Маркетинг в издательском деле

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    15,71 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинг в издательском деле

Оглавление

Введение

1.Современное состояние и перспективы развития издательского дела

2.Понятие маркетинга и объект маркетингового исследования в издательском бизнесе

. Функции маркетинга в издательской деятельности

4. Основные концепции маркетинга в издательстве

. Функциональные концепции маркетинга

. Инструментарий маркетинга

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В 90х годах в нашей стране произошли события, которые коренным образом изменили образ жизни и образ мыслей бывших советских граждан. За какие-нибудь пару лет рынок стал неотъемлемой частью современного российского общества; его развитие и сейчас идет семимильными шагами.

При таком темпе роста любое явление вызовет интерес к его изучению. Поэтому в Россию с приходом рыночной экономики хлынуло множество наук, занимающихся исследованием теории и практики частного бизнеса. Новоявленным предпринимателям были необходимы знания, помогающие в борьбе с конкурентами, в повышении продаж, в установлении четких и поэтапных планов эффективной работы предприятия.

Поэтому отдельному изучению потребителей, выявлению и предугадыванию их желаний пришла на помощь такая ёмкая и точная наука, как маркетинг. Маркетинг позволил современным российским предпринимателям профессионально работать с потребительским спросом, делать прогнозы, устанавливать грамотную политику сбыта товаров.

Книжный бизнес не остался в стороне - значительные изменения коснулись и его. Если раньше выпуск и продажу книг жестко контролировала советская власть, то теперь издательства и книготорговые организации получили, казалось бы, полную свободу действий. Конечно, эта «свобода» была изначально ограничена, с одной стороны, технической организацией вопроса (ведь современные книги требовали современного оборудования), с другой, потребительским спросом. Если в начале 90х спрос был невероятно высоким на запрещенные ранее произведения, то уже к 2000му году рынок пресытился какой бы то ни было книжной продукцией. Тогда-то книготорговые и издающие организации и озаботились вопросом: ЧТО выпускать и продавать, чтобы это покупалось? И именно тогда маркетинг прочно занял свое место в книжном бизнесе.

Теперь, спустя десять лет, когда научно-технический прогресс продвинулся настолько, что книгу не нужно искать и покупать, чтобы прочитать ее (Интернет и электронные книги легко вошли в жизнь современного обывателя), маркетинг в книжном деле стал настолько востребованным, что ни одна издательская организация не может обойтись без услуг опытного маркетолога. Более того, сейчас в каждой такой организации отводится большое место маркетинговым исследованиям.

Таким образом, можно уверенно сказать, что маркетинг в современном книжном и издательском бизнесе играет значительную и даже решающую роль. И возможно, именно маркетинг поможет решить не только проблему распространения и сбыта книжной продукции, но и проблему чтения в общем в нашей стране.

1. Современное состояние и перспективы развития издательского дела

В современных условиях России книжный издательский бизнес является одним из наиболее рентабельных. В соответствии с законами рынка образуется большое количество издательств, которые пытаются издать книги по различной тематике, найти свою нишу. В книжных магазинах и «на развалах» сегодня представлено такое количество однородной литературы больших и малых издательств, что с полным правом можно говорить о реальной конкуренции между издательствами, борющимися за покупателя.

Книга - достаточно специфический товар. Издание одной книги происходит импульсами (тиражами), после чего требуется или продолжать издание подобной литературы, закрывая весь спектр проблем в данной сфере интересов покупателя, или предпринимать издание книг по новой проблематике. В отличие от производства, издательство не может долго выпускать одну и ту же книгу, поэтому в отрасли печати, как ни в одной другой, быстро идет процесс специализации и дифференциации.

Теперь уже практически нет ни одного издательства, которое бралось бы издавать литературу по всему (или очень широкому) спектру проблем. Как показывает практика, в издательствах превалируют одно-два или несколько основных тематических направлений, на которых формируется его имидж, и несколько вспомогательных (перспективных), которые при определенных условиях могут стать лидирующими. Вследствие этого процесса большинство издательств перешло от спонтанного выпуска книг, подчиненного конъюнктуре рынка, к долговременным программам формирования спроса покупателей и соответственно к программам издания пользующихся спросом книг. Это первая и основная особенность современного книгоиздательства.

Вторая особенность современного книгоиздательского процесса - это ограничение деятельности издательств по регионам. Процесс регионализации сбыта продукции обусловлен небольшими тиражами книг и экономическими условиями их распространения, а также жесткой конкуренцией.

