранее опубликованных работ и общеизвестные положения, в реферате не приводятся. В тексте следует употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных грамматических конструкций. В тексте реферата следует применять стандартную терминологию. Следует избегать употребления малораспространенных терминов или разъяснить их при первом упоминании в тексте. Необходимо соблюдать единство терминологии в пределах реферата. Следует применять значимые слова из текста исходного документа для обеспечения автоматизированного поиска. Сокращения и условные обозначения, кроме общеупотребительных в научных и технических текстах, применяют в исключительных случаях или дают их определения при первом употреблении. Единицы физических величин следует приводить в международной системе СИ. Допускается приводить в круглых скобках рядом с величиной в системе СИ значение величины в системе единиц, использованной в исходном документе. Имена собственные (фамилии, наименования организаций и др.) приводят на языке первоисточника. Допускается транскрипция собственных имен или перевод на язык реферата с добавлением в скобках при первом упоминании собственного имени в оригинальном написании. Географические названия следует приводить в соответствии с последним изданием «Атласа мира». При отсутствии данного географического названия в «Атласе мира» его приводят в той же форме, что и в исходном документе. Таблицы, формулы, чертежи, рисунки, схемы, диаграммы включаются только в случае необходимости, если они раскрывают основное содержание документа и позволяют сократить объем реферата. Объем текста реферата определяется содержанием документа, а также доступностью и языком реферируемого документа. Рекомендуемый средний объем текста реферата 850 печатных знаков.

Реферативное чтение исходного текста подразделяется на ознакомительное, изучающее и собственно реферативное. Оно преследует задачу определить тематику документа, разобраться в содержании и осмыслить его. Во время реферативного анализа текст документа разбивается на отдельные фрагменты. Задачей автора реферата является извлечение информации с нужной степенью полноты из каждого фрагмента. Затем эта информация изучается, выявляется наиболее ценная и определяется способ ее представления в соответствии с целевым назначением реферата. Процедуру реферативного анализа облегчает использование специальных методов реферирования.

Экстрагирование - широко распространенный метод анализа, сущность которого в том, что из текста выбираются предложения, которые лексически и синтаксически полностью переносятся в реферат-экстракт.

Анкетные (поаспектные) методы подразделяются на два вида: адаптивные и позиционные. Качественное их отличие в том, что адаптивное реферирование применяется, как правило, для политематических текстов, позиционное же реферирование оказывается наиболее эффективным для текстов узкотематического, отраслевого характера.

Характерная черта адаптивного реферирования - нестрогая постановка задачи референту. С помощью инструкций и методических рекомендаций указывается, что следует включать и как целесообразно строить изложение в реферате. В отличие от адаптивного, позиционное реферирование носит более жесткий алгоритмический характер. Путем анализа узкой тематической области выявляются аспекты содержания, определяется строгий порядок их следования и составляется план содержания будущего реферата. Реферирование сводится к заключению соответствующих позиций плана и построению вторичного документа.

Секретари при осуществлении процесса реферирования могут использовать методику формализованного составления рефератов, назначение которой заключается в снижении субъективности действий человека; в повышении качества подготавливаемых вторичных документов и т.д. Технология формализованного реферирования включает выполнение следующих операций:

.        Составление библиографического описания первичного документа;

.        Анализ текста первичного документа.

.        Синтез текста.

.        Редактирование извлеченных из текста первичного документа предложений.

.        Запись и оформление реферата.

Результатом использования формализованной методики реферирования является составление реферата-экстракта - вторичного документа, полученного путем извлечения из текста первичного документа наиболее важных в смысловом отношении предложений, обладающих формальными текстовыми признаками.

Структура реферата-экстракта включает:

.        Библиографическое описание.

.        Текст реферата, состоящий из следующих аспектов содержания первичного документа:

целевая установка;

предлагаемый вариант решения (или объект, предмет рассмотрения);

особенности предлагаемого варианта решения;

назначение или область применения предмета рассмотрения;

место исследования;

экспериментальная проверка;

оборудование или технические средства реализации;

результаты;

выводы;

преимущества предлагаемого варианта решения;

рекомендации.

В реферируемом документе могут отсутствовать какие-либо выше перечисленные аспекты, однако последовательность их изложения сохраняется.

Знакомство с методами и способами изложения информации повысит качество составляемых секретарем рефератов на те или иные документы.

В последние годы наиболее распространенной формой концептографического обслуживания руководителей необходимой информацией стала обзорная деятельность. Обзорная деятельность - важная профессиональная обязанность секретарей. Знание ими основных теоретических и методологических знаний в области обзорной деятельности можно оценивать как условие повышения качества и эффективности их профессиональной деятельности.

Обзор - это информационное издание, создаваемые путем логической переработки документальной информации в целях получения необходимого выводного знания о состоянии, развитии и возможных путях решения данной проблемы. Виды обзора: библиографический, реферативный и аналитический.

Библиографический обзор - это обзор (универсальный, специальный, индивидуальный), который отражает выводное знание в виде системы документальных источников информации, использование которых позволяет решить соответствующие задачи информационного управления.

Реферативный обзор - это обзор (универсальный, специальный, индивидуальный), который воспроизводит выводные знания в виде системы фактографической информации, необходимые для информационного управления.

Монографический обзор - обзор (универсальный, специальный, индивидуальный), который воспроизводит выводные знания в виде самого информационного решения (концепции, теории), то есть оптимально необходимой обзорной информации.

Процесс составления обзора сугубо индивидуален и зависит от многих факторов - уровня квалификации, знаний и творческих способностей составителя обзора, условий организации работы, наличия и использования материалов (документов-первоисточников), четкого определения целей и задач обзора, тематических, хронологических, географических границ разработки проблемы (темы) и др. Овладение навыками работы над обзором - важный путь оптимизации содержания деятельности секретаря.

Рассмотрим этапы подготовки и выпуска обзора:

этап - Разработка предмета и рабочего плана обзора.

.1. Выбор темы, разработка заказа на составление обзора с указанием основных требований и типологических характеристик.

.2. Составление предварительного тематического рубрикатора проблемы, рассматриваемой в обзоре.

.3. Составление предварительного списка литературы.

.4. Составление и согласование с заказчиком рабочего плана обзора.

.5. Установление структуры и объема обзора.

этап - Составление обзора.

.1. Аналитико-синтетическая обработка документальной информации:

.1.1. Поиск, отбор и систематизация.

