Философия Востока

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Философия
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,14 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Философия Востока

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)






Реферат

по дисциплине

Философия

на тему

«Восточная философия»

Выполнил:

ст. гр. ЗТДИс-112

Антонова М.И.

Принял:

Арсенина О.В.



Владимир 2013г.

Содержание

Введение

. Краткая история философии Востока

.1 Философия Индии

.2 Философия древнего Китая

.3 Древнеяпонская философия

. Философская мысль Востока

. Особенности восточной философии

. Великие философы Востока

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Слово философия происходит от греческих слов «phileo» ─ любовь и «sophia» ─ мудрость и означает любовь к мудрости. Но чтоб быть философом недостаточно только любомудрия. И.Г. Фихте писал: « даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется полдюжины таких, которые знали бы, что такое философия».

В практическом понимании философия ─ форма общественного познания, мировоззрения, система идей, взглядов на мир и на место человека в нем; исследует познавательное, социально-политическое, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру.

Мыслители видели суть философии по-разному. Одни считали, что она в поиске истины (Пифагор), другие в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам (софисты); одни устремляли свой взор к небу, другие на землю; одни обращаются к богу, другие к человеку; одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Философия направлена на:

1)исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и не бытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытии получило название онтологии (то греческого ontos ─ сущее и logos ─ учение);

2)анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или не познаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Это философское учение получило название гносеологии (от греческого gnosis ─ знание, познание и logos ─ учение)

)изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема находит свое место в учении о бытии. Но поскольку именно общество формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.

)Исследование наиболее общих и существенных проблем человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией.

Итак, философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.

Основные тенденции современной философии связаны с осмыслением таких фундаментальных проблем, как мир и место в нем человека, судьбы современной человеческой цивилизации, многообразие и единство культуры, природа человеческого познания, бытие и язык.

1 Краткая история философии Востока

.1 Философия Индии

Первые философские учения возникли 2500 лет назад в Индии. Древние источники индийской философии - Веды (знание, ведение). Известны четыре основные группы Вед:

·Самхиты (самые древние), четыре сборника, в том числе знаменитый «Ригведа»;

·Брахманы - книги, написанные брахманами и для брахманов (это комментарии к «Самхитам», имеющим ритуальное значение);

·Араньяки - («лесные тексты» - правила поведения для отшельников, «лесных людей»)

·Упанишады - философская часть Вед, представляющая сочинения неизвестных авторов.

В Ведах запечатлено несколько периодов развития древнеиндийской культуры и мысли - от примитивного полукочевого быта до развитого городского, от культа предков, племенных божеств и явлений природы до сложной символики ритуала и глубоко философских спекуляций о сущности и начале бытия, от знахарского заклинания и заплачки над умершими до высокохудожественной символики природы и драматических диалогов.

.2 Философия Древнего Китая

В древнекитайской философии наиболее известными были учения Конфуция и конфуцианства, Лао-цзы и даосов, а также заимствованная в Индии и творчески переработанная философия буддизма.

Лао-цзы (конец VI - начало V вв. до н.э.) считается основателем даосизма. «Дао» - путь жизни, этическая норма; «Цзы» - школа.

Главное в философии даосизма - это обоснование на основе «принципа дао», означающего роль гармонии в жизни человека, его поведении, даже в мире и во всей Вселенной.

Дао - объектное свойство вещей, их Закон, устанавливающий гармонию, спокойствие, красоту, добро. Дао творит «единое целое». Дело философа исследовать «дао» как жизненный путь человека, так как религия обращается к «дао» как божественному пути.

Конфуций (551-478 гг. до н.э.) философские работы не писал, а знал наизусть. О его взглядах известно из сочинений его учеников. Человек и его интеллектуальный и нравственный облик - центр философии Конфуция. Он первым описал концепцию идеального человека, у которого должно быть уважение, любовь к людям, справедливость, почтительность к старшему верность, искренность и др.

.3 Древнеяпонская философия

Во многом древнеяпонская философия II- VII вв.н.э. уникальна манерой усвоения духовного опыта других народов. Она вбирает в себя все ценное, что ее привлекает чужой культуры.

Самая древняя философия - синтоизм («синто» путь; учение богов). На тот момент она имела бедный понятийный аппарат («жизнь», «смерть», «мир», «другой мир», «путь», «благо», «зло», «душа» и т.д.), насыщенный религиозным содержанием.

Со II в. н.э. в Японии распространился буддизм форме махаяны. Махаяна проявляется в школе мадхьямика. В ней ученики узнавали, что истина лежит между внешним и внутренним миром.