В издательском деле исследователи рынка выявляют характер рынка и потенциальных читателей книги, нередко подсказывают идею нового издания, определяют важнейшие маркетинговые действия. Только после тщательного изучения рынка можно построить стратегию рекламной кампании и выработать план ее осуществления, написать текст на клапаны обложки, уточнить название и решить необходимые производственные задачи.

Сегодня в России около 12 тыс. издательств. Для издательской системы характерно увеличение числа мелких и средних предприятий и сокращение доли государственных издательств в выпуске печатной продукции.

О полном и окончательном переделе книжного рынка говорить еще рано. Конечно, как и везде, идет естественный отбор. Какие-то издательства умирают, появляются новые и т.д. Возникают какие-то новые неосвоенные или пока еще мало освоенные территории, например, компьютерная литература.

До последнего времени книжный рынок был рынком предложения, т.е. читатели были вынуждены покупать то, что им предлагали издательства. Сейчас ситуация меняется: спрос начинает превышать предложение. Смена рынка предложения на рынок спроса ведет к изменениям расстановки сил внутри издательств: ведущей фигурой здесь становится не литературный директор, а менеджер, отвечающий за маркетинг, или коммерческий директор.

Сейчас книгоиздательство сосредоточено в основном в двух городах - в Москве и Санкт-Петербурге. В следующем веке возникнут новые книжные центры. Ими станут города с крупными научными и университетскими центрами.

2. Понятие маркетинга и объект маркетингового исследования в издательском бизнесе

Сколько существует рынок, столько существует и маркетинг, однако осознанная маркетинговая деятельность и само это понятие появилось сравнительно недавно. Именно поэтому определение слова «маркетинг» еще не устоялось, и разные исследователи трактуют его по-разному; следует, однако, отметить, что расхождения в трактовках незначительные и несущественные.

Например, В. Хруцкой предоставляет такое определение: маркетинг - это комплекс мероприятий по исследованию всех вопросов, связанных с процессом реализации продукции предприятия.

В экономических словарях дается такое определение: маркетинг - (от англ. market - рынок, сбыт) - комплексная система организации производства и сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования рынка, призванная приспособить производство к требованиям рынка.

На основе этого определения можно вывести понятие маркетинга в книжном бизнесе: издательский маркетинг - это комплекс видов деятельности издательства по выявлению потребностей потенциальных читателей и их удовлетворению в рыночных условиях.

Маркетинг в книгоиздательстве обеспечивает контакт издателя и читателя, способствует эффективности совершаемых ими обменов. Как следствие, он является целеполагающим началом производства, средством сведения до минимума несоответствия спроса и предложения. В рассматриваемом качестве маркетинг устанавливает и постоянно поддерживает не только товарный, но и информационный обмен между потенциальными участниками рыночных отношений книжного бизнеса.

Как видно из определений, маркетинговому исследованию подвергаются уже существующие и потенциальные потребности читателя. То есть основными объектами маркетинга издательской деятельности являются читательский спрос и читательская потребность.

Спрос - это подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей, потребителей приобрести данный товар; спрос характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. То есть, если у потенциального покупателя есть средства, он может стать фактическим покупателем. И здесь выступает рекламная функция маркетинга - на основе выявленных потребностей и возможностей издающая организация разрабатывает стратегию привлечения покупателя именно к своей продукции.

Однако если спрос покупателя - это желание осознанное и финансово подкрепленное, то потребность - это зачастую не оформленное психологически и материально желание. Потребность - это желание потребителей иметь, использовать товары и услуги, доставляющие им удовольствие, удовлетворяющие их потребности.

Следует отметить, что эти два понятия тесно взаимодействуют друг с другом - потребность рождает и определяет спрос; поэтому маркетинг исследует и потребность, и спрос, и их взаимосвязь. Эту совокупность и можно определить как основной объект маркетингового исследования.

. Функции маркетинга в издательской деятельности

Основные функции маркетинга универсальны и потому применимы и к издательской деятельности. С точки зрения книжного бизнеса, можно выделить шесть основных функций и представить их в строгой последовательности.

1. Аналитическая функция

Состоит в исследовании и анализе рынков в соответствии с его целями и возможностями, определении наиболее приоритетных из них в зависимости от условий реализации продукции, выявлении предпочтения потребителей относительно издания, цены, сбыта, коммуникаций.