.1.2. Анализ, оценка и синтез.

.1.3. Обобщение, выводы и рекомендации.

.1.4. Прогнозы развития (решения).

.2. Литературное оформление обзора.

.2.1.Введение.

.2.2 Основная часть.

.2.3.Заключение (выводы).

.3. Разработка справочного аппарата обзора.

.4. Оформление и сдача заказчику рукописи обзора.

этап - Редактирование обзора.

этап - Тиражирование и распространение обзора.

Структура обзора содержит следующие элементы: реферат, вводную часть, аналитическую часть, выводы (обязательные элементы); рекомендации, приложение (факультативные элементы).

В вводной части обзора обосновывается выбор темы с указанием актуальности и значимости вопроса, назначение обзора, временного интервала анализируемого периода, видов использованных источников, тематических границ анализа рассматриваемого вопроса.

Аналитическая часть содержит анализ и его результаты, обобщение и оценку систематизированных сведений; существующие взгляды, концепции, нерешенные вопросы; использованные методы и средства исследования, состояние исследований и разработка; достигнутый научно-технический уровень, организационно-экономическую ситуацию, тенденции развития.

При современном развитии вычислительной техники многие процессы работы над обзорами можно автоматизировать с помощью гипертекстовых систем.

Как видим, знания и умения в области информационно-аналитической деятельности сегодня значимы в профессиональной деятельности секретарей и являются главным фактором повышения их профессионализма.

Но работа секретаря весьма многогранна. На всех рассмотренных выше ступенях сегодня, как показывают результаты анализа литературы, секретари так или иначе, занимаются высоким интеллектуальным трудом, от которого зависит успех организации.

Секретарь должен уметь выполнять все виды работ: от простейших технических до творческих.        Секретарь - прежде всего, помощник руководителя. Для выполнения на качественном уровне всех профессиональных обязанностей секретарю нужны глубокие аналитические знания в области организации и технологии документационного обеспечения управления.

Для эффективного выполнения всех перечисленных функций в работе секретарей немаловажное значение имеет умение организовать свою работу.

Результаты анализа нашего исследования наглядно подтвердили проявление в современном обществе тенденций усиления информационно - документных функций в деятельности секретаря. Поэтому важным условием совершенствования деятельности данных специалистов выступает регулярное повышение уровня их квалификации, автоматизация технологических процессов документирования и организации работы с документами, рационализация документного и бездокументного обслуживания и т.п.

Важнейшая задача секретаря - разгрузка руководителя, помощь в рациональном распределении такого ресурса, как время. Упущенное время нельзя вернуть, возместить, сутки увеличить. Но секретарь должен помочь руководителю эффективно использовать его рабочий день. Поэтому задачи, стоящие перед секретарем, неотделимы от задач руководителя.

Секретарь обязан максимально разгрузить руководителя от подготовительных, технических и отдельных видов текущей организационной работы, высвободить его время для творческой деятельности, существенно облегчить его управленческую работу. Для этого секретарь должен хорошо знать распорядок дня руководителя и иметь четкое представление о его планах на ближайшую неделю, месяц, квартал. Так как обязанность секретаря следить за исполнением этих планов, организовать или напомнить о предстоящем совещании, встрече, переговорах, отчете и т.д., то и план рабочего дня секретаря во многом зависит от рабочих планов руководителя. При организации своего рабочего времени секретарь исходит прежде всего из иерархии по важности и времени задач, стоящих перед руководителем.

Часть рабочего плана секретаря совершенно от него не зависит, так как связана с режимом работы руководителя - обслуживание совещания, прием посетителей, оформление документов для руководителя, их подписание и т.д.

Но в обязанности секретаря входит и его повседневная работа, которую он должен выполнить: ежедневный утренний прием корреспонденции, ее обработка, ведение контрольной картотеки, раскладка документов в дела и т.д. Вот эти регулярно повторяющиеся ежедневно, еженедельно и ежемесячно виды работ и войдут в основу плана личной работы секретаря.

Хотелось бы порекомендовать внедрение в практику работы секретаря МБОУ СОШ № 35 составление плана рабочего дня.

Составляя план конкретного рабочего дня, сначала записывают повторяющиеся мероприятия, например:

приведение в порядок рабочего места руководителя;

подготовка к работе своего рабочего места;

обработка поступивших факсов, электронной почты и другой корреспонденции;

просмотр контрольной картотеки;

- доклад руководителю о текущих делах, уточнение его рабочего плана.

Далее план рабочего дня секретаря зависит от плана рабочего дня руководителя. Например, руководитель проводит совещание в 12.30, следовательно, у секретаря в плане будет стоять подготовка совещания (напоминания, размножение материалов, подготовка помещения), ведение протокола. Если руководитель должен уехать на совещание, допустим в Комитет образования г. Курска в 13 ч., то у секретаря в плане будет стоять на 12.50 - напоминание руководителю, вызов машины <http://click02.begun.ru/click.jsp?url=RU4icrO5uLl7E2rR2uPF4glW1OOPXT*wyEV-IWHp49nK3FzNg0Y0ukhXE7u-xpCkOjFJVFGyc5H*WD2agDcjLvD2H*5S85HC-O4vwX4EN*bJ58LaWKFih5jJAvjFe9M1u8UlIjITB3lJ7TfFj1ZKRFap3kcGCHlq4OBRW*uQH3Ji*2L96wGqh1K*FY8eJfwG*NNi9idybSng1bnLzdqLkywX*p3r1ahz9VPzofx7VKdVxX2YmtnkPmjIsVyAKUmoTBA-PTuxMsEy-vlRLQ0jvk*Gg6d1v*jIPnyxiiy-rR4Cq-sDkqzUHnInXIoobd8QIueCTKeME0NZNWewONohVYMTbaX*OyrfK1v7R1w0KWKjU93orBJOKYR3iHkQId2x121VohETfoZXRn5SGOXV-eDHFnsTG4WRpD6rkxDKUsVaG6rdVN2m7gED6JR2rQhXu3N3kBb0ycmVag4pChFF9yWGLT7bEec9diSoOpB5gyBUME4fOYXT5TZZOvkcxPxzn568MojrPubd8jgM>, подготовка необходимых документов и т.д. В перечне работ на день надо указать, с кем и во сколько надо соединить руководителя по телефону, какие документы предстоит перепечатать и т.д.

