Экологическая маркировка для бизнеса - производителей и продавцов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,73 Мб
  • Опубликовано:
    2013-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экологическая маркировка для бизнеса - производителей и продавцов

Содержание

Введение

Глава 1. Что такое экологическая маркировка

.1 Основные принципы

.2 Основные цели

Глава 2. Экологическая маркировка для бизнеса - производителей и продавцов

.1 Экономическая эффективность экомаркировки

.2 Рекомендации по выбору экомаркировки

Глава 3. Экознаки зарубежом и в России

3.1 Российская экомаркировка международного уровня "Листок жизни" <#"665392.files/image001.gif">

Рис. 1. Ежегодный запуск программ экологической маркировки (число новых программ, запущенных в указанном году). Данные за 2010г. неполные, так как опрос проводился ранее получения данных за этот год.

Согласно глобальному исследованию 340 программ экологической маркировки, проведенному в 2009-2010 гг. компанией «Big Room Inc.» и Институтом мировых ресурсов (World Resources Institute), 17% программ экологической маркировки используют различные уровни сертификации (например, наивысший - золотой, ниже - серебряный, далее - бронзовый), 71% использует систему «прошел/не прошел» (некоторые программы используют обе). 92% требуют обязательной сертификации для использования экологической маркировки, из них 66% используют сертификацию независимой третьей стороной. Большинство программ экомаркировки (62%) доступны глобально, т. е. любая компания вне зависимости от национальной принадлежности может ее получить, 20% программ доступны в ряде стран, 16% - только в одной стране, а 2% - лишь в конкретном регионе. Большинство из них были инициированы некоммерческими организациями (58%), 18% - коммерческими структурами, 8% - правительствами, остальные - различными ассоциациями и объединениями. 44% программ изучают собственные экологические и социальные последствия, и 21% планирует изучать их в будущем. Почти половина (47%) программ в настоящее время разрабатывают новые стандарты. 88% информируют общественность о том, что они сертифицируют. 87% публично демонстрируют критерии сертификации.

Среднее время для получения сертификации - 4 месяца, средняя продолжительность действия сертификата - 2 года. Наибольшее препятствие к развитию программ по экологической маркировке состоит в финансовых ограничениях на собственно деятельность программы и ее продвижение.

Существуют различные подходы к классификации экологической маркировки; общепринятой классификации не существует.

Критерии экологичности в программах, основанных на добровольной многокритериальной сертификации оценки жизненного цикла товара или услуги независимой третьей стороной, должны быть реально достижимыми и измеряемыми с определенной достоверностью и точностью. Они должны действовать в течение определенного срока; их пересмотр осуществляется с учетом появления новых технологий, технических решений, новой продукции, новой информации о состоянии окружающей среды и изменении рыночных условий. При этом доверие к программе определяется в первую очередь доверием к осуществляющей ее организации, открытостью информации о критериях оценки и их ясностью. Такую маркировку относят к типу I по классификации ИСО. Большинство таких программ объединены в Глобальную сеть экомаркировки (Global Ecolabelling Network, GEN) - ассоциацию, созданную в 1994 г. для усиления эффективности продвижения экологической маркировки на межправительственном уровне. Сеть объединяет 27 программ экологической маркировки. GEN - ассоциированный член ИСО. К наиболее часто сертифицируемым товарам относятся строительные и лакокрасочные материалы, средства для уборки, транспортные средства, продукты питания, а также отели, заправочные станции, административные структуры (экоофис).*

экологический маркировка сертификация

Глава 2. Экологическая маркировка для бизнеса - производителей и продавцов

При принятии решения о сертификации нужно быть уверенным, что производимый товар или оказываемая услуга оказывают меньшее негативное воздействие на окружающую среду, чем аналогичные. Поскольку основная цель экологической маркировки - уменьшение влияния на окружающую среду, то она здесь выступает как инструмент экологической политики компании. При работе компании с покупателями для донесения информации о преимуществах товара/услуги для их здоровья и для сохранения окружающей среды в целом экомаркировка выступает как инструмент информационной политики [2].

