МОДИФИКАЦИОННЫЕ ИЛИ ЧАСТНЫЕ. Самые распространенные. Позволяют эстетически изменить продукт (изменить цвет, декор, материал), а так же улучшить устаревшую технику или технологию не меняя ее свойств, параметров, стоимости. Но есть и плюс - псевдоинновации позволяют расширить рынок сбыта или сферу использования.
Внедрение нововведения выгодно: используя их, предприятие может увеличить разницу между выгодой и издержками от производства в свою пользу. Инновации могут быть доведены до коммерческого использования и представляться как новый продукт, ориентированный на рынок и потребителя. По характеру практической деятельности инновации делятся на два вида:
Производственные. Новые знания реализуются в новых продуктах, услугах или технологиях производственного процесса. Это инновации, внедренные в первичной производственной деятельности.
Управленческие. Новые знания воплощаются в новых управленческих технологиях, в административных процессах и организационных структурах. Могут представляться в виде новых методов организации работы, распределения ресурсов, структурирования задач, определения вознаграждения и других. Сфера реализации управленческих инноваций - менеджмент хозяйствующего субъекта. Соответственно, управленческие инновации косвенно связаны с первичной производственной деятельностью.
* ПРОДУКТОВЫЕ: внедрение технологически новых или усовершенствованных продуктов, материалов, комплектующих, которые должны удовлетворить определенные потребности на рынке. Данные инновации ориентированы на рынок и диктуются потребителем.
- Технологически новый продукт - продукт, технические характеристики или предполагаемое использование которого абсолютно новые, либо данные товара существенно отличаются от данных ранее существующих товаров. В данном случае инновации основываются на принципиально новых технологиях или применяется сочетание уже существующих технологии в новом их применении. Пример: первый портативный кассетный плеер - он объединил в себе принцип построения магнитофона и миниатюрные ушные громкоговорители.
Технологически усовершенствованный продукт - уже существующий продукт, у которого более эффективными компонентами и материалами были улучшены качественные или стоимостные характеристики, частично изменились технические подсистемы (это касается комплексной продукции).
* ПРОЦЕССНЫЕ: внедрение новых методов организации производства усовершенствованной или абсолютно новой продукции. Эти инновации определяются внутренними факторами предприятия и диктуются достижениями эффективности. Цель таких инноваций - повысить эффективность производства. В таких случаях состав предприятия часто пополняется новой организационной структурой.
Самая подробная классификация инноваций была сформулирована известным российским ученым А.И. Пригожиным. Она основывалась на следующих признаках:
.Распространенность.
.Место в производственном процессе.
.Преемственность.
.Ожидаемый охват доли рынка.
.Степень новизны и инновационный потенциал.
В свою очередь каждая из этих групп имела свои подразделения.
Вообще, процессы нововведений различны и многообразны по своему характеру. Поэтому, кроме А.И.Пригожина, классифицировать инновации пытались и отечественные, и зарубежные авторы, специалисты экономики и менеджмента: А.Н.Цветковым, П.Н.Завлиным, А.В.Васильевым, В.В.Горшковым, Й.Шумпетер, И.Ансофф, П. Друкер и многие другие.
По месту в системе (в организации или фирме) можно выделить следующие инновации.
Инновации «на входе» в предприятие: использование нового сырья, материалов, машин, оборудования или просто информации.
Инновации внутренней системы предприятия: это может касаться как управленческой системы, так и производственной или технологической. Такая инновация приносит эффект исключительно предприятию.
Инновации на выходе предприятия: изделия, услуги, технологии, информация, предназначенные только для продажи.
Научно-исследовательский институт системных исследований разработал классификацию инноваций, основываясь на сфере деятельности предприятия. Инновации разделили по области применения на:
Технологические. В практике применяются чаще всего. Главное - создать и применить новую технологию, оборудование или материал.
Организационно - управленческие. Связаны с организацией процесса снабжения, производства, доставки и сбыта. Разрабатываются и внедряются новые организационные структуры управления предприятием.