Лучше, если будет согласовано с руководителем ежедневное определенное время для подписания документов, приема им сотрудников учреждения и т.д. Это не только упорядочит работу руководителя, но и облегчит планирование рабочего дня секретаря. Планируя текущий день, необходимо учесть время и на подготовку предстоящих в другие дни мероприятий.

В работе секретаря много непредвиденных ситуаций - внезапных заданий руководителя, телефонных звонков, случайных посетителей. Эти факторы трудно поддаются регулированию, поэтому в плане рабочего дня всегда должно быть резервное время.

В конце дня секретарь обрабатывает и отправляет исходящую корреспонденцию и, заканчивая рабочий день, намечает мероприятия на завтра.

В том случае, если руководитель остается работать после окончания рабочего дня, секретарь по договоренности с ним может уйти только после того, как обеспечит руководителя всей необходимой информацией.

Перед уходом секретарь обязан убрать все документы, закрыть на ключ сейф и шкафы и привести в порядок свое рабочее место. Необходимо выключить из сети технические средства, за исключением осуществляющих прием и передачу информации в дежурном режиме (автоответчик, факс, модем и т.п.).

Рационализировать рабочий день секретаря путем его планирования поможет фотография рабочего дня. Это один из методов изучения использования рабочего времени путём непрерывного наблюдения и измерения всех его затрат на протяжении смены. Проводится в целях выявления резервов повышения производительности труда.

С помощью фотографии рабочего дня решаются следующие основные задачи:

определение фактического баланса использования рабочего времени;

фактической выработки продукции и темпов её выпуска на протяжении смены;

выявление потерь рабочего времени, анализ причин, их вызвавших;

получение данных для расчёта нормативов подготовительно-заключительного времени, времени обслуживания рабочего места и времени перерывов на отдых, а также норм на выполнение работ по секретарскому обслуживанию

Секретарю можно рекомендовать индивидуальную фотографию рабочего дня или самофотографию рабочего дня.

В любом из этих вариантов фотография рабочего дня проводится по следующим этапам: подготовка, проведение наблюдения (в процессе последнего записываются все последовательные действия секретаря), регистрируются затраты времени на протяжении рабочего дня, анализ его результатов, разработка организационно-технических мероприятий, направленных на ликвидацию потерь рабочего времени, проектирование нормативного баланса рабочего дня, расчёт коэффициентов рабочего времени.

Секретарю общеобразовательного учреждения можно порекомендовать следующий план рабочего дня:

.30- приход на работу

.45-просмотр входящей корреспонденции

.00-оперативное совещание при директоре (получение задания на день)

.00- работа с документами (подготовка писем, текущих документов)

.00-отправка исходящей документации (по факсу, e-mail, с курьером)

.00-обеденный перерыв

.00-работа с руководителем (подпись документов, подготовка проектов документов и т.д.)

.00-проверка выполнения плана работы на текущий день, внесение корректив, составление плана работы на следующий день, подготовка плана мероприятий для руководителя

В течение дня - ответы на телефонные звонки, прием посетителей, выполнение экстренных поручений руководителя

.30-завершение работы, выключение оргтехники, проверка окон, уборка документов на свои места.

Конечно, такое планирование является примерным, так как каждый день может вносить свои коррективы, но данного распорядка дня секретарь придерживается для рационального использования своего рабочего времени.

работа секретарь автоматизированный информационный

3.2 Создание автоматизированного рабочего места секретаря

В современных условиях информатизации и автоматизации всех производственных функций организации для рационализации труда секретаря можно порекомендовать внедрение автоматизированного рабочего места секретаря. Автоматизированное рабочее место (АРМ) секретаря можно определить как комплекс информационных ресурсов, программно-технических и организационно - технологических средств индивидуального и коллективного пользования, объединенных для выполнения определенных функций профессионального работника управления.

С помощью АРМ секретарь сможет обрабатывать тексты, посылать и принимать сообщения, хранящиеся в памяти ЭВМ, участвовать в совещаниях, выполнять расчеты и т.д.

В основу конструирования АРМ могут быть положены следующие основные принципы:

. Максимальная ориентация на конечного пользователя, достигаемая созданием инструментальных средств адаптации АРМ к уровню подготовки пользователя, возможностей его обучения и самообучения.

. Формализация профессиональных знаний, то есть возможность предоставления с помощью АРМ самостоятельно автоматизировать новые функции и решать новые задачи в процессе накопления опыта работы с системой.

. Проблемная ориентация АРМ на решение определенного класса задач, объединенных общей технологией обработки информации, единством режимов работы и эксплуатации.

. Модульность построения, обеспечивающая сопряжение АРМ с другими элементами системы обработки информации, а также модификацию и наращивание возможностей АРМ без прерывания его функционирования.

. Эргономичность, то есть создание для пользователя комфортных условий труда и дружественного интерфейса общения с системой.

Создание АРМ для систем организационного управления предполагает проведение их структуризации и параметризации на стадии проектирования.

Структуризация АРМ включает описание среды функционирования: обеспечивающих и функциональных подсистем и связей между ними, интерфейсов с пользователем и техническими средствами, средств информационного и программного обеспечения.

Параметризация предусматривает выделение и исследование параметров, выделение и исследование параметров технических, программных и информационных средств, удовлетворяющих требованиям и ограничениям, сформированным при структуризации.

АРМ включает функциональную и обеспечивающие части.

Функциональная часть определяет содержание конкретного АРМ и включает описание совокупности взаимосвязанных задач, отражающих особенности автоматизируемых функций деятельности пользователя. В основе разработки функционального обеспечения лежат требования пользователя к АРМ и его функциональная спецификация,

Обеспечивающая часть включает традиционные виды обеспечения: информационное, программное, техническое, технологическое, и другие.

Информационное обеспечение включает описание организации информационной базы, регламентирует информационные связи, предопределяет состав и содержание всей системы информационного отображения.

Программное обеспечение АРМ подразделяется на общее и функциональное.

Общее программное обеспечение (ОПО) поставляется в комплекте с ПЭВМ и включает операционные системы, прикладные программы, расширяющие возможности операционных систем, программные средства диалога и другие. ОПО предназначено для управления работой процессора, организации доступа к памяти, периферийным устройствам, запуска и управления процессором, выполнения прикладных программ, обеспечения выполнения программ на языках высокого уровня.

Функциональное программное обеспечение предназначено для автоматизации решения функциональных задач, включает универсальные программы и функциональные пакеты. При проектировании этих программных средств необходимо соблюдать принципы ориентации разработки на конкретного пользователя. Совокупность требований к программному и техническому обеспечению отображается на множестве функций пользователя, и это позволяет решать проблему профессиональной ориентации на пользователя.

