Анализ заработной платы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,05 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ заработной платы

Введение

На первом месте по важности среди факторов, влияющих на эффективность использования рабочей силы, стоит система оплаты труда. Именно заработная плата, а зачастую только она является той причиной, которая приводит рабочего на его рабочее место.

Критерием оплаты за труд должна быть достойная оценка каждого, кто принимает участие в процессе производства. Низкая оплата не стимулирует качество труда, а высокая - отражается на себестоимости и конкурентности продукции на рынке.

Вот почему, многие ведущие мировые фирмы, уделяют серьезное внимание кадровым вопросам, ведут подготовку специалистов, способных быстро и качественно выполнять работу, получать за это достойное вознаграждение.

Заработная плата во всем мире - источник дохода работающих. Она характеризует отношение государства к своим согражданам и используется как важнейший рычаг в управлении экономикой.

По своему характеру труд многогранен и осуществляется каждым человеком неодинаково, поэтому возникает необходимость в его классификации, оценке, учете и анализе. Вопросы организации, оценки и учета труда в Республике Беларусь регламентируются законодательно.

Главным законодательным документом, имеющем в своем составе статьи, посвященные труду, является Конституция Республики Беларусь. Трудовой кодекс Республики Беларусь является основным законодательным сборником документов, регулирующих взаимоотношения работодателей с работниками на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства.

Актуальность выбранной темы заключается в необходимости качественной организации учета и анализа заработной платы, представляющей один из экономических рычагов, который призван соединить воедино интересы работника, предпринимателя и государства.

Связь заработной платы работников с количественными и качественными результатами их труда осуществляется с помощью форм и систем оплаты труда. По данным бухгалтерского учета проводится экономический анализ, с помощью которого необходимо регулировать конечные результаты финансовой деятельности предприятия.

Насколько руководство сможет решать вопросы грамотного регулирования оплаты труда, настолько эффективно будет работать организация.

Целью настоящей работы является выявить особенности анализа заработной платы, рассмотреть анализ фонда заработной платы в бюджетных организациях на примере ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси».

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- изучение и оценка обеспеченности учреждений работниками;

анализ состава работающих;

разработка мероприятий по повышению эффективности использования труда и заработной платы;

выявление факторов и конкретных причин отклонений фактических показателей от установленных нормативов, а также разработка мероприятий по ликвидации негативных явлений и тенденций.

Предметом исследования является анализ труда и заработной платы.

Объектом исследования является ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси».

Работа проводилась на базе ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси». Система финансирования - казначейская. Источники финансирования - республиканский и местный бюджеты. Вышестоящий распорядитель средств - Национальная Академия наук Беларуси. Виды деятельности: бюджетная (различные фундаментальные исследования, программы) и внебюджетная (выполнение тем по договорам с заказчиками, сдача помещений в аренду, сдача металлолома, макулатуры, драгметаллов). Структура организации включает в себя 9 лабораторий, бухгалтерию, отдел кадров, административно-управленческий аппарат. Планово-экономическими вопросами занимается бухгалтерия, которая состоит из 6 человек: главного бухгалтера, 2-ух бухгалтеров по заработной плате, бухгалтера по основным средствам и материальным ценностям, ведущего экономиста и бухгалтера, исполняющего обязанности кассира.

Порядок учета расчетов по оплате труда персонала довольно непостоянен, особенно в части размеров различных выплат и удержаний. Это происходит в силу изменения действующих нормативно-правовых актов, принятия новых положений, регулирующих данную сферу. При написании курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения: Трудовой кодекс, Гражданский Кодекс, Кодекс о браке и семье, целый ряд постановлений Министерства финансов, Совета Министров, Министерства труда и социальной защиты и других органов Республики Беларусь.

Материалом для написания работы послужили: учебник А. С Чернюк, периодические издания (журналы с приложениями, газеты), посвященные проблемам и практике бухгалтерского учета в Республике Беларусь, нормативные акты. В качестве правовой базы была задействована справочная правовая система «Консультант плюс».

1. Сущность, функции, принципы организации заработной платы в бюджетных организациях

Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.

Работнику важно не только то, какую заработную плату в денежном выражении он получит, но какое количество товаров и услуг он сможет на неё приобрести.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная-это заработная плата в денежном выражении, а реальная - это то количество товаров и услуг, которое может приобрести работник за свою номинальную заработную плату после уплаты налогов и других отчислений. Реальная заработная плата - это покупательная способность номинальной заработной платы.

Заработная плата отражает один из обязательных признаков трудовых отношений - их возмездность.

В статье 57 Трудового кодекса Республики Беларусь заработная плата определена как совокупность вознаграждений, исчисляемых в денежных единицах или (и) натуральной форме, которые наниматель обязан выплатить работнику за фактически выполненную работу, а также за периоды, включаемые в рабочее время[5].

Оплата труда является наиболее узловой, спорной и болезненной проблемой распределительных отношений. От ее разрешения во многом зависят социальный мир в обществе и экономический рост. Заработная плата является важнейшим личным доходам трудящегося населения и отличается от других видов доходов граждан своей правовой организацией, малого обложения.

Заработная плата выполняет несколько функций.

Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально нормальном уровне потребления, то есть в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить условия нормального воспроизводства рабочей силы, иными словами поддержание, а то и улучшение условий жизни работника.

Социальная функция, иногда выделяется из воспроизводственной, хотя является продолжением и дополнением первой. Заработная плата как один из основных источников дохода должна не только способствовать воспроизведению рабочей силы как таковой, но и давать возможность человеку воспользоваться набором социальных благ - медицинские услуги, качественный отдых, получение образования, воспитание детей в системе дошкольного образования и т.д. Кроме того, обеспечить безбедное существование работающего в пенсионном возрасте.

Стимулирующая функция важна с позиции руководства предприятия: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда. Работник должен быть заинтересован в повышении своей квалификации для получения большего заработка, т.к. более высокая квалификация выше оплачивается. Предприятия же заинтересованы в более высококвалифицированных кадрах для повышения производительности труда, улучшения качества продукции.

Статусная функция зарплаты предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Под статусом подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус - это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали.

Регулирующая функция - это регулирование рынка труда и прибыльности фирмы. Естественно, что при прочих равных условиях, работник наймется на работу в то предприятие, где больше платят. Но верно и другое - предприятию невыгодно платить слишком много, иначе его рентабельность снижается. Предприятия нанимают работников, а работники предлагают свой труд на рынке труда. Как и всякий рынок, рынок труда имеет законы образования цены на труд.

Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через заработную плату) в образовании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу.

Таким образом, главными требованиями к организации заработной платы на предприятии, отвечающими, как интересам работника, так и интересам работодателя, является:

) обеспечение необходимого роста заработной платы;

) при снижении ее затрат на единицу продукции;

) гарантия повышения оплаты труда каждого работника по мере роста эффективности деятельности предприятия в целом.

Источником выплаты заработной платы в бюджетных учреждениях являются средства государственного бюджета и внебюджетные средства.

В ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси» открыты следующие счета:

бюджетный текущий счет;

внебюджетный счет.

В ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси», по выполняемым хозяйственным функциям персонал подразделяется на рабочих и служащих. Из группы служащих выделяются руководители, специалисты и другие работники, относящиеся к служащим. На персонал основной деятельности (специалистов) возлагаются главные функции в системе разделения труда соответствующей организации. В данном учреждении таковыми являются научные сотрудники.

Оперативный учет личного состава обеспечивает отдел кадров. Учет численности строго документируется и является единообразным во всех областях народного хозяйства. На каждого работника заводится трудовая книжка, которая хранится в отделе кадров. В ней делается отметка о зачислении на работу.