Экономические. Позволяют использовать ранее неприменяемые формы и системы оплаты труда, методы по управлению издержками производства.
Маркетинговые. Ориентированы на производство новых продуктов, способов их продвижения и внедрения на новый рынок. Реализуют потребность в продуктах и услугах.
Социальные. Позволяют применять ранее неиспользуемые методы мотивации и улучшения условий труда, способствуют построению и функционированию новых структур, решают проблемы здравоохранения, образования, культуры.
Экологические. Способствуют реализации новых технологий в области охраны окружающей среды.
Информационные. Позволяют использовать новые информационные технологии, способствует организации рациональных информационных потоков в научно-технической и инновационной деятельности, что повышает достоверность и оперативность в получении информации.
Причины возникновения инновации бывают разными, инновации тоже:
Стратегические. Инновации с перспективным характером, должны обеспечить конкурентоспособность продукта или услуги предприятия.
Реактивные. Инновация, возникшая на действие конкурента. Схожа с стратегическими, так как тоже направлена на повышение конкурентоспособности товара или услуги.
По степени новизны рынка инновации бывают:
Новые в мировом масштабе.
Новые для конкретной страны.
Новые для отрасли.
Новые для предприятия.
Часто инновации довольно простые и небольшие по объему, основаны на незначительных улучшениях. Однако вложений капитала в повышение квалификации, приобретение физических активов, повышение репутации торговой марки требует довольно серьезных. Крупные технологические прорывы встречаются реже.
Создается инновация, создается конкурентноспособность, которая увеличивает возможности рынка, позволяет заполнить его сегменты, которые другие соперники раньше не замечали. И если и дальше конкуренты будут реагировать медленно, то преимущества могут стать устойчивыми. Например, японские компании бытовой электроники обратили внимание на модели маленького размера, потребляющие меньше энергии. За счет этого они добились конкурентных преимуществ, удерживать которые можно только с помощью постоянных улучшений.
Но помните - любое достижение можно скопировать или повторить. Так корейские компании, производя цветные телевизоры, догнали конкурентов из Японии. А в Бразилии компании разработали процессы производства, дизайн и виды кожаной обуви, которые сравнимы с товарами итальянских фирм. Прекратив совершенствовать продукцию и внедрять инновации, предприятие может потерять свои позиции, ее сразу обойдут соперники. Однако рано или поздно найдутся более динамичные конкуренты, которые создадут свои инновации, обойдут существующие преимущества и наладят аналогичный бизнес, но более дешевым способом ведения.
4.Результаты инновационной деятельности
Вообще для внедрения инноваций существует несколько методов: 1. Принудительный метод. Иногда со стороны персонала возникает отрицание инновации, тогда необходимо использовать силу. В социальном плане это дорого и психологически тяжело. Но если предприятие ограничено по времени, то использовать можно, но зная, что откровенного сопротивления не будет. 2. Метод адаптивных отклонений. Данный метод характеризуется незначительными переменами в течение длительного периода. Руководит процессом специально созданная проектная группа. Сопротивление есть, хотя и слабое. Возникающие конфликты устраняются компромиссами, сделками или перестановками в руководстве. Метод рекомендуют использовать при стабильной внешней среде, когда опасность легко предвидеть, а срочности в принятии решения нет. 3. Управление кризисной ситуацией. Метод используется в кризисной ситуации. Например: состояние внешней среды угрожает развитию и совершенствованию предприятия, оно оказалось в жестоком цейтноте. 4. Управление сопротивлением. Метод, который можно реализовать в ограниченные сроки, продиктованные состояние внешней среды. Имея в своем составе срочность, данный метод приближается к принудительному. Если срочность уменьшается, то метод становится схож с адаптивным методом.