Техническое обеспечение АРМ представляет собой комплекс технических средств обработки информации на базе ПЭВМ, предназначенный для автоматизации функций специалиста в предметной и проблемной областях его профессиональных интересов.

АРМ специалиста сферы организационного управления, в нашем случае секретаря, обычно базируется на ПЭВМ индивидуального или коллективного пользования.

Технологическое обеспечение АРМ предназначено для организации технологического процесса использования АРМ применительно к комплексу решаемых задач, соответствующих функциям специалиста.

Технологический процесс представляет собой совокупность функциональных работ, включающих обеспечение ввода, контроля, редактирования и манипулирования данными, накопление, хранение, поиск, защиту, получение выходных документов. В связи с тем, что пользователь является, как правило, участником некоторого коллектива и выполняет в нем определенную работу, необходимо предусмотреть технологическое взаимодействие исполнителей при решении задач, обеспечить условие совместной работы специалистов. Эти положения должны отражаться в квалификационных требованиях и должностных инструкциях пользователей АРМ.

В основу классификации АРМ может быть положен ряд классификационных признаков. С учетом областей применения возможна классификация АРМ по функциональному признаку, в нашем случае АРМ административно - управленческого персонала. Важным классификационным признаком АРМ является режим его эксплуатации, по которому выделяются одиночный, групповой и сетевой режимы эксплуатации. В первом случае АРМ реализуется на обособленной ПЭВМ, все ресурсы который находятся в монопольном распоряжении пользователя. Такое рабочее место ориентировано на решение нестандартных, специфических задач, и для его реализации применяются ЭВМ небольшой мощности.

При групповом режиме эксплуатации на базе одной ЭВМ реализуется несколько рабочих мест, объединенных по принципу административной или функциональной общности. В этом случае требуются уже более мощные ЭВМ и достаточно сложное программное обеспечение. Групповой режим эксплуатации обычно используется для организации распределенной обработки данных в пределах организации для обслуживания стабильных групп специалистов и руководителей.

Сетевой режим эксплуатации АРМ объединяет достоинства первого и второго. В этом случае каждое АРМ строится на базе одной ЭВМ, но в то же время имеется возможность использовать некоторые общие ресурсы вычислительной сети.

Секретарская деятельность по своей сути является сложной и многофункциональной. Она выполняет ключевую задачу в организации документооборота.

АРМ «Секретаря» должно стать составной частью делопроизводства МБОУ СОШ № 35, поэтому необходимо автоматизировать не только приемную, но и учительскую, классные комнаты.

При создании АРМ «Секретаря» необходимо опираться на основные принципы: системность, гибкость, устойчивость, эффективность.

Процесс проектирования баз данных представляет собой последовательность переходов от неформального словесного описания информационной структуры предметной области к формализованному описанию объектов предметной области в терминах некоторой модели.

В общем случае можно выделить следующие этапы проектирования:

. Системный анализ и словесное описание информационных объектов предметной области.

. Проектирование инфологической модели предметной области - частично формализованное описание объектов предметной области в терминах некоторой семантической модели.

. Выбор базы данных.

. Даталогическое или логическое проектирование базы данных, то есть ее описание в терминах принятой даталогической модели данных.

. Физическое проектирование базы данных, то есть выбор эффективного размещения базы данных на внешних носителях для обеспечения наиболее эффективной работы приложения.

Логическая организация базы данных - это представление пользователя о той предметной области, информация о которой должна храниться в базе данных. Результатом логического проектирования является концептуальная (внешняя, информационно-логическая) схема базы данных - логическая модель предметной области. Такая модель отражает три вида информации:

сведения об объектах предметной области, их свойствах и отношениях между объектами.

Например, в базе данных АРМ «Секретаря» необходимо хранить данные о входящей, исходящей и внутренней документации. Как следствие, нужно хранить характеристики документа. Если для этих целей будет использоваться одна таблица, то станет очевидным нерациональное использование памяти компьютера. Поэтому информацию необходимо разбить на несколько таблиц, которые будут между собой взаимосвязаны.

При создании базы данных АРМ «Секретаря» необходимо создать следующие таблицы: атрибуты входящих документов; атрибуты исходящих документов; индексы структурных подразделений; название документов; резолюция; сроки исполнения исходящих документов; сроки исполнения исходящих документов; справочник по видам документов.

Перед тем, как создавать таблицы, необходимо определить их структуру: набор полей и их формат. Чтобы описать очередное поле в структуре таблицы, необходимо вначале указать название поля и после этого определить тип данных, которые будут в нем храниться. Кроме этого, можно также описать назначение информации, которая будет вводиться в это поле.

Для любой таблицы в базе данных должен быть задан так называемый первичный ключ, который позволяет однозначно определить ту или иную запись в таблице. Он необходим для уникальности имеющихся в таблице записей.

Модель базы данных АРМ «Секретаря».

