Сущность, структура и субъекты теневой экономики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    106,14 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность, структура и субъекты теневой экономики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»









КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Макроэкономика

на тему: Сущность, структура и субъекты теневой экономики

Студент ВВУ- 2, 3 курса

О.А. Бондаренко







МИНСК 2013г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Теневая экономика: понятие и формы проявления

.1 Сущность теневой экономики, ее основные черты, причины возникновения и развития

.2 Сферы теневой экономики

.3 Структура теневой экономики

.4 Субъекты теневой экономики

. Оценка масштабов теневой экономики и ее последствия

.1 Методы оценки теневой экономики

.2 Макроэкономические последствия теневой экономики

. Состояние теневой экономики и методы борьбы с ней в Республике Беларусь

.1 Оценка масштабов теневой экономики в Республике Беларусь

.2 Методы борьбы с теневой экономикой в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Проблема теневой экономики является весьма актуальной в наши дни. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем.

Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика.

Действие рыночного механизма предопределяет имущественное разделение населения, ведь свободное и интенсивное товарно-денежное обращение предполагает не только независимость человека, но и его полную самостоятельность и ответственность.

Каждый действует на свой страх и риск. Однако способностью к эффективной предпринимательской деятельности обладает незначительная часть населения (как, впрочем, и способностями к иной творческой деятельности). Остальная же часть общества по своим способностям, интересам, жизненным принципам не вписывается в коммерческую деятельность, так как не обладает предпринимательскими способностями. Кроме того, значительная доля населения не в состоянии активно включиться в товарно-денежные отношения по иным объективным причинам (нетрудоспособность, детский или преклонный возраст, учеба, воинская служба и т.п.).

Такое положение заставляет людей искать возможности для получения дополнительных доходов, чтобы сгладить существующее имущественное неравенство, иметь возможность в большей степени удовлетворять свои потребности. Некоторая часть общества находит такие источники доходов за пределами официальной экономики, в ее теневой части.

Наибольшие возможности для этого предоставляет частное предпринимательство, где индивид чувствует себя особенно независимым. Сфера товарно-денежных отношений может служить благодатной почвой для самых разнообразных преступлений. В настоящее время проблема ухода значительной части предприятий из легальной сферы малого бизнеса в теневую деятельность стоит особенно остро. Высокая конкуренция, значительный уровень участия преступного капитала в сфере предпринимательской деятельности в совокупности с кризисным состоянием экономики, слабым нормативным и правовым обеспечением регулирования рыночных отношений препятствуют правомерному осуществлению предпринимательства в секторах законного бизнеса и способствуют развитию так называемого "серого" бизнеса, под которым понимают деятельность предприятий по производству или оказанию услуг, которые не запрещены законом, но при этом не отражаются в официальной отчетности.

Соответственно целью деятельности субъектов теневой экономики является получение доходов и сверхдоходов, то есть экономической выгоды в той или иной форме, причем в размере, позволяющем покрывать понесенные в результате данной деятельности издержки. Субъекты теневой экономики в целях своего обогащения используют как различные формы собственности (государственную, частную, общественных организаций и т.п.), так и свои доходы, полученные противоправным путем, которые они инвестируют или в нелегальный, незаконный бизнес, или, предварительно "отмыв", в легальные виды экономической деятельности. Таким образом, теневая экономика выступает как совокупность процессов и экономических отношений, которые не соответствуют действующим в обществе правовым нормам, противоречат им.

В то же время теневая экономика не является обособленной, замкнутой экономической системой, напротив, ее субъекты постоянно, так или иначе, вступают в экономические отношения с субъектами легальной, официальной экономики (государством, предприятиями, домашними хозяйствами и т.д.) по поводу, например, легализации теневых доходов и т.п., т.е. в структуре теневого бизнеса значительное место занимают криминальные экономические отношения, имеющие два аспекта: занижение или укрывательство от учета доходов от разрешенной в стране деятельности; запрещенная в стране экономическая деятельность (наркобизнес, проституция, рэкет и другие виды преступной деятельности). Самой широко распространенной формой теневых криминальных экономических отношений стало сокрытие предпринимательской деятельности и доходов от нее, неуплата налогов. Одна из главных причин, вынуждающая предпринимателей этой категории скрываться "в тени", - выходящее за всякие допустимые пределы налоговое бремя. Сложная система исчисления налогов, высокие уровни налоговых отчислений и высокие штрафы, прочие экономические санкции являются прямыми предпосылками для субъектов хозяйствования к занижению уровня налоговых отчислений любыми доступными способами.

В настоящее время теневая экономика - предмет значительного числа научных работ и публикаций, она стала частью учебных программ многих высших учебных заведений. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано, ниже приведён не полный перечень её синонимов:

фиктивная экономика.

неформальная (неофициальная) экономика.

криминализированная экономика.

подпольная экономика.

Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.

Роль теневой экономики значительно возрастает в современном глобализирующемся мире: так по оценкам Международного Валютного Фонда объем мировой нелегальной торговли ежегодно составляет примерно 8 трлн долларов США. Об актуальности проблемы теневой экономики именно для экономики Республики Беларусь говорит тот факт, что по оценке экспертов в Республике Беларусь неформальная экономика (теневая) составляет 15 % ВВП. Необходимо также учитывать, насколько негативно теневая экономика отражается на социально-экономической и политической жизни общества, однако, нельзя отрицать и некоторые положительные стороны скрытой экономики. Теневой сектор - часть экономической системы, без которой эта система не может воспроизводиться.

Тема данной курсовой работы является весьма актуальной вследствие того, что в Республике Беларусь остро стоит вопрос развития предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности, что обусловлено необходимостью повышения эффективности функционирования отечественной экономики с учётом кризисных явлений в мировом хозяйстве.

Объектом исследования является теневой сектор экономики его сущность, структура и субъекты.

В связи с этим целью курсовой работы является:

а) определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики

б) выявить причины возникновения и развития теневой экономики;

в) оценить масштабы теневой экономики

г) определить методы борьбы с теневой экономикой в Республике Беларусь.

Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных экономистов, посвященные проблемам существования теневого сектора в экономике.

1. Теневая экономика: понятие и формы проявления

.1.     Сущность теневой экономики, ее основные черты, причины возникновения и развития

Термин «экономика» происходит от греч. oikonomike - искусство управлять хозяйством. В сущности, экономика отражает совокупность производственных отношений, распределение и потребление товаров <#"664283.files/image001.gif">а) легальные виды деятельности, осуществляемые нелегально, например, без лицензии или специального разрешения; скрытое производство в легальной экономике;

б) нелегальная (неформальная, по терминологии СНС-93) занятость, работа по найму;

в) запрещенная законодательством экономическая деятельность.

