Философское учение Конфуция

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,38 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философское учение Конфуция















Реферат

по философии

на тему

Философское учение Конфуция

Выполнила студентка 2 курса

Шестакова Е.Н.

Введение

Философское учение Конфуция заинтересовало меня по той простой причине, что оно старо как мир, как говорится, но до сих пор имеет влияние в современном Китае. Когда мы смотрим современные фильмы про трудности жизни в Поднебесной, то сталкиваемся с проявлением конфуцианства в повседневной жизни главных героев.

Кто же такой Конфуций и в чём суть его учения?

Тема довольно актуальна, потому что вопросы идеального государства и личности, освещаемые в данном учении, рассматриваются и в наше время.

Целью моей работы является:

·раскрытие основных положений учения Конфуция.

В рамках этой цели моими задачами являются:

·Определение влияния судьбы Конфуция на его учение

·Рассмотрение эволюции конфуцианства

При написании реферата основным историческим источником являлся «Лунь юй» в переводе Л.С. Переломова. «Лун-юй» - книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников. В работе Маслова А.А. также присутствует «Лунь юй», но он сопровождает его различными комментариями, что явялется большой помощью в понимании изречений. Переводы разные, отличия в основном незначительные, хотя кое-где разняться существенно.

Работы Малявина В.В. «Конфуций» и Переломова Л.С. «Конфуций: жизнь, учение, судьба» позволили лучше рассмотреть личность философа, взглянуть на его судьбу и происхождение с разных точек зрения.

Стоит отметить, что в работе Переломова Л.С. большое значение уделяется самому учению, есть отсылки к переводам «Лунь юя», рассмотрены разные подходы к учению других философов. В работе Малявина В.В. хорошо показана эволюция конфуцианства, его изменение в течение веков, причины, а также личности, развивающие учение Конфуция.

Трудно сказать, удалось ли мне достигнуть поставленной цели, но для себя лично мне удалось прояснить многие моменты.

1. Личность и судьба Конфуция

Имя Конфуция на слуху у многих, даже тех, кто его никогда не читал. Возможно, мы не вспомним ни одного его изречения, но всё-таки некий образ вырисовывается у нас в сознании.

Стоит сказать, что известная нам форма его имени является латинизированной, настоящее же его имя Кун Цю, в литературе его именуют чаще всего Кун Фу-Цзы, «учитель Кун».

Конфуций родился в 551 году до нашей эры, и отцом его был великий воин своего времени, прославившийся своими подвигами Шу Лянхэ [2; 25].

Для лучшего понимания положения семьи Конфуция, стоит обратиться к его предкам. О них известно не так уж много, и по большей части это предки по линии отца.

Вэй-цзы являлся основателем рода, он служил чжоускому правителю Чэнь-вану и помог ему в своё время разгромить остатки войск пришедшей в упадок династии Инь. Чэнь-ван основал династию Чжоу (XI до н.э.) и пожаловал Вэй-цзы удел Сун. Так, предок Конфуция стал первым правителем царства Сун. Он учил своих потомков быть храбрыми войнами, что не могло не отразиться на воспитании Кун Цю.

Фу Фухэ был старшим сыном сунского царя, то есть, так или иначе трон должен был достаться ему, но Фу Фухе уступил трон своему решительному брату, то есть после него предки Конфуция уже не имели прав на царский престол, однако все они занимали высокое положение в царстве.

Чжэн Каофу, являясь чиновником, служил трём правителям и его служебный стаж составлял более полусотни лет. Он учил потомков тому, что не следует предаваться гордыне, несмотря на то, что ты стоишь высоко по карьерной лестнице, нужно быть ещё более старательным. Его сын, Кун Фуцзя, с которого фамильным иероглифом стал знак «Кун», не был вежлив и учтив как его отец, и поэтому во время стычки был убит заодно с сунским правителем. Сын Кун Фуцзя вследствие дворцовых интриг вынужден был бежать из Сун в царство Лу. Му Цзинфу поселился в Цзоу, где отец Конфуция стал управителем.