Другая школа Йогачара (IV - VII вв. н.э.) соединила в себе индийскую философию йоги с учением о космическом Будде - Вайрочане и ритуальные представления японцев о красоте, гармонии, ритмах мира и Вселенной.

2. Философская мысль Востока

Философия Востока, в основе которой лежат направления мышления, порожденные индийской и китайской культурами, носит название Древней. Однако это не помешало философской мысли Востока расширить временные и пространственные рамки своего существования таким образом, что древние учения представляют огромный интерес и для современного человека. Восточную философию нельзя уподобить некоему набору догм или историческому памятнику, не поддающемуся трансформации. Напротив, обращение к философии Индии и Китая - это обращение к изначальной сущности человека. Человек не только для окружающих, но и для самого себя остается загадочным по глубине и непостижимости внутреннего мира. При этом возникает следующий вопрос: почему мы, зная множество направлений решения проблем человеческого существования, неизбежно обращаемся к тому, как понимает и объясняет сущность человека восточная философия?

Казалось бы, ответ очевиден: Восток привлекает к себе своей экзотичностью. Поскольку экзотика связана с причудливыми и необычными особенностями природы, неизвестными обычаями и традициями отдаленных стран, то нас, подверженных влиянию Европы, всегда будет удивлять то, насколько Восток интуитивно сильнее и богаче в понимании единства природных и социальных процессов, многогранности проявления интеллектуальных и физических возможностей человека.

Но, такой подход выглядит односторонне, так как предполагает недостаточную разработку онтологических проблем, например, в античной философии, не менее древней, чем индийская и китайская.

На мой взгляд, проблема заключается еще и в том, что сравнительный метод пытается примирить восточные и западные типы философствования. Восточную философию представляют собственно древние тексты буддизма, даосизма, конфуцианства, а западную - философская рефлексия европейских мыслителей преимущественно XX века. Отсюда еще одно предположение о том, какие особенности древневосточной философии оказываются наиболее интересными: 1) глубокая разработка проблем мистического познания; 2) тесная связь с социально-политическими реалиями; 3) в основе нравственной культуры взаимоотношений человека с окружающим миром (обществом и природой) - идеи космизма.

Конечно, философию нельзя рассматривать в отрыве от тех культурных традиций, в которых она возникает и развивается. Философия, по определению обладая степенью максимальной обобщенности, является теоретическим выражением образа жизни и в целом отражает мировоззрение, присущие именно Древней Индии или Древнему Китаю. Поэтому вполне возможно говорить о самостоятельных древневосточных культурно-психологических традициях, на основе которых складывались определенные нравственные, религиозно-философские, социально-политические нормы.

Еще раз хочется отметить, что древневосточная философия основана на культурных ценностях традиционного общества, которые проявлялись в стереотипах мышления. Ведь какова модель мира, таков и способ мышления и наоборот, когда в соответствии с умонастроением человек действует и строит отношения с окружающим миром. И востоковед Л.С.Васильев говорит о таких складывающихся веками и прошедших через множество поколений стереотипах, как:

) пиетет перед мудростью древних, давших образец социальной гармонии; 2) принцип стандартных ситуаций, когда даже правитель принимал решение в рамках предложенных традиций; 3) принцип монизма мира: центр везде, в каждой точке, ничто не раздельно, не автономно; 4) принцип подчинения желаний и эмоций разуму.

Эти и ряд других стереотипов мышления могли возникнуть только из определенного способа решения проблем мироздания, а именно: не боги или бог творят мир, а стоящая вне феноменального мира высшая сила создает все, включая богов. В Индии эта сила называется брахман, в Китае - дао.

Таким образом, высшая реальность, лежащая в основе многообразия всех вещей и явлений и объединяющая их, выступает в роли Абсолюта как самой природы с ее вечными и вездесущими законами.

Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь природы и человека. Человек как одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности, естественности. Поэтому не случайно в религиозно-философских трактатах показано не только как формируются нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека.

Согласно восточной традиции, придает ценностный смысл, направляет, ведет людей в мире истинного знания определенная высокодуховная личность Учителя как носителя скрытого, незафиксированного, но существенного содержания о жизненных ценностях, не связанных с удовлетворением непосредственных потребностей. Беседы с Учителем важны для того, чтобы с помощью высокого духовного наставника достичь состояния мокши, нирваны, дао - состояния покоя, умиротворенности, целостности.

Мысль едина с эфиром,

Эфир един с жизненной энергией,

Жизненная энергия едина с небытием».

