Глобальные проблемы современности и формирование экологической культуры молодежи

  • Вид работы:
    Статья
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,39 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Глобальные проблемы современности и формирование экологической культуры молодежи















Глобальные проблемы современности и формирование экологической культуры молодежи

Кандидат философских наук, доцент Дунаевский Л. С.

Человечество вступило в XXI век. Век, когда хищническое отношение к природе поставило перед ним целый ряд проблем, которые не в состоянии решить отдельные страны или континенты, а решить их можно только общими усилиями, усилиями всего мирового сообщества. Поэтому эти проблемы получили название глобальных.

На рубеже 60 - х и 70-х годов XX в., появляется новое направление в науке - глобалистика, как наука о глобальных проблемах человечества, рассматриваемых в связи с идеей пределов развития [5]. В основу представлений большинства ученых о перспективах глобального развития человечества легли доклады Римского клуба, инициировавшего системные исследования глобальных проблем. В докладах Римского клуба «Пределы роста», «За пределами роста» и в теоретических трудах его создателей предмет глобалистики определяется как совокупность проблем, угрожающих существованию человечества и требующих разрешения, а также как компонент процесса универсальной эволюции. В настоящее время возникают новые направления в глобалистике - социальная глобалистика [7], экологическая философия и другие, а также увеличивается количество исследований, посвященных глобальным проблемам, и, как следствие, интерпретации этих проблем. Однако общим местом практически всех публикаций, в которых рассматриваются перспективы развития мировой цивилизации, стало признание того факта, что самому существованию человечества угрожает глобальный экологический кризис, обусловленный в основном техногенной деятельностью развитых стран. При этом с нашей точки зрения еще недостаточно внимания уделяется проблеме исследования мирового системного кризиса цивилизации и глобальной социальной революции рубежа XX - XXI в., когда в классификации глобальных проблем произошли радикальные изменения. После Второй мировой войны большинство ученых на первое место ставили проблемы предотвращения мировой ракетно-ядерной войны, сегодня же, на первое место выходит группа экологических проблем, проблем борьбы с международным терроризмом, энергетические проблемы, проблемы народонаселения, обеспечения населения продуктами питания, миграции и других. При этом нельзя умолять роль исследования и тех проблем, которые были раньше в центре внимания ученых. Их опасность не исчезла и она по-прежнему существует, видоизменяется. Разброс мнений наблюдается лишь в оценке времени наступления катастрофы, которой не удастся избежать без радикальной перестройки хозяйственной деятельности всего человечества.

Таким образом, глобальные проблемы ставят на повестку дня вопрос выживания человечества, требуют обобщенных подходов и интеграции, которые подразумевают пересмотр комплекса национальных приоритетов и инфраструктур, уступку части национального суверенитета в пользу мировых структур, например Евросоюза, ради более прочного экономического и политического единства, эффективных объединенных действий с целью поиска путей к устойчивому развитию и решению глобальных и региональных проблем.

Важнейшим фактором разрешения многих глобальных экологических проблем является экологическая культура - сравнительно новая категория, актуальность которой резко обострилась в связи, с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории по причине бездумной хозяйственной деятельности человека оказались загрязненными, что негативно влияет на здоровье и на качество жизни населения. Можно сказать прямо: в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к ее ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во Вселенной человечеству грозит деградация и вымирание, несмотря на то, что население Земли уже превысило 7 миллиардов человек. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры», выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше ученые начнут бить тревогу, чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической. Но, к большому сожалению, проблема экологической культуры еще мало изучена. Одним из первых, кто подошел к проблеме экокультуры, был знаменитый мыслитель и исследователь В. И. Вернадский [3]; он впервые обосновал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира, а также можно назвать Моисеева Н. Н. [6], Мальтуса, Б. Коммонера и других. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры и ее формирование у молодежи.

В науке существует целый ряд определений экологической культуры. С нашей точки зрения, экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценки своего положения во Вселенной, отношения человека к миру. При этом, необходимо иметь в виду не отношение человека и мира, что предполагает еще обратную связь, а не только отношение его самого к миру, к живой природе. В этом плане, экологическая культура общества должна стать важнейшим фактором разрешения большинства экологических проблем современности. Представляется, что механизм формирования экологической культуры молодежи может включать следующие взаимосвязанные этапы:

осознание необходимости изменений, диагностику существующей экологической культуры молодежи, создание сценария изменений, включающих комплекс педагогических мероприятий;

формирование новых инновационных целей;

децентрализацию системы ноосферного образования;

внедрение эффективной внутренней коммуникации и сбалансированной системы мотивации и контроля, обеспечение оптимальных условий для повышения качества общего образования молодежи.

На каждом этапе разрабатываются артефакты, которые отображают происходящие изменения. Параллельно вышеупомянутым мероприятиям производится мониторинг изменений и оценка их эффективности. Проблема экологического образования сегодня волнует всех - ученых, педагогов, методистов, практиков. Представляется что в учебные школьные программы должны входить науки, которые способствовали бы формированию у детей на доступном уровне современной научной картины мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений в этом мире [4]. Не вызывает сомнений, что основной ориентир в решении этой проблемы - это цель экологического образования. Интегративная сущность таких понятий, как экологическая ответственность, ответственные отношения к окружающей среде, экологическая культура говорит о том, что экологическое образование по своей сути, имея сложный комплексный характер, а его содержание поаспектно раскрывается системой учебных предметов средней и высшей школы.

Основываясь на отмеченных положениях, представляется возможность сделать вывод о том, что отношение человека к природе есть фундаментальное и всеохватывающее измерение его самого, которое выражается категорией не полезности, а универсальности. В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных аспектов содержания экологического образования. Данная тенденция особенно характерна для разрабатываемого в трудах зарубежных исследователей образования в области окружающей среды. Формирование ответственного отношения к окружающей среде происходит как непосредственно в процессе познания ее законов и общения с нею, так и через систему реальных отношений с людьми. Изучение природы в процессе учебной деятельности оказывает влияние на отношение к ней как к объекту познания, среди жизни, носителю эстетических качеств и ценностей, нравственное отношение в коллективе - на формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе. Психологическими исследованиями установлены факторы, влияющие на отношения молодежи окружающей среде. Важнейшими из них являются: 1) непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки, отдых и др.); 2) производительный труд в природе (на пришкольном участке, в ученических производственных бригадах, на домашнем приусадебном участке и др.); 3) общение с родителями, общий уклад жизни в семье; 4) негативные, жестокие поступки людей к живой природе; 5) собственная непредметная небрежность в обращении с растениями и животными; 6) изучение школьных предметов как в пределах общеобязательной программы, так и в кружках юннатов и факультативах; 7) чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач и др.

Таким образом, высокий уровень экологической культуры молодежи является одним из факторов разрешения многих глобальных проблем современности в целом и особенно группы экологических глобальных проблем.

глобальный экологический кризис человечество

Литература

1.Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.

.Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.,2004.

.Вернадский В. И. Научная мысль, как планетарное явление. М., Наука, 1991.

.Деребко С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов - на - Дону: «Феникс», 1996, стр. 12 - 86.

.Моисеев Н. Н. Быть или не быть… человечеству? М., 1999.

.Молевич Е. Ф. Введение в социальную глобалистику. - Самара, 2007

.Тураев В. А. Глобальные вызовы человечеству. М., 2002.

Похожие работы на - Глобальные проблемы современности и формирование экологической культуры молодежи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!