Некоторые излишне критически настроенные современные историки ставят под сомнение генеалогию Конфуция на том основании, что она встречается лишь в поздних источниках, и сам Конфуций ни разу не упомянул о ней. Современные критики конфуцианства полагают, что версия о «царском происхождении» Учителя Куна была сочинена его последователями для того, чтобы поднять авторитет родоначальника школы. Известно, что сам Конфуций считал себя потомком сунской знати, а в Сунском царстве был один клан Кун. Стоит отметить, что сыну простого военачальника не с руки было подчеркивать свое благородное происхождение перед лицом куда более именитых и могущественных людей.

К моменту рождения Конфуция у Шу Лянхэ было уже девять дочерей и сын, слабый от рождения, поэтому, когда третья молодая жена Шу Лянхэ забеременела, Шу поспешил совершить богослужение в глиняном гроте. В этом гроте и родился будущий философ. Счастливый отец назвал сына Цю, что в переводе с китайского означает «холм», и дал прозвище Чжун Ни, «второй из глины». Ребенок унаследовал родовое имя Кун и был известен позднее как Кун Цю или Чжун Ни. Важно, что брак Шу Лянхэ и его третьей жены Янь Чжи был «диким», то есть не соответствующим нормам, потому что, по мнению китайцев, мужчина после 64 лет не может жениться, тем более на совсем ещё юной девушке.

Когда мальчику было два года и три месяца, Шу Лянхэ скончался.[4; 45-47] Янь Чжи покинула дом, причиной чего, возможно, являлись напряжённые отношения с первой женой Шу Лянхе и её дочерьми, чему свидетельство то, что мать Конфуция даже не узнала, где похоронен ее муж. Юную вдову не приняли обратно в семью, и она поселилась в Цюйфу. Её социальный статус был вполне благополучным, потому что она была вдовой дай фу - «прославившегося храбростью и силой среди чжу хоу», но это не означает, что в материальном плане всё было хорошо.

Конфуций сам говорил: «В детстве я был беден, поэтому приходилось заниматься многими презираемыми делами». Суждение, ничуть не принижавшее Конфуция в глазах потомков. Недаром с древности выражение «был беден и терпел лишения» стало привычным клише в биографиях достойных мужей Китая. Часто бывает так, что нужда и обиды, пережитые в детстве, отнимают у человека веру в добро, прививают ему злобу и мстительность. С Конфуцием вышло наоборот. Трудное детство только обострило в нем нравственное чувство. Благодаря трудолюбию и скромности, Янь Чжи с сыном могла обеспечить своё существование. О помощи родственников речи не идёт, потому что всё-таки мать Конфуция нанесла ущерб семейному престижу, к тому же в этот момент в Китае наблюдается рост частнособственнических отношений, оказывавший негативное влияние на традиционные семейные связи. [2; 41]

Уже в детстве Конфуций отличался от сверстников обостренным восприятием несправедливости, любви к родителям, знанием многих религиозных обрядов. Это, кстати, связано с тем, что его мать, исполняя долг жены, каждый день читала молитвы по усопшему мужу. Несмотря на бедность, мать растила Кун Цю достойным преемником знаменитого отца.

Конфуций в детстве играл с ритуальными сосудами, и за этим крылись уроки истории семьи, рода. [2; 45] Янь Чжи от мужа знала семейные предания и истории, поклонялась таблицам предков, и, по мере того как подрастал сын, она во время совместных молитв рассказывала ему об основателе рода и других известных личностях. Поэтому уже в самом юном возрасте Конфуций знал о деяниях Вэй-цзы, Фу Фухэ, Чжен Каофу, Кун Фуцзя и других.

Конфуций знал историю своего рода, насчитывающую не одно столетие. Узнав об опыте своих предков, среди которых были талантливые люди, проявившие себя во многих областях человеческой деятельности, он сделал вывод, что упорства и военной доблести недостаточно для достижения желаемого, нужны и другие достоинства. Возможно, это и повлияло на будущее становление его учения.