Инновационная деятельность в своем итоге получает новые идеи, продукты и технологические процессы новые или усовершенствованные, рождает новые формы организации и управления сферами экономики и ее структурами. Результаты могут быть представлены в виде продукции, имеющей материальную и вещественную форму, а могут быть и нематериальные (например «ноу-хау», представляющие собой частично или полностью конфиденциальные знания, опыт, навыки, сведения технического, экономического, административного, финансового и иного характера). Использование любой формы «ноу-хау» дает преимущество и выгоду лицу, их получившему.
Создатели новшеств приобретают на свои изобретения авторские или смежные с ними права. В таком случае возникает юридическое понятие - интеллектуальная собственность. Оно предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности в 1967г., задача которой помочь ее сохранить. В России законодательно помогает ст.44 Конституции Российской Федерации. Также действует пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:
Закон об авторском праве и смежных правах;
патентный закон Российской Федерации;
Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации.
Охрана служебной и коммерческой тайны, ее способы и методы прописаны в Гражданском кодексе РФ. Там же сказано, что инновационная продукция должна быть индивидуальной. Для этого в ст. 138 того же Гражданского Кодекса установлено понятие - товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Товарным знаком можно назвать любое понятие или предмет (оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и другое). Товарный знак - предмет лицензионного соглашения, объект охраны промышленной собственности. Является составной частью интеллектуальной собственности и входит в состав нематериальных активов. Получить право на использование товарного знака можно, просто зарегистрировав его и получив лицензию. Лицензионная торговля быстро развивается, так как она приносит высокий доход и является менее рискованной по сравнению с прямым инвестированием. Поэтому применяются товарные знаки во всем мире, во всем мире они и защищаются.
Важную роль товарные знаки играют для производителей новшеств, продавцов и их покупателей, так как они указывают на того, кто несет ответственность за определенный товар. Разные производители могут выпускать однородную продукцию, разные продавцы могут ее распространять. Причем и у производителей, и у продавцов могут быть свои товарные знаки, которые служат ориентиром при выборе товара.
Функций у товарного знака несколько:
. Это ориентир при выборе товара.
. Дает понять о наличии соответствующего качестве товара.
. Помогает выделить товар среди схожих товаров других производителей.
. Указывает на источник происхождения товара, так как данные о владельцах товарных знаков есть в реестр товарных знаков, зарегистрированных в Патентном ведомстве.
. Способствует рекламированию товара, что приносит производителю известность, что сохраняет либо увеличивает спрос на товар.
. За счет признания товарного знака, помогает производителю или продавцу занять определенное место на рынке.
Новые технологии передаются как в пределах одной страны, так и на международном уровне. И тогда конкурентноспособность новой продукции помогает в оценке эффективности инновационной деятельности. Если продукт обосновался на внутреннем или внешнем рынке, то инновационная деятельность прошла благополучно. Производственное техническое решение является уникальным и неповторимым. Поэтому индивидуальный технологический товар никогда нельзя связывать с другим товаром, хотя они могут быть из одной отрасли производства. Их сравнивают только по уровню полезного эффекта от использования.
Производя нематериальный продукт затрачиваются средства отличные от средств, потраченные на производство материальных активов. Труд, затраченный на создание новой технологии, в основе своей носит творческий характер. Непосредственное внедрение в производство технологий сопровождается материальными затратами: проектирование и строительство нового предприятия, реконструкция уже имеющихся зданий, обучение персонала, организация и управление процессом и так далее.
Экономические и финансовые показатели выражают эффективность деятельности предприятия. Рыночная экономика не терпит унифицированной системы показателей. Каждое предприятие, исходя из особенностей инновационного проекта, опыта и профессионализма менеджеров, определяет эту систему сам. Однако к показателям есть общие требования:
Показателями должны охватываться все процессы на всех стадиях жизненного цикла товара.
Показатели формируются на перспективу, основываясь на ретроспективный анализ деятельности предприятия, составление идет на 3-5 лет.
Показатели должны быть конкретными: основываться на конкретных товарах, на конкретных рынках, за конкретный период.
Главные показатели выражаются абсолютными, относительными и удельными величинами.