Для рынка отрасли печати используются следующие критерии оценки:

·платежеспособный спрос на продукцию;

·емкость рынка;

·культурно-образовательный уровень и социальная среда;

·демографическая среда;

·наличие конкурирующей продукции на рынке.

По указанным выше критериям и исходя из собственных возможностей и целей предприятие выбирает наиболее перспективные и приоритетные для своих изданий, на которых с наименьшими усилиями и затратами можно достичь коммерческого успеха.

2. Стратегическая функция

Заключается в выборе с помощью замеров и прогнозирования спроса конкретных целевых рынков, осуществлении их сегментации, отборе наиболее подходящих сегментов и определении стратегии их захвата.

Рынки можно сегментировать по следующим критериям:

·географическому (регион, климат и т.д.);

·демографическому (возраст, пол, уровень доходов, род занятий, образование, национальность и т.п.);

·психографическому (общественный класс, образ жизни, тип личности);

·поведенческому (поводы для покупки, искомые выгоды и пр.)

Предприятие, исходя из анализа собственных возможностей и поставленных целей, выбирает один или несколько наиболее выгодных сегментов рынка, обеспечивающих максимизацию прибыли.

3. Производственная функция

Заключается в организации производства новых товаров, материально-технического снабжения, в управлении конкурентоспособностью и качеством готовой продукции. Особое внимание обращается на организацию производства товаров рыночной новизны, которые либо открывают перед потребителями возможности удовлетворения совершенно новой потребности, либо поднимают на качественно новую ступень удовлетворение уже известной потребности, либо позволяют значительно более широкому кругу покупателей удовлетворять на определенном уровне известную потребность.

4. Сбытовая функция

Заключается в проведении организации важных процессов, связанных непосредственно с продажей:

·организация системы товародвижения - обеспечивает предприятию (и потребителю) создание таких условий, чтобы товар был там, где он нужен, в тех количествах, в которых он востребован, и того качества, на которое рассчитывает потребитель; осуществляет транспортно-экспедиторские услуги, организует складское хозяйство, создает реализационные сети;

·проведение товарной и ценовой политики - обеспечивается эффективное формирование ассортимента, планируются объемы продаж, устанавливаются цены:

·организация сервиса - обеспечивает комплекс услуг покупателю, расширяет спрос на товар, повышает престиж предприятия.

5. Стимулирующая функция

Стимулирующая функция маркетинга связана с формированием спроса и стимулированием сбыта; выбором видов рекламы, темы и девиза рекламной кампании, средств рекламы; созданием образа предприятия; планированием личной продажи, выбором наиболее эффективного продвижения товара. Как правило, именно реклама - наиболее действенный инструмент, воздействующий на поведение покупателей.

6. Функция управления и контроля

Состоит в установлении максимально возможной планомерности и пропорциональности в деятельности предприятия. Управление и контроль позволяют не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить новые резервы и возможности развития, приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Следует отметить, что все эти функции последовательны, взаимосвязаны, и нарушение одной из этих функций влечет за сбой всех этапов маркетинговой деятельности. Также важно то, что эти функции нельзя разделить и рассматривать отдельно, нужно помнить, что каждый шаг будет существенно влиять на весь процесс издательства книжной продукции.

4. Основные концепции маркетинга в издательстве

Концепция маркетинговой деятельности, или маркетинга - это подход, на основе которого коммерческие организации ведут свою маркетинговую деятельность. Концепция проявляется в стремлении к удовлетворению потребностей клиентов посредством продажи нужных им товаров, обеспечения их производства, поставки, использования, что одновременно приносит прибыль производителям и продавцам.

Многолетняя практика издательского бизнеса выделяет следующие группы концепции маркетинга:

oбазовая - ориентированы на достижение прибыли;

oфункциональная - приоритет в действиях отдается не финансовым результатам (например, формированию спроса).

Выбор предприятием отрасли печати той или иной концепции должен определяться целями и задачами его деятельности на рынке в предстоящий период. Следует отметить, что каждая маркетинговая концепция имеет достоинства и в реальных условиях рынка может обеспечить успех. Поэтому нельзя их противопоставлять. Скорее наоборот, необходимо научиться для достижения успеха создавать комбинации из этих концепций. Выбор концепции во многом определяется наличными ресурсами предприятия (финансовыми, трудовыми и материальными).