Первичными документами по учету личного состава являются: приказы или распоряжения о приеме, переводе, предоставлении отпуска, увольнении и др. Эти документы служат основанием для записей в личных карточках и трудовых книжках работников. Приказы составляет отдел кадров, затем эти приказы за подписью руководителя передаются в бухгалтерию, где они служат основанием для начисления работнику надбавки к заработной плате, начислению отпускных, выходного пособия и т.п.

Каждому принимаемому на работу присваивается табельный номер. Табельный номер в дальнейшем проставляется на всех документах по учету личного состава, выработки и заработной платы. В случае увольнения или перевода работника на другую работу его табельный номер не может присваиваться другому работнику в течение определенного времени.

На всех работников предприятия в отделе кадров открывается личная карточка, в которой указываются анкетные данные работника и отражаются все изменения в его положении.

Бухгалтерия на каждого работника открывает лицевой счет для накапливания сведений о заработке.

В ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси» на каждого работника заводится контрольная карточка (лицевой счет), на которую наклеиваются расчетные листки.

В ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси» установлен определенный трудовой режим. Контроль за использованием рабочего времени ведется при помощи табельного учета. Он предполагает наблюдение за приходом на работу и уходом с нее, выяснение причин опоздания и неявок, получение данных о фактически отработанном времени каждым работником для начисления заработной платы.

Табельный учет в учреждении - это основной источник сведений об использовании рабочего времени.

Данные табельного учета отражаются в табеле учета использования рабочего времени.

Табель представляет собой именной список работников и ведется по категориям работников в алфавитном порядке. В табель включаются все работники независимо от форм оплаты труда. В ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси» он ведется по каждому отделению учреждения в одном экземпляре бухгалтером.

Табель открывается ежемесячно на основании табеля за прошлый месяц с указанием фамилии, имени, отчества, должности, табельного номера каждого работника. Записи в табеле о вновь принятых работниках и исключение уволенных производятся на основании первичных документов по учету движения персонала предприятия. На каждого работника в табеле отводится отдельная строка. Учет явок на работу и использования рабочего времени осуществляется в табеле методом сплошной регистрации, т.е. ежедневной отметки всех явившихся, не явившихся, опоздавших, и т.п.

На титульном листе табеля даны условные обозначения отработанного и неотработанного времени:

Б - болезнь;

П - прогул;

О - отпуск и т.д.

С помощью данных условных обозначений делаются отметки о явках и неявках на работу по числам месяца. По окончании месяца в табеле подсчитывается по каждому работнику: количество отработанных дней, часов (из них сверхурочно, ночных), дней неявок по причинами другие показатели.

Заполненный табель подписывается лицом-ведущим табельный учет,

утверждается руководителем учреждения (главным бухгалтером) и является основанием для начисления заработной платы.

Таким образом, оперативный учет работников ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси» ведется в соответствии с законодательством при помощи первичных документов (записок, приказов или распоряжений о приеме, переводе, предоставлении отпуска, увольнении, которые служат основанием для записей в личных карточках и трудовых книжках работников, а также личных листков учета кадров - для руководителей и специалистов, учетной карточки научного работника - для научных работников). Контроль за соблюдением трудового режима ведется с помощью табеля учета использования рабочего времени, который является основанием для начисления заработной платы.

.1 Формы и системы оплаты труда, применяемые в бюджетных организациях

заработный плата труд

В Трудовом кодексе предусмотрено, что формы и системы оплаты труда организаций, финансируемых из бюджета, устанавливает наниматель, а размеры оплаты труда - Правительство Республики Беларусь или уполномоченный им орган.

Различают номинальную и реальную заработную плату. Номинальная-это заработная плата в денежном выражении, а реальная - это то количество товаров и услуг, которое может приобрести работник за свою номинальную заработную плату после уплаты налогов и других отчислений. Реальная заработная плата - это покупательная способность номинальной заработной платы.

Основная заработная плата включает:

выплаты за отработанное время, за количество и качество выполненных работ, при повременной и сдельной системах оплаты;

доплаты в связи с отклонениями от нормальных условий работы, за сверхурочные работы, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, за временное заместительство и др;

Начисление основной заработной платы.

К основной заработной плате относится заработная плата за отработанное время или за количество выполненных работ при сдельной и повременной оплате труда. При повременной форме оплаты труда заработная плата начисляется за определённое количество отработанного времени. Заработок рабочего определяет умножение часовой или дневной тарифной ставки его разряда на количество отработанных им часов или дней.

Заработок других категорий работников определяется следующим образом: если работник отработал все рабочие дни месяца, то его оплата составит установленный для него оклад, если же он отработал не полное число рабочих дней, то его заработок определяется путём деления установленной месячной ставки на календарное количество рабочих дней в месяцу и умножение полученного результата на количество оплаченных дней.

При повременно-премиальной системе оплаты труда к сумме заработка по тарифу прибавляют премию в определённом проценте к тарифной ставке или другому измерителю (окладу и т.д.), перечень выплат включённых в заработок работника для расчёта премии установлено постановлением Министерством труда №13 от 05.02.2002 г. «Об утверждении перечня дополнительных выплат стимулирующего и компенсирующего характера, на которые начисляется премия» [10].

При прямой сдельной системе оплаты труда рабочих начисление заработной платы осуществляется за число единиц изготовленных ими продукции (выполненных работ) исходя из твёрдых сдельных расценок с учётом соответствующей квалификации. Порядок расчета заработной платы будет различаться в зависимости от вида норм:

нормы выработки

нормы времени

Доплаты до уровня минимальной заработной платы.

Размер минимальной заработной платы в качестве низшей границей оплаты труда является обязательным для всех нанимателей, не применяется в отношении лиц, с которыми заключены иные договора. Определение размера доплат до минимальной заработной платы работникам, которым заработная плата начисляется на основании часов тарифных ставок, производится путём сравнения начисленной заработной платы за фактически отработанное время с размером минимальной заработной платы, рассчитывается исходя из часовой минимальной заработной платы, и устанавливается законодательством и фактически отработанного рабочего времени. Если размер начисления заработной платы работнику ниже минимальной заработной платы, то наниматель обязан произвести доплату.

Доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, выполнение обязанностей временно отсутствующего работника.

Размер доплат устанавливается нанимателем по соглашению с работником. Для работников и специалистов бюджетных организаций доплата устанавливается в размерах до тарифной ставки (оклада) отсутствующего работника в зависимости от объёма выполненных работ. Названные доплаты включаются в средний заработок для исчисления трудового, социального отпуска, компенсаций за неиспользованный отпуск, выходных пособий, пособий по временной нетрудоспособности, выполнения государственных обязанностей.

Оплата сверхурочных работ

Указом президента №156 от 05.04. 2012 года «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений» предусмотрено установление предельного количества сверхурочных работ в год на уровне 180 часов и определено, что их общая продолжительность не должна превышать 10 часов в рабочей неделе, а продолжительность ежедневной работы с учётом сверхурочных не более 12 часов[11].

Ограничения сверхурочных работ:

беременным женщинам;

женщинам с детьми до 3-х лет;

работникам младше 18 лет;

освобождённым по медицинским показаниям;

работникам, обучающимся в вечерних школах, ПТУ;

Оплата труда за выходные и праздничные дни

Работа в выходные и праздничные дни допускаются по предложению нанимателя и согласия работника. В исключительном случае возможность привлечения без согласия работника (предотвращение аварии, катастрофы и т.д.). Предельное количество выходных дней, которое может быть использовано в течение года составляет 12 дней. Перечень государственных праздников и праздничных дней определяется указом президента от 26.03.1998 Г. №157 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь». Работа в государственные праздники и праздничные дни оплачивается не ниже чем в двойном размере. За работу в сверхурочное время в праздничные дни и выходные дни премия начисляется по одинарной сдельной расценке или одинарной тарифной ставке[12].