Когда Конфуцию было семнадцать лет, умерла его мать, что стало жестоким ударом судьбы. С огромным трудом Конфуций разыскал могилу отца и, в соответствии с религиозными обрядами, похоронил рядом мать.

Выполнив свой сыновний долг, юноша возвращается домой и живет один. Из-за бедности он вынужден был делать даже женскую работу, которой раньше занималась его умершая мать. В то же время Конфуций помнил о своей принадлежности к высшим слоям общества и занимался самообразованием. Сложно сказать, как Конфуций относился к физическому труду. Ряд исследователей считает, что, по мнению Кун Цю, физический труд был «низким трудом», другие полагают обратное.

Образованным же в то время считался тот человек, который в совершенстве владел шестью видами умений: выполнять ритуалы, понимать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, читать и считать. Юноша сумел хорошо освоить их. Ко всему прочему, он приходился сыном храброго ши из некогда известной фамилии и матери большого знатного рода, живущего в столице. Именно поэтому высшая знать царства Лу стала привечать Конфуция [4; 51-67]

В девятнадцать лет Конфуций женился на девушке из семьи Ци, проживавшей на территории царства Сун. Она сопровождала его всю свою жизнь. Вскоре после свадьбы у них родился сын, названный Ли, что означает «карп». Назван он был так в честь подарка - карпа, полученного Конфуцием от одного знатного человека. Стоит отметить, что Конфуций боялся повторения ситуации с его отцом, но всё обошлось как нельзя лучше.

Выполняя обязанности отца семейства, Конфуций поступает на службу к богатому аристократу Цзи, сначала управляющим складов, затем домашним слугой и учителем. Здесь впервые убедился Конфуций в необходимости наличия образования.

Служил Конфуций до обретения зрелости, чувство которой пришло к нему в возрасте тридцати лет. Позднее он скажет: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учебе. В тридцать лет я обрел самостоятельность. В сорок лет я освободился от сомнений. В шестьдесят лет я научился отличать правду от неправды. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала».

К тридцати годам сложились этико-философские концепции, в основном касающиеся управления государством и обществом. Конфуций открывает частную школу, появляются первые ученики, причём некоторые из них сопровождали Учителя в течении всей своей жизни. Желая использовать свои учения в практической деятельности, Конфуций присоединяется к изгнанному высшей аристократией царю и бежит в соседнее царство. Там он знакомится с советником могущественного царя Цзин Гуна - Янь Ином и, беседуя с ним, производит очень хорошее впечатление. Воспользовавшись этим, Конфуций добивается встречи с самим царем, и, разговаривая с ним, потрясает Цзин Гуна глубиной и широтой своих познаний, смелостью и необычностью суждений, интересностью взглядов, высказывает свои рекомендации по управлению государством.

Возвратившись в родное царство, Конфуций становится известным человеком. По личным мотивам он отказывается от нескольких возможностей стать чиновником. Однако вскоре отвечает согласием на приглашение царя Дин-гуна и, продвигаясь по служебной лестнице, занимает пост сычкоу, то есть главного советника самого царя. На этом посту Конфуций прославился многими мудрыми решениями. Вскоре обеспокоенное его увеличивающимся влиянием окружение царя вынуждает его «добровольно» покинуть свой пост. После этого для Конфуция наступает пора странствий .

Долгие четырнадцать лет он в окружении учеников путешествует по Китаю, прославившись еще больше. Однако его желание вернуться на родину усиливается, и вскоре при содействии одного из бывших учеников Конфуций с большими почестями возвращается домой как очень уважаемый человек. К его помощи прибегают цари, многие из которых зовут его к себе на службу, но Конфуций прекращает поиски «идеального» государства и все больше внимания уделяет своим ученикам. Вскоре он открывает частную школу. С целью сделать ее более доступной Учитель назначает минимальную плату за обучение.