Заметим, что раньше экомаркировка была нацелена на конечного потребителя, а сейчас акценты смещаются на цепочки поставок для бизнеса и государственных компаний. На наших глазах происходит постепенное увеличение числа целевых аудиторий, заинтересованных в экосертифицированных товарах и услугах.

Преимущества наличия экомаркировки.

По мнению специалистов, основными стимулами участия производителей продукции и услуг в программах экологической маркировки становятся усиление рыночных позиций и повышение конкурентоспособности компаний.

Выгоды, которые получает предприятие (организация), прошедшее сертификацию на право использования знака экологической маркировки следующие:

снижаются производственные издержки за счет снижения потребления энергии, воды, сырья;

уменьшается количество отходов в связи с переориентированием процессов на малоотходные технологии;

сокращаются транспортные расходы путем проработки логистических схем с позиции экологизации;

происходит экономия на затратах за счет предупреждения внештатных, аварийных ситуаций и уменьшения экологических рисков;

появляется возможность льгот, предусмотренных законодательством для экологически ответственных предприятий;

становится возможным участие в международных т внутригосударственных программах поддержки и развития экологического бизнеса;

растет объем продаж на фоне растущего потребительского спроса на экологически безопасную продукцию и услуги;

становится возможным вывод на рынок экологичных товаров и услуг [3];

появляется возможность получения больших институциональных (государственных, коммерческих и некоммерческих) контрактов, в условия которых включены требования экологичности;

происходит усиление корпоративной репутации и доказательств действенности инициатив компании в области экологии и устойчивого развития;

усиливается роль бренда (в том случае, если экомаркировка участвует в стратегии его развития) [4];

происходит признание продукции на международном уровне, что повышает конкурентоспособность предприятия (организации) [5];

укрепляется внутрикорпоративная культура за счет понимания важности проделанной работы для здоровья людей и окружающей среды;

повышается осведомленность регионального и местного населения, что способствует повышению лояльности к программам экологической маркировки и сертифицированным товарам и услугам [6].

2.1 Экономическая эффективность экомаркировки

Работ по оценке экономической эффективности экологической маркировки мало. С одной стороны, широко распространено мнение, что наличие маркировки позволяет поднять цену на продукцию до 30%. С другой стороны, справедливо ожидать от программы сертификации экономических выкладок: как будут расти продажи (и будут ли), на сколько процентов правомерно повышать цену, каков средний срок окупаемости вложений в экомаркировку, где гарантии, что вложения окупятся.

К сожалению, таких опубликованных данных и в научной, и в отраслевой литературе мало. Приведем ряд опубликованных оценок.

В Новой Зеландии полностью MSC-сертифицирован промысел новозеландского макруронуса (прямой конкурент российскому промыслу минтая), ежегодный вылов которого составляет 100-120 тыс.т. Результатом сертификации стало повышение конкурентоспособности продукции на рынках Европы, США, Азии, и следовательно, увеличение ее цены на 30% (это примерно 70 млн долл. США дополнительной прибыли ежегодно).

По оценкам производителей, наличие экологической маркировки на морепродуктах увеличивает продажи. Такого мнения поддерживаются 72% из них, однако сила этого эффекта в разных регионах планеты различна.

Интересно исследование, проведенное Л.Н. Никитиной и Г.Ю. Чулановой. Авторы применили для анализа инвестиционной привлекательности получения экологической маркировки 5 различных методов расчета: чистый приведенный эффект, индекс прибыльности инвестиций, внутреннюю норму прибыльности, срок окупаемости, коэффициент эффективности инвестиций. Согласно результатам исследования, такой проект будет эффективным по всем рассмотренным методам расчета инвестиционной привлекательности проекта [7].