§  Перераспределительный сектор теневой экономики включает различные преступления экономической направленности. В литературе для обозначения отдельных элементов этого сектора теневой экономики используется различные понятия.

Существуют два особых сектора экономики, которые также являются неконтролируемыми и нерегламентированными, не отражаемыми, как правило, в статистическом учете. Это сектор домашней и сектор общинной экономики.

.        Домашняя экономика представлена сферой общественно необходимого производительного домашнего труда, который не оплачивается и находится вне сферы товарного обмена. В домашнюю экономику включается трудовая деятельность по производству продуктов, которые заменяют товары, приобретаемые за деньги в сфере официальной экономики.

Признаками домашней экономики являются: производительный характер; отсутствие учета; официальной регламентации; непротивоправный характер; отсутствие обмена в рыночной и нерыночной формах.

.        Общинная экономика представлена системой производства и реализации благ и услуг, которая основана на обмене в не денежной форме. Она действует в рамках сообществ, складывающихся на базе различных форм социальных связей: родственных, соседских, дружественных отношений, близости культур, религиозных взглядов, профессии, идеологической ориентации и т.п.

Признаками общинной экономики являются: производительный, не противоправный характер; обмен в не денежной форме; несоблюдение принципа эквивалентности; нерегламентированность; не учитываемый характер.

Данные сектора, по мнению ученых, не следует относить к теневой экономике. Связано это с тем, что сокрытие от учета и налогообложения в этих сферах не происходит. Обязанности официальной регистрации и уплаты налогов законодательство не предусматривает. Данная деятельность не носит, как правило, противоправного характера. Такое понимание теневой экономики оправдано и с криминологических позиций при рассмотрении ее в качестве фактора экономической преступности. Сферы домашней и общинной экономики не связаны с выходом за рамки правового поля и не являются факторами криминализации экономических отношений.

Некоторые авторы относят эти сферы экономической деятельности к легальной части неформальной экономики.

По моему мнению, эти сферы не стоит относить к теневой экономике, потому что нет правовой регламентации этой деятельности, и она не является противозаконной. И, как было сказано выше, сферы домашней и общинной экономики не являются факторами криминализации экономических отношений.

Таким образом, теневая экономика имеет свои сферы проявления, которые являются достаточно обширными, а также свою структуру, которая отражает специфику теневой экономики.

Термин «теневая экономика» в Беларуси появился относительно недавно, сразу после распада СССР, однако уже сейчас, спустя двадцать лет, о теневой экономике можно говорить как о довольно мощной самодостаточной системе, которая оказывает колоссальное влияние на различные сферы нашего общества.

На основе обобщения теоретических материалов явления теневой экономики можно классифицировать по следующим признакам: степени законности; причинам возникновения; отношению к сектору домашних хозяйств; степени сокрытия хозяйственной деятельности субъектов теневой экономики; характеру результатов экономической деятельности; характеру взаимоотношений субъектов хозяйствования; социально-нормативным характеристикам поведения субъектов хозяйствования; отношению к официальной экономике; социальному статусу субъектов теневой экономики; стадиям общественного воспроизводства; видам рынков; степени равномерности; формам незаконного перераспределения доходов и активов; отраслевому признаку; секторам экономики; юридическому статусу экономических единиц, занятых теневой деятельностью; формам собственности.

Выделенные по отдельным признакам структурные элементы теневой экономики не являются строго изолированными, границы между ними достаточно размыты. Система элементов теневой экономики представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура теневой экономики

теневая экономика - это не охваченное государственным учетом и контролем производство материальных благ и услуг либо противоправные, скрытые от учета государственными органами виды экономической деятельности в следующих.

фиктивная экономика - деятельность, направленная на получение необоснованных выгод и льгот субъектами хозяйствования, сумевшими добыть их на основе организованных коррупционных связей.

Неформальная (неофициальная) экономика - деятельность на законном основании, но направлена на производство товаров и услуг для удовлетворения собственных нужд домашних хозяйств (например, осуществление собственными силами индивидуального строительства, ремонт квартир, репетиторство и т. д.).


1.4 Субъекты теневой экономики

Субъекты теневой экономики образуют своего рода пирамиду.


На ее вершине − сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты-грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки и прочие носители пороков современного общества. Сюда можно отнести и "классически" коррумпированных представителей органов власти и управления (берущих крупные взятки, торгующих государственными должностями и интересами). Эти элементы формируют своеобразную надстройку теневой экономики, составляющую, по различным экспертным оценкам, от 5% до 25% всей пирамиды и обладающую значительными ресурсами, силой и влиянием.

Среднюю часть пирамиды образуют "теневики"-хозяйственники. К ним следует причислить предпринимателей, коммерсантов, финансистов, банкиров, промышленников и аграриев, мелких и средних бизнесменов. Эти люди в перспективе способны выступать в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики. Они вынуждены уходить "в тень" главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах и законах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы.

Подножие "пирамиды" представлено наемными работниками, причем и физического, и умственного (интеллектуального) труда. К ним могут примыкать мелкие и средние государственные служащие, в доходах которых, по имеющимся оценкам, сегодня до 60% составляют взятки. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность - вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под действия закона "в тень".

теневой экономический борьба система

2. Оценка масштабов теневой экономики и ее последствия

.1 Методы оценки теневой экономики

В экономической литературе предложено несколько подходов в оценке размеров теневой экономики, которые можно разделить на три категории: микроэкономический, макроэкономический, а также методы программного моделирования. Далее речь пойдет о методах, получивших наибольшее развитие.

Микроэкономические (или прямые) методы основаны на обзорах и примерах, взятых из добровольных опросов экономических агентов, налоговых проверок и иных методов проверки соответствия требованиям законодательства. Микроэкономические методы позволяют изучить структуру теневой экономики, поскольку оперируют не агрегированными индикаторами, а базовыми статистическими данными. Однако эти методы обычно приводят к заниженным оценкам размеров теневой экономики в связи с преднамеренным сокрытием информации респондентами и по иным причинам.

Макроэкономические методы охватывают монетарный подход и методы, основанные на анализе какого-либо макроэкономического индикатора. Примером использования макроэкономического индикатора является метод потребления электричества (или метод физического потребления). Эмпирические исследования показали, что размеры экономической активности и объем потребления электричества в различных странах мира связаны друг с другом эластичностью, обычно близкой к единице. Основываясь на предшествующих масштабных исследованиях, авторы получили оценки неофициального ВВП, предполагая, что разница между ростом потребления электричества и увеличением официального ВВП является результатом развития теневой экономики. Метод потребления электричества был дополнен рядом усовершенствований, нивелирующих проблемы структурных изменений и единичной эластичности, но автор так и не смог выйти за пределы "электрической теневой экономики домашних хозяйств". Несмотря на то, что данный метод очень прост и привлекателен, он часто подвергается критике.