Занятия в школе становились все более насыщенными и интенсивными. Авторитет Конфуция рос прямо на глазах, а в Лу его стали именовать «почтенным старцем государства».

Перегрузка не могла не сказаться на здоровье, но Конфуций мужественно боролся с недугом. Когда ему исполнилось 70 лет, он в беседе с учениками выявил основные периоды своей жизни, которые стали своеобразными этапами становления личности для будущих поколений. В том же году скончался единственный сын Конфуция, Ли. Утешением Кун Цю был внук Цзи, продолжатель рода Кунов. Но через год умер любимый ученик Конфуция - Янь Хуэй, а ещё через год погиб Цзы Лу - преданный и любимый спорщик. Свалившиеся беду ускорили наступление смерти Конфуция в 478 году до нашей эры. Учителя хоронила вся столица. [4; 132-159]

Как мы видим, на взгляды Конфуция повлияли и его происхождение, и судьба.

1.История конфуцианства

История конфуцианства идёт рука об руку с историей Китая. На протяжении тысячелетий это учение являлось основой управления государством и обществом, и оставалось им до соприкосновения с западным типом цивилизации.

Конфуцианство в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью определённого человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций <#"justify">1.Консервативное, опирающееся на конфуцианскую традицию, и ориентирующееся на Японию.

.Либерально-западническое, отрицающее конфуцианские ценности, ориентирующееся на США.

.Радикально-марксистское, русификаторское, также отрицающее конфуцианские ценности.

.Социально-политический идеализм, или суньятсенизм

.Социально-культурологический идеализм, или современное неоконфуцианство

В философском отношении мыслители первого направления пытались осмыслить и модернизировать духовное наследие Китая при помощи индийского буддизма, заложив в Китае основы сравнительной культурологии. Особенностью метода неоконфуцианцев Тайвани и Гонконга было то, что они пытались наладить диалог традиционной китайской и современной западной культуры и философии.

Последнее по времени конфуцианское течение формируется в 1970-е годы в США, в рамках совместной работы американских китаеведов и приехавших из Китая исследователей, учившихся на Западе. Данное направление, призывающее к обновлению конфуцианства с использованием западной мысли, называется «постконфуцианство». Ярчайшим его представителем является Ду Вэймин, работающий одновременно в Китае, США и на Тайване. Его влияние на интеллектуальные круги США столь значительно, что американский исследователь Роберт Невилл даже ввёл в употребление полушутливый термин «Бостонское конфуцианство».

В Китае в ХХ веке произошёл самый мощный за всю его историю духовный сдвиг, вызванный культурным шоком от слишком резкого соприкосновения с принципиально чуждыми моделями культуры и образа жизни, и попытки его осмысления, даже ориентированные на китайское культурное наследие, выходят за рамки собственно конфуцианства.

Таким образом, за более чем 2500-летнее существование конфуцианство сильно менялось, оставаясь при этом внутренне цельным комплексом, использующим одинаковый базовый набор ценностей [2;195-202].

2.Учение Конфуция

.1 О человеке

Что есть человек и каково его предназначение? Этим вопросом задавались философы всех времён.

Исследование сущности личности началось в Европе, так же как и на Востоке, задолго до нашей эры. Как в европейской философской традиции личность понимается как абсолют, некая святыня, так и в учении Конфуция «благородный муж» играет роль «абсолюта».

Образ благородного мужа, созданный Конфуцием, надолго стал для китайского народа идеалом, к которому нужно стремиться.

Стоит сказать, что эпоха, в которую жил Конфуций, была переломной. Ранее человек не мыслил себя вне семьи, вне рамок, своё поведение он подчинял нуждам родственного коллектива. Теперь же в связи с возникновением частной собственности на землю, развитием ремёсел и торговли, ростом городов человек вырывается из семейных связей. Возникает новая система ценностей. Мы уже отмечали, что мать Конфуция после смерти мужа справлялась своими силами, не рассчитывая на родственников, с которыми не поддерживала связи.