Пример: Согласно табелю, работником отработано 200 часов. Из них, сверхурочно 6 часов, в выходные дни-10 часов. Производим начисление заработной платы.

за отработанное время исходя из месячной тарифной ставки-3200000 рублей;

оплаты работы за сверхурочное время и выходных дней-556522 рублей=3200000:184 ч*16 ч*2

премия (30% от суммы оплаты за отработанное время и часы работы в сверхурочное время и выходные дни-3200000+(3200000:184 ч*16 ч)*30%:100%=1043478 рублей.

Начисление дополнительной заработной платы.

Дополнительная заработная плата включает:

выплаты за неотработанное время, предусмотренные законодательством о труде и коллективными договорами;

оплата времени отпусков;

плату за выполнение государственных и общественных обязанностей;

оплату перерывов в работе кормящих матерей;

оплаты подросткам льготных часов;

Предоставление и продолжительность трудового отпуска.

Трудовые отпуска бывают:

основные;

дополнительные за работу с вредными условиями труда;

дополнительные за ненормированный рабочий день;

дополнительные за стаж работы;

дополнительные, поощрительного характера.

Пример:

Работник принят на работу 24 мая прошлого года. В текущем году в феврале и мае работнику по заявлению был предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на 3 - календарных дней. Таким образом фактически отработанному времени приравнивается только 14 календарных дней и окончание рабочего года для назначения отпуска сдвиг на 16 календарных дней. Отпуск будет исчисляться с 24 мая прошлого года по 8 июня текущего года. Наниматель обязан предоставить отпуск работнику за рабочий год, а работник должен его использовать до 8 июня текущего года, после 8 июня он может брать отпуск за следующий рабочий год.

Минимальная продолжительность отпуска - 24 календарных дня.

Для отдельных категорий работников и организаций (Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №100 «О предоставлении основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дней») установлена продолжительность основного отпуска продолжительностью более 24 календарных дня.

Предоставление дополнительных отпусков для работников:

за работу с вредными и опасными условиями труда (Постановление Совета Министров Республики Беларусь №73 Республики Беларусь 19 января 2008 г. №73 «О дополнительных отпусках за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и особый характер работы»), отпуск составляет от 4 до 28 календарных дней, в зависимости от класса, степени вредности или опасности труда и гигиенической сертификации;

дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день (Постановлением Совмина от 18.03.2008 г. №408 «О предоставлении дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день»).

При этом оплата отпусков производится за счёт средств от приносящих доходов деятельности, а при отсутствии средств - за счёт средств по смете организации на оплату труда.

Исчисление среднего заработка.

Единый порядок исчисления среднего заработка, сохранённого за время трудового отпуска, для выплат компенсаций за неиспользованные дни трудового отпуска установлены инструкцией о порядке исчисления среднего заработка, сохранённого в случае, предусмотренным законодательством (инструкции Постановление Министерства труда Республики Беларусь 10 апреля 2000 г. №47 «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка (далее инструкция №47).

Согласно инструкции №47 в приложении перечислены перечни выплат, включённых в средний заработок:

оплата за отработанное время;

выплаты стимулирующего характера;

выплаты компенсирующего характера;

оплата за неотработанное время.

Включение стимулирующих выплат в средний заработок, к ним относятся:

премии;

авторские вознаграждения;

вознаграждения по результатам годовой работы;

за выслугу лет;

единовременное пособие на оздоровление работников государственных органов.

Премии подлежат включению в состав заработной платы согласно лицевому счёту. Вознаграждения по результатам годовой работы за выслугу лет, пособие на оздоровление, учитывается при исчислении среднего заработка, выплаты компенсаций пропорционально месяцам, принятым для его исчисляются по отношению к 12-ти месячному периоду.

Пример:

Работнику с 10 мая текущего года предоставляется трудовой отпуск, продолжительность 24 календарных дня. Расчётный период для исчисления отпуска включает май прошлого года и опрель текущего года.

В этот период работнику было кроме заработной платы за отработанное время начислено вознаграждение по итогам года в марте текущего года в сумме 1200000 рублей, и премия в апреле текущего года за первый квартал 450000 рублей. Вознаграждение по итогам работы за год включается в размер заработной платы и учитывается пропорционально принятым исчисленным месяцам. В расчёте среднего заработка учитывается вознаграждение за прошлый год в сумме 800000 (1200000:12*8). Премия включается в сумму 450000.

Расчёт оплаты компенсаций за неиспользованный отпуск:

Работники имеют право на денежную компенсацию в следующих случаях:

при замене части трудового отпуска по соглашению между нанимателем и работником;

при увольнении;

при отзыве из отпуска.

Часть трудового отпуска, превышая 21 календарный день по согласию между работником и нанимателем, может быть заменена денежной компенсацией.

определение продолжительности рабочего года и расчет продолжительности периода, за который выплачивается компенсация;

расчет среднего заработка для определения суммы компенсаций;

исчисление суммы компенсаций.

Пример:

Работник принят на работу в бюджетную организацию 01.09.11 года. По соглашению сторон - уволен с 04.04.12. Продолжительность трудового отпуска в соответствии с контрактом 28 календарных дней. В данном периоде 216 календарных дней или 7 месяцев (216:29,7=7,27).

Денежную компенсацию необходимо выплатить за 16 календарных дней (28 календарных дней: 12*7=16).

Особенности исчисления среднего заработка для выходного пособия:

если работник отработал менее двух месяцев, предшествующих увольнению, что для исчисления заработка принимается заработная плата начисленная за фактически отработанное время.

если работник не имел заработка в двух месяцах или если за работником сохранился средний заработок, в этом случае средняя заработная плата исчисляется за два месяца предшествующему этому периоду.

Пример:

Расчёт двухнедельного выходного пособия. Сотрудник уволился с работы в связи с призывом на воинскую службу. Имеет право на выплату пособия в размере двухнедельного заработка. Заработная плата за два предыдущих периода составила:

месяц-3300000 (в том числе выплаты по больничному листу 600.000), болел 5 дней с оплатой 80%.

месяц - 3700000 (в том числе премия 400000).

Количество рабочих дней за два месяца составила 22+20=42 рабочих дня. Фактически отработанное время работником - 37 рабочих дней. Размер пособия составляет (3300000-600000+3700000):37*10=1729730.

Выплата выходного пособия отражается по элементу расходов 1.30.03.01 - выплата пенсий и пособий.

В Трудовом кодексе предусмотрено, что формы и системы оплаты труда организаций, финансируемых из бюджета, устанавливает наниматель, а размеры оплаты труда - Правительство Республики Беларусь или уполномоченный им орган [5].

Основой для организации заработной платы в бюджетной сфере является 27-разрядная Единая тарифная сетка (далее - ЕТС) утверждена Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. №123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, тарифно-квалификационные справочники, Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. №34 «Об утверждении общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» [14], а также Квалификационные характеристики должностей служащих Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. №105 «О внесении изменений в выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих».

В ЕТС каждому разряду присвоен тарифный коэффициент, которые показывает, во сколько раз тарифные ставки второго и последующего разрядов сетки выше ставки первого разряда.

Тарифная ставка первого разряда для оплаты труда работников бюджетной сферы устанавливается Советом министров и составляет 250 000 белорусских рублей от 29 марта 2013 г. («Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций №226») [16].

Тарифный (квалификационный) разряд характеризует уровень квалификации работника. Он зависит от степени сложности выполняемых работ (обязанностей), уровня теоретических знаний, а также ответственности работника.

При помощи ЕТС производится дифференциация и регулирование основной (тарифной) части заработной платы работников.

Каждому работнику в зависимости от его квалификации присваивается определенный тарифный разряд и коэффициент в соответствии с ЕТС [9].

В штатное расписание бюджетных организаций могут вводиться только те должности, по которым установлены условия оплаты труда.