Атрибут

Тип

Размер

Примечание

Ключевые поля

Атрибуты входящих документов

Регистрационный номер

Числовой

8 байт



Источник

Текстовый

До 255 байт



Ответственный исполнитель

Текстовый

До 255 байт



Контрольный срок исполнения

Дата/время

8 байт



Контролирующее лицо

Текстовый

До 255 байт



Дата документа

Дата/время

8 байт



Код документа

Числовой

До 255 байт



аннотация

Текстовый

До 65535 байт



Контрольный срок ответа

Дата/время

8 байт



Атрибуты исходящих документов

Регистрационный номер

Числовой

8 байт



Ответственный исполнитель

Текстовый

До 255 байт



Контролирующее лицо

Текстовый

До 255 байт



Дата документа

Дата/время

8 байт



Вид документа

Текстовый

До 255 байт



Аннотация

Текстовый

До 65535 байт



Адресат

Текстовый

До 255 байт



Дата отправки

Текстовый

До 255 байт



Название документа

Регистрационный номер

Счетчик

4 байт


Уникальный первичный ключ

Название документа

текстовый

До 255 байт



Исходный номер документа

Текстовый

До 255 байт



Резолюция

Название документа

Текстовый

До 255 байт



Код документа

Текстовый

До 255 байт

Поле со списком


Дата документа

Дата/время

8 байт



Дата резолюции

Дата/время

8 байт



Автор резолюции

Текстовый

До 255 байт



Исполнитель

Текстовый

До 255 байт



Резолюция

Текстовый

До 255 байт



Дата исполнения

Дата/время

8 байт



Дата продления исполнения

Дата/время

8 байт



Основание продления

Текстовый

До 255 байт



Регистрационный номер

числовой

8 байт



Сроки исполнения входящей корреспонденции

Название документа

Текстовый

До 255 байт



Дата поступления

Дата/время

8 байт



Ответственный исполнитель

Текстовый

До 255 байт



Контрольный срок исполнения

Дата/время

8 байт



Действие

Логический

1 бит



Сроки исполнения исходящей корреспонденции

Название документа

Текстовый

До 255 байт



Ответственный исполнитель

Текстовый

До 255 байт



Действие

Логический

1 бит



Регистрационный номер

Числовой

8 байт



Дата исполнения

Дата/время

8 байт



Справочник видов документов

Вид документа

Текстовый

До 255 байт



Код документа

Текстовый

До 255 байт


Уникальный первичный ключ

Индексы структурных подразделений

Индекс подразделения

Текстовый

До 255 байт


Уникальный первичный ключ

Название подразделения

Текстовый

До 65535 байт




С учетом всего вышеизложенного, были установлены связи между таблицами и создана схема данных. Приложение Access поддерживает все средства и возможности по обработке данных. При этом информация, которую необходимо хранить в соответствующих базах данных, может быть представлена практически в любом формате, в частности текстовом, графическом, числовом, денежном, дата или время и т.д.

Информация, введенная в одну таблицу, может быть связана с одной или несколькими записями из другой таблицы.

Удобной возможностью является тот факт, что пользователь при обработке данных может работать не только с базой данных обрабатываемого в Access формата, но и экспортировать данные других баз, имеющие совершенно другой формат представления.

При обработке данных в Access используется структурированный язык запросов SQL, который можно назвать стандартным языком баз данных.

В Access предоставляются широкие возможности по созданию приложений, связанных с обработкой баз данных. При этом разработчику не обязательно быть программистом высокого класса, а вполне иметь представление о создании событийных приложений в среде Windows. Access при обработке информации рассматривает базу данных как набор нескольких структурных элементов, каждый из которых может включать один или несколько объектов. Среди основных составляющих базы данных с точки зрения Access можно выделить следующие объекты:

. Таблицы. Представляют собой объекты, которые создаются пользователем для хранения информации о предметах или субъектах в определенной структуре. Любая таблица состоит из полей(столбцов) и записей (строк).

. Запросы. Являются объектами, которые предназначены для получения требуемых данных из имеющихся в базе данных таблиц. Как правило, при создании запросов используется язык SQL. При помощи запросов можно создавать выборки данных, добавлять или удалять информацию в определенной таблице. Кроме этого, с помощью запроса возможно также создание новых таблиц на основании одной или нескольких имеющихся в базе данных.

. Формы. Представляют собой объекты, используемые для разработки интерфейса, при помощи которого происходит ввод данных пользователем, а также отображение имеющейся в базе данных информации на экране. Кроме этого, формы применяются для управления разработанным приложением, например, для выполнения какого-либо действия при возникновении определенного события.

. Отчеты. Являются объектами, которые используются для подведения каких-либо итогов на основании имеющихся данных, и вывода этих итогов в определенном формате на печать.

. Страницы. Представляют собой объекты, которые обеспечивают доступ к информации, имеющейся в базе данных, из сети Интернет посредством браузера Internet Explorer. Каждая страница представляет собой, как правило, HTML - файл, посредством которого пользователи Интернет получают доступ к имеющейся базе данных.

. Макросы. Являются объектами, предназначенными для выполнения определенных действий при возникновении того или иного события. Например, с помощью макросов можно создавать запросы, формировать отчеты, открывать таблицы и т.д.

. Модули. Представляют собой объекты, которые содержат одну или несколько процедур, написанных на языке Visual Basic Applications. С помощью модулей можно реализовывать широкий спектр возможностей по обработке данных, которые недоступны разработчику в случае использования макросов.

Разработка базы данных АРМ «Секретаря» предназначена для улучшения организации документооборота, от которого зависит эффективность работы всей организации.

Результаты проведенного нами исследования также показали, что одним из значимых направлений совершенствования деятельности секретарей выступает автоматизация деятельности секретаря - автоматизация технологических процессов документационного обеспечения управления, создание АРМ секретаря. Поэтому их знакомство с современными системами автоматизации технологических процессов обработки и переработки документов - одно из условий повышения эффективности и качества работы с документами и решения управленческих задач.

Автоматизация технологических процессов и операций обработки и переработки документов обеспечит:

. Устранение рутинных ручных операций, неизбежных при обработке информации (особенно массовой).

. Существенное ускорение процессов обработки и переработки данных.

. Повышение точности учетных и отчетных данных.

. Расширение возможностей организации и разностороннего использования информационных ресурсов за счет, в частности, использования высокоорганизованных структур данных систем управления ими.

. Высвобождение времени для решения творческих задач.

Правильно построенная система будет работать как с данными о прохождении и исполнении документов (независимо от того, бумажные они или электронные), так и с самими электронными документами, к которым эти данные относятся. Включение электронных документов в делопроизводственный цикл позволяет перейти на качественно новый уровень работы с документами

На настоящий момент секретари могут использовать такие популярные системы автоматизации делопроизводства, как «Евфрат» (Cognitive Technologies), «1С: Документооборот», программы «Золушка», «Канцелярия» и «Кабинет» (НТЦ института развития Москвы), «Дело» («Электронные офисные системы»), «Эффект Офис»(Garant lnt.), DOCS Open (PC Docs), ЭСКАДО, «Делопроизводство».

Любая система автоматизации делопроизводства включает в себя: во-первых, систему перевода бумажных документов в электронные, во-вторых, систему хранения и поиска электронных документов (электронный архив); в-третьих, систему автоматизированной работы с документами: автоматического создания форм документов, учета новых документов, их пересылки, отправки на печать, в архив или удаления.

К современным системам автоматизации делопроизводства предъявляют определенный объем требований.

. Они должны обеспечивать логично организованное информационное пространство - пространство хранимых и обрабатываемых документов, желательно единое для всего предприятия. Такая среда должна предоставлять простой и быстрый доступ к документам вне зависимости от места их хранения. Они могут находиться на любом носителе информации, в Интернете и т.д.