«Философ сказал: в древности люди имели три недостатка, которых ныне, пожалуй, и нет. Древние сумасброды были своевольны в мелочах, а нынешние отличаются полною разнузданностью; прежде строгие люди отличались суровостью, а ныне отличаются злобою и гневом; прежние простаки отличались прямотою, а нынешние - ложью»[3; 267]

Таким образом, Конфуций создавал свое мучение на основе личного общения с людьми, он вывел закономерность о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы, названия которых различны в переводах:

.Разнузданные (распущенные)

.Строгие (сдержанные)

.Простаки (глупцы)

Заинтересовавшись природой человека, Конфуций установил, что стремление к богатству и знатности одинаково присуще всем людям, это как бы один из биологических факторов, определяющих поведение отдельных индивидуумов, так и больших коллективов.

Высказываний Конфуция о природе человека немного, но его ученик оставил признание: «Цзы-гун сказал: сочинения учителя можно услышать, но его высказывания о природе человека и о пути неба услышать невозможно». [5; 30] Из отдельных высказываний можно предположить, что природные качества современного ему человека особых восхищений у Конфуция не вызывали. Тем не менее, Конфуций не отчаивался, ведь главным для него было уяснить скрытую природу человека, чтобы потом можно было результативно воздействовать на неё в нужном ему направлении. Стоит уяснить, что человек может избавиться от своих низких стремлений, если будет следовать установленному для него Дао, то есть Пути. Это одна из основных категорий древнекитайской философии. Центральная идя трактата «Дао-дэ цзин» Лао-цзы не могла оставить Конфуция равнодушным: Дао предшествовало всем вещам, оно породило их, оно - Мать Поднебесной. [4;187] Дао воплощает в себе идею вечности, что близко к понятию природы. Высказываясь о существе человеческой природы, Конфуций не случайно обратился к понятию «Дао». Он мог бы воздействовать на стремление к богатству и знатности при помощи терминов и понятий, таких как ли - правила, ритуал, - и фа - установления, законы. Использование понятия «Дао» Кун Цю связывает с человеком, цель - показать большое значение, которое он придавал проблеме воспитания нового человека. Дао в «Лунь юе» означало все идеи, принципы и методы Конфуция, всю суть учению Постичь Дао - вступить на путь познания истины.

.Цзюнь-цзы («благородный муж») - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

.Жэнь - обычные люди. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь. Термин использовался для обозначения как человека вообще, так и обычных людей.

.Сяо жэнь («низкий человек») - неоднозначный термин, который несёт как этическую, так и социальную нагрузку. Часто он используется св сочетании с термином «цзюнь-цзы» в отрицательном значении.

Конфуций наделил «благородного мужа» разными качествами, среди которых можно выделить некоторые основные.

«Учитель сказал: благородный муж думает о правильном пути и не думает о еде. Когда работаешь на пашне, тебя подстерегает голод; когда занимаешься учением, тебя ждет довольство. Благородный муж беспокоится о правильном пути и не беспокоится о бедности». [5; 117] Высшая цель благородного человека - это постижение Дао, благородного человека не должна волновать нищета.

«Кун-цзы сказал: благородный муж думает о девяти [вещах]: о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слышать четко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу». [5; 124] Кажется, здесь всё ясно, и лишние комментарии излишни.

«Учитель сказал: благородный муж тверд, но не упрям». [5; 118]

«Учитель смазал: благородный муж не подобен вещи». [5; 11] Здесь можно сказать, что человек имеет не одну функцию, как вещь, он универсален. Хотя сейчас всё-таки вещи могут иметь много функций, тем не менее человек гораздо более разносторонен.