Показателями отображаются все аспекты финансовой деятельности .
Проектировать окончательные показатели можно, лишь проведя многочисленные расчеты, определяя степень риска, устойчивость финансовой деятельности, используя качественную и количественную информацию с техническими, организационными, экологическими, экономическими и социальными аспектами.
В зарубежной практике Организация Объединенных Наций по промышленному развитию советует применять следующие показатели оценки эффективности инновационной деятельности:
чистый дисконтированный доход,
внутренняя норма прибыли или коэффициент дисконтирования,
простая норма прибыли,
простая норма прибыли на акционерный капитал,
коэффициент финансовой автономности проекта,
коэффициент текущей ликвидности,
Заключение
В современном мире понятие «инновация» не имеет общего определения. Это возникло из-за различных подходов авторов к изучению данной проблемы. Но определение, предложенное Й. Шумпетером в 1930 году, считается классическим.
Внедрить новую технику или технологию сложно. Настоящее время показало - технический прогресс «дорожает». Это связано с применением дорогих станков, роботов, компьютерного управления; экология требует повышенных расходов. Все это отражается на себестоимости продукции, увеличиваются затраты на амортизацию, обслуживание основных фондов.
Однако от восприимчивости к новинкам техники и технологии, которые помогают выпускать и реализовать качественный товар, от умения эффективно использовать материальные ресурсы, зависит конкурентоспособность предприятия, способность удержать позицию на рынке товаров и услуг. Высокая квалификация персонала, выполняющего исследования и разработки, тоже влияет на успешности инновационной деятельности. Новаторы, создавая инновацию, берут за критерий жизненный цикл изделия и экономическую эффективность. Цель их стратегии - создать новшество, тем самым возвыситься над конкурентами, стать уникальными, получить признание в определенной области.
Список использованной литературы
. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента: Учебное пособие, изд. 2-е, дополненное и переработанное. - Таганрог.: Изд-во ТРТУ, 2004.
.Елизаров Ю.Ф. Экономика организаций: Учебник для вузов. - М.: Экзамен, 2005.
.Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. -М.: Банки и биржи, 1997.
.Котлер Ф. Основы маркетинга. -М.: Ростинтэр, 1996.
.Максютов А.А. Экономика предприятия. - М.: Альфа-Пресс, 2005.
.Слепнева Т.А., Яркин Е.В. Экономика предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2006.
.Титов В.И. Экономика предприятия: Учебник. - М.: Эксмо, 2007.
.Уотермен Р. Фактор обновления. Как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании. -М.: Прогресс, 1988.
.Фатхутдинов Р.А. Инновационных менеджмент (Innovatory management): Учебник для студентов вузов по специальности и направлению «менеджмент». - М.:»Интел-Синтез», 1998.
.Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: Дело, 2005.
.Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. Экономика предприятия: Учебник. - Дашков и К°, 2003.
.Яркина Т.В. Экономика предприятия. - СПб.: Питер, 2005.
.Инновационный менеджмент: Учебник/Под ред. С.Д. Ильенковой. - М.: Юнити, 1997г.
.Менеджмент в предпринимательстве: Учебное пособие/Под ред. А.К. Казанцева, А.А. Крупанина. - М.: Инфра-М, 2003.
.Производственный менеджмент: Учебник/Под ред. В.А. Козловского. - М.: Инфра-М, 2003.
.Финансовый менеджмент: Учебное пособие/Под ред.проф. Е.И. Шохина, - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004.
.Экономика организаций (предприятий): Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
.Экономика предприятия: Учебник/Под ред. проф. Н.А. Сафронова. - М.: Юристъ, 2000.
.Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития. //В.Э.- 1999. №1.
.Донцова Л.В. Инновационная деятельность: состояние, необходимость государственной поддержки, налоговое стимулирование. //Менеджмент в России и за рубежом.- 1998. №3.
.Лосев В.С. Эффективность инноваций. // Экономика строительства.- 1998. № 9