. Наглядное представление данных и рабочего пространства на мониторе. Одни из наиболее удобных стандартов - это виртуальный рабочий стол с располагающимися на нем объектами в виде папок, документов, корзины и т.п. Наиболее эффектное и логичное графическое представление данных о документах реализовано в «Евфрате». Один документ системы может содержать несколько файлов, что обеспечивает наглядное и полное восприятие информации. Подобные составные документы используются в большинстве систем автоматизации делопроизводства, за исключением «Эффект Офиса». В составной документ могут входить и текст, и графика, и аудио / видео файлы, представленные в различных форматах.

. Поисковые возможности системы - скорость поиска документов. Те системы, которые осуществляют поиск не в самих документах, а в базе данных, могут достигнуть уровня практически мгновенной выдачи документов по запросу любой сложности. Чтобы сделать поиск более эффективным, а запросы более простыми, необходимо иметь в системе возможность поиска по всем словоформам (например: морфологический поиск). При таком поиске можно ввести слово в любой форме, не заботясь об окончаниях, которые встречаются в текстах. Таким образом, есть гарантия, что ни одно упоминание нужного слова не будет пропущено. Для автоматизации делопроизводства важно наличие набора реквизитов для каждого документа - это упрощает и классификацию документов, и их поиск.

. Возможности автоматизированного ввода документов. Автоматизация должна затрагивать все этапы жизненного цикла документа - от его создания или ввода в систему, до его отправки в «корзину» или на досрочное хранение. Полноценная система автоматизации делопроизводства предусматривает потоковый ввод документов в систему с автоматической полнотекстовой индексаций (регистрацией) каждого. Что касается самого ввода документов в систему, он может производиться из различных источников: с дисков, со сканеров, из Интернета. Для быстрого создания документов необходимо наличие набора шаблонов (стандартных форм документов). Документы могут создаваться вообще автоматически с автозаполнением ряда полей, аналогичных структуре реквизитов.

. Взаимодействие с внешними программами. Необходима интеграция с внешними программами и информационными системами. В первую очередь, это ресурсы Интернета, такие как электронная почта и универсальное адресное пространство, дающее доступ к документам в среде WWW и FTP.

Кроме рассмотренных выше систем автоматизации делопроизводства, секретарю также необходимо знать и уметь пользоваться офисными пакетами, такими как Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Access, Microsoft PowerPoint, Microsoft Outlook и др.

Сегодня создание единой корпоративной информационной системы позволило бы сократить время на передачу, согласование и подписание документов в МБОУ СОШ № 35.

Итак, важным условием совершенствования деятельности секретаря в МБОУ СОШ № 35 может встать организация АРМ «Секретаря». Внедрение полноценной системы автоматизации делопроизводства предусматривает комплекс организационно-технических мероприятий, решающих большинство перечисленных выше проблем на основе внедрения единой для всех сотрудников предприятия дисциплины работы с офисной и производственной информацией. В конечном счете, при внедрении систем электронного делопроизводства достигается повышение оперативности управления ресурсами учреждения, улучшается связь с вышестоящими органами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты нашего исследования наглядно подтвердили проявление в современном обществе тенденций усиления информационно - документных функций в деятельности секретаря. Поэтому важным условием совершенствования деятельности данных специалистов выступает регулярное повышение уровня их квалификации, автоматизация технологических процессов документирования и организации работы с документами, рационализация документного и бездокументного обслуживания и т.п.

Рационализация секретарской деятельности также связана с правильной организацией рабочего места, так как она связана с длительной гипокинезией, продолжительным сохранением вынужденной рабочей позы, высоким удельным весом статических физических нагрузок, воздействием вредных факторов связанных с компьютером, большим нервно-психическим и эмоциональным напряжением. При продолжительности работы в подобных условиях у человека снижается работоспособность, появляются проблемы связанные с психическим и физическим здоровьем и в дальнейшем это может сказаться на его трудоспособности. Чтобы избежать подобных последствий государство закрепило право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены в ст. 37 Конституции РФ.

Проведенное исследование показало, что работа секретаря весьма многогранна. Секретарь должен уметь выполнять все виды работ: от простейших технических до творческих.

К тому же секретарь должен обладать набором определенных деловых и личностных качеств. Он должен уметь быстро вникать в суть событий или явлений: общительный характер и контактность, разумная осторожность в принятии решений, артистизм - качества, которые помогут секретарю преодолеть личные эмоции ради дела, провести на хорошем уровне прием посетителей и т.п., чувство юмора, способность к самостоятельному обучению, расширению кругозора. Кроме того, следует отметить, что секретарь должен следить за своим внешним видом, соблюдать порядок на своем рабочем месте, уметь пользоваться оргтехникой и соблюдать требования делового этикета. Но главная составляющая секретарской деятельности - информационно-документационное обеспечение.

Для эффективного выполнения своей работы секретарь должен уметь организовать ее. При организации своего рабочего времени секретарь исходит прежде всего из иерархии по важности и времени задач, стоящих перед руководителем. Часть рабочего плана секретаря совершенно от него не зависит, так как связана с режимом работы руководителя - обслуживание совещания, прием посетителей, оформление документов для руководителя, их подписание и т.д. Но в обязанности секретаря входит и его повседневная работа, которую он должен выполнить: ежедневный утренний прием корреспонденции, ее обработка, ведение контрольной картотеки, раскладка документов в дела и т.д. Вот эти регулярно повторяющиеся ежедневно, еженедельно и ежемесячно виды работ и войдут в основу плана личной работы секретаря.

Подводя итог исследованию, необходимо отметить, что рационализация секретарской деятельности, то есть сокращение до минимума непроизводительных затрат рабочего времени зависит от ряда факторов:

.        Правильного, с учетом требований эргометрии, оборудования рабочего места.

.        Оптимизации документооборота, с целью сокращения объема дублируемых документов, регистрации только важной документации.

.        Овладение навыками информационно-аналитической работы и успешное применение ее в практической деятельности.

.        Ежедневное планирование рабочего дня.

.        Автоматизация рабочего места.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-методические документы

.Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ. Собрание законодательства РФ №8 20.02.1995.

. Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» от 10.02.2002 № 1 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. №2. 14.01.2002.

. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы: СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. - СПб.: ДЕАН, 2003. - 11 с. - (Здравоохранение России).

. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. - М., ВНИИДАД. 1991.

. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система ОРД. Требования к оформлению документов». - М., 2003.