«Если благородный муж утратит человеколюбие, то можно ли считать его благородным мужем? Благородный муж обладает человеколюбием даже во время еды. Он должен следовать человеколюбию, будучи крайне занятым. Он должен следовать человеколюбию, даже терпя неудачи». [5;23] Появляется понятие «жэнь» - человеколюбие, гуманность. Эта черта благородного мужа привлекает меня больше всего, потому что отпадают сразу же другие необходимые правила и прочее. Недаром в христианстве важную роль играет любовь к ближнему и врагу своему. Если люди будут относиться друг к другу гуманно, любить друг друга, то не будет убийств, воровства и прочих низких дел, но это уже идеал, недостижимая высота.

«Благородный муж не выделяет в Поднебесной одни дела и не пренебрегает другими, он поступает так, как велит долг». [5; 26] Понятие долга играет большую роль в учении Конфуция.

«Учитель сказал: благородный муж думает о морали; низкий человек думает о том, как бы получше устроиться. Благородный муж думает о том, как бы не нарушить законы; низкий человек думает о том, как бы извлечь выгоду». [5; 24] Мораль и закон также важны в поведении благородного мужа.

«Учитель сказал: благородный муж стремится быть медленным в словах и быстрым в делах». [5;26] Также важно, что благородный муж должен свои слова воплощать в жизнь, эта идея также высказывается в «Лунь юе».

«Благородный муж безмятежен и спокоен, маленький человек постоянно встревожен и обеспокоен». [5; 52]

Конфуций выделяет два фактора: «жэнь» и «вэнь». Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как «человеколюбие». По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция.

Как считал Конфуций, стремиться к достижению «жэнь» человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.

«Вэнь» - «культура». Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным. Но, в то же время, Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения «вэнь».

Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних «жэнь» - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних «вэнь» - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе природные качества и приобретенную ученость. Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип «хэ» и противоположного ему «тун». Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.

Хэ - важнейший ценностный критерий благородного мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность мышления, активность. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством. Благородный муж должен быть любезным, а не льстивым, низкий же человек - наоборот. Благородный муж склонен к гармонии, но не к подлаживанию к окружающим, низкий же человек - наоборот.

«Философ сказал: благородный муж миролюбив, но не льстив, а низкий льстив, но не миролюбив». [3; 231] В этом, как считают исследователи, и проявляется хэ.

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сяо жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сяо жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать. [4; 183]

Человек - центр учения Конфуция, он - основа общества и государства. Благородный муж же - носитель «жэнь» и «вэнь», - имеет существенное отличие от низкого человека - «хэ».

2.2 Об обществе

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. До нас дошёл лишь один эпизод, связанный с отношением к этому явлению. Из-за проблем перевода трактовать его можно по-разному.

«Е-гун сказал Кун-цзы: у нас есть прямой человек. Когда его отец украл барана, сын выступил свидетелем против отца.

Кун-цзы сказал: прямые люди у нас отличаются от ваших. Отцы скрывают ошибки сыновей, а сыновья покрывают ошибки отцов, в этом и состоит прямота». [5; 93]

Конфуций понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само избавилось от доносительства.

Конфуций наделил свою модель общества разными понятиями. Среди них особенно выделяются:

.жэнь, то есть «человеколюбие»,

.сяо, то есть «сыновья почтительность», что является ключевым в решении проблемы доносительства,

.ли - «этикет, ритуал»,

.чжи - «ум, знание»,

.и - «справедливость, долг»,

.чжун - «преданность»

.дэ - «добродетель, одарённость, мораль»

.чи - «стыд»

.чжун юн - «принцип середины»

Такой принцип, как сяо впервые был затронут в беседе Конфуция с учениками.

«Янь Юань и Цзы-лу стояли около учителя.

Учитель сказал:

Почему бы каждому из вас не рассказать о своих желаниях?

Цзы-лу сказал:

Я хотел бы, чтобы мои друзья пользовались вместе со мной колесницей, лошадьми, халатами на меху. Если они их испортят, я не рассержусь.

Янь Юань сказал:

Я не хотел бы превозносить своих достоинств и показывать свои заслуги.

Цзы-лу сказал:

А теперь хотелось бы услышать о желании учителя.