Базовые концепции маркетинга

Каждая из базовых концепций маркетинга ориентирована на то, чтобы сделать выпуск и реализацию товара прибыльными. На практике применяется пять маркетинговых концепций: продуктовая, технологическая, сбытовая, рыночная, социально-этическая концепция. Рассмотрим каждую из них.

1. Продуктовая (концепция, ориентированная на продукт)

Исходит из того, что потребители будут благосклонны к товарам, обладающим наивысшим качеством, при умеренных и доступных ценах, и, следовательно, фирма должна сосредоточиться на совершенствовании своего товара. издательский маркетинг потребность читатель

Эта концепция построена на том, что производитель имеет в распоряжении продукт, не имеющий аналогов либо значительно превосходящий товары из этой же группы других производителей. Следовательно, спрос на такой продукт будет расти, если качество его будет выше с каждым разом, а с ростом спроса будет увеличиваться прирост прибыли. Уязвимость данной концепции в том, что невозможно до бесконечности совершенствовать один и тот же товар.

Концепция совершенствования товара достаточно широко использовалась предприятиями отрасли печати в недавнем прошлом, когда действовал так называемый «дефицитный рынок». Сейчас данная концепция нередко применяется при выпуске переводных изданий. При принятии решения в этом случае главным является то, что данная книга (независимо от тематики - художественная или научно-техническая) пользовалась в других странах большим спросом.

2. Технологическая концепция (концепция совершенствования производства)

Эта концепция предполагает, что потребители будут благосклонны к товарам, имеющим доступную цену. Следовательно, издатель должен сосредоточиться на совершенствовании производства с целью снижения производственных затрат. Целевая функция данной концепции - достижение успеха в ценовой конкуренции и увеличение прибыли.

На предприятии отрасли печати может быть использован такой прием данной концепции: одно и то же издание изготавливается в двух вариантах -подарочное издание с отличным полиграфическим исполнением и многочисленными иллюстрациями и обычный текстовой вариант. Естественно, цены изданий будут различаться, но совокупный объем продаж может существенно превысить тот, который был бы достигнут, если бы издание производилось в одном варианте.

3. Сбытовая концепция (концепция интенсификации коммерческих усилий)

Эта концепция явилась закономерным результатом развития производственной и товарной концепций, которые, уделяя максимум внимания наращиванию производства и совершенствованию товара, практически не занимаются тщательным изучением и формированием рынка. В таких условиях рано или поздно, но обязательно обострится проблема сбыта, когда предприятие всеми доступными ему средствами и методами пытается реализовать уже произведенные товары. Следовательно, на практике реализация концепции сбыта по существу связана с навязыванием покупки. Причем продавец стремится во что бы то ни стало заключить сделку, а удовлетворение потребностей покупателей является для него второстепенным моментом.

4. Рыночная (собственно маркетинговая концепция)

Эта концепция состоит в том, что условием успешной деятельности предприятия является определение нужд и потребностей на целевых рынках и обеспечение желаемой удовлетворенности потребителей более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами. Предприятие интегрирует и координирует свою деятельность с расчетом на обеспечение интересов клиентов, получая прибыль именно за счет создания и поддержания потребительского спроса.

Следует различать рыночную и сбытовую концепцию. Хотя причины и способы действия у них схожи, цели они преследуют разные. Если сбытовая концепция направлена на удовлетворение нужд производителя, то рыночная, в первую очередь, ориентирована на потребителя и его нужды.

5. Концепция социально-этического маркетинга

Данная концепция отличается от «обычной» концепции маркетинга тем, что ее целью является обеспечение долговременного благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом. Следовательно, при маркетинговом управлении на уровне предприятия необходимо учитывать по крайней мере четыре момента: потребности покупателя (потребителя); жизненно важные интересы потребителя; интересы предприятия; интересы общества.

Эти базовые концепции, которые в настоящее время используются на предприятиях отрасли печати, уже проверенные опытом, являются образцами той или иной модели поведения производителя книжной продукции. Следует помнить, что для каждого предприятия в каждый период времени могут быть важными как одна, так и сразу несколько концепций.

5. Функциональные концепции маркетинга

Функциональные концепции маркетинга применяются тогда, когда деятельность издательской фирмы ориентирована преимущественно на концентрацию усилий в целях решения стратегических задач. Можно выделить два направления такой деятельности: создание стратегической базы и формирование спроса в зависимости от складывающейся ситуации.