6. ГОСТ 19.701-90. «Единая система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем. Обозначения условные и правила выполнения» // Справочная правовая система «Гарант» [официальный сайт] / URL: <http://www.garant.ru> (дата обращения 17 апреля 2013 г.).

7. ГОСТ 7.9-95 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Реферат и аннотация. Общие требования» // Справочно-поисковая система «Гостехэкспрет» [Официальный сайт] / Режим доступа: <http://gostexpert.ru/> (дата обращения 24 апреля 2013 г.).

8. ГОСТ Р 50948-96 «Дисплеи. Средства отображения информации индивидуального пользования. Общие эргономические требования и требования безопасности» // Справочная правовая система «Гарант» [официальный сайт] / URL: <http://www.garant.ru> (дата обращения 17 апреля 2013 г.).

9. ГОСТ Р 51141-98. «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». Издательство стандартов. - М., 1998.

. ГОСТ 17914-72 «Обложки дел длительных сроков хранения. Типы, размеры и технические требования». - М., 1972.

. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности органов государственной власти, местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения. - М., 2010.

12. Постановление Правительства РФ № 781 от 17 ноября 2007 г. «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» // Искусство управления информационной безопасностью [официальный сайт] / URL: <http://iso27000.ru/zakonodatelstvo> (дата обращения 17 декабря 2012 г.).

. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации <http://www.iso27000.ru/zakonodatelstvo/postanovleniya-pravitelstva-rf/ob-utverzhdenii-polozheniya-ob-osobennostyah-obrabotki-personalnyh-dannyh-osuschestvlyaemoi-bez-ispolzovaniya-sredstv-avtomatizacii>» // Справочная правовая система «Гарант» [официальный сайт] / URL: <http://www.garant.ru> (дата обращения 17 декабря 2012 г.).

14. Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 г. № 477.

Литература

. Безменова И.К. Секретарь и руководитель: эффективное взаимодействие // Секретарское дело. - № 5. - 2008. - С. 32 - 35.

. Бобылева М.П. На пути к информационному менеджменту // Делопроизводство. - 2009. -№1. - С. 52-57.

. Денисова И.В. Стиль секретаря - важная часть его имиджа // Секретарское дело. - № 5. - 2009. - С. 17 - 29.

. Демушкин А.С. Правильное написание наименований федеральных органов исполнительной власти // Секретарское дело. - № 6. - 2007. С. 79 - 85.

. Зверева Н.А. Номенклатура дел организации // Справочник секретаря и офис-менеджера. - 2006. - № 1. - С. 42 - 51.

. Иритикова В.С. Пример положения о современной службе делопроизводства // Делопроизводство и документооборот на предприятии - 2011. - № 7. - С. 33-37.

. Коротеева Н.Н., Пилишвили Г.Д., Свиридов В.И. Организация и технология документационного обеспечения управления. - Курск: ООО Мечта, 2010. - С. 131-147.

8. Крылова Ю.В. Роль секретаря в организации управленческого учета на предприятии // Секретарское дело. - № 8. - 2007. - С. 69 - 75.

. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления): 5-е издание, испр. и дополн. - М.: ООО «Журнал Управление персоналом», 2007.

10. Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2002.

. Кузнецова Т.В. Как составить должностную инструкцию секретаря // Секретарское дело. - 2009. - №1. - С. 4-8.

. Кузнецова Т.В. Регистрация - ключевой момент организации работы секретаря с документами // Секретарское дело. - 2009. - № 1. - С. 5-7.

. Кузнецов С.Л. Автоматизация делопроизводства. Первый этап. // Делопроизводство. - 2011. - №1. - С. 53-56.

. Кузнецов С.Л. Автоматизированный контроль исполнения - важное условие успешной работы офиса // Секретарское дело. - 2011. - №1. - С. 23-

. Кузнецов С.Л. Прием и передача документов в автоматизированных системах // Секретарское дело. - 2010. - №3. - С. 35-37.

. Кузнецов С.Л. Проблема выбора программного обеспечения для комплексной автоматизации работы офиса // Секретарское дело. - 2010. - №4. - С. 13-15.

. Ларин М.В. Рациональная организация рабочего времени секретаря // Секретарское дело. - № 3. - 2009.- С. 40 - 44.

. Максимович Г.Ю., Андреев А.М. Новые возможности автоматизации делопроизводства // Секретарское дело. - 2009. - №4.- С. 21-22.

. Максимович Г.Ю., Берестова В.П. Как создать информационную документальную систему // Секретарское дело. - 2010. - №1. - С. 31-32.

. Мурнина И.В. Современная функция секретаря // Секретарское дело. - № 2. - 2008. - С. 42 - 49.

. Немцев А.Д., Шихова И.Ю. Преимущества и особенности работы с документами в системе автоматизации делопроизводства и электронного документооборота «Дело-предприятие» //Совершенствование государственного и муниципального управления социально-экономическими процессами и о тношениями в регионе: Сборник научных статей. Вып. 2. - Курск, 2010. - С. 181-184.

. Немцев А.Д., Мелещенкова Е.В. Современные требования к автоматизированным системам документооборота //Совершенствование государственного и муниципального управления социально-экономическими процессами и отношениями в регионе: Сборник научных статей. Вып. 2. - Курск, 2010. - С. 184-187.

. Орлова М.А. Секретарь сегодня, кто он? // Секретарское дело. - № 3. - 2008. - С. 15 - 21.

. Орлова М.А. Секретарь в структуре организации // Секретарское дело. - № 4. - 2008. - С. 21 - 26.

. Румянцева С.А. Состав секретарской службы: как определить ее численность // Секретарское дело. - № 4. - 2009.- С. 11 - 19.

. Санкина Л.В. Должностная инструкция секретаря-референта // Секретарское дело. - 2007. - №4. - С. 3-7.

. Санкина Л.В. Должностная инструкция секретаря руководителя // Секретарское дело. - 2008. - №2. - С. 4-6.

. Санкина Л.В. Должностная инструкция: рекомендации по составлению // Трудовое право. - 2012. - №2. - С. 10-13.

. Санкина Л.В. Характерные черты делопроизводства в фирмах мелкого и среднего бизнеса // Делопроизводство. - 2012. - №2. - С. 17-19.

. Свиридов В.И., Барбина С.И. История секретарской деятельности и делопроизводства //Переустройство современной России: инновационные методы решения социально-экономических задач: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Курск, 2011. - С. 222-225.