В республике имеются утвержденные типовые штаты и нормативы численности работников для различных организаций бюджетной сферы.

В Республике Беларусь введен единый порядок формирования ставок (окладов) работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями.

Тарифные ставки (оклады) работников определяются путем умножения тарифной ставки 1-го разряда и тарифных коэффициентов ЕТС с учетом корректирующих коэффициентов (1-27 разряды ЕТС - 2,862 - 0,978).

Ставка (оклад) формируется путем суммирования тарифной ставки (оклада) с размерами повышенной ставки (оклада).

В соответствии с условиями оплаты труда организации бюджетной сферы имеют право на повышение тарифных ставок (окладов) работников по одному или нескольким основаниям. При этом размер каждого повышения определяется от тарифной ставки (оклада), а некоторым работникам от тарифной ставки 1-го разряда.

В финансовом отделе ГНУ «Институт природопользования НАН Беларуси» производится повышение ставок (окладов) молодым специалистам. Размер повышения составляет 15% ставки (оклада). Оно предоставляется молодым специалистам, которые были приняты на работу по направлению ВУЗов. Повышение производится по основному месту работы молодого специалиста в течение 2-х лет с момента заключения трудового договора (контракта).

Также в финансовом отделе Института природопользования НАН проводятся повышения за стаж работы по специальности (в отрасли). Повышение производится в следующих размерах:

До 5 лет - 10%

От 5 до 10 лет - 15%

От 10 до 15 лет - 20%

От 15 лет и выше - 30%

Периоды, включаемые в стаж работы по специальности (в отрасли), определяются по записям в трудовой книжке и суммируются независимо от сроков перерыва в работе.

Первоначальное повышение тарифных ставок (окладов) за стаж работы по специальности (в отрасли) производится с момента заключения трудового договора (контракта). Последующие повышения производятся в день перехода работника на следующий уровень по стажу.

В компетенцию руководителя финансового отдела Института природопользования НАН также входит премирование работников, которое осуществляется согласно Положению о материальном стимулировании, выплате пособия на оздоровление, оказание материальной помощи работникам финансового отдела Института природопользования НАН[1].

Премирование работников производится в пределах фонда заработной платы.

В финансовом отделе Института природопользования НАН за использование средств на заработную плату несут руководитель и главный бухгалтер. Они следят за соответствием наименования и количества должностей, на которые зачисляют работников, штатному расписанию, за правильным установлением ставок заработной платы (должностных окладов) и законностью различного рода надбавок и доплат. Размер тарифных ставок заработной платы (должностных окладов), а также повышений, надбавок и доплат к ним определяется постоянно-действующей тарификационной комиссией, которая создается приказом руководителя учреждения в составе: главного бухгалтера, работника занимающегося вопросами кадров и др. Вышестоящие распорядители средств бюджета и финансовые органы контролируют использование фонда заработной платы в процессе проверки и утверждения смет расходов учреждений на предстоящий год, анализа отчетов об исполнении смет. В их функции входит проведение документальных ревизий финансово-хозяйственной деятельности, которые являются наиболее эффективной формой последующего контроля. Осуществляя финансирование данного предприятия, финансовые органы осуществляют текущий контроль за использованием выделяемых бюджетных ассигнований.

В фонде заработной платы показываются начисленные за отчетный период денежные суммы (включая подоходный налог и обязательный индивидуальный страховой взнос работника), независимо от источников их выплаты и статей смет в соответствии с платежными документами, по которым с работниками были произведены расчеты по заработной плате, независимо от срока их фактической выплаты.

Принято разделять плановый и отчётный фонды заработной платы. Плановый фонд заработной платы представляет собой сумму заработной платы, установленную в смете организации, рассчитывается на основе утвержденных штатных расписаний, данных о сети, штатах и контингентах организаций, финансируемых из бюджета, и планируемом приросте численности контингентов.

Сумма фактически начисленной заработной платы называется отчётным фондом.

В связи с необходимостью международной сопоставимости статистических показателей по заработной плате, а также для заполнения отчетности по труду Постановлением Министерства статистики Республики Беларусь от 29.07.2008 г. №92 утверждены указания по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду. В них определен следующий состав фонда заработной платы, в который включаются начисленные организациями всех форм собственности следующие выплаты:

- заработная плата за выполненную работу и отработанное время;

выплаты стимулирующего характера;

выплаты компенсирующего характера;

оплата за неотработанное время;

другие выплаты, включаемые в состав фонда заработной платы.

Заработная плата за выполненную работу и отработанное время включает следующие выплаты:

- заработная плата, начисленная работникам на основе часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов) за отработанное время;

заработная плата, начисленная работникам за выполненную работу по сдельным расценкам;

суммы индексации заработной платы в связи с инфляцией, а также при несвоевременной ее выплате;

доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ), выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за руководство бригадой и другие доплаты;

доплаты работникам до уровня минимальной заработной платы, установленной законодательством Республики Беларусь и другие выплаты;

Выплаты стимулирующего характера включают:

а) регулярные (ежемесячные, ежеквартальные):

надбавки (доплаты) к тарифным ставкам и должностным окладам за профессиональное мастерство, классность, ученую степень и звание, высокие профессиональные, творческие, производственные достижения в работе, за сложность и напряженность работы, владение и применение в практической работе иностранных языков, за особые условия государственной службы и другие надбавки;

надбавки к заработной плате за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы);

премии и вознаграждения независимо от источников их выплаты;

другие регулярные выплаты стимулирующего характера, включая материальную помощь (компенсацию), выплачиваемую всем или большинству работников на питание, проезд и другое;

б) единовременные выплаты стимулирующего характера

единовременные (разовые) премии и вознаграждения независимо от источников их выплаты;

вознаграждения за содействие созданию и использованию изобретения и рационализаторского предложения, за внедрение новой техники;

единовременная материальная помощь (денежная компенсация), выплачиваемая всем или большинству работников;

вознаграждения к юбилейным датам, праздникам, торжественным событиям (включая стоимость подарков и материальную помощь);

материальная помощь к отпуску, единовременные выплаты (пособие) на оздоровление, дополнительные выплаты при предоставлении трудового отпуска (сверх отпускных сумм, начисленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь);

единовременная материальная помощь уволенным после прохождения срочной воинской службы и принятым на прежнее место работы;

другие единовременные выплаты стимулирующего характера.

К выплатам компенсирующего характера относятся:

повышенная оплата труда, применяемого в особых условиях (на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда и на работах на территориях радиоактивного загрязнения);

доплаты за работу в ночное время или в ночную смену при сменном режиме работы;

денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск.

К оплате за неотработанное время относятся:

оплата трудовых и социальных отпусков;

оплата отпусков, предоставляемых по инициативе нанимателя;

оплата свободного от работы дня матери (отцу, опекуну, попечителю), воспитывающей (воспитывающему) ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или воспитывающей (воспитывающему) двоих и более детей в возрасте до шестнадцати лет;

заработная плата, сохраняемая по месту основной работы за работниками, направленными на профессиональную подготовку, повышение квалификации, стажировку и переподготовку;

Другие выплаты, включаемые в состав фонда заработной платы:

стоимость бесплатно предоставляемых работникам питания, продуктов, пайков (в соответствии с законодательством Республики Беларусь), включая денежную компенсацию (кроме стоимости лечебно-профилактического питания);

суммы, уплаченные организацией в порядке возмещения расходов работников по оплате квартирной платы, коммунальных услуг, найму жилья (сверх предусмотренного законодательством Республики Беларусь);

стоимость льгот по проезду работников железнодорожного, авиационного, водного, автомобильного транспорта и городского электрического транспорта;

стоимость проездных билетов, приобретенных для личного пользования работников в соответствии с коллективным договором или решением нанимателя;

Оплата труда работников производится по форме, установленной нанимателем на основании коллективного договора, соглашения, трудового договора. Формы оплаты труда представляют собой способы установления зависимости размера заработной платы работников от затраченного ими общественно необходимого труда посредством совокупности показателей, отражающих результаты труда и фактически затраченное время. Согласно ст. 57 ТК наниматель обязан выплатить заработную плату за:

труд (выполненную работу);

периоды, включаемые в рабочее время.