2.2 Рекомендации по выбору экомаркировки

Экологическая маркировка добровольна. Именно поэтому нужны весомые аргументы в пользу решения ее использовании. Для любой компании с этической точки зрения важно, чтобы заявления и знаки были правдивы, иначе существует риск потерять лояльность экологически ориентированных покупателей.

Выбирайте исходя из качества вашей продукции. Если ваш товар или услуга лучшая на рынке с точки зрения влияния на окружающую среду, тогда пройти сертификацию не составит труда. Если компания только стремиться к такому уровню, то разумнее потратить усилия (и средства) не на происхождение процедуры сертификации, а на улучшение производства, логистики, упаковки, на обучение сотрудников. Или даже на серьезные изменения - внедрение инноваций, меняющих производственный цикл, но значительно улучшающих экологические свойства продукции, или на изменения в жизненном цикле продукции.

Несомненно, наличие экологической маркировки придаст значительный вес репутации компании.

Глава 3. Экознаки за рубежом и в России

Сейчас в мире существует более 30 различных экознаков, есть они и в России (Система добровольной сертификации продукции, работ и услуг по их жизненному циклу «Листок жизни»).

В соответствии с требованиями Директивы ЕС всякая упаковка должна иметь следующую маркировку:

а) повторное или многоразовое использование;

б) подлежит вторичной переработке - знак «петля Мебиуса»;

в) частично или полностью произведена из ВПС (вторичное полимерное сырье) с указанием его процентного содержания.


Маркировка ЕС

При необходимости для идентификации материала и облегчения сортировки на упаковку наносят цифровые или буквенные обозначения, расположенные чаще всего в центре знака (а иногда ниже), позволяющие установить тип материала. Упаковочные материалы обозначаются цифрами: пластмассы - от 1 до 19; бумага и картон - от 20 до 39; металлы - от 40 до 49; древесина - от 50 до 59; текстиль - от 60 до 69; стекло - от 70 до 79. В свою очередь, для пластмасс установлены цифровые обозначения: 1 - ПЭТ; 2 - ПЭНП; 3 - ПВХ; 4 - ПЭВП; 5 - ПП; 6 - ПС; 7 - другие полимеры.

Наносимая на упаковку экологическая маркировка подразделяется на три основные группы.

Знаки, обозначающие степень экологического благополучия товара или его упаковки.

К ним относятся, например, «Голубой ангел» (Германия), «Северный лебедь» (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия), «Экознак» (Япония), а также экологические знаки различных товаропроизводящих фирм, стремящихся внести свой вклад в охрану окружающей среды.

Основой единой экомаркировки в соответствии с требованиями ЕС является знак, который может быть выполнен в двух цветах (зеленый и голубой), а также белым цветом на черном фоне или наоборот.

Знаки наиболее известные экологического благополучия товара или его упаковки:

«Голубой ангел» (Германия)

«Северный лебедь» (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия)

«Экознак» (Япония)

«Цветок ЕС» (Страны Евросоюза)

«Экологический выбор» (Канада)

«Зеленый знак»(США)

Наиболее узнаваемым и распространенным из этой серии знаков представляется знак «зеленая точка» в рамках так называемой дуальной системы Германии. Право на его использование осуществляется на конкурсной основе и путем продажи, что составляет финансовую основу DSD.

Знак «Зеленая точка».

К этой группе также можно отнести знаки, обозначающие изделия, поддающиеся повторному использованию или полученные в результате вторичной переработки. Из большого разнообразия таких знаков наиболее распространены знаки, представляющие замкнутый цикл и обозначающие систему создание-применение-утилизация с указанием материала, из которого произведено данное изделие.

Знаки этой группы чаще всего встречаются на упаковке потребительских товаров. Их смысл сводится к призыву не сорить, поддерживать чистоту и сдавать использованные изделия на вторичную переработку, опуская их в соответствующие мусоросборники.


Знаки, предупреждающие об опасности изделия или предмета для окружающей среды.