Осознавшему иллюзорность и относительность мира физических явлений ничто не мешает видеть вещи такими, какие они есть, проникнуться состраданием. Следовательно, путь к истинному гуманизму - свобода индивидуального, свобода каждого, которая дается духовной работой над самим собой и победой над своими страстями и страхами. Поэтому для различных философских направлений Древнего Востока проблемы познания отождествлялись с нравственным совершенствованием человека.

Восточная философия предлагает путь самосовершенствования, самоуглубления, путь к душе, восхождение к себе. Такой серьезный подход к внутренней субъективной жизни духа, мышления требует от человека высокой индивидуальной ответственности не только за поступки, но также за помыслы и речи.

Хочется верить и надеяться, что философские учения Древнего Востока интересны не только своей мистической стороной. Желание находиться в порядке, ощущать состояние душевного покоя и стабильности в реальной жизни; вопросы устройства общества с помощью традиционных ценностей - это тоже проблемы, с которыми сталкивается и пытается решить древневосточная философия.

Я считаю, что главная особенность восточной философской традиции - в обращении к человеку, в постоянном и пристальном внимании к его внутреннему состоянию. Ведь гармонию постигают постольку, поскольку носят ее в себе.

3. Особенности восточной философии

В древней Индии уже до нашей эры философы - чарваки выдвигали требование объяснить мир, природу, не прибегая ни к какому божественному существу. Древние китайские мыслители учили, что явления природы состоят из материальных частиц Ци и подчиняются объективной естественной закономерности Дао.

В восточной философии это проблемы «вселенского человека», от которого пошло все прошлое, настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей, человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управления другими людьми. Так, Конфуций стремится показать необходимость иерархии социальных структур, строгую субординацию людей, обращаясь к Небу, его величию: «Небо определяет для каждого человека место в обществе, награждает, наказывает...»

Много внимания уделяется в восточной философии проблеме закона. Одни философы его отвергали, другие на него уповали. Важнейшей проблемой является проблема народа и правителя.

Вся духовная цивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию и самосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло не сказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культуры народов Востока.

Исходным пунктом философских размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию: религии, а не науке. Характерной чертой средневековой философии является тeoцентризм - обращение к Богу, его сущности, как первопричины и первоосновы мира. Так в средние века в Китае учение о дао было полностью приспособлено к потребностям религии: дао предстало не как естественный закон, а как божественная предопределенность. Буддистская философия сосредоточила свое внимание на разработке проблем иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощения на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствование самосознания.

Конфуцианство заимствовало идеалистические и мистические идеи буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы. Учение о «Законе Неба», требующее покорности власти, любви и уважения к ней, стало в конфуцианстве важнейшим.

Духовные ценности и культурные традиции Востока характеризуются многотысячелетней историей их развития. Обращение к ним показывает, что трактовать историю и культуру Востока лишь в терминах его социально-экономической отсталости неверно.

Достижения культур, и особенно философской мысли Востока могут быть адекватно поняты и интерпретированы только в том случае, если мы отнесемся к Востоку, как к самостоятельному и самоценному феномену, а к его историческому пути как к особому, специфическому - пусть с замедленными по сравнению европейскими темпами - развитию в рамках издавна сложившейся и крайне медленно меняющейся социально-экономической структуры.

Интересно что, в восточной философии особое внимание уделяется на особых кардинальных философских установках, в трактовке проблем натурфилософии и онтологии, т.е. загадок мироздания и бытия. Для Востока характерны сближение микро и макромира, сущего и несущего, материального и идеального, широкие семантические и идеологические ассоциации. Адекватный анализ классических даосско-конфуцианских мыслей в терминах, выработанных на основе европейской традиции невозможен. Попытки определить с точки зрения основного вопроса философии сущность школ Востока дала лишь незначительные результаты. Это говорит о принципе взаимопроникновения и смешения нерасчлененных оппозиций в восточной философии. Особенность основы мышления с ее монизмом понятий и терминов находится в призыве к гармоническому слиянию человека с высшим познанием, достижение которого является целью ряда учений. Отсюда и акцент на сближение с природой соединение с ней в нечто единое, общее, цельное. Кроме того, проблемы социальной этики, поведение человека, политическая администрация, совершенствование мира в соответствии со своими взглядами и принципами - все эти вопросы находятся в центре рассмотрения древнекитайских философских школ.

Подводя итог рассмотрению философии древнего мира, следует сказать, что она является «душой» его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику и науку.