При этом, выполненная работа должна оплачиваться в зависимости от:

ее сложности, количества, качества;

условий труда;

квалификации работника;

фактически отработанного времени[5].

Таким образом, основными измерителями затрат труда являются: рабочее время или количество изготовленной продукции. Такому делению измерителей затрат труда соответствует и две формы заработной платы: сдельная и повременная. Каждая из форм оплаты труда в зависимости от особенностей организации подразделяется на системы.

Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы осуществляется на основе применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, обеспечивающей принцип равной оплаты труда за равную квалификацию; тарифно-квалификационных справочников; квалификационных характеристик должностей служащих. Тарифная сетка является инструментом тарифного нормирования оплаты труда представляя собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов. Ставка первого разряда должна быть не ниже минимальной заработной платы, принятой в государстве. Данная ставка пересматривается в зависимости от роста стоимости жизни, повышения минимальной заработной платы. В целях стимулирования работников высокой квалификации и эффективного выполнения работ, закрепления кадров в бюджетных организациях предусматривается применение доплат, надбавок, премий и иных выплат.

В бюджетных учреждениях расходы, связанные с выплатой заработной платы рабочих и служащих в денежной форме отражаются по подстатье 1 10 01 00 «Заработная плата рабочих и служащих».

В подстатью включаются:

плата труда работников организаций, финансируемых из бюджета, исходя из утвержденных штатных расписаний, составленных на основе типовых штатов, штатных нормативов, норм нагрузки и часовых и (или) месячных тарифных ставок (окладов), включая дополнительные выплаты стимулирующего и компенсирующего характера;

оплата труда за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника;

оплата трудовых, учебных отпусков, денежные компенсации за неиспользованный отпуск;

оказание материальной помощи, в том числе неработающим ветеранам труда - лицам, ушедшим на пенсию (вышедшим в отставку) из аппаратов государственных органов;

выплаты премий, наград (ценных подарков), денежных вознаграждений в соответствии с законодательством;

расходы по индексации заработной платы;

другие выплаты работникам в соответствии с законодательством.

В данную подстатью не включаются расходы на оплату труда работников, не состоящих в штате бюджетной организации.

При составлении сметы расходов средства выделяются в целом на подстатью 1 10 01 00, что даёт возможность гибкого распределения средств по фактически складывающимся расходам организации. Вместе с этим следует отметить, что в процессе текущего учёта расходов, связанных с выплатой заработной платы при её начислении, на практике по-прежнему ведётся разбивка по направлениям расходов с целью анализа структуры расходов на оплату труда, и планирования фонда оплаты труда.

Источником выплаты заработной платы бюджетных организаций наряду с бюджетным финансированием являются средства, полученные от внебюджетной деятельности. Однако не зависимо от источника финансирования расходов на оплату труда ответственность за целевое использование средств на заработную плату несут руководитель и главный бухгалтер организации.

1.2 Роль, задачи анализа труда и заработной платы

Интеллектуальный потенциал является наиболее значимым ресурсом, обеспечивающим эффективность научных исследований. В этой связи анализ трудовых ресурсов следует рассматривать как важнейший объект управления и анализа хозяйственной деятельности ГНУ Института природопользования НАН Беларуси. От того, насколько эффективно используются творческие способности научных работников, зависит результативность деятельности научной организации, качество проводимых исследований, создание высоких технологий и интеллектуальных продуктов, способных обеспечивать научно-технический прогресс в соответствующих отраслях знаний.

Анализ труда и заработной платы осуществляется по следующим основным направлениям:

) оценка состояния и использования трудовых ресурсов;

) изучение баланса рабочего времени;

) оценка использования фонда заработной платы;

) определение эффективности использования трудовых ресурсов (производительности труда).

Важнейшими показателями, изучаемыми в процессе анализа, являются:

  • численность и структура научно-производственного персонала НИИ по образовательному и научному уровню, стажу работы по специальности;
  • динамика трудовых ресурсов и текучесть кадров;
  • баланс использования рабочего времени;
  • фонд заработной платы, его динамика и структура в разрезе категорий работающих НИИ, видов начислений, по структурным подразделениям, по источникам формирования;
  • факторы, обусловливающие формирование фонда заработной платы;
  • производительность труда;
  • соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы.

Основные задачи анализа труда и заработной платы следующие:

изучение и оценка обеспеченности учреждений работниками;

анализ состава работающих;

разработка мероприятий по повышению эффективности использования труда и заработной платы;

выявление факторов и конкретных причин отклонений фактических показателей от установленных нормативов, а также разработка мероприятий по ликвидации негативных явлений и тенденций.

Частными же задачами являются:

анализ использования рабочего времени и загрузки каждой категории работающих бюджетных учреждений;

анализ формирования и использования фонда заработной платы как в целом, так и по отдельным категориям работающих;

разработка мероприятий по повышению эффективности средств, отпущенных на заработную плату, эффективности использования рабочей силы и др.


2. Организация и методика анализа труда и заработной платы

.1 Источники информации, методы и приёмы, используемые при анализе труда и заработной платы

Предметом анализа хозяйственной деятельности являются причинно-следственные связи, составляющие основу экономических отношений, возникающих и складывающихся на уровне отдельных бюджетных организаций в ходе выполнения ими своих функций.

Основными источниками информации для анализа труда и заработной платы ГНУ Института природопользования НАН Беларуси являются: статистическая отчетность по труду и заработной плате (форма №1-труд - месячная; форма №6 - кадры - годовая; форма №1-наука - годовая), штатные расписания и тарификационные списки, должностные инструкции, положения о премировании, данные оперативного учета по труду, данные табельного учета и учета движения рабочей силы, материалы бухгалтерского учета о начисленной заработной плате, данные тематических планов. Большое значение для изучения трудовых ресурсов и оплаты труда имеют материалы фотографий рабочего дня, проверок и социологических исследований деятельности структурных подразделений НИИ и отдельных работников об использовании рабочего, внерабочего времени, о причинах увольнения и т.п.; результаты аттестаций; данные производственных характеристик и др.

В зависимости от целей, задач и объектов изучения используются разнообразные приемы исследования, каждый из которых характеризуется определенным составом изучаемых показателей, требованиями к их измерению, способами измерения влияния факторов. К наиболее распространенным относятся приемы сравнения экономических параметров показателей, группировки, элиминирования и его разновидности, детализации и композиции, расчета относительных и абсолютных величин, временных рядов и индексов, сводки и экспертных оценок, балансовый и сальдовый приемы, экономико-математические методы. Многие из них заимствованы из других наук - математики, математической статистики, бухгалтерского учета. В экономическом анализе они приобретают целевой характер в результате приспособления его к предмету.

Сравнение представляет собой сопоставление фактического уровня изучаемого показателя или явления с существующей базой. В качестве базы могут быть использованы плановые данные, нормы и нормативы, данные предшествующего периода, показатели работы других учреждений и т.п. Выбор формы сравнения зависит от задач анализа. Так, для оценки выполнения плана фактический уровень изучаемого показателя сравнивается с планом; для установки тенденций развития - с показателями предыдущего периода; для характеристики состояния или уровня использования ресурсов - с нормативом или нормой и т.д. Во всех случаях обязательным условием правильности сравнения является сопоставимость объектов изучения. Данный приём используется при анализе обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами (анализе численности персонала больницы), а также при анализе структуры фонда заработной платы.