К ним относятся:

а) специальные знаки для обозначения веществ, представляющих опасность для морской фауны и флоры при перевозке водными путями;

б) знак «Опасно для окружающей среды».


Все международные программы экомаркировки основаны на процедуре анализа жизненного цикла продукции (экомаркировка I типа). Это значит, что оценке подвергается не только сам продукт, но и сырье, из которого он был получен, его упаковка, рассматриваются способы его транспортировки к конечному потребителю и особенности утилизации. Только комплексный анализ продукта «от сырья до упаковки» может составить полную картину его воздействия на человека и окружающую среду. Основные принципы добровольной экологической сертификации по этой схеме заложены в международных стандартах серии ISO 14020 и ISO 14040.

К сожалению, в России экомаркировка очень часто не проставляется из-за отсутствия единого государственного подхода к этой проблеме. Отрадным фактом в последнее время стало появление на продукции совместных предприятий экологических знаков и изображений, сопровождаемых надписями на русском языке и направленных на сохранение среды обитания.

Экомаркировка свидетельствует о том, что при его производстве контролируются и по возможности минимизируются все виды вредоносного воздействия на окружающую среду. К сожалению, нет никакой гарантии, что продукт подвергся минимальному вредному воздействию окружающей среды. Это связано с отсутствием законодательной базы и сертификации предприятий и организаций, наносящих подобную маркировку.

3.1 Российская экомаркировка международного уровня "Листок жизни" <#"665392.files/image014.gif">

На схеме 1 представлены все основные этапы проведения экспертизы на присвоение экомаркировки «Листок Жизни».

Упрощенный порядок прохождения экспертизы можно изобразить следующим образом.

-й этап. По заявке предприятия проводится предварительная экспертиза экологического качества продукции (общественная экологическая оценка).

-й этап. Углубленная экспертиза на основе экспертной базы Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты или Центра испытаний и сертификации «ТЕСТ - Санкт-Петербург».

-й этап. Рассмотрение результатов экспертизы на Общественном консультативном совете.

-й этап. Выдача сертификата на право пользования экомаркировкой.

Срок действия знака - 2 года. По истечении этого периода требуется подтверждение того, что продукция соответствует критериям процедуры экомаркирования.

Предприятиям, продукция которых успешно прошла экспертизу на присвоение экомаркировки, предоставляется право на выгодных условиях участвовать в выставках экологически безопасной продукции и представлять продукцию в экологических отделах торговой сети Санкт-Петербурга [8].

Заключение

Несмотря на недостаточную информированность о значении экологической безопасности продукции, уже сейчас 85% опрошенных согласны покупать такую продукцию, даже если она будет дороже на 10% по сравнению с непроверенной аналогичной продукцией, причем готовность платить больше за экологичные товары высока как среди тех, кто знает об экомаркировке, так и среди тех, кто о ней не слышал. Это очень высокие показатели, которые свидетельствуют о том, что потребитель ждет от производителя только качественной продукции, и залогом высокого качества является экомаркировка. Получается, что российский потребитель осознал необходимость такого критерия, как экологическая безопасность продукции (хотя в основном и в контексте заботы о собственном здоровье) и согласен платить за такую продукцию.

Тенденции потребительского рынка таковы, что сегодня доверие покупателей получает только такая продукция, качество которой не вызывает сомнения. Экомаркировка - это один из способов сообщить покупателю о высоком качестве продукции. Почти половина покупателей заявляет о том, что наличие экомаркировки на упаковке товара - это фактор, оказывающий большое влияние на выбор продукции.

Итак, становится очевидной тенденция повышения уровня потребительских предпочтений по отношению к экологически безопасной продукции. Задача производителя - проанализировать эти тенденции и спрогнозировать развитие рынка потребительской продукции. Сегодня российский рынок находится именно на том этапе развития, когда экологические инструменты по продвижению могут оказаться одними из самых эффективных.