Фундаментальной идеей монетарного подхода является изучение взаимосвязей между изменениями в денежной сфере и официальными оценками ВВП. Данный метод основан на жестких допущениях, касающихся объема трансакций и официального ВВП, налогового бремени, отношения между объемом наличных денег и депозитов. Практически все они предполагают наличную природу трансакций теневой экономики и постоянство скорости обращения денег. Как только необходимые допущения и гипотезы сформулированы, все процессы в монетарной сфере, выходящие за рамки определенной модели, ассоциируются с несовершенством оценок официального ВВП, то есть теневой экономикой. Несмотря на то, что подобные допущения характеризуются как "впечатляющие своими размерами", а исследователи утверждают, что они приводят к "гаданию", монетарный подход получил наибольшее развитие и популярность в оценке размеров теневой экономики.

Следует отметить также, что все макроэкономические методы склонны давать завышенные оценки, поскольку очевидно, что некоторые изменения в анализируемых переменных могут быть вызваны не только развитием теневой экономики. Основным элементом критики макроэкономических методов, следующим из данного наблюдения, является их концентрация на одном, возможно, наиболее важном, индикаторе или причине развития теневой экономики.

Метод программного моделирования пытается обойти данный недостаток. В нем теневая экономика рассматривается как ненаблюдаемая и недоступная для прямого измерения переменная. Моделирование использует наблюдаемые индикаторы для получения оценок ненаблюдаемых переменных.

Таким образом, существуют разнообразные методы оценки размеров теневой экономики, которые позволяют в той или иной степени получить данные о масштабах теневой экономики.

2.2 Макроэкономические последствия теневой экономики

Теневая экономика является сегодня одним из составных элементов хозяйственной системы. Негативные последствия присущи всем ее видам и проявлениям. Однако в ряде случаев теневые процессы могут оказывать также и некоторое позитивное воздействие.

Влияние теневой экономической деятельности на макроэкономическое равновесие проявляется в различных социально-экономических деформациях:

деформация налоговой сферы;

деформация бюджетной сферы;

влияние на эффективность макроэкономической политики;

воздействие на кредитно-денежную сферу;

деформация структуры экономики;

влияние на инвестиционный процесс;

деформация структуры потребления;

влияние на систему международных экономических отношений.

1. Деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, сокращении бюджетных расходов и деформация ее структуры.

Сокрытие экономической деятельности от контроля и уклонение от уплаты налогов приводит к возрастанию налогообложения доходов, получаемых законопослушными налогоплательщиками. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов от налогообложения, усиливает неоправданную дифференциацию доходов и собственности.

Последствием нелегальной занятости является вытеснение из сферы общественно-полезного труда легальных работников. Общий объем производства не увеличивается, а официальная его часть становится меньше, что приводит к снижению налоговых поступлений.

. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформации его структуры, их ослабление и деградация в тот период, когда наиболее сильна потребность в обеспечении прав и законных интересов участников экономических отношений.

Не менее важным результатом сокращения государственных расходов является сокращение и недофинансирование социальных программ. Это происходит в тот период, когда уровень социальной дифференциации населения достиг критической величины и значительная часть населения живет ниже уровня бедности. Таким образом, высокая социальная цена реформ усугубляется неэффективной социальной политикой.

. Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется, прежде всего, в возрастании ошибок макроэкономического регулирования. Они связаны, как правило, с отсутствием достоверных данных о масштабах, структуре и динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном секторе.

. Влияние теневой экономики на денежно-кредитную сферу проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.

Манипуляции с валютой, которые осуществляют организованные преступные группировки с целью отмывания денег или для получения незаконных доходов, могут оказывать пагубное влияние на обменные курсы и банковские системы во многих странах. Кроме того, наличие крупных, полученных незаконным путем средств в отдельной стране создает зависимость, которую преступные элементы охотно готовы использовать. Часто результатом описанного выше положения может стать инфляция. Неожиданный перевод средств может нарушить деятельность национальных финансовых институтов

Преступные организации также представляют собой серьезную угрозу существованию финансовых и коммерческих учреждений как на национальном, так и на международном уровнях. Внедрение в учреждения, занимающиеся законной деятельностью, запугивание их владельцев, извращение целей их функционирования до такой степени, что они уже не могут служить ни интересам общества, ни интересам акционеров, и ослабление управления такими учреждениями могут привести к злоупотреблению общественными средствами.

Так, например, одна из наиболее драматических страниц криминального использования финансовых учреждений - деятельность финансовых пирамид в России в 1993-1995 гг., когда в результате финансовых преступлений частным инвесторам был нанесен ущерб, размер которого оценивается в 20 трлн. неденоминированных рублей. Одним из результатов этих злоупотреблений явилось резкое падение доверия к кредитным учреждениям.

. Теневая экономическая деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором. Это касается практически всех ее видов. Начиная от сокрытия разрешенной законом экономической деятельности, и заканчивая наиболее опасными формами организованной преступности.

. Влияние на инвестиционный процесс - один из наиболее значимых результатов влияния теневой экономики на экономическое развитие. Сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных.

. Деформация структуры потребления является закономерным следствием криминальных форм перераспределения доходов и собственности и расширения рынков нелегальных товаров и услуг. Имеет место перераспределение ВВП в пользу паразитического потребления. Деформация структуры потребления порождает деформацию отраслевой структуры экономики, стимулируя развитие секторов, обслуживающих обладателей криминальных сверхдоходов. Результатом криминальной экономической деятельности является увеличение расходов узкого круга лиц на предметы роскоши в условиях, когда существует острая необходимость в более широком распределении ресурсов в рамках общества. Отрасли, обеспечивающие удовлетворение потребностей большинства населения не развиваются и приходят в упадок.

Важной тенденцией в изменении структуры потребления является увеличение объема товаров и услуг, направленных на удовлетворение и эксплуатацию деструктивных потребностей и влечений. К таковым можно отнести наркорынок, эксплуатацию проституции, нелегальный игорный бизнес и другие.

. Влияние на систему международных экономических отношений. Крупные незаконные суммы, проникая в мировую экономику, дестабилизируют финансово - кредитную систему, деформируют структуру платежного баланса государств, деформируют цены и негативно влияют на доходы частных фирм. Эксперты ООН полагают, что нельзя недооценивать воздействие «отмытого» капитала на международную экономику. По оценкам, средства, которые в 80-х годах были вовлечены только в незаконный оборот наркотиков, составляли порядка 3-5 триллионов долларов [18, с.18]. По оценкам других специалистов, эти суммы еще выше.