1. Создание стратегической базы

Вырабатывая на рынке политику издательства, следует принимать во внимание, что коммерческие успехи зависят не только от собственных усилий, но и от выгодного и успешного сотрудничества, прежде всего, с книготорговыми фирмами.

Вырабатывая стратегию сотрудничества, необходимо учитывать тип маркетинговой деятельности во внешней среде:

вертикальная маркетинговая деятельность - это деятельность фирмы по согласованию всех участников рынка, связанных с издательством и реализацией книжной продукции.

горизонтальная маркетинговая деятельность - ориентирована на определенную нишу рынка, направленная на удовлетворение потребителя по всему кругу изделий и услуг.

2. Формирование спроса в зависимости от складывающейся ситуации

Развивающий маркетинг представляет собой процесс превращения потенциального спроса в реально предъявляемый, завершающийся появлением на рынке нового товара. Этот процесс должен внимательно прослеживаться предприятием и, в зависимости от сделанных выводов, руководство должно решить, какую из существующих восьми маркетинговых политик ему проводить.

Конверсионный маркетинг направлен на преодоление негативного спроса, характеризующегося тем, что все или большинство сегментов потенциального рынка по каким-либо причинам отвергают товар. Цель данного типа маркетинга - формирование позитивного спроса.

Стимулирующий маркетинг осуществляется в условиях полного отсутствия спроса на товар с целью создания спроса. Отсутствие спроса, как правило, бывает вызвано разными причинами, в частности утратой товаром полезности с точки зрения потребителей данного рынка или слабой подготовленностью рынка к появлению нового товара. В этих случаях задача стимулирующего маркетинга - с помощью рекламы убедить в полезности произведенного товара.

Ремаркетинг представляет собой процесс оживления снижающегося спроса. Для ремаркетинга характерна политика снижения цены на товары и услуги. В период снижения спроса обостряется конкуренция между предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию. В этом случае один или несколько производителей резко снижают цену на товар, чем привлекают внимание потребителей, ранее пользовавшихся их услугами. Другой мерой по оживлению спроса является осуществление комплексных продаж при существенном понижении цены на центральную часть товарного комплекса (например, учебная литература по компьютерам, реализуемая в комплексе с программным продуктом).

Синхромаркетинг решает задачу регулирования колеблющегося спроса и сглаживания колебаний. Часто колебания спроса имеют сезонный характер. Например, книги по садоводству лучше реализуются перед началом весенних работ по саду.

Поддерживающий маркетинг осуществляется в тех случаях, когда уровень и структура спроса на товары и услуги предприятия полностью соответствуют уровню и структуре предложения. Главная задача поддерживающего маркетинга заключается в осуществлении постоянного контроля над теми факторами, которые могут изменить ситуацию на рынке.

Демаркетинг проводится в крайне редких случаях, когда чрезмерный спрос не может быть оперативно удовлетворен по какой-то очень веской причине. В этом случае, чтобы сохранить контроль над сегментами рынка, повышаются цены, прекращается любое стимулирование продажи.

Контрмаркетинг направлен на погашение иррационального спроса на «социально опасные товары». Например, товары, представляющие опасность для здоровья людей, интересов и благополучия общества; издания, культивирующие секс и насилие. Данный вид маркетинга проводится, как правило, по социальному заказу.

Очевидно, что тип маркетинга определяет способ маркетингового управления, представляющего сознательный процесс, направленный на достижение желаемого объема продаж товара на целевом рынке. Маркетинг изменяет подходы и организации производства, содержание и последовательность основных функций предприятия.

. Инструментарий маркетинга

Рассмотренные концепции маркетинга являются возможными направлениями деятельности издательства для управления ситуацией на рынке. Но чтобы желания стали реальностью, необходимо иметь определенные рычаги воздействия на рыночную ситуацию. Их обычно называют инструментами маркетинга. По сути, это виды деятельности фирмы, с помощью которых регулируется ситуация на рынке.

К инструментам продуктовой политики относят качество продукта, ассортимент, торговую марку, службу потребителей.

В коммуникационной политике важными инструментами являются реклама, персональные продажи, обучение продавцов. В отдельных случаях коммуникационные задачи выполняют товар, цена, система распределения. В идеальном варианте все инструменты маркетинга должны координироваться в рамках общей концепции, так как даже самая лучшая рекламная кампания не поможет, если товар низкого качества, цена завышена или товар трудно обнаружить в продаже.