Список литературы

1.   см. Виниченко В.Н., Гусаева Т.В., Дайман С.Ю., Молчанова Я.П., Пашков Е.В., Разумова Л.М., Хачатурова А.Е. Экологический менеджмент. Русско-английский глоссарий. М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2002.

2.      Елена С. выдержки из книги «Экологическая маркировка. Руководство для бизмесменов и вдумчивых покупателей» изд. «Зеленая книга».

.        Галечьян Н. В чем выгода экологически благополучного имиджа компании // Корпоративная имиджелогия, 2008. №02 (03).

4.      Koehler D.A., Park C. How Companies Are Making Eco-Labels Core to Sustainability Strategy.

5.      Грачева Ю., Галечьян Н. Экологическая продукция в Санкт-Петербурге // Мясная сфера, 2008. №8.

.        Экологическая маркировка.

.        Никитина Л.Н., Чуланова Г.Ю. экономический эффект графического маркирования экологически безопасной продукции // Биосфера, 2010. Т. 2, №1. С. 136-143.

.        Экологическая маркировка потребительской продукции

.        ГОСТ Р ИСО 14020-2000 «Экологическая маркировка и декларация. Основные принципы».

.        Анисимова И.В., Гордышевский С.М., Сорокин Н.Д. Экологическая маркировка как инструмент современного маркетинга. Получение. Применение. Преимущества. - СПб., 2006.

.        Елена Смирнова. изд. Зеленая книга «Экологическая маркировка» 2012г.

.        Экологическая маркировка

.        ГОСТ Р ИСО 14020-2000 «Экологическая маркировка и декларация. Основные принципы». Постановление Госстандарта России от 25.12.00 N 410-ст.

.        ГОСТ Р ИСО 14024-2000. Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка типа I. Принципы и процедуры. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.

.        ГОСТ Р ИСО 14021-2000. Этикетки и декларации экологические. Самодекларируемые экологические заявления (экологическая маркировка по типу II). М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.

.        ГОСТ Р ИСО 14025-2000. Этикетки и декларации экологические. Экологическая маркировка по типу III. Руководящие принципы и процедуры. М.: ИПК Издательство стандартов, 2001.

.        Метлицкий Ф.Ф. О разработке и реализации Национальной программы России по экологической маркировке товаров, 2005.

Приложение 1

Список членов ассоциации

Страна / область

Член ассоциации

Австралия

Good Environmental Choice Australia Ltd.

Бразилия

Associacao Brasileira de Normas Tecnicas (ABNT)

Китай

China Environmental United Certification Center

Хорватия

Ministry of Environmental Protection and Physical Planning

Чехия

Ministry of the Environment

Европа

European Commission - DG ENVIRONMENT (G2)

Германия

Federal Environmental Agency (FEA)

Гон Конг(GC)

Green Council

Гон Конг (HKFEP)

Hong Kong Federation of Environmental Protection (HKFEP) Limited

Индия

Central Pollution Control Board (CPCB)

Индонезия

Ministry of Environment

Япония

Japan Environment Association (JEA)

Korea Eco-Products Institute (KOECO)

Новая Зеландия

Environmental Choice New Zealand

5 Северных стран

Nordic Ecolabelling Board

Северная Америка (Канада)

TerraChoice Group Inc. / TerraChoice Environmental Marketing Inc. (for Environment Canada)

Северная Америка (США)

Green Seal

Филиппины

Clean & Philippine Center For Environmental Protection and Sustainable Development, Inc. (PCEPSDI)

Россия

Saint-Petersburg Ecological union <http://www.globalecolabelling.net/ru.html>

Китайский Тайпей

Environment and Development Foundation (EDF)

Сингапур

Singapore Environment Council

Швеция (SSNC)

Swedish Society for Nature Conservation (SSNC)

Швеция (TCO)

TCO Development

Таиланд

Thailand Environment Institute (TEI)

Украина

Living Planet

Великобритания

Department for Environment, Food and Rural Affairs (DEFRA)


Похожие работы на - Экологическая маркировка для бизнеса - производителей и продавцов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!