Организованная преступность в силу своей природы склонна к нарушению национальных границ. В результате ее деятельности государства сохраняют суверенитет в формальном смысле этого слова, однако, если они не способны поставить под контроль ввоз оружия, людей и наркотиков на свою территорию, то суверенитет утрачивает многое из своего реального значения.

Положительное воздействие теневой экономики на экономические процессы присуще, прежде всего, декриминализованной ее части. Например, это может относиться к позитивной экономической деятельности, скрываемой от учета и налогообложения и вносящей вклад в производство ВВП. Так, швейцарский экономист Дитер Кассел выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:

) «экономическая смазка» - сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой (когда легальная экономика переживает кризис, производственные ресурсы не пропадают, а перераспределяются в теневой, возвращаясь в легальную после завершения кризиса);

) «социальный амортизатор» - смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);

) «встроенный стабилизатор» - теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).

Например, в Италии, согласно проведенным исследованиям, высокая рентабельность подпольной экономической деятельности, осуществляемая домохозяйками в домашних условиях, может придать экономике динамизм, который бы отсутствовал при других обстоятельствах. Здесь следует учитывать, что работа выполняется в свободное от основных обязанностей время и для ее организации не требуется создания новых структур (производственных помещений, транспортных средств и т.д.). Кроме того, если работник занимается деятельностью, которая без него не нашла бы исполнителя, то общество не несет потерь.

Соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит от ее масштабов (Приложение А).

Позитивный эффект возрастает по параболе, т.е. темп его роста замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере ее увеличения. В таком случае результирующий эффект сначала будет иметь положительный знак и расти (участок 0А), потом его рост остановится (в точке А), начнется процесс спада (участок АВ), а затем результирующий эффект приобретет отрицательное значение, величина которого будет стремительно расти (после точки В).

Эта графическая модель показывает важность контроля над масштабами теневой экономической деятельности. Общественное благосостояние максимизируется, если величина теневой экономики равна 0А, так как при этом результирующий эффект имеет максимально позитивное значение. В крайнем случае, можно допустить разрастание теневой экономики до величины 0В, когда позитивный и негативный эффекты взаимно погашаются. Если величина теневой экономики превышает 0В, то общество несет чистые потери.

И все же, по своей сути теневая экономическая деятельность является негативным феноменом. Хотя нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества практикующим ее предприятиям (увеличение прибыли), работникам (получение возможности трудиться) или потребителям (возможность получить товары и услуги по более низким ценам), она не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков. Развитие нелегального сектора наносит ущерб государственному бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона.

Таким образом, теневая экономика - это не просто сложное социально-экономическое явление, охватывающее всю систему общественных экономических структур, экономических отношений общества - это, прежде всего, неконтролируемый обществом сектор общественного воспроизводства в ходе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ и предпринимательских способностей, скрываемых от органов государственного управления и контроля экономических отношений между хозяйствующими субъектами по использованию государственной, негосударственной и криминально нажитой собственности в целях извлечения сверхдоходов (сверхприбыли) для удовлетворения личных и групповых потребностей небольшой части населения страны.

3.     
Состояние теневой экономики и методы борьбы с ней в Республике Беларусь

.1 Оценка масштабов теневой экономики в Республике Беларусь

Начало развития белорусской современной теневой экономики связывают с серединой 60-х - началом 70-х гг. Этот период оценивается как пик взлета, подъема в развитии командно-административной системы. И с этим связывают возникновение теневой экономики, считая, что вполне логично искать базу теневой экономики в началах самой командно-административной системы, прежде всего в «ничейной» собственности. Ибо первоначальное накопление капитала теневой экономики осуществлено за счет разворовывания государственной, бессубъектной собственности.

В нашей стране теневое производство первоначально базировалось на удовлетворении естественных, повседневных потребностей населения (производство предметов потребления, продукции легкой, пищевой промышленности, услуг населению и т.д.). Теневой характер это производство носило в силу того, что скрывались от учета реальные источники сырья, материалов, оборудования, дополнительные площади и мощности производителей, вуалировалось реальное положение дел в отрасли, на предприятии и пр., где рост производства обеспечивался за счет экстенсивных факторов, а не роста производительности труда. Все это первоначально было нужно командно-административной системе для демонстрации успехов ее политики и практики управления, но скрывало реальное положение дел в экономике. Кроме того, неучтенная или сверхплановая продукция позволяла обеспечивать реальный рост благосостояния уже самой системы, ее носителей.

Развивающаяся в такой форме теневая экономика оказалась более эффективной по сравнению со «световой» из-за фактически бесплатности сырья, материалов, оборудования для теневиков. Их материальную базу оплачивало общество, а доходы от реализации продукции они делили между собой, а также осуществляли подкуп существующей командно-административной системы.

Усредненные стоимостные оценки ежегодного оборота капиталов теневой экономики в стране в 80-90-е гг. показывают, что уже в тот период и по обороту (от 13 до 50 %), и по численности занятых (30-40 % рабочей силы) он приблизился к критическому пределу, когда, по подсчетам западных экономистов, экономика теряет управляемость.

В последнее десятилетие теневая экономика охватила и развила до современного состояния и другие виды деятельности, сращивание дельцов теневой экономики (для защиты «своих» капиталов) с представителями уголовной среды и системы правоохранительных органов сделало эффективной сферой деятельности спекуляцию, самогоноварение, проституцию, рэкет и обеспечило устранение конкурентов. Коррупция в правоохранительных органах позволила успешно обходить законодательство, а в последние годы даже оказывать воздействие на принятие тех или иных законов или в интересах теневиков, или для сдерживания реформ в народном хозяйстве.

Теневой оборот в большей мере присутствует в строительстве, торговле и общественном питании. Что вполне логично - в этих сферах очень много различных регулирующих норм, с одной стороны, а с другой - в них проще эти нормы обойти. В таких видах деятельности, как образование, транспорт, связь нормирующих ограничений меньше, и обойти их несколько труднее.

Из специфики формирования теневой экономики в нашей стране можно вывести ряд особенностей, отличающих ее от западных стран:

§  воспроизводство ее структуры вместе, параллельно и в недрах легальной экономики, фактически через функционирование командно-административной системы. В этих условия возникают благоприятные возможности для роста объемов и масштабов деятельности теневиков.

§  наличие упрощенного процесса слияния, кооперирования в теневой экономике, так как для этих целей используются структуры и хозяйственные связи легальной экономики. Тогда как на Западе, как говорится, каждый сам за себя.