4. Великие философы Востока

философский учение индийский китайский

Философия Востока становится авторской примерно с VI в. до н.э.

В Индии были знаменит ученик ученика Гаудапады Шанкара (VIII-IX вв.) - странствующий проповедник, основатель первых индуистских монастырей, составитель мистических гимнов и толкователь всех текстов, которые были признаны ведантистами наиболее авторитетными (основные Упанишады, Бхагавадгита, сутры веданты). Из множества приписываемых Шанкаре произведений (а таковыми считаются более 30) самое значительное - комментарий к сутрам веданты - «Шарирака-миманса-сутра-бхашья» («Комментарий на сутры о размышлении над тем, кто воплощен»). Шанкара разрабатывает самую последовательную монистическую онтологию (адвайта - букв недуализм), согласно его учению, конечная реальность может быть приписана только абсолюту-Брахману (в единстве Бытия-Сознания-Блаженства), тогда как множественность феноменов мира обязана своим существованием действию Иллюзии (Майя), каким-то образом налагаемой на него, которая сама не может быть описана как сущая или несущая, а потому характеризуется как «неописуемая» (анирвачания). Соответственно, нет различия и между индивидуальной душой (Атман) и Вседушой (Брахман), и первая обнаруживает эту тождественность в акте особого прозрения - подобно тому как девушка вдруг обнаруживает, что у нее на шее золотое ожерелье. Поэтому адвайта-веданта еще называется и абхеда-вада («учение о неразличности»). Хотя у Шанкары бесспорны контакты с негативной диалектикой буддистов-мадхьямиков (см. выше), именно его деятельность положила начало решающему вытеснению буддизма из Индии. У Шанкары еще при жизни было много учеников, которых он, по преданиям, поставил «настоятелями» своих монастырей.

Великие мыслители Конфуций и основатель даосизма Лао-Цзы жили в Китае.

Человека по имени которого было названо учение, определившее характер китайской цивилизации как таковой звали Кун Фу-цзы - «Учитель Кун» (латинизированная версия - Конфуций, 552/551-479 гг. до н.э.). Но первоначально оно именовалось как жу, что буквально означает «учение школы ученых-интелектуалов». Сам Конфуций никогда не претендовал на авторство, утверждая что он не создает, а лишь передает мудрость святых-совершенномудрых (шеен), которую любит и в которую верит. Шеен считались правителями полумифической древности, а их мудрость якобы зафиксирована в древних памятниках культуры (конец II - начало I тысячелетия до н.э.), каковыми являются каноны «Шу цзын» и «Ши цзын». Хранителями именно этой мудрости и выступали во время Конфуция интелектуалы-жу. Выходец из аристократического, но обедненного рода, Конфуций рано потерял родителей и был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь - сначала выполнял разного рода тяжелые физические работы, а затем стал управляющим складом, надсмотрщиком над сладами, служащим в главной кумирне царства Лу. Одновременно Конфуций постоянно занимался самообразованием, что позволило ему овладеть шестью высоко чтимыми в Китае искусствами (знание ритуала, понимание музыки, владение стрельбой из лука, у3правление колесницей, умение читать и считать) и в возрасте 30 лет начать учительствовать в частной школе, открытой им самим. Полагают, что Конфуций был первым профессиональным учителем в древнем Китае и имел в целом около трех тысяч учеников. В возрасте 50 лет, он по его собственным словам, « познал волю Неба» и, следуя ей пытался воплотить свои идеи на практике. Однако государственная карьера не слишком ему удалась, и он вернулся к любимому занятию - преподаванию и текстологической работе над каноническими произведениями древности.

Поскольку Конфуций не ставил перед собой задачу сочинительства, а видел свой долг в передаче мудрости древних, он не оставил после себя авторских произведений. Единственными более или менее достоверным свидетельством его собственных взглядов может служить «Лунь юй» - сборник, содержащий высказывания Учителя, его беседы с учениками и изречения. «Лунь юй» был составлен учениками Конфуция и, будучи своего рода преданием, имеет различные редакции. До сих пор неизвестно, какая из них в конце концов была принята в Китае в качестве официальной.

Изречения Конфуция касаются самых разных сторон жизни. В основном они связанны с занимавшими Учителя проблемами идеального государственного строя и путей совершенствования отдельного человека. Отсюда «Лунь юй» содержит множество изречений, позволяющих понять смысл ключевых категорий китайской культуры.