Группировка - способ раскрытия содержания изучаемых объектов экономического анализа, позволяющих изучить экономические явления в их

взаимосвязи и взаимозависимости, определить роль отдельных факторов в изменении уровня отдельных показателей, дать характеристику ресурсов и резервов, обнаружить тенденции их изменения. Прием группировки применяется при анализе состава и структуры элементов, содержащихся в изучаемом объекте. Данный приём используется при анализе обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами.

Элиминирование - логическое правило определения влияния факторов на изменение обобщающих показателей. При его использовании факторы определяются по одному, в определенной последовательности (количественного и качественного порядка); при этом предполагают, что при определении влияния одного из факторов другие остаются неизменными. В практике экономического анализа элиминирование известно как прием цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, пересчета показателей.

Прием цепных подстановок состоит из последовательной замене базовой величины факторных показателей, входящих в расчетную формулу изучаемого показателя, фактической их величиной и изменении влияния выполненной замены на изменение величины изучаемого показателя. После каждой замены выполняют математические действия, предусмотренные расчетной формулой. Из полученного после подстановки итога вычисляют предшествующий итог. Разность итогов показывает величину влияния изменения факторного показателя на изучаемый показатель.

Замена базовой величины факторного показателя фактической называется подстановкой. Их количество равно числу факторов.

Прием абсолютных разниц - разновидность элиминирования. Его сущность состоит в том, что влияние факторов находится как произведение абсолютного отклонения одного из факторных показателей и абсолютного значения другого факторного показателя. Так, при определении фактора количественного порядка абсолютное значение отклонения фактической его величины от плана умножается на плановую величину фактора базового порядка. При определении влияния фактора качественного порядка абсолютное отклонение фактической его величины от плана умножают на фактическую величину фактора количественного порядка. Данный приём используется при анализе эффективности труда и анализе использования фонда заработной платы.

Прием относительных разниц - разновидность элиминирования. Сущность его состоит в том, что для определения влияния факторов разницу в процентах по показателям, входящим в расчетную формулу, необходимо умножить на плановое значение изучаемого показателя.

Прием пересчета показателей - также является разновидностью элиминирования. В бюджетных учреждениях он нашел широкое распространение при оценке эффективности использования бюджетных средств в разрезе статей расходов в соответствии с их классификацией. С его помощью, в данной дипломной работе, рассчитаны следующие факторы изменения расходов по фонду заработной платы: численность работников фактически, средняя заработная плата фактически, численность работников плановая, плановая средняя заработная плата.

Следовательно сущность приема пересчета показателей состоит в том, что для определения влияния отдельных факторов значение изучаемого показателя, пересчитанного с учетом изменения величины фактора, сопоставляется с базовой его величиной. В данной дипломной работе для определения влияния изменения численности работников на фонд заработной платы плановые расходы заработной платы на фактическую численность сопоставляются с плановыми расходами. При определении влияния изменения средней заработной платы фактические расходы сопоставляются с расходами при условии соблюдения планового уровня средней заработной платы.

Детализация - разложение обобщающих или сводных показателей по времени и месту их формирования на частные. Необходимость применения данного приема обусловлена тем, что в уровне обобщающих показателей сглаживаются отрицательные и положительные результаты деятельности учреждения в отдельные периоды или результаты отдельных подразделений.

Сводка - форма совокупного (обобщенного) представления различных показателей для оценки какого-либо процесса. Наиболее часто она состоит в разработке аналитический таблиц и применяется для характеристики влияния различных факторов на изучаемые показатели. В сводке содержатся данные о характере и значимости отдельных показателей или факторов изучаемых явлений. Так, при изучении факторов изменения рассматриваемого показателя результаты представляются в форме таблицы, в которой отражается перечень факторов, степень влияния на изучаемый показатель и характер влияния.

Экспертная оценка - заключения специалистов по какому-то вопросу, процессу или объекту. В учреждениях здравоохранения она применяется для характеристики качества лечения, обоснованности госпитализации. Использование приема экспертных оценок имеет важное значение для организации анализа деятельности учреждения. В значительном количестве случаев он является единственным способом определения качества процесса оказания услуг.

Тематическое обследование - изучение непосредственно в учреждении различных сторон их деятельности. Обоснованию, например, могут подвергаться состояние учета и хранения материальных ценностей, организация проведения мероприятий, готовность отдельных исполнителей к их проведению и др. Тематические обследования обеспечивают более глубокое изучение хозяйственной деятельности учреждения.

Балансовый прием состоит в сопоставлении и увязке двух взаимосвязанных величин. При его помощи осуществляется проверка полноты использования ресурсов, их движения и состояния. Кроме того, балансовый прием используется для проверки правильности отражения в учете и отчетности кассовых и фактических расходов, расчетов влияния отдельных факторов на изменение различных показателей, осуществляемых другими приемами анализа. При анализе труда и заработной платы данный метод применяют для изучения рабочего времени.

.2 Анализ обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами

Изучение обеспеченности учреждения трудовыми ресурсами требует выбора различных направлений исследования, применения ряда показателей. Во-первых, требуется количественная и качественная характеристика работников учреждения. В качестве показателей анализа используются численность работников на определенную дату (в данной курсовой работе использовались данные на 1 января 2012 года и 1 января 2013 года), среднее число работников за отчетный период (среднесписочная численность), категория работников, профессия, должность, квалификация, стаж работы, возраст и другие демографические показатели. Во-вторых, необходима оценка полноты укомплектованности учреждения трудовыми ресурсами, для чего используются показатели укомплектованности, совместительства и совмещения должностей.

Обеспеченность учреждения работниками измеряется сопоставлением среднесписочной численности с установленным лимитом (планом по труду) и со средней их численностью в предыдущем году в целом и по категориям работников, что позволяет оценить состав и структуру работников. При этом их изменения характеризуются отклонениями по абсолютным данным и в процентах.

В соответствии с формой №3 «Отчёт о выполнения плана по сети штатам и контингентам по подготовке научных кадров работников высшей квалификации, клинических ординаторов». Для сравнения возьмём 2011 и 2012 год. Все данные для сравнения представлены в таблице за январь 2012 года.

Таблица 1

НаименованиеКод строкиФактическиОтклоненияНа начало годаНа конец годаАбсол.Относит. (%)23478Аспирантура (очная форма)Число аспирантов03911+2+22,22Заочная формаЧисло аспирантов0978+1+14,29Лица, обучающиеся в форме соискательства1511--

По данной таблице можно сделать вывод, что число аспирантов на дневной форме обучения на конец года увеличилось на 2 или 22,22%. На заочной форме обучения число аспирантов увеличилось на 1 или 14,29%. Увеличение числа аспирантов, как на очной, так и на заочной форме является положительной тенденцией. Лица, обучающиеся в форме соискательства - данный показатель соответствует плану. За январь 2013 года.

Таблица 2

НаименованиеКод строкиФактическиОтклоненияНа начало годаНа конец годаАбсол.Относит. (%)23478Аспирантура (очная форма)Число аспирантов03119-2-18,18Заочная формаЧисло аспирантов0987-1-12,5Лица, обучающиеся в форме соискательства151--1-

По данной таблице можно сделать вывод, что происходит негативная тенденция по уменьшению количества аспирантов на заочной и очной формах обучения. На очной форме обучения сократилось количество аспирантов на 2 или 18,18%, на заочной форме обучение сократилось на 1 или 12,5%. Лица, обучающие в форме соискательства, также сократились на 1. Необходимо провести мероприятия по увеличению численности аспирантах на двух формах обучения. Можно рассмотреть такие варианты, как увеличение стипендии аспирантам на очной форме обучения и сокращение оплаты за обучение на заочной форме обучения.