Учитель сказал:

Старые должны жить в покое, друзья должны быть правдивыми, младшие должны проявлять заботу [о старших]». [5; 34]

Дальше он развил это понятие, потому что оно должно было стать каркасом для общества, основным методом борьбы с доносительством.

«Философ сказал: кто при жизни отца всматривался в его намерения, а по смерти смотрит на его деяния и в течение трех лет не изменяет порядков, заведенных отцом, того можно назвать почтительным». [3; 145]

Несмотря на прямой смысл этого параграфа, некоторые толкователи придают ему совершенно другой смысл, а именно: «при жизни отца смотри на направление воли сына, а по смерти его - на его поступки». Такое толкование не согласуется и с последующей фразой о не изменении в течение трех лет порядка, то есть образа деятельности отца, если слово «деяния» мы будем относить к сыну, а не к отцу.

Конфуций учил, что одной заботы о родителях мало, необходима ещё терпеливая любовь и чувство глубокого уважения. Концепция же «сяо» не было придумана, а была взята из оставшихся больших семей, переосмыслена и распространена на всё общество.

«Сыновняя почтительность и братская любовь - это корень гуманности». [3; 143] Конфуцию удалось соединить два понятия сяо и жэнь.

Взгляды Конфуция об устройстве общества базировались на тех нравственных ценностях, которые раньше господствовали в китайском обществе.

Особое внимание Конфуций уделял тяге к знаниям, и всячески её поощрял. Отсюда его подчёркнутое уважение к профессионалам, людям, достигшим высоких знаний в своей области. Конфуций заложил основы уважительности к труду, которые впоследствии обогатили духовную культуру Китая, став характерной чертой нации.

Все критерии нравственности, разработанные Конфуцием, объединялись им в один поведенческий блок «ли», то есть «ритуал». Каждый член общества с рождения и до самой смерти должен руководствоваться правилами этикета.

Конфуций отрицательно относился к богатству, осуждал стремление к выгоде, присущее низком человеку, он призывал к скромности в одежде и питании. Тем не менее, он желал, чтобы «простой люд» стал богатым, но это пожелание сопровождалось призывами к «воспитанию» народа.

Конфуций также считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.

Создав систему нравственных ориентиров, ведущих к созданию здорового общества, Конфуций взялся за решение задачи взаимоотношения общества и Природы. Он вывел четыре принципа [4; 223]:

.Для того, чтобы стать достойным членом общества, человек обязан постоянно углублять свои знания о природе. Знание природы расширяет кругозор и обогащает духовный мир человека.

.Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.

.Бережное отношение как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.

.Регулярное благодарение Природы. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

Стоит сказать, что элементарной единицей общества является человек, и от каждого человека зависит, будет ли общество здоровым.

2.3 О государстве

Рассматривая высказывания Конфуция, можно заметить, что он судит о государстве строго и резко.

Согласно разработанной Конфуцием схеме, всё управление государством строится на «ли», то есть соблюдении ритуала, правил. Значение же ли объёмно, ведь сюда входит жэнь и сяо. Важная роль также отводилась вежливости.

Правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что всё, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип «хэ».

К тому же, в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании «ли», эти Правила выполняли роль закона.

Важная роль отводилась Конфуцием внедрению Правил в общество, ведь одно дела - создавать, и другое - доводить до душ людей.

Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция Правил была тесно связана с идеей благородного мужа, потому что именно он идеал воплощения всех правил. У Конфуция нет чёткой концепции организации управления государством. Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы: управляющие и управляемые.

В суждениях об управляющих Конфуций пользуется готовый образом благородного мужа. Конфуций не мыслит его вне государственной службы и административной деятельности.

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

.Чувство самоуважения . Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

.Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.

.Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ, повысить его моральные качества, образованность, а значит и обеспечить прогресс всего общества.

.Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества. Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По государства толкователем Праивл.мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к решению различных проблем. 237 переломов

Конфуций поднял значение бюрократии в системе управления и в обществе с помощью образа благородного мужа. Бюрократия обязана была не только следить за соблюдением Правил, но и воплощать их в жизнь на собственном примере. Именно она являлась в конфуцианской модели

Конфуций был сторонником авторитарной систему, он был противником излишней абсолютизации царской власти. В своей модели государства Конфуций стремился ограничить права царя. У царя были наставники - благородные мужи, они составляли ближайшее окружение правителя. Конфуций возлагал особые надежды на этот тип сановников, обязанных своим возвышением добросовестному изучению его теории. Стремясь успокоить правителей, внушал им, что если они будут соблюдать все его наставления, то необходимость в наставниках отпадёт.

Создавая модель идеального государства, Конфуций привлёк и традиционное верование в божественную силу Неба, довольно ослабленное в то время. Во взглядах Конфуция относительно государственного управления Небу отводилась особая роль. Оно выступает в качестве высшей направляющей силы, от которых зависит жизнь жителей Поднебесной. Только благородный муж может передавать волю Неба. Это была блестящая мысль, ставшая одной из главных причин возвеличивания Конфуция бюрократией. Небо стало стражем основных догматов учения Конфуция. Небо помогает людям познать этические нормы и полностью овладеть ими, если они стремятся к знаниям. Благосклонность Неба, помогает стать благородным мужем. 241

Конфуций уделял человеку основное внимание, и тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, благородный муж способен правильно интерпретировать земные проявления этой воли. Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства - доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления, и в этом случае неизбежен регресс общества.

Заключение

Учение Конфуция и его личность, довольно интересные и многосторонние, и их нельзя рассматривать по отдельности.

Так предки Конфуция по отцовской линии учили потомков быть храбрыми войнами, почтительными служащими и другими. Во многом, это оказало влияние и на самого Учителя. Трудные детские годы сыграли свою важную роль. Становление Конфуция как личности можно рассмотреть как путь становления его учения. Оно, в свою очередь, возникало не из воздуха, а на основе древнекитайских традиций, истории, взаимоотношений Конфуция с окружающими его людьми.

Учение Конфуция трудно разраничить на определённые сферы, но можно рассомтреть отдельно учение о человеке, обществе и государстве.

Человек является центром учения Конфуция, он - основа общества и государства. Благородный муж же - носитель «жэнь» и «вэнь», - имеет существенное отличие от низкого человека - «хэ».

Взгляды Конфуция об устройстве общества базировались на тех нравственных ценностях, которые раньше господствовали в китайском обществе.

Все критерии нравственности, разработанные Конфуцием, объединялись им в один поведенческий блок «ли», то есть «ритуал». Каждый член общества с рождения и до самой смерти должен руководствоваться правилами этикета. Важная роль отводилась Конфуцием внедрению Правил в общество, ведь одно дела - создавать, и другое - доводить до душ людей. Концепция Правил была тесно связана с идеей благородного мужа, потому что именно он идеал воплощения всех правил. Тем не менее, у Конфуция нет чёткой концепции организации управления государством.

Конфуцианство имеет некий базис, которым в большей степени является «Лунь юй» - эдакие диалоги Конфуция и его учеников. Несмотря на некую внешнюю чёткость, существуют среди исследователей разногласия. Именно поэтому за конфуцианство за две с половиной тысячи лет существования сильно менялось, но по-прежнему опиралось на основные принципы, заложенные Учителем Куном.

Современное общество может многое почерпнуть из учения Конфуция, хотя оно, для нынешних обывателей, и не открывает ничего принципиально нового, оно предоставляет слаженную систему ценностей.

Список использованной литературы

конфуций философский учение китайский

1.Алексеев В.М. Китайская литература. - М.: 2002. C.576

2.Малявин В.В. Конфуций. - М.: 2007. С.400

.Маслов А.А. Суждения и беседы - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: 2006. С. 304

.Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. - М.: 1993. С.440

.Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй. - М.: 2001. С.588


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!