Историческая достоверность личности Лао-цзы (VI - V вв. до н.э.) - «Престарелого мудреца» до сих пор остается предметом научных споров. Тем не менее именно с ним связывают основание даосизма - одного из наиболее важных направлений философской и религиозной мысли Китая. Существует предположение, что Лао-Цзы был современником Конфуция и даже встречался с Учителем Куном в библиотеке царства Чжоу, хранителем которой он был. Со временем он объявляется воплощением Дао, предшествовавшим даже Небу и Земле. Ему начинают поклоняться как божеству Лао-цзынь («Престарелый государь»), и распространяться вера в его многочисленные воплощения, включая мифического Желтого императора.

С именем Лао-цзы связывают даже буддизм, возникновение которого якобы есть результат проповедей китайского мудреца во время пребывания в Индии. Более того, согласно донной из легенд, Будда обязан Лао-цзы своим рождением, поскольку именно тот оплодотворил его мать.

Ему приписывается авторство основного памятника даоской традиции - «Дао де цзин» («Каноническая книга о Дао и Дэ»), который будто бы был написан мудрецом во время его путешествия на запад страны по просьбе начальника пограничной заставы Инь Си. Однако в современной научной литературе высказывается мнение, что создание данного памятника относится к более позднему времени, а именно к IV -- III вв. до н.э.

Заключение

Древние философы впервые поставили вопрос о том, что лежит в основе мира. Совершенно очевидно, что при формировании мировоззрения вопрос о первоначале и основе единства многообразных явлений окружающей человека действительности выдвигается на первый план. В сущности, задача философии тогда и состояла именно в том, чтобы попытаться охватить единым взором все пестрое и великое многообразие явлений природы и общества, найти единство и связь там, где на поверхности выступает хаотическое переплетение вещей и процессов.

Возникновение философии относится к той эпохе всемирной истории, когда на смену первобытнообщинному строю пришел более развитый строй - рабовладельческий.

Материальность мира и его единство понимались древними философами как нечто само собой разумеющееся, требовалось лишь показать, какова именно эта единая материальная основа вещей. Одни философы за материальную основу и «первоначало» всех вещей принимали огонь. Другие - воду, третьи - воздух, четвертые материальную основу всех вещей видели не в одном, а в совокупности ряда качественно различных элементов: в огне, воздухе, воде, земле и т.д. Это были, хотя и наивные, но смелые попытки объяснить мир из него самого, при помощи естественных причин. Размышления древних мыслителей о материальной основе всех вещей явились первоначальным естественнонаучным подходом к природным явлениям.

В многообразных философских учениях и школах древнего мира предвосхищены основные тенденции будущего развития философской мысли.

Переход к феодальному общественному строю был ознаменован упадком самостоятельного значения философии. Он сопровождался вытеснением многобожия единобожием. Господствующей формой религии в Европе стало христианство, согласно которому мир создан единым богом. Торжество христианства объяснялось тем, что оно наиболее полно соответствовало социальным, политическим и культурным запросам феодального общества. В борьбе с остатками язычества (многобожия) христианство нуждалось в философском способе рассуждения и доказательства, поэтому оно отчасти усвоило элементы античной культуры, науки и философии, подчинив их, однако, оправданию и обоснованию христианской религии. Философия почти на целое тысячелетие превратилась в служанку богословия. Однако в этом средневековые люди видели не уничижение «науки наук», а проявление ее высшего, духовного смысла. Богословы поместили в центр новой картины мира бога и человека как творение его. Если для античного мировоззрения был характерен космоцентризм, то для средневекового - теоцентризм.

Сейчас наблюдается тенденция к возобновлению интереса в восточной философии. Многие вещи не меняются со временем, и философские мысли с успехом дают ответы на многие вопросы, следовательно, помогают жить. Все больше людей используют восточную медицину, которая основана на философии.

Но один из худших вариантов событий произойдет, если увлечение философией станет просто модным. Эта наука одна из самых сложных. При ее изучении необходимо понимать, вникать и думать. Но есть надежда, что модники поумнеют.

Список используемой литературы

1.Основы философии Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П. - Ростов-на-Дону Феникс, 2007.-320c;

.История и философия науки (Философия науки) Крянев Ю.В., Моторина Л.Е. - Москва Альфа-М, ИНФРА-М, 2007. -336c;

.Алексеев, П. В. Философия : учеб. / П. В. Панин, А. В. Панин. - М. : ТК Велби, Проспект, 2008;

.Философия : учеб. пособие для высших учебных заведений / отв. редактор В. П. Кохановский. - Ростов н/Д : Феникс, 2008;

.Кармин, А. С. Философия : учеб. для вузов / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. - СПб. : Питер,2009;

.Философия : учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 2007.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!