Рассмотрим следующую таблицу по числу штатных единиц в разрезе научных работников и прочего персонала.

Данные отчёта о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по научным организациям на 1 января 2012 года.

Таблица 3

НаименованиеКод строкиНа начало годаНа конец годаАбсол. откл.Относит откл(%)Число штатных единиц09161158-3-1,86В том числе: Научные работники10134132-2-1,49Прочие112726-1-3,703

По данной таблице можно сделать вывод, что произошло уменьшение числа штатных единиц на 3 или 1,86%, в том числе, уменьшение научных сотрудников на 2 или 1,49%, а так же прочего персонала на 1 или 3, 703%. В связи с уменьшением штатных единиц необходимо принять меры по их увеличению. По данным на 1 января 2013 года произошли изменения по сравнению с 1 января 2012 года. Данные приведены в таблице.

Таблица 4

НаименованиеКод строкиНа начало годаНа конец годаАбсол. откл.Относит откл(%)Число штатных единиц09158160+2+1,27В том числе: Научные работники10132133+1+75,76Прочие112627+1+3,85

По данным таблице, произошли существенные изменения, число штатных единиц увеличилось на 2 или 1,27%, в том числе, научных работников 1 или 75, 76%, так же прочего персона на 1 или 3,85%.

Можно сделать вывод, что идёт положительная тенденция к увеличению штатных единиц.

Рассмотрим отчёт формы №1 по труду.

Проанализируем работу в режиме вынужденной неполной занятости и движении работников списочного состава (без внешних совместительств). Анализ будем строить за два периода: 2011 и 2012 гг.

Таблица 5

НаименованиеЕд. измеренияНомер строки20112012Абсол.отклОтносит. отклЧисленность раб, принятых на работу(всего)чел.1103339+6+18,18Из них дополнительно введённые рабочие местачел.1113339+6+18,18Численность уволенных работников(всего)чел.1123734-3-8,11

Среднесписочная численность на 2011 год составила: 158 человек.

Среднесписочная численность на 2012 год составила: 150 человек.

Рассчитаем коэффициенты по формуле:

Кп = Числ. принятых / Ср. Числ

За 2011 год: 33/158=20,88%

За 2012 год: 39/150=26%

Ку= Числ. принятых / Ср. Числ

За 2011 год: 37/158=23,42%

За 2012 год: 34/150=22,67%

По данным таблицы и по проведённым расчётам сделаем выводы, что численность принятых в 2012 году по сравнению с 2011 составила +6 или (+18,18) чел., численность уволенных в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 3 или (-8,11%). В организации происходит положительная тенденция, увеличение принятых работников и уменьшения уволенных работников, это может быть связано с увеличением рабочих мест и повышением заработной платы.

2.3 Анализ использования фонда заработной платы

Каждому бюджетному учреждению устанавливается фонд зарплаты. Его величина является лимитом средств, необходимых для оплаты труда работников за выполнение установленных объемов услуг. Анализ фонда заработной платы целесообразно проводить по направлению: анализ фонда заработной платы как экономического элемента затрат и анализ заработной платы в составе сметы расходов учреждения.

Задачами анализа использования фонда заработной платы являются:

Оценка обоснованности потребности учреждения в средствах на оплату труда;

Характеристика состава фонда зарплаты по категориям персонала, структурным подразделениям и формам выплат;

Определение полноты использования фонда заработной платы в целом по учреждению и отдельным категориям персонала;

Выявление факторов и измерение их влияния на изменение выплат из фонда заработной платы;

Характеристика уровня средней ставки (должностного оклада) и факторов ее изменения;

Проверка соответствия роста расходов по фонду заработной платы и объема работы учреждения или показателей эффективности труда;

Изучение уровня организации оплаты труда и предупреждение нерациональных выплат по фонду заработной платы.

Успешное решение перечисленных задач анализа требует учета организации заработной платы в учреждении.

Размер заработной платы работников зависит от занимаемой должности с учетом квалификационной категории, уровня образования (среднее, средне-специальное и высшее), стажа работы по занимаемой должности и от наличия почетных званий. Оплата труда работников осуществляется по фиксированным в центролизованном порядке окладам, а степень выполнения нормы нагрузки на размер их зарплаты не влияет. Одновременно работникам разрешено совместительство по работе.

Потребность учреждения в денежных ресурсах на оплату труда регулируется планом по фонду заработной платы. Он определяет их возможности выполнить определенный объем работы при условии соблюдения режима экономии. Поэтому для эффективной оценки использования фонда зарплаты в процессе анализа необходимо дать характеристику обоснованности плана. В этих целях плановый фонд зарплаты в целом по учреждению и по группам работающих сопоставляется с выплатами заработной платы за предыдущий год. При этом принимается во внимание, что фонд заработной платы планируется исходя из числа ставок или штатных должностей и среднего размера должностных окладов. Следовательно, если объем работы учреждения не изменился и не изменились условия оплаты труда, то плановый фонд зарплаты должен соответствовать расходу средств на оплату труда в предыдущем году. При наличии отклонений выясняются причины. Размер их влияния определяется по данным об изменении средней ставки или средней заработной платы одного работника.

Средства на оплату труда в учреждении должна расходоваться в пределах установленного лимита (сметы) в меру выполнения плана по показателям, принятым при расчете потребности в них (численность и состав работников, нормативы образования фонда заработной платы и др.). Поэтому при оценке использования фонда заработной платы определяются абсолютное и относительное отклонения. Абсолютное отклонение представляет собой разницу между фактическими выплатами по оплате труда и плановым фондом заработной платы. Оно выявляется в целом по учреждению, по отдельным категориям работников, подразделениям и характеризует полноту использования выделенных из бюджета средств на оплату труда работников. При исчислении абсолютного отклонения устанавливаются факторы, основными из которых являются численность работников (количество ставок или штатных должностей), уровень средней заработной платы (средней ставки или должностного оклада), а также степень их влияния.

Анализ фонда заработной платы, как правило, начисляют с характеристики выполнения плана (сметных назначений) по этому показателю в целом по учреждению и по отдельным его звеньям и категориям работающих (персонала).

На основании данных отчёта по труду ф-1, раздела 1, численность работников, заработная плата и отработанное время.

Таблица 6

ФакторыРасчёт влиянияЗначениеСумма, тыс. руб.Соотношение, %1. Изменение среднесписочной численности работников(150-158)*34,79304-278,34432-8,2%2. Изменение среднегодовой заработной платы(59,162664-34,79304)*150+3655,4436108,2%3. Изменение фонда заработной платы8874,4-5497,3+3377,1100%

Фонд заработной платы = среднесписочная численность работников*среднегодовая заработная плата.
Таким образом, увеличение общей суммы фонда заработной платы в 2012 году было вызвано влиянием как сокращение численности работников на (-8,2%), так и повышением уровне среднегодовой заработной платы.
Рассмотрим отчёт об исполнении бюджетной сметы за 1 января 2012 года и 1 января 2013 года. Данные представлены в таблице на 1 января 2012 года.

Таблица 7

НаименованиеКодУтверждено по сметеФактические расходыАбсол. отклонОтносит. Отклон(%)Зар. плата рабочих и служащих1.10.01.002299981,92209157,8-90824,1-3,95Обязательные страховые взносы в ФСЗН1.10.02.01602030,9578401,6-23629,3-3,92Обязательные страховые взносы на проф. пенсионное обеспечение1.10.02.05841,1841,1--

По данным из таблицы видно, что в 2011 году предприятие работает не эффективно. Заработная плата рабочих и служащих намного меньше, чем утверждена по смете на -90824,1 или (-3,95%), обязательные страховые взносы уменьшились, соответственно с уменьшением заработной платы на -23629,3 или (-3,92%). Обязательные страховые взносы остались без изменений. Необходимо принять меры по увеличению заработной платы рабочих. Рассмотрим данные 2012 года.