§  расширение социальной базы теневой экономики. Если раньше здесь преобладали представители командно-бюрократического аппарата и уголовной среды, то сегодня так называемым бизнесом занимаются и представители интеллигенции, молодежь и пр.

§  распространение получает такая специфическая черта теневой экономики, как полулегальная деятельность в сфере финансовых отношений, но в рамках закона. Например, из-за отличия в республиканских законодательствах, в частности в Беларуси и Российской Федерации, российские коммерческие банки и местные органы власти устремились в банковскую систему республики, где не было ограничений на размер паевого участия государственных органов в создании коммерческих банков. В результате появлялась возможность резко увеличить уставные капиталы и стать монополистом в этой сфере деятельности.

§  наличие таких специфических форм теневой экономики, как государственная спекуляция, государственный рэкет.

§  усиление борьбы со стороны международной организованной преступности за сферы влияния при выходе белорусских предприятий-экспортеров на мировой рынок.

§  существование различного рода барьеров при продвижении белорусских товаров на мировой рынок, что порождает развитие теневых отношении.

Еще одна особенность теневой экономики нашей республики - появление интеллектуального воровства, которое приносит высокие доходы. К примеру, подделка CD-, DVD-дисков, иные сегменты "экономической серости". Мы пока бедны и не можем покупать видеофильм за 40 долл., но за 4 - купим. Вот и вся формула серой экономики для стран с таким уровнем доходов. Западные фирмы это уже понимают и не обижаются, хотя по инерции пытаются бороться, вместо того чтобы продавать лицензионную продукцию по низким ценам.

Кроме того, как свидетельствует практика, операции по «отмыванию» денег нередко являются многоступенчатыми и реализуются в рамках сложных, хорошо продуманных схем, что часто не позволяет установить их криминальный характер. В частности, в последнее время отмечается активность сомнительных фирм по скупке акций белорусских предприятий.

Еще одной проблемой, непосредственно вытекающей из сложного законодательства, многочисленных проверок и несоответствующих нарушениям штрафов, является проблема коррупции и взяток. Несмотря на постоянно декларируемую борьбу с коррупцией, в последние годы индекс коррумпированности белорусской экономики резко пошел вверх. По данным исследования международной организации Transparency International, Беларусь, согласно Индексу восприятия коррупции, переместилась с 66-го места в 2005 г. на 80-е в 2007 г.

Одним фактом высокой коррумпированности и непрозрачности ведения бизнеса в стране являются т.н. «откаты» - денежное вознаграждение за совершенную сделку, размещенный заказ, выигранный тендер и т.д. (как процент от сделки или размещенного заказа). Естественно, что «откаты» никак не фиксируются в бухгалтерском учете и, соответственно, доходы от них не попадают под налогообложение.

Количество откатов последние годы хоть и несколько уменьшилось, однако остается достаточно значительным: 10% фирм работает с откатами при каждой или каждой второй сделке. В отраслевом разрезе первое место занимает строительство: об откате при каждой - каждой третьей сделке заявило 36% респондентов. Далее по убыванию идет торговля (26%), производство (25%), бытовое обслуживание (24%). Существует также и определенная прямая связь между размером предприятия и его вовлеченностью в «откатные схемы».

Чем больше фирма, тем чаще она дает откат: если малые фирмы встречаются с этим явлением при каждой первой-третьей сделке примерно в 15% случаев, то фирмы с количеством работников от 50 до 100 чел. - в 29% случаев, а средние предприятия с численностью более 100 чел. - в 53% случаев. Таким образом, в значительном числе случаев сделки объясняются не такими рыночными категориями, как «цена», «качество» и конкуренция, а личной мотивацией менеджеров из отдела продаж, руководителей или соответствующих чиновников.

Основной причиной, которая способствуют распространению на белорусских предприятиях теневых отношений, является личная заинтересованность руководящих работников в получении дополнительной прибыли посредством незаконной или полулегальной предпринимательской деятельности. Это достигается путем создания подконтрольных отдельным начальникам и их родственникам фирм, имеющих экономические отношения с данным предприятием, получения взяток за закупку сырья у конкретной коммерческой структуры, производства на площадях предприятия и реализация неучтенной продукции и др.

Рассмотрим наиболее часто используемые формы теневых отношений белорусских предприятий во внешнеторговой сфере.

Наиболее простой формой укрепления таких отношений в финансовой сфере предприятия является создание равного рода совместных предприятий и торговых представительств за рубежом. Как правило, руководят этими структурами доверенные люди из руководства головного предприятия. С учетом специфики белорусского законодательства предприятие стремится передать этим представительствам полномочия по реализации своей экспортной продукции. При этом заинтересованные лица имеют возможность манипулировать ценой на эту продукцию уже на месте, перечисляя на счет белорусского предприятия только отпускную цену (с учетом минимальной рентабельности). По некоторым оценкам, таким путем осуществляется до 30% всех теневых операций на белорусских государственных предприятиях.

Широко применяются также различного рода махинации с таможенными документами. Предприятия, как правило, стараются не связываться с подделкой таможенной документации. Наиболее простым путем сокрытия истинных масштабов экспортных операций является умышленное занижение объемов экспорта по бухгалтерским документам. Это стало возможным при резком росте за последние годы объемов таможенных операции, что делает практически нереальным контроль за каждой конкретной сделкой. При этом в случае обнаружения заниженных показателей экспорта руководство предприятия оформляет фиктивный договор по возврату бракованной продукции. Такого рода махинации наиболее типичны для предприятий, выпускающих широкую номенклатуру продукции. Таможенные махинации занимают от 15% до 60% всех теневых сделок в зависимости от вида деятельности предприятия.

Третьим по значимости способом функционирования теневой экономики на предприятии следует считать выпуск неучтенной продукции. Анализ показывает, что, например, при регулярном занижении процента выхода готовых изделий на одном из предприятий за 3 месяца можно получить порядка 20% месячного объема неучтенной экспортной продукции.

Белорусским экспортерам нередко навязываются теневые отношения в странах Юго-Восточной Азии (Гонконг, Сингапур) и Среднего Востока (Иран, Турция). При работе с фирмами из этих регионов вполне обычным делом является просьба представителей фирм увеличить стоимость заключаемого с белорусским предприятием контракта, а дополнительную сумму (якобы, отказ от предложенного товара) перечислить на счет другой компании в Европе или Северной Америке. Как правило, такого рода финансовые операции трудно контролируются.

Говоря о теневой экономике в РБ, невозможно не затронуть вопрос о нелегальной занятости.