. Скриптунова Е.А. Фотография рабочего времени - инструмент анализа и оптимизации трудовых процессов // Справочник экономиста. - 2013. - №1. - С. 27-29.

. Слепова В.А., Фионова Л.Р. Опыт организации работы секретаря самостоятельного хозрасчетного подразделения // Делопроизводство. - 2013. - № 1. - С. 64-69.

. Сокова А.Н. Электронное делопроизводство (Практический взгляд на проблему в реальных условия) // Делопроизводство. - 2010. - №1. - С. 23-25.

. Стенюков М.В. Справочник по делопроизводству. М.: Издательство ПРИОР, 2010.

. Шарипова Р.А. Первичный анализ документационного обеспечения управления промышленного предприятия //Современные технологии делопроизводства и документооборота. - 2011. - №3. - С. 23-17.

. Щетинина А.В. Разработка должностной инструкции // Кадровая служба и управлением персоналом предприятием. - 2011. - № 4. - С. 35-37.

. Щур Д.А. Эргономика рабочих мест: требования законодательства // Кадровый менеджмент. - 2013. - №1. - С. 21-24.

Приложение 1.

МБОУ СОШ № 35                                                          УТВЕРЖДАЮ

Должностная инструкция                                                    Директор

секретаря

«___»__________200_ г.                        «_____»_________200_г.

. Общие положения

.1. Секретарь принимается на работу и освобождается от нее приказом директора.

.2. На должность секретаря назначается лицо, имеющее высшее образование.

.3. В своей работе секретарь руководствуется действующим законодательством РФ, уставом, распорядительными документами директора, правилами трудового распорядка, указаниями руководителя, государственными нормативными документами в области делопроизводства, инструкцией по делопроизводству, правилами техники безопасности, настоящей должностной инструкцией.

.4. Секретарь должен знать: организационную структуру МБОУ СОШ № 35, фамилии, имена и отчества сотрудников и распределение обязанностей между ними, правила подготовки документов, технологию делопроизводственных операций, правила эксплуатации вычислительной и организационной техники, средств связи, нормы служебного этикета

.5. Секретарь должен уметь: работать на компьютере в среде Windows, Word, Exсel; печатать на компьютере со скоростью 150 слов в минуту.

. Основные задачи и функции

Основной задачей секретаря является документационное обеспечение деятельности и выполнение технических функций по его обслуживанию, для выполнения которого секретарь осуществляет следующие виды работ:

.1. Ежедневно в установленные сроки получает и просматривает поступившие документы, проверяет правильность регистрации, выбирает документы требующие немедленного, рассмотрения, готовит их к докладу главному врачу.

.2. Готовит проекты резолюций на поступившие документы, согласует их с директором.

.3. По указанию директора планирует его рабочий день, корректирует его и обеспечивает выполнение.

.4. Готовит по поручению директора проекты документов, согласовывает их с завучами.

.5. Осуществляет контроль оформления (полнота визирования, наличие и комплектность приложений) исходящих документов.

.6. Контролирует сохранность документов в приемной, правильность формирования дел.

.7. Контролирует подготовку дел приемной к сдаче в архив, их предархивную обработку, подписывает описи и акты на уничтожение документов.

.8. Выполняет набор на компьютере текстов служебных документов, их редактирование и распечатку.

.9. Выполняет копировальные работы.

.10. Ежедневно ведет контроль за сроками исполнения документов.

.11. По поручению директора принимает и передает документы по факсимильной связи.

.12. Ежедневно раскладывает исполненные документы в папки в соответствии с номенклатурой дел, контролирует наличие в них отметки о списании документов в дело, визы и подписи, своевременную сдачу исполненных документов сотрудниками.

.13. Принимает и передает по телефону информацию для директора и сотрудников; организует телефонные переговоры.

.14. Ведет учет документооборота.

.15. Следит за исправным состоянием вычислительной и организационной техники, средств связи.

.16. Протоколирует совещания и заседания педагогического совета.

. Обязанности

.1. Секретарь обязан:

.2. Сохранять конфиденциальность служебной информации.

.3. Безоговорочно выполнять распоряжения директора.

.4. Придерживаться правил оформления и сроков подготовки документов, установленных инструкцией по делопроизводству.

.5. Соблюдать правила делового общения, нормы служебного этикета, служебную субординацию.

.6. Обеспечивать сохранность документов.

. Права

Секретарь имеет право:

.1. Обращаться к сотрудникам за информацией по вопросам подготовки документов.

.2. Самостоятельно решать вопросы, связанные с незапланированными посещениями посетителей, телефонными звонками.

.3. Визировать проекты документов, предоставляемых на подпись директору.

. Ответственность

Секретарь несет административную ответственность за:

.1. Нарушение действующего законодательства РФ при подготовке документов

.2. Сохранение конфиденциальности служебной информации.

.3. Неиспользование предоставленных прав, нарушение служебной субординации, некачественное и несвоевременное выполнение своих обязанностей.

.4. Нарушение правил трудового распорядка, инструкции по делопроизводству организации.

.5. Неправомерное использование предоставленных прав.

. Взаимосвязи по должности

Секретарь взаимодействует:

.1. С сотрудниками по вопросам получения необходимой информации и совместной подготовки документов.

.2. Со сторонними организациями, органами власти и управления по вопросам получения и предоставления документов, организации встреч и контактов директора.

. Оценка деятельности

Секретарь в своей деятельности обязан: руководствоваться настоящей должностной инструкцией; качественно и своевременно выполнять возложенные на него функции и обязанности.

. Порядок пересмотра должностной инструкции

Инструкция подлежит пересмотру и утверждению один раз в год. Изменения в должностную инструкцию могут быть внесены с согласия директора.

Директор ____________ Ф.И.О.

С инструкцией ознакомлен:

_____________Ф.И.О.

«___»__________200_г.

Приложение 2

Список нерегистрируемой корреспонденции:

. Графики

. Документы по материально-техническому снабжению

. Материалы справочного и информационного характера

. Отчеты месячные, квартальные и полугодовые

. Отчеты по формам, рекламные извещения, книги, плакаты, газеты

. Письма, присланные для сведения (о проведении совещаний и т.д.)

. Поздравительные письма и телеграммы, пригласительные билеты

. Проекты планов

. Проекты смет расходов

. Расчеты

. Сообщения о заседаниях, совещаниях

. Технологические карты

Похожие работы на - Рационализация труда секретаря на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения 'Средняя общеобразовательная школа № 35'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!