В ценовой политике рассматривают такие величины, как уровень цены, сконто, вид платежей, скидки + надбавки.

Сбытовая политика подразделяется на логистику и каналы сбыта. В системе сбыта концентрируется результат всей маркетинговой деятельности, и поэтому даже хорошо разработанная и правильно рассчитанная маркетинговая стратегия может не дать эффекта, если система не опирается на данные инструменты.

Если для решения задач необходимо привлечь все инструменты, то такой комплекс называют маркетинг-миксом.

Подбор и совместное применение всех маркетинговых инструментов реализуются через процедуры маркетинг-микса, который в основе своей составляет программу издательства. Тем самым маркетинг-микс выполняет задачу реализации выбранных стратегии и концепции, которые помогают достичь выбранных целей. Взаимовлияние маркетинговых инструментов делает составление оптимального маркетинг-микса особенно сложным, поскольку в своем воздействии эти инструменты могут проявляться в качестве замещающих, дополняющих и предполагающих.

О замещающем действии говорят, когда усиленное использование одного инструмента на рынке позволяет сократить применение другого при сохранении неизменным общего результата. Например, мощная рекламная кампания книг по коммуникационным каналам может компенсировать недостаточно профессиональный уровень работников, связанных с их реализацией.

Под дополняющим действием понимают такое воздействие на рынок, когда лишь совместное использование двух или нескольких инструментов может обеспечить желаемый результат. Например, наличие торговой марки на товаре и цены, по которой он реализуется. Фирменный товар не может стоить дешево.

Предполагающее воздействие имеет место тогда, когда действие одного инструмента на рынке строится на использовании другого. Например, расширение ассортимента книг невозможно без роста профессионализма сотрудников, которые заняты их реализацией, когда работа с клиентами проводится постоянно в одном и том же сегменте рынка. Потребитель должен знать, зачем ему необходимо купить еще одну книгу по данной тематике. Это может объяснить только продавец.

При формировании маркетинг-микса следует учитывать в действии эти взаимозависимости инструментов маркетинга, чтобы добиться его оптимальной структуры.

С помощью маркетинговых инструментов фирма заявляет о себе на книжном рынке, а поскольку ситуация там, как правило, представляет собой чрезвычайно динамичный процесс, в котором действуют многие конкурирующие издательства, то необходимо регулярно проверять и адаптировать маркетинговый инструментарий сообразно ситуации.

Заключение

Современный книжный маркетинг рассматривается как система организации всей деятельности книготоргового предприятия по сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения книжного рынка, а также реальных и потенциальных запросов покупателей с целью расширения деятельности предприятия, обретения финансовой стабильности и получения прибыли.

Оптимизация работы книготоргового предприятия предполагает необходимость управления его маркетинговой деятельностью, которое базируется на изучении книжного рынка, его сегментации, планировании, а также разработке комплекса маркетинга с учетом его особенностей. Не только крупные издательства нуждаются в проведении комплекса маркетинговых действий, но и мелкие предприятия также должны проводить подобные мероприятия для выживания в конкурентной среде.

Книжный рынок продолжает развиваться, и ему нужны новые методы, новые грани, новые возможности, которые может предоставить такая наука, как маркетинг.

Список использованной литературы

1.Майсурадзе, Ю.Ф. Энциклопедия книжного дела - М.: Юристъ, 1998. - 528 с.

2.Перлов, В.И. Маркетинг на предприятии отрасли печати: учеб. пособие / В.И. Перлов. - М.: Изд-во МГУП, 2000. - 284 с.

.Борисов А.Б. Большой экономический словарь. - М.: Книжный мир, 2003. - 895 с.

.Коган А.Ф., Есенькин Б.С. Предпринимательство в книжном деле: учебное пособие. - М.: МГУП, 2003. - 284 с.

.Багиев, Г.Л. Маркетинг: учеб. / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн; под общ. ред. Г.Л. Багиева. - М.: Экономика, 1999. - 702 с.

.Жарков В.М., Кузнецов Б.А., Чистова И.М. Экономика и организация издательского дела: краткий курс. - М., 2002. - 67 с.

.Стрижак С. Функциональный маркетинг. - Ч.: РИА ТОН, 2006. - 332 с.

.Маркетинг: учеб. / под ред. Н.П. Ващекина / 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. - 312 с.

Похожие работы на - Маркетинг в издательском деле

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!