В республике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, появлением регистрируемой и нерегистрируемой безработицы, отсутствием надлежащего контроля последней. Государственная политика занятости сводится к содействию в трудоустройстве, профессиональном обучении, переобучении и социальной защите зарегистрированных безработных. В то же время выход республики из кризиса невозможен без использования всех трудовых ресурсов и свободного перелива рабочей силы из одних сфер деятельности в другие. Государство должно взять на себя роль регулятора занятости, увязывая положение в сфере труда с макроэкономическими условиями функционирования экономики.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что Беларусь - страна теневой экономики, в которой малый и средний бизнес выживает путем весьма тонкого балансирования между сожительством с бюрократией и сосуществованием с мафией, и реально оценить масштабы такой деятельности очень сложно - ведь объемы производства и получаемые доходы тщательно скрываются. По некоторым оценкам, теневая экономика даже в развитых европейских странах составляет чуть ли не половину официального ВВП..

Министерство статистики проводит исследования теневого рынка методом репрезентативной выборки. Периодически опрашиваются граждане, которые сообщают, что, где и сколько товаров и услуг они потребляют. В дальнейшем данные пересчитываются на население страны, учитываются показатели нашей промышленности, официального импорта. В результате получается сумма, которая не покрывается ни производством, ни импортом. Размер теневой экономики Беларуси, по таким расчетам, составляет 15% ВВП. Это соответствует размерам теневой экономики США. Однако существуют и данные Всемирного банка, который оценивает долю теневой экономики в 48,1% валового национального дохода, или $7,6 млрд. Т.е. из переходных стран только на Украине доля теневого сектора в официальной экономике больше, чем в Беларуси.

Для налоговых органов это потери доходной части бюджета Беларуси. Если возьмем ВВП 2008 года - около 100 трлн. рублей, то 15 трлн. было создано в теневом секторе. Это очень большие ресурсы для сбора налогов. Если бы 30% налогов со скрытых 15 трлн. мы могли бы взять, то, разумеется, снизили бы налоговую нагрузку на реальный сектор экономики. Потому то и продукты на рынке дешевле, что с них просто не взяты налоги.

Товар, в отличие от «серых» денег, легче обнаружить. Его налоговые органы называют ахиллесовой пятой теневого бизнеса. Они проверяют законность приобретения товара, транспортировки, хранения и реализации. В 2009 году налоговые органы провели более 58334 рейдовых проверок. В 19983 случаях были установлены нарушения, из тени на 26,9 млрд. руб. изъяли товара, материальных ценностей, на 4 млрд. доначислено налогов. По словам заместителя начальника управления валютного контроля Нацбанка Республики Беларусь Валерия Шулековского, через банки проходят серые схемы - т.е. те, которые совершаются в обход действующего законодательства. В декабре 2008 года был принят ряд нормативных документов, по ним банки смогут скрупулезно отслеживать все подозрительные финансовые операции, которые проводят их клиенты. Разрабатывается целый перечень критериев подозрительности.

Можно сколько угодно долго и громко кричать о борьбе с теневой экономикой. Однако мировой опыт показывает, что бороться с ней можно только одним способом - искореняя ее причину, а не запугивая предпринимателей и чиновников суровостью наказания.

Для исправления крайне неблагополучной ситуации с коррупцией и теневыми сделками нужно, с одной стороны, пропагандировать и внедрять стандарты предпринимательской этики и социальной ответственности бизнеса (прозрачность и соблюдение законов - один из ее важнейших элементов).

С другой стороны, белорусскому бизнесу, как крупному, так и малому, нужна либерализация хозяйственной деятельности, упрощение многочисленных правил, а главное - сокращение налоговой нагрузки, в первую очередь, через уменьшение или ликвидацию налога на прибыль и введение регрессивных ставок по социальному страхованию.

Я считаю, что необходимо снизить налоговую нагрузку. В настоящее время на территории Республики Беларусь действует 15 общегосударственных и 9 местных налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог физических лиц и др.). Еще нужно упростить налоговую систему, т.е. уменьшить количество налогов, т.к. по оценке экспертов Всемирного банка, публикуемой в ежегодном сравнительном анализе условий ведения бизнеса различных стран мира Doing Business, Беларусь занимает самую последнюю строчку рейтинга (183) как страна с самой «неудобной» налоговой системой. Также необходимо упростить регистрацию индивидуальных предпринимателей, потому что порой, чтобы открыть небольшое частное дело нужно не менее года, в то время как, в других странах, к примеру, в Австралии, на это требуется всего лишь день.

Таким образом, реализация предлагаемых направлений позволит получать более обоснованные, достоверные и более полные оценки теневой экономики, а затем на их основе разрабатывать и корректировать комплексы конкретных мер по долгосрочному и краткосрочному регулированию ненаблюдаемой деятельности.

.2.    
Методы борьбы с теневой экономикой в Республике Беларусь

Теневая экономика по-своему неделимая система, имеющая глубинные общественные предпосылки. Поэтому ни одна ее составляющая не может быть ликвидирована сама по себе. Преодолеть же теневой характер экономики как общественно-экономического явления, можно лишь устранив ее причины, о которых было сказано выше

В условиях обновления, имеющих место в Республике Беларусь, борьба с теневой экономикой должна стать главным требованием государственной политики. В общем плане, по мнению П.В.Шевчука, она должна одновременно осуществляться по трем взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям: разрешительному, контрольному и запретительному.

Действуя в разрешительном направлении, следует срочно сформировать все условия для массового появления и развития интенсивных форм хозяйствования, в первую очередь, правовые: укрепить институт частной собственности (закрепление права частной собственности в законодательстве, создание обеспечивающего его механизма государственной защиты, стимулирование формирования субъектов частной собственности и т.д.); разработать основы правового государства, где вся сила государственной власти стоит на защите конституционных прав отдельной личности; внедрить в общественное сознание идеологию цивилизованного предпринимательства; распространить новые экономические знания, которые соответствовали бы рыночной природе общественного хозяйства и др.

В соответствии с Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года на втором этапе (2011-2020 гг.) общее количество налогов должно быть сведено к 7-8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику на 7,5-8,5 процентных пунктов к ВВП, в том числе в 2011-2020 гг. - на 2-4 процентных пункта.

Следует отметить, что реформы, проведенные в 2010 и 2011 гг., позволят повысить рейтинг Республики Беларусь в исследовании «Ведение бизнеса - 2013» по показателю «Налогообложение» до 70 места со 183 в 2009 году.