Таблица 8

Наименование КодУтверждено по сметеФактические расходыАбсол. отклонОтносит. Отклон(%)Зар. плата рабочих и служащих1.10.01.003115223,63115223,6--Обязательные страховые взносы в ФСЗН1.10.02.011011652,7987513,1-24139,6-2,39Обязательные страховые взносы на проф. пенсионное обеспечение1.10.02.051232,81232,8--

По данным таблицы видно, что заработная плата рабочих и служащих увеличилась по сравнению с 2011 годом, план с фактом совпадает, происходит снижение обязательных страховых взносов на -24139,6 или (-2,39), обязательные страховые взносы на профессиональное пенсионное обеспечение не изменились.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что предприятие работает эффективно.


Заключение

Исходя из вышеизложенного материала курсовой работы, можно сделать вывод, что исследованием организации и методики учёта и анализа труда и заработной платы в Институте природопользования НАН Беларуси было установлено следующее:

Оплата труда является наиболее узловой, спорной и болезненной проблемой распределительных отношений. От ее разрешения во многом зависят социальный мир в обществе и экономический рост. Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что учёт и анализ труда и заработной платы занимает одно из центральных мест во всей системе учёта в финансовом отделе.

Важнейшими задачами учёта труда и заработной платы являются: в установленные сроки производить расчёты с персоналом учреждения по оплате труда; своевременно и правильно относить в себестоимость работ, услуг суммы начисленной заработной платы и различных отчислений; обеспечение оперативного контроля за количеством и качеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплат социального характера.

В ходе проведенного исследования труда и заработной платы в финансовом отделе Института природопользования НАН было установлено следующее:

Фонд заработной платы представляет собой общую сумму денежных средств, распределяемых между работниками учреждений в соответствии с количеством и качеством их труда.

Для правильного учета заработной платы, для составления отчетности и контроля за фондом заработной платы необходимо знание личного состава и классификации работников учреждения.

На основании табелей учета рабочего времени и выписок из приказа работникам начисляется заработная плата.

Начисление зарплаты производится согласно тарифным ставкам, должностным окладам. Также в сумму заработной платы входят различные доплаты, связанные со сверхурочными работами, за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни и др. К дополнительной заработной плате относится оплата за время отпусков (трудовых и социальных).

Пособиями по временной нетрудоспособности обеспечиваются лица, на которые в соответствии с законодательством распространяется государственное социальное страхование. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в сроки, установленные для выплаты заработной платы. Листки нетрудоспособности хранятся в бухгалтерии наравне с денежными документами, но отдельно от них. Пособия на детей и надбавки к ним назначаются специальной комиссией по назначению пособий семьям, создаваемой в учреждениях. Начисление и выплата пособий на детей производится одновременно с начислением и выплатой заработной платы. При исследовании порядка начисления основной и дополнительной заработной платы, пособий по временной нетрудоспособности в финансовом отделе никаких существенных замечаний не было, что говорит о правильном ведении учёта труда и заработной платы в учреждении.

После проведенного исследования данного раздела курсовой работы никаких нарушений в порядке производимых удержаний из заработной платы в учреждении не было выявлено.

Для учета расчетов с рабочими и служащими, состоящими и не состоящими в списочном составе финансовом отделе, по всем видам заработной платы, премиям, пособиям по временной нетрудоспособности, пособиям, предусмотренной законом «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» и по другим видам доходов предназначен активно-пассивный субсчет 180 «Расчеты с персоналом».

На основании расчетно-платежных или расчетных ведомостей составляется раз в месяц мемориальный ордер №5. В процессе проведенного исследования данного раздела никаких нарушений не было установлено. Синтетический и аналитический учёт расчётов с персоналом по оплате труда в финансовом отделе ведётся правильно.

Исходя из анализа использования трудовых ресурсов и фонда заработной платы можно сделать вывод, что в общем по анализируемому учреждению, по сравнению с прошлым годом ситуация улучшилась. Данное учреждение располагает врачебным персоналом высокой квалификации, но стоит заметить малое количество работающих в учреждении молодых специалистов.

Своевременное выявление негативных тенденций и резервов повышения качества труда и эффективности использования средств бюджета возможно лишь при проведении постоянной аналитической работы в учреждении при непосредственном участии в этой работе специализированных служб и больничных комиссий. Полученные результаты анализа в первую очередь должны использоваться при разработке и составлении сметы расходов больницы на планируемый период.

Список использованных источников

1. А.А. Чернюк «Бухгалтерский учет в бюджетных организациях» - учебник, Минск: Выш.шк., 2011. - 623 с.

2. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, 9 июля 1999 г., №278-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. №166-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002.

. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть), Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. №330-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., №8, 2/1882) <H11100330> - внесены изменения и дополнения, вступившие в силу 1 января 2012 г., за исключением изменений и дополнений, которые вступят в силу 1 января 2013 г. и 1 января 2017 г.

4. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. №123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь».

. Трудовой кодекс Республики Беларусь 26 июля 1999 г. №296-З, Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2010 г. №225-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., №4, 2/1777).

6. Постановление Совета Министров от 1 сентября 2010 г. №1267 о повышении зарплаты отдельным категориям работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. / Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс]

. Инструкция о порядке исчисления среднего заработка, сохраняемого работнику в случаях, предусмотренных законодательством (утверждено Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27.03.2006 г. №37) / Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] /

. Инструкция о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь №15 от 08.02.2005 г.) / Консультант Плюс: Версия Проф. Технология 3000 [Электронный ресурс] /

9. В.Е. Ванкевич, Л.С. Москалева «Организация бухгалтерского учета в бюджетных организациях» - пособие для бухгалтеров, под ред. Шунько, Мн.:ИВЦ Минфина, 2005.-232с

. Постановление Министерства труда и социальной защиты 5 февраля 2002 г. №13 «Об утверждении перечня дополнительных выплат стимулирующего и компенсирующего характера, на которые начисляется премия».

. Указ Президента Республики Беларусь от 5 апреля 2012 года №156 «О некоторых вопросах регулирования трудовых отношений».

. Указ Президента Республики Беларусь от 30 августа 2012 г. №395 «О государственных праздниках, праздничных днях и памятных датах в Республике Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 01.09.2012, 1/13725).

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 сентября 2002 г. №123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь»

. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. №34 «Об утверждении общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)».

. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 октября 2011 г. №105 «О внесении изменений в выпуск 28 единого квалификационного справочника должностей служащих».

. Постановление Совета Министров от 20 августа 2012 «Об установлении размера тарифной ставки первого разряда для оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций» года №769.

17. Указ президента Республики Беларусь 16 января 2009 г. №40 «О фонде социальной зашиты населения Министерства труда и социальной защиты» (в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 11.06.2009 №305, от 13.02.2010 №64, от 24.12.2010 №676, от 23.09.2011 №429)

18. Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 12 января 2000 г. №4 «Об утверждении положения о порядке исчисления стажа работы по специальности (в отрасли) и повышения тарифных ставок(окладов) работников организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, за стаж работы по специальности (в отрасли).

. Постановление Министерства труда Республики Беларусь №47 от 10 апреля 2000 года, «Об утверждении условий и порядка исчисления среднего заработка, сохраняемого за время трудового (основного и дополнительного) и социального (в связи с обучением) отпусков, выплаты денежной компенсации за неиспользованный трудовой отпуск и в других случаях, предусмотренных законодательством, а также перечня выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка.

20. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб. пособие / Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - 2-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2003. - 409 с. - (Экономическое образование).

21. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях. Сб. задач: Учеб. пособие/Е.Н. Данилов. - Мн.: БГЭУ, 2002. - 153 с.

Похожие работы на - Анализ заработной платы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!