В соответствии со вторым направлением следует найти и реализовать формы административного, юридического и общественного контроля над предпринимательской деятельностью, а также за государственной службой, ее контролирующей и регулирующей. Для этого возможно создание специальной комиссии, которая осуществляла бы анализ разнообразных условий, создающих почву для развития теневой экономики (для экономических, правовых и административных злоупотреблений), а также представляла конкретные рекомендации по борьбе с этими явлениями. Например, принять закон о государственной службе, в котором были бы предусмотрены специальные формы контроля, ориентированные на борьбу с коррупцией: обязательное декларирование источников движимого и недвижимого имущества претендентов на ряд административных должностей высокого ранга, запрещение совмещения должностей на государственной службе и в коммерческой структуре и др.

Для учета различной предпринимательской деятельности важно иметь развитую государственную научно-обоснованную экономическую статистику, которая формируется не только на основе бухгалтерских отчетов предприятий, данных налоговых ведомств, а также на материалах анонимных социологических опросов собственников предприятий, индивидуальных предпринимателей, отдельных граждан о реальной величине и структуре их доходов. Данные, обработанные с помощью различных статистических методов (метод товарных потоков, при котором сопоставляются данные о ресурсах товаров и услуг и их использование; метод конъюнктурных исследований проведения чувствительного анализа, основанного на анализе наиболее достоверных статистических показателей: например, опережающий рост или спад производства электроэнергии по сравнению с другими отраслями промышленности может быть связан с утаиванием части продукции и др.) позволяют оценочно определить границы объемов теневой экономики, а следовательно, скорректировать ряд макроэкономических показателей, в том числе темп роста и структуру ВВП. Таким образом, мы получаем сформированную и уточненную информационную базу - основу для разработки главных направлений такой государственной экономической политики, которая с учетом объективно существующих проблем, предлагает их действенное разрешение.

Например, по экономике Республики Беларусь результаты таким образом проведенных расчетов, их корректировка и исключение экстремальных оценок показывает, что размер теневой экономической деятельности в части неофициальной (т.е. кроме криминальной) экономики колеблется в пределах 21-25% от ВВП, в том числе по малым предприятиям -4%, по товарообороту - 7-11%, по рыночным услугам индивидуальных производителей 10%. Это значит, что особое внимание контрольных, правоохранительных, законотворческих органов следует уделить торговле и рынку частных услуг.

По данным Генпрокуратуры, в последнее время в стране активизировалась работа правоохранительных органов по выявлению коррупционных преступлений. Так, в 2009 году таковых было выявлено на 23% больше, чем в 2008 году, а за четыре месяца 2010 года - на 22,7% больше, чем за аналогичный период 2009 года.

В сентябре 2010 года была утверждена госпрограмма по борьбе с преступностью и коррупцией на 2010-2012 годы. (К слову, две предыдущие программы утверждались на 4-5 лет, а нынче - всего на три.) Новый документ, в частности, предусматривает комплекс мер в сфере борьбы с коррупцией, включая активное участие в мероприятиях не только правоохранительных, но и высших судебных органов, Совбеза, КГК, Нацбанка, республиканских и местных органов госуправления.

В третьем направлении борьбы с теневой экономикой главным является жесткое законодательное пресечение недобросовестного и социально опасного предпринимательства (экономическое шулерство, наркобизнес, коррупция, мафия и прочее).

Характеризуя запретительное направление борьбы с теневой экономикой следует отметить, что Уголовный кодекс РБ предусматривает уголовную ответственность за такие экономические преступления как мошенничество (статья 209); изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег или ценных бумаг (статья 211); уклонение от уплаты таможенных платежей (статья 231); уклонение от уплаты налогов (статья 243) и др.;

Для решения вопросов в этом направлении целесообразно максимально возможно использовать правовой опыт ведущих зарубежных стран, осуществить интеграцию в различные международные правоохранительные структуры.

В Республике Беларусь легализация («отмывание») теневых доходов является уголовно наказуемым действием. Так, Уголовный Кодекс РБ определяет легализацию ("отмывание") доходов от совершения финансовых операций и других сделок с денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом, приобретенным заведомо преступным путем, использование указанных материальных ценностей для осуществления предпринимательской или иной хозяйственной деятельности с целью утаивания или искажения природы, происхождения, местонахождения, размещения движения или действительной принадлежности указанных материальных ценностей или соотносимых с ними прав (статья 235 Уголовного кодекса РБ). Причем от уголовной ответственности освобождается исполнитель преступления, через которого приобретены материальные ценности, и те, кто, участвуя в легализации, добровольно заявил о сделанном и оказал содействие в раскрытии данного преступления.

Но международный опыт показывает, что проблемы теневой экономики не решаются применением исключительно уголовно-правовых мер. Тут необходимы согласованные действия административного и финансового контроля над операциями юридических и физических лиц с денежными средствами и имуществом, включая меры ответственности за нарушение правил ведения таких операций.

К числу подобного рода международно-признанных мер относятся:

) ужесточение требований по установлению личности клиента, регистрации клиентуры и финансовых операций;

) ограничение режима коммерческой и банковской тайны;

) установление ответственности за сокрытие информации о финансовых операциях, имеющих незаконный или подозрительный характер, равно как и за разглашение сведений о передаче такой информации уполномоченному органу;

) признание преступными любых действий по легализации (отмыванию) финансовых средств, полученных преступным путем с установлением соответствующей ответственности и конфискацией таких средств.

Перечисленные требования предусмотрены упомянутыми выше международными конвенциями, соглашениями и другими международными документами.

Некоторые исследователи (А.Исправников, И.Николаев) предлагают дифференцировать отношение государства к доходам теневой экономики в зависимости от меры социальной опасности той деятельности, в результате которой такие доходы получены. В правовом отношении подразумевается деление на "преступления" и "правонарушения". Очевидно, недопустимо поощрять преступную активность, позволяя легально использовать добытые этим путем капиталы. Допуск же в легальный оборот средств, извлекаемых в результате малозначительных отклонений от установленного порядка осуществления хозяйственной деятельности, вполне приемлем. Таким образом, предлагается мера, противоположная рассмотренной выше, - легализация. В пользу легализации высказываются следующие аргументы.

Первая группа - политического и социального характера. Ресурсы "теневой экономики" способны улучшить положение миллионов наших сограждан, а следовательно, снять напряженность в обществе, угрожающую перерасти в серьезный кризис.

Вторая группа соображений - экономического порядка. Из кризиса не выйти без широкомасштабных инвестиций, между тем после 1991 года объем капиталовложений постоянно падает быстрее, чем производство. И это - наряду с тем, что в "тени" находятся огромные ресурсы, которые не могут быть использованы в производстве из-за их нелегального характера. А в это время отечественное производство остро нуждается в инвестиционном стимулировании.

Аргументы третьей группы от истории. В свое время практика "военного коммунизма " показала: изъять капиталы лишь силовыми методами невозможно; НЭП был не только допущением свободного товарооборота, но и своего рода амнистией "теневых" капиталов. Существенную роль тогда сыграла разумная налоговая политика: налог составлял 25% доходов частника, который моментально активизировался, причем прежде всего в сферах, работающего на конечного потребителя. Когда же было решено вытеснить частника, налоги начали повышать: сначала до 30%, а затем с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более. В результате остатки капитала ушли в подполье. Так как в Республике Беларусь пока не проводились эксперименты в отношении легализации доходов, то рассмотрим российский опыт.

Так, осенью 1997 г. по предложению Президента РФ Б.Ельцина был разработан проект налоговой амнистии, в результате которой с сумм добровольно уплачиваемых налогов не стали бы взимать пени, применять штрафы и иные санкции. Главная цель - этого хода - обеспечение полноты поступления налогов и других платежей в бюджет.

Также следует отметить, что никакая легализация не будет иметь практического смысла, если не будут предприняты попытки ликвидировать причины, стимулирующие уход в "тень". Если высок уровень налогообложения, надо снизить его. Если экономические свободы оборачиваются вседозволенностью, требуется их цивилизованное ограничение. Если само состояние экономики является благоприятной средой для расцвета теневого бизнеса, необходима активизация экономической политики с целью преодоления кризиса и т.д.

Итак, мы определили основные направления государственной деятельности по борьбе с теневой экономической деятельностью, рассмотрели некоторые конкретные меры. Главным же является вывод о необходимости устранения в первую очередь не проявлений теневой экономики, а прежде всего ее причины, т.е. несоответствия существующих экономических отношений устаревшему способу их регламентации и др., ослабления экономических, технических, социальных, правовых и политических факторов, которые способствуют развитию теневой экономики. Существенную роль может сыграть тщательный анализ официальной экономики, в результате которого были бы выявлены правовые и др. "ниши" для теневой деятельности, оценены доли влияния тех или иных факторов в процессе "затенения" формальной экономики, уголовно правовое регулирование, др.

На практике определяющим успешность борьбы с теневой экономикой также является тесное сотрудничество и взаимодействие экономических, законотворческих и правоохранительных структур, в процессе которого учитывались бы интересы всех субъектов хозяйствования: производителей (как государственных, так и частных), государства, домашних хозяйств и др.

Для белорусской экономики, которая имеет очень значительный сектор неформальной экономической деятельности, результаты, достигнутые в борьбе с теневым сектором экономики в ближайшее время, могут определить выбор пути дальнейшего развития, либо отечественная экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латиноамериканскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету.

 

Заключение


В данной работе были рассмотрены вопросы теоретического аспекта теневой экономики, а также функционирования теневого сектора в Республике Беларусь и изучения основных мер борьбы с ним.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Одновременно с легальной экономикой возникла и теневая, сопоставимая с ней по масштабам. В теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной хозяйственной системе.

В целом, теневая экономика представляет собой вполне закономерное явление, причины которого связаны с реакцией на ограничительные меры государственного регулирования, с желанием населения увеличить реальные доходы.

Теневая экономика характеризуется разнородностью состава, поэтому имеет разветвленную классификацию.

В Республике Беларусь функционирование теневого сектора происходит по тем же принципам, что и во всем мире. Однако присутствуют так же и специфически белорусские особенности и механизмы.

Важным условием повышения эффективности борьбы с теневой экономикой является расширение международного сотрудничества, особенно в области информации о незаконных финансовых операциях.

Борьба с “отмыванием” денег - многогранный процесс, который должен рассматриваться комплексно. Так, для более эффективной борьбы с легализацией преступных средств необходимо не только знание законов, директив и инструкций, но и основ экономической деятельности. Особенностью данного процесса является то, что легализация незаконных средств является вторичной на фоне основного преступления, в результате которого появились эти деньги. При этом она хорошо замаскирована в легальном бизнесе.

Подводя итог выполненной работе, необходимо заметить, что фактически невозможно охватить все проблемы, связанные с теневой экономикой. Приведенная информация представляет собой лишь средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно она воздействует на все сферы нашей жизни.

Список использованных источников

1. Актуальные проблемы современной экономики: материалы респ. конф. молодых ученых (Минск, 25 нояб. 2008г.) Вып. 3 . Мн.: БГЭУ, 2008. - 410 с.

. Балашевич, М.И., Нестеренко, В.И. Тенденции развития теневой экономики в условиях глобализации// Вестник БГЭУ. − 2009.− №5.− с.37-42.

. Бокун, Н.Ч. Теневая экономика: понятия, классификация, методы оценки: Методология статистических исследований. Мн.: НИИ статистики, 2002. - 263с.

. Бокун Н.Ч., Кулибаба И.К. Проблемы статистической оценки теневой экономики // Вопросы статистики. − 1997. №7. С. 10-16.

. Бякрешев, А.К., Белозеров И.П Теневая экономика и экономическая преступность. Учеб.пособие. Омск, 2004. - 520 с.

. Дадалко, В.А,. Теневая экономика и кризис власти: проблемы и пути решения. Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2000. − 414с.

7. Заико, Л. Вредна или полезна теневая экономика?//Национальная экономическая газета <http://www.neg.by/>. - 2006. − №50. − с.4.

. Латов, Ю.В. Экономика вне закона (Очерки по теории и истории теневой экономики). М.: МОНФ, 2007. - 284 с.

. Новик, С.В. Методы оценки теневой экономики// Банкаўскі веснік. − 2004. − №10. − С.25-32.

11. Хилюта, В. Преступные доходы: социальная сущность и опасность легализации// Банковский вестник. - 2008. − №4.

. Панин, Л.К. Черная дыра.// Эксперт. - 2006. − №12. − С.2-10.

. Подольный, Н., Подольная, Н. Теневая экономика и организованная преступность: проблемы определения размеров и динамики развития// Уголовное право. - 2006. − №1. − С. 102-106.

. Пузиков, В.В., Громович, А.И. Экономическая безопасность и экономическая преступность. Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2001. 364 с.

. Свенссон, Б. Экономическая преступность. М.: Прогресс, 1987. - 220 с.

. Светина, Л.Е. Проблемы диагностики и нейтрализации теневой экономики// Экономическая наука современной России. - 2005. − №8. − С. 188-189.

. Улыбин, К. Теневая экономика. М.: Экономика, 1991. - 318 с.

.Шестаков, А.В.Теневая экономика. Учеб. пособие. М.: Дашков и Ко, 2000. 151 с.

Похожие работы на - Сущность, структура и субъекты